Белая стратегическая конница. Рейд Мамонтова и борьба с ним. Ч. 1

78
Конные корпуса и вершина эволюции кавалерии Красной армии — 1-я Конная армия – стали оргвыводом на те уроки, которые были даны красным белой стратегической конницей – 4-м Донским конным корпусом ВСЮР под командованием генерал-лейтенанта К. К. Мамонтова, совершившим в августе – сентябре 1919 г. свой знаменитый рейд по тылам Южного фронта.

Как разворачивался рейд и как советское командование боролось с ним?



Рейд Мамонтова – это рейд конницы ВСЮР под командованием генерал-лейтенанта К. К. Мамонтова по тылам советских войск Южного фронта в августе-сентябре 1919 г. Имел целью дезорганизовать тыл и сорвать подготовку наступления Южного фронта.


Генерал-лейтенант К. К. Мамонтов (Мамантов).

Набеги (рейды) конницы в тыл противника широко применялись в войнах наполеоновской эпохи, в американской Гражданской войне 1861 — 1865 гг., в Русско-турецкую в 1877 г. (набег генерала Гурко за Балканы) и в Русско-японскую (набег Мищенко на Инкоу) войны. В ходе Первой мировой войны также было несколько случаев применения рейдов – причем на разных фронтах.

В Гражданской войне инициатором массирования конных масс стало белогвардейское командование, которому необходимо было торопиться с окончанием Гражданской войны – учитывая вступление в силу неблагоприятных для него долгосрочных экономико-стратегических факторов.

В кампании 1919 г. на Южном фронте армиям ВСЮР удалось освободить от красных обширные территории – и шла реализация московской директивы А. И. Деникина.

Кавказская армия должна была выдвинуться к северу и, благодаря сокращению фронта Донской армии, выделялись крупные кавалерийские резервы – используемые для удара по тылу красных на воронежском направлении.

К середине июля 1919 г. дивизии корпуса К. К. Мамонтова, действовавшие на Царицынском фронте, были сменены прибывшими с Кавказа кубанцами и отведены для отдыха и подготовки к рейду в район ст. Урюпинская, ст. Алексиково и ст. Филоново (железной дороги Поворино — Царицын).

В рейде были задействованы 3 дивизии (численность каждой в 2000 сабель, при конной батарее в 2 орудия, броневике и соответствующими полковыми пулеметными и подрывными командами). Поддерживала конницу пехота силой около 3000 штыков при поддержке двух батарей. Радиосвязь отсутствовала – и (нерегулярно) поддерживалась при помощи самолетов. Во время рейда периодически пользовались захваченными у красных радиостанциями.



Был произведен отбор как лучших казаков, так и конского состава, — широко практиковался прием добровольцев из казаков старшего возраста.

Общая численность корпуса достигала 9000 сабель и штыков при 12 орудиях, 3 бронеавтомобилях и нескольких грузовых автомобилях, вооруженных пулеметами.

Непосредственная цель рейда — удар по тылу красных армий, разрушение узловых станций железных дорог и поднятие восстания среди местного населения.

Направление — от Новохоперска на Тамбов, один из важнейших пунктов тыла Южного фронта. Это направление проходило, к тому же, в стыке 8-й и 9-й красных армий, т.-е. в наиболее слабом месте фронта.

Корпус Мамонтова, находясь в районе ст. Урюпинской, не вызывал особого беспокойства у командования красных, отвлеченного к тому же намечающимися наступательными операциями.

Таким образом, при организации конного корпуса, назначенного для рейда, отмечаются следующие характерные особенности: а) подбор лучших соединений – как по их боевым качествам, так и командному составу; б) численность корпуса, поддержанного пехотой, артиллерией и пулеметами, обеспечивала возможность выполнять самостоятельные оперативные задачи в течение продолжительного периода; в) налицо удачный выбор места, времени прорыва и направления первоначального удара; г) проведена моральная подготовка, призванная обеспечить успех рейда.

7-го августа мамонтовские соединения и части начали переправу через р. Хопер у станицы Добринская — для движения к месту будущего прорыва фронта противника.


Положение к 9 августа 1919 года.

Утром 10 августа 4-й Донской конный корпус (6 тыс. сабель, 3 тыс. штыков, 12 орудий, 7 бронепоездов, 3 броневика) прорвал советский фронт на стыке 8-й и 9-й армий (район Новохоперска) и начал продвижение в тылы противника.

Так, рано утром 10-го августа одна дивизия мамонтовцев в 2000 сабель при 6 орудиях, обрушилась на 357-й и 358-й полки 40-й дивизии 8-й армии красных на участке от устья р. Савала до ст. Колено. Под давлением противника красные полки начали отходить к р. Елань. В то же время, к востоку от р. Савала, на участке 36-й дивизии (9-й армии красных) начались усиленные поиски разведчиков белых.

В образовавшийся 22-километровый прорыв быстро двинулись передовые части корпуса Мамонтова. К 20-ти часам 11-го августа одна из его дивизий, пройдя 55 км в направлении на Тамбов, заняла с.с. Костин-Отделец и Братки, достигнув передовыми частями с. Козловка. Разъезды казаков показались на железной дороге Борисоглебск — Грязи между станциями Терповка и Болконская, и у ст. Есипово.

Отошедшая пехота красных сосредоточилась: части 40-й дивизии, без уничтоженного 358-го полка, за р. Елань, в районе Новоспасское — Хомутовка, а правый фланг 36-й дивизии – сначала на левом берегу р. Савала от Таволжанка до с. Алферовка, а затем отошел к линии Красовка – Тюменевка.

Для преграждения прорыва белой конницы красные пытались задействовать 31-ю, 36-ю и 40-ю пехотные дивизии.

Части 31-й дивизии к вечеру 11-го августа находились: 1 бригада к западу и северо-западу от ст. Колено; 2 бригада — в районе Вязовка; 3 бригада и 1 бригада 40-й дивизии — в районе Ново-Спасская — Хомутовка.

Проведение мероприятий против прорвавшихся казаков было возложено на командующего особой группой Южного фронта В. И. Шорина, которому была дана директива, в которой отмечалось, что конница генерала Мамонтова прорвалась на стыке 8-й и 9 армий, и движется вглубь тылов армий фронта — на Тамбов и Грязи. За конницей следует и пехота – от Борисоглебска и Новохоперска на Жердевку. Если левый фланг 8-й армии восстановил положение, то правый фланг 9-й армии был расстроен. 13-я и 8-я армии 15-го августа (в соответствии с директивой РВС Южному фронту) приступили к реализации наступательной операции. Приказывалось принять решительные меры для срочной ликвидации прорыва на межармейском стыке и восстановления фронта. 13-й и 8-й армиям приказывалось ускорить переход в общее наступление.

Белая стратегическая конница. Рейд Мамонтова и борьба с ним. Ч. 1

В. И. Шорин

Шорин приказывает командующим 8-й и 9-й армиями сомкнуть свои фланги в районе образовавшихся ворот. 36-й стрелковой дивизии срочно выделить 4 батальона на Макарово и два полка в Аврамовку, а остальными частями удерживать линию Красовка-Тюменевка. 9-й армии удалось сомкнуть фланг с 8-й армией, но задержать прорвавшегося противника уже не удалось.

До 14-го августа казачьи дивизии главными силами оставались в районе Костин-Отделец, Макарово, Тагайка. Казачьи разъезды показались на линии железной дороги Грязи — Борисоглебск, продвигаясь далее на север — к железной дороге Тамбов — Балашов.

Контратаки отошедших на фланги красных пехотных частей не только не увенчались успехом, но на востоке пехота даже оставила Борисоглебск, отойдя к М. Алабуха, Б. Грибановка.

Для преграждения коннице Мамонтова пути к железной дороге Тамбов — Балашов, красным командованием перебрасывается форсированным маршем кавалерийская бригада 36-й стрелковой дивизии — на ст. Есипово. Кроме того, сосредоточивается в с. Инжавино 56-я стрелковая дивизия. Для прикрытия сосредоточения этой дивизии, один из полков ее был направлен (на подводах) для занятия участка Сампур — Обловка на линии железной дороги из Тамбова в Балашов.

Глубокая разведка, выдвинутая К. К. Мамонтовым в направлении на север и северо-запад, выяснила для него возможность дальнейшего, без особых препятствий, движения на Тамбов и Козлов — два важнейших и ближайших транспортных и складских центра Южного фронта.

15-го августа казаки двумя колоннами двинулись вперед: правая (дивизия) — на ст. Жердевка, в общем направлении на Тамбов, и левая (две дивизии) — в северо-западном направлении, на Козлов.

Один отряд атакует ст. Сампур, занимаемую батальоном 56-й стрелковой дивизии. Батальон, не оказав сопротивления, разбежался. Казаки заняли станцию, разрушили водокачку, пакгаузы, уничтожили имевшееся на станции железнодорожное имущество, а в районе ст. Сампур произвели разрушение мостов и железной дороги, реквизировали лошадей и проследовали на север-восток.

В этот же день кавалерийская бригада 36-й стрелковой дивизии, у дер. Сукманка (5 км сев. ст. Есипово) была разгромлена белыми казаками — и рассеялась по всему району.

Красные располагались в это время следующим образом: со стороны Тамбова — продолжалось выдвижение войск к р. Савала для непосредственного прикрытия Тамбова; 36-я стрелковая дивизия, сосредоточившаяся на линии ст. Грибановка — Власовка, не только не могла дойти до Борисоглебска, но и не выдвинула двух полков (как ей было приказано) в северном направлении; 56-я стрелковая дивизия ночевала в районе сел. Инжавино.

Советское командование решает подчинить 31-ю стрелковую дивизию 8-й армии командующему Особой группой фронта Шорину. Но это предложение встретило возражение со стороны командующего Южным фронтом, ибо, по его мнению, в этом случае Шорину пришлось бы связываться с 31-й стрелковой дивизией через штаб Южного фронта и штаб 8-й армии.

16-го августа, после 27-километрового перехода, некоторые мамонтовские части расположились на ночлег в районе с. Пановы-Кусты, а далее к югу, до района Жердевка, находились главные силы дивизий.

По пути казаки продолжали разрушать железную дорогу, сжигать станции и железнодорожный инвентарь, реквизировать имущество, разоружая встречные красные части и распуская красноармейцев по домам под расписку — что больше они воевать не будут.

В тот же день был взорван железнодорожный мост между станциями Сабурово и Селезни (линия Тамбов-Козлов) и прервана телеграфная связь Тамбова с Козловом, т.-е. штабом фронта.



Продолжение следует…
78 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +14
    3 января 2019 07:20
    Спасибо-с нетерпением жду продолжения,ибо тема казачества близка и всегда интересна,как белого,так и красного казачества!!! hi
  2. +3
    3 января 2019 09:01
    В рейде были задействованы 3 дивизии (численность каждой в 2000 сабель, при конной батарее в 2 орудия, броневике и соответствующими полковыми пулеметными и подрывными командами). Поддерживала конницу пехота силой около 3000 штыков при поддержке двух батарей.
    По дальнейшему рассказу получается, что пехота шла пешим порядком? А не лучше было бы драгун взять ?
    Радиосвязь отсутствовала – и (нерегулярно) поддерживалась при помощи самолетов.
    Не совсем правильно сформулированное предложение. Видимо это должно было звучать так: "Радиосвязь отсутствовала. Связь, нерегулярно, поддерживалась при помощи самолетов" Но опять же,но....
    Во время рейда периодически пользовались захваченными у красных радиостанциями.
    Значить и радиосвязь была, но то же нерегулярная...
    А так конечно интересно.
    1. +14
      3 января 2019 11:29
      Пехота в Гв обычно перемещалась на подводах. Фишка Гв.
      Скорость может чуть меньше чем у кавалерии, но выше пехоты в пешем строю. Вот мамонтовские казаки и реквизировали не только лошадей, но и подводы)
      Для меня, хоть и не позиционирую себя спецом в русском языке, очевидно что автор хотел сказать - СОБСТВЕННАЯ радиосвязь у корпуса Мамонтова отсутствовала. Эпизодически пользовались стационарной радиосвязью противника - как например гуркинцы(1-я кавдивизия) в Восточной Пруссии а августе 14 года.
      А что товарищ маршал, может начнем рецензировать все статьи на ВО на предмет стилистики и литературного русского языка? Чтоб не была игра в одни ворота...
      Что скажете, согласны? Только вы и я)
  3. +10
    3 января 2019 09:22
    Дед мой там был , за красных воевал , георгиевскмй кавалер бывший драгун , казаки больше грабили чем воевали , местные жители их ненавидели и красным хорошо помогали .
    1. +2
      3 января 2019 10:03
      Грабили все .
      1. +7
        3 января 2019 18:00
        Цитата: Ламатинец

        Грабили все .

        Ну в этом случае даже Врангель его мародером назвал.
        1. +2
          3 января 2019 18:02
          А разве не так . казачки хабар собрали и уже не до войны было.
    2. +10
      3 января 2019 15:39
      В "Тихом Доне" Шолохов хорошо описал, как там казаки воевали. И у Деникина, кроме матерных слов, других по отношению к казакам не нашлось.
    3. 0
      3 января 2019 16:47
      Грабили и красные тоже, просто у них это называлось продразвёрсткой и реквизицией.
      1. -1
        3 января 2019 16:50
        Вот , видите , и Вы знаете , и писалось об этом , а минусаторам неймется )))))
        1. +1
          3 января 2019 16:59
          Если быть беспристрастным, то такова война. Просто победители говорят, что мы реквизируем и потом может быть заплатим, а про проигравших говорят , что они грабили:"...Горе побеждённым..."
          1. -2
            3 января 2019 17:01
            Гражданская война , сложно быть беспристрастным .
            1. -11
              3 января 2019 18:24
              Всё правильнов в САСШ прошло160 лет , а помнят. От меня тоже не ждите беспристрасности: ошибка Государя Императора Николая 2 в том, что он не перевешал большевиков ещё в 1905 году, за что и был зверски убит ими. Вечная ему память и нет прощения его убийцам большевикам, предателям на службе Германии.
              1. +4
                3 января 2019 18:39
                Николай 2 вообще столько ошибок наделал, что его ничего бы не спасло .
              2. +4
                4 января 2019 16:34
                про службу Германии - доказательств ноль. Если бы они были, то Геббельс , позднее, не упустил бы случая накинуть говнеца на вентилятор - документы бы сохранились, но увы.
                Вы в курсе, кстати, что земельная "ипотека" для освобождённых в 1861 году крестьян была отменена только после 1905 года? Государственную Думу опять же по итогам 1905 года учредили, а так же "даровали" подданным многие права и свободы - знаменитый манифест от 17 .10 1905 года. Рабочие хотели 8-часового рабочего дня, медицины, нормальных условий жизни. Крестьяне хотели земли. Плюс Конституция, права и свободы. Ничего сверхъестественного. Буржуи хотели власти. А людям устроили Кровавое Воскресенье, карательные экспедиции лейб-гвардии Семёновского полка и это только верхушка.
                Да, надо признать, что Николаю досталось тяжёлое наследство. Ни кто из его предшественников стоящих перед страной проблем не решил. Если бы крестьянский вопрос был бы решен лет на сто ранее (что конечно сложно и опасно - обижать помещиков и аристократию), если бы с буржуазией поделились бы властью не тогда, когда уже деваться было некуда, то один пролетариат бы революцию не потянул бы. Это конечно не прошло бы бескровно Но и сам Николай был настолько не соответствовал занимаемой должности, что его даже монархисты и члены царской семьи презирали.
              3. +5
                4 января 2019 17:44
                Цитата: Иезекиль 25-17
                ошибка Государя Императора Николая 2 в том, что он не перевешал большевиков

                Перевешал бы большевиков - его убили бы эсеры. Или вообще монархисты. Разница была бы непринципиальная. Для него.
                1. +4
                  4 января 2019 18:26
                  Цитата: Сахар Мёдович
                  Перевешал бы большевиков - его убили бы эсеры.

                  У "эсэров" основная ставка делалась на акт центрального террора т.е. уничтожение царской фамилии и в составе Уралсовета, принявшего решение о расстреле они были, но в расстреле почему-то винят одних большевиков. Всё как в анекдоте: "Муму Герасим утопил, а памятник Пушкину"
                  1. +2
                    5 января 2019 06:58
                    Вот именно. В расстреле Колчака или, например, разказачивании эсеры участвовали очень рьяно, но винят в этом одних большевиков
                    1. +1
                      6 января 2019 14:13
                      Цитата: Сахар Мёдович
                      эсеры участвовали очень рьяно, но винят в этом одних большевиков

                      У кого что болит, тот о том и говорит. Вот взять к примеру Ольговича или поручика Тетерина, так : "Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему (большевикам) даже кушать не могу"(с). Хотя, лично им, большевики абсолютно ничего, кроме хорошего не сделали, но тем не менее, одно упоминание о большевиках возбуждает их, как кобеля течка.
              4. +2
                5 января 2019 01:05
                Цитата: Иезекиль 25-17
                предателям на службе Германии.

                Германия через своего марионеточного ставленника Краснова поставляла для борьбы с большевиками в Добрармию боеприпасы в том числе снаряды.В ВОВ Краснов со своими приспешниками по гражданской войне в России служил в эсесовской казачьей дивизии гитлеровской Германии.Вот Краснов и его сподвижники и были предателями на службе Германии. Не надо валить с больной головы на здоровую...
      2. +7
        3 января 2019 19:30
        Реквизицией называлось и у тех, и у других))
      3. +1
        4 января 2019 12:06
        Продразверстка и реквизиции это одно, а грабежи - другое. "Грабьармия" , "Не армия - банда" - современники так характеризовали не красных.
        1. +6
          4 января 2019 16:09
          Не знаю уж какие именно современники и кого и когда так называли (если называли), новая в одном вы правы - у красных грабеж был возведен в госполитику. И являлся не самочинством отдельных персон, а системой - под названием экспроприация имущих классов (то бишь почитай всех интеллигентных и служилых людей) и продразверстка всего крестянства (окромя пьяни, собравшейся в комбедах).
          1. +5
            4 января 2019 17:37
            Если уж вопрос ставить так, то такую "госполитику" проводили все, имеющие возможность объявить себя властью: красные, белые, зелёные и иные-прочие. Например, во время сибирского восстания 1920-21 гг. т.н. "народная власть", образовавшаяся на месте свергнутых большевиков, ввела продразвёрстку не только на хлеб и овощи, но и на клюкву.
            Но у белых помимо "реквизиций" и сбора "недоимок" за прошлые года был еще массовый бандитизм, грабёж "отдельными персонами" как "имущих классов" - тех самых интеллигентных и служилых людей (в первую очередь как раз их, поскольку у них было что взять), так и всех остальных. Бандитизм, который белая власть не могла, да и не особо стремилась обуздать ("запретить казакам грабить - они не будут воевать").
            Тогда как красные с самочинством отдельных персон боролись беспощадно. В известной мере это и определило их поддержку народом России - в красных увидели государственников, с которыми можно иметь дело, тогда как их противники - "сомнительные авантюристы " и "по существу ...просто бандиты" (Г.Уэллс).
            1. +5
              4 января 2019 18:26
              Грабили как тут верно выше отметили - все.
              Но никто не проводил это так системно как красные
              1. +2
                5 января 2019 06:53
                Именно так. Красные - системно, а белые - бессистемно, следовательно больше и беспредельнее. Вся разница. Поэтому и результат.
                1. +7
                  5 января 2019 07:40
                  А мне кажется, гораздо страшнее когда грабежи возведены в систему и проводятся последовательно
                  1. +1
                    5 января 2019 08:26
                    Ну, а современники посчитали иначе.
                    1. +8
                      5 января 2019 08:43
                      Только одни современники писали так, а другие - наоборот)
                      1. 0
                        5 января 2019 08:57
                        Писали из всей массы современников некоторые. А вот повели себя современники известно как.
                      2. +8
                        6 января 2019 07:42
                        Некоторые повели так, а другие иначе. С Мамонтовым например ушла к белым целая пехотная дивизия (помимо казачьей пехоты к началу рейда) - Тульская, сплошь состоявшая из бывших красноармейцев
                      3. +2
                        6 января 2019 08:58
                        А потом? Весной 1920 г. много солдат и офицеров (в т.ч. казаков) ВСЮР вступили в Красную армию.
                        Одни и те же люди могли себя вести то так, то иначе, но в абсолютном большинстве они в конце концов сделали известно какой выбор.
                      4. +4
                        9 января 2019 09:36
                        Те же процессы происходили и в обратном направлении)
    4. 0
      3 января 2019 20:23
      Цитата: polpot
      Дед мой там был , за красных воевал , георгиевскмй кавалер бывший драгун
      А брат моего прадеда по одной из родовых линий был там со стороны "белых" (один из слишком малого числа эпизодов, которые сохранились и о которых стало можно говорить только в девяностые годы). Насчёт георгиевского кавалера не скажу, но награды за Первую Мировую у него были, и тоже, кстати, бывший (точнее тогда вполне действовавший) драгун.
      1. +3
        3 января 2019 21:58
        Мой носил в 1970 годах георгиевский крест и медаль вместе с советскими наградами , Буденному подрожал , хранил шинель с первой мировой , он в 79 году помер в 90 лет , казаков он с тех времен очень не любил , вспоминал как они с мужикам деревню свою защищали от грабителей.
        1. +2
          3 января 2019 22:40
          Цитата: polpot
          Мой носил в 1970 годах георгиевский крест и медаль вместе с советскими наградами
          так он же за "красных" воевал, что в этом удивительного ? Тем более что Георгиевский крест визуально цветной гаммой сходен с орденом Славы. А те, у кого родня была на другой стороне - не афишировали этого.

          Да, вот судьба наших предков, не позавидуешь - два драгуна, два героя Первой Мировой - а сходились на разных сторонах. Ужас Гражданской войны...
  4. +10
    3 января 2019 10:16
    Одно из самых ярких событий нашей Гражданской войны
    В которой конница играла и сыграла безусловно ключевую роль
    1. +6
      3 января 2019 10:52
      Мамонтовский корпус прирастал пехотой за счёт бывших красноармейцев. Командование ВСЮР при подготовке это просекло)
      Вот и оказалось что не нужны драгуны, как написал там кто-то выше в комменте. Тем более что на дворе не 18 век, и драгуны - уже давно не ездящая пехота, а самая что ни на есть настоящая (и даже типа тяжёлая, хоть различия эти давно канули в лету) кавалерия
      1. +8
        3 января 2019 10:56
        Любая кавалерия в Первую мировую и Гражданскую войны при необходимости спешивалась - не вопрос
        1. +11
          3 января 2019 11:02
          Да, те же казаки. Прекрасно. Универсалы ещё те, как и вся кавалерия. А может и больше
  5. +6
    3 января 2019 15:03
    кстати , одной из причин того , что рейд Мамонтова не привел к стратегическому перелому було огромное количества барахла (бесконечные обозы с требухой) с которым казачки были не в силах расстаться. Ну и конечно тупая спесь и высокомерие господ Мамонтова и Постовского когда они надменно пытались договориться с тамбовскими ребелами
    1. +1
      3 января 2019 18:39
      Во, а меня за такой же коммент минуснули )))) а об этом писали и Деникин и Врангель
      1. +2
        3 января 2019 18:43
        не повезло комрад
        1. -2
          3 января 2019 18:44
          Бывает, может народ устал)))) третий день то пошел
  6. 0
    3 января 2019 15:41
    А что это за орден у Шорина справа от Красного Знамени? Какой-нибудь среднеазиатский?
    1. -1
      3 января 2019 16:51
      Да, очень на КЗ бухарское или Хивинское.
      1. 0
        3 января 2019 18:31
        Спасибо за пояснение.
        1. +2
          3 января 2019 18:37
          Тю не Хива , Хорезм !! А вот КЗ Бухары Сталин был награжден . И сии ордена довольно таки редки награды .
  7. -7
    4 января 2019 07:49
    Да, хороши казаки, только генерал Мамонтов так до конца и не смирился с советской властью и в итоге пошёл служить фашистам, предав Родину.
    1. +7
      4 января 2019 09:11
      Не говорите чепухи. Говорите уж то, что знаете.
      Генерал Мамонтов умер 1 февраля 1920 г. в Екатеринодаре от тифа, приехав на совещание командующих. И заслуженно остался в истории одним из самых популярных донских генералов
      1. +3
        4 января 2019 10:16
        Ссори. Я спутал с Красновым и Шкуро
        1. +7
          4 января 2019 16:04
          Сразу двоих??
          Непростительно, скорее всего просто хитрый ход - попытка из-за двух деятелей бросить тень на казачество и его генералитет
          1. 0
            4 января 2019 16:11
            Я про всё казачество и не говорил, а отступники всё же были
            1. +8
              4 января 2019 16:58
              Вот именно что отступники. Подивился просто - как спутать их можно.
              Кстати, пусть не в тему. О коллабоционизме.
              Мерять одной меркой Шкуро и Краснова, как и их казаков с Власовым и власовцами все же нельзя.
              1) Шкуро, Краснов и их казаки не были гражданами СССР, а Власов и его власовцы-бывшие красноармейцы это граждане СССР.
              2) Если у Шкуро, Краснова и их казаков советская власть все отняла и сделала изгнанниками бывших фронтовиков-героев Пмв, то Власову и его власовцам-бывшим красноармейцам наоборот - все дала. Начиная от образования и заканчивая местом в обществе. Любимец и протеже Сталина, а на поверку оказался...
              Короче, не оправдывая красновцев и шкуровцев, указываю лишь на то - что мера ответственности их и власовцев - граждан СССР все же разная. Да и действовали такие прогерманские казаки в основном на Балканах и Западе. Недаром союзнички их с таким удовольствием и выдали СССР.
              1. 0
                5 января 2019 01:18
                Цитата: тяжелый дивизион
                Мерять одной меркой Шкуро и Краснова, как и их казаков с Власовым и власовцами все же нельзя.

                По моему на Власове меньше греха. Его 2 дивизии практически в ВОВ на стороне Германии не воевали в отличии от казаков из формирований СС. В конце войны Власов повел свою дивизию в бой против немецких карателей в Праге. Например во Франции парижские полицейские с 1940 года истребляли участников Сопротивления эффективнее гестапо и абвера, по полностью реабилитировали себя приняв участие в Парижском восстании.
                1. +9
                  5 января 2019 06:24
                  Как это власовцы не воевали? Ещё как.
                  Причем и на нашем фронте отметились.
                  А казаки на Балканах, Италии, Западном фронте.
                  Меньше греха говорите...
                  Шкуро и Краснов традиционные враги советской власти, ничего нового.
                  А Власов - изменник, враг, укусивший ту власть, генералом которой был и идеалам которой присягал.
                  1. 0
                    5 января 2019 21:51
                    Цитата: Albatroz
                    Меньше греха говорите..

                    Власов выделялся предательством на фоне остальных изменников только подписью под политическим манифестом и антисталинскими высказываниями. Но с моей точки зрения он меньше других стремился принимать участие в боях против Красной Армии.Вообще история связанная с изменниками ждет своего вдумчивого исследователя.
                    1. +8
                      6 января 2019 07:39
                      Ну да, Власов белый и пушистый))
                      Только изменил и присяге, и Родине.
                      В отличие от тех же Шкуро и Краснова, которые советской России не присягали, и которая, Советская Россия, их Родиной не была.
                      1. 0
                        6 января 2019 17:51
                        Цитата: Albatroz
                        которая, Советская Россия, их Родиной не была.

                        Как бы не называлось государство где живет в душе русский человек: Россия, СССР, Украина, Республика Крым, КНР, США он должен хранить Россию (очень хорошо как государство которое защищает русских, но неплохо если Россия это его семья или круг его друзей, где чтутся русские традиции. Если кто либо присягал царю как главе русского государства или трудовому народу, но затем пошел на службу к врагам своего народа. На мой взгляд служба против России одинакова преступна хоть на радио Свобода, хоть на ТВ Медуза, хоть в карателях казачьего формирования СС хоть в батальона Айдар. И мера преступности определяется когда этот преступник дал тормоза. Власов в отличии от Краснова тормоза иногда включал..
                      2. +7
                        6 января 2019 18:27
                        Как бы не называлось государство где живет в душе русский человек: Россия, СССР, Украина, Республика Крым, КНР, США он должен хранить Россию

                        да это безусловно, кто ж спорит. Я о том что судить не граждан СССР следует иначе чем граждан - предателей СССР. Разница все же есть.
                      3. +7
                        6 января 2019 20:18
                        И ставить на одну рамку генерала РККА - предателя и белых генералов - некорректно и с юридической точки зрения.
                        Кстати Краснов, отличный фронтовой командир ПМВ, начал сотрудничать (и то условно) с германцами в 1918 г. - используя эту ситуацию лишь с максимальной выгодой для Всевеликого Войска Донского. Немцы тогда были вполне еще приличные, не нацисты)
                        Он по накатанному продолжил это сотрудничество и в нацистский период, не увидел между этими немцами разницы, за что и поплатился.
                        Что ж, и Советская власть целовалась с немцами в десны - начиная с 1917-18 гг., и в 20-30 гг., даже также в нацистский период. И поссорились с германскими друзьями только 22 июня 1941 года. Во что это обошлось для нашей страны - хорошо известно.
                      4. -1
                        8 января 2019 00:15
                        Цитата: Albatroz
                        Советская власть целовалась с немцами в десны - начиная с 1917-18 гг., и в 20-30 гг., даже также в нацистский период

                        После подписания Бресткого мира большевики организовали на Украине весьма эффективную партизанскую войну против немецких оккупантов. Был убит наместник Украины. Ничего подобного на Украине в 2014-2019 не получилось.
                      5. +8
                        8 января 2019 09:59
                        Да при чем тут Украина) Ее сдали по Брестскому миру. А потом можно и партизанскую войну организовывать)) Убили наместника - один террор на уме))
                      6. +8
                        8 января 2019 10:00
                        Про сотрудничество и дружбу в 1918-41 годах я написал)
                      7. 0
                        9 января 2019 11:21
                        Цитата: Albatroz

                        Про сотрудничество и дружбу в 1918-41 годах я написал)

                        Военное сотрудничество большевиков и Германии начало развиваться после эвакуации германских войск и администрации c территории России (в естественных границах).
                        До этого германцы сотрудничали с врагами большевиков. Никто не приводил данных о поставках большевикам оружия или военной помощи в гражданской войне.С большевиками немцы воевали, с белогвардейцами нет.Например в формированиях Деникина, его Астраханская была инструментом германского влияния.
                      8. +7
                        10 января 2019 19:39
                        Я уж не говорю о сотрудничестве с немцами в период прихода к власти в 1917 г..
                        Достаточно брестского сотрудничества
                        а также 20-30 годов и эпохи пакта Молотова-Риббентропа
  8. 0
    8 января 2019 00:21
    Цитата: Albatroz
    Немцы тогда были вполне еще приличные, не нацисты

    В 1 мировую немцы зверствовали тоже. Например даже сожгли библиотеки Лувена. А немецкие интеллектуалы тогда оправдывали расстрелы безоружных заложников рассказами, как бельгийки выкалывали глаза немецким офицерам. Вообще неприличным стало расстреливать безоружных после того как организаторов этих расстрелов стали прилюдно вешать на Русской равнине.
    1. +8
      8 января 2019 10:01
      Зверствовали, но не системно. А ваша "эффективная партизанская война" иждивениями отдельных деятелей типа Щорса - детский лепет по сравнению с преступлением правительства брестского погрома.
      1. 0
        9 января 2019 11:11
        Цитата: Albatroz
        А ваша "эффективная партизанская война"

        Я читал мемуары Ильи Старинова. Это его мнение. Он считал, что СССР в ВОВ партизанской войной имел возможность полностью дезорганизовать немецкие поставки к фронту. В принципе для этого надо было только ежедневно уничтожать не более 30 эшелонов с моторным топливом. Но Старинов, Пономаренко, Ворошилов и Сталин не смогли организовать даже это. К попыткам разложить немецкую армию в СССР не могли приступить так как СССР имел тоталитарные черты.Вот во Вьетнаме и особенно Лаосе это получилось.
        1. +7
          10 января 2019 19:40
          Так то если эта партизанская война организована и тщательно подготовлена. На госуровне.
          И то большой вопрос.
          А отряды (банды) эпохи Гв сюда не относим - это стихия и кустарщина с полухулиганскими методиками организации и деятельности
          1. 0
            12 января 2019 11:38
            Цитата: Albatroz
            А отряды (банды) эпохи Гв сюда не относим

            В том и преимущество большевиков. Их сторонники и рядовые партийцы принимали и реализовывали стратегические решения без оглядки на ЦК и авторитеты. Именно это отсутствует в современной России. Перечитайте "Школу" Гайдара-обязательную книгу для обучения в СССР. Там местный совдеп после брестского мира начал войну с Германией и отправил партийный отряд воевать с немцами и их белогвардейскими союзниками.
            1. +7
              13 января 2019 11:39
              В том и преимущество большевиков.

              Да нет у них никаких преимуществ. И системы партизанской войны не было, как в СССР в 30-40 гг. Вы даже не понимаете, о чем я написал выше.
              Их сторонники и рядовые партийцы принимали и реализовывали стратегические решения без оглядки на ЦК и авторитеты. Именно это отсутствует в современной России. Перечитайте "Школу" Гайдара-обязательную книгу для обучения в СССР. Там местный совдеп после брестского мира начал войну с Германией и отправил партийный отряд воевать с немцами и их белогвардейскими союзниками.

              Сейчас этот агитпроп уже устарел. Причем минимум лет на 50)
              1. 0
                13 января 2019 13:07
                Цитата: Albatroz
                Вы даже не понимаете, о чем я написал выше.

                Есть замечательные мемуары Ильи Старинова о партизанской войне 1941-45г. Есть разработанная или изученная им тактика этой войны частично реализованная, частично запрещенная Сталиным к применению. Есть его ученики и соратники которые творчески развили эту тактику на Кубе, в Китае, Индо-Китае и Африке.Я просто привел его оценку событий на Украине в 1918 году. Найдите его мемуары изданые в 1993году. И попытайтесь опровергнуть его мнение.
                1. +6
                  13 января 2019 18:13
                  Продолжаете тупить, аж неприятно.
                  Я и написал, что
                  И системы партизанской войны не было, как в СССР в 30-40 гг.

                  НЕ БЫЛО в 1918 г. той системы что в ВОВ. Теперь понятно??
                  А Гайдара читайте сами
                  1. 0
                    17 января 2019 13:19
                    Цитата: Albatroz
                    НЕ БЫЛО в 1918 г. той системы что в ВОВ. Теперь понятно??

                    Партизаны в 1918 году действовали эффективнее чем в 1941-43, так как тогда органы госбезопасности не ограничивали их боясь, что партизаны после победы начнут борьбу за власть.
                    1. +7
                      17 января 2019 15:58
                      Да, конечно)
                      Из цитаты о действиях А. Ф. Мясникова, революционера, бывшего в начале 18 года Главкомом Западного фронта и даже врио Главковерха (дилетант на таком посту неудивителен - ведь и всей русской армией до него покомандовал прапорщик Крыленко):
                      Находясь на этой должности, не смог организовать оборону Минска, в результате чего город был сдан германским войскам без сопротивления. Попытки организовать партизанскую борьбу также были безуспешны
                      1. 0
                        17 января 2019 20:40
                        Цитата: Albatroz
                        Попытки организовать партизанскую борьбу также были безуспешны

                        Многие директивы Сталина по партизанской войне были вредными. Например практически все разведчики оставленные в городах,которые слепо выполняли полученные приказы и не ушли в лес бессмысленно погибли. Запрет на поставку продовольствия привел к голодной смерти партизан Крыма. Приказ о выжженной земле только отвлекал ресурсы и снижал базу партизанского движения. В 1941 году видимо 95% групп заброшенных к немцам в тыл погибли из-за неправильной тактики и подбора исполнителей. В то же время попытки организации налетов в тыл к немцам со стороны батальонного или ротного руководства жестко пресекались деятелями типа Мехлиса. Но это не говорит, что партизанская война в 1941 году была провальной. Так же и Ваш пример не говорит, что партизанская война против немцев, японцев и американцев в годы гражданской войны была неуспешной. Например корейские историки считают что именно корейские партизаны на русском Дальнем Востоке сохранили Приморье и Забайкалье для России когда отказались по приказу Лазо разоружаться японцам.Если Вам попадались мемуары ведущих партизанских командиров, то Вы отметите, что и Ковпак и Руднев и Наумов были неудобными подчиненными для вышестоящего руководства и действовали по своему разумению....
                      2. +7
                        18 января 2019 07:45
                        При чем тут Сталин.
                        я о том, что партизанская война в 1918 году была неэффективна. на западном направлении
                        да и развалить армию, чтобы потом лепетать о какой-то там партизанской войне - просто смешно.