Военное обозрение

Броня пехоты в Сирии. Часть 2

15
Одним из лидеров среди колесной бронированной техники в Сирии является БТР-80 и его дальнейшие модификации. Впервые на территории арабской республики машины попали в 2013 году из России. Основным предназначением 30 поставленных БТР была охрана конвоев, перевозивших уничтожаемые запасы химического оружия. Сирийцы по достоинству оценили новые для них машины и после ликвидации запасов ОМП распределили их между самыми боеспособными подразделениями, в том числе в элитную 4-ю танковую дивизию. БТР-80, попавший в армию Сирии, является самым современным в своей серии — он оснащен двухканальным ночным-дневным прицелом ТКН-4ГА (принят на вооружение армии РФ в 2007 году) и лазерным прожектором ПЛ-1.






Броня пехоты в Сирии. Часть 2








БТР "восьмидесятой" серии в Сирии. Источник: vk.com

Модернизированные таким образом бронетранспортеры тепло встречены в Сирии и, по традиции, обильно увешивались решетчатыми экранами, так как при всем объеме улучшений стойкость брони осталась на прежнем уровне. Более серьезные в плане огневой мощи БТР-82А впервые были опробованы в бою в конце августа 2015 году в районе Латакии. По отзывам военных, машина превосходит по боевым качествам БМП-1, но требует адаптации под жаркий климат региона.












"Тигры" в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com

В первый период поставок отечественного вооружения в Сирию имели место подарки в виде ГАЗ-233001 «Тигр», у которых отсутствует броня, что, собственно, обесценивает их даже в роли штабного автомобиля. Со временем «сирийский экспресс» начал поставлять АМН-233114 «Тигр-М», являющиеся одной из наиболее современных бронемашин российской армии. Общее количество машин незначительно, но местные военнослужащие высоко оценили боевые качества российского «Тигра». Собственными силами на технику установили крупнокалиберные ДШКМ, а в самых последних поставках из России замечены модели, оснащенные дистанционными модулями «Арбалет».



Бронемашины "Рысь" в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com

Часто бок о бок с «Тиграми» в специальных операциях работают машины IVECO LMV M65 под обозначением «Рысь», которые также дооснащаются ДШКМ. Основной театр боевых действий российского кошачьего семейства — центральные районы Сирии и окрестности Алеппо.






"Выстрелы" в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com, youtube.com

Поставки с осени 2015 года бронемашин КАМАЗ-43269 «Выстрел» и с февраля 2017 года ГАЗ-39371 «Водник» расширили номенклатуру колесной бронетехники в сирийской армии. «Выстрел» успел прославиться при паническом отступлении местных войск из Пальмиры — военные его просто оставили чуть ли не с ключами в замке. Очевидно, многолетняя привычка относиться к бронетехнике как к бросовому ресурсу на поле боя еще не выветрилась. Официальные источники утверждают, что удары российских ВКС уничтожили эту машину до её применения боевиками. Самым скоростным бронетранспортером (скорость до 120 км/ч) у сирийцев стал «Водник», преимущественно применяемый в тылу и в операциях малой интенсивности. Сказывается слабое бронирование и вооружение — либо 14,5-мм КПВТ с 7,62-мм ПКТ в башенной установке, либо с санитарным модулем вообще без вооружения.








"Водники" в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com

Гораздо привычнее для сирийской армии использование старых добрых БРДМ-2, которые они уже эксплуатируют более сорока лет. На них воевали с Израилем в 1973 и 1982 годах. В процессе выбивания тяжелой гусеничной техники и БМП, командование приняло решение вывести из баз хранения различные модификации разведывательных машин, оснащенных ПТРК «Малютка-П», ЗРК «Стрела-1» и базовые пулеметные версии. В частности, в бой отправили всю технику из военных училищ юго-запада Алеппо. Для нужд полиции выделили небольшое количество БРДМ, которые перекрасили в штатный цвет МВД — сине-голубой. Пускать в бой «стоковые» БРДМ-2 можно было только в случае, если у противника ничего серьезнее серии АК нет, поэтому машины оснастили решетчатыми экранами, автоматическими гранатометами АГС-17, видеокамерами, открытыми башенными установками с НСВТ, дополнительными люками с бойницами в бортах, а также дистанционно управляемыми модулями с ЗУ-23-2. Бензиновые двигателя, многие из которых выработали свой ресурс, на части машин заменили на дизельные. Такая бронетехника, по некоторым данным, принадлежит бойцам проправительственного отряда "Лива аль-Кудс", которых обделили тяжелой и современной броней, поэтому пришлось идти на такие ухищрения. Самым последним писком стала новая сварная башня, со всех сторон защищающая стрелка БРДМ-2 от пуль и осколков, в которую установили НСВТ. В общем, опыт модернизации уже совсем устаревших бронемашин советского производства можно считать скорее положительным, хотя и он не панацея — при удачном для боевиков стечении обстоятельств тонкая броня БРДМ-2 легко пробивается.














БРДМ-2 в различных модификациях в Сирии на службе в армии и полиции. Источники: vk.com, twitter.com, youtube.com

БТР-60 и его восточноевропейский эквивалент OT-64 SKOT (последних было поставлено из Чехословакии порядка 300 машин) задолго до начала противостояния были выведены из состава вооруженных сил Сирии. Однако в войсках остались единичные командно-штабные машины, а также часть БТР-60ПБ были модернизированы курдскими формированиями (читай, восстановлена из металлолома). В регулярной армии жалкие остатки БТР-60 были выбиты в самом начале войны, поэтому сейчас предпринимаются попытки к восстановлению заброшенной техники. Воюют бронетранспортеры и на стороне боевиков, причем ОТ-64 по большей части поступает из болгарского порта Бургас через Джедду. В частности, перевозками, на которые уходит в среднем 5 дней, занимается датское судно Hanne Danica.
























БТР-60ПБ и OT-64 SKOT в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com, youtube.com

БТР-152 в большем составе давно выведен сирийской армией на базы хранения, где до начала гражданской войны мирно ржавели. Общее количество этих трехосных бронетранспортеров в Сирии составляет порядка 500 машин, некоторая часть из них служила в полицейских подразделениях. Сейчас также из-за нехватки штатной бронетехники, командование приняло решение о «реанимации» заброшенных БТР-152 до ходового состояния. Обычно дооснащение машин заключается в дополнительной установке трех станковых пулеметов Горюнова СГМБ к одному основному. Менять прожорливый и огнеопасный бензиновый 110-сильный мотор в сирийской армии на дизель, видимо, не планируют. Создается впечатление, что возвращение в строй советских машин происходит по принципу «из трех собрать одну». В стане врага к БТР-152 относятся более внимательно — заваривают крышу, устанавливают подобие башни и закрывают колеса стальными пластинами.











БТР-152 в Сирии и Ираке, предназначенные для полиции, армии и повстанцев. Источники: vk.com, twitter.com

Гусеничные БТР-50 не первый раз ведутся в бой сирийскими войсками — машины активно использовали против израильтян в различных конфликтах. Как и большинство советской гусеничной техники, в Сирии «пятидесятка» получила хорошие отзывы, но в гражданской войне до поры до времени не принимала участия. Сейчас наблюдаются эпизодические случаи сопровождения танковых подразделений армии этими заслуженными бронемашинами. Как минимум два БТР-50 в командирской версии попали в руки боевиками в Ракке, они их снарядили несколькими сотнями килограмм взрывчатки, посадили «опытных» мехводов и подорвали в расположении правительственных войск в районе Дейр-эз-Зора. Ключевым преимуществом БТР-50 в такой фатальной роли является низкий силуэт, относительно высокая скорость и большие углы наклона брони в лобовой части, что осложняет поражение приближающегося «шахидомобиля» из стрелкового оружия и портативной артиллерии. МТЛБ. или "мотолыга". в сирийском конфликте также активно используется обеими сторонами. Большая часть машин поступила из Ирака, где транспортер был на вооружении, а также с "сирийским экспрессом" из России. МТЛБ также дорабатывается установкой башен от БМП-1 и сдвоенных зенитных установок.




Английская легкая бронетехника в Сирии. Источники: vk.com, twitter.com

Кроме российской и советской техники, в рядах правительственных войск служат бронемашины третьих стран. Британский Shorland на базе легендарного Land Rover подходит скорее для полицейских операций, в каких он поначалу и участвовал. Но нашлось ему место в бригаде спецназначения «Тигры» и еще пары-тройки подразделений уже в ходе полномасштабной войны. Англичанину более 50 лет, он обладает скромным 8-мм бронированием и в Сирии представлен в четырех модификациях. Shorland Mk. 3 и Mk. 4 оснащены закрытыми башенками с 7,62-мм пулеметом и дымовым гранатометом, десант перевозить машины не способны, а экипаж состоит из трех человек. Машины моделей SB.301 и SB.401 уже могут брать на борт десант из шести человек (экипаж из водителя и командира), но огонь можно вести только через амбразуры. В некоторых войсковых частях бронемашины оснащались крупнокалиберными пулеметами. Можно предположить, что на данный момент в рядах армии Сирии остались единичные экземпляры Shorland, так как большая часть их была уничтожена в начальный период войны. Силы Сирийской свободной армии («умеренная оппозиция») уже несколько лет получают из США канадские бронемашины AG Guardian APC, бронированные по второму и третьему уровню STANAG и оснащенные 12,7-мм Браунингом. Машина достаточно быстроходна — скорость до 120 км/ч и способна взять на борт 10 пехотинцев. Отсутствие тяжелого вооружение и достаточного бронирования Guardian незначительно усиливают ударный потенциал оппозиции, а лишь увеличивает его мобильность.




"Умеренная оппозиция" и её Guardian из Канады. Источники: vk.com, twitter.com

Сохранение напряженности в регионе при достаточной поддержке джихадистов странами Ближнего Востока может вывести на поля Сирии новых бронированных игроков, благо в арсеналах холодной войны их осталось предостаточно. Немаловажно, что выводом из опыта боев легкой брони в сирийском конфликте станет корректировка тактико-технических требований к перспективной бронетехнике как в России, так в других странах.
Автор:
Статьи из этой серии:
Броня пехоты в Сирии. Часть 1
15 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, ежедневно дополнительные материалы, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_ru

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. bandabas
    bandabas 4 августа 2018 07:31
    +2
    Лучше иметь хоть какую то броню.Просто техника создавалась в СССР под другие задачи. И, если, продолжается модернизация и дальнейшее развитие- значит не так все плохо. Уррааа нашим конструкторам.
  2. Nikolaevich I
    Nikolaevich I 4 августа 2018 08:35
    +1
    Наряду с "фабричными" изделиями,в Сирии используются и "самодельные" бронемашины...Конечно же,боевики "первыми начали"...первоначально эти броневики представляли те ещё монстры !

    Но ,постепенно,происходило "окультуривание форм" бронесамоделок...как-никак,5 лет воюют !



    Один из популярных вариантов бронесамоделок-бронирование "гражданских" джипов в многочисленных "частных" мастерских...Что интересно...примеру боевиков иной раз следовали и военные из САА ,используя свои армейские мастерские...
  3. seos
    seos 4 августа 2018 09:13
    +2
    Стоимость БТР-80 - 5 м.р
    Стоимость Тигр - 5 м.р
    Стоимость Рысь 15 м.р
    Причем бронеавтомобили Тигр и Рысь обладают меньшей проходимостью и не плавают .... Могли бы спросить у сирийцев что им лучше поставить Тигры или БТРы-80 - думаю ответ был бы очевиден...
    1. Плохиш
      Плохиш 5 августа 2018 21:49
      0
      Откуда такие цифры , Чистая "восьмидесятка" в 2010 году 7.5 стоила, а 5 стоил капремонт.
  4. serg.shishkov2015
    serg.shishkov2015 4 августа 2018 09:17
    +5
    Немного не по теме- год 1990, Арзамас, друган возвращается с прогулки в общагу, ржёт- на соседней улице у продуктового магазина стоит БТР-80, а его мех,вод по рации интересуется, брать водку за эту цену или поискать в другом месте
  5. Авиатор_
    Авиатор_ 4 августа 2018 09:59
    +1
    Хороший обзор. Наличие модернизированных музейных экспонатов типа БТР-152 - это от безысходности. Желательно в подписях к снимкам с уничтоженной бронетехникой давать пояснения каким образом она была подбита. Автору респект.
    1. spektr9
      spektr9 4 августа 2018 10:36
      +1
      Желательно в подписях к снимкам с уничтоженной бронетехникой давать пояснения каким образом она была подбита
      Не думаю что перед теми кто делает данные снимки отчитываться каким образом была уничтожена техника, следовательно можно только гадать
      1. Авиатор_
        Авиатор_ 4 августа 2018 11:06
        +1
        При соответствующей подготовке по характеру повреждений вполне можно сделать вывод, что именно послужило причиной выхода из строя: подрыв на мине, поражение ПТУРом и т. д. Большинство журналюшек способностью к анализу не обладают.
  6. Ратник2015
    Ратник2015 4 августа 2018 10:06
    +3
    Ну что сказать, автору в очередной раз большое спасибо за интересный материал, ну а лёгкая броня всё же лучше чем никакой...
  7. Роялист
    Роялист 4 августа 2018 16:47
    +1
    Цитата: Авиатор_
    При соответствующей подготовке по характеру повреждений вполне можно сделать вывод, что именно послужило причиной выхода из строя: подрыв на мине, поражение ПТУРом и т. д. Большинство журналюшек способностью к анализу не обладают.

    Зато обладают даром словоблудия
  8. серж сибиряк
    серж сибиряк 4 августа 2018 18:14
    0
    " И на без рыбье,рак рыба."В 90х видел фото КАМАЗА бортового со сварной самапальной корбкой.Тоже сами понимаете ,не от больших залежей.
  9. Евгений Федоров
    4 августа 2018 20:34
    +4
    Уважаемые, небольшое дополнение подоспело буквально в обед. Фото от Александра Харченко. Запрещенные в России пересадили броню от БТР-152 на шасси Тойоты. Получилось диковато и органично одновременно.


  10. slowpokemonkey
    slowpokemonkey 4 августа 2018 21:08
    0
    камуфляжек на сирийцах интересный встречается. (кадр с Водником и бтр82а)
  11. Плохиш
    Плохиш 7 августа 2018 09:23
    0
    Самым скоростным бронетранспортером (скорость до 120 км/ч) у сирийцев стал «Водник», преимущественно применяемый в тылу и в операциях малой интенсивности. Сказывается слабое бронирование и вооружение — 14,5-мм КПВТ с 7,62-мм ПКТ в башенной установке
    Все же лучше, чем пикап с ДШК, от пуль и осколков защищает.
  12. aries2200
    aries2200 20 сентября 2018 15:50
    0
    а внутри все в коврах и кальян по центру салона 1 на всех="национальные особенности"