"Не числом, а умением!", или Отповедь воронью

48
Тема Великой Отечественной войны, в угоду нынешней западной пропаганде, а точнее сказать, самопиару и саморекламе, всё чаще становится объектом спекуляций и откровенно дилетантских нападок. К примеру, упорно и неоднократно прививается мысль, что, мол, советские лётчики штурмовали немецкие колонны с техникой в 1941-м совершенно неправильно, ссылаясь на саркастические высказывания пилотов Люфтваффе. И преподносится всё это как мнение «экспертов» и «специалистов», которых, к слову сказать, никто в официальной военной науке не знает и в глаза не видел.

"Не числом, а умением!", или Отповедь воронью
Советский штурмовик Ил-2 в полете


Истина скрывается так глубоко, что неспециалисту нет никакой возможности её осмыслить. А заключается она в том, что, в отличие от западного индивидуалистического взгляда, в тактике всегда превосходит тот, кто грамотно применяет именно коллективные действия, сообразуясь с имеющимися средствами. Этому принципу всегда следовал и учил Александр Суворов, и потому сам не проиграл ни одного сражения.

К 1941-му году немцы, уже имея на истребителях пушечное вооружение, иногда использовали это превосходство для обстрела истребителями наземных объектов, не имеющих зенитного прикрытия. При штурмовке наземных колонн (что для истребителей не являлось преимущественной задачей, этим занимались «штуки» Ю-87) обычно использовали заход вдоль с возможностью максимального увеличения времени и площади обстрела целей стрелковым и бомбардировочным вооружением, и просто изумлялись тому, что русские часто «нерационально» атакуют и бомбят колонны поперёк их движения, принимая это за доказательство русской тактической безграмотности. Однако на деле, если обратиться к реальности и профессиональному авиационному расчёту, всё оказывается не столь очевидным.

Немецкий пикирующий бомбардировщик Юнкерс Ю-87А одной из немецких летных школ в полете. К 1939 году пикирующие бомбардировщики Ю-87А были выведены из состава немецких боевых частей и были переданы в учебные подразделения

Штурмовка автомобилей, бронетехники и живой силы противника в колонне, с позиции специалиста, довольно сложный объект с точки зрения авиационного воздействия оружием по трём основным причинам.
Во-первых, подвижность колонн вызывает необходимость быстрого перенацеливания авиации. Это ведь не статичный объект.

Во-вторых, военные колонны, в основной своей массе при правильном руководстве, достаточно хорошо прикрыты наземными огневыми средствами противодействия авиации, от специализированных зенитных установок на передвижной базе до массового огня пехоты из индивидуального оружия на высоту до пятисот метров. Плюс истребительное прикрытие с воздуха.

Красноармейцы рядом со сбитым немецким пикирующим бомбардировщиком Ю-87D (Ju-87D), район Курска


Ну и, в-третьих, сама форма колонн – Длинная Узкая Цель (ДУЦ), по авиационной классификации наземных объектов, – является самой сложной из перечня наземных и надводных целей по способам её атаки авиационными средствами поражения. Исходя из названных условий, становится очевидным, что для решения такой боевой задачи необходим специализированный «воздушный боец». То есть достаточно маневренный самолет, удовлетворяющий возможность атак с малых высот в пологом пикировании (с возможностью внезапной атаки с бреющего полета), с достаточно мощным по тем меркам (от 200 до 400кг) бомбовым и стрелково-пушечным вооружением, и высокой защитой летчика и жизненно важных узлов самолета от наземного огня. Ясно, что тяжёлый бомбардировщик для этого применять нецелесообразно. И даже лёгкий пикирующий бомбардировщик, хорошо работающий по точечным и групповым целям (аэродромы, железнодорожные станции, статичные позиции, группы сосредоточенной бронетехники, и т.д.), но не имеющий достаточной защиты и маневренности, является слишком уязвимым для подобной задачи.

Советская автоколонна уничтоженная немецкой авиацией на переправе


Первые полгода войны, при недостатке у Красной Армии штурмовиков Ил-2, которые по тому времени идеально были приспособлены для борьбы с моторизованными колоннами Вермахта, в большом количестве были применены истребители. Они могли нести пару бомб на внешней подвеске (до 200кг), несколько реактивных снарядов РС («катюши»), и иногда имели пушечное вооружение (20-мм авиационные пушки). Это были, в своём большинстве, истребители устаревших к тому времени конструкций: моноплан И-16 различных модификаций, бипланы И-15, И-153 «Чайка». Недостаток защиты лётчика в фанерной конструкции в немалой степени компенсировался маневренностью самолёта и грамотными действиями самих летчиков. Незаметный подход к цели, внезапность групповой атаки, продуманный уход из зоны огня противника – вот основные три фактора, спасавшие жизнь пилотам в районе цели. Но при этом без правильного расчёта бомбоштурмового воздействия на колонны оголтело рвавшихся вглубь русской земли гитлеровцев любые атаки с воздуха выглядели бы просто спектаклем. Никто подобный спектакль со стороны советского руководства на потеху Вермахту производить не собирался. Поэтому рассмотрю некоторые теоретические и, что более важно, практические аспекты данного вопроса, которые либо не знают, либо намеренно упускают из виду «певцы» логического мышления асов Люфтваффе.

Фугасная авиационная бомба (основной вид свободно сбрасываемых боеприпасов, использовавшихся с обеих сторон в той войне) при применении её с малых высот в горизонтальном полете или пологом пикировании самолёта имеет площадь ущерба, наносимого взрывной волной и осколками относительно направления сброса в ширину больше, чем в длину. Говоря авиационным языком, эллипс рассеивания осколочно-фугасного действия вытянут поперёк направления атаки. Ведь бомба ударяется в районе цели не в вертикальном положении, а под приличным наклоном к вертикали. Так как основной разрыв удлинённого тела бомбы при условии подрыва взрывателя от удара (без замедлителя) и мгновенной детонации ВВ (взрывчатого вещества) происходит в более слабом центре чугунной оболочки, то получается, взрыв происходит не шарообразно, а, скорее, дискообразно. Наклоните диск осью градусов под сорок пять – пятьдесят. Вы получите искомое. Эллипс рассеивания. Отсюда вывод: при достаточно точном попадании в ось колонны максимальное поражение по площади цели бомба наносит при низковысотном бомбометании, если заходить на ДУЦ поперёк, а не вдоль.

