"Черная акула": прерванный полет

17 июня 1982 года летчик-испытатель Николай Бездетнов поднял в воздух первый летный экземпляр вертолета проекта В-80, который теперь все знают под маркировкой Ка-50 "Черная акула". В истории вертолетной авиации нет машины со столь необычной и в то же время столь несчастливой судьбой. Этот не имеющий аналогов в мире боевой вертолет, создание которого сопровождалось множеством драматических коллизий, так и остался, фактически, полуэкспериментальной машиной, не поставленной на серийное производство.

Советский ответ "Апачу"

"Черная акула": прерванный полет
Вертолет McDonnell Douglas AH-64 Apache



К концу 1970-х годов армия США начала получать новый ударный вертолет АН-64 "Апач" (компания "Хьюз Геликоптерс"). После этого военно-политическое руководство союза осознало: основной в СССР на тот момент, по сути, ударный, но, прежде всего, транспортно-боевой вертолет (несет восемь десантников) Ми-24 не обладает достаточной боевой эффективности, по сравнению с американским аналогом. Была поставлена задача превзойти "Апач".

Извечные конкуренты - опытно-конструкторские бюро им. Н.И. Камова и им. М.Л. Миля - начали разработку своих вариантов боевого вертолета нового поколения, основной задачей которых должно было стать уничтожение тяжелой бронетехники противника на поле боя. Стоит отметить, что в 1966 году камовский проект фронтового вертолета Ка-25Ф, разработанный на базе корабельного Ка-25, проиграл милевскому "изделию 240", которое затем стало тем самым Ми-24.

Вертолет "длинной руки"

В январе 1977 работы по созданию нового вертолета возглавил главный, а впоследствии генеральный конструктор камовского ОКБ Сергей Михеев.
В результате ОКБ им. Камова представило одноместный боевой вертолет В-80 с оригинальной соосной несущей схемой, что стало сухопутным вариантом чрезвычайно удачных корабельных вертолетов, ставших визитной карточкой камовского КБ. Эта же соосная схема, когда два несущих винта располагаются друг над другом и отсутствует рулевой винт, стала главным козырем критиков проекта – возможное схлестывание винтов при опасном маневре неизбежно приведет к гибели машины. Второй аргумент критиков - одноместность вертолета, один пилот, без штурмана-оператора, не может контролировать ситуацию на поле боя.

Между тем, соосная схема давала ряд значительных преимуществ. Отсутствие рулевого винта сократило потерю мощности и увеличило тягу машины на треть, дав большие статический потолок и вертикальную скороподъемность, а также повысило живучесть вертолета, поскольку именно разрушение рулевого винта огнем противника было главной причиной боевых потерь винтокрылых машин в локальных конфликтах холодной войны.

Меньшая по размерам одноместная машина менее заметна как визуально, так и для вражеских радаров, а также более маневренна. Отсутствие штурмана должна была компенсировать максимальная автоматизация процесса поиска и сопровождения целей. К тому же действовать новый вертолет должен был на предельно малых высотах - от 5 до 50 метров, чтобы "обмануть" средства ПВО противника, а на таких высотах в штурмане необходимости нет.

Мощный комплекс вооружений вертолета проекта В-80 основывался на принципе "длинной руки", то есть дальность его действия была больше, чем у систем ПВО возможного противника. Основное вооружение вертолета - противотанковые управляемые ракеты 9А4172 "Вихрь" (разработчик - тульское КБ приборостроения).

Показательно, что автоматический прицельный комплекс "Шквал" (механический завод "Зенит", Красногорск) создавался одновременно и для В-80, и для штурмовика Су-25Т. Прицельно-пилотажно-навигационный комплекс "Рубикон" (ленинградское НПО "Электроавтоматика") совместил дневной лазерно-телевизионный и ночной тепловизионный каналы.

Вертолет вооружили вместо традиционной авиационной 30-миллиметровой одноствольной пушкой 2А42 (КБ приборостроения), которая устанавливалась на боевых машинах пехоты и десанта.

Машина получила мощное бронирование – более 300 килограммов разнесенных бронированных алюминиевых и стальных плит на одного летчика и катапультную систему спасения (НПО "Звезда").

