Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри

39


Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» — «Шилке».



Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.



История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.



Сегодня всеми, кто мыслит современными категориями, термин «автономный комплекс» воспринимается как должное. А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри


Это при том, что Астров не был авторитетом в области создания зенитных систем! Он был конструктором танков!

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.







Вторая компонента комплекса — радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.




Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.




Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.









Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель — это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.









Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.




Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.



Экран локатора










Аналоговая электроника... Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность... Ух...

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.



Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.



К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.



Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши "верные друзья", приобрели у Советского Союза эти машины.



И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.
39 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    22 июня 2018 06:22
    Видел в деле... Со стороны смотреть страшно... А если попасть под раздачу...
    1. +16
      22 июня 2018 10:19
      Если все внутреннее барахло выкинуть, заменить на современные модули и поставить ЖК монитор, то места хватит не только для командира, оператора-поисковика и оператора-наводчика, но можно будет даже добавить в экипаж резиновую бабу для расслабления на отдыхе.
      1. +10
        22 июня 2018 11:59
        Цитата: Правдодел
        но можно будет даже добавить в экипаж резиновую бабу для расслабления на отдыхе.

        Жена уехала что ли? wink
        По статье - спасибо Роману за цикл, он воплотил мою давнюю мечту - полазить по танкам внутри. У нас в техническом музее ВАЗа танков разных полно, включая "Шилку", но люки у всех заварены. А жаль.... crying
        1. +3
          27 июня 2018 14:35
          Цитата: Ингвар 72
          но люки у всех заварены


          А это, что-бы бабу резиновую не засунули.
      2. +9
        22 июня 2018 13:29
        Цитата: Правдодел
        Если все внутреннее барахло выкинуть, заменить на современные модули и поставить ЖК монитор, то места хватит не только для командира, оператора-поисковика и оператора-наводчика, но можно будет даже добавить в экипаж резиновую бабу для расслабления на отдыхе.

        Проблема в том, что уже в начале 80-х "Шилки" считались устаревшими не из-за СУАО, а из-за вооружения: эффективная дальность пуска ПТУР и прочего авиационного УРО превысила эффективную дальность стрельбы 23-мм пушек ЗСУ. Ответом на новые вызовы стала "тунгуска", а "шилки" стали переводить во второй эшелон и Сибирь/ДВ.
      3. 0
        22 июня 2018 22:55
        не только для командира, оператора-поисковика и оператора-наводчика, но можно будет даже добавить в экипаж резиновую бабу для расслабления на отдыхе
        Рассказывал кто то что у них в части были "Шилки"или "Тунгуски",и был чувак который очень любил свою машину и постоянно проводил там время за техобслуживанием,в том числе включая радар.Так его демобилизовали по состоянию здоровья,волосы на голове все выпали.Да и до баб ему судя по симптомам дела уже не было.
      4. 0
        24 июня 2018 09:06
        Заманчиво. Я одному любителю " околоснайперских дел" " тактического" медвежонка плюшевого подарил. Хохмы ради. Так он его тереь с собой таскает. Говорит удобно очень. И под ложу и под голову положить можно, на рюкзак с зади его цепляет. Страшный человек..Так вы тоже там с советами поакуратней...)))))
    2. 0
      25 июня 2018 13:37
      Тоже на учениях видел . Какая то модификация , сноп огня и рев . Дракон просто .
  2. +1
    22 июня 2018 07:20
    https://topwar.ru/752-shilka-zsu-23-4.html

    История создания
    1. 0
      22 июня 2018 07:52
      Спасибо за ссылку hi
  3. Комментарий был удален.
    1. +4
      22 июня 2018 14:45
      Суровый комментарий laughing
      Нормальная ознакомительная статья, это ж не справочный материал.
      Простота, чего ж не ясно - это оптический визир ( прицел, проще говоря). Стреляй куда хочешь, не включая локатор.
      По ракетам : ПРЛС ( противорадиолокационный снаряд)наша традиционная терминология, а не ПРР. Эти ракеты с 70 есть и " воздух- земля", и "- корабль", и , не поверите, " воздух- воздух" ( сйчас у нас это Р-27П). Это я к вопросу поражения подвижных РЛС.
      Ну а о нынешних вертолетах, которые гоняют до 320 км/ч - правильное сравнение; Ил-2 максималка 410, а в мобилизационной исполнении и 350 не делал ( дед летал).
      1. +2
        22 июня 2018 16:22
        Цитата: KVIRTU
        Суровый комментарий