Штурмовик ИЛ-2 готовится к боевому вылету. На обороте фотографии надпись «Черич». 502-й штурмовой авиационный полк, Северо-Западный фронт. Фото из личного альбома штурмана 502-го ШАП Ивана Антоновича Тимоховича


Советские лётчики часто использовали при маловысотной атаке замедление взрывателей на пару секунд, чтобы успеть уйти, не попав под собственные осколки и ударную волну. И бомба, головной частью застревая в почве, взрывалась почти в горизонтальном положении, увеличивая эллипсоидность разрыва. Хотелось бы добавить только, что, в отличие от цивилизованных европейцев, наши никогда не применяли подлые способы убийства, как, например, сброс массы малокалиберных бомб с часовыми замедлителями, которые «эффективнее» применять вдоль дороги, улицы, траншеи. Практически часовые мины. Улетел супостат, отбомбившись, вышли бойцы или мирные жители из укрытий, тут-то бомбочки и сработали!

Далее. Работать по колонне в одиночку или даже парой, имея недостаток бомб и боеприпасов, плюс слабую защиту и небольшую скорость полёта, – малоэффективно, если только это не демонстрация или попытка нарушить движение колонны, запугивая (тоже глупость – запугать можно только уже запуганных, а в сорок первом немец был наглее всех на планете). Результаты хилые, опасность максимальная. Ну, пальнули от души, сбросили бомбу – хорошо, если попали в одного-двух-трёх. Ведь эффективность пары - мизерная. Добавить-то некому! Дальше что? Да сваливать надо! Вся колонна ощерилась огнем, начинается вызывание истребителей. Второй заход на этажерке, даже с самыми хитрыми маневрами, не просто малоэффективен. Он обречён. Противник не подавлен, не паникует. Только разозлился и готов к повтору. Ждёт.

Немецкая 37-мм ЗСУ (зенитная самоходная установка) «Мёбельваген» на шасси танка Pz.Kpfw. IV (Flakpanzer IV Mobelwagen), из состава 509-го тяжелого танкового батальона, уничтоженная советскими самолетами-штурмовиками Ил-2


Это вам, господа геринговские «птенцы», не беззащитных женщин с детьми в июне сорок первого на одесских пляжах обстреливать с бреющего полёта, чем вы так любили ради тренировки и развлечения заниматься! И даже не за одинокой полуторкой в поле гоняться, когда можно «поразмяться» до последнего патрона. Войсковая механизированная колонна, в отличие от грузовичка, обычно защищена - по самое «не балуй»!

Советское командование, не от хорошей жизни, а чтобы снизить темпы немецкого стратегического наступления, было вынуждено использовать истребители для штурма германских колонн. Вооружённого и наглого врага надо бить, а не злить. Бить до смерти, до визга, до паники, до ужаса и мозговой рвоты. Чтоб неповадно было. Чтобы все или хоть половина, хоть треть осталась на дороге и не смогла использовать в будущем великолепные навыки убийц. А оставшиеся, по случайности или нашей недоработке в живых, – превратились в трусливых троглодитов, и не зверствовали на нашей земле, зная, что эта земля и небо отомстят. И чтобы не было в будущем у них, и их ничему не научившихся последователей, повода упрекнуть нас в отсутствии «элементарной» логики.

Фотоконтроль бомбо-штурмового удара группы Ил-2 по железнодорожной станции Казлу-Руда (Козлова-Руда) в Литве. Слева видна тень самолета


Потому что логика специалиста не должна быть элементарной! Тем более, если приходится применять необычные, вынужденные меры для спасения Родины.
В безвыходном сорок первом наши лётчики применили много эффективных и ранее неведомых способов бороться с продвигающимися к сердцу страны стальными колоннами врага. И если смотреть на крайнюю необходимость использования небронированных, слабо вооружённых, истребителей против колонн, то обычной тактикой бомбардировщиков или штурмовиков их применять было бы неэффективно и неграмотно.
В то время не было, подобно сегодняшней, моды на различные эффектные формулировки. А можно было бы назвать подобное нетрадиционное использование рода авиации «асимметричным» ответом немецкой практике «стальных змей», что, по сути, таким ответом и было. И потому в действующих истребительных авиачастях стала рождаться, для снижения потерь и увеличения эффективности, новая тактика применения.

Внезапная групповая атака с малой высоты поперёк колонны, когда каждый из лётчиков группы в своём секторе из боевого порядка выискивает ближайшую удобную цель. Огонь из пушек и пулеметов по открытым для боковой атаки бензобакам машин, более слабо бронированным бортам танков, затем – одновременный сброс бомб на безопасной высоте. И уход по заранее оговорённой схеме, с рассыпанием строя по высотам и в глубину, чтобы сбить немецких зенитчиков с прицела, затруднив выбор ответного удара по принципу «за двумя зайцами».

Ил-2 атакует немецкий аэродром транспортной авиации


И пока «эрликоны» пытаются добраться до кого-нибудь из основной атакующей группы и дружно смотрят вослед краснохвостым соколам (в силу часто используемой в начале войны окраски хвоста в красный цвет для упрощения опознавания своих), добавить по ним внезапный удар реактивными снарядами с небольшим интервалом ещё одной, резервирующей группы подавления и добивания. Чтобы удобрённая пеплом врага земля в будущем хорошо родила…
Примерно такой тактики придерживались «сталинские соколы» в тяжёлом сорок первом году, и при катастрофическом недостатке бронированных штурмовиков Ил-2 действия «этажерок», при всех минусах, можно назвать действенными. А прострел вдоль военной колонны из «трёхлинеек» - пулемётов малоэффективен по результатам, если в ней техника и танки. Да и бить по всем – значит, не поразить никого, разве что наудачу.

