Новое стелс-покрытие для кабин самолётов разработано "Ростехом"

66
Специалисты обнинского НПП "Технология", входящего в госкорпорацию "Ростех", разработали новый композитный материал, который уже применяется при остеклении кабин пилотов новейшего многофункционального истребителя пятого поколения Су-57 и стратегического ракетоносца Ту-160, сообщает пресс-служба корпорации.

Новое стелс-покрытие для кабин самолётов разработано "Ростехом"




По заявлению разработчиков, инновационное покрытие стекол, представляющее собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 нм, увеличивает поглощение радиолокационных волн в два раза и снижает радиолокационную заметность на 30%. Кроме этого, оно защищает летчика от воздействия ультрафиолетовых лучей, теплового и других негативных факторов. Применение новой технологии позволяет снизить вес и повысить ударопрочность остекления кабины самолета в два раза.

Новое покрытие ослабляет тепловую составляющую солнечной радиации более чем в 3 раза, интегральный коэффициент пропускания в видимом диапазоне при этом составляет не менее 65%, а воздействие УФ составляющей снижается более чем в 4-6 раз
- добавили в Ростехе

На сегодняшний день новое покрытие уже применяется при остеклении кабин самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К и Ту-160.
  • Минобороны РФ
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

66 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    11 января 2019 12:18
    Хорошая новость. Побольше технологий, хороших и разных, и поменьше зависимости в этом плане от "западных партнёров".
    1. -8
      11 января 2019 20:33
      что хорошего? зеркальное покрытие или тонировку научились делать??? технологии "сто лет в обед"
      1. +3
        11 января 2019 22:53
        Цитата: Simfy
        технологии "сто лет в обед"

        А ну просветите поподробнее про данную технологию....
  2. 0
    11 января 2019 12:21
    Вот бы весь самолёт покрыть.
    1. +2
      11 января 2019 12:32
      Цитата: Irokez
      Вот бы весь самолёт покрыть.

      Такой смесью смысла нет, она же специально делалась для прозрачных поверхностей...
      1. SSR
        +10
        11 января 2019 12:45
        Цитата: svp67
        Такой смесью смысла нет, она же специально делалась для прозрачных поверхностей...

        Камрад, но только не так laughing

        По заявлению разработчиков, инновационное покрытие стекол, представляющее собой слои оксидов металлов толщиной 70-90 мм,

        Может имели в виду 70-90 мкм? laughing
        Цитата: Irokez
        Вот бы весь самолёт покрыть.

        Бронёй?!)))
        Тяжело быть журналистом, без стёба говорю.)))
        Кстати, 70-90 мкм это как среднюю по плотности полимерную краску, в один слой кистью нанести, то есть дофига! Речь может быть о нм nm нанометрах.
        1. 0
          11 января 2019 13:41
          Цитата: SSR
          Может имели в виду 70-90 мкм?

          не..это-тонко... yes сантим-самое оно.
        2. +1
          11 января 2019 20:52
          Цитата: SSR
          Может имели в виду 70-90 мкм?

          Нет, нано-метров!!! Разницу секешь? bully
          1. SSR
            +1
            12 января 2019 03:16
            Цитата: Удав КАА
            Нет, нано-метров!!! Разницу секешь?

            hi Вы просто не дочитали))).
            Цитата: SSR
            Кстати, 70-90 мкм это как среднюю по плотности полимерную краску, в один слой кистью нанести, то есть дофига! Речь может быть о нм nm нанометрах.