        Комментарий действительно суровый, тут я с Вами согласен. Выглядит со стороны, как будто школьник писал.
        Цитата: KVIRTU
        По ракетам : ПРЛС ( противорадиолокационный снаряд)наша традиционная терминология, а не ПРР. Эти ракеты с 70 есть и " воздух- земля", и "- корабль", и , не поверите, " воздух- воздух" ( сйчас у нас это Р-27П). Это я к вопросу поражения подвижных РЛС.

        Вот тут Вы 100% не правы. Все эти ракеты, могут наводится на помехи движущийся цели, но не на движущиюся РЛС. Почему?. Я честно гадаю тем же вопросом. Есть метод навигации ракет на движущиеся цели, когда их облучают со стороны.(Полуактивное наведение). Есть метод наведения на движущиеся цели, ставящие активные помехи.(наведение на помеху). Но нет пока метода наведение ракет на собственное излучение РЛС цели, если она движется со скоростью(если стоит есть).
        Иначе все было бы очень просто: включил самолет РЛС-на тебе ПРР.
        Почему человечество не решило эту задачу(пока) я чесно не знаю. Но я и не самый умный. Возможно кто-то на этом форуме знает и прольет свет.
        1. +1
          22 июня 2018 17:27
          Согласен с Вами в том, что партнеры в 70- х с своей Hughes Brazo " воздух- воздух" бодро взялись, но на вооружение так и не приняли. Почему - так и не понятно. Оф. версия - малая мощность излучения бортовых РЛС .
          Такая же участь у " воздух- корабль"...
          Ну может наши с Р-27 не подкачали? request
          1. +2
            22 июня 2018 21:55
            Ну так самое смешное что если Шилка будет в колонне ехать со скоростью километров так 20 в час то супер-навороченный ХААРМ последней модификации тоже "мимо".
    2. +2
      22 июня 2018 15:14
      А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой
      Как вертолеты могут в скорости догнать самолеты Второй м(М fool )ировой тоже решительно непонятно." Курите" аэродинамику раздел: автомат перекоса.

      Максимальная скорость И-16 у земли немногим выше 400 км/ч (причем это последние модификации), у AH-64 максимальная скорость в районе 360 км/ч, насколько я помню. Разница не столь уж и велика. Так что вас так возмутило?
      Кстати правильное написание именно "Вторая мировая война".
      1. +2
        22 июня 2018 16:30
        Цитата: CentDo
        Кстати правильное написание именно "Вторая мировая война".

        У меня по русскому всегда 3 было так что прошу прощения у Автора статьи.
        Цитата: CentDo
        Максимальная скорость И-16 у земли немногим выше 400 км/ч (причем это последние модификации), у AH-64 максимальная скорость в районе 360 км/ч, насколько я помню. Разница не столь уж и велика. Так что вас так возмутило?

        Ну тут Вы тоже на мой взгляд не правы. Вы б еще трипланы 1 Мировой сравнили с Апачем. Все таки истребители 2 Мировой и 500 км у земли( на низкой естественно) могли делать спокойно.
        500 и 360 все таки сильно с точки зрения решения задач ПВО мелкозенитками отличаются.
        Я уж не говорю что истребители 2 мировой могли на высоту поднятся где у мелкозениток вообще без шансов.
        А автор статьи тут пишет, догонять начали.
        1. +2
          22 июня 2018 18:22
          Ребят, ну причем здесь истребители. Работать по переднему краю дело штурмовиков. О Ил-2 выше писал; а у того же Ю-87 скорость 320 максимум была.
          Интересный момент, кто не знает : трофейную "Шилку" партнеры использовали для проверок и испытаний при разработке А-10, и добились определенных успехов. После чего наши срочно взялись за " Тунгуску" (30 мм ).
          1. +2
            22 июня 2018 22:02
            Цитата: KVIRTU
            Ребят, ну причем здесь истребители. Работать по переднему краю дело штурмовиков. О Ил-2 выше писал; а у того же Ю-87 скорость 320 максимум была.