Конечно, психологически сильно действует. На необстрелянных. А вот по беженцам, женщинам с детишками, неспособным врезать в ответ – этот способ атаки, конечно же, вполне эффективен! Становится ясным, чему учились, и к чему, собственно, тактически готовились немецкие «асы». Многие русские люди вспоминают эти воздушные охоты. Но вспоминают-то живые! О групповых атаках русских «этажерок» объекты атаки почему-то до сих пор в большинстве своём молчат. Скорей всего из-за невозможности говорить. Ведь «оттуда» ничего не расскажешь. И поделом...

Погибшие советские солдаты, а также мирные жители — женщины и дети. Тела свалены в придорожный кювет, словно бытовой мусор; мимо по дороге спокойно движутся плотные колонны немецких войск. (Фото: лето 1941)

Тактики штурмовки танковых колонн группами устаревших истребителей не существовало, и не могло никогда существовать, ни в одном боевом уставе армий мира. С изменением техники уставы также меняются. Эту тактику придумывали наши летчики на собственном практическом опыте. Вот описание первого вылета на штурмовку колонны врага в июле сорок первого лётчиком А. Л. Кожевниковым в его «Записках истребителя»:
«Ведущий группы покачиванием с крыла на крыло известил о приближении к цели. Ещё минута — и под нами дорога. По дороге ползёт зелёная колонна фашистов — машины с пехотой, орудия, бензозаправщики.

…Первое звено пошло в атаку. За ним второе. Иду в атаку в составе третьего звена. В прицеле возникают крытые брезентом автомобили, бегущие в стороны люди, застопоренные мотоциклы. Нажимаю на гашетки, слышу сухой треск пулеметов. Следы трассирующих пуль теряются в колонне. Дымят моторы грузовиков, вспыхивают ярким пламенем цистерны. Бьём по голове и хвосту колонны, чтобы лишить противника возможности рассредоточиться.
Из атаки выхожу на бреющем полете. Замечаю, что во время прицеливания наши боевые порядки рассыпались: индивидуальное прицеливание в плотном строю по узкой цели оказалось выполнить невозможно. Все штурмуют самостоятельно.

Делаю новый заход. Колонна превратилась в хаос.
Горят автомашины, взрываются бензоцистерны, заливая всё вокруг багровым пламенем. Бензин горит в кюветах.
Когда кончились патроны, ведущий подал сигнал сбора.
Группа, пристраиваясь, легла на обратный курс.
И вот мы на своем аэродроме. Задача выполнена! Каждому хочется рассказать о штурмовке. Всё, что произошло несколько минут назад на дороге, вновь возникает в горячих рассказах истребителей: «Я сразу чёрные кресты на борту машины увидел»... «А я по цистерне ударил в хвосте колонны»... «А я головной грузовик рубанул»...

Колонна немецких танков Pz.Kpfw. V «Пантера» движется к фронту в Восточной Пруссии


Впечатлений хватит до утра. Командир наталкивает на мысль о выводах, которые следует сделать из боя.
Опыт получен ещё небольшой, но уже получен.
Почему не стреляли вражеские зенитки? Видимо, потому, что мы появились внезапно. Значит, надо добиваться внезапного удара. Кажется, всё просто, но для нас всё это практически ново.
Единодушно мы забраковали плотные боевые порядки. О скованности маневра в плотном строю во время полёта думал не только я, но и многие другие лётчики».

Обратите внимание: «Боевые порядки рассыпались. Все штурмуют самостоятельно…» Именно потому, что атака цели производилась инстинктивно вдоль, а не поперёк. При этом одновременности удара, сохраняя порядок, не достичь. Можно столкнуться в воздухе. В общем, каша и безобразие с позиции воздушного специалиста по уничтожению наземного супостата. Ребятам очень повезло, и можно гордиться их храбростью, мужеством. Но опытный командир полка раздолбал бы к едрене фене всю подобную «инстинктивную» практику самостоятельной штурмовки, и отругал комэска за плохую тактическую подготовку. Благо в данном случае - победителей не судят. Ни группы прикрытия, ни продуманной схемы атаки. Пара внезапно появившихся «мессеров»-охотников – и пишите родным. А писать похоронки родным обязан враг!..

Эскадрилья советских пикирующих бомбардировщиков Пе-2 бомбит цели на Карельском перешейке. В архиве РГАКФД разные данные по времени этого снимка — 08.06.1944 и 21.06.1944


Почему им повезло? Описан один из первых дней войны. Подобного опыта использования лёгких истребителей не было ни у нас, ни у немцев, ни в других армиях мира. Для немцев же применение русскими истребителей для удара по колоннам было невероятной внезапностью, из области идиотического бреда. Вспомните: «Почему не стреляли вражеские зенитки?» Да именно потому и не стреляли, что ждали бомбардировщиков, как принято было во всех современных армиях тех лет, грамотно сохраняли боекомплект. А русские истребители приняли, основываясь на своем «европейском» опыте, за «чистильщиков» воздуха, потому и значения не придали, пока не началась атака! Не успели поставить заградительный огонь. «Профессионально» прозевали, собираясь действовать «по науке». В подобных ситуациях кто обманет врага и атакует первым - чаще всего и выигрывает. Но если бы удар был нанесен по колонне ещё и тактически продуманно, то повторных заходов, скорей всего, и выполнять бы не пришлось. Экономия сил, средств, топлива. Снижение риска для жизни своих лётчиков. Тоже не последние вещи в войне. Потому что настоящий солдат не тот, кто «честно проливает» свою кровь, а тот, кто умеет грамотно, с минимальным риском, побеждать врага, уничтожая его или принуждая к сдаче.

К середине июля немецкие колонны уже открывали заградительный огонь по всему, что подлетало на дальность эффективной стрельбы, а на безопасных высотах в 2-3 км их стали прикрывать передовые группы истребителей. До тех пор почти небывалое, резко увеличилось количество ошибочных обстрелов немецкими передвижными зенитными средствами собственных истребителей, это при фактическом-то господстве в воздухе на главных направлениях! Даже косвенно, это говорит о чувствительности русских истребительных ударов по колоннам, так как тогда ещё не было у нас достаточного количества штурмовиков. Стоит добавить, что именно с этого периода наши истребители, выполнявшие штурмовку колонн, стали нести наибольшие потери от зенитного огня. Немцы также умели быстро учиться. Всё-таки лучшая западная армия!