"Черная акула" и "Аллигатор"

"Черная акула": прерванный полет
Боевой ударный вертолет Ка-50 (Черная акула)


В 1984 году начались государственные сравнительные испытания В-80 и представленного на конкурс ОКБ им. Миля двухместного боевого вертолета Ми-28. А в конце 1985 года Минобороны сделало выбор в пользу В-80, он был признан основным перспективным боевым вертолетом Вооруженных сил СССР. Производство установочной серии началось из 12 вертолетов, которые получили официальное название Ка-50, началось на заводе "Прогресс" в Арсеньеве (Приморье) в 1990 году.

В 1993 году Ка-50 стал кинозвездой после выхода на экраны приключенческого фильма "Черная акула". Именно под этим именем он теперь всемирно известен. Вертолет стал завсегдатаем международных авиасалонов. 28 августа 1995 года указом президента России вертолет Ка-50 был принят на вооружение российской армии.

Перспективы для этой винтокрылой машины открывались самые широкие, однако резкое сокращение оборонных расходов России в 1990-е годы поставило на них крест. От запланированной закупки нескольких сотен "Черных акул" Минобороны РФ отказалось.

Всего было произведено 14 "Черных акул", две из них были потеряны во время испытаний. 3 апреля 1985 года во время показа новой авиатехники в Мачулищах (Белоруссия) погиб летчик-испытатель Евгений Ларюшин. 17 июня 1998 года во время испытаний Ка-50 погиб начальник Центра боевого применения армейской авиации (Торжок, Тверская область) генерал-майор Борис Воробьев. В обоих случаях причиной катастрофы стал перехлест лопастей несущих винтов.

"Черная акула": прерванный полет
Боевой вертолет Ми-28Н совершает испытательный полет на аэродроме предприятия ОАО "Роствертол"


"Лебединой песней" Ка-50 стала вторая чеченская военная кампания. С декабря 2000 по февраль 2001 года ударная группа в составе двух Ка-50 и одного вертолета разведки и целеуказания Ка-29 успешно выполнила целый ряд боевых заданий.

Но в итоге поле многолетней "конкурсной борьбы" осталось за конкурентом – ударным вертолетом Ми-28Н "Ночной охотник". Он был принят на вооружение 15 октября 2009 года, и с этого момента ежегодно поставляемых в войска "Охотников" постоянно возрастает. К 2015 году в армейской авиации должно быть 97 таких машин, а всего планируется закупка более 300 Ми-28.

Однако все уникальные наработки "Черной акулы" не пропали впустую и нашли воплощение в ее наследнике – двухместном боевом вертолете Ка-52 "Аллигатор".

Холдинг "Вертолеты России" и Минобороны РФ подписали в августе 2011 года соглашение на поставку 140 "Аллигаторов".

Летно-технические характеристики вертолета Ка-50:
Длина фюзеляжа - 14,21 м
Высота - 4,93 м
Диаметр несущих винтов - 14,50 м
Размах крыла - 7,44 м
Максимальная взлетная масса - 10800 кг
Масса полезной нагрузки - 2800 кг
Два двигателя ТВ3-117ВМА, мощность при взлетном режиме - 2400 лс, при крейсерском – 1750 лс,
Крейсерская скорость - 270 км/ч, максимальная - 315 км/ч
Максимальная дальность полета - 1160 км
Статический потолок - 4300 м
Динамический потолок - 5500 м
Скороподъёмность - 30 м/с
Вооружение:
Встроенная пушка 1 х 30-мм 2А42, боезапас 460 патронов,
Две 23-мм пушки УПК–23–250 в подвесных контейнерах, боезапас 500 патронов на пушку,
Неуправляемые ракеты НАР С-13 (две установки по пять ракет), НАР С-8 (4 × 20 ракет), тяжёлый неуправляемый ракетный снаряд С-24
Противотанковые управляемые ракеты "Вихрь" (2 × 6 ракет), высокоточные ракеты Х-25МЛ
Ракеты "воздух-воздух": "Игла-В" (2 × 2 ракеты) и Р-73
Авиабомбы: ФАБ-500 ( -250, -120, -100), КМГУ-2, ЗБ-500, РБК-500( -250).
Автор: Иван Коновалов
Первоисточник: http://ria.ru/ocherki/20120615/673732923.html