            Тут с Вами согласен, но Апач ИМХО все равно , с точки зрения энергичных(энергитических) маневров на поле боя, в принципе, цель полегче чем ИЛ-2 для Шилки. Вероятность попадания, короче больше.
            1. 0
              25 июня 2018 10:34
              Не претендую на истину, но на мой взгляд Вы заблуждаетесь. Никаких особых маневров Ил-2 выполнять не мог, тем более до первого захода на цель. Машина тяжелая и инертная. Да и вооружение той поры требовало четко выдерживать курс, иначе просто никуда не попадешь.
              1. +1
                25 июня 2018 13:48
                Цитата: CentDo
                Не претендую на истину, но на мой взгляд Вы заблуждаетесь. Никаких особых маневров Ил-2 выполнять не мог, тем более до первого захода на цель. Машина тяжелая и инертная. Да и вооружение той поры требовало четко выдерживать курс, иначе просто никуда не попадешь.

                Спор, по моему мнению здесь не имеет смысла. Я имел ввиду, что Шилка в "засаде", а "Апач" или "Ил" летят на на "крейсерской" и под огнем начинают маневра. Т.е. абсолютная "сфероконина". А чтобы учесть абсолютно все факторы, включая тактику, особенности вооружения, особенности пилотирования, особенности самой "Шилки" и т.д. и т.п. надо создать документ компетентным людям, страниц так на 500 минимум. И вот тогда, на его основе, если еще он достаточно "верифицирован" можно сделать вывод(все равно приблизительно) насколко "Шилке" тяжелее поразить "Апач" или "ИЛ-2".
                Интересно конечно, но у человечества есть проблемы поважнее. Так что похоже не в нашей жизни crying
        2. 0
          25 июня 2018 10:29
          Ну, объективности ради, стоит заметить, что автор упоминает "самолеты", а не истребители. Пример с И-16 я приводил навскидку. Про скорости Ил-2 и Ю-87 говорить вообще смысла нет.
    3. 0
      23 июня 2018 11:04
      небольшое уточнение не по теме-на 2000 год мировой рекорд скорости для вертолётов 400 км/ч и сколько-то там тысячных, английский Линкс,а прежний был у Ми-6---360 км/ч так-что вертушки летают со скоростью в лучшем случае Ил-2, если говорить о современных самолётах 2МВ
  4. +3
    22 июня 2018 09:02
    Отличная штука долбить по пехоте и лёгкой бронетехнике прямой наводкой. Только обломки вперемешку с ошметками разлетаются
  5. +2
    22 июня 2018 09:55
    У Романа получаются прекрасные рассказы об оружии и я бы его просил не отвлекаться от выбранной темы.
    Первое на перво надо поклониться до земли Николаю Александровичу Астрову ТАЛАНТЛИВЕЙШЕМУ конструктору. Многие его творения, не побоюсь этого слова,уникальны . По-моему было бы справедливо его имя увековечить в названии КБ:" Конструкторское Бюро им.Н. А. Астрова", авто звучит солидно!
    Примерно в 1990 я читал репортаж с оружейной выставки в Абу Даби и там говорилось,что у " Шишки" есть конкурент- немецкая установка " вулкан", кажется 37 мм", она всем хороша: комфортная, качественная и более мощная,но не могла вести огонь на ходу. Возможно, нам тоже нужно увеличить калибр, чтобы " партнеры" были гарантийно" удовлетворены". Всё- таки с 1965 г техника на месте не стоит и скорость увеличилась и вооружение изменилось
    Хотя, где-то в СМИ мелькнуло,что за бугром для малокалиберных установок ,создали новые более дальнебойные боеприпасы. Возможно, я не правильно понял, а может репортеры, что привести. Сейчас репортеры не очень отруждают себя точность и достоверностью
    1. 0
      22 июня 2018 13:38
      В Советской армии тоже не стояли на месте с 1965 года. Для замены "Шилки" была сделана "Тунгуска". У неё не только стволы толще - 30 мм вместо 23 мм, но ещё добавились и ЗУР.
    2. 0
      22 июня 2018 13:46
      Цитата: Роялист
      Примерно в 1990 я читал репортаж с оружейной выставки в Абу Даби и там говорилось,что у " Шишки" есть конкурент- немецкая установка " вулкан", кажется 37 мм", она всем хороша: комфортная, качественная и более мощная,но не могла вести огонь на ходу.

