Бронепоезда и кавалерия. Методы войны завтрашнего дня

112
Из детских переживаний и сублимаций подросткового периода осталось нам в наследство чувство некоторой технической брезгливости к отдельным видам вооружений, которые были в широком обороте европейских армий ещё лет 70, а то и 100 назад. Кавалерийская атака на необорудованную пулеметную позицию в кино о гражданской войне всегда заканчивается триумфальной победой товарища Максима и брата его, пулемета системы Льюиса. Бронепоезд любого размера, чадя черным дымом, со свистом и грохотом кувырком валится в овраг от положенного на рельсы пятака.

Бронепоезда и кавалерия. Методы войны завтрашнего дня




Все может быть на белом свете. Как гласит русская пословица, заставь дурака богу молиться, так он и лоб расшибёт. Угробить можно всё, что угодно. На самом деле всадники выходят из зоны обстрела очень и очень быстро, а основные потери в прошедшей мировой войне кавалерия несла от авиа- и артобстрелов в спешенном состоянии, в местах сосредоточения. Достаточно сказать, что ни одно крупное кавалерийское подразделение советской армии времен Великой Отечественной войны не было пленено в окружении, а случаи захвата конниками бронетехники (как советской, так и немецкой стороны), оставшейся без горючего или своевременного ремонта, многочисленны. Успешные действия кавалерии во второй мировой войне хорошо исследованы и описаны, но массовом сознании все равно остается картинка: шашка наголо, летящая на пулемёт.

Чтобы дважды не вставать, скажем, что в отдельных горных или лесистых местностях, в условиях бездорожья небольшое мобильное подразделение на конях было бы и ныне весьма полезно. А в условиях отсутствия сплошного фронта, в условиях весенне-осеннего бездорожья, при оснащении достаточным количеством противотанковых и противовоздушных средств конники дадут фору бронетанковым соединениям. Тем более что комбикормовая промышленность шагнула вперед и готова обеспечить гранулированным витаминизированным кормом хоть все воинство Чингисхана по умеренным ценам и с доставкой до места базирования.

Основная затыка в использовании кавалерии – уход за конягой: чистка, перековка, лечение, размещение животинки и, самое главное, длительная подготовка бойца.



В знаменитом когда-то произведении Всеволода Иванова «Бронепоезд 14-69» (о гражданской войне на Дальнем Востоке) партизаны разрабатывают план захвата бронепоезда, основываясь на таких шатких психологических предпосылках и предположениях, что даже оторопь берет. Даже первая строчка книги дает некоторое представление об использовании такого мощного оружия, как бронепоезд.

Бронепоезд «Полярный» под № 14.69 охранял железнодорожную линию от партизан (курсив. В.И. Иванова).

В случае с литературным бронепоездом налицо «договорняк» — передача военного имущества противнику с имитацией боевых действий на каких-либо заранее оговоренных условиях. Метода знакома нам со времен Гая Юлия Цезаря. Не зря он описывал сенату свою победу над Фарнаком необыкновенно скупо. Пришел, увидел, победил. О сражении, в котором погибло менее 100 легковооруженных лучников, которые попали под случайную понтийскую раздачу, много не расскажешь.

Вернемся к бронепоезду. Прежде всего бронепоезда прекрасно справляются с обеспечением тыла. Любой мало-мальски важный объект, находящийся под угрозой воздушного нападения, может быть прикрыт группой бронепоездов с достаточным зенитно-ракетным вооружением. Мобильность и огневое могущество бронепоездов неоспоримо и при прикрытии флангов. В гражданскую войну бронепоезда комплектовались пушками 122-мм калибра, способными стрелять на 12-14 верст. При стрельбе из таких орудий платформы расцеплялись, кронштейны откидывались, платформы стопорились, но эффект того стоил. Были и менее тяжелые орудия, позволявшие вести стрельбу с хода.

Замечателен тот факт, что в 1921 году американцы установили на железнодорожные платформы орудия в 356 мм, способные стрелять на расстояние 23 километра. И Конгресс одобрил производство четырех артиллерийских групп на железнодорожных платформах. Огневая мощь впечатляет. Если бы у немцев в Нормандии были бы такие бронепоезда, то десант нужно было бы устраивать где-нибудь в другом месте.

Отмечалось неоднократно, что попытки лобового штурма бронепоездов всегда оканчивались провалом. Легкая уязвимость с воздуха движущихся по железной дороге поездов и бронепоездов — тоже из области фантастического кино. Расстреливались в основном неприкрытые и невооруженные грузовые и грузопассажирские поезда. Результативная стрельба по поездам с самолетов времен Великой Отечественной войны начинается с 3000 метров, а это прямое действие зениток. В царской России рекомендовалось устанавливать на бронепоезд один броневой вагон с 14 пулеметами системы Виккерса. Этого было достаточно, чтобы ни один состав не был поврежден с воздуха за все время первой мировой и гражданской войн. Ныне же размещение средств ПВО на железнодорожной базе может ограничиваться только фантазией проектировщика.

Для захвата станций или других узлов железнодорожного назначения, для обороны самого бронепоезда в состав экипажа включалась полурота солдат с пушкой, двумя пулеметами, связью и прочим интересным. Итого до 112 человек живой силы, включая горниста-сигнальщика. И опять же, надо понимать, что запас боеприпасов для этой группы может быть фактически неисчерпаем. Если, конечно, не слишком удаляться от сухопутного линкора.

Если гипотетически предположить наличие бронепоездов в республиках Донбасса, то в условиях развитой железнодорожной сети и при подавленной активности самолетов и вертолетов ВСУ это был бы весомый аргумент в пользу победы добра над злом.

С развитием беспилотной авиации бронепоезд может служить базой для этих самых аппаратов. Базой, оснащенной полным ремонтным комплексом, чего практически невозможно добиться в автомобильном исполнении. Базой, где операторы размещаются в комфортабельных условиях, и, опять же, начинка вагонов может быть специально спроектирована под стоящие задачи.

Ещё в 1927 году полковник российской армии Шавров А.В., служивший до гражданской войны в генеральном штабе, основываясь на боевом опыте первой мировой и гражданской войн, разработал методы взаимодействия танков и бронепоездной группы. Взаимодействие бронепоездов и авиации, бронепоездов и кавалерии. Он предлагал революционно и даже где-то «крамольную» вещь: включать авиационный взвод непосредственно в состав бронесостава на специальных платформах. Этот авиационный взвод должен был корректировать огонь башенных и платформенных орудий с закрытых позиций, вести разведку и «факультативно» — бомбометание.

Наиболее эффективными признавались действия пары или более бронепоездов по параллельным веткам пути. Причем предполагалось создание тяжелых и легких бронепоездов для решения специфических задач. Понятно, что это усложняло схему управления и вызывало бы к жизни невиданное до сей поры воинское соединение — батальон бронепоездов. Батальон, в который входили бы ещё технический состав и ремонтный, с запасом шпал, рельсов и вагоном-рестораном с казино, девочками и виски. Формат позволяет и это!

Бронепоезд имеет и недостатки, один из которых сходен с кавалерией: сложность обучения персонала. Требуется длительная учеба и практические занятия.

Учите! Учитесь военному делу настоящим образом! Война всегда будет вестись человеком, он останется главным ее материалом. Война — это воля человека, его усилия моральные и физические должны быть обращены на подготовку к ратному труду. Армия без сознания долга, без любви к Отечеству, без нравственных обязанностей немногого стоит, какими бы совершенными машинами она ни была вооружена.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