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

Видео в тему

Читайте также
Комментарии 50
  1. Greyfox 16 июня 2012 08:59
    Спор о правильности принятии на вооружении сразу двух предельно разунифицированных машин (Ка-52 и Ми-28) можно продолжать бесконечно.И все-таки мне кажется,что сделай камовцы изначально,как вариант ,тандемную кабину на двух пилотов (такую как они слепили для участия в турецком тендере и получившем название Ка-50-2)
    ), основной предлог для подковерной возни со стороны лоббистов Ми-28 был бы похоронен....
    1. Рустам 16 июня 2012 11:06
      Cудьба его печальна появился в Ельцинские времена когда была разруха
      да в угоду МИ-28 этот великолепный вертолет был уничтожен
      поясняю
      1-за контороль на прогрессом оборонпром купя в то время акции Росвертола сделал все чтобы закрыть дорогу ка-50
      2-идиотские отмазки Михайлова что пилоту тяжело одному управлять я считаю-бредом и словами для тех кто не понимает ситуации
      3-что мешало закупить тренажеры категории d у того же транзасса и учить на них пилотов,к тамуже ка-50 отлично проявил себя в чечне в 2000 и если его немножко доработать поставить flir и улучшить брэо (французы предлагали свои системы)был бы великолепный вертолет ,но КАК ГОВОРИТЬСЯ в 2002-06 денег было мало и ДОЛЖЕН ОСТАТЬСЯ БЫЛ ТОЛЬКО ОДИН И ОН ОСТАЛСЯ МИ-28 (хотя хороший вертолет)
      4-погиб генерал Воробьев в 1998 нач торжка который всей душой был за ка-50 и мечтал о сотнях в наших ввс-он погиб и защищать машину стало некому

      итог-вертолет ка-50 потерян практически навсегда-хотя можно восстановить производство в 2003 французы предлагали поставить свое брэо для полной круглосуточности-но кому это надо
      итог-Мы будем продвигать МИ-28Н (против Слюсаря и Росвертола ничего не имею прекрасное предприятие спасенное от банкротства руководством завода)у которого до сих пор нет поверхосной рлс(испытания идут с 2007 года)проблеммы с выводом пороховых газов и тд но обещают к 2015 году выпустить версию мн и решить все проблеммы

      посмотрим
      1. andrey586 16 июня 2012 12:59
        Я думаю что ка-50 ещё к нам вернётся, когда электроника сама будет заниматься поиском целей и выдавать лётчику информацию
        1. Chicot 1 16 июня 2012 13:23
          Это будет не скоро...
          1. Esso 16 июня 2012 22:49
            возможно подобную идею можно реализовать в бпла.Еще Михеев говорил,что лучше послать машину в бой первым,чем человека.Представьте себе летающий беспилотный вертолет с соосной схемой.Наши конструктора может нас удивят еще!
            Вот еще http://topwar.ru/14568-alligator-stal-bolee-dalnozorkim-i-metkim.html
            1. Chicot 1 16 июня 2012 23:53
              Однако все возможно. Может и удивят... И я совершенно не против этого... smile ... Даже можно сказать - "ЗА!!! и только ЗА!!! подобный ход дальнейших событий"... fellow
              Будущее оно покажет однако... wink
        2. Esso 16 июня 2012 22:47
          смотрите каких красавцев собирают http://topwar.ru/13620-proizvodstvo-boevyh-vertoletov-ka-52-alligator-na-zavode-
          aak-progress-imeni-sazykina.html
      2. Esso 16 июня 2012 22:43
        уважаемый
        1 в 90 годы развал был как на заводе прогресс так на кб миля,американцы пытались прикрыть завод по производству вертолетов миля,но государство спасло,что сделать с производством ка-50 не знали.
        2 михеев не отмазывался от идеи одного пилота,а наоборот защищал ее и доказывал,вы прежде чем хаять конструктора башкой своей думайте,этот человек создал ка-50 и знает все его + и -.И вы не того ума человек, чтоб говорить так.Считаю схему реализованную на ка-52 очень удачную Михеев нашел компромисное решение.Электроника не обеспечивает полную замену штурмана,мы еще не на том уровне, 2 пилот нужен.На ка-50 может летать только летчик профессионал,у нас таких скока?Единицы.вы молодого пилота из училища посадите после тренажора на ка-50?попробуйте?Я сам видел и летал на симуляторе очень тяжело!А тренажер и боевая машина вещи разные.да молодые пилоты все ка-50 побьют.Ка-52 убили многих зайцев есть и штурман и командир и инструктор и всепогодный,управлять им легче и учиться легче.Да будет известно что предпочтение отдали и ка-52 и ми-28н обе машины хороши и дополняют друг друга,ми-28 будет около 500 ка-52 140 ед.Очень неплохо.
        3.иметь 2 боевых вертолета роскошь,тренажеры не помогут,вы что машину учитесь водить на тренажере, а потом сразу без подготовки можете водить по нашим дорогам?У нас есть конструктора и военные без вас разберуться как готовить и что брать.
        4 генералу Воробьеву пусть земля ему пухом,отличный пилот,ему бы готовить пилотов наших,но погиб пилот из-за чрезвычайных нагрузок,машина не была на это расчитана.
        5 мы ми-28н будем продвигать ,но не ка-52 пусть такая машина будет у нас.На новые ка-52 поставили рлс,не давно статья здесь была посмотрите.С ми-28 н есть проблемы,его не охотоно что-то берут,предпочитая ми-35.
      3. loft79 17 июня 2012 18:44
        Не в пику,а для информации (всегда считал, что одному пилоту тяжело).

