Высшее образование. И корм не в коня?!

63
Канцлеру Бисмарку, создателю второго германского рейха, приписывают слова, сказанные якобы после того, как Пруссия разгромила Францию в 19-м веке. "Эту войну выиграл немецкий школьный учитель, а французский учитель её проиграл". В наш век, когда всевозможные конкуренции в мире приобрели характер беспрерывных войн (торговых, информационных, научно-технологических, переходящих в локальные вооруженные столкновения) стратегическое значение образования, особенно высшего, приобрело абсолютную непреодолимость. "Кадры решают всё!"





Однажды моё внимание привлекло одно телеобсуждение, в ходе которого пожилой преподаватель вуза сообщил, что в его учебном заведении очень уж церемонятся со студентами, которые самостоятельно оплачивают свою учёбу. Мол, когда он экзаменует подобных студентов в соответствии с установленными требованиями, то руководство ему либо мягко намекает, чтобы он был "снисходительнее", а если он не проявляет такого "снисхождения", то нерадивого студента-платника в дальнейшем экзаменуют более "добрые" преподаватели.

В связи с этим пожилой профессор вспомнил советскую систему высшего образования, сказав, что тогда такой проблемы не существовало, ибо образование было бесплатным, а теперь волей-неволей из-за этой платности мы сами создаём условия, при которых наши вузы снижают качество российского образования и падают в международных рейтингах из-за этого.

Послушав это обсуждение и сопоставив со своими воспоминаниями, я хотел бы высказать впечатления, соображения и удивления.

Во-первых, смутно припомнилось, как ещё в начальной школе города Костромы, где мне привелось учиться, тамошние учителя нам рассказывали, что вот в социалистической Чехословакии якобы есть правило: мол, родители ученика, которого оставили на второй год, обязаны в течение этого года сами оплачивать учёбу своего оболтуса. Во-вторых, все вузы, которые входят в первую сотню мирового рейтинга, почти полностью платные, вернее, полностью, просто за бесплатников вузам платит кто-то: либо государство, либо заинтересованная корпорация. В-третьих, в советское время в вузах, особенно периферийных, тоже проявляли "снисходительность" к тем, кому не место на студенческой скамье, просто из-за того, что если студентов станет не хватать, то будет сокращение преподавателей.

Когда в советское время я сам учился в нынешнем университете путей сообщения (МИИТ), наш факультет автоматики и вычислительной техники был в Москве не менее престижен и труден, чем МВТУ или МФТИ. Всех, кто не способен был у нас учиться, безжалостно отчислили ещё ко второму семестру второго курса. А к концу третьего курса по разным причинам на нашем потоке выбыло ещё сколько-то студентов, но освободившиеся места тут же с избытком заполнили студенты-условники, приглашённые из других вузов со схожей специализацией. Все эти студенты-вечерники были обязаны до конца учебного года досдать недостающие им экзамены. Что характерно, они досдали абсолютно все и в дальнейшем показали себя сильными учащимися. А теперь мне приходит на ум, что в дореволюционной России, да и по всей нынешней Европе имеется понятие "вечный студент". Это студенты, которые растягивают свою учёбу на срок гораздо более длинный, нежели отведённый обычными учебными планами университетов. Причём сейчас в Европе, в отличие от Америки или, например, Израиля, полно бюджетных мест, но требования на экзаменах самые жёсткие, а преподавателей отнюдь не волнует возможный недостаток студентов. Лишь в Америке преподавателя могут сократить из-за недостатка студентов. Но там студенты сами записываются на занятия к тем или иным профессорам, поэтому курс преподавателя обязан быть востребован.

Теперь рассмотрим, как работает система во Франции, насколько лично мне это известно. Там в университет поступаешь и учишься бесплатно, но если завалил экзамены, то пересдача уже платная. Коррупция исключена, ибо все экзамены письменные и анонимные, также всегда можно потребовать дополнительного пересмотра оценки результатов сданного экзамена.

Вот мне и непонятно, почему у нас наличие платных студентов стало проблемой, снижающей качество образования, вместо замечательного инструмента как раз для повышения этого качества! Ведь чего проще: не справляется студент-платник с программой, так и пусть учится столько, сколько ему нужно для освоения этой программы, а вуз имеет с этого свой навар. Учится платник блестяще, так перевести его на бесплатное обучение, а отстающих бесплатников — на платное обучение. И студенты всегда будут, и доходы, и требования можно не снижать, а даже ужесточать до самых высоких стандартов.