            hi
      2. +3
        11 января 2019 14:25
        А вот фик вы угадали ! Всё новое-хорошо забытое старое ! В далёком 1936 г. советские авиаконструкторы изобрели покрытие для самолётов,делающее их невидимыми !
        Журналист И. Вишняков опубликовал в журнале «Изобретатель и рационализатор» статью-воспоминание об испытании самолета-невидимки Р.-Л. Бартини:
        «Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель. Все служащие секретной базы ждали этого момента с нетерпением. Слух о запуске распространялся молниеносно, и множество “зрителей” располагалось неподалеку от старта… Раздавались привычные команды и ответы: “От винта”, “Есть от винта”, которые были слышны наблюдавшим. Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина отрывается от взлетной полосы и уносится в небо, остальные теряли ее из вида еще на земле Основной особенностью машины-невидимки была ее обшивка, изготовленная из прозрачного материала родоида — специального органического стекла. Плюс к этому при взлете использовалась специальная дымовая завеса — газ голубоватого оттенка, который и делал самолет невидимым на фоне неба. Авиаконструктор Шавров пишет также, что прозрачная поверхность корпуса машины с внутренней стороны покрывалась слоем амальгамы.
        А вот как конструктор описывает испытания машины: «Аэроплан уже при отрыве от земли сделался незаметным для наблюдателей. В полете невидимку сопровождал самолет УТ-2, который повторял его путь. Это делалось для того, чтобы членам комиссии было легче определять нахождение испытываемой машины. Испытательные полеты записывались на пленку, на ней не удалось определить даже приблизительные очертания самолета....

        Так что,робяты....нечего зря дёргать за струны,не зная нотной грамоты ! tongue
        1. +2
          11 января 2019 14:52
          Цитата: Nikolaevich I
          А вот фик вы угадали !

          А фиг Вы угадали...самолет изготавливался из оргстекла, которое быстро потеряло прозрачность, пожелтев и в результате эффект "невидимости" резко снизился...
          1. +2
            11 января 2019 15:07
            Цитата: svp67
            .самолет изготавливался из оргстекла, которое быстро потеряло прозрачность, пожелтев и в результате эффект "невидимос

            Дык,это же опытный образец ! ...И "Булава" не сразу полетела ! yes
            1. +3
              11 января 2019 15:09
              Цитата: Nikolaevich I
              Дык,это же опытный образец !

              С нашим плексиглазом эта проблема была очень долго. Потеря прозрачности "фонарей" - один из недостатков наших серийных самолетов в годы войны
          2. +2
            11 января 2019 15:23
            Цитата: svp67
            А фиг Вы угадали...самолет изготавливался из оргстекла, которое быстро потеряло прозрачность, пожелтев и в результате эффект "невидимости" резко снизился...

            Совершенно верно, в журнале Юный Техник 80х, об этом самолете из оргстекла писали и о том что стекло мутнело и эффект пропадал.
            1. +3
              11 января 2019 15:27
              Цитата: KOCMOC
              Совершенно верно, в журнале Юный Техник об этом самолете из оргстекла писали.

              "Техника Молодежи" номер 2 за 1977 год,

              http://zhurnalko.net/=nauka-i-tehnika/tehnika-molodezhi/1977-02--num57
              1. +2
                11 января 2019 15:35
                Историю с самолетом помню, а вот где, мог действительно ошибаться, просто как младшой мне пологалось Юный Техник, рос на нем, а вот старшому брату выписывали Техника Молодежи, чтоб драк небыло lol good Спасибо.
            2. +2
              11 января 2019 19:48
              Цитата: KOCMOC
              об этом самолете из оргстекла писали и о том что стекло мутнело и эффект пропадал.

              Чаво вы к нашим предкам придираетесь ? request А разве не приходится на современных самолётах менять стелс-покрытия время от времени... или "резину" на подлодках ? am
      3. -2
        11 января 2019 14:45
        Цитата: svp67

        Вот бы весь самолёт покрыть.

        Тащем-то это делается для защиты пилота от различного рода излучений типа солнечной радиации, электромагнитных волн и пр. Всему самолёту это не нужно.
        Статья неимформативная от слова совсем.
        , увеличивает поглощение радиолокационных волн в два раза и снижает радиолокационную заметность на 30%.

        Интересно относительно чего - уже существующих типов напыления или вообще.
        Применение новой технологии позволяет снизить вес и повысить ударопрочность остекления кабины самолета в два раза.

        Тут я просто выпал в осадок: покрытие толщина которого в нанометрах измеряется "позволяет снизить вес" - это смешно, тем более что в нём явно больше материала чем в обычном, раз материал композитный значит ещё и плёнку полимерную добавили, а напыление с полимерной плёнкой точно будет весить больше чем просто напыление.