        Цитата: Рустам
        2-идиотские отмазки Михайлова что пилоту тяжело одному управлять я считаю-бредом и словами для тех кто не понимает ситуации


        По этому поводу скажите свою точку зрения.
  2. профессор 16 июня 2012 09:42
    Ка-52 отличный вертолет. Больше бы таких.
    1. 755962 16 июня 2012 10:30
      По некоторым данным, стоимость Ка-52 колеблется в пределах $20 млн. Учитывая возможности вертолета, эксперты считают, цена будет привлекательной для потенциальных покупателей. Машина настолько новая, что сейчас ее трудно сравнивать с вертолетами западных конкурентов: "Апач" (США), "Тайгер" (Германия-Франция), "Ройвалк" (ЮАР). По критерию "эффективность-стоимость" Ка-52 оставляет далеко позади своих соперников.
      755962
      1. Рустам 16 июня 2012 11:07
        может быть но в основном покупка вооружений это политика
  3. Ataturk 16 июня 2012 10:19
    От одного только имени УЖАС берет. И на вид грозный. Одним словом. пощады не жди. Если ми-28 похож чем-то и как-то на апач, то Черная Акула - это что-то новое. Молодец конструктор. Цены нет ему. Ка-52 очень и очень хороший вертолет.

    Поверьте есть чем гордится. С удовольствием бы купили для своей страны. Иметь такой вертолет у себя на вооружение, это гордость. Да и мускулы увеличатся.

    Рад за Россию. Искренно рад. И очень жаль, что раньше во времена СССР, ставили удар на количество. увы сейчас и качество отличное но количество не очень.