После появления у нас платного образования оно прошло несколько стадий развития: сначала дипломы можно было покупать в подземных переходах, потом в вузовских филиалах, куда можно было только иногда приходить, чтобы отметиться и заплатить за то, что тебя числят в студентах необходимый срок обучения. Теперь вот продают дипломы за счёт "снисходительности" к тем же платникам. В принципе, "растём" по восходящей... Вот и напрашиваются сами собой вопросы: нынешняя "снисходительность" к студентам-платникам кому-то как-то просто выгодна, или, что ещё хуже, просто отсутствует грамотное администрирование в сфере высшего образования России?
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

63 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +9
    1 августа 2018 05:51
    Еще одна проблема... Получив образование работают кем угодно... Но не по специальности...
    1. +11
      1 августа 2018 06:51
      Хороший пример есть в Белоруссии - студент получивший безплатное образование, обязан несколько лет отработать по распределению. В случае отказа он обязан оплатить обучение. hi
      1. +2
        1 августа 2018 07:03
        Цитата: Ингвар 72
        Хороший пример есть в Белоруссии - студент получивший безплатное образование, обязан несколько лет отработать по распределению. В случае отказа он обязан оплатить обучение. hi


        Пойди найди меня!

        Военкоман не нашел до сих пор...
        1. +3
          1 августа 2018 18:35
          да не особо ищут потому что . Когда надо - находят на раз. В начале 2000-х я 10 лет жил без регистрации . И когда у следаков возникли вопросы по одному старому делу , они нашли меня за два дня . Причем они мне позвонили быстрее чем мать, через которую узнали примерное мое местоположение.
      2. 0
        5 августа 2018 13:18
        А есть рабочие места на всех выпускников-бюджетников?
    2. +3
      1 августа 2018 07:05
      Цитата: Vard
      Еще одна проблема... Получив образование работают кем угодно... Но не по специальности...


      Потому что очень многие специальности не нужны на рынке труда - переизбыток!
      1. +1
        2 августа 2018 12:58
        Неотъемлемое право любого человека - выбирать профессию. Из этого риски не найти рабочего места по специальности - полностью его, ни ВУЗ, ни государство ничего не должны. Должно ли государство финансировать такое образование - вопрос спорный, поскольку социальное государство в принципе должно способствовать гражданам развиваться, а что из этого получится - изначально не известно.
        Сейчас проблемы с "платниками" очень непростые: от " я вам плачу - вы ко мне не приставайте" до (от родителей) - мы вам платили, почему не выучили?
        Как председателю ГЭК не раз приходилось выбирать, на защите дипломов: гнать или пропустить? Сознаюсь: представив переживания родителей, плативших за обучение - пропускал.
    3. +8
      1 августа 2018 09:08
      У нас образование, как и медицина, выведены из категории производства средств производства и стали "услугами", т. е. вырваны из экономики вообще, от слова совсем, а учащиеся и хворые стали лишними ртами для государства. Единственная их "полезная" функция для власти - электоральная. Ну, и куда мы идем? belay
      1. 0
        2 августа 2018 13:02
        И сто лет назад так, увы, было. А у государства есть не только экономические обязанности, но и социальные.
    4. +10
      1 августа 2018 10:59
      это не проблема вузов. Это проблема отношения к кадрам. Без диплома человека держат за г0вно.
      Хотя я уверен, что более половины офисных вакансий могут тянуть люди с 2-3 месяцами курсов и средней школой.
      1. +1
        2 августа 2018 13:07
        Недолго бы Вы офисом командовали! Образованный человек проявляется даже на уровне бытового общения, а в работе - тем более. Потому людей с дипломами и предпочитают работодатели. Которые со стажем.....
        1. +2
          2 августа 2018 14:47
          у меня 2 вышки, не вижу никакой связи высшего образования с образованностью.
          И не нужно давить авторитетом, доказывая, что человек с дипломом - человек образованный.
          Я видел обратные примеры. В СССР с этим было получше, но и там были ВУЗы, которые готовили людей хорошо разбирающихся в очень узкой области и полнейших дилетантов во всем остальном, а это образованностью назвать нельзя.
          И перестройка пошла так как пошла, потому что формально все были образованные, а реально - почти никто, потому что образованность - это не умение читать Пушкина наизусть или знание всех столиц мира, это хотя бы какое-то неискаженное представление о широком
          круге важных вещей. Я видел человека, гения в математике (замеры IQ=302), который окончил универ, кругозор которого был на уровне школьника 5 класса. Это образованный человек?
    5. +6
      1 августа 2018 13:30
      Цитата: Vard
      Получив образование работают кем угодно... Но не по специальности...

      Работают там, куда могут устроиться. Так и не получив образования. Министерство образования следует переименовать в министерство дипломирования.
    6. +2
      3 августа 2018 10:29
      Цитата: Vard
      Еще одна проблема... Получив образование работают кем угодно... Но не по специальности...

      А что тут удивительного? Количество ВУЗов давно перевалило за черту, определяемую спросом на специалистов. И это говорит о том, что платное обучение - дело выгодное для владельцев ВУЗа. Правда, преподавателям от этого перепадает совсем немного. И второе: поскольку студент всяко закончит ВУЗ, независимо ни от качества обучения, ни от его прилежания, то и навыки новоиспеченного спеца ниже плинтуса. В 1970 году в СССР (включавшем и союзные республики) было 805 ВУЗов, из них только на Украине около 200 и, вероятно, на территории РФ было около 500 ВУЗов. В нынешней России - 1115 ВУЗов. Перепроизводство выпускников очевидно. Далее, нынешний студент, в отличие от советского, не может отдавать всё время учебе, потому что в большинстве случаев родители не в состоянии и оплачивать ВУЗ, и содержать чадо. Большинство студентов работает. Даже студенты- бюджетники работают, потому что стипендии смехотворны. Наконец, у нас исчезли целые отрасли производства - станкостроение, производство медицинской техники, многих приборов, микроэлектроники - а студентов по этим специльностям продолжают обучать. С какой целью? Понятно, что это результат коммерциализации образования и невнятной политики иди-отов из минобраза.
      Так что анализ автора статьи поверхностный. Но вот что настораживает: после распада СССР почти исчезло бесплатное образование, упали зарплаты профессоров и преподавателей, исчезла система детских и студенческих летних оздоровительных лагерей, почти исчезла поддержка детско-юношеского спорта, дофинансирование школьного питания... Куда деваются деньги, на что они идут? Армия по численному составу урезана в разы, космонавтика усилиями Рогозина и Ко сдохла окончательно, бесплатное здравоохранение стало фикцией и попало под каток "оптимизации" - как и школы в сельской местности, о положении пенсионеров уже и не говорю - а денег всё больше не хватает. Жрут их чиновники, что ли? И при этом тотальном грабеже кто-то говорит о развитии страны!
  2. 0
    1 августа 2018 06:17
    Нужно,зачем препятствовать,опять же деньги ВУЗу.
  3. +2
    1 августа 2018 06:23
    конечно кому то выгодно-в первую очередь нашим врагам..
    1. +1
      1 августа 2018 13:42
      Цитата: Кино
      конечно кому то выгодно-в первую очередь нашим врагам..

      Нашим классовым врагам. Они считают, что мы - враги.
  4. +5
    1 августа 2018 06:40
    А почему не сделать направление от предприятий? Будет гарантия трудоустройства. А так получается образование ради диплома.
    1. +5
      1 августа 2018 07:02
      Цитата: Мистер Кредо
      А почему не сделать направление от предприятий? Будет гарантия трудоустройства. А так получается образование ради диплома.


      Не получится так, потому что ООО "РОГА И КОПЫТА" не будет оплачивать обучение!
      1. +1
        1 августа 2018 11:00
        это потому, что зарплаты маленькие.
        когда кадры станут ценным ресурсом, на обучении экономить не будут.
    2. BAI
      +2
      1 августа 2018 10:31
      Есть и такое. Но по направлению могут направить блатную бестолочь (и направляют).
    3. 0
      5 августа 2018 21:26
      Цитата: Мистер Кредо
      А почему не сделать направление от предприятий? Будет гарантия трудоустройства. А так получается образование ради диплома.

      "предприятиев" как вы выразились, маловато осталось в стране... наверно 3-4 % от имевшихся в советское время
  5. +3
    1 августа 2018 07:30
    Сейчас всё должно приносить прибыль, в том числе и образование...А "выхлоп" от этого, не очень то и важен..Главное статистика...
  6. +6
    1 августа 2018 07:48
    "Вот и напрашиваются сами собой вопросы: нынешняя "снисходительность" к студентам-платникам кому-то как-то просто выгодна", наверное, не без того. Вообще, к словам, якобы сказанных Бисмарком об учителях, надо добавить, что сила государства обеспечивается качественным образованием и развитым здравоохранением, из этого уже будет и мощная экономика, армия, мораль и культура. Что происходит с образованием, с его качеством? Очевидно, что качество, как таковое, вообще падает во всём мире, и практически во всём. Бодяжится всё, абсолютно всё, в обществе потребителей и транснациональных монополий нужен ни просто вечный сбыт и вечный спрос, а постоянно растущий сбыт и постоянно растущий спрос. Самое главное ещё, сверхприбыли, что называется, "конфетку" сделать из говна (затраты минимальны, прибыль максимальна), во всём. Конкуренция, один из позитивов капитализма, всё более уходит в Лету. Внутреннюю конкуренцию уничтожают транснациональные корпорации, превращая её в фикцию, а внешняя конкуренция между капитализмом и социализмом так же исчезла, с исчезновением Советского Союза и его блока социалистических стран. Не нужны корпорациям вечные товары, не нужны фармацевтам и врачам здоровые пациенты, не нужны образованные люди, способные анализировать и иметь своё мнение, правящей "элите". Что уже имеем, та же Монсанто (Monsanto), транснациональный гигант, который в течение последних сорока лет составляет для человечества меню завтрашнего дня с генномодифицированной начинкой, навязывает свои одноразовые семена, чтобы производитель был зависим, не мог сам создавать семенной фонд. Намечается навязывание услуг, различных условий и прочего, где скоро даже настройки в своём телевизоре придётся заказывать и оплачивать. Это капитализм, его "маразм" от монополии и вседозволенности. И говоря о платном образовании, вспомните и вот это, из известной "Нашей Раши", где кроме учительницы в школе, Снежаны Денисовны, есть и это.
    Найти их можно в обычной подмосковной больнице, где в одной палате лежит Игорь Анатольевич, который лечится за свой счет и Анна Сергеевна, которая лечится за счет государства.
    Какова мораль (семена), таковы и всходы в обществе потребителей.
    1. 0
      1 августа 2018 11:01
      не вижу вины Семена в такой ситуации.
  7. +7
    1 августа 2018 07:50
    Вот мне и непонятно, почему у нас наличие платных студентов стало проблемой, снижающей качество образования, вместо замечательного инструмента как раз для повышения этого качества!

    А чего тут непонятного?
    1) ВУЗ хочет денег и не хочет терять платников. Его можно понять - содержание от государства нищенское, не будешь вертеться... ну, понятно.
    2) Уровень платников такой, что на просьбу преподавателя "запишите - икс в квадрате..." пишут икс и обводят его квадратиком.
    В общем, если с платниками обращаться так, как они того заслуживают, то - автомат в зубы и в армию, а потом в ПТУ. Не со всеми, конечно, иногда там тоже случаются нормальные люди, но...
    1. +1
      1 августа 2018 08:18
      Мне кажется у Вас довольно архаичные представления о системах оценки знаний студентов в нвнешних ВУЗах.как и об их мотивации)
      1. +3
        1 августа 2018 08:51
        Цитата: Ратуш
        Мне кажется

        Древняя народная мудрость рекомендует в таких случаях креститься мелким крестиком
        Цитата: Ратуш
        у Вас довольно архаичные представления о системах оценки знаний студентов в нвнешних ВУЗах.как и об их мотивации

        Ну да, у меня мать-то (и ряд сокурсников) ни разу в ВУЗ-е не работают.
        1. 0
          1 августа 2018 13:53
          Ну раз так ....значит Россия еще сильнее отстала развитии чем мне думалось со стороны.такое отношение к делу и со стороны профов и со стороны студентов-это глубокий совок,когда всем было пофиг кого они выпускают
          1. +2
            1 августа 2018 23:45
            Судя по лексике, Вы или "совок" не застали, или изволили учиться где-то не периферии, вроде Баку. В приличных ВУЗах очень даже дорожили репутацией, так что откровенных идиотов старались не выпускать, хотя и норматив количества студентов на одного преподавателя существовал.
        2. +2
          1 августа 2018 13:56
          Цитата: Андрей из Челябинска

          Древняя народная мудрость рекомендует в таких случаях креститься мелким крестиком




          Постарайтесь избавиться от этого низкосортного колхозного флуда.выглядит довольно глупо если честно.эти "приколы" вас не красят)
          1. +1
            2 августа 2018 00:58
            Цитата: Ратуш
            Постарайтесь избавиться от этого низкосортного колхозного флуда.выглядит довольно глупо если честно.

            Ратуш, когда мне будет нужен совет - я его у Вас спрошу обязательно
    2. +4
      1 августа 2018 09:13
      Цитата: Андрей из Челябинска
      1) ВУЗ хочет денег и не хочет терять платников. Его можно понять - содержание от государства нищенское, не будешь вертеться... ну, понятно.