Вот тогда-то русские и стали массово применять групповые атаки поперёк движения колонн. Возможно, именно об этих тактически грамотных и героически-безысходных атаках вспоминают, всё ещё никак не могущие угомониться, и пытающиеся казаться умнее за счет охаивания своих победителей, бывшие пилоты Люфтваффе. А их восторженные поклонники повторяют, тем самым усугубляя собственную глупость.
После Московской битвы применение русских истребителей по наземным колоннам сходит практически к нулю.

Немецкие пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ю-87D (Ju-87D) летят в сопровождении истребителей Мессершмитт Bf.109. Восточный фронт.


Заработали в полную силу эвакуированные на Урал заводы. Появляется достаточно специализированных штурмовиков «Ил-2», не зря названных немцами «чёрной смертью». Отличное бронирование кабины и двигателя. Пулемётно-пушечное вооружение, по количеству боезапаса на одной машине сравнимое со звеном истребителей. Реактивные снаряды на внешней подвеске различного калибра и назначения, 400 кг бомб, иногда довольно специфического назначения, перевозимых как на внешней подвеске, так и во внутреннем контейнере. Чего только стоят ПТАБ! Малокалиберные бомбочки кумулятивного действия, почти сотней высыпаемые вдоль колонны танков одним только Ил-2, или же контейнер-бак, из которого на предельно малой высоте выливалась специальная горящая смесь, могли превратить десяток бронированных чудищ в обугленный металлолом! Тактика штурмовки колонн «летающими танками», естественно, видоизменялась, применительно к носимому оружию, и к истребителям отношения уже не имела. Потому рассматривать её здесь не имеет смысла.

Справедливости ради необходимо добавить, что во второй половине войны и наши асы-истребители, вылетавшие на так называемую «свободную охоту», не брезговали пройтись вдоль немецкой колонны парой, обстреляв её с бреющего полёта. Представляю, как сейчас, после моего признания, возрадуются пока ещё, по недоразумению, живые геринговские птенцы, ставшие чёрным вороньем над русскими дорогами, переполненными беженцами в начале сороковых. «Вот, мол, смотрите! Это же русские у нас переняли!» Переняли. Да не по беженцам применяли. А по трусливо отступавшим «сверхчеловекам» в обгаженных галифе. И не на «этажерках», а на самолётах нового поколения, со скоростью под 550-600 километров в час, бронированием кабин и пушечным вооружением. И то, применяли один внезапный заход, и на рожон не лезли. Можно о подобном прочесть в воспоминаниях Г. Г. Голубева, который до конца войны летал ведомым воздушного аса Александра Покрышкина. Перескажу коротко своими словами.
Зашли вдоль колонны. Один раз. Врезали из пушек и пулеметов. Подожгли пару машин. И – ходу.
Почему вдоль колонны? Есть два примечательных отличия в дополнение к вышеизложенному.

Летчики истребители 3-й эскадрильи 39-го гвардейского авиаполка. Третий справа — Иван Михайлович Герасимов. Уже после войны гвардии лейтенант И.М. Герасимов погиб в авиакатастрофе в районе Белой Церкви под Киевом осенью 1947 года. Имена остальных и место съемки не известно. Фотография сделана на фоне истребителя Bell P-39 Airacobra («Аэрокобра»), который поставлялся в СССР из США по ленд-лизу. «Аэрокобры» стояли на вооружении 39-го ГИАП ПВО с 1943 по май 1945 года

Во-первых, «Аэрокобра». Самолёт, на котором отказались летать американские и английские лётчики, потому как из «штопора» не выходил. Была у него такая особенность. Но русские – лётчики от Бога. И им это по фигу. Нельзя «штопорить», да и не надо! Главное – воевать. А воевать на нём можно было очень даже здорово! Имел неплохую скорость, более 600 км в час. Пушка 37 миллиметров. Сверху сзади легко прожигала легкие T-II, T-III и даже средние T-IV танки Вермахта с дистанции двухсот русских саженей. Противотанковые орудия начала войны у немцев имели такой же калибр. Два крупнокалиберных пулемета «Браунинг» 12,7 мм. Плюс по необходимости ещё четыре пулемёта обычного калибра в три линии. Возможность подвески одной бомбы до 250 кг под фюзеляж. Просто воздушная скотобойня! И кабина, кстати, бронирована против пуль и осколков спереди и сзади. Так откуда заходить на колонну с такой артиллерией на борту, как не сзади-сверху, учитывая, что колонна неспособна всей массой огня противодействовать одновременно по всей своей длине одиночной скоростной низковысотной цели (перекрываются секторы обстрела)?

Во-вторых. Не было у Покрышкина задачи целенаправленно штурмовать колонны. Да и задача эта – для «Ил-2», которых уже было достаточно. Просто возвращались истребители из удачной воздушной разведки, пострелять не удалось, полны коробочки боезапаса. Ну почему бы и не «гвоздануть» по случайно подвернувшимся ариям? И если уж уничтожить колонну парой нереально, да ещё в один заход, то надо хотя бы максимально нагадить, желательно «выкакав» на неё всё, что в стволах (это, замечу, не грубость, а сказано к тому, что пулеметы систем Браунинга, в силу низкой скорострельности, при стрельбе издают различимое на слух издевательски-вопросительное «как-как-как?»). Максимальное время обстрела достигается при атаке сзади-сверху, учитывая движение колонны. Вот и вся разница!

Советские истребители И-16 в полете


А потому просто глупо не применить заход парой вдоль колонны, имея на борту залп, превосходящий по качеству и количеству залп эскадрильи «ишачков» И-16, или «чаек» И-153. Заметьте, парой, а не эскадрильей! При этом, учитывая боевой порядок «пеленг пары» с отставанием ведомого на 100-200 метров от ведущего (принятый во второй половине войны), возможность случайного сталкивания в воздухе во время атаки сводится к нулю.

Подытоживая сказанное, следует отметить, что атака фанерными советскими истребителями немецких автобронеколонн в первые полгода войны, диктуемая суровой необходимостью в силу недостаточного количества штурмовиков, привела к необходимости отрабатывать новую тактику группового применения оружия. При атаке в боевом порядке необходимо было:
- создать условия для безопасного маневрирования в группе, чтобы предотвратить столкновение самолетов между собой,
- достичь практической одновременности удара по всей длине колонны (с целью предотвращения её рассредоточения),
- учесть недостачу пушечного вооружения на применяемых устаревших советских истребителях И-16, И-15, И-153 (наличие, в большинстве, пулеметного),
- компенсировать отсутствие радиосвязи на большинстве самолетов (управление боем визуально в строю, сброс бомб «по ведущему»),
- использовать возможность стрельбы по максимальной площади подвижных индивидуальных объектов в колонне (автомобили, мотоциклы, бронетранспортеры, танки), с целью увеличения количества эффективных попаданий,
- поражать наиболее уязвимые и пожароопасные места техники (бензобаки автомобилей и мотоциклов, менее бронированные борта башни танков),
- в полной мере использовать эффективную площадь поражения бомбовым вооружением (малая бомбовая загрузка, да и вообще - недостаток бомб в первой половине войны).
Всем этим условиям максимально подходит атака в боевом порядке «пеленг» с направления, перпендикулярного движению колонны. При этом достигаются следующие цели атаки:
- невозможность согласовать действия наземного зенитного заградогня колонны, сконцентрировав его на одном-двух атакующих из-за широкого сектора групповой атаки, соответственно, плотность противодействия зениток в расчёте на каждого лётчика снижается,
- возможность в достаточно плотном пеленге (ведомый сзади-сбоку) наблюдать за маневром и действиями ведущего, одновременно атакуя в своём, выделенном общей схемой, секторе,
- гарантированное поражение объектов, без ошибочных одновременных атак по одной цели (задние видят цель передних, и выбирают для себя соседнюю),
- сбросом бомб вместе с ведущим достигается более плотное и одновременное покрытие площади атаки, и так далее.

Штурмовики Ил-2 возвращаются с задания. На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель». Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта. На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза

Кстати, в военных авиационных учебных заведениях всего мира и доныне бомбовая атака группой самолётов длинной узкой цели с малых и средних высот преподаётся, а в современной авиации - выполняется практически таким же способом, частично видоизменяемым за счёт многих дополнительных факторов (типа вооружения, применяемой системы его наведения, и прочее). Потому что, как бы ни изменялось воздушное оружие, используемое по наземному противнику, но принципы тактики, основанные на грамотном расчете и учёте комплекса факторов, всегда превалируют над инстинктивным мышлением дилетантов.

Так что, последователям и восхвалителям «геринговского» мышления, а равно и «гитлеровского», не стоит пытаться доказывать явную чушь, опираясь на свою спекулянтски-обывательскую «элементарную» логику. Возможно, тогда им станет ясно, почему же они всё-таки проиграли ту Великую войну...
48 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. Kibb
    +23
    11 июня 2012 09:34
    А ведь хорошая статья- ОГРОМНОЕ ЧЕЛОВЕЧСКОЕ СПАСИБО!!!
    1. rofolak
      +6
      12 июня 2012 19:03
      Пусть удавятся те, кто говорят что предки наши не УМЕЛИ побеждать!! А кровью всю Европу залить не получилось бы мы в меньшинстве. Против нас воевала вся Европа, как при Наполеоне.
  2. dr. Mengele
    +9
    11 июня 2012 09:47
    интересный материал
    1. +3
      12 июня 2012 13:23
      Материал интересный, но лирики многовато. Но если взять суть, то получается, что оба метода штурмовки когон не исключают один другого, а дополняют. Если бомбами - то поперёк, ввиду специфики действия взрывной волны. Если пушками - то вдоль, ведь даже обного снаряда в движок грузовика вполне достаточно. ПТАБами - опять же вдоль и т.п. Вот только для наибольшей эффективности штурмовки колон действия штурмовиков должны быть заранее согласованными: подход, распределение целей, атака, отход...
  3. Dust
    -14
    11 июня 2012 10:07
    Много букв - идея вроде бы и патриотическая, а в целом ни о чем, суть стремится к нулю...
    Лично мне статья не понравилась, но уверен, что плюсов автор получит кучу (в отличие от кучи минусов, предназначенных мне за высказывание против шерсти)...
    1. +6
      11 июня 2012 22:23
      А буквы уважаемый "химикат" надо было ещё в школе учится в слова складывать !Может тогда и книжку какую никакую почитал бы!Что то типа букваря.
      А статья правильная ,хватит поганить прошедших Великую Отечественную, гордиться и помнить надо!
      1. Dust
        -11
        11 июня 2012 22:29
        Я уже забыл из прочитанного больше, чем вы еще через десять лет прочитать сможете...
        Статья - дрянь, сплошное невежественно горлопанство, позорящее тему патриотизма...
        1. +4
          11 июня 2012 22:37
          А надо не передовицы партийных газет читать и не комиксы перелистывать а серьёзные книжки ,заодно и память потренируете "читатель"Напишите вы свою статью со своим видением проблем бое столкновений в ходе Прошедшей мировой бойни.Может и память освежится!
        2. -14
          11 июня 2012 23:02
          Согласен - дрянь! Сплошное горлопанство и ура патриотизм! Ни одной ссылки. Сплошное жонглирование терминами.
    2. Харон
      +3
      12 июня 2012 13:23
      Минус Дусту не за высказывание, а за неспособность понять суть, когда много букв.
      Читал, но нифига не понял.
      Вона и Мир в СМСках наверное понятнее?
      А когда ежа против шерсти гладят, ему прикольно.
    3. spat
      +2
      12 июня 2012 23:56
      Высказывание против шерсти и есть ваша основная цель,видимо ? Что же,ставлю вам честно заслуженный минус ! Я оценил не только статью,но и фотографии того времени,некоторые вижу первый раз,хотя серьезно интересуюсь темой Великой Отечественной войны,а то,что букв,по-вашему,в ней много,так это для того,чтобы вы не деградировали !
  4. SVV
    SVV
    +6
    11 июня 2012 10:09
    А причём тут танк "Пантера", если речь об авиации идёт? Или так, для количества фотографий?
    1. borisst64
      0
      13 июня 2012 13:48
      Цитата: SVV
      причём тут танк "Пантера


      Обстрел танковых колонн с использованием вооружения (37 мм пушки) аэрокобры, все по теме.
  5. Сириус
    +4
    11 июня 2012 10:26
    "+"! Много нового и интересного узнал!
  6. 0
    11 июня 2012 10:33
    Не совсем понятна фабула статьи... например если во флоте самолёт заходит вдоль оси корабля... то даже в мирное время его имеют право сбить... дядька летал на ИЛ-2... штурмовали именно вдоль колонны... и противодействие ПВО вдоль колонны тоже слабее... ничего...
    1. +4
      12 июня 2012 13:27
      Ты статью читал? Речь про тактику атак колонн в начале войны легкими самолетами фанерными, а не танками ИЛ-2. И про то что обсирание в новолиберастической версии истории тактики наших основываясь на высказывании летчиков люфтвафе является либо мнением профанов ничего не понимающих, либо специально очерняющих русскую армию.
    2. -1
      12 июня 2012 21:23
      А если самолет торпедоносец заходит перпендикулярно оси корабля. То его не сбивают? fool
      1. +1
        12 июня 2012 22:43
        Уважаемый Симон, как вы себе представляете атаку торпедоносца в ДП корабля / судна?! ИМХО,в то время и теми торпедами можно было только под прямым или близким к нему углом к борту.... no
  7. +6
    11 июня 2012 11:23
    Отличная статья. У самого дома есть много произведений Совестких летчиков. Порышкина, Девятаева, Клубова. Есть воспоминания А. С. Яковлева. Много познавательного. Спасибо автору.
  8. +6
    11 июня 2012 11:44
    Все, написанное Виталием Росляковым, читается с удовольствием ! Спасибо !
  9. +17
    11 июня 2012 12:01
    а пошли они все hax НАШИ ПОБЕДИЛИ а как это сопли побеждённых. не правильно бомбили, не правильно стреляли раз победили значит все сделали ПРАВИЛЬНО !
    1. тюменец
      +6
      11 июня 2012 18:39
      Цитата: этихнах
      не правильно бомбили, не правильно стреляли

      Да и гранаты у нас не той системы.)
    2. +4
      12 июня 2012 19:41
      Согласен на все 100%. Асы люфтваффе напоминают футболистов проигравшей команды"мы были сильнее, техничнее, у нас было больше моментов, у нас одни звезды в команде и т.д." Им отвечают просто- СМОТРИ НА ТАБЛО!
  10. +4
    11 июня 2012 13:52
    Статья сама по себе интересная. Только вот автор нервный малость - пафосно ругается с какими-то воображаемыми оппонентами всё время. При чтении сие несколько утомляет. Ну и конечно измерение дальности стрельбы авиационной пушки "Аэрокобры" в.. русских саженях - эта пять!
  11. +4
    11 июня 2012 14:14
    А русские всегда воевали не по правилам.Особенно Суворов этим "грешил".Зато ни одного поражения.Потому и русская армия если и проигрывала отдельные битвы, зато выиграла абсолютное большинство войн.Другой вопрос, что политики частенько эти победы прос-ли.И вообще, если воевать по каким то правилам, тактическим клише, то и противник легко будет просчитывать действия и в стратегическом плане успеха не видать.И пускай брызжут желчью всякие антисоветчики и реваншисты, все равно Победа- наш праздник.
  12. +1
    11 июня 2012 14:18
    Спасибо автору за интересную статью!!!
  13. +3
    11 июня 2012 15:06
    Автору респект,статье +.Уж больно много последователей выродка резуна развелось...
  14. +4
    11 июня 2012 16:53
    Статья интересная и полезная. Принцип если не вдоль, то поперек работал и будет работать всегда. Многие боестолкновения советские авиаторы выигрывали за счет тактики, которая вырабатывалась в боях на Халкин-Голе, в Испании еще до начала ВОВ. Жаль, что эти наработки не вошли в боевые уставы и наставления к ее началу.
  15. +3
    11 июня 2012 17:26
    Очень интересная и познавательная статья!!!!
  16. 8 рота
    -9
    11 июня 2012 17:31
    Какая-то горлопанская статья. Регулярные издевки над противником в стиле "они - недочеловеки, а мы - круче вареных яиц". Эти недочеловеки нас до Волги гнали, если автор не в курсе. Советую автору почитать про операции по штурмовке в Испании, организованные нашими авиаторами, в частности, Смушкевичем и Рычаговым, а то он почему-то считает, что наши летчики вражеские колонны только в 1941 увидели. И про мизерный учебный налет наших летчиков забыл упомянуть, а надо бы. Почему-то нет боевых примеров от летчиков Ил-2. Весьма слабенькая статья.
    1. +3
      12 июня 2012 18:48
      8 рота - ну по чему же горлопанство ???? А по моему вопреки всему и особенно ,вопреки, руководящей бездарной сволочи. Даёшь Суворовых - про это ещё чехи в 90-х спрашивали по ТВ и до спрашивались. drinks
    2. КомОд Шпаков
      +1
      13 июня 2012 13:56
      Ты не Геббельса сын случаем? Фашистов лучше защищаешь чем своих. Хотя какой ты свой. Полицай недобитый.
  17. mind1954
    -3
    11 июня 2012 18:56
    СПАСИБО ! ОТ НАС И ОТ НИХ !

    А "трезвым" критикам, хотелось бы сказать в стиле :
    " А у Вас негров вешают ! " .
    После всего прошедшего за последние 25 лет у нас в стране и
    происходящего,
    ЧЬЯ БЫ КОРОВА МЫЧАЛА, А ВАША БЫ МОЛЧАЛА !!!
  18. +1
    11 июня 2012 19:47
    8 рота,
    голова у вас горлопанская не знаете истории ,не хотите знать иди митингуй!
  19. стройбат
    +5
    11 июня 2012 20:26
    В принципе боевая задача истребителя или сопровождать бомбардировщики или сбивать бомбардировщики. Бой истребителя против истребителя это просто хулиганство и риск потери дорогостоящего вооружения - за это хороший командир мог дать по загривку. К слову сказать в немецкой армии катастрофически не хватало автоматов, и как вы представляете в таком случае поединок эдакого рыцаря (аса люфтвафе) на турнире - кто кого завалит? У нас в городе Сумы было немецкое кладбище больше сотни могил, там были похоронены умершие в госпитале люфтвафе раненые лётчики после курской битвы. Так значит их там накалашматили не меньше тысячи сосунков.
  20. +7
    11 июня 2012 21:16
    Статья отличная. но есть поправки
    1. С удивлением ознакомился с тем, что бомбометание поперек - эффективнее,...соглашусь - вероятно правда. но вероятность попадания при сбросе бомб вдоль, полагаю, все же выше.
    2. уличение гитлеровцев в подлых методах ведения войны, используя замедлители - неприемлемо- каждый использовал все, что мог, и установка взрывателей авиобомб на замедление врядли можно ставить гитлеровцам в вину, в отличие от других методов.
    3. Основная часть штурмовки колонн производилась пушечно-пулеметным огнем, и в этом случае - заход гораздо эффективнее все же вдоль колонны.
    4. Ил2 высыпал на головы супостата не около сотни, а свыше двух сотен кумулятивных ПТАБ.
    5.Далеко не все Аэрокобры имели пушку 37мм. А из тех самолетов, что ее имели, основная часть поступила в 44-45 году и придерживалась нашими, как инструмент уничтожения стратегических бомбардировщиков, (ясно чьих) которые вполне могли появиться над нашими городами...
    Статье +
    1. Харон
      +2
      12 июня 2012 17:44
      Уточнение. То что поступало в 44-45 и придерживалось для стратегических бомбардировщиков - Кингкобры.
  21. passmel
    0
    12 июня 2012 01:14
    Вы это видели? что делается со страной?
    Представляете, они сделали проект национальный поиск данных http://ydn.ru/fpoisk
    Здесь любая информация о каждом из нас. Я как нашла здесь себя - я просто обалдела, и главное доступно-то всем.
    Адреса, номера телефонов, моя переписка в соц. сетях, даже фото.
    Можно удалить информацию, что очень радует - проходишь авторизацию, находишь себе и удалить.
    А то мало ли кто там что ищет...
  22. loc.bejenari
    -3
    12 июня 2012 05:07
    честно -ничего не понял -то штурмовка вдоль колонні это плохо
    через абзац -это уже хорошо
    вообще то при продольной атаке количество поражаемых целей на порядок больше
    да и средствам ПВО колонны меньше времени на ответный огонь
  23. +3
    12 июня 2012 09:29
    "советские лётчики штурмовали немецкие колонны с техникой в 1941-м совершенно неправильно, ссылаясь на саркастические высказывания пилотов Люфтваффе" штурмовать на истребителе вдоль колонны прикрытой ЗСУ смог бы наверное только злостный мемуарист Рудель, да и то не долго. тут надо не пилотов интервьировать, а бортстрелков, а те расскажут как легче ставится заградительный огонь самолёту, заходящему в кильватер, если, конечно, яйца не подведут, или самолёту подходящему с борта колонны, когда приходиться упреждение решать и дальность. Да и зачем обычным людям знать, что там думает битый нами же враг, понятно, что зубовный скрежет от обиды, а военначальники уроки извлекли, в СССР было самое сильное ПВО прикрытие на марше
  24. +2
    12 июня 2012 09:36
    Довольно любопытная статья.Узнал из нее немало нового.
  25. lotus04
    +2
    12 июня 2012 10:57
    Тема Великой Отечественной войны, в угоду нынешней западной пропаганде, а точнее сказать, самопиару и саморекламе, всё чаще становится объектом спекуляций и откровенно дилетантских нападок. К примеру, упорно и неоднократно прививается мысль, что, мол, советские лётчики штурмовали немецкие колонны с техникой в 1941-м совершенно неправильно

    Пусть су-ки учат щи варить своих марионеток!
  26. patriot464
    +3
    12 июня 2012 11:27
    Вдоль - поперек...О чем разговор? Я вот такие статьи читаю, и думаю: а я бы смог? Хочется верить, что мы не хлипче дедов наших железных.
  27. +1
    12 июня 2012 12:44
    Позыв автора понятен, однако мало фактов. Статья больше похожа на крик души... Нет ссылок на документы. на уставы, на предписания и тп. Заслуг советских летчиков это ни в коей мере не принижает, но нужно более аргументированно излагать свои доводы
  28. passmel27
    -1
    12 июня 2012 13:44
    Вы это видели? что делается со страной?
    Представляете, они сделали проект национальный поиск данных http://ydn.ru/fpoisk
    Здесь любая информация о каждом из нас. Я как нашла здесь себя - я просто обалдела, и главное доступно-то всем.
    Адреса, номера телефонов, моя переписка в соц. сетях, даже фото.
    Можно удалить информацию, что очень радует - проходишь авторизацию, находишь себе и удалить.
    А то мало ли кто там что ищет...

    Вы это видели? что делается со страной?
    Представляете, они сделали проект национальный поиск данных http://ydn.ru/fpoisk
    Здесь любая информация о каждом из нас. Я как нашла здесь себя - я просто обалдела, и главное доступно-то всем.
    Адреса, номера телефонов, моя переписка в соц. сетях, даже фото.
    Можно удалить информацию, что очень радует - проходишь авторизацию, находишь себе и удалить.
    А то мало ли кто там что ищет...
  29. +1
    12 июня 2012 21:26
    епт в статье говорится про начало войны когда на штурмовку ходили истребители которые не обучены бомбить
  30. +1
    12 июня 2012 21:30
    А вообще статья правильная. Вот теперь побежденные в ВОВ, по сей день гадают, как наши отцы и деды смогли победить. Оказывается они воевали не по правилам военного западного искусства. recourse
  31. Пессимист
    +1
    13 июня 2012 01:09
    Статья не очень. Причем тут "вдоль-поперек"? Каждая боевая эадача индивидуальна, нет "плохая-хорошая" тактика, все зависит от разведки и данных о противнике! А немцы действительно большие мастера ПРИВРАТЬ! Победителей не судят! Кому судить, то? Наши летчики - герои, вот и все!!! Мы победили, какие претензии? А то "тактика плохая"!!! Почитайте самого Хартмана-аса! У него из сбитых на сотню только ОДИННАДЦАТЬ указаний на тип самолета!!! Что, не разглядел чего сбивал??? laughing Врут немцы, много врут... И нечего на наших пенять!
    1. Denzel13
      +2
      13 июня 2012 09:24
      Просто так для примера:
      24.08.1944 года (понимаете в каком состоянии на тот момент была ситуация в воздухе и кто кому диктовал условия) - Хартман слетал с утра на охоту и по возвращении доложил, что у него уже не 290, а 296 сбитых самолетов. Что его ведомый видимо под присягой подтвердил, вернее расписался в специальной форме. После чего пообедал и снова полетел. За этим полетом следили по радиопереговорам!!!!! и "супергерой" не подвел наговорил по радио еще 5 побед во втором вылете, т.е. 11 сбитых за 2 вылета в 1944 -ом!. Вернулся - ему цветы и т.д. и т.п., однако есть такой факт - в журнале боевых действий JG-52 (где он служил) стоит, что 24.08.1944 года Хартман сбил один Р-39. Один! Все!
      Еще есть вопросы по Хартману?
      1. +1
        13 июня 2012 14:39
        Ю.Мухин молодец, очень доходчиво компонует информацию, а какие выводы делает и из чего... респект
  32. +1
    13 июня 2012 03:41
    Статье большой плюс! Спасибо ! Автору! Узнал много нового! Возможности того периода диктуют тактику применения! И это пусть горькая но правда! Вечная слава героям!!!! love
  33. Alex63
    +3
    13 июня 2012 06:08
    Как могут вообще всякого рода "эксперты" рассуждать о том, о том как воевали в ту Войну? Наши деды постигали науку воевать с гитлеровцами на собственной крови.До этого никому еще не приходилось вести борьбу с таким врагом. Если и допускались какие-то ошибки, то они учитывались и исправлялись.Нас никто не учил воевать с немцами, потому-что только мы оказали ему достойный отпор.И не ясно, что было бы с миром, если бы не Русский солдат.Хотя чего тут гадать.Наш народ вел борьбу за свое выживание.А Америка, Англия,Франция - за сферы влияния.И если бы Гитлер победил, американцы с англичанами уж точно бы с ним договорились.Зато сейчас горлопаны разных мастей на западе, да и у нас тоже кричат, что без помощи США СССР не победил бы.Хрен вам! Победили бы и без них.Только времени потребовалось бы больше и жизней наших солдат тоже.Амеры вступили в войну, когда мы были уже в Европе.Испугались, что до Атлантики дойдем.И дошли бы! И кто его знает, как повернулась бы История. Может по всему миру стояли бы не "Макдональдсы", а блинные и пельменные. И в школах выпускники не ЕГЭ сдавали бы, а нормальный экзамен. И министр обороны думал бы об армии больше, чем о том, какую очередную военную академию разогнать. И военные склады не горели бы у нас, как сараи, чуть ли не каждый день. И не было бы у нас предателей-президентов и вредителей-министров. Всё было бы по другому.
  34. Ratibor12
    +1
    13 июня 2012 18:38
    Спасибо! Интересная статья. Прочитал с интересом.
    А что касается "излишних" эмоций автора, как считают некоторые, то:
    - во-первых - это его право писать так как он считает нужным, кому не нравится - выключи компьютер и иди перечитывать мемуары любимого Мюнхаузена Хартмана;
    - во-вторых - злобные сказки западных уро...дов воспринимаются некоторыми как само собой разумеющееся, но стоит прямо и честно высказаться о наших "цивилизованных" соседях, как тут же появляются индивиды с тонкой душевной организацией, которым воспитание не позволяет называть врага врагом, а свол...очь - сво...лочью. Да пошли вы на ... эльфы туалетные!
  35. +1
    13 июня 2012 19:42
    С интересом прочитал статью. Как -бы там ни было советская авиация сумела быстро восстановиться после поражения в начале войны, а потом и намного опередить фашистких хваленых "асов". К примеру, в конце войны СССР превосходил люфтваффе в 12!!! раз, и по качеству самолеты превосходили" мессершмиты" и "фоккевульфы". А знаменитый пикирующий бомбардировщик-жтурмовик Ю-87 "штука" немцы вынуждены были снять с вооружения уже в конце 1942 года из-за больших потерь, обусловленных резким несоответсвием его ТТХ боевым характеристикам советской авиации и возросшей мощности зенитной артиллерии. Этим сказано все.
  36. Комментарий был удален.
    1. Комментарий был удален.
  37. +1
    15 июня 2012 16:44
    Не могу ничего сказать кроме того, что автор книги "Над полем боя" дважды Герой Советского Союза, Ефимов Александр Николаевич, писал примерно так же, что в первом бою рассыпались все, кто куда, гоняться за отдельными немцами, позднее заход на цель эшелонами один за другим обязательно (желательно) со стороны солнца, обстрел ЭРЭСами и из всех пушек и бомбами по цели.
    И назад за боезапасом.
    Вот как то так коротко.

    Уж ему то можно верить, летчик штурмовой авиации (Ил-2), если не ему то кому?

    Добавлю: http://www.e-reading.org.ua/bookreader.php/22356/Efimov_-_Nad_polem_boya.html
  38. NikifoR
    +1
    16 июня 2012 07:35
    Очень хорошая статья...
    При заходе вдоль колонны, если самолет летит на бреющем, то прошерстить всю колонну и в хвост и в гриву не получится. Все снаряды и пули примет на себя 1-ая машина загородив собой остальные. С боку вести огонь по отдельным объектам точнее и результативнее
  39. СеняЯ
    -2
    16 июня 2012 12:21
    Брет
    Цитата: NikifoR
    Очень хорошая статья... При заходе вдоль колонны, если самолет летит на бреющем, то прошерстить всю колонну и в хвост и в гриву не получится. Все снаряды и пули примет на себя 1-ая машина загородив собой остальные. С боку вести огонь по отдельным объектам точнее и результативнее

    Полный бред...себя то слышал???На какую 1 одну машину...Это стотье минусяра в 3 километра
    1. Комментарий был удален.