    Ataturk
    1. kotdavin4i 17 июня 2012 22:28
      бодрый вечер Омар - на фото ка-50.
  4. Kobra66 16 июня 2012 11:11
    Ну раз Акулу не приняли надо Аллигаторов больше штамповать
    Kobra66
    1. Ataturk 16 июня 2012 12:07
      Чем лучше Алигатор от Черной Акулы?
      Почему ставка на Алигатора? Ка-52 четкая машина. Жаль если не примут на вооружение.
      Ataturk
      1. Kobra66 16 июня 2012 13:10
        Потому что Аллигатор командирская машина, а как штурмовой вертолет был взят ми-28н
        Kobra66
        1. Ataturk 16 июня 2012 13:21
          а что, штурмовые вертолеты уже не нужны?
          Ataturk
        2. kotdavin4i 17 июня 2012 22:32
          первоначально задумка была таковой - Ка-50 идет строем из нескольких машин впереди - за ними на небольшом удалении Ка-52. Ка-52 за счет более мощной системы обнаружения и опознования целей находит противника и выдает целеуказание - "штурмовикам" КА-50. те соответственно все поражают. теперь КА-50 сменили МИ-28.
      2. Chicot 1 16 июня 2012 13:21
        Добрый день, уважаемый Ататюрк.
        Ка-52 в принципе является двухместным вариантом Ка-50 сохранившим все лучшие качества "Черной Акулы"... Чем он лучше?..
        В первую очередь наличием второго человека в экипаже, который в зависимости от ситуации может выполнять роль оператора, штурмана, корректировщика. Вторым при необходимости может быть и командир подразделения (группы, звена, эскадрилии), который не отвлекаясь на управление машиной сможет руководить своими подчиненными. А это повышает эффективность подразделения в целом...
        Второе - это более совершенная начинка по сравнению с первоначальным, базовым вариантом, которым по сути своей и является Ка-50...
        Третье - с принятием на вооружение Ка-52 в качестве ударного вертолета отпала необходимость производства паралельно двух пусть и унифицированных на 70%, но все же отличающихся друг от друга машин - Ка-50 в качестве ударного и Ка-52 в качестве разведывательно-ударного, командирского и учебного вертолетов...
        То есть выходит, что Ка-52 более многофункциональная машина... Да и заказчик просил второго человека в экипаж... Это каг-бэ вкратце, не в даваясь в дебри всяческих подробностей...
        1. Ataturk 16 июня 2012 13:29
          Спасибо за разъяснение. Плюс 1
          Я подумал вообще черные акулы не буду выпускать. Как и ка 50 и 52.
          Оказывается будут выпускать 2 местный вариант.
          всё ясно.
          Ataturk
          1. kotdavin4i 17 июня 2012 22:34
            "Черную акулу" или КА-50 - выпускать не будут. Выпускают КА-52 "Аллигатор".
      3. kotdavin4i 17 июня 2012 22:30
        в том и преимущество что 2 человека в кабине - значит управлять могут поочереди (вдруг один выйдет из строя) - за оборудованием следить легче. в случае интенсивного боя - пилот только рулит - второй поражает цели.
  5. Chicot 1 16 июня 2012 12:49
    А это и есть тот самый прототип Ка-50 - В-80 (№ 010 белый), что первым поднял в небо летчик-испытатель Бездетнов тридцать лет назад - летом 1982 года...
    1. Chicot 1 16 июня 2012 13:28
      ...а вот так выглядел второй опытный вариант "Черной Акулы" (№ 011 белый)...
  6. Грица 16 июня 2012 16:20
    Пару месяцев назад довелось мне побывать в цехах завода "Прогресс" в Арсеньеве - там где эти машины собирают. Прекрасное оборудование, молодые специалисты. В различной стадии сборки в тот момент находилось более 15 машин. Это нам еще не показывали готовые машины на поле, что проходили испытания. И все это продолжает работать. К тому же на заводе говорили, что в ближайшее время к ним поступит еще один приличный заказ на Ка-52К. Это для будущих "Мистралей". Так что...вооружаемся врагам назло...
    Грица
    1. Еще один плюс от покупки мистралей стали покупать ка 52, а не эти дольаные ми 28.
      Алексей Приказчиков
  7. Штази. 16 июня 2012 18:32
    Вертолеты Миля и Камова хороши, каждый по своему. Спор о том какой лучше похож на спор между остроконечниками и тупоконечниками. Нужны разные системы, разное оружие. Очень рад, что вертолеты Ка-52 поступают на вооружение. Нашим ВВС тоже нужны "Аллигаторы" помимо "Ночного охотника". А как следует оценить качество вертолетов смогут только летчики, летавшие как на "Аллигаторе" так и на "Ночном охотнике".
    Штази.
    1. Kobra66 16 июня 2012 19:14
      Полностью согласен с вами у этих вертолетов разные назначения и они оба нужны армии
      Kobra66
      1. skiff-1980 16 июня 2012 19:47
        Нужны то они нужны, но Ка-50 немного жаль, Прорывная была машина для своего времени со сложной судьбой
        1. Kobra66 16 июня 2012 19:55
          Это да машина сильно опережала свое время, жалко что в массово не стали производить
          Kobra66
  8. iwanniegrozny 16 июня 2012 21:43
    Из 14 выпущенный вертолетов два (т.е. каждый седьмой) погибли по одной и той же причине (перехлест винтов) - по-моему, это довольно веское основание для выбора Ми-28. Все же штурмовой вертолет выполняет над полем боя более резкие и динамичные маневры, чем противолодочный (где соосная схема себя оправдала). Если такая опасность (вовсе не теоретическая, как оказалось) существует, все же лучше ее минимизировать.
    iwanniegrozny
    1. Chicot 1 16 июня 2012 23:34
      Уважаемый iwanniegrozny, т.н. "перехлест" (или "слестывание") лопастей несущего винта на вертолетах соосной схемы происходит только при выполнении т.н. "мертвой петли", да и то не всегда. И поэтому в строевых частях этот маневр запрещен...
      Разбившиеся при слестывании машины были опытными. На них производились испытания всех режимов полета... К сожалению порою за это приходиться платить жизнями. Но запретные режимы есть на всех без исключения летательных аппаратах...
      И напоследок - для пущей объективности прибавте к 14 "Акулам" количество уже выпущенных "Аллигаторов". Это и будет более точная в сути своей оценка. Ибо аэродинамическая схема на них одинаковая, аналогичная, одна и таже...
      Что же касается маневренности, динамических характеристик (в том числе и скороподъемности), то тут "Камовские Хищники" дадут форы любому из ныне летающих ударных вертолетов...