        Aффтар выпей йaду.
  3. +2
    11 января 2019 12:21
    Новые технологии должны внедрятся сразу, после госипытаний, только так можно остаться в лидерах. Радует, что новейшая техника идет в ногу со временем.
    1. +5
      11 января 2019 13:03
      Цитата: Alexey-74
      Новые технологии должны внедрятся сразу, после госипытаний, только так можно остаться в лидерах.

      ==========
      Вот тут то, Вы, Алексей и не правы!!! После Госиспытаний - должны идти Войсковые (где собственно и выясняется - НАСКОЛЬКО данная система ЭФФЕКТИВНА при обслуживании "штатными расчетами", насколько "неприхотлива", "ремонтопригодна" и т.д. и т.п.!!!
      Вот в ЧЁМ я с Вами согласен - на все 100% - так в том, что этот этап - должен быть СОКРАЩЕН до МИНИМУМА! (Причем не за счёт ИСПЫТАНИЙ, а исключительно ЗА СЧЁТ "урезания" БЮРОКРАТИЧЕСКИХ "проволочек"!!!) drinks
  4. +2
    11 января 2019 12:24
    На сегодняшний день новое покрытие уже применяется при остеклении кабин самолетов Су-57, Су-30, Су-34, Су-35, МиГ-29К и Ту-160.

    ...Су-30СМ, Су-35С, Ту-160М2...
    так наверное правильней?
  5. +3
    11 января 2019 12:28
    Ну да, все верно... Только толщины не в миллиметрах ( мм) а в нанометрах (нм)...
    1. +1
      11 января 2019 12:47
      Конечно. Тоже обратил внимание.
  6. +3
    11 января 2019 12:28
    Там не опечатка, про толщину 70-90 мм покрытия стекла?
    1. 0
      11 января 2019 12:47
      Видимо опечатка, скорее всего нанометров или микрометров ! yes
      1. -1
        11 января 2019 13:42
        Цитата: keeper03
        скорее всего нанометров

        чубайса не поминайте...
    2. SVD
      0
      11 января 2019 22:09
      Да не 70-90 мм а 70-90 нм напечатано. Что у вас за мониторы?
  7. +2
    11 января 2019 12:29
    можем ведь,когда хотим,только вот у нас "традиция" такая,что всё время нам обязательно должно быть совместное производство и обязательно чтобы с западными "партнёрами",а у этих прости господи партнёров вдруг то Конгресс,то спецпрокурор,то ещё кто то...
  8. +1
    11 января 2019 12:34
    Новость определенно хорошая. Вот еще бы крылья и каркас для гражданских МС21 начали выпускать у нас, чтобы импортозамещение работало в деле, а не по телику.
    1. +2
      11 января 2019 13:43
      Цитата: GerKlim
      Новость определенно хорошая. Вот еще бы крылья и каркас для гражданских МС21 начали выпускать у нас, чтобы импортозамещение работало в деле, а не по телику.

      и электронику,и...
    2. +1
      11 января 2019 14:15
      Цитата: GerKlim
      ... Вот еще бы крылья и каркас для гражданских МС21 начали выпускать у нас...

      Извините, а где каркас собирают на МС-21 если не у нас?
      1. 0
        11 января 2019 14:21
        Ленту пролистайте ВО, сегодня статья была. Часть крыла и каркаса, из японских и американских материалов собирают.
        1. +1
          11 января 2019 14:25
          Углеволокно японское, не спорю. Углепластик из этого волокна производится в Ульяновске и там же собирается крыло. Фюзеляж обычный дюралевый - изготовление деталей и сборка в Ульяновске и Иркутске.
  9. +1
    11 января 2019 12:34
    Когда они уже цельнодутый фонарь научаться делать, а то переборка ярко светится на радаре.
    1. +3
      11 января 2019 12:45
      Прямо таки ?
      переборка ярко светится на радаре
    2. +1
      11 января 2019 14:04
      Правовед Сегодня, 12:34
      ....а то переборка ярко светится на радаре.

