Военное обозрение

Проект SMX 31: французский взгляд на будущее подводного флота

18
Подводные лодки разных классов продолжают свое развитие, и в новых проектах регулярно используются те или иные перспективные идеи. Тем не менее, судостроители не спешат создавать новые проекты техники, основанные только на смелых и оригинальных решениях. Технические и технологические риски сдерживают развитие серийных проектов, однако не мешают появлению новых смелых разработок иного рода. Недавно французская группа компаний Naval Group представила оригинальный концепт-проект подлодки будущего под названием SMX 31.


В октябре в Париже прошла очередная международная военно-техническая выставка Euronaval, на которой ведущие судостроители из разных стран представили как известные, так и совершенно новые разработки. Одним из основных участников выставки стала французская группа компаний Naval Group, представившая большое количество различных проектов. Среди прочего, эта организация проявляет интерес к теме дальнейшего развития надводного и подводного флота, что приводит к появлению смелых и оригинальных проектов.

Проект SMX 31: французский взгляд на будущее подводного флота

Макет подлодки SMX 31. Фото Navyrecognition.com[/center]

На этот раз французские судостроители показали специалистам и публике перспективный концепт-проект подводной лодки с названием SMX 31. В этом проекте предусматривается максимально возможное применение современных и перспективных технологий и компонентов. У существующих подлодок, в свою очередь, заимствуются только основные решения. В результате представленная «подлодка будущего» имеет самые серьезные отличия от современных образцов.

Задачей проекта SMX 31 являлось создание многоцелевой подлодки, способной незаметно присутствовать в заданном районе, следить за активностью под водой и на поверхности, а также применять то или иное оружие. Для решения столь сложных задач было решено использовать совершенно новые идеи и концепции, пока не нашедшие широкого применения в подводном флоте. В то же время, ряд компонентов нового проекта уже не является новинкой и находит применение в ВМС разных стран.

Новый проект от Naval Group предлагает строительство многокорпусной подлодки с рядом существующих и перспективных систем. Предусматривается особая конструкция корпусов, обеспечивающая размещение всех необходимых устройств и ряда новых приборов. При этом она должна способствовать малозаметности корабля. На борту предлагается размещать вооружения разных типов либо специальную аппаратуру и т.д. Также проект SMX 31 подразумевает максимальную автоматизацию всех основных процессов, позволяющую сократить экипаж.

Французские конструкторы предлагают строить подлодку многокорпусной конструкции. Снаружи они разместили легкий корпус особой схемы. Для сокращения физических полей и обеспечения оптимального обтекания он получает оригинальную «бионическую» форму, отдаленно напоминающую кашалота. В конструкцию легкого корпуса предлагается интегрировать различные датчики и сенсоры. Авторы проекта полагают, что стандартный набор гидроакустических приборов следует дополнить новыми устройствами. Важной особенностью SMX 31 является отсутствие рубки и ее ограждения. За пределы легкого корпуса теперь выступают только убираемые передние горизонтальные рули, Х-образные кормовые плоскости с рулями и кожухи движителя.

При помощи необычного легкого корпуса предлагается решать сразу несколько задач. Он должен улучшать обтекание и ходовые характеристики, сокращать заметность лодки для других субмарин и компонентов противолодочной обороны, а также участвовать в сборе информации об окружающей обстановке. Наконец, предложенный корпус дает подлодке эффектный и привлекающий внимание экстерьер.

В носовой части легкого корпуса предлагается разместить часть вооружения. Далее помещается первый из прочных корпусов, отличающийся малой длиной. Он предназначается для размещения центрального поста, кают-компании и жилых помещений. За этим корпусом конструкторы разместили продольный тоннель для прохода в задний корпус. Свободный объем вокруг тоннеля может использоваться для монтажа модулей с разными функциями. Задний прочный корпус большой длины переборкой разделяется на два отсека. В передних объемах размещаются элементы энергетической установки, в задних – вооружение и специальная аппаратура. При этом между кормой прочного и легкого корпуса предусмотрен объем для размещения торпедных аппаратов, цистерн и т.д.

Подлодка типа SMX 31 должна иметь длину около 70 м. Ширина и высота – 13,8 м. Расчетное водоизмещение в погруженном положении – 3400 т. Рабочая глубина будет превышать 250 м.


Конструкция легкого корпуса. Рисунок Naval Group


Согласно задумке французских конструкторов, новая подлодка должна иметь максимально возможное количество автоматики, которая сможет снизить нагрузку на экипаж. В результате численность экипажа удастся сократить до 15 человек. Одним из последствий этого является сокращение объемов необходимых обитаемых отсеков, что положительно сказывается на всей конструкции подлодки. К примеру, под бытовые нужды можно будет отвести лишь часть переднего прочного корпуса.

Конструкторы позаботились о безопасности экипажа. Подлодка оснащается всплывающей спасательной камерой. Изделие цилиндрической формы перевозится над центральным тоннелем, между двумя прочными корпусами. В транспортном положении оно прикрывается подвижными створками люка, лежащими на уровне палубы.

Проект предусматривает использование неатомной энергетической установки, построенной исключительно на электрических устройствах. Предлагается оснастить подлодку большим количеством аккумуляторов, но при этом отказаться от дизельного или иного двигателя с генератором для их подзарядки. Аккумуляторы повышенной емкости должны заряжаться на базе перед походом, после чего подлодка сможет выходить в море для решения поставленных задач. Ожидается, что перспективные аккумуляторные батареи позволят получить автономность от 30 до 45 суток.

Для передвижения лодка будет использовать пару бортовых электродвигателей высокой мощности. Они должны вращать крыльчатки двух водометных движителей, расположенных в особых каналах. Отсутствие двигателей и генераторов должно сократить шумность лодки, а размещение водометов в каналах особой конфигурации приведет к уменьшению кильватерного следа. Кроме того, бортовые водометы высвобождают место внутри корпусов. Расчетная скорость подводного хода – 20 узлов.

Одной из основных задач проекта SMX 31 является получение максимально возможной ситуационной осведомленности экипажа. В носовой части и на бортах легкого корпуса планируется разместить антенные устройства основного гидроакустического комплекса. Те или иные датчики могут располагаться и на других частях подлодки, обеспечивая максимальный обзор пространства, в том числе без мертвых зон. Состав сенсоров должен определяться в соответствии с целями подлодки и пожеланиями заказчика.

Также проект предусматривает использование беспилотных систем разных классов. Прежде всего, в комплекс обзорного оборудования должны входить беспилотные подводные аппараты. Такие изделия предлагается хранить и обслуживать в отдельном отсеке второго прочного корпуса, под объемом с вооружением. Для их выпуска наружу и загрузки обратно на подлодку в проекте предусматривается отдельный тоннель в корме корабля.

Интересным нововведением проекта SMX 31 является комплекс, обеспечивающий применение беспилотных летательных аппаратов. БПЛА предлагается размещать на специальном буе. При необходимости последний должен всплывать на поверхность, после чего беспилотник может подняться в воздух и заняться изучением района. Подлодка сможет запускать летательные аппараты с глубин до 100 м, не нуждаясь в подъеме на поверхность и не подвергаясь известным рискам.


Обтекание подлодки. Рисунок Naval Group


Значительные свободные объемы внутри легкого и прочных корпусов предлагается использовать для размещения различного вооружения или специального оснащения. По всей видимости, уже в базовой конфигурации подлодка нового типа сможет нести торпеды, мины или ракеты. Так, в носовой части легкого корпуса, полностью за пределами прочного, предлагается размещать два блока с четырьмя 533-мм торпедными аппаратами в каждом. Их конструкция не предусматривает перезарядку во время похода с применением собственных устройств подлодки.

Еще четыре торпедных аппарата следует размещать в корме, причем на этот раз речь идет о «классических» системах с возможностью перезарядки. Кормовой отсек может вмещать боекомплект. Для использования на новой подлодке рассматриваются существующие и перспективные тяжелые торпеды калибра 533 мм.

В базовой конфигурации подлодка SMX 31 сможет нести ракеты для уничтожения кораблей или береговых целей. Для них предназначается вертикальная пусковая установка с 6 ячейками, помещенная перед прочным корпусом, между торпедными аппаратами. Габариты такой установки позволят применять ракеты разных типов, уже состоящие на вооружении ВМС Франции или пока только разрабатываемые.

Центральная часть легкого корпуса, находящаяся между двумя прочными, может использоваться для размещения разных модулей. Прежде всего, по бокам от тоннеля можно установить пару дополнительных пусковых установок с ракетами. Свободный объем между ними можно занять другой аппаратурой. Кроме того, лодка SMX 31 сможет выполнять функции транспорта для боевых пловцов. В таком случае под тоннелем должен монтироваться специальный модуль с жилыми помещениями и шлюзом для выхода наружу. Там же предлагается хранить буксировщики для водолазов.

В зависимости от конфигурации и поставленной боевой задачи, субмарина типа SMX 31 сможет нести боекомплект в виде 46 торпед и ракет. С их помощью лодка сможет атаковать подводные, надводные и береговые цели. В представленном виде она не может бороться только с воздушными целями.

Концепт-проект SMX 31 не предназначается для строительства полноценных перспективных подлодок по заказу того или иного флота. Его задачей является поиск принципиально новых решений, способных повысить эффективность корабля, а также их интеграция в единый проект. Кроме того, в ходе проработки проекта необходимо определить реальное будущее тех или иных предложений. Наконец, при помощи макета и мультимедийных рекламных материалов можно изучить интерес специалистов и потенциальных заказчиков.

Определенные предложения концепта SMX 31 могут заинтересовать военных, в результате чего их можно будет применить при создании «настоящих» подлодок. Одновременное использование большей части оригинальных идей или даже строительство SMX 31 в предлагаемом виде пока не выглядит возможным. Проект на данный момент лишь объединяет смелые предложения и недостаточно проработан для запуска строительства.


Возможная компоновка подлодки и ее компоненты. Рисунок Hisutton.com


***

Группа компаний Naval Group представила свой вариант облика перспективной неатомной подлодки с особыми возможностями. Как и любые другие такие проекты, новый SMX 31 представляет большой интерес. Он наглядно демонстрирует, как именно судостроители зарубежных стран намерены развивать подводный флот, и на каких предложениях будет основываться такое развитие. При этом можно оценить зарубежные идеи и определить их реальные перспективы.

В первую очередь, необходимо отметить, что проект SMX 31 представляет особый интерес. Он показывает, как можно собрать в одной подлодке все самые смелые идеи нынешнего времени, добавив к ним оригинальные предложения. Концепт-проекты такого рода появляются не слишком редко, но каждый из них следует изучать, чтобы понимать актуальные взгляды зарубежных судостроителей на вопросы развития подлодок. Однако при внимательном и подробном изучении проекта становится ясно, какие именно составляющие переносят строительство таких лодок в отдаленное будущее.

В первую очередь, проект SMX 31 характерен широким использованием современных и перспективных систем, часть которых не готова к эксплуатации либо вовсе отсутствует. В частности, современные информационно-управляющие системы подлодок не могут обеспечить желаемое сокращение нагрузки на экипаж, а существующие аккумуляторы не позволят подлодке оставаться в море больше месяца на одной зарядке. Идея с размещением разнообразных датчиков по всей поверхности легкого корпуса выглядит интересной, но ее реализация связана с массой разных проблем.

Одновременно с этим концепт имеет выгодные преимущества перед существующими лодками. Предложенная энергоустановка действительно способна сократить шумность и вероятность обнаружения. Совершенствование конструкции корпусов дополнительно сократит заметность лодки. Беспилотные подводные аппараты активно разрабатываются, а БПЛА уже широко применяются в разных областях. Комплекс вооружения для SMX 31 может быть построен на основе существующих изделий и компонентов.

В итоге складывается ситуация, типичная для новых смелых проектов, основанных на передовых решениях. Одни черты концепт-проекта SMX 31 не только интересны и перспективны, но и могут найти применение в самое ближайшее время. Так, новое оружие или беспилотные системы можно внедрять уже в проектах следующего поколения либо при модернизации существующих лодок. Другие особенности облика пока выглядят чрезмерно сложными и неоправданными. Вряд ли нынешние флоты рискнут закупать подлодку с чисто электрической энергоустановкой без собственных генераторов и экипажем из 15 человек.

Очевидно, что в существующем виде проект SMX 31 так и не выйдет за пределы выставочных павильонов и не запустит процесс перевооружения флота какой-либо страны. Однако он не имеет таких целей. Эта разработка предназначена исключительно для поиска принципиально новых концепций и идей в области подводного судостроения. Наиболее реалистичные и полезные решения вскоре смогут найти применение в реальных проектах и поспособствовать развитию подводного флота. Впрочем, нельзя исключать, что такое развитие и освоение новых технологий в отдаленном будущем позволят инженерам вернуться к нынешнему концепт-проекту и довести его до строительства и эксплуатации.

По материалам сайтов:
https://naval-group.com/
http://hisutton.com/
https://navyrecognition.com/
https://popularmechanics.com/
Автор:
18 комментариев
Объявление

Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, регулярно дополнительные сведения о спецоперации на Украине, большое количество информации, видеоролики, то что не попадает на сайт: https://t.me/topwar_official

Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. g1washntwn
    g1washntwn 7 ноября 2018 06:25
    +1
    30-40 суток без подзаряда? Зная с каким КПД нынче производится, хранится и расходуется электроэнергия, что-то с трудом вериться...
    В целом, отдельные интересные решения уже проскакивали и раньше. Безэкипажный уменьшенный вариант такого подводного рейдера вполне возможен, если будет сам периодически стыковаться с плавучей базой или кораблем обеспечения для подзаряда.
    1. обыватель
      обыватель 7 ноября 2018 09:35
      -3
      Цитата: g1washntwn
      30-40 суток без подзаряда? Зная с каким КПД нынче производится, хранится и расходуется электроэнергия, что-то с трудом вериться...

      Одна из сфер применения таких лодок, охрана баз на дальних подступах и районов развертывания стратегов. Пришел, лег на дно и несешь дежурство сканируя обстановку с помощью датчиков и безпилотников, подводных и воздушных. И только в случае обнаружения цели передвижение для применения оружия. Иначе никаких аккумуляторов не хватит. Ну и само просится, установка малогабаритных, маломощных, малошумных атомных реакторов для подзаряда аккумуляторов.
      1. g1washntwn
        g1washntwn 7 ноября 2018 09:50
        +1
        Зачем экипаж лежать на дне в режиме буя? Проект неатомный, французы не потянут компактный реактор или не хотят с грязной технологией связываться, Гринписы же все эти европейцы. Авто на стоянке без проблем в электрике одной только сигналкой может аккумулятор посадить в ноль за две-три недели, а потребление у ПЛ явно выше. Будетлянство чистой воды.
        1. обыватель
          обыватель 7 ноября 2018 10:03
          -1
          Цитата: g1washntwn
          Зачем экипаж лежать на дне в режиме буя?

          А стратеги (да и другие ПЛ) думаете основную массу времени по окиянам как угорелые носятся? Тоже лежат в режиме буя.
          Цитата: g1washntwn
          Авто на стоянке без проблем в электрике одной только сигналкой может аккумулятор посадить в ноль за две-три недели, а потребление у ПЛ явно выше. Будетлянство чистой воды.

          Так и аккумуляторы там по больше.
          1. g1washntwn
            g1washntwn 7 ноября 2018 11:24
            +2
            Основную массу времени ПЛ проводят у пирса (к сожалению), стратегам падать на грунт - это экстрим. Покладка на грунт для АПЛ была доктором противопоказана. Не знаю как сейчас, но раньше вода в рециркуляцию забиралась из-за борта а около дна забивалась всякой дрянью, после чего у реакторщиков раскалялась задница. Дизель-электрические те постоянно тренируются отлеживаться, а для АПЛ нормальное состояние - дрейф и малый ход. Полностью электрические могут и лежать, но все-равно не вижу смысла тратить ресурсы на целый подводный крейсер, где все решается автоматическими дронами и док-станцией (которая может быть и мобильной со своим энергоисточником).
            1. Конь, людовѣдъ и душѣлюбъ
              +1
              Полностью электрические могут и лежать...


              Китайцы смогут такую лодку построить.

              wassat

              15 человек экипажа и 285 крутят на велосипедах динамо-машины. Кто хорошо крутит - тому дают воздухом подышать.
              1. Aqela
                Aqela 8 ноября 2018 05:50
                0
                Экспериментальная подлодка будет утрачена из-за взрыва литиевых аккумуляторов. winked
                Думаю, что так же, что этот проект гидроакустического буя с ограниченной автономностью, необходимостью применения экипажа на борту и размещения необслуживаемого комплекса вооружения в ограниченном объёме обещает вылиться в объёмы финансирования, сопоставимые с проектом Ф-35. good И без гарантий успеха, кстати. what
                Короче, очередная заявка на высокотехнологичное распиливание бабла drinks
        2. goose
          goose 7 ноября 2018 11:21
          +1
          Цитата: g1washntwn
          Проект неатомный, французы не потянут компактный реактор или не хотят с грязной технологией связываться, Гринписы же все эти европейцы.

          Потянут, но высокообагащенный уран не вписывается в топливный баланс Франции.
        3. Yarhann
          Yarhann 8 ноября 2018 01:28
          0
          вы наверное не в курсе но самые маленькие в мире АПЛ именно французкие и начали их строить еще в 76м - в 83г ввели первую , все 6сть лодок до сих пор в строю . водоизмещение 2600т - намного меньше той же варшавянки . А неатомный проект просто потому что дешевле , да и по шумности обеспечить малошумность маленькой АПЛ намного сложнее чем большой . Потому если строить маленькую ПЛ то лучше не атомную , меньше решаемых проблем .
          1. Aqela
            Aqela 8 ноября 2018 06:02
            0
            Полагаю, что применение в качестве энергоустановки аккумулятора, подзаряжаемого на базе, имеет сомнительную эффективность. Слишком низкая энергетическая плотность, если нет использования какого-либо топлива. Кроме того, применение высокой технологической насыщенности снижает энергоэффективность. Есть простые телефоны с условной автономностью до 1 мес. (батарейка занимает пол-корпуса, функционал ограниченный). Однако как-то нет сообщений о таких же сроках автономности для компьютеров, тем паче смартфонов.
            Кроме того, если многие подсистемы можно отправить в режим гибернации, для экономии, то что сделать с экипажем? Заставить есть только энергетические батончики и спать побольше? Или тоже отправить в гибернационные капсулы? За 30-45 дней даже 15 матросов столько сожру, на*рут, надышат... Не, если их набирать из индийских йогов, то может как-то это и заработает... wassat
          2. Эрнест
            Эрнест 15 января 2020 16:17
            0
            Нет, есть меньше, вроде NR-1, Tullibee, Лошарика.
  2. просто экспл
    просто экспл 7 ноября 2018 06:27
    +3
    французы молодцы , удивили .
    не померла еще французская школа , хотя французов во Франции почти не осталось .
  3. 3vs
    3vs 7 ноября 2018 06:39
    0
    Французы прямо мои мысли прочитали! laughing
    И то, что лодка должна быть без рубки и то, что перископ должен быть в виде некого буя, всплывающего, но они дальше пошли, беспилотники с него собрались запускать...
    1. Aqela
      Aqela 8 ноября 2018 06:04
      0
      Думаю, что рубки у субмарин делают более ста лет не просто так.
  4. Narak-zempo
    Narak-zempo 7 ноября 2018 09:14
    0
    Хороший проект для начала нулевых. Но сейчас, когда уже есть полностью безэкипажные "Цефалоподы" с огромной автономностью, он лишён смысла. Французы, как всегда, опаздывают. Да и весь мир, похоже, в этом вопросе отстал.
  5. san4es
    san4es 7 ноября 2018 12:11
    0
    Одним из основных участников выставки стала французская группа компаний Naval Group...
    ...показали специалистам и публике перспективный концепт-проект подводной лодки с названием SMX 31 (с 2.42 мин).
    Задачей проекта SMX 31 являлось создание многоцелевой подлодки, способной незаметно присутствовать в заданном районе, следить за активностью под водой и на поверхности, а также применять то или иное оружие.

    hi Предыдущая творческая мысль Naval Group, SMX® 3.0 Stealth Submarine:

    ...Мультик, по вопросу (от DCNS): recourse
    ...использование беспилотных систем разных классов. Прежде всего, в комплекс обзорного оборудования должны входить беспилотные подводные аппараты. Такие изделия предлагается хранить и обслуживать в отдельном отсеке
  6. voyaka uh
    voyaka uh 8 ноября 2018 10:43
    +2
    Идея правильная. Маленький экипаж и всплываемый аварийный модуль.
    Все ракеты - горизонтальный пуск из торпедных аппаратов. Благодаря этому не нужен высокий и толстый корпус. Не нужны ни рубка, ни наружный перископ. Можно сделать телескопический.
  7. Андрей Николаевич
    Андрей Николаевич 15 января 2019 23:04
    0
    Рациоализатора, м ть вашу..