      М163 "Вулкан" - это США. Конвертированный в зенитную пушку авиационный шестиствольный гатлинг М61 на шасси М113. Проблема та же. что и у "шилки" - слишком маленькая эффективная дальность.
      А у немцев был "Гепард". Пара 35-мм пушек в башне на шасси "Лео-1". Пишут, что он мог работать как с места, так и в движении.
      Зенитная самоходная установка «Гепард» предназначена для непосредственного прикрытия наземных войск, уничтожения воздушных целей на наклонных дальностях от 0,1 до 4 км и на высотах до 3 км, летящих со скоростью до 350-400 м/с, а также наземных целей на дальности до 4500 м с места, с короткой остановкой и в движении.
      Навигационная аппаратура обеспечивает определение направления движения зенитной установки, ее текущие координаты для учета параллакса при целеуказании и учета перемещения ЗСУ по курсу при решении задачи встречи снаряда с целью.
  6. Комментарий был удален.
  7. 0
    22 июня 2018 13:36
    Автору спасибо. hi
    Механик-водитель — это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.
    Помнятся рассказы наших зенитчиков, о том, что если во время движения механик ловил "дельфина", то отдельная "ванна" у него уже была готова.
    1. +2
      22 июня 2018 21:31
      Ну, как любит говорить один мой коллега-такова специфика работы...
  8. +1
    22 июня 2018 21:29
    Да! Как я хотел бы иметь такую машину у себя в огороде! Уважали бы меня-невыносимо...
  9. 0
    22 июня 2018 22:37
    В какой то степени Flakpanzer T-34 747(r) можно считать предшественником ЗСУ-23-4 «Шилка». smile
    http://military-photo.com/germany/afv2/aa-gun2/fl
    akpanzer-t34/14027-photo.html
    1. +4
      22 июня 2018 23:35
      Цитата: VictorZhivilov
      В какой то степени Flakpanzer T-34 747(r) можно считать предшественником ЗСУ-23-4 «Шилка».

      Ну ясен пень, если русские где-то что-то изобрели, то прототип был создан немцами еще орган знает когда. Что там общего ? Гусеничная база ?
      1. 0
        2 июля 2018 11:01
        Ну ясен пень, если русские где-то что-то изобрели, то прототип был создан немцами еще орган знает когда.

        Ну зачем сразу обижаться! Немцы создавали хорошие, боеспособные зенитные системы и способы их использования. Русские лишь довели эти системы и способы до абсолюта. И, в этом нет ничего зазорного. smile

        Что там общего ?

        Ну хотя бы концепция: Счетверенная 20-мм зенитная установка на гусеничном шасси. smile
        http://military-photo.com/germany/afv2/aa-gun2/wi
        rbelwind/10852-photo.html
        http://military-photo.com/unsorted/10267-photo.ht
        ml
  10. 0
    23 июня 2018 08:30
    Красота и сила! laughing
  11. 0
    23 июня 2018 22:50
    В училище рассказывали, что за несколько секунд "шилка" оставляет танк "голым". Кстати, недавно видел в интернете ролик, украинцы рассматривают вопрос по модернизации данных ЗСУ.
    1. 0
      25 июня 2018 13:43
      А после шилки от динамического (или как правильно) удара в танке экипаж на впадает гроггу?
      1. 0
        10 июля 2018 12:17
        3.14здят! Не впадает. Но обидно когда оптика сыплется и наружный зип теряется.
  12. 0
    26 июня 2018 06:54
    да .. шикарный аппарат)))
  13. 0
    28 июня 2018 18:41
    Надо бы её на калибр 30 мм перевести, плюс замена электроники и движка...Зверь-машина будет..
  14. 0
    10 июля 2018 12:14
    Цитата: KVIRTU
    Интересный момент, кто не знает : трофейную "Шилку" партнеры использовали для проверок и испытаний при разработке А-10, и добились определенных успехов. После чего наши срочно взялись за " Тунгуску" (30 мм ).

    А тем кто знает, что тунгуска стала разрабатываться до появления у амеров Бородавочника и Апача, что делать. Толчком для разработки стало желание перекрыть дальность пуска птур с вертолета после успешного применения таковых в очередной арабо-израильской войне.