      переборка это стенка каюты на корабле. И светится она может на радаре только в том случае, если его антенна расположена в соседней каюте.
      А по поводу рамы фонаря, так размеры "светимости" ее переплета обычно обратно пропорциональны знаниям очередного эксперта в области радиолокации :)
    3. 0
      11 января 2019 21:02
      Цитата: Правовед
      а то переборка ярко светится на радаре.

      Вроде бы речь была о бронеспинке кресла пилота, если мне склероз не изменяет...а не о переплнте фонаря... recourse
  10. 0
    11 января 2019 12:50
    покрытие 70-90 мм.
    1. 0
      11 января 2019 14:16
      Цитата: graf1980
      покрытие 70-90 мм.

      Просто это керамическая броня bully
  11. +1
    11 января 2019 13:04
    Журнализды такие журнализды: "... слои оксидов металлов толщиной 70-90 мм", - нм, однако laughing
  12. +1
    11 января 2019 13:10
    ...толщиной 70-90 мм...
    Круто ! С таким покрытием ни один самолёт не взлетит. Ну и само собой его никто не увидит.
    1. +1
      11 января 2019 13:44

      ...толщиной 70-90 мм...
      Круто ! С таким покрытием ни один самолёт не взлетит. Ну и само собой его никто не увидит.

      Вот какое у нас РОСНАНО, такое и нанопокрытие :)))
      1. 0
        12 января 2019 20:38
        Цитата: Soho
        Вот какое у нас РОСНАНО

        Такое РОСНАНО нам не нано. negative
  13. +4
    11 января 2019 13:47
    Что то я не совсем понимаю, стелс-технологии , это бесполезный инстрвмент распила тупых американцев в то время как наши радары одинаково всё видят , или таки нужная и полезная характеристика ради которой стоит жертвовать ЛТХ?
    1. 0
      11 января 2019 13:56
      Что то я не совсем понимаю, стелс-технологии , это бесполезный инстрвмент распила тупых американцев в то время как наши радары одинаково всё видят

      А это чисто урашное. Когда нет своего, то все что у другого это дрянь. Когда же появляется свое то дрянь в миг делается совершенством.

      И как понимать. Ведь по пропаганде, Су-57 вот вот в серию запустят, а оказывается ещё фонарь до ума не довели. Сдается мне, что эти 90 мм, очередной фейк пропаганды.
      1. 0
        11 января 2019 14:20
        Тархан (Темир) Сегодня, 13:56
        Сдается мне, что эти 90 мм, очередной фейк пропаганды

        ну понятно что в стране урюка и гашиша магнетронное напыление на стекло это что то невообразимое. А в обычных странах оксиды металлов на стекле - давным давно распространенный метод создания энергоэффективных стекол для гражданского сектора.
        1. +1
          11 января 2019 14:49
          А в обычных странах оксиды металлов на стекле - давным давно распространенный метод создания энергоэффективных стекол для гражданского сектора.

          Если смысл не улавливаете чего встреваете.
          Я писал о том, что урашники, стелс технологии на Ф35 не признают. А как сделали у себя так признали, что стелс малозаметная.

          И конечно эта технология существует давно, тогда чего на Су-57 это выдавать за технологический прорыв.

          А на счет урюка, так портянки простирайте.
          1. 0
            11 января 2019 15:38
            Укажите место в статье где написано что это технологический прорыв. Или как обычно по принципу: "не знаем так додумаем. Не хватит ума додумать так просто соврем"?
            1. 0
              11 января 2019 15:44
              Укажите место в статье где написано что это технологический прорыв.

              Если вы разложите мои посты по морфологии и синтаксису, то вы обязательно найдете ошибки. И для пущей значимости вашей правоты укажите мне на них, как на неопровержимый довод.
              1. -1
                14 января 2019 07:05
                Если вы разложите мои посты по морфологии и синтаксису, то вы обязательно найдете ошибки. И для пущей значимости вашей правоты укажите мне на них, как на неопровержимый довод.