      P.S. И кстати, на вертолетах классической схемы порою случается столкновение несущего винта с хвостовой балкой. Природа этого явления сходна с перехлестом лопастей на соосной схеме... Однако, никто из-за этого не призывает запретить поставку одновинтовых вертушек в армейскую авиацию...
      1. kotdavin4i 17 июня 2012 22:50
        кроме того - после первых испытаний КА-50 и гибели пилота в конструкцию внесли изменения: "В апреле 1985 г второй опытный В-80 впервые продемонстрировали высшему руководству Советского Союза на показе новой авиационной техники в Мачулищах (Белоруссия). При подготовке к этому показу создателей вертолета ждало глубокое потрясение. 3 апреля произошла катастрофа В-80 01, в которой погиб один из лучших летчиков ОКБ Евгений Ларюшин. При отработке ускоренного ухода с малой высоты к земле за препятствие в рамках исследования предельных режимов полета произошел перехлест лопастей несущих винтов, они разрушились, и вертолет упал. Анализ катастрофы показал, что ее причиной стали не дефекты машины, а превышение летчиком допустимой отрицательной перегрузки при выполнении неустановившегося снижения по спирали со скоростью менее 40 км/ч. В-80 попал в опасный режим "вихревого кольца" - особый режим вихревого течения воздуха, симметричного относительно оси несущего винта, в который вертолет может попасть при энергичном снижении с малой поступательной скоростью (например, из висения). При этом несущий винт оказывается в возмущенном потоке отброшенного им же вниз воздуха, что вызывает возрастание амплитуды взмахов лопастей с выходом их из конуса винта. Подъемная сила несущего винта значительно падает, вертолет еще более теряет высоту, а из-за "вымахивания" лопастей управление им сильно осложняется. "Вихревое кольцо" затягивает вертолет в своеобразную воронку, выход из которой требует от летчика применения специальных методик. Необходимым условием для успешного вывода снижающегося вертолета из режима "вихревого кольца" является достаточная для этого высота. А ее в роковом полете не было... Трагическая гибель Евгения Ларюшина стала для ОКБ тяжелым ударом. Его мнение, опыт и интуиция летчика оказали огромное влияние на формирование облика одноместной боевой машины.

        Специалисты ВВС, изучив материалы расследования катастрофы, дали разрешение на продолжение испытаний. Чтобы избежать перехлеста лопастей в дальнейшем, в конструкцию В-80 внесли некоторые изменения: увеличили расстояние между несущими винтами, в систему управления ввели механизм, затяжеляющий органы управления при опасном сближении лопастей и т.д."
        1. Ластик 17 июня 2012 23:19
          А это
          http://www.youtube.com/watch?v=sVGJwaEU8ws
          видео катастрофы Воробьева ,там тоже не было никакой мертвой петли.
          Ластик
          1. Chicot 1 20 июня 2012 19:58
            Однако же "мертвая петля" относится именно к тем фигурам высшего пилотажа, которая запрещена к выполнению на вертолетах Ка-50/52... Почему?..
      2. iwanniegrozny 18 июня 2012 09:03
        Уважаемый Chicot 1, большое спасибо за обстоятельный ответ. Значит, для военных проблема состояла в том, что вертолет был одноместным? Все же, наверное, сложно совместить работу пилота и оператора вооружения над полем боя
        iwanniegrozny
        1. Chicot 1 20 июня 2012 19:55
          По сути дела - да, именно так, уважаемый iwanniegrozny. Даