1 июня - День памяти великого князя Дмитрия Донского

16
Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской в отличие от своего прадеда Александра Невского в среде историков и художников не пользовался таким непререкаемым авторитетом, как его предок. Признавая судьбоносность для русского государства Куликовской битвы, довольно значительное число исследователей событий 14 века явно принижают одного из главных, мирового масштаба, деятелей того времени, его политический, военный талант, личностные черты характера. Грешили этим и известные дореволюционные историки. Так, историк Н.И.Костомаров пишет: «Личность великого князя Дмитрия Донского представляется по источникам неясною. (Сие весьма странно – С.К.) Мы видим, что в его отрочестве, когда он никак не мог действовать самостоятельно, бояре вели дела точно в таком же духе, в каком бы их вел и совершеннолетний князь. Летописи, уже описывая его кончину, говорят, что он во всем советовался с боярами и слушался их, что бояре были у него как князья; так же он завещал поступать и своим детям. От этого невозможно отделить: что из его действий принадлежит собственно ему и что его боярам; по некоторым чертам можно даже допустить, что он был человек малоспособный и потому руководимый другими; и этим можно отчасти объяснить те противоречия в его жизни, которые бросаются в глаза: то смешение отваги с нерешительностью, храбрости с трусостью, ума с бестактностью, прямодушия с коварством, что выражается во сей его истории сам Дмитрий не был князем, способным мудростью правления облегчить тяжелую судьбу народа; действовал ли он от себя или по внушениям бояр своих – в его действиях виден ряд промахов. Следуя задаче подчинить Москве русские земли, он не только не умел достигать своих целей, но даже упускал из своих рук то, что ему доставляли сами обстоятельства…». Грешили и ангажированные советские историки-безбожники. О нынешних демократических учебниках истории и говорить не хочется. К такой оценке профессиональных историков можно прибавить немыслимое количество всевозможных художников слова, кисти и т.п. Плюс совершенно невменяемые, но очень модные теории воинствующих дилетантов, типа Фоменко. Между тем существует огромное количество исследований подтверждающих величие славного сына русского народа. Впрочем, удивляться этому не стоит. Именно на таких личностях, как Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван Грозный, Петр Великий, Николай I, Александр III, Сталин завязываются те узелки русской истории, которые как лакмусовая бумажка проявляют истинное отношение человека к России, русскому народу, русской государственности, месте России в созданном Богом миропорядке. Сразу видно -–любишь ли ты Русь, русского, или, прикрываясь ложным объективизмом, превращаешь найденную в глазу соринку в бревно. Так что историки Костомаров и Покровский, политики Чубайс и Немцов, политолог Павловский, деятель культуры Басилашвили и шахматист Каспаров – одного поля ягодки. И, право, не стоит удивляться, что для русофобов всех мастей Дмитрий Донской просто ничтожная личность вечно капризной истории, вознесенная записными патриотами на Олимп.

Художник Орест Кипренский "Дмитрий Донской на Куликовом поле" 1805


Бог им судья. Уверен судья будет строгий и справедливый. Мы же постараемся в небольшой работе еще раз защитить великого патриота, святого земли русской, от нападок врагов, уделив основное внимание его полководческому таланту.

Начнем с того, что его детство и юность очень напоминает этот отрезок жизни князей Святослава и Александра Невского. Как и они, Дмитрий начал княжить малолетним отроком 6 лет от роду. Сын великого князя Иоанна Кроткого, внук Ивана Калиты родился в 1350 году. После неожиданной смерти отца в 1356 году стал князем, а еще через три года великим князем получив в Орде! великокняжеский ярлык, причем сразу от двух враждующих группировок татарской верхушки. Знак, думается, далеко не случайный. Понятно, что правил мальчик-князь под крыло боярской думы, но руководил то думой, а значит и всей Русью великий святитель митрополит Алексий. Большой друг умершего князя Иоанна, он заменил Дмитрию отца на долгое время, и о таком отце и советчике можно было только мечтать. Под его руководством князь получил великолепное образование, постепенно приобретал особую мудрость государственного правителя, а, главное, укрепился, как истинно православный человек. Пожалуй, только прадед Дмитрия Александр Невский столь трепетно исповедовал Православие в мыслях и делах и столь точно следовал советам отцов церкви. С раннего детства и до конца дней ни одного значительного государственного решения, в том числе и военного, князь Дмитрий не принимал без благословения Церкви. Три человека, обличенные духовным саном сопровождали его по жизни: святитель Алексий, преподобный Сергий и Федор Симоновский, .впоследствии архиепископ Ростовский. Какой еще правитель и полководец, может похвастаться такими духовными наставниками? Безволие, нерешительность, несамостоятельность и прочие грехи, которые хулители Дмитрия ставят ему в вину – не более чем полное непонимание характера князя, его поступков, в основе которых истинная православная вера. Да, князь Дмитрий прислушивался к мнению других, часто бывал противоречив, но не поступался в главном – служении Богу и земле русской. Здесь он был постоянен и непреклонен. Летописец пишет: « с Богом все творящий и за Него борющийся. Царским саном облаченный, жил он по ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда прибывал Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных. Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил, божественные дни поста в чистоте хранил, и каждое воскресенье Святых Таин приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать. Поистине земной явился ангел и небесный человек». Как это напоминает летописные характеристики его прадеда Александра Невского!

И военное дело он осваивал так же успешно, как и его великий предок. Индивидуальное мастерство воина-профессионала – первое, что требовалось постичь, натренировал до автоматизма. Молодой князь был завидным кавалеристом, метко стрелял из лука и самострела, одинаково блестяще владел тяжелым мечом и легкой саблей, боевым топором и булавой. Брал на рогатину медведя, кабана и ни один раз лично поднимал на копье конного противника. Вот почему он совершенно спокойно встал в ряды простых воинов на Куликовом поле. Как и Александр Невский, полностью лишенный личной бравады, рыцарского честолюбия, он как профессионал не сомневался в своей способности побеждать противника в поединках. О духовной, моральной стороне этого поступка, мы поговорим позже. Сложнейшее искусство управления войсками князь Дмитрий не только постиг, но творчески развил, подтвердив тем самым одну из черт таланта военачальника. К военной организации Русского государства он подошел творчески, вводя новинки буквально во все элементы военного строительства.

А. Немеровский. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на ратный подвиг


Предвидя суровые годы борьбы, он уже в 1367 году первым из князей соорудил Московский Кремль из белого камня, опоясав стены широким и глубоким рвом с водой. В это же время он начал создавать постоянные оборонительные кордоны и засеки со сторожевыми постами, способными в кратчайший срок донести вести о надвигающейся опасности и проводить разведку боем, с целью определения сил и численности противника. Жизнь очень скоро доказала правоту юного князя. Москва, ставшая настоящей крепостью, не раз выдерживала штурмы и осады литовского, тверского, да и татарского войска. Взятие Москвы Тохтамышем объясняется исключительно коварством и вероломством ордынского князя. Но главная заслуга князя Дмитрия в военном строительстве это то, что он создал фактически новые, достаточно мощные вооруженные силы Русского государства, которые стали настоящим неприятным сюрпризом для многочисленных врагов Московского княжества. Сразу оговорюсь. Рассматривая военные дарования Дмитрия Донского, я сознательно исключаю оценку его способностей в братоубийственных столкновениях и боевых действиях против русских князей, особенного тверского Михаила и рязанского Олега. Ибо, как уже ни раз говорил, в гражданских братоубийственных войнах не может быть победителей, не может развиться полководческий талант. Хотя формально, и из этих столкновений князь Дмитрий практически всегда выходил победителем.

Итак, русское войско. Начал молодой князь с вооружения. На известной картине художника А.П. Бубнова «Утро на Куликовом поле» бросается в глаза прекрасное вооружение князей и рогатины, копья, просто дубины рядовых ратников. На самом деле вооружение русского войска было не только отменно, но и стандартизировано. Князь вложил в перевооружение войска большие средства, в том числе личные, а мастерство русских оружейников славилось далеко за пределами Руси. Все русские полки, а не только княжеская дружина вооружались единообразным оружием. Это, прежде всего длинные и крепкие копьи с узколистыми наконечниками легко пробивающие кожаные татарские доспехи с нашитыми на них металлическими бляшками. Оружием ближнего боя служили боевые топоры, секиры-чеканы, палицы. Конница вооружалась знаменитыми прямыми русским мечами длиной боле метра или изящными легкими саблями, которые были весьма эффективны в единоборствах с татарскими кавалеристами. Надежное защитное вооружение состояло из знаменитой кольчуги зачастую с «дощаной защитой» – пластинчатой или наборной броней, шлема-шишака. Татарские сабли и стрелы «дощатую защиту» не пробивали. Князь Дмитрий первым заменил каплевидные, длинные и тяжелые щиты (они видны на картине Бубнова – С.К.) на небольшие круглые, очень удобные в рукопашном бою. Кстати, в Западной Европе такие щиты появятся только через 100 лет. Так что, русская рать на Куликовом поле представляла сплошной строй одетых в доспехи воинов. В «Сказании о Мамаевом побоище» читаем: «доспехи русских сынов, как вода всебыстрая, блещут, и шлемы на их головах, как роса во время ясной погоды светятся». Первым оценил молодой князь и огнестрельное оружие. Именно в его княжение со стен Московского Кремля начали стрелять первые русские пушки – «тюфяки».

1 июня - День памяти великого князя Дмитрия Донского
А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву


Изменил Дмитрий Донской и организацию русского войска. Его ядром по-прежнему являлась дружина (гвардия) князя. Но теперь к ней присоединились многочисленные хорошо вооруженные московские полки. К ним, в случае необходимости, примыкали полки других князей. При этом, собирали эти полки, командовали ими не князья вассалы, как это было прежде, а великокняжеские воеводы. По всей Руси складывались своеобразные военные округа, из которых приходили полки Коломенские, Звенигородские, Муромские, суздальские и т.д. Князь Дмитрий создал единую общерусскую военную организацию, пожалуй, впервые после времен Святослава. Это, кстати, оказало огромное влияние на будущий процесс объединения русских княжеств в единое государство.

Изменил князь Дмитрий и тактику русского войска. Точнее, развил так блестяще проявившее себя трех полковое построение с конницей на флангах. Кстати, он блестяще использовал и традиционное построение. Например, в битве с ордынцами на реке Воже. Но для борьбы с основными силами Орды, великой армией, он начал использовать шести полковой строй – добавил Сторожевой, Передовой и Засадный полки. Именно это построение обеспечило Дмитрию Донскому победу на Куликовом поле. В стратегическом плане Дмитрий вернулся к практике своих великих предков Святослава, Мономаха, Александра – практике упреждающих ударов. Он не ждал ордынцев под стенами своих городов, а сам выходил навстречу, навязывая свой способ ведения сражений, а значит, заранее перехватывая инициативу. Главная линия обороны начиналась на реке Оке, ее просто называли «берегом». Фактически русские полки занимали линию обороны протяженностью более 200 верст от Коломны до Калуги. Впереди же, тянулись уже упоминаемые линии засек и сторожевых постов, разъездов.

Наконец, как всякий гениальный полководец, он не только умело воевал сам, но и окружил себя талантливыми военачальниками, из которых можно выделить, прежде всего, двоюродного брата князя Владимира Андреевича Серпуховского и воеводу Дмитрия Михайловича Боброк-Волынского.

Следует еще раз напомнить, что свои масштабные военные преобразования князь проводил отнюдь не в мирное время, а в ходе непрекращающихся набегов внешних врагов и внутренней междоусобицы. И проводил эту военную реформу не умудренный опытом военачальник, а совсем еще молодой человек. Мог ли подобное совершить робкий, нерешительный, несамостоятельный правитель? Ответьте, господа критиканы. Такое под силу только настоящему политическому и военному гению. Это сейчас, в славные демократические времена, наши политики и полководцы так «реформируют» многострадальную армию, что от таких «реформаторов» саму армию надо спасать, и как можно быстрее. Иначе, не равен час, вернемся во времена ордынские.

Горельеф с Храма Христа Спасителя "Дмитрий Донской у Сергия Радонежского"


Отказывать же Дмитрию Донскому в международной значимости его военных побед, по-моему, просто вершина глупости. Почитайте всемирную историю, господа хорошие. В это время в Западной Европе полыхала череда рыцарских войн, более похожих на турниры, появлялись и исчезали новые княжества карликовые государства, победным шествием католические миссионеры утверждали крестом, а более мечом, папскую власть не только над церквями, но и государствами. Лишь отчаянная борьба гибнувшей некогда великой Византии, да появление в центре Азии великого Тамерлана, могут соперничать по геополитической значимости с войнами и победами Дмитрия Донского. Победа на Куликовом поле, как бы не принижали ее значение нынешние русофобы, как не низводили до одного из множества эпизодических столкновений Руси и Орды, воистину ключевой, поворотный момент всей геополитики, всего миропорядка. С Куликова поля восстала из пела новая Русь, вновь мир услышал пусть еще неокрепший русский голос. И хотя окрепнет он еще через 100 лет, но окрепнет так, что уже не будет уничтожен никогда. Верим в это! Именно с Куликова поля уйдет в небытие извечный страх перед Ордой не только у русских, но и у европейцев. Именно с Куликова поля начнется новое, пока смутно проявляемое, многовековое противостояние русских литовцев и поляков за первенство в Восточной Европе. Не стоит забывать, что в то время граница с Литвой проходила всего в нескольких километрах от Можайска и Калуги. Вот что означает так ненавистная многим русофобам всего одна битва, всего одна победа великого полководца земли русской святого благоверного князя Дмитрия Донского. Когда же говорят, что у него и была всего одна настоящая битва, что в ней он ровным счетом ничем не проявил себя, то, по меньшей мере, лукавят.

Кратко проследим боевой путь князя Дмитрия. Кратко потому, что сказано об этом достаточно много, подробно и потому, что, как и его могучие предки, прожил он на этом свете не долго. Но вечно жив на небесах! В истории вообще, а в военной особенно, имя полководца довольно часто связывают с одним, или двумя-тремя самыми значительными сражениями их военной биографии. Может быть это и верно, когда личность полководца, его заслуги и гениальность неоспоримы. Но когда возникают разногласия в оценках, чаще всего субъективные, основанные на политической, идеологической конъюнктуре, приходится вспомнить многие, на первый взгляд незначительные боевые эпизоды из биографии героя.

Воевать князь Дмитрий начал, как и Святослав, Владимир Мономах, Александр Невский с детского возраста. К сожалению, с врагами внутренними – русскими князьями за великокняжеский престол. Безусловно, эти войны были несчастием для русского народа, но без них не усилилась бы Москва, не объединила бы, в конце концов, вокруг себя всю Русь. Дмитрия часто обвиняют в коварстве, вероломстве, непостоянстве по отношению к князьям-соперникам. Но это примитивный, не исторический подход, чаще всего несущий в себе современную политическую и идеологическую основу. Исторически, по нравам и обычаям, законам и морали того времени князь Дмитрий действовал даже более безупречно, чем его соперники. Судя по летописям, суздальско-нижегородский князь Дмитрий, а особенно, тверской князь Михаил и рязанский князь Олег шли на более недостойные поступки, вплоть до открытого предательства интересов Руси. Вот этого у Дмитрия не было никогда! К тому же, он всегда старался мирно решить противоречия, уповая на Бога и посредничество Великих святых Алексия и Сергия Радонежского. Тому есть многочисленные летописные подтверждения. С военной точки зрения Дмитрий практически всегда выходил победителем с междоусобных схватках. Уже в 11 лет, в первом походе, московский князь согнал с великокняжеского престола князя Дмитрия Константиновича. Кстати, своего будущего тестя, породнившись с которым в юном 16-летнем возрасте, навсегда прекратил соперничество между московскими и суздальскими князьями. Это ли не настоящее миролюбие и практические шаги к миру? Потом были многочисленные стычки, походы против тверского князя Михаила, который для достижения собственных, личных целей, вступал в союз с самыми лютыми врагами Руси. Последняя война с Тверью в 1375 году стала по сути генеральной репетицией сбора общерусского войска на решающую битву с Ордой. Для похода на Тверь князь Дмитрий сумел объединить 20, то есть почти всех, русских князей! «И все князи Русские, каждый со своими ратями и служаще князю великому». В этих битвах тоже ковался полководческий талант князя Дмитрия.

Икона «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской», написанная священником Сергеем Симаковым в XX в.


Главной же практической полководческой школой стали для Дмитрия схватки с литовцами и ордынцами. Почему-то их считают незначительными и не существенными. Странно. Между тем, Литва в то время может быть самое сильное княжество Восточной Европы, трижды в 1368, 1370 и 1372 годах совершала смертельно опасные походы на Москву. Литовский князь Ольгерд, после того, как в 1362 году разбил татар под Синими Водами и освободил Подолию, повернул на Москву, возжелав присоединить к Литве другие русские земли. Ему не давали покоя лавры брата и соправителя Кейстуса, успешно боровшегося на Западе с Тевтонским орденом. В первой войне князь Дмитрий спешно собрал сторожевой полк из москвичей, коломенцев, дмитровцев, выслал его вперед. Но этих сил явно не хватало для решительного сражения, что и показала стычка с литовцами под Волоколамском. Времени на сбор полноценного войска у Дмитрия не было. Вот когда пригодились каменные крепостные стены Кремля. Ольгерд спешно подходил к Москве. Князь Дмитрий с двоюродным братом Владимиром Андреевичем и митрополитом Алексием держали оборону в Кремле. Все деревянные строения вокруг Москвы были заблаговременно сожжены. Ольгерду не удалось взять Кремль. Простояв под Москвой три дня и три ночи, порушил и сжег церкви, монастыри, окрестные села и вернулся в Литву. Как отмечает летописец, «другая литовщина случилась два года спустя». Снова Ольгерд пошел на Москву, с союзникам- князем Михаилом тверским и князем смоленским Святославом. Несмотря на этот союз, а может быть и из-за него, удар не получился внезапным. Уже под Волоколамском Ольгерд встал. Два дня литовцы штурмовали город, но взять его не могли. Тогда Ольгерд двинулся прямо на Москву, куда и прибыл в зимний Николин день. На сей раз, литовцы стояли под городом восемь дней. Князь Дмитрий руководил обороной, а князь Владимир постоянно атаковал литовцев с тыла. Обратите внимание, как меняется тактика русских войск. От пассивной обороны, они переходят к активной, что и вынуждает Ольгерда почувствовать опасность и согласиться на переговоры с князем Дмитрием. Договорились о «вечном мире», который через год скрепили брачным союзом. Князь Владимир Андреевич обручился с Еленой, дочерью Ольгерда, принявшей православие с именем Евпраксии. Но, как часто тогда бывало, «вечный мир» кончился всего лишь через год, и снова Ольгерд пошел на Русь. На сей раз, обратите на это внимание, князь Дмитрий вышел с ратью навстречу литовцам, и уже через сутки был на Оке. Столь быстрый маневр и внушительная сила московских полков озадачила Ольгерда и он вынужден был отказаться от сражения. Под Люботском заключил с князем Дмитрием второй «вечный мир». Следует отметить, что во всех сражениях с литовцами князь Дмитрий на практике шлифовал управление новой организацией русского войска через воевод. Уже тогда проявили самостоятельность и показали воинское мастерство военачальники князя Дмитрия, и прежде всего князь Владимир Андреевич.

Еще большую науку прошел князь Дмитрий в схватках с основным противником – ордынцами. В русских летописях сохранились сведения о трех больших походах великого князя Дмитрия Ивановича к южным рубежам. В 1373 году ордынцы напали на Рязанское княжество, их конные разъезды рыскали на границе московских владений. В летописи говорится: «Дмитрий Иоаннович собрався со всею силою своею и стоял у реки Оки на брезе все лето и татар не пустиша». Опять мы замечаем, как князь Дмитрий как бы прощупывает противника, не спешит к активным действиям. Но даже стояние, не позволившее татарам атаковать, он немедленно подкрепил политическим актом. В 1374 году Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде. Не удивительно, что уже в 1376 году князь Дмитрий не ограничился обороной «берега», но сам пошел за Оку «стерегася рати татарскиа». В том же году московские и нижегородские рати ходили на Волжскую Болгарию. Казанцы выплатили огромный по тем временам выкуп 5 тысяч рублей, приняли в свой город русского «таможника». В этом походе отличился будущий герой Куликова поля воевода Дмитрий Михайлович Боброк-Волынский. Так росли помощники, военачальники Дмитрия Ивановича. Кстати, уже эта победа произвела колоссальное впечатление, и не только на Руси. Ордынцев начали бить в их собственных владениях. Орда возмутилась и зашевелилась. В 1377 году ордынский царевич Арапша налетел на южные районы Нижегородского княжества и сильно потрепал русские рати. Но уже на следующий год князь Дмитрий показал татарам всю силу нового русского войска при набеге ордынцев под предводительством мурзы Бегича. Ордынский поход был предпринят большими силами. Для примерного наказания русских правитель Орды Мамай, по словам летописца, «собрал воинов много». Князь Дмитрий встретил врага во всеоружии. Благодаря хорошо налаженной разведке, отличной маневренности русские войска опередили татар и первыми подошли к реке Воже, правому притоку Оки и перекрыли брод. Князь Дмитрий занял самую удобную позицию на холме Черный Угол, с которого открывался хороший обзор противоположного берега и контролировался брод. Появление русских полков так далеко в чистом поле оказалось неожиданностью для ордынских военачальников. Контроль русских над бродами через реку и вовсе их озадачил. Татары в замешательстве встали, да на целых три дня. На сей раз, стояние не входило в планы князя Дмитрия. Ему просто необходима была решительная победа в открытом сражении. Он приказал немного отойти от берега, как бы приглашая врага, при этом татары осыпались насмешками. Ордынцы не выдержали и начали с криками и воплями форсировать реку. Что и требовалось доказать! Мы уже говорили, что князь Дмитрий применил здесь классический трех полковой порядок построения. Сам возглавил центральный полк. Русские неподвижно ожидали врага, тем самым еще больше озадачивая татар. Монголо-татарские конники были поражены – противник настолько уверен в себе, что позволяет им переправляться через реку по болотистым берегам. Они растерялись, замедлили ход и остановились, обстреливая русские полки из луков. Задние ряды татар наседали, приводя к еще большему замешательству. В этот момент князь Дмитрий дал сигнал к атаке, и русские двинулись на ордынцев, охватывая их фланги. Передние ряды татарской конницы были смяты, последующие повернули обратно, и столкнулись со своими же переправляющимися войсками. Началась паника. Татары бросились назад к болотистому берегу, многие тонули. Погибло пять ордынский мурз, в том числе и сам Бегич. Только наступившая темнота помогла спастись остаткам ордынского войска. Утром русская конница переправилась через Вожу и захватила весь ордынский обоз. Кстати, победа Дмитрий Иванович добился малой кровью. У нас погибло два воеводы – Дмитрий Монастырев и Назар Кусков. Это ли не талант полководца?

"Удар Засадного полка" (Куликовская битва) (1863х1300) - Попов Павел Петрович


После разгрома на Воже стало ясно – впереди решающее сражение с основными силами Орды, сражение до победного конца, а в ином исходе не сомневался на Руси уже никто. К этому времени, как писал историк В.О.Ключевский: «успели народиться и вырасти целых два поколения, к нервам которых впечатления детства не привили безотчетного ужаса отцов и дедов перед татарином: они и вышли на Куликово поле». То, чего себе не мог позволить великий воин Александр Невский, ради чего он смирил гордыню и Русь, свершил его правнук Дмитрий.

Итак, главная битва великого князя Дмитрия, одно из главных сражений когда-либо проводимых русскими полководцами. Битва эта освещена достаточно подробно и всесторонне. Единственно, считаю просто необходимым исключить из этого анализа совершенно бредовые идеи Фоменко, ибо кроме как геростратовым комплексом это объяснить невозможно. Да и не нужно. Позволю в рамках небольшой статьи остановиться на важнейших, на мой взгляд, моментах Куликовской битвы, характеризующих Дмитрия Донского именно, как полководца.

Первый момент, старательно замалчиваемый военными историками всех поколений, это несомненное благословение самого Господа нашего на битву и Его несомненное покровительство русскому воинству. Чудеса, явленные перед, и во время сражения во многом определили характер поведения и сами действия военачальника великого князя Дмитрия. Прежде всего – Божественное знамение, во Владимире были обретены мощи благоверного князя Александра Невского. Инок – пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами загорелись и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они возвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Нутро гроб был выкопан, и были обнаружены нетленные мощи. Это событие было достоверным свидетельством незримой помощи великому князю Дмитрию со стороны его предков. Колоссальное значение имело благословение князя Дмитрия на сражение преподобным Сергием Радонежским. На второй день Успения великий князь со свитой отправился в Троицкий монастырь. После литургии преподобный Сергий благословил благоверного князя идти на битву, уповая на Бога и предсказал победу русским войскам. Преподобный Сергий, делая великому князю Дмитрию на челе крестообразное знамение, рек: «Иди, Государь! Небоязненно: Господь Бог тебе поможет на враги» И. наклонившись к нему одному, добавил тихо: «Победиши супостаты своя». И отправление на битву двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, в миру храбрых богатырей и искусных воинов, как бы накладывало практическую черту на духовное знамение. В день выступления из Москвы князь Дмитрий вошел в церковь Пресвятой Богородицы, преклонил колени пред иконою Христа Спасителя, потом повергся перед образом Богоматери, писанным святым Евангелистом Лукой, и со слезами на глазах, молил Небесную Заступницу об усмирении и уничижении гордых и свирепых врагов православного народа русского. После отправился в церковь Архистратига Михаила и там на гробницах своих предков восклицал: «православные поборники! Молите о нас Господа, да подаст Он нам победу и одоление над врагами нечестивыми». Уже по дороге к Куликову полю явление князю иконы святителя Николая на Угреже. И, наконец, сама молитва перед битвой и последние слова: «На Тебя мое упование, Господи!» Я не случайно так подробно остановился на этом, ибо только поняв православную душу князя Дмитрия, можно понять все его поступки.

Павел Рыженко. Куликово поле


Второй момент, который наконец-то стал рассматриваться всерьез – это интернациональный состав войска Мамая. Ордынская армия всегда была разноплеменная, но татарский «плавильный котел», как бы переваривал ордынских союзников и вассалов в монолитное ядро, которое отличалось не только высоким профессионализмом, но и моральной стойкостью. У Мамая такого единения не было. По свидетельству летописца, он выступил в поход «со всеми князьями ордынскими и со всею силою татарскою и половецкою». Да еще по пути «многие орды присоединил к себе». Присоединил, но не сделал настоящими ордынцами. У Мамая было очень много наемников: «бесерменов и армян, фрязев(генуэзцев) и черкесов, буртасов». Многие из них, особенно тяжеловооруженная генуэзская пехота, были профессионалами высочайшего класса, но оказались слишком несовместимы с кочевой конницей. Орда была еще сильна, но уже не так, как во времена Батыевы. Князь Дмитрий это понимал, как понимал и то, что разорвать цепи рабства даже у такой Орды можно только военным путем решительной победой. Да и сам поход Мамая на Русь, хотя он не скрывал, что собирается повторить «Батыев погром», существенно отличался от типичных походов Орды. Классическая Орда покоряла земли и уходила в родную степь, принимая от покоренных народов завидную дань. Мамай хотел не только покорить Русь, но и поселиться на русских землях, создав новую, свою Орду. В старой, несмотря на все свои таланты и заслуги, места под солнцем ему не было. Это тоже хорошо понимал Дмитрий Иванович, понимал, что от исхода битвы с Мамаем зависит быть или не быть земле русской, быть или не быть самому русскому народу. Вот почему у него не оставалось другого выбора, как только обязательная, полная и решительная победа именно над Мамаем.

Третий существенный момент – это блестящий маневр русского войска, предшествовавший решающему сражению. Новая организация войска в пяти полковой состав и строгое подчинение воевод центру, позволили сделать русскую рать чрезвычайно маневренной и мобильной. А скорость маневра, как мы уже знаем, позволяет взять инициативу в свои руки, навязать противнику свои правила, поставить его в заведомо невыгодные условия, что уже является половиной успеха. Князь Дмитрий Донской провел этот маневр блистательно. Судите сами. Расстояние в 100 верст от Москвы до Коломны войска прошли за четыре дня. По тем временам темп фантастический. К устью Лопасни подошли 26 августа, то есть за неделю до предполагаемой встречи с противником. Войско двигалось в составе полковых колонн, строго соблюдая установленный порядок. Во время движения непрерывно осуществлялось сторожевое охранение и велась разведка. Это позволило нейтрализовать многочисленных татарских лазутчиков и захватывать так необходимых «языков». Дмитрий знал о татарах все, Мамай о русских – ничего. Авангард составлял Сторожевой полк воеводы Семена Мелика, сформированный из отборной конницы, способный обезопасить главные силы от внезапного нападения. За Сторожевым полком несколькими колоннами следовали полки: Передовой, Большой, Правой и Левой руки, Засадный. Разведка вскоре донесла, а «языки» подтвердили, что Мамай не торопится с нападением, ждет соединения с союзниками – литовским князем Ягайло и рязанским князем Олегом. Вот почему Князь Дмитрий как бы обходил рязанское княжество с запада, забирая вправо. 30 августа он начал переправляться через Оку в 2-х верстах ниже устья Лопасни и устремился к Дону. В 30 верстах от Дона у местечка Березуй к русскому войску присоединились союзные литовские полки Андрея и Дмитрия Ольгердовичей, чья «кованная рать» тяжеловооруженные воины значительно усилила русское войско. Разведка уточнила нахождение Мамая. Тот неспешно кочевал у Кузьминой гати в трех переходах от устья Непрядвы, ожидая союзников только через три дня. Движение князя Дмитрия от устья Лопасни на запад имело целью не дать возможности соединиться литовскому войску Ягайло с Мамаем, который уже три недели бродил по степи в районе реки Меча, не имея вестей. Ягайло же, узнав о маршруте и численности русского войска, засомневался в целесообразности присоединения к Мамаю и остановился. Что и требовалось доказать! 5 сентября русская кавалерия вышла к сутью Непрядвы. Быстрота и скрытность похода русской рати стали для Мамая настоящим сюрпризом. Это ли не первый гениальный шаг к победе русского полководца?

Виктор Маторин. "Дмитрий Донской"


Следующий момент – воистину гениальное полководческое решение Дмитрия о форсировании Дона. На военном совете 6 сентября мнения разделились. Многие советовали оставаться на северном берегу Дона и разбить противника, как некогда на реке Воже. Другие советовали все-таки форсировать Дон и принять сражение на южном берегу. Окончательное решение принял князь Дмитрий, и никто иной! При этом произнес знаменательные и поныне слова: «Братья! Честная смерть лучше постыдной жизни; лучше было бы нам не идти против сих безбожных, нежели пришедши, возвратиться, ничего не сделав. Нынешний день мы все переправимся за Дон и сразимся за Веру и Отечество наше!» Он велел каждому полку построить мосты, «ополчиться доспехами и перешед реку разрушить за собой все мосты..». До сих пор многие считают, что князь как бы обрубал концы, превращал своих воинов в смертники. Но для православного воина смерть в бою - верная дорога к вечной жизни на небесах. Вопрос о смерти просто не мог стоять в нынешнем понимании и не стоял. Главное же заключалось в том, что этот маневр позволил Дмитрию удерживать в своих руках инициативу не только стратегическую (бить противника по частям), но и тактическую (выбор места сражения и навязывание противнику своей воли). Кстати, уже вечером после совета князь Дмитрий лично с воеводой Боброком-Волынским переправился через Дон и лично выбрал место будущего сражения. Немаловажная деталь для характеристики полководческого таланта князя Дмитрия!

Выбор места сражения и определил боевой порядок русского войска. Он общеизвестен. Я хочу лишь уточнить некоторые детали. По фронту русская позиция растянулась почти на 8 верст, однако, удобная для действий конницы противника местность ограничивалась не более 4-мя верстами и находилась в центре позиции – около сходящихся верховий Нижнего Дубика и Смолки. Рать Мамая, имея преимущество по фронту более 12 верст, могла атаковать конницей русские боевые порядки только на ограниченном участке. Это же полностью исключало маневр конными массами. Вот и построил князь Дмитрий русские войска с учетом местности и излюбленного способа борьбы применяемого ордынцами (охват конницей одного или обоих флангов противника с последующим выходом в его тыл). На Куликовом поле Мамай мог атаковать только с фронта, что уменьшало фактор численного превосходства и сковывало маневр. Кстати, надо прояснить и постоянно меняющуюся численность войск противостоящих сторон, которые либо раздувают до неимоверных размеров или снижают до уровня какого-то рыцарского турнира. Есть же точные сведения о примерном числе ратников в полку. Исходя из этого, и размеров места сражения, можно с уверенностью определить численность русского войска в 50 – 70 тысяч человек, а войска Мамая – в 90 – 100 тысяч человек.

Необходимо внести еще одно существенное уточнение. Уже стало как бы аксиомой, что сражение началось с поединка инока Пересвета и батыра Челубея, и уходом князя Дмитрия в ряды простых воинов. Это не совсем так. На самом деле войска изготовились к сражению, но Мамай тянул время, все еще надеясь на подход Ягайло. В его стане даже начались приготовления к обеду. Дмитрию Ивановичу это было крайне невыгодно, и он решил во чтобы то ни стало втянуть Мамая в бой. Он действительно снял свои великолепные доспехи, передал его боярину Михаилу Бренку, а сам облачился в простые доспехи (кстати, не уступающие по своим защитным свойствам княжескому –С.К.), вручил ему черемное знамя Спаса. Не могу не привести его ответ воеводам, которые всячески отговаривали князя: «Да как же я скажу кому-нибудь: «Братья, встанем крепко на врага! – а сам встану сзади, и лицо свое скрою? Не могу я сделать, чтобы таиться и скрывать себя, но хочу, как словом, так и делом прежде всех начать и прежде всех голову положить, чтобы прочие, видя мое дерзновение, так же сотворили с многим усердием! Мне должно пить общую с вами чашу: смерть ли, живот ли едино с вами вкушу. Я обязан вступить в брань прежде прочих, прежде других положить свою голову и получить венец бессмертия от правосудного Бога. Приемля от Господа моего вся благая, злых ли не стерплю?». Да, князь переоделся, но возглавил Сторожевой полк, который нанес сильный упреждающий удар, смял татарскую разведку и заставил ордынский сторожевой полк отступить к основным силам Орды. «Монголы бросили котлы … и стали готовиться к бою». Мамай вынужден был начать сражение по замыслу князя Дмитрия. Вот только тогда, видя, что войско построено, как он задумал, что ни чем себя не выдал главный сюрприз – Засадный полк, что татары начали атаку в том месте и на том направлении, тогда, когда он хотел, князь Дмитрий вернулся в Большой полк, а Сторожевой полк отошел к основным силам. Только тогда вступил в поединок инок Пересвет. Ну и как можно говорить о трусости великого князя? Даже поверхностное представление о рукопашной схватке в страшной средневековой сече, напрочь исключает добровольное участие в ней труса! Что же касается руководства сражением, то оно может быть разным. В жизни почти у всякого великого полководца были моменты, когда он вступал в схватку, как простой воин. Этого требовала обстановка, высокая морально-нравственная составляющая, данного момента сражения. Вспомним хотя бы Наполеона на Аркольском мосту или Суворова в Альпах. И несть числа таким примерам. Дмитрий Донской, именно как великий полководец, понял, что его воеводы, его полки четко и строго выполнят план своего главнокомандующего, а ему важнее слиться с каждым ратником в единую плоть, олицетворяющую в этой битве непобедимость русского народа по воле Господа!

Ход и исход самой битвы проанализирован достаточно подробно, но я все же хочу привести несколько выдержек из «Сказания о Мамаевом побоище», на мой взгляд, наиболее ощутимо передающих весь средневековый аромат, колорит столь знаменательного для русского человека сражения:

«Пришел праздник 8 сентября, начала спасения нашего, рождество святой Богородицы, рассвет в пятницу, восход солнца. И была утром великая мгла, начали знамена христианские простираться и многие трубы трубить. Уже у русских князей и воевод и у всех удалых людей кони укротились, звук трубный, каждый под своим знаменем, полки пошли, как кому велено по приказу».

Памятник Дмитрию Донскому перед Маринкиной башней Коломенского Кремля


«И когда настал третий час дня… И сошлись оба войска, крепко бились не только оружием, но и убивали друг друга врукопашную, умирали под конскими копытами, задыхались от великой тесноты, ибо невозможно им было уместиться на Куликовом поле, тесное ведь место между Доном и Непрядвою. На том поле сошлись сильные полки вместе, из них выступили кровавые зори от сияния мечей, точно молнии блещут. И был треск ломающихся копий и удары мечей, нельзя было увидеть грозного часа смертного, в единый час, в мгновение ока сколько тысяч погибает созданий Божьих.

В четвертом и пятом часу бьются, не ослабевают христиане. Когда же настал шестой час, Божьим попущением, за наши грехи, начали татары побеждать: многие вельможи перебиты татарами, удалые витязи, как деревья дубровные, клонятся к земле, под конские копыта, многие сыновья русские погибли. Самого великого князя ранили; он покинул войска и сошел с коня, потому что не мог уже сражаться. Татары подсекли уже многие знамена великого князя».

«И пришел восьмой час, внезапно потянул южный ветер им в спину. Закричал Волынец громким голосом князю Владимиру: «Час пришел, время приблизилось» и Еще сказал: «Братья мои и друзья, дерзайте». И одновременно выехали русские из дубравы, точно выдержанные сокола, ударили на многие стада гусиные, знамены их направлены грозным воеводою.

Татары же, увидев их, закричали: «Увы нам, снова Русь обманула, слабейшие люди с нами сражались, а сильные все сохранились». И обратились татары в бегство и побежали.

Мамай, увидев свое поражение, сказал своим людям: «Побежим, братья, никакого добра нам не будет, только свои головы унесем». И внезапно побежал с четырьмя людьми. Многие христиане за ним гнались, но не догнали, потому что кони у них утомились, и после погони возвратились. И лежали трупы мертвых по обе стороны реки Непрядвы, где нельзя было пройти русским полкам».

Дружины русских преследовали ордынцев на протяжении более 30 верст – до реки Красивая Меча, где были захвачены обозы и богатые трофеи. Почти 100-тысячное войско Мамая был разгромлено полностью, фактически перестало существовать. Но и мы понесли просто огромные по тем временам потери – около 20 тысяч убитыми и ранеными. Восемь дней русское войско собирало и хоронило убитых воинов, а затем двинулось к Москве. 28 сентября победители вступили в столицу перед ликующим народом, который прозвал князя Дмитрия за заслуги Донским, а его брата князя Владимира Серпуховского Храбрым. Сам князь Дмитрий немедленно отправился к преподобному Сергию. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды. Тогда то и был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботою. Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, родительским днем.

На века воссияла слава Дмитрия Донского, а жить ему оставалось всего девять лет. И сколько горя, печали и страданий суждено было ему пережить за столь короткий срок. Еще не успела русская земля остыть от Мамаева побоища, как на нее уже шла новая татарская рать теперь настоящего ордынского князя Тохтамыша. До сих пор укоряют Дмитрия Донского за то, что он допустил взятие Москвы, разорение русских земель, сам же чуть ли не трусливо скрывшись в костромских лесах. Но если беспристрастно вглядеться в те события, то можно сделать и другой вывод. Да, Дмитрий оставил Москву, но оставил сознательно, в полной уверенности, что ее каменные стены и достаточный гарнизон продержаться до тех пор, пока он соберет, распущенные после Куликовской битвы полки. Успешная оборона Москвы от неоднократных попыток взять ее Ольгердом давали ему эту уверенность. И Москва устояла бы, если бы не коварство Тохтамыша. Только хитростью он сумел ворваться в Кремль. Да, Москва тогда пала, да татары тут же устремились разорять и грабить Русь. Но, получив первый же отпор( под Волоколамском князь Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый разгромил один из ордынских отрядов –С.К.), а главное, узнав что поспешает сам князь Дмитрий с войском, Тохтамыш немедленно убрался в степи. Причем, татары буквально бежали, теряя по пути захваченную добычу и пленных. Ну и какой же это адекватный реванш, о чем до сих пор талдычат ненавистники России? Были в эти последние годы княжения Дмитрия Донского и междоусобные войны, недоверие князей-родственников и князей-соседей, был великий мор по земле русской. Но, окормляемый молитвами святого преподобного Сергия Радонежского, его духовного наставника и покровителя, князь пришел к своему земному концу, как истинно православный человек, воин.

А было ему, умнице и красавцу всего 39 лет. Летопись гласит, что он от самого отрочества возлюбил живого Бога, с усердием начал притекать во святые его храмы, всегда слушал и читал Божие Слово со вниманием и умилением, украшал храмы Божии со всяким великолепием, почитал священников и монахов, весьма был щедр к нищим, охотно из своих рук раздавал милостыню, был почтителен к старшим, уклонялся суетных бесед, едких насмешек и вредных игрищ; никогда не употреблял пустых слов и всякими способами уклонялся общества злонравных людей. Природа украсила его всеми телесными и душевными качествами. Крепкое сложение тела, величественный рост, острый и проницательный взор, приятный выразительный голос составляли малейшую часть его телесных дарований. По воле матери и желанию всего московского народа Дмитрий еще в нежной юности вступил в супружество с Евдокией, добродетельной дщерью князя суздальского. Почувствовав приближение смерти, князь Дмитрий послал за преподобным Сергием, который и преподал ему все необходимые православные таинства. Великий князь Дмитрий Донской преставился 19 мая 1389 года и был погребен в церкви св. Архангела Михаила «на правой руке». На Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года, посвященном 1000-летию Крещения Руси великий князь Владимирский и Московский Дмитрий Иванович Донской был канонизирован. Спустя 599 лет русский национальный герой, полководец был объявлен святым. Кстати, и жена его почитается на Руси, как святая благоверная преподобная Евфросиния великая княгиня Московская. Я же хочу напомнить, что имя Дмитрия Донского будут не раз повторять русские полководцы в дни суровых годин, что под его именем будет сформирована танковая колонна в годы Великой Отечественной войны, полки которой с победой закончат свой славный путь.

«Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей приняв благословение преподобного Сергия, тако, княже Дмитрие, Христу Богу молися даровати нам великую милость».
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

16 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Свистоплясков
    +11
    1 июня 2012
    Мне очень нравятся строки Поэта-декабриста Кондратия Рылеева .Выдержки из его стихотворения «Димитрий Донской», датированного 1822 годом:
    ************************************************
    Доколь нам, други, пред тираном
    Склонять покорную главу
    И заодно с презренным ханом
    Позорить сильную Москву?
    Не нам, не нам страшиться битвы
    С толпами грозными врагов:
    За нас и Сергия молитвы,
    И прах замученных отцов!
    ************************************************
    А ещё у Анны Ахматовой строки из цикла «Шиповник цветет».

    По той дороге, где Донской
    Вел рать великую когда-то,
    Где ветер помнит супостата,
    Где месяц желтый и рогатый, —
    Я шла, как в глубине морской...
    Шиповник так благоухал,
    Что даже превратился в слово,
    И встретить я была готова
    Моей судьбы девятый вал.
    1. +4
      1 июня 2012
      Прекрасные стихи! Поэты были правы!
  2. +8
    1 июня 2012
    И добавить нечего, светлая память Вам истинные сыны России Матушки!
  3. fidel2102
    +5
    1 июня 2012
    Каждому Русскому дорого и памятно это имя, во веке веков. Великим войнам слава.
  4. +1
    1 июня 2012
    "Похваляет убо земля Римьская Петра и Павла, Асииская Иоана Богослова, Индейская Фому апостола, Ерусалимская Якова брата Господня, Андрея Прьвозванного все Поморье, царя Костяньтина Гречьская земля, Володимера Киевьская с окрестными грады, тебе же, великий Дмитрий, вся Руская земля. "
  5. spat
    +2
    1 июня 2012
    Молодец автор ! Узнал для себя много нового,чего нет в официальной версии изложения тех событий.Только вот роль рязанского князя Олега спорна- по некоторым сведениям,князь Дмитрий повел на битву ВСЕХ своих ратников только потому,что не опасался удара по московским землям со стороны рязанцев-ведь к Мамаю они так и не пришли... Вечная слава нашим героям ! На Куликовском поле погибли практически все до единого белозерцы- мои земляки,стоявшие в Сторожевом полку... "И бысть белоозерцы ростом велики и телом крепки.." выделяясь силой из Русского войска " и пали в битве до единого.." После гибели в той битве белозерских князей,князя Федора и его сына,их родственников,Белозерское княжество,как выморочное,отошло к Москве и перестало существовать.
  6. Дмитрий.В
    +1
    1 июня 2012
    "Ты продолжил дело отца, возрождая мощь древней Державы,
    Души грел свободы огонь, возженный тобой.
    И сегодня, вспоминая тебя, поднимаются воинов главы,
    Ты всегда будешь с нами, великий Дмитрий Донской."
  7. +3
    1 июня 2012
    Огромная польза от таких публикаций! Славная и жестокая история становления Российского государства творилась руками праведников !
    В каждом доме должны знать и чтить былых героев дабы воспитать будущих!
  8. Йошкин Кот
    +1
    1 июня 2012
    нашел в стать ответ на свой вопрос, о появлении дворянского ополчения, которое на несколько веков стало основой вооруженных сил России, спасибо автору,
    и брат особое спасибо, что не обошел вопрос Веры и Поддержки Господней правого дела.
  9. Орда
    +3
    1 июня 2012
    Плюс совершенно невменяемые, но очень модные теории воинствующих дилетантов, типа Фоменко.


    Единственно, считаю просто необходимым исключить из этого анализа совершенно бредовые идеи Фоменко, ибо кроме как геростратовым комплексом это объяснить невозможно


    ну надо же ,какие личности поддерживают ТИ на форумах, битва за умы народа на самом высоком уровне
    [img]http://images.yandex.ru/yandsearch?person=kulichkin_sergej&img_url=www.rodn
    aya-ladoga.ru/favorite/history/history.files/15/1a3d383330%2002-2010-1.jpg&pos=0
    &rpt=simage[/img]



    Сергей Павлович Куличкин. главный редактор Воениздата.

    за излишним многословием статьи и некультурными ,мапристойными интелигентного человека оценками скрывается пожалуй только одно .Всем традикам выгодна сегодняшнее униженное положение России и армии российской ,которую переделывают на западный лад.

    Может Куличкин видимо считающий себя специалистом по "Куликовской битве "ответит на некоторые вопросы.
    -почему не найдено оружие на так называемом "куликовом поле" под Тулой?
    -где останки десятков тысяч воинов с обеих сторон?
    -где на Тульском "поле Куликовом" река Чура указанная в летописях?
    -Красный холм с которого Мамай руководит битвой находится далеко от поля битвы (с него ни чего не разглядишь)и кроме того- это вообще не холм.
    -в музее Ярославля хранится икона 16го века на которой изображена битва Куликова ,на которой ,войска Мамая и воины Дмитрия изображены одинаково с одинаковыми хоругвиями с изображением Спаса Нерукотворного.
    -и наконец странная фраза в "Задонщине"
    "Чему ты Мамай посягаешь на Русскую землю? То тя била ОРДА ЗАЛЕССКАЯ"

    думается господин Куличкин ,чем писать высокомерные банальности ,которые традики впаривают людям и известные всем со школы лучше бы прочитал новые факты на,которые традикам тяжело ответить.
    1. консул
      +5
      1 июня 2012
      -почему не найдено оружие на так называемом "куликовом поле" под Тулой?
      -где останки десятков тысяч воинов с обеих сторон?
      -где на Тульском "поле Куликовом" река Чура указанная в летописях?
      -Красный холм с которого Мамай руководит битвой находится далеко от поля битвы (с него ни чего не разглядишь)и кроме того- это вообще не холм.
      -в музее Ярославля хранится икона 16го века на которой изображена битва Куликова ,на которой ,войска Мамая и воины Дмитрия изображены одинаково с одинаковыми хоругвиями с изображением Спаса Нерукотворного.
      -и наконец странная фраза в "Задонщине"
      "Чему ты Мамай посягаешь на Русскую землю? То тя била ОРДА ЗАЛЕССКАЯ"

      -наконечники стрел находили,остальное было собрано,потому,как металл-дорого;
      -останки воинов похоронены;
      --река могла пересохнуть,уйти в землю;
      -ландшафт меняется достаточно быстро как природой так и человеком;
      -изображение на иконе не фотография-на совести иконописца;
      -что странного во фразе?по отношению к Мамаю его била орда залесская;
      1. Орда
        -1
        3 июня 2012
        наконечники стрел находили,остальное было собрано,потому,как металл-дорого;


        На куликовом поле погибли десятки тысяч воинов с обоих сторон,битва происхоила на десятках гектарах земли ,найдено ОДИН наконечник стрелы и обрывки кольчуги –этого мало ля такой битвы.Даже если предположить ,что боевой металл собирали.

        -
        останки воинов похоронены;


        Они, что на луне похоронены? ,во всех битвах воинов хоронят на поле боя.Воины Дмитрия Ивановича ПОХОРОНЕНЫ,а воины Мамая «БРОШЕНЫ ЗВЕРЯМ И ПТИЦАМ» так ,что –это поле ни чем не отличается от других таких е полей.

        река могла пересохнуть,уйти в землю;


        ,чтобы такое утверждать необходимо приводить какие нибудь доказательства,не то получается голословное утверждение.

        ландшафт меняется достаточно быстро как природой так и человеком;



        какая жалость ,люди взяли и срыли холм прямо на «поле куликовом» неслыханное кощунство .Вот только зачем? история о том умалчивает похоже кроме вас про то никто ничего не знает.

        изображение на иконе не фотография-на совести иконописца


        все традиционные историки говорят так,- «несмотря на то, что иконописцы жили ближе к событию ,но ошибались они сильнее ,а вот мы традики вооруженные «научным» методом глаза только протрём и видим ,чем дальше тем лучше»-парадокс.

        что странного во фразе?по отношению к Мамаю его била орда залесская;


        вы уважаемый наверное шлангом прикинулись? Что не знаете ,что по традиционной истории – это у Мамаевских татаро-монголов –ОРДА, а у русских витязей РАТЬ.Не перепутайте,ни то традики заклюют.
    2. Yndyrchi
      +2
      2 июня 2012
      Цитата: Орда
      -почему не найдено оружие на так называемом "куликовом поле" под Тулой?
      -где останки десятков тысяч воинов с обеих сторон?
      -где на Тульском "поле Куликовом" река Чура указанная в летописях?

      - Так ведь давно известно, что был в тех местах один помещик, который владел местом, по совпадению именовавшимся Куликовым полем, и решил, что не худо бы приписать своим владениям соответстующую историческую значимость. Ну и поставил там соответствующий памятный камень, не имея на то никаких действительных оснований.
      А до того момента в тех местах никто и не помышлял, что у них вообще были какие-либо битвы. Да и само место не слишком подходящее для такого побоища.
      А вот там где лежат Ослябя и Пересвет - там действительно находят много и останков, и наконечников стрел как раз той эпохи.
  10. Орда
    +1
    1 июня 2012
    напрягает картинка художника Ореста Кипренского "Дмитрий Донской на Куликовом поле" 1805 бездарная и безсмысленная ,за статью минус.
  11. +1
    1 июня 2012
    Мужество русских войнов неоспоримо. А вот роль церкви сильно надумана.
    Мы наблюдали, что монгольские ханы удерживали Русь в подчинении не только угрозой жестокого военного наказания, но и с помощью выделенных любимцев – московских князей, которые стали играть представительскую функцию Орды. Но у мудрых монгол был ещё один инструмент власти. Понимая роль христианской церкви в поддержке любой власти, они решили всемерно поддержать христианских эпископов и священников. Учёные РАН Л.И.Бочарова, Н.Н.Ефимова, И.М.Чачух и И.Ю.Чернышева в своей книге отмечают:
    “Сохранившийся ярлык Менгу-Тимура от 1267 года, не только освобождает духовенство от уплаты дани, но и защищает его от всякого рода посягательств наказаниями в виде смертной казни…
    Буквально с первых же дней завоевания русская православная церковь оказывает иноземцам-язычникам прямую поддержку.
    А ещё – её представители служат в ставках ханов…
    Ну разве не поразительно, что митрополит Кирилл прибывает в захваченный иноверцем Батыем Киев из Новгорода, который даже не был завоёван монголами?! Что митрополит Феогност отлучает русского князя от церкви за отказ от поездки в Орду?!”.
    Понять не сложно – достаточно открыть Библию и вспомнить базовую принципиальную заповедь выживаемости христианской церкви Савла-Павла: всякую власть признавать от Бога, любить её и помогать ей.
    Причём для централизованного руководства христианскими священниками монголы организовали у себя в Орде христианский епископат. Итальянский историк Плано Карпини утверждает, что в 1261 году при ставке Золотой Орды была образована Сарайская православная эпископия (!), первым эпископом которой был епископ Митрофан. А епископ Сарайский Феогност прибыл из Орды в Константинополь на патриарший собор, где обсуждал различные насущные вопросы, в том числе и такой “боевой” – “Аще поп на рати человек убьёт, льзя ему служити?” Прибывший из Орды священник на чьей стороне собирался сражаться?
    “Известный митрополит Петр получивший ярлык от хана Узбека (ханы курировали и церковную жизнь), благословил деятельность Ивана Калиты и придал Москве статус общерусского религиозного центра, чем весьма укрепил позицию московского улуса. – отмечает в своём исследовании А.Широпаев, – Когда разбитый татаро-московской ратью тверской князь Александр Михайлович, попытался укрыться в Пскове, преемник Петра митрополит Феогост “наложил на псковичей проклятие и отлучил их от церкви за нарушение присяги хану” (Н.Иванов “Даниловичи”)…
    Орда давала церкви целый ряд преимуществ: свободу от налогов и дани, церковные суды, экстерриториальность от княжеской и ордынской власти и др. Но ведь все это не очень хорошо говорит прежде всего о самой церкви, которую ханы рассматривали в качестве одного из своих аппаратов воздействия на русских… Именно христианская мораль подорвавшая боевой дух русских, способствовала победе татар и их дальнейшему владычеству”.
    Во второй половине 14 века в Орде случился раздрай, кризис власти. Алчный к власти монгольский военноначальник Мамай объявил себя ханом и решил отделиться оригинальным способом – он решил не бороться за власть в самой Орде, а захватить себе Московской княжество и восседать в Москве вместо русских князей. Московским князем в этот период был Дмитрий.
    http://romankluchnik.narod.ru/1-1-04.htm

    В «Сказании о Мамаевом побоище» утверждается, что, получив благословение Сергия Радонежского, Дмитрий Иванович прибыл в Москву. Горячо молился в Кремле, в Архангельском соборе и получил благословение на поход против татар у митрополита всея Руси Киприана.
    Н.М. Карамзин, усердно переписывая «Сказание», тем не менее выбросил из своей «Истории» этот эпизод. Потому что прекрасно знал: в 1380 г. митрополита Киприана в Москве не было и быть не могло. Более того, Дмитрий Донской никогда бы не попросил у него благословения.
    С 1355 г. на Руси формально правящим архиереем был митрополит Алексий. Но его не признавали в так называемой Литовской Руси (Киев, Смоленск) и в соперничающей с Москвой Твери. В 1375 г. константинопольский патриарх рукоположил в митрополиты всея Руси местного церковного деятеля Киприана. При живом и действующем митрополите Алексии. Правда, тому было уже 83 года, и греки надеялись, что ему недолго осталось, а Киприан, далекий от московского влияния, сумеет объединить всю русскую митрополию.
    Напрасно надеялись, потому что у Дмитрия Ивановича был свой кандидат – промосковски настроенный и лично всем обязанный великому князю епископ Михаил.
    Алексий скончался 12 февраля 1378 г. С этого момента в русской церкви началась открытая борьба двух группировок. Одна из них поддерживала Киприана, другая – Михаила, который по повелению Дмитрия Ивановича был собором русских епископов возведен в сан митрополита. Наиболее активными сторонниками Киприана выступали игумен Троицкого монастыря Сергий Радонежский и его племянник игумен Симонова монастыря Феодор. Именно с ними вел переписку Киприан, находившийся в Киеве.
    Киприан решил действовать наступательно и без княжеского приглашения выехал в Москву. В первом дошедшем до нас послании Сергию и Феодору от 3 июня 1378 г. Киприан пишет: «…еду к сыну своему ко князю великому на Москву… Вы же будите готовы видетися с нами, где сами погадаете».
    Дмитрий приказал не пропускать незваного гостя к Москве. Его люди обошлись с митрополитом довольно грубо: надавали тумаков, ограбили и отправили назад в Киев. Кроме того, великий князь приказал перехватить монахов, посланных Сергием и Феодором для связи к Киприану – «послы ваша розослал» – как сказано во 2-м послании Киприана к тем же адресатам. В этом послании от 23 июня 1378 г. Киприан предал анафеме великого князя Дмитрия, будущего Донского, его бояр и митрополита Михаила. Таким образом, все они были отлучены от церкви.
    Ответ Сергия Радонежского и Феодора Симоновского митрополиту Киприану до нас, к сожалению, не дошел. Но то, что он был весьма благоприятным для Киприана, можно судить по 3-му посланию к этим лицам от 18 октября 1378 г.: «Елико смирение и повиновение и любовь имеете к святей божией церкви и к нашему смирению, все познал есьм от слов ваших. А како повинуитеся к нашему смирению, тако крепитися».
    Сергий Радонежский и круг его собеседников и сотаинников из подмосковных монастырей, вне всякого сомнения, поддерживали анафемствование великого князя.
    Летом следующего 1379 г. борьба церковных группировок обострилась. Наиболее авторитетный сторонник Киприана (и ученик Сергия Радонежского!) епископ Суздальский и Нижегородский Дионисий, единственный из архиереев, дерзнувший выступить против воли великого князя, вознамерился отправиться в Константинополь, чтобы там просить о помощи патриарха. Дмитрий Иванович распорядился посадить его под арест. Дионисий же обратился к великому князю с просьбой: «Ослаби ми и отъпусти мя, да живу по воле. А уже к Царюграду не иду без твоего слова. А на том всем поручаю тебе по себе поручника старца игумена Сергия».
    То есть Сергий Радонежский, моральный авторитет которого, несмотря на всю его оппозицию великому князю, все-таки что-то да значил в сознании Дмитрия Донского, дал слово, что Дионисий не поедет в Константинополь, не расскажет там об отлучении московского владыки от церкви. Дионисия отпустили, и он… «бежанием побежа к Царюграду».
    Никоновская летопись под июлем 1379 г. показывает реакцию Дмитрия Донского: «И печаль бысть о сем великому князю… и негодование на Дионисия, еще же и на преподобнаго игумена Сергия…»
    http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=50&tek=4196&issue=120
    1. +2
      1 июня 2012
      "Стоит несколько слов сказать о боярском сыне Варфоломее – позже названном Сергием Радонежским, ибо его появление считаю важным этапом в истории христианства Руси.
      Варфоломей-Сергий решил посвятить свою жизнь Богу и принял неординарное по тем временам решение – он не ушёл в монастырь, а ушёл в родной лес. И в одиночестве в глухом радонежском лесу на поляне прожил 12 лет.
      Это было уже не византийское христианство, а начало формирования “специфического” русского христианства, христианства породнённого с русской природой, с язычеством, коренного православного христианства породненного с народом.
      Сергий первый и единственный среди христиан того времен, который в течение 12 лет по-родному общался с лесом и его многочисленными зверями, в том числе и с медведями, как это делали ведические кудесники и волхвы.
      Сергий Радонежский не случайно ушёл в лес, а не в монастырь, потому что прекрасно понимал, мягко говоря, – всё “минусы” христианских монастырей того времени. Это убедительно доказывают его последующие действия, когда он стал формировать свой монастырь. – Когда слава о нём распространилась далеко, и к нему стали стягиваться люди, чтобы ему уподобиться, и стали селиться рядом с ним, то он организовал монастырь совершенного нового образца – на основе общины, на основе равенства, справедливости и нравственной чистоты. – В этом общинном, “общежитийном” монастыре нельзя было накапливать личное имущество, богатство и заниматься “бизнесом”, “предпринимательством”.
      То есть, – фактически были воспроизведены принципы дохристианской жизни общества русов, и продемонстрирована чистосердечная любовь к Природе, и единение с Природой.
      Это не могло не понравиться русскому народу, вызвало сильную симпатию русского народа, – это было через четыре века первым “душевным” завязом, не насильственным, настоящего христианина, а в его лице и всего российского христианства, с русским народом. Не случайно монастырь Сергия стали окружать новые строящиеся деревни, начали приходить с разных мест крестьяне. До этого наоборот, – монастыри строили среди деревень – чтобы решить вопрос кормления монахов.
      И византийская христианская церковь в России стала перерождаться в русскую – в ёмком понимании этого слова. Эта новая тенденция сильно оздоровила и укрепила христианскую церковь в России, которая в своём богатстве и пирах шла самостоятельно точно по такому же пути к упадку и разложению как христианская церковь Западной Европы."
      http://romankluchnik.narod.ru/1-1-04.htm
    2. +1
      2 июня 2012
      Ross,
      Вы ссылаетесь на авторитетного исследователя, конечно. Почитаем ещё из того самого Широпаева: http://isradem.com/index.php?newsid=169
      Да-да, Израильское Национальное Движение "Дом Давида". Ну и что? Разве это кого-то смущает? Зато как соответствуют духу времени высказывания этого исследователя.
      А фраза "Именно христианская мораль подорвавшая боевой дух русских, способствовала победе татар и их дальнейшему владычеству” просто непростительна. Отставим в сторону Ваши религиозные мировоззрения, если они есть, просто дадим слово логике. Именно христианская Россия была сильна, как ни одно другое государство в мире. Именно она расширила свою территорию до известных Вам пределов и отстояла эти территории во многих войнах.
      Стыд и срам бросаться такими словами.
  12. +1
    1 июня 2012
    Я горжусь своим небесным покровителем.Нам есть на кого равнятся.
  13. 0
    2 июня 2012
    Ross,
    приводят в уныние постоянные ссылки на язычество.
    Да будет Вам известно, что схимничество известно со времён раннего христианства. И имеет оно мало общего с языческим "общением с лесом и зверями". А исходит от силы веры избранных Богом, подвергающих себя самым строгим испытаниям.
  14. +1
    2 июня 2012
    Как сказал, кажется, Гумилёв: " На поле Куликово шли полки Московские, Ярославские, Костромские и прочие... Обратно с поля шля ВЕЛИКАЯ РУССКАЯ ПЕШАЯ РАТЬ!!" Русские тогда поняли, что нет москвичей, суздальцев, новгородцев - а есть РУССКИЕ!!! Вечная слава нашим пращурам, поставивших Орду в позу пьющего оленя и возвеличившим РУСЬ!!!
    Мы говорили в дни Батыя
    И на полях Бородина:
    "Да возвеличится Россия!
    Да сгинут наши имена!"
  15. Yndyrchi
    +1
    2 июня 2012
    Донской мог стать в пеший строй простым ратником до начала битвы лишь в одном случае - если он сам непосредственно битвой не руководил.
    Любой, кто смотрел хотя-бы фильм "Чапаев" согласится с тем, что полководец не станет лезть на передовую иначе кроме как в самый решающий момент битвы для воодушевления своих войск.

    Останки воинов той бивы давно уже обнаружены - на самом деле она была недалеко от Москвы - как раз возле того заводика, где находятся могилы Осляби и Пересвета (что очень логично). Обнаружено, что национальный состав войск Мамая и Донского был примерно одинаков. Не забудем, что в помощь Мамаю шёл литовский князь Ягайло, а литовцами в то время были те же славяне. О том, что Ягайло был русским, свидетельствует такой факт: когда после революции литовцы потребовали от Ленина отдать им грамоты своего князя, тот посоветовал Луночарскому отдать им всё, что написано на их языке. Грамоты нашли, но вот беда - написаны они были на чистейшем русском языке.
    Кроме того любой любопытный может теперь в интернете поискать значение имени "Мамай": оказывается, что имя это - славянское и означает человека, чья мама сильно маялась при его рождении.

    Мамай был всего-лишь был темником, который, воспользовавшись раздорами, пытался захватить власть в Орде. Но союзники сперва потребовали от него уплаты вперед в виде русских земель, и ему пришлось сначала воевать с нами.
    Донской сам не мог собрать столько князей под своё командование - ему они не подчинялись, и он попросил помощи из Орды. Но из-за внутренних распрей Орда прислала ему лишь военначальников (многие из которых были христиане. Названый брат А.Невского и впоследствии верикий хан Орды Сартак тоже был, кстати, христианин). И вот этих монголов - то князья уже не смели ослушаться, потому и собрались на битву. Заслуга Невского заключается в том, что он смирил гордыню и пришел на поклон к Сергию Радонежскому, чтобы он выделил ему в ополчение большое количество имевшихся и РПЦ боевых монахов типа того же Осляби и Пересвета.

    Таким образом ни Донской, ни РПЦ против Орды в той битве не выступали - скорее наоборот, защитили её от интервенции. В пользу этого говорит тот факт, что в тот же год остатки войск Мамая были добиты конницей хана Тохтамыша.
  16. jury08
    -1
    3 июня 2012
    Цитата: Yndyrchi
    Таким образом ни Донской, ни РПЦ против Орды в той битве не выступали - скорее наоборот, защитили её от интервенции. В пользу этого говорит тот факт, что в тот же год остатки войск Мамая были добиты конницей хана Тохтамыша.

    Совершено согласен!По этому после победы послали гонцов в орду чтобы отчитаться о победе.И еще литовцы-это предки белорусов.Андрей ,Дмитрий Ольгердовичи и Ягайло были родными братьями по отцу представляющие ВКЛ -по этому странное "стояние"Ягайло -еще вопрос к кому он шел на помощь к Москве или к Мамаю!
  17. +1
    3 июня 2012
    Значение Куликовской битвы,как и фигуры Дмитрия Донского, неоспоримы и величественны и может быть до сего времени по настоящему не осмыслены. По сути именно с Дмитрия Донского началась та новая Русь, по сегодняшнему Россия, которая в скором после него времени превратится в 1/6 суши и именно при нем выковался тот русский характер,который до сего времени не перестает удивлять иноземцев. Статья очень правильная, как нельзя кстати и отвечает духу сегодняшнего времени. Спасибо автору!
  18. Комментарий был удален.
  19. 0
    6 марта 2018
    Хорошая статья. И князю Дмитрию слава! Но хороша статья для подростков. Не сочтите за хулу, но нового ничего дял себя не узнал, и бравурности многовато. С воеводами тоже акценты попутаны: Боброк-Волынец не мог "расти" в своем мастерстве в сени Дмитрия, это был многоопытный, видавший жизнь Воин с большой буквы. Отъехав с Волыни на Москву, он стал огромным "подарком" с точки зрения военных кадров. Также странно слышать фанфары о "прозорливости" малолетнего и юного Дмитрия в меж-княжеских противостояниях. Политику определяли бояре, не те бояре в высоченных собольих шапках на скамьях ,как рисуют во времена Ивана IV, а бояре-воины, крепкие хозяйственнки-феодалы, со своими дружинами, образца Акинфа Великого и Протасия Вельяминова. Такие могли отъезжать от князя неугодного, а уж как рад был князь, к коему такие силы примыкали. Странность ещё и в том ,что ни слова об ордынцах, отьезжавших на Москву в период после "исламизации" и после Великой замятни в Орде при воцарении Узбека. А ведь эти кадры очень и очень усилили московское конное войско, увеличили "кованую рать", привнесли новые навыки оперирования конными отрядами, которых не хватало боярским дружинам московлян. В общем, простите, но изюма в статье нет.
  20. После слов "Бог" и "Сталин" в одном предложении дальше читать не стал. Не понимаю, для чего пачкать святого благоверного князя подобным соседством.
  21. Комментарий был удален.
  22. Комментарий был удален.
  23. Комментарий был удален.
  24. -1
    31 июля 2019
    Уважаемый автор Вы по моему мнению перепутали сайт ВО со школьным учебником истории! для патриотической обработки детей - самое то! НО!!! историку это читать - тихо улыбаться. Сайт же ВО я полюбил за то, что на нем иногда и особенно в комментах можно прочитать ДОСТОВЕРНЫЕ (насколько это вообще возможно) сведения. С исторической точки зрения ВЫ - "соврамши", извините
  25. отличный сказ, про Дмитрия Донского всегда читать интересно. Но одно не пойму почему именно 1 июня отмечается день памяти великого князя? может кто-то знает ответ?
  26. 0
    28 сентября 2021
    "...Войско двигалось в составе полковых колонн, строго соблюдая установленный порядок"

    "Что правда? Нет сынок, это фантастика"©. Вопрос для кого этот текст? Для слушателей духовной семинарии? Аудиторией не ошиблись?

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»