                при чем тут морфология и синтаксис. Вы тут нам провещали с забора что дескать в статье пропаганда сплошная про технологический прорыв. А теперь начинаете вилять одним местом.
  14. -1
    11 января 2019 13:50
    РФ давно может в стелс
  15. +1
    11 января 2019 14:19
    Лет 15 назад это было бы новостью.
  16. -2
    11 января 2019 14:48
    Если бы еще колпак кабины был цельный из одного куска стекла...
    А то переборка переплета кабины светится на радаре противника больше, чем вся кабина.
    1. -1
      14 января 2019 07:43
      voyaka uh (Alexey) 11 января 2019 14:48
      А то переборка переплета кабины светится на радаре противника больше, чем вся кабина.

      не тиражируйте пжл. эту диванноэкспертную глупость. Не оказывает заметного влияния переплет на ЭПР в частности и дальность обнаружения самолета противником в общем. На самом деле отражение волны от внутренних стенок кабины, от катапультного кресла пилота, от приборной панели и т.д. на порядок выше, чем от пресловутой рамки переплета в 2.5см шириной.Поэтому и делают внутреннее покрытие стекла. Оно частично рассеивают волну, а частично предотвращает ее прямое отражение, имитируя металлическую оболочку двойной кривизны. А как вы думаете, на B-2 и F-117, создаваемых почти в то же время что и F-22, не озаботились якобы грандиозной светимостью переплетов остекления их кабин? wink
      а вот проблемы с цельным фонарем есть и не мало. Это и визуальные искажения и вес.
      1. 0
        14 января 2019 09:04
        У B-2 и F-117 малозаметность спереди была менее актуальна. Это чисто бомберы.
        А вот у Ф-22 и Ф-35 - истребителей - колпак кабины сделали из сложного радиопоглощающего цельного двойного сэндвича из поликарбоната и стекла.
        Даже с прозрачной пленкой из золота для большого радиопоглощения.
        С такими слоями ни отражения от спинки кресла, ни от приборной доски, просто нет.
        А вот от наружного переплета, если он присутствует - есть, и очень заметное.
        Если бы Россия умела делать такие цельные многослойные радиопоглощающие сэндвичи, то сделала бы, наверняка. Китайцы вон сделали на своих стелсах.
        1. -1
          14 января 2019 09:12
          С такими слоями ни отражения от спинки кресла, ни от приборной доски, просто нет.

          не выдавайте желаемое за действительное. Оно ниже, но не равно нулю.
          радиопоглощающего цельного двойного сэндвича из поликарбоната и стекла

          радиопоглащающего стекла или чего то там еще нет. Поглощение энергии волны происходит на магнетронном металлизированном покрытии, за счет омических потерь.
          Если бы Россия умела делать

          проблема не в ваших фантастических "многослойных радиопоглощающих сэндвичах", а в том, чтобы сделать фонарь без оптических искажений.
          1. 0
            14 января 2019 09:23
            И фонарь без искажений, и радиопоглощение его полное. Технология очень сложная,
            и ее России предстоит освоить. Как и стелс-покрытие крыльев и фюзеляжа вместо
            бесполезной маскировочной окраски.
            С Су-57 предстоит еще много творческой работы, чтобы объявить
            его стелс-самолетом.
            "The F22 Raptor canopy ... comprises two sheets of polycarbonate, sandwiched between two layers of optical glass, fusion bonded in an autoclave and drape formed over a canopy blank ... A metallic coating of indium-tin-oxide is added to the canopy to reflect the radar waves, giving it a golden tint"...
            .... with a transparent conducting film such as gold or ITO (indium tin oxide)
            1. -1
              14 января 2019 10:12
              Хех)) "Стелс покрытие" (подразумеваю что говорите вы о краске) изобретёно более полвека назад и никакой тайны не составляет. Как и вся технология стелс в целом. Не пишите ерунды)
              1. 0
                14 января 2019 11:06
                Это не краска. И потребовался долгий опыт B-2, F-22, пока на F-35 добились приемлемых результатов в эксплуатации. Никакой тайны нет, когда знаешь, как делать.
                А когда не знаешь, то рисуешь на самолете всякие разноцветные ромбы и углы для оптической маскировки, как 50 лет назад.
                1. -1
                  15 января 2019 07:23
                  Это не краска. И потребовался долгий опыт B-2, F-22, пока на F-35 добились приемлемых результатов в эксплуатации

                  краска или покрытие - определение не существенно. Важны физические свойства материалов.
                  А когда не знаешь, то рисуешь на самолете всякие разноцветные ромбы и углы для оптической маскировки, как 50 лет назад.

                  это дешевый троллинг в духе пабликов в ВК? Вопрос на засыпку: предсерийная партия F-35, проходившая летные испытания на полигоне Arnold в штате Теннесси в 2008г. какое имело покрытие?
                  почему то вас, определенную категорию идолопоклонников американского технического гения, порой начинает нести. И вы теряете всякую связь с реальностью. Это печально(
                2. -1
                  15 января 2019 08:53
                  Никакой тайны нет, когда знаешь, как делать.

                  у вас кроме евреев и американцев все остальные народы - папуасы из каменного века, только только понявшие што ежели палькой (если хорошо изловчится) шандорахнуть мамонта по голове, то тогда он не будет сопротивляться при поедании себя laughing
                  вы всерьез считаете что подобрать покрытие с 1/4 волны, на основе ферромагнитых компонентов и тп. камланий вокруг ЭПР, это такая неразрешимая технологическая проблема? belay доступная лишь стране, в которой считают что "Томагавк" это оружие демократии?
                  1. 0
                    15 января 2019 10:33
                    Вы пытаететесь вложить в уста оппонентов собственные стереотипы.
                    Разработать состав покрытия и нанести его - еще далеко не все.
                    Еще надо содержать в исправном виде. На это - состав, долговечность,
                    обслуживание - ушли годы опыта у американцев. А у России таких наработок
                    пока нет. И у Германии, Англии - тоже нет. При чем здесь папуасы?
                    1. -1
                      15 января 2019 14:23
                      Разработать состав покрытия и нанести его - еще далеко не все.
                      Еще надо содержать в исправном виде.

                      а сначала вы писали, что у России тяма не хватает изобрести стелс-технологии как таковые. А теперь оказывается хватает, но вопрос всего лишь в обслуживании и долговечности.
                      Кстати, периодически появляются претензии американских генералов от ВВС о низком ресурсе покрытия, сложности его содержания. Так что фразу "ушли годы опыта у американцев" я рассматриваю довольно таки скептически.
                      И у Германии, Англии - тоже нет

                      а что, Англия и Германия разрабатывают самолет с применением стел-технологий? Имхо и те и другие давно слились, как страны-разработчики собственных боевых машин для ВВС.
                      При чем здесь папуасы?

                      ну так в вас сидит стереотип об исключительной возможности американцев разработать новые технологии. Другим вы даже в мыслях подобного не оставляете ))
                      кстати, тема тупости русских, могущих нанести только оптический камуфляж на свои предсерийные экземпляры Су-57, вами поднятая, так и не завершена. Мне интересен ответ на мой вопрос выше
                      1. 0
                        15 января 2019 15:54
                        "кстати, тема тупости русских"////
                        -----
                        Это - Ваши слова, а не мои. Преодолевайте свои психологические
                        проблемы и стереотипы сами.
                        Вы оказались провокатором. negative
                        Мне больше не о чем с Вами беседовать. stop hi
                      2. +1
                        16 января 2019 05:31
                        Мне больше не о чем с Вами беседовать.

                        конечно сделать обиженную мину куда проще, чем признать что с язвительными ухмылками про
                        А когда не знаешь, то рисуешь на самолете всякие разноцветные ромбы и углы для оптической маскировки, как 50 лет назад.

                        вы сели в лужу. Потому что отвечу за вас: американцы на свои предсерийные машины не наносили вообще никакого камуфляжа, не говоря уж об стелс-покрытии. Покрытие, снижающие радиолокационную сигнатуру, было нанесено только на машину, которая проходила стендовые испытания.
                        И у вас, вояка, такие конфузы сплошь и рядом )) либо вы обсуждаете серьезно технические вопросы, либо вы скатываетесь в пустопорожний троллинг РФ , как многие ваши соотечественники hi bully
  17. 0
    11 января 2019 18:04
    Хорошая новость. А остальное? ("движки" в первую очередь).

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»