      На самом деле всё наоборот - в вузах с государственным финансированием коммерческие студенты обычно не имеют никаких преференций, потому как отчисленный студент уже оплатил обучение, а на следующий год, найдётся другой студент. А вот если отчислить бюджетного студента - на следующий год вузу обрежут финансирование. Поэтому оценка "неудовлетворительно" бюджетнику на экзамене выливается для преподавателя в "дружескую" беседу с деканом, а то и ректором, с пожеланиями "больше так не делать".
      1. +4
        1 августа 2018 10:23
        Цитата: Rakti-Kali
        На самом деле всё наоборот - в вузах с государственным финансированием коммерческие студенты обычно не имеют никаких преференций, потому как отчисленный студент уже оплатил обучение, а на следующий год, найдётся другой студент.

        Вы, когда теоретизируете, хотя бы задумывайтесь о том, что пишете. Вот Вы отчислили студента- платника с третьего курса. Где Вы найдете ему замену на третий курс? А первокурсников Вы наберете в любом случае столько, сколько наберете, количество платников на последующих курсах на это не влияет никак. То есть любое сокращение платников ВУЗ делает из своего кармана, ничем его не замещая (пусть и на следующий год).
        Цитата: Rakti-Kali
        А вот если отчислить бюджетного студента - на следующий год вузу обрежут финансирование.

        Да, обрежут, оно подушевое. Но положение здесь никак не отличается от платников.
        1. +2
          1 августа 2018 20:02
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Вы, когда теоретизируете, хотя бы задумывайтесь о том, что пишете.

          Вы когда решите в следующий раз написать глупость лучше сразу передумайте.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Где Вы найдете ему замену на третий курс?

          Для вас и прочих наивных людей поясню:
          Во-первых, потеря даже 10% студентов на год для вуза не критично, ибо в тариф заложены потери до 20-25% студентов на цикл.
          Во-вторых, если вуз не имеет огромной приставки "гoвнo-" замена производится переведёнными студентами, студентами меняющими заочную форму обучения на очную, восстановленными и проч.
          В-третьих, минимизация потерь так же произойдёт за счёт снижения нагрузки преподавателям - порежут полуторные ставки и почасовку.
          Цитата: Андрей из Челябинска
          Да, обрежут, оно подушевое. Но положение здесь никак не отличается от платников.

          Эпичное рукалицо...
          1. +1
            2 августа 2018 00:57
            Цитата: Rakti-Kali
            Вы когда решите в следующий раз написать глупость лучше сразу передумайте.

            Да, я больше не буду Вам писать, ибо это глупость несусветная
            Цитата: Rakti-Kali
            Для вас и прочих наивных людей поясню:
            Во-первых, потеря даже 10% студентов на год для вуза не критично, ибо в тариф заложены потери до 20-25% студентов на цикл.

            Для Вас поясняю, что денег универу не хватает ВСЕГДА, и любые потери там как серпом по причинному месту.
            Цитата: Rakti-Kali
            Во-вторых, если вуз не имеет огромной приставки "гoвнo-" замена производится переведёнными студентами, студентами меняющими заочную форму обучения на очную, восстановленными и проч.

            Поздравляю, Вы только что опровергли сами себя
            Цитата: Rakti-Kali
            А вот если отчислить бюджетного студента - на следующий год вузу обрежут финансирование.

            Кто ж ему обрежет если так легко найти замену?:)))
            Цитата: Rakti-Kali
            В-третьих, минимизация потерь так же произойдёт за счёт снижения нагрузки преподавателям - порежут полуторные ставки и почасовку.

            wassat fool Там, чтоб Вы знали, за лишний час, за 1/12 ставки такие баталии идут, что всемирный еврейский заговор - просто игра в песочнице:)))) Ставки "просто порежут" ага.
            Цитата: Rakti-Kali
            Эпичное рукалицо...

            Когда исполнять рукалицо будете, возьмите кирпич потяжелее
            1. +1
              2 августа 2018 01:43
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Да, я больше не буду Вам писать, ибо это глупость несусветная

              Да лучше сразу бы не писали, а то обосрамились в очередной раз как с гиперзвуковыми ракетами и МРА.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Для Вас поясняю, что денег универу не хватает ВСЕГДА, и любые потери там как серпом по причинному месту.

              Денег никогда никому не хватает, именно поэтому те кто производят, оказывают услуги, и торгуют все потенциальные потери вкладывют в стоимость своих товаров и услуг. Так что вуз вполне может себе позволить чиркнуть серпом по продолжению учёбы совсем уж неадекватных студентов (но только коммерческих, ибо если "чиркнуть" по бюджетнику то обрезание устроят уже вузу, причём в самом больном месте, в финансировании, да ещё и проверку устроят на тему а как вы такого студента приняли, а почему не повлияли, а куда смотрели преподаватели и проч.).
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Поздравляю, Вы только что опровергли сами себя

              Обоснуйте. Развёрнуто. А то пока что это выглядит так что вы не мешки ворочаете.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Кто ж ему обрежет если так легко найти замену?:)))

              Тот кто финансирует, тот и обрежет. И не путайте тёплое с мягким - я писал о коммерческих местах, на них студента гораздо проще принять среди учебного цикла чем на бюджетное место, но вам то это не интересно, вы же сразу передёргивать ломанулись.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              ам, чтоб Вы знали, за лишний час, за 1/12 ставки такие баталии идут, что всемирный еврейский заговор - просто игра в песочнице:)))) Ставки "просто порежут" ага.

              Ой, ви таки посмотрите на этого воена кулуарных баталий за 1/12 ставки... Как завкаф решит, так секретарь нагрузку и распишет в договорах. А если кому что не нравится, будет он сидеть на одной ставке без дополнительных часов, без курсовых-дипломных и участия в экзаменационной комиссии.
              Цитата: Андрей из Челябинска
              Когда исполнять рукалицо будете, возьмите кирпич потяжелее

              Маме своей будете давать подобные советы, болезный. Можете быть свободным. Пока.
      2. +1
        1 августа 2018 23:51
        Тем не менее, руководство ВУЗа очень заботится об увеличении входящих денежных потоков, поэтому платников отчислять не любят, в некоторых местах изобрели даже "второгодников" с полной оплатой повторного прохождения курса.
        Другое дело, что учиться особо не хотят ни платники, ни бюджетники...
  8. +5
    1 августа 2018 08:00
    Сейчас высшее образование напоминает тот рукав, который не знают куда пришить. Наука это второй такой же рукав. Государство так увлеклось реформами, что позабыло для чего это было необходимо. Невнятные цели, хаотичные действия рождают невнятный результат.
    1. +3
      1 августа 2018 11:03
      государство ничего не забыло. Все реформы преследуют одну цель - оптимизацию расходов, чтобы как можно меньше тратить на поддержку населения и максимум пилить среди своих.
  9. +2
    1 августа 2018 09:39
    Кормушка для бизнесменов от образования.
  10. +1
    1 августа 2018 09:51
    Чиновники тупоголовые у нас, чтоб не потерять количество учащихся, либо коррумпированность. Еще у нас появилось сейчас столько вузов, что невозможно найти в них необходимое число учащихся.
  11. +3
    1 августа 2018 10:17
    Цитата: Titsen
    Потому что очень многие специальности не нужны на рынке труда - переизбыток!

    -------------------
    Потому что на экономиста выучиться проще чем на инженера, нет тебе сложных курсовых с чертежами, где надо подготовить полный проект изделия с расчетами-геометрическими, силовыми, экономическими, технологическими. Это первое, второе, инженер-товар штучный, ему еще надо на рабочем месте адаптироваться года два, чтобы заниматься именно по профилю предприятия. Для дизайнера надо иметь вкус и уметь рисовать, чего у многих нет. Так что идут в манагеры толпой и получаются непонятно кто, коекакеры по Задорнову.
    1. BAI
      +1
      1 августа 2018 10:27
      Экономистов, юристов и т.д. больше чем инженеров - потому что их обучение дешевле организовать. Для этого только преподаватель и аудитория нужны. А для инженера - кроме этого еще и лабораторный корпус, и практические занятия. А вот этого нет. Поэтому все коммерческие (платные) ВУЗы - гуманитарные.
    2. +4
      1 августа 2018 11:09
      экономист и манагер совершенно разные вещи.
      большинство "крутых" манагеров проходят курсы MBA (хватает не особо напрягаясь года заочно)
      а некрутые манагеры вообще не имеют профильного образования и рулят чем-то простым, вроде пары клиентов по продажам.
      Экономист же нормальный должен учиться серьезно минимум 3 года, быстрее просто не получится никак. А хороший экономист вообще что-то космическое, т.к. должен обладать колоссальным кругозором - от организации производства и бухгалтерии до экономической географии, планирования, маркетинга, юридических особенностей, аудита и как ни странно, хорошего общего кругозора в физике, химии и прочих предметах естествознания.
      поэтому не равняйте менеджеров и экономистов, они очень разные.
      кстати, большинство финансовых директоров сейчас назвать хорошими экономистами нельзя,
      скажу больше - около 40% тех кого я встретил - вообще экономистами назвать нельзя.
    3. +2
      1 августа 2018 20:10
      Цитата: Altona
      Потому что на экономиста выучиться проще чем на инженера

      А лингвиста тоже проще? А физкультурника? Да и экономист, тоже не так уж и просто готовится. Дело не в надуманной большей сложности обучения на отдельные профессии, а в дискредитации самого института высшего образования, когда на всякую вакансию старшего подручного младшего золотаря требуют кандидатов обязательно с высшим образованием.
  12. +2
    1 августа 2018 10:19
    В РФ нет высшего образования, его "съела" коррупция. Дипломы выдают, а образования нет.Например горе-инженеры КБ Ильюшина никак не могут наладить сборку фюзеляжей для Ил-114. Дабы избежать позора нашли выход - купить у узбеков списанные, перекрасить и выдать за новые.
  13. BAI
    +1
    1 августа 2018 10:23
    Ведь чего проще: не справляется студент-платник с программой, так и пусть учится столько, сколько ему нужно для освоения этой программы, а вуз имеет с этого свой навар.

    Не очень разумная идея - будут просто топить на экзаменах специально.
    1. +1
      1 августа 2018 10:49
      В других же странах не топят. У автора сказано, что во Франции все экзамены письменные и анонимные, если "утопили", можно потребовать перепроверки комиссией, поднять скандал, подать в суд. Вот и не топят, давно забыли, как это делается.
      1. 0
        1 августа 2018 12:20
        Цитата: trak
        В других же странах не топят. У автора сказано, что во Франции
        Перефразируем немного известное высказывание, - что во Франции хорошо, то в России смерть, и, наоборот. Для России, надо думать, как в России и под русских (россиян, для "толерантности"). У каждой нации своя история, своя культура, своя география региона, и, свой менталитет. Бесспорно, есть общее в развитии человечества, и нет "национальной таблицы умножения", но всё огульно проецировать, как в Китае, как в Швеции или ещё где, вряд ли правильно и полезно.
  14. 0
    1 августа 2018 12:07
    Цитата: Titsen
    Цитата: Vard
    Еще одна проблема... Получив образование работают кем угодно... Но не по специальности...


    Потому что очень многие специальности не нужны на рынке труда - переизбыток!

    А почему? В советское время наоборот специалистов не хватало... winked
  15. 0
    1 августа 2018 12:40
    Вот и напрашиваются сами собой вопросы: нынешняя "снисходительность" к студентам-платникам кому-то как-то просто выгодна, или, что ещё хуже, просто отсутствует грамотное администрирование в сфере высшего образования России?
    И то, и другое... sad
  16. 0
    1 августа 2018 14:42
    " Вот и напрашиваются сами собой вопросы: нынешняя "снисходительность" к студентам-платникам кому-то как-то просто выгодна "
    "Спящие" смотрели ?
    Так там Вуз основная кузница кадров, где вербуются агенты , самими преподавателями. ВОТ ГДЕ НАДО ЧИСТИТЬ АВГИЕВЫ КОНЮШНИ. Работы там непочатый край. Но наша власть боится чистить эти Авгиевы конюшни, как огня - как же - объявят "к`говавым ти`ганом" , как Сталина. А они этого боятся как огня.
  17. 0
    1 августа 2018 18:44
    или, что ещё хуже, просто отсутствует грамотное администрирование в сфере высшего образования России?

    Все еще хуже, - это целенаправленная политика, направленная на разрушение образования, тут и качество школьных учебников, и многообразие школьных программ, и пресловутое ЕГЭ, и выпускники ВШЭ, не знающие ставку НДС, и инженеры, не умеющие чертежи читать.
  18. +1
    1 августа 2018 23:36
    наш факультет автоматики и вычислительной техники был в Москве не менее престижен и труден, чем МВТУ или МФТИ.

    Долго смеялся.
    Как там было: "Определённо, тщеславие мой самый любимый из грехов!"
  19. +2
    2 августа 2018 10:13
    Цитата: Мистер Кредо

    3
    Мистер Кредо (Кредо) Вчера, 06:40
    А почему не сделать направление от предприятий? Будет гарантия трудоустройства. А так получается образование ради диплома.

    Направление от предприятий и компаний есть сейчас, называется целевое направление, эти люди поступают по целевой коте. Делают это направление сугубо "своим"
  20. 0
    2 августа 2018 12:12
    Мол, когда он экзаменует подобных студентов в соответствии с установленными требованиями, то руководство ему либо мягко намекает, чтобы он был "снисходительнее", а если он не проявляет такого "снисхождения", то нерадивого студента-платника в дальнейшем экзаменуют более "добрые" преподаватели.

    Ну, это где как. Например, у меня сложилось представление, что в Уральском государственном университете путей сообщения над такими студентами некоторые преподаватели просто специально издеваются и никто им на фоне кадрового голода не указ....
  21. +1
    2 августа 2018 15:07
    Платящий студент выгоден для ВУЗа. И да, таких студентов действительно тянут до самого диплома. То, что выпускник после обучения ничерта не знает - это уже проблема студента.
  22. 0
    2 августа 2018 18:46
    Имею отношение к данной теме и выскажусь: сейчас действует что-то вроде договорённости между студнями и преподами - студенты делают вид, что учатся, а преподаватели делают вид, что учат и все довольны. Преподы мрачно шутят, что мол скоро обезьяну приведут в ВУЗ и скажут: "Учите, её обучение оплачено ".
  23. 0
    2 августа 2018 22:31
    Вот мне и непонятно, почему у нас наличие платных студентов стало проблемой, снижающей качество образования, вместо замечательного инструмента как раз для повышения этого качества!

    А на счёт падения спроса на знания автор не задумывался. Приведу очень простой пример. Компания в связи с расширением открывает вакансию. Если ЗП хорошая, а обязанности не напряжные вакансия будет занята кумовыми. Ну а если ЗП так себе, а пахать нужно как папа Карло, то весь этот шлак будет выброшен на соответствующие ресурсы. Ну и где в этой цепочке спрос на профессионализм?. Думаете студенты этого не знают? И вот в таких условиях приходится работать высшей школе.
    Когда в советское время я сам учился в нынешнем университете путей сообщения (МИИТ), наш факультет автоматики и вычислительной техники был в Москве не менее престижен и труден, чем МВТУ или МФТИ. Всех, кто не способен был у нас учиться, безжалостно отчислили ещё ко второму семестру второго курса.

    А где результат. "Альстом" раскатали в хлам, "Сменс" заткнули за пояс,"Синкансэн" отдыхает под плинтусом. А да ЭР-200. Если на "запорожец" поставить второй движок у него скоростные характеристики тоже возрастут.
  24. 0
    3 августа 2018 20:31
    Наша система высшего образования, после болонизации,, предано служит идеям социал-дарвинизма. Это при громко озвученной идее ЕГЭ по создания равных возможностей при обучении. Самый умный абитуриент, не поступит на дисциплины экономические, финансовые и юридические - они либо платные либо по направлению от органов управления или организаций, далее, практически ликвидированный специалитет, дает не только диплом но и компетенции, а болонский бакалавр, имеет только диплом, что освоил свод теоретических знаний, и без специализации работать не может по специальности и наше "славное" правительство своими законами и подзаконными актами эту ситуацию усугубляют, далее магистратура имеет в разы меньше бюджетных мест, значит отсеется немало бакалавров, направленцы и часть отличников, пройдут, остальные пойдут в продажи и офисный планктон, не по образованию и специальности, нуи у кого есть деньги, все-таки закончат высшее образование платно.
  25. 0
    3 августа 2018 21:51
    Профстандарты нужно определять не наличием дипломов, а экзаменами по профилю сообществ.
  26. -1
    6 августа 2018 02:00
    Проблема высшего профессионального образования в России - предельно сложная и далеко не однозначная тема. К слову, извините, если покажусь не скромным, но я с этой проблемой сталкивался неоднократно и, считаю, что имею право озвучить свой взгляд на этот вопрос.

    Проблема ВО в РФ лежит немного дальше получения диплома и образования как такового. Приведу пример. Студент, обучаясь, предположим, классическим естественным наукам, абсолютно не имеет представления, даже предположения, кем он дальше собирается работать. Исключение, наверное, составляют только лишь врачи. Физики, математики, химики (это основные направления естественнонаучных дисциплин), кого не спроси, понятия не имеют где они пригодятся после получения диплома. Разумеется, некоторые целенаправленно "работают" на зарубеж. Но никто из них толком не знает на что он имеено учится, кем он хочет быть.
    Куда ты пойдешь работать? Бизнес-аналитиком в банк, в Байер лекарства изобретать, в Дюпонт бронежилеты делать, в НИИ Стали, в "Алмаз" или "Агат"? Никто ничего не знает. Никто не видит себя конкрентым работником или ученым в конкретной области.Всем наплевать. Главное - "бумага", диплом, а там дальше - трава не расти.
    Уверен, что "регулировать" востребованность специализаций, специальностей, должно именно производство.
    Одним словом, сначала нужно определиться и наладить востребованное и хорошо оплачиваемое производство, за которое молодые люди будут "драться", а потом создавать необходмые условия и, соответственно конкуренцию, в обучении востребованным специальностям.
    Это мое мнение.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»