112 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +13
    26 мая 2018 05:59
    Ныне же размещение средств ПВО на железнодорожной базе может ограничиваться только фантазией проектировщика.
    И габаритами вооружения.
    "В зависимости от высоты (высота определяется от уровня верха головок рельсов (УГР)), на которой груз выходит за габарит погрузки, устанавливаются три основные зоны негабаритности груза:- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1400 мм при расстоянии от оси пути 1761-2240 мм;
    - зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм;
    - зона верхней негабаритности - на высоте от 4000 до 5300 мм.
    Кроме того, для более точного определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно вводится условная зона совместной боковой и верхней негабаритности на высоте от 4000 до 4603 мм при расстоянии от оси пути 1625 мм до границы зоны верхней негабаритности."
    А бронепоезда почти до последнего использовались на ДВ и во время Чеченских войн.
    1. +6
      26 мая 2018 07:38
      Добрый день, Николай. Благодаря Вашим комментам и публикациям на ВО, темы бронепоездов и железных дорог стали одними из интересующих меня. Правда, говорить пока трудновато. Грандиозные сражения были. История создания бронепоездов---давняя.
    2. +8
      26 мая 2018 07:47
      Николай разрешите Вас дополнить!
      В свое время (30-е годы прошлого века) вопрос перемещения тяжелой железнодорожной артиллерии прорабатывался на уровне государства. Так массогабаритный макет 356мм орудия ТМ-1-14 был отправлен из Ленинграда во Владивосток. По пути сносили водонапрные башни, семофоры, даже линию телеграфных столбов. Н о в итоге обеспечили на следующий год переброску тяжелой морской артиллерии.
      1. +5
        26 мая 2018 09:38
        Цитата: Котище
        В свое время (30-е годы прошлого века) вопрос перемещения тяжелой железнодорожной артиллерии прорабатывался на уровне государства. Так массогабаритный макет 356мм орудия ТМ-1-14 был отправлен из Ленинграда во Владивосток

        Да, я знаю. В 30-е годы во Владивостоке дислоцировалась 12-я Морская бригада ЖД артиллерии. И передислоцировать транспортёры 12" ТМ 2-12 и ТМ 1-14 было очень тяжёлой задачей.
        Ещё в октябре 1932 года, когда тяжёлые железнодорожные батареи существовали только на бумаге, А.Б.Елисеев предложил сформировать железнодорожную артиллерийскую бригаду в составе уже существующего 5-го, а также проектируемых 6-го, 7-го и 8-го железнодорожных артиллерийских дивизионов. Штаб и управление этой бригады, получившей наименование 12-я морская железнодорожная артиллерийская бригада, сформировали в течении 1933 года, ещё до прибытия на Дальний Восток тяжёлых батарей. После прихода 356-мм батареи № 6 во Владивосток её командир И.В.Малаховский был назначен командиром бригады, а командир 5-го дивизиона И.И.Швечков возглавил её штаб. Именно он проводил изыскательские работы для выбора позиций 305—356-мм транспортёров в районе залива Америка. Все три тяжёлые батареи («Гнилой Угол», «Эгершельд», «Дунай») и 5-й железнодорожный отдельный артиллерийский дивизион объединили в 12-ю морскую железнодорожную артиллерийскую бригаду."
    3. 0
      11 августа 2018 21:58
      В Чечне бронепоездов было несколько,
      У МВД, у армейки, у жд войск.
      Последняя попытка их использовать, это война с грызунами.


  2. +3
    26 мая 2018 06:39
    всадник на лошади выглядит просто огромным в живую
  3. +12
    26 мая 2018 07:06
    В Донецке ополченцы пытались сделать бронепоезд - увы, вертолеты нацистов сделали из него друшлак. Мне кажется, что автор неправ - иные времена - иные песни. Авиация, вертолеты, ПТУР, РПГ, ДРГ ... не дадут долго прожить линкору на колесиках.
    1. +12
      26 мая 2018 08:44
      Цитата: LeonidL
      Мне кажется, что автор неправ - иные времена - иные песни. Авиация, вертолеты, ПТУР, РПГ, ДРГ ... не дадут долго прожить линкору на колесиках.

      "Иные времена" подразумевают отказ от железной дороги, как основного и наиболее эффективного средства подвоза войск и мат. средств?
      Нет, не подразумевают.
      А значит железные дороги придётся охранять. Именно от перечисленных Вами "Авиация, вертолеты, ПТУР, РПГ, ДРГ". И наилучшим средством по признаку стоимость/эффективность тут выступает именно бронепоезд.
      Это не исключает применения других средств, но полностью заменить бронепоезд они не способны.

      То есть бронепоезда всё равно понадобятся. Просто "ретрограды" воспользуются уже готовым решением, которое "стоит на запасном пути". А такие современные и прогрессивные ребята будут рожать эти бронепоезда на коленке из того, что есть. Как это было оба раза в Чечне, когда понадобилось обеспечить безопасность ж/д маршрута "Моздок-Ханкала
      1. +1
        26 мая 2018 11:06
        А как быть с паровозами тягающими сии бронепоезда?
        1. +7
          26 мая 2018 12:10
          Тепловоз бронировать. Особой проблемы здесь нет. "Чеченские", насколько помнится, вообще частичным бронированием кабины маневрового тепловоза обходились. По крайней мере на том, который я видел.
          1. 0
            28 мая 2018 13:15
            При люом конфликте...возникает такие проблемы:1 Электровоз.....провода перережь и ву-аля...с места не тронется! 2.Дизеля? Но ДТ и подтянуть надо! Преимущество паровоза...Хоть кизяк кидай! Поедет! Но вот помнится на станциях были колонки с водой...Что то не вижу! Как и паровозы ржавеющие....Ну или как памятники стоящие!!!
            1. 0
              28 мая 2018 23:04
              у дизельных автономность весьма высокая, да и заправку можно подвести на одном грузовичке, так что они не сильно от заправки зависят.
              1. 0
                30 мая 2018 07:59
                Всё таки зависят))) И одним грузовичком не отделаешься!
      2. +1
        27 мая 2018 20:21
        Сейчас существует куча всевозможных беспилотников ...Это разведка .. Устроить диверсию на ж.д. путях . Взорвать ,разобрать , заминировать само железнодорожное полотно .. Нанести удар по дороге с воздуха ,ракетный удар ,артиллерийский удар . Тем более есть особоточные боеприпасы ..
    2. +5
      26 мая 2018 12:31
      более эффективнее будет передать Донецку бригаду ОТРК Точка-У, и 100 ракет в придачу, как раз в этом году под Курском наша бригада будет перевооружена на Искандеры
      1. +1
        28 мая 2018 12:56
        Влепить бы вам выговор за нарушение режима секретности. Неснимаемый пожизненно. Языком как баба помелом метете...
        1. 0
          28 мая 2018 23:05
          это та тайна, о которой не знаю только у нас.
          невозможно от разведки уровня ЦРУ спрятать перевооружение полка.
          так что не нагоняйте лишнюю паранойю.
          1. -1
            29 мая 2018 13:10
            Да нет, блин, давайте на всех углах теперь "трубить"... Кто чего еще знает? Порядок и дисциплина должна быть! И чувство ответственности!

            Плакат есть такой "Фото, Сети, Интернет- ждите от врага привет". Рекомендую ознакомиться.
            1. +3
              29 мая 2018 13:56
              хватит паранойи
              я работал на "секретном" заводе, фото которого в США были с 57 года - было видно бычки на дорожках. Работал в НИИ роботехники, где секретны проекты, которые в США уже выкинуты на помойку
              ХВАТИТ глупой тотальной паранойи! нужно прятать только то, что стоит прятать
              перевооружение полка спрятать сейчас НЕВОЗМОЖНО!
              1. +3
                29 мая 2018 17:23
                более того-это было невозможно спрятать даже при СССР....
                Когда АК-74 пошли в Афганистан-американские журналисты(!!!!) отстреляли его чуть ли не одновременно с нашими частями...
              2. -1
                30 мая 2018 10:12
                Хватит языком-то трепать!
                И если уж вы работали на "секретном заводе", то должны были научиться держать язык за зубами! И других неразумных одергивать, а не "клеить отмазы" тут- типа в "цру" итак все знают... Знают, блин, благодаря вот таким же, болтунам.
                От сплетни и болтовни - один шаг до измены.
                1. 0
                  20 августа 2018 11:22
                  надо наоборот всем чем можно хвалиться и пиарить, скрывая только технические подробности.
                  вы вообще осознаете всю свою неадекватность при защите секретов полишинеля??? вы хотите скрывать инфу от своего, СВОЕГО!!! народа!!! не от амеров и прочих шпиёнов, поскольку у сильных держав отлично поставленная разведка и они такие секреты на раз щёлкают, а только от своего народа. это есть несусветный бред.
    3. +5
      26 мая 2018 23:28
      Цитата: LeonidL
      В Донецке ополченцы пытались сделать бронепоезд - увы, вертолеты нацистов сделали из него друшлак.

      Всё потому что изделие кустарное. Систему радиоэлектронного подавления на бронепоезде разместить можно довольно мощную. Накроет и сам поезд и окрестности, так что к примеру вариант с AGM-114 «Хеллфаер» не прокатит. Если подобраться на дистанцию пуска НУРов, так пушки "Панция" бронепоезда разделают вертолёт под орех.
  4. +4
    26 мая 2018 07:36
    [quote=амурец][quote]
    А бронепоезда почти до последнего использовались на ДВ и во время Чеченских войн.[/quote]

    Во время чеченских войн это была самодеятельность, полная импровизация. Ответ на вызов обстоятельств Мы же предлагаем подумать об упорядоченной схеме.
    1. +12
      26 мая 2018 07:55
      Что вроде этого!

      Бронемотовагон!

      Красавец!!!
    2. +7
      26 мая 2018 09:58
      Цитата: genko
      Во время чеченских войн это была самодеятельность, полная импровизация. Ответ на вызов обстоятельств Мы же предлагаем подумать об упорядоченной схеме.

      После Даманских событий и других конфликтов с Китаем и была продуманы схемы современных бронепоездов для Дальнего Востока, так как Транссибирская магистраль вплотную подходит к Советско-китайской границе. ЕМНИП один или два бронепоезда с Дальнего Востока были отправлены в Чечню или прилегающие регионы.
      1. +3
        26 мая 2018 10:09
        Все правильно Николай. Ели честно я не знал для чего проектировали бронпозда участвовавшие в контртеррористичкой операции в Чечне, но то что они не кустарные это точно.
        1. +3
          26 мая 2018 11:50
          Цитата: Котище
          Ели честно я не знал для чего проектировали бронпозда участвовавшие в контртеррористичкой операции в Чечне

          Да всё правильно, строил бронепоезда ХЗТМ им Малышева: "Последние бронепоезда Советской Армии События на острове Даманском в марте 1968 года поставили СССР и Китай на грань открытого военного конфликта: шедшие две недели бои стоили нашей стране немало крови. Требовалось мобильное и эффективное средство – и тогда вспомнили о бронепоездах. Реанимировать идею поручили Харьковскому заводу транспортного машиностроения им. Малышева, вскоре после событий на Даманском получившему правительственное задание на разработку бронепоезда." Сам я видел последний раз бронепоезд в середине 1980-х годов. ИМХО СП "Амур" , но точно не скажу. Он использовался как штаб, при электрофикации восточного участка ЗабЖД о ст Архара до ст Белогорск. Куда его потом перевели я не знаю.
          Владислав, последний раздел по ссылке. http://www.rzd-expo.ru/history/Bronepoezda/
    3. 0
      29 мая 2018 02:00
      Думается, что ж/д инфраструктура очень уязвима. Районы с ж/д могут часто переходить под контроль противоборствующих сторон или вовсе уничтожаться.
      Как боевую систему тылового (в т.ч. медицинского) обеспечения еще можно рассматривать, но в режиме проведения КТО/"наведения конституционного порядка", или в системе территориальной обороны.., но в ходе широкомасштабных б/д, да на большие расстояния (при современной авиации, артиллерии, ракетном вооружении или как уже упоминали выше, ДРГ противника), даже если половину бронепоезда займут рембригады и ремкомплект ж/д, то целесообразность в б/д при этом не ясна.
      1. 0
        29 мая 2018 08:36
        Цитата: Pax tecum
        Как боевую систему тылового (в т.ч. медицинского) обеспечения еще можно рассматривать, но в режиме проведения КТО/"наведения конституционного порядка", или в системе территориальной обороны.., но в ходе широкомасштабных б/д,

        поскольку нет окончательного понимания-КАКАЯ война нам предстоит?Если локальная-то будут очень необходимы,если же серьезная-то удары по крекингам/нефтепроводам/хранилищам не позволят использовать какую либо МОТОРИЗОВАННУЮ технику вообще...
      2. +1
        29 мая 2018 09:07
        Цитата: Pax tecum
        Думается, что ж/д инфраструктура очень уязвима. Районы с ж/д могут часто переходить под контроль противоборствующих сторон или вовсе уничтожаться.
        Как боевую систему тылового (в т.ч. медицинского) обеспечения еще можно рассматривать, но в режиме проведения КТО/"наведения конституционного порядка", или в системе территориальной обороны.., но в ходе широкомасштабных б/д, да на большие расстояния (при современной авиации, артиллерии, ракетном вооружении или как уже упоминали выше, ДРГ противника), даже если половину бронепоезда займут рембригады и ремкомплект ж/д, то целесообразность в б/д при этом не ясна.

        не такая уж это страшная проблема:
        - думается, что маневровый тепловоз вполне подходит для бронепоезда и последующего бронирования. Более того, мне кажется можно значительно опустить дизель вниз, между колёс (отказаться от колёсных пар), даже ценой снижения мощности, повысив пассивное бронирование и увеличив количество тяговых единиц
        - система восстановления пути - это обе крайние платформы с краном посередине, бронированными бульдозерами (скреперами) по краям и запасом собранных элементов пути внутри. Теоретически, бульдозеры должны обладать способностью и тянуть состав
        - наконец, самоходная техника на грузовых платформах может просто "слинять" своим ходом
  5. +2
    26 мая 2018 08:01
    Добавьте пожалуйста подпись к фотографии:
    http://military-photo.com/germany/afv2/tank2/medi
    um2/pz3/14233-photo.html
  6. +6
    26 мая 2018 08:11
    Про кавалерию.
    Кавалерия сменила свою роль с массовым появлением пулеметов и увеличения скорострельности ручного оружия. Последние кавалерийские лавы - это Гражданская война.
    Фактически, кавалерия стала ездеющей пехотой. И как средство передвижения в ряде местностей имеет неоспоримое преимущество. Это в первую очередь касается лесных массивов и гор.
    Поэтому вся подготовка заключается только в начальной ездовой подготовке (за месяц легко обучается любой человек) и простому уходу за животным (за тот же месяц тоже легко учится). Остальное: ветсопровождение, перековка, ремонт сбруи - это можно осуществлять единичными специалистами.
    Остальная подготовка не отличается (за исключением небольших нюансов) от обычного солдата.
    А вот лошадь готовить для боевых действий дольше (программа около года).

    Что касается бронепоездов, то автор немного смешал собственно бронепоезда и артбатареи на ж/д платформе.
    Арт батареи широко использовались в ВОВ и немцами (вспоминаем Дору) и нашими. Но они требовали специального кругового пути и очень хорошо маскировались, т.к. были медлительны и могли попасть под удар авиации.
    А были и бронепоезда непосредственной поддержки войск. Вот они и несли в войну основные потери. Основная проблема такого бронепоезда обеспечение маневренности, т.к. как только бронепоезд встал, то по нему отработает артиллерия или танки. Что касается партизанских действий, то тут тоже обеспечение безопасности пути - самое главное фугас под полотном или на мосту никто не отменял).
    Что касается авиации в ВОВ, то она тоже была эффективна. Опять же главное было было обездвижить бронепоезд, а потом его уже можно было добить. Часто за бронепоездами (когда на них было много зениток) охотились ночью, когда видимость снижалась.

    Что касается современного использования, то в качестве передвижных точек охраны тылов - вполне себе неплохое оружие.

    Тут как и везде надо понимать, что каждый инструмент имеет свое предназначение и может решать только ограниченный круг задач.
    1. +6
      26 мая 2018 10:08
      Добавлю немного о следующих мыслях автора:
      Результативная стрельба по поездам с самолетов времен Великой Отечественной войны начинается с 3000 метров, а это прямое действие зениток.

      Кроме стрельбы есть ещё и бомбометание, которое в Вторую Мировую войну не помешало топить гораздо более обеспеченные средствами ПВО корабли - "Ямато", например.
      На самом деле всадники выходят из зоны обстрела очень и очень быстро

      Всё зависело от количества пулемётов оппонента и его стойкости.
      1. +1
        28 мая 2018 23:09
        Ямато атаковали авиагруппы с нескольких авианосцев, да и ПВО у него была далеко не лучшая.
        Для бронепоезда достаточно одного ударного самолета + целеуказание.
    2. 0
      28 мая 2018 09:16
      Квинслендская ездящая пехота.
  7. +5
    26 мая 2018 08:17
    осталось нам в наследство чувство некоторой технической брезгливости к отдельным видам вооружений, которые были в широком обороте европейских армий ещё лет 70, а то и 100 назад.
    ....Да почему же...каждому овощу свое время...Все течет , все меняется...
    1. +5
      26 мая 2018 10:43
      Метко подмеченно уважаемый Алексий!
      Давно не заглядывали, искренне рад Вас видеть!!!
      С уважением, Котище!
      1. +3
        26 мая 2018 10:47
        Аналогично ,дружище!На этот форум давненько..А на истории..увидите,только если будет статья С.Милютинской..
  8. +4
    26 мая 2018 09:26
    Бронепоезд в новом формате востребован и сегодня. По сути его можно оборудовать КАЗ и динамической защитой, современные платформы и пути с высокой нагрузкой на ось помогут довести бронирование до уровня ОБТ. ПВО тоже не является проблемой. Взамен получается очень мобильная платформа для контроля прифронтовой полосы.
    Кстати о бронепоездах (простите за корявую ссылку, не умею пользоваться HTML):
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B5%D0%BB%
    D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D0%B2_(%D0%B1
    %D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%
    D0%B4)
    Кавалерия тоже может быть востребована, как сверхвездеходный транспорт. Кавкорпуса и конно-механизированные группы естественно создавать смысла нет (хотя вспоминая проделки героя-осетина Плиева хочется), но высокомобильные и всепогодные группы уровня взвод-усиленная рота в горах и лесах нужны и сегодня.
    1. +4
      26 мая 2018 09:33
      А на погранзаставах - так вообще не заменимы.
  9. +9
    26 мая 2018 09:42
    Капцов начал клонироваться и Генераленко - конно -железнодорожная разновидность Капцова?
    Кстати, автор, железнодорожные транспортеры к бронепоездам не имеют отношения.
    Статья - отличное произведение в жанре конно - железнодорожного стимпанка и ретрофутуризма в одном флаконе. Особый шарм произведению придает большое удаление автора от рассматриваемой темы в частности и от милитаризма в общем.
    Кроме того, автор упустил возможность оснастить свой бронепоезд монгольфьерами, наполняемыми выхлопными газами тепловоза или воздушными змеями для наблюдения.
    Кроме того, есть смысл ввести в состав бронепоезда кавалерийское подразделение, разместив его в специальных вагонах. Кавалеристы будут нести охрану, вести разведку, преследовать разгромленного артогнем бронепоезда противника. В случае поломки, повреждения локомотива или отсутствия топлива бронепоезд можно будет тащить лошадями.
    1. +6
      26 мая 2018 10:27
      Железная дорога в горах или пустыне, без рядом расположенных а/м дорог, чем её прикрывать от партизан, или восстанавливать при возможных обстрелах. Вертолетами или дронами?
      По горному Алтаю пробовали пешком за конными туристами угнаться?
      По поводу всемогущества спутникового, ИК и РЛ обнаружения. По Сириям, Ливиям и прочим Мали колесят колонны джихадистов, и никто их не обнаруживает. По пустыням!!!
      1. +5
        26 мая 2018 10:45
        "По горному Алтаю пробовали пешком за конными туристами угнаться?"
        Два вопроса. Первый. Зачем за кем то гоняться пешком.
        Второй. А Вы пробовали убежать на лошади от вертолета в степи или пустыне?
        1. +5
          26 мая 2018 10:54
          1. А затем, что в горах и болотах, да и по множеству пустынь достаточно быстро в любых направлениях а не только по дорогам можно перемещаться либо пешком, либо на лошади/верблюде.
          2. Чегой то вспоминаю всяких туарегов, берберов, малийцев. Убегали и убегают вполне успешно от итальянцев, солдат Каддафи, и даже от Иностранного легиона Франции. Еще и города исхитряются занимать. И это всё в пустыне.
          Если уж говорить про леса, то бандеровцев и лесных братьев выжили из лесов не реально всемогущее НКВД, а амнистия (то есть по факту любая армия оказалась бессильна). Можно еще вспомнить про наркоимперии латинской Америки.

          Если вкратце: чтобы гоняться за всадником на вертолете, его сначала найти нужно. А еще бывают нелетные дни.
          1. +6
            26 мая 2018 12:05
            Вы еще чукчей и оленей забыли. По тундре, особенно зимой, на лошади не очень. Да и верблюд тундру не любит. А олень - то что надо. Да и опыт боевого применения оленей есть. Ставим "Шилку" на полозья, впрягаем полсотни оленей и марш марш, вперед. А боезапас на собаках везти. Они ночью сторожить будут.
            1. +6
              26 мая 2018 12:39
              Цитата: Curious
              Вы еще чукчей и оленей забыли. По тундре, особенно зимой, на лошади не очень.

              Никто ничего не забыл.
              Командный состав Дальневосточного высшего общевойскового командного училища (ДВОКУ) использует установившуюся суровую морозную погоду в Приамурье для отработки курсантами навыков проведения операций в арктических условиях. Речь идёт о подготовки курсантов «арктической» специализации. Пресс-служба Восточного военного округа сообщает о том, что особое внимание уделено практическим ночным занятиям, так как в Арктике, как известно, долгое время длится полярная ночь."
              https://topwar.ru/134539-kursanty-arkticheskoy-sp
              ecializacii-treniruyutsya-v-dvoku-i-pri-minus-40.
              html
              И на стажировке в Арктике, курсанты учились управлять собачьими и оленьими упряжками. К сожалению, фото не нашёл
              1. +5
                26 мая 2018 15:21
                Цитата: амурец
                И на стажировке в Арктике, курсанты учились управлять собачьими и оленьими упряжками. К сожалению, фото не нашёл

                Да вот, пожалуйста:
                1. 0
                  27 мая 2018 12:32
                  какая арктика? что за лес на заднем плане? laughing
                  1. +2
                    27 мая 2018 13:19
                    Цитата: faiver
                    лес на заднем плане?

                    Это Кольский п-ов .
                    1. +1
                      27 мая 2018 16:01
                      вы климатом кольского полуострова интересовались? средняя температура зимы минус десять, как в москве, это не арктика, нехай в тикси на практику едут
                      1. +2
                        27 мая 2018 16:32
                        Цитата: faiver
                        вы климатом кольского полуострова интересовались?

                        laughing Я в этом климате служил.
                        Цитата: faiver
                        как в москве,

                        laughing laughing laughing Не то слово.
                        Цитата: faiver
                        нехай в тикси на практику едут

                        И туда доедут, если потребуется.
            2. +3
              26 мая 2018 20:46
              ""Камаз" - хорошая машина. По тундре хорошо идет. Собачки только быстро устают."
            3. +3
              26 мая 2018 21:15
              Цитата: Curious
              Ставим "Шилку" на полозья, впрягаем полсотни оленей и марш марш, вперед. А боезапас на собаках везти. Они ночью сторожить будут.

              спасибо за комментарий-я сегодня так еще не смеялся. Хотя симбиотические животные всегда спасали человека в разных ситуация. Но прогресс неумолим.
              Отдельные случаи тем и хороши что они подчеркивают значимость прогресса.
    2. +4
      26 мая 2018 10:54
      Цитата: Curious

      Кроме того, автор упустил возможность оснастить свой бронепоезд монгольфьерами, наполняемыми выхлопными газами тепловоза или воздушными змеями для наблюдения.
      Кроме того, есть смысл ввести в состав бронепоезда кавалерийское подразделение, разместив его в специальных вагонах. Кавалеристы будут нести охрану, вести разведку, преследовать разгромленного артогнем бронепоезда противника. В случае поломки, повреждения локомотива или отсутствия топлива бронепоезд можно будет тащить лошадями.

      Что-то это мне напоминает братьев Стругатских!
      Еще надо командиром конебронепоезда назнчить минимум генерал-лейтенанта и ввести в штат единицу - Кота, для того чтоб на пару спали, жрали и все. Ага еще должна быть дрезина! Генерал ведь должен спасти своего Кота от супостата!!!

      Увы бронепоезда сегодня могут быть востребованы только в узкоспециальных напрвлениях: контрпартизанской войне против заведомо слабейшего противника, мобильные системы ПВО и как носители стратегических ракет!
      Если что упустил дополните!
  10. BAI
    +2
    26 мая 2018 10:51
    Бронепроезда проектировались и разрабатывались до 1958 года. Затем - сняты с вооружения. Что изменилось,чтобы возникла целесообразность их возрождения? Сейчас их можно использовать,только если противник не может нанести ответный удар.
    1. +10
      26 мая 2018 12:20
      Цитата: BAI
      Бронепроезда проектировались и разрабатывались до 1958 года. Затем - сняты с вооружения.

      Ну да, в те времена под мудрым руководством тов. Хрущёва в СССР весьма активно со здравым смыслом боролись...
      Потом пришлось "возрождать" бронепоезда на Дальнем Востоке. Эрзац-бронепоезда участвовали в абхазском, карабахском и в двух чеченских конфликтах... Короче, поспешили со снятием с вооружения, сильно поспешили.
      1. +6
        26 мая 2018 13:11
        На территории России ж/д сообщение трудно переоцинить. Особенно в военное положение. Так что железнодорожные комплексы ПВО для обороны ж/д узлов не помешают!!!
        1. +1
          26 мая 2018 19:15
          Цитата: Котище
          Так что железнодорожные комплексы ПВО для обороны ж/д узлов не помешают!!!

          И ПВОшные, и контр-диверсионные/патрульные, и сапёрные/ремонтные (обеспечивающие контроль путей на предмет в том числе ВУ и оперативный ремонт)
  11. +2
    26 мая 2018 12:15
    Опять не эротические фантазии....железная дорога на Донбассе есть,пока ведётся бизнес серьезными пацанами.потом-раз,и нету ни дороги ,ни составов,максимум сутки.про чувака с конем я вообще молчу...это ж нада так курнуть...уж лучше тогда мотоцикл.
  12. exo
    +1
    26 мая 2018 12:21
    В Нормандии,всё решило превосходство союзников в воздухе. И никакие бронепоезда,дело не решили бы. А вот,если немцам удалось бы,взять ситуацию в небе под свой контроль,то и танков с бомбардировщиками,вполне хватило бы. Как на десант,так и на десантно-высадочные средства.
  13. +2
    26 мая 2018 12:25
    В июне 1941 года в окружении в районе Белостока и Минска, погибла 1-я кавалерийская дивизия. Из личного состава дивизии,как и всей 10-й армии, к своим вышли не более 300 человек. Большинство было пленено. В 1942 году корпус Белова понес потери в рейдах по тылам противника, однако нарушить коммуникации немцев не смог. И таких примеров множество. Я к тому,что никакой род войск ,даже самый -пресамый, не может выполнить задачу единолично. В войне 1941-1945 года конница получила поддержку в виде авиации, танков,артиллерии. Без этого никак нельзя было обойтись.
    1. +6
      26 мая 2018 13:00
      Есть одно но конница Доватора и Белова "шастала" по тылам около месяца! Назовите мне любое мотострелковое или танковое подразделение способное на такое?
      Теперь о проблеме конницы. Многие из молодых людей призывного возраста знают, что к лошади с хвоста подходить опасно? Банально можно получить копытом в лоб! Культура массового коневодства сегодня умерла если три четверти века назад каждый знал как за лошадкой ухаживать, береч и лилеить, то сегодня поколение "некст" могут еще и джостик у коняги начать искать.
      Так что удел боевого поименения конницы это парады, разводы и охрана общественного порядка.
      С уважением, Котище!
      П.с. У дочери сидят подружки. Подошел и задал вопрос, кто знает команды для управления лошадью. В ответ тишина, в глазах пустота!!!
      1. +3
        26 мая 2018 19:59
        ""Ну, мертвая!", рявкнул малюточка басом,
        Рванул под уздцы и быстрей зашагал"
        "Мужичок с ноготок" (Н.Некрасов) laughing
        1. +4
          26 мая 2018 20:21
          Вечер добрый Антон! Рад Вас видеть, осмелюсь предположить, что если бы задал подобный вопрос про творчество Некрасова - результат получил аналогичный! hi
          1. +3
            26 мая 2018 20:40
            Добрый вечер, Влад! Думаю, Вы сгущаете краски. В этом возрасте творчество Кинчева интересовало меня гораздо больше литературного наследия Некрасова. Впрочем, я до сих пор первого помню наизусть значительно больше последнего.
  14. +2
    26 мая 2018 12:25
    Линкоры - тоже грозная сила, но их время просто ушло. Из кремневых ружей по вертолетам не стреляют.
  15. +6
    26 мая 2018 14:25
    М-д-а-а ! Такой словесной белиберды давно не читал ! До сих пор в шоке: то ли смеяться,то ли материться ! Судя по статье,автора до сих пор детство в попу щекочет.....я не осуждаю ! Сам такой! Помню,как "разрабатывал" дальнобойные магазинные казнозарядные ружья,которые можно было бы изготовлять в петровские времена...пулемёты-в Крымскую кампанию 1854-55 гг. Но ведь и в реальную действительность надо вовремя возвращаться ! 1.Кавалерия.Если бы с кавалерией было бы так здорово по автору,то от кавалерии бы не отказывались...ну,сократили бы немного...и всё ! Кстати, там,где конница целесообразна и сейчас-она существует ! Конные милиционеры,погранцы,спец.назовцы есть и сейчас! Тайга,джунгли,горная местность-вот "театр боевых действий" конницы ....Часто лошади используются как транспортное средство,но есть и исключения.. В КНА до сих пор существуют кавалерийские подразделения,на вооружении которых имеются и сабли.Располагаются они,зачастую,в горной местности в составе пограничных войск.

    Сохранятся ли в дальнейшем лошади в существующей функциональности? Может и нет..Уже сейчас разрабатываются шагающие экзоскелеты, транспортёры-вездеходы..Почему бы автору не "вообразить" не лихих казаков на "арабских" скакунах с шашками и АК-12; а "ударников(штурмовиков)" в тяжёлых экзоскелетах,как в сериале ,,Эхо-взвод" ?

    2.Бронепоезда(БП).Такая же история... Если бы сохранялась боевая целесообразность.то бронепоезда имелись бы на вооружении многих армий..Но этого нет. Высокая уязвимость бронепоездов выявилась ещё в 1МВ.но при анализе "минусов" и "плюсов" ,всё же решили ,что бронепоезда пригодятся (есть функции,которые БП могут успешно выполнять и сейчас:патрульные,эскортные ,ПВО...) Бронепоезда должны были выполнять вспомогательные(!) функции( охрана ж/д магистралей и т.п....)...Ведь РККА должна воевать на вражеской территории .наступать,иметь превосходство на земле,воздухе,море...При таких условиях,БП вполне способны себя проявить "положительно".Но при изменении этих условий,БП быстро гибнут.Окончательно крест на могилу БП поставило управляемое ракетное оружие (УРО) ! Опять же уязвимость ж/д путей...при наличии "роя" летающих дронов(мультикоптеров) вывести из строя ж/д путь на протяжении нескольких километров(а то и десятков км...) не проблема.В общем,"эра" бронепоездов закончилась ! Да...бронепоезда применялись на ДВ,использовались в Чеченских кампаниях... Но и там они выполняли вспомогательные(!) функции:охрана ж/д путей,огневая поддержка ремонтных подраздепений. ж/д войск..... В начале 20 века на пассажирские поезда на Транссибирской магистрали навешивалась броня до окон для защиты пассажиров от обстрелов поездов китайскими хунхузами.Подобная мера пригодилась бы и в Чеченские кампании до "замирения" Чечни...Может подобное понадобиться и в современном мире...Но можно ли считать это бронепоездами ? request
    1. +1
      26 мая 2018 16:00
      Цитата: Nikolaevich I
      Окончательно крест на могилу БП поставило управляемое ракетное оружие (УРО) !

      Динамка стоит дешево и решает проблему УРО. На танках-то она справляется.
      1. +2
        26 мая 2018 16:31
        Цитата: Альф
        Динамка стоит дешево и решает проблему УРО. На танках-то она справляется.


        Дык, и КАЗы можно поставить....да будет ли стоить "овчинка выделки" ? Не будет ли такая "попытка" напоминать потуги вструмить ЯЭУ в колумбовскую каравеллу ?
        1. +1
          26 мая 2018 16:41
          Цитата: Nikolaevich I
          Цитата: Альф
          Динамка стоит дешево и решает проблему УРО. На танках-то она справляется.


          Дык, и КАЗы можно поставить....да будет ли стоить "овчинка выделки" ? Не будет ли такая "попытка" напоминать потуги вструмить ЯЭУ в колумбовскую каравеллу ?

          Стоит. Не будет.
          Динамка прекрасно защищает именно от ручного противотанкового оружия в виде РПГ, в которых основной и единственный способ поражения-кумулятивный. Если использовать БП в качестве маневренных групп для охраны путей и поездов. Что может нести диверсгруппа из тяжелого оружия ? Только РПГ.
          1. +2
            26 мая 2018 18:54
            Цитата: Альф
            Если использовать БП в качестве маневренных групп для охраны путей и поездов. Что может нести диверсгруппа из тяжелого оружия ? Только РПГ.

            Да всяко бывает!Группа группе рознь...могут и ПТРК прихватить....вон базу Хмеймим даже из миномёта,,Василёк" ухитрились обстрелять....А в качестве бронепоезда ПВО/ПРО (ЗРК) для прикрытия важных ж/д узлов,развязок,станций может и сейчас пригодиться
    2. +4
      26 мая 2018 16:17
      Цитата: Nikolaevich I
      В начале 20 века на пассажирские поезда на Транссибирской магистрали навешивалась броня до окон для защиты пассажиров от обстрелов поездов китайскими хунхузами.Подобная мера пригодилась бы и в Чеченские кампании до "замирения" Чечни...

      Николаевич, позвольте уточнить, хунхузы и ихэтуани это КВЖД и ЮМЖД, то есть территория Маньчжурии и ими занимались специальные подразделения Заамурского корпуса пограничной стражи. Ну и о бронепоездах той поры, именно Дальневосточных,см ссылку
      https://topwar.ru/34294-russkie-bronepoezda-morsk
      oy-bronepoezd.html
      1. +2
        26 мая 2018 17:43
        Цитата: амурец
        хунхузы и ихэтуани это КВЖД и ЮМЖД,

        Вы правы! hi "Полублиндированные" пассажирские поезда-это КВЖД ! В спешке напутал request понадеялся на память,а она подвела.. recourse Но я надеюсь,что от этого поезда не стали "менее блиндированными"? wink
        За ссылку спасибо! Надо будет на досуге почитать...освежить память .
    3. +1
      26 мая 2018 16:51
      действительно, трудно спрогнозировать, что в реале может, вдруг, понадобиться. Разумнее всего создать бронированный локомотив и "систему" восстановления пути, а после уже, под конкретную задачу ставить вокруг них на грузовые платформы самоходные гаубицы, РСЗО, комплексы тактической ПВО и пр.
    4. +2
      28 мая 2018 08:58
      Цитата: Nikolaevich I
      Если бы сохранялась боевая целесообразность.то бронепоезда имелись бы на вооружении многих армий..Но этого нет

      Единственное с чем можно поспорить, как пример отказ после войны (с появлением реактивной авиации) от штурмовиков итог не прошло и 25 лет опомнились и вернулись. Важно правильно определить эту самую боевую целесообразность, а в остальном вообщем-то согласен.
      1. +2
        28 мая 2018 10:13
        Цитата: kapitan281271
        Важно правильно определить эту самую боевую целесообразность

        1...А в качестве бронепоезда ПВО/ПРО (ЗРК) для прикрытия важных ж/д узлов,развязок,станций может и сейчас пригодиться
        2. там они выполняли вспомогательные(!) функции:охрана ж/д путей,огневая поддержка ремонтных подраздепений. ж/д войск.....
  16. +2
    26 мая 2018 16:02
    Цитата: Nikolaevich I
    Уже сейчас разрабатываются шагающие экзоскелеты,

    Вот только источника энергии до сих пор не нашли.
    1. +2
      26 мая 2018 17:03
      Цитата: Альф
      Вот только источника энергии до сих пор не нашли.


      Найдут,в конце концов....куда ж теперь деваться ? request Разработка экзоскелетов идёт и в направлении создания энергоэкономичных исполнительных механизмов,и в надежде использовать в будущем результаты работ по беспроводной передаче электроэнергии...и прочее...вплоть до использования малогабаритных ДВС belay
      1. +1
        26 мая 2018 23:33
        Цитата: Nikolaevich I
        вплоть до использования малогабаритных ДВС

        С остальным согласен, но ставку на малогабаритные и микроДВС я бы делать не стал. Основной недостаток,эти двигатели не могут брать нагрузку с нуля. Да и в остальном, головных болей хватает с ДВС хватает.
        Надо искать ёмкий, малогабаритный источник электроэнергии
        1. +2
          27 мая 2018 02:50
          Цитата: амурец
          ставку на малогабаритные и микроДВС я бы делать не стал.

          Цитата: амурец
          Надо искать ёмкий, малогабаритный источник электроэнергии


          Да я не против! Просто, существуют(существовали) такие попытки request Я за них-не ответчик no Я ещё стирлинги не упомянул ! yes
          1. 0
            29 мая 2018 08:45
            угу...источник ,точнее - топливо придумайте легко добываемое и легко усваиваемое в тылу врага в условиях войны...танки уже бросали в 1941 из-за отсутствия горючки
  17. +3
    26 мая 2018 16:12
    Цитата: alstr
    Про кавалерию.
    Кавалерия сменила свою роль с массовым появлением пулеметов и увеличения скорострельности ручного оружия. Последние кавалерийские лавы - это Гражданская война.
    Фактически, кавалерия стала ездеющей пехотой. И как средство передвижения в ряде местностей имеет неоспоримое преимущество. Это в первую очередь касается лесных массивов и гор.
    Поэтому вся подготовка заключается только в начальной ездовой подготовке (за месяц легко обучается любой человек) и простому уходу за животным (за тот же месяц тоже легко учится). Остальное: ветсопровождение, перековка, ремонт сбруи - это можно осуществлять единичными специалистами.
    Остальная подготовка не отличается (за исключением небольших нюансов) от обычного солдата.
    А вот лошадь готовить для боевых действий дольше (программа около года).

    Что касается бронепоездов, то автор немного смешал собственно бронепоезда и артбатареи на ж/д платформе.
    Арт батареи широко использовались в ВОВ и немцами (вспоминаем Дору) и нашими. Но они требовали специального кругового пути и очень хорошо маскировались, т.к. были медлительны и могли попасть под удар авиации.
    А были и бронепоезда непосредственной поддержки войск. Вот они и несли в войну основные потери. Основная проблема такого бронепоезда обеспечение маневренности, т.к. как только бронепоезд встал, то по нему отработает артиллерия или танки. Что касается партизанских действий, то тут тоже обеспечение безопасности пути - самое главное фугас под полотном или на мосту никто не отменял).
    Что касается авиации в ВОВ, то она тоже была эффективна. Опять же главное было было обездвижить бронепоезд, а потом его уже можно было добить. Часто за бронепоездами (когда на них было много зениток) охотились ночью, когда видимость снижалась.

    Что касается современного использования, то в качестве передвижных точек охраны тылов - вполне себе неплохое оружие.

    Тут как и везде надо понимать, что каждый инструмент имеет свое предназначение и может решать только ограниченный круг задач.


    Уважаемый, по-поводу кавалерии вы несколько погорячились! Если мне память не изменяет, у нас в ВОв было аж 11 кавкорпусов! Даже песню пели: едут- едут по Берлину наши казаки! Не полк для показухи туда заходил. Наша кавалерия воевала по всем каваллерийским канонам! И показала себя наилучшим образом! Но особенности современной войны наложили отпечаток-в обороне кавалерия зарывалась в землю как обычная пехота. Но это случалось от безысходности. И не часто. Больше от неё было пользы в рейдах по тылам противника, и в прорывах. О горно-лесистой местности вы и так уже сказали! Извёл нашу кавалерию окончательно Перлмутер, полагая, что теперь всё решают ракеты. Но Чечня опять напомнила о ней! Правда, что-то существенное создать не создали, но попытки формирования отд. конных отрядов предпринимались. На территории России кавалерия всегда будет востребована, если будут умные и толковые полководцы! Но сегодня у хотелок есть сръёзная проблема-очень мало осталось лошадинного строевого состава! Можно сказать, что почти нет! Надеюсь понимаете, что строевой конь совершенно отличается от гужевого?

    Бронепоезд, как вид оружия, не потерял своей актуальности в принципе! А вот тактика их применения, можно сказать, утрачена, к сожалению. Этим вопросом уже давным-давно никто серъёзно не занимается, а жаль! С учётом просторов РФ, держать территориальную оборону очень даже сподручно! А если их нафаршировать всеми современными примочками типа: РСЗО, БПЛА, РЭР, РЭБ, БИУС и т.д., включая ранее существовавшие элемнты-броня, артиллерия, пулемёты, автономность-то это самый настоящий сухопутный дредноут!
    1. +5
      26 мая 2018 17:16
      "Надеюсь понимаете, что строевой конь совершенно отличается от гужевого?"
      Конечно понимаем.

      Это одна из самых известных пород строевого коня. Китайцы при соответствующем финансировании обеспечат любое поголовье.
  18. +3
    26 мая 2018 16:15
    Цитата: ALEA IACTA EST
    Линкоры - тоже грозная сила, но их время просто ушло. Из кремневых ружей по вертолетам не стреляют.


    Но сами ружья-то остались! И продолжают свой путь в ногу со временем!
  19. +2
    26 мая 2018 16:24
    Цитата: Лекало
    В июне 1941 года в окружении в районе Белостока и Минска, погибла 1-я кавалерийская дивизия. Из личного состава дивизии,как и всей 10-й армии, к своим вышли не более 300 человек. Большинство было пленено. В 1942 году корпус Белова понес потери в рейдах по тылам противника, однако нарушить коммуникации немцев не смог. И таких примеров множество. Я к тому,что никакой род войск ,даже самый -пресамый, не может выполнить задачу единолично. В войне 1941-1945 года конница получила поддержку в виде авиации, танков,артиллерии. Без этого никак нельзя было обойтись.


    Это верное замечание! Т.к., бой всегда существовал как общевойсковое столкновение. Сегодня к нему добавили термин-межвидовый, хотя и в ВОв он уже таковым был. Делать ставку на какой-то один вид оружия могут только политики, типа, небезызвестного Перлмутера. А ВС, как любой живой организм, должны развиваться всесторонне и сбалансированно!
  20. +4
    26 мая 2018 16:30
    Достаточно сказать, что ни одно крупное кавалерийское подразделение советской армии времен Великой Отечественной войны не было пленено в окружении,
    Да что Вы говорите, а как быть с 5 кавкорпусом? Который ДВАЖДЫ был разбит в окружении,сначала в составе Юго-Западного Фронта под Киевом, а второй раз на Южном Фронте, в районе г.Каменска, да так, что уже третий раз и не восстанавливался? Разгромлен.Приказом НКО № 00144 от 15 июля 1942 г. корпус был расформирован.
    а случаи захвата конниками бронетехники (как советской, так и немецкой стороны), оставшейся без горючего или своевременного ремонта, многочисленны.
    Конь, оставшийся без "горючего" и "ремонта" просто сдыхает и что бы этого не произошло, его в лучшем случае съедят свои, в худшем противник...А можно ли съесть танк или бронемашину? И каваллерийское вооружение то же захватывалось...Вот немецкий кавалерист рассматривает нашу шашку образца 1927 года
    1. +4
      26 мая 2018 17:40
      К слову, нацистская германия начав войну с одной кавалерийской бригадой, перешла Неман уже с кавалерийской дивизией, закончила с миллионным поголовьем лошадей в вооруженных силах и воинских формированиях.
      1. +8
        26 мая 2018 17:54
        Цитата: Котище
        закончила с миллионным поголовьем лошадей в вооруженных силах и воинских формированиях.

        Лошадь на вооружении вермахта была всегда. Почти 80% перевозок в тылу осуществлялось ими.






        НО вот то, что, в результате войны на Восточном фронте стал расти боевой состав кавалерии, это действительный факт. И этому научили их мы. Показав успешными действиями своей кавалерии, что рано её списывать, что она очень маневренный род войск.
        1. +3
          26 мая 2018 18:56
          НО вот то, что, в результате войны на Восточном фронте стал расти боевой состав кавалерии, это действительный факт. И этому научили их мы. Показав успешными действиями своей кавалерии, что рано её списывать, что она очень маневренный род войск.

          Вермахт широко использовал лошадок ещё до начало ВОВ. Так что Будённый Семён Михайлович тут не причём. smile
          1. +4
            26 мая 2018 19:49
            Цитата: VictorZhivilov
            Вермахт широко использовал лошадок ещё до начало ВОВ.

            Это к вопросу о "полной" механизации вермахта, о которой так любят упоминать некоторые товарищи.
            1. +3
              26 мая 2018 20:28
              Конную тягу в артеллерии немцы использовали еще шире, чем в РККА. Существовали разведбатальоны укомплектованные 50/50 мотоциклами и лошадьми. Но на начало Великой Отечественной у немцев была только одна строевая конная дивизия! Красная армия - 7 конных корпусов. hi
              1. 0
                26 мая 2018 21:07
                Это с учётом красновцев?
          2. +3
            27 мая 2018 05:31
            Цитата: VictorZhivilov
            Вермахт широко использовал лошадок ещё до начало ВО

            Вермахт широко использовал и магазинные(неавтоматические) винтовки...и чё теперь ? К "затребованным "бронепоездам и лошадям добавить ещё и винтовки Мосина ?
            1. +2
              27 мая 2018 05:51
              Ну, лошадь была ещё задолго до Вермахта... так что бронепоезд и винтовки Мосина лучше оставить историкам они лучше разберутся... Вернёмся к нашим баранам... Простите... к лошадям...
              1. +1
                27 мая 2018 09:40
                Хорошее видео ! Спасибо....давненько я уже такое видео не смотрел !
  21. +2
    26 мая 2018 18:02
    https://vpk.name/forum/s243.html
  22. +2
    26 мая 2018 20:39
    Достаточно вывести из строя железное полотно ,сколько партизаны и бронепоездов и товарняков пустили по откос не сосчитать
  23. +2
    26 мая 2018 21:19
    лучший комментарий по теме был все таки с использованием слова "нацисты" Забавно получилось
    Нацистские вертолеты сделали из него дуршлаг.
    В общем в век войны с использованием всяких "нацистских laughing " вертолетов ПТРК и прочих ракетных вооружений-бронепоезд может оказаться проигрышным вложением.
  24. +2
    26 мая 2018 22:26
    Бронепоезд имеет и недостатки

    целиком и полностью согласен с автором. Только к недостаткам упоминаемым в статье нужно добавить еще три:
    1. Бронепоезда могут работать только при полном отсутствии грузопассажирского сообщения, чего в ЛДНР не наблюдается. Не включать же бронепоезда в расписание: "Внимание! По третьему пути проследует бронепоезд "Сепаратист" на Горловку. Просьба отойти от края платформы!" .
    2. Крайняя уязвимость ж/д полотна от обстрелов артиллерии и действий ДРГ. Не поставишь через каждые 200-300 метров часового с пулеметом и патрулей на дрезинах (даже не броне-) на всех не хватит.
    3. Зависимость мобильности бронесостава (а это одно из основных его качеств) от состояния этого полотна и в -первую очередь мостов.
    Так что проблем здесь ИМХО больше чем преимуществ.
    А учиться надо на любую технику и скотинку - это эез вариантов
  25. +3
    26 мая 2018 23:10
    1.Заступлюсь за кавалерию laughing За Беловский 1 Кавкорпус - подозрительно мало инфы что раньше,что сейчас попадается.Я думаю потому ,что ,во-первых, его военные успехи очень высоко оценивал Сталин ,во-вторых, к его успехам ревновал Жуков ,и в своих Воспоминаниях почти ничего не поминал.Хотя ..
    "Корпус был переброшен на оборону Москвы по личному приказу Сталина и за несколько дней корпус совершил 500 киллометровый переход под Москву по зимнему гололеду.С ноября 1941 года - принимал участие в битве под Москвой на Западном фронте. Заслуги корпуса и его командира в Московской битве трудно назвать иначе, как исключительные. Практически в одиночку части корпуса отбили удар основных сил 2-й танковой группы Гудериана на Москву в юга под Каширой. За отличие в оборонительных сражениях летом и осенью 1941 года, 26 ноября 1941 года корпус был удостоен звания гвардейского, став 1-м гвардейским кавалерийским корпусом.
    К критическому дню Московской битвы, к 3 декабря, когда фашисты подошли на самое близкое расстояние к нашей столице, Павел Алексеевич Белов на своем направлении отбросил фашистов на сорок километров, почти до Венева. До того города, где менее двух недель назад Гудериан разгромил нашу веневскую группу войск. "
    Зацените операцию /коя без кавалерии не срослась бэ/
    "...своеобразнее развернулись события на большой станции Узловая, где при наступлении гитлеровцы захватили много эшелонов с важными грузами. Пехота 10-й армии без заметных успехов атаковала Узловую с востока. И туда Белов тоже направил свой полк, оказавшийся ближе других к станции, — 108-й кавалерийский полк подполковника В. Д. Васильева из 2-й гвардейской кавдивизии. По штату кавалерийский полк примерно вдвое меньше стрелкового. Тысяча бойцов и тысяча коней — четыре сабельных эскадрона, один пулеметный эскадрон и несколько небольших подразделений, У Васильева в строю после многих боев насчитывалось человек шестьсот. И приданная полку батарея 76-миллиметровых орудий ЗИС, которые пообещал и прислал Белову сам Верховный Главнокомандующий. Орудия были замечательные по всем параметрам. Командир батареи капитан Обуховский, выслав к станции корректировщиков, открыл огонь с расстояния в одиннадцать километров, надежно укрыв свою технику. Немцы не могли понять, откуда летят снаряды, точно попадавшие в цель. Начались пожары. Гитлеровцы попрятались в укрытия. А тем временем Васильев, используя складки местности, незаметно подвел свой полк к Узловой и, не дав немцам опомниться, стремительно атаковал станцию в конном строю. Это вообще-то бывало очень редко. Какие уж конные атаки на пулеметы и автоматы — самоубийство. Но на Узловой обстановка была подходящая. Конная лава захлестнула станцию, ошеломленные немцы вылезали из подвалов, из блиндажей и поднимали руки. А пытавшиеся сопротивляться падали под пулями и ударами шашек. Все было кончено очень быстро."
    2.Бронепоезда "старого типа" - заведомо покойники .А ,вот, с догорбачевскими спецвагонами как бишь его ,Баргузин - очень нужная вещь.
    3.Я бы ещё на Армату приспособу приколхозил /штучно/для возможности "кататься" по ж/д.И на выставке ,случайно,дал бы утечку по ТТХ ,что лучше всего гаджет ,мол, лЁтает по европейской колее и по амеровской /если они разные/.Потом лафа - сиди,читай в нете ,как вороги свои пути рвать засобираются /скока средств на программу потратят/ lol
    1. BAI
      0
      27 мая 2018 10:08
      к его успехам ревновал Жуков ,и в своих Воспоминаниях почти ничего не поминал.

      Приказ на рейд корпуса Белова дал Жуков. Контролировать его выполнение приехал его Зам.(фамилию не помню). В результате корпус выпихнули в рейд без тылов. (оружие и БОЕПРИПАСЫ!(все осталось) собирали на месте гибели вяземской группировки). Выход в рейд закончился взаимными обещаниями:
      Заместителя Жукова - расстрелять начальника разведки корпуса,как только тот приедет к нему для доклада.
      Начальника разведки корпуса - расстрелять зама Жукова,как только тот появится на передовой
      (Эпизод по воспоминаниям начальника разведки - искать на Милитерре).
  26. +3
    27 мая 2018 01:40
    На ЖД носитель нужно прежде всего ставить те типы вооружений которые грунтовый просто не потянет. Как многие уже отметили применение ЖД носителя будет оправдано в качестве усиления грунтовых систем ПВО и ПРО. К примеру систему объектового ПВО неплохо усилить лазерным локатором. Энергоёмкость такой штуковины просто огромна, грунтовый носитель её не потянет, а вот ЖД запросто. К тому же такой локатор будет серьёзной проблемой для противника. Вся система малозаметности которой так гордятся за лужей становится сразу не актуальной. Для подавления такого локатора потребуется энергия, причём очень много, а в воздухе её взять не от куда. Эффективно справиться с такой задачей может только снег, дождь или туман. Но эти атмосферные явления союзниками авиации тоже не являются. В крайнем случае расчёт меняет лазерный модуль на обычный РЛК.

    Так же ЖД носитель выручит при отражении массированного налёта на объект. Не для кого не секрет, 60 "Топоров" на объект критической инфраструктуры фантастикой не является. Все эшелоны ПВО противник будет подводить к моменту когда стрелять будет не чем. Вот тут как раз и пригодятся ЖДПУ с конвейерной подачей. Конвейер и 5 -7 вагонов сможет обеспечить ПУ. Последний вагон конвейера будет иметь загрузочные аппарели для пополнения.
    Что касается бронепоездов переднего края тут тоже не всё безнадёжно. Безусловно нужно выхлестнуть всё системы дальнего поражения. Развитие систем противодействия упирается в 2 проблемы - питание и место. Как раз на бронепоезде это решаемо. Что касается классических вооружений. К примеру у "Абрамса" не очень много шансов против орудия "Коалиции" установленного на бронепоезде, а спор "Бредли" с сдвоенным модулем "Деривации" не сулит ничего хорошего для БМП.
    1. 0
      28 мая 2018 23:14
      для локации стелсов можно использовать даже активную акустику, т.к. обычно это дозвуковые цели.
    2. 0
      31 января 2022 13:22
      Первое, что приходит в голову, это приспособить на ЖД платформу морскую зенитную артиллерийскую установку АК-176МА с 76,2-мм автоматическим орудием. На гусеницы или колеса такую не поставить, зато оборонять воинские составы и ЖД станции такой вагон сможет, в том числе и от беспилотников.
  27. +1
    27 мая 2018 12:54
    статья какая то непонятная - понадергано и оттуда и отсюда, автор смешал бронепоезда и ж/д артиллерию а это не одно и тоже, вообщем смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий...
  28. 0
    27 мая 2018 20:22
    Статейку случайно не отчаявшийся ВСУшник писал?
  29. 0
    28 мая 2018 18:52
    Цитата: cenzor1966
    А как быть с паровозами тягающими сии бронепоезда?

    Да легко! Вам сколько надо?! Я знаю место в Сибири, где штук 15 стоит! И ещё столько же в одной под московской станции. Думаю что ещё много таких же отстойников.......................
  30. 0
    28 мая 2018 23:11
    Цитата: Curious
    Капцов начал клонироваться и Генераленко - конно -железнодорожная разновидность Капцова?

    ну когда мы увидим статью про бронирование лошадей, будет точно известно, кто пишет )))
  31. 0
    29 мая 2018 06:37
    Вполне обосновано создание и применение конных эскадронов для охраны тех же железнодорожных путей. Все хорошо когда в меру. Но в современном мире дальше конного полицейского, рейнджера, казачьего разъезда, особых перспектив для кавалерии не вижу. Разве что после глобальной войны и последующего цивилизационного кризиса когда выжившие скатятся век эдак в 19-й с паровозами,телеграфом Морзе, бравыми кавалеристами, капсюльными ружьями.
  32. 0
    11 августа 2018 21:34
    По конным есть интересный материал и не один!!!
    Вот например, ищите по фразе "Конники генерала Белова - полгода в тылу врага".
    Читал ОЧЕНЬ много воспоминаний по ЭТОМУ конкретно командиру и его частям.
    Читайте, очень - познавательно.
    Сам генерал, Белов -

  33. 0
    22 августа 2018 05:12
    С одной стороны можно пошутить: "Лук со стрелами обладает абсолютной автономностью по боезапасу и не подвержен воздействию РЭБ". Но со стороны иной вся военная история показывает, что новое это действительно старое и не всегда хорошо забытое. Насчёт кавалерийских подразделений свою нишу они в армиях мира нашли, и ниша эта покрывает десятки процентов мировой суши. Хорошо,что и у нас потихоньку появляются подобные подразделения для горно-лесистой местности. Да что там? Та же конная полиция неплохой базовый мобилизационный резерв. Автор прав в вопросах подготовки бойца, а вернее пары боец-лощадь. А вот насчёт бронепоездов... Уж больно "жирная" и "громкая" цель для любого вида современного вооружения. Даже как артиллерийская или зенитная платформа проигрывают любому другому прежде всего в ограниченности маневра. Ну и давайте не забывать о "травмоопастности". Поражение бронепоезда на ходу в маневре уклонения ( что может занимать приличную часть времени)- сотня жертв при примерно том же колличестве боеприпасов,потребным на поражение предположим 2х танков с 6тью бойцами(причём в танке шанс выжить приличный). Но каждому ботинку свои шнурки. У всего ,практически у всего из того ,что придумало человечество есть шанс поучаствовать в продолжении политики иными методами и тема использования,предположим детских надувных шариков в военных целях бесконечна и благодатно. Что уж там говорить о "специально выдуманных" воинских агрегатах и формах ведения борьбы,раз уж мы до сих пор, уже 800 лет мечем снаряды из пушки старым добрым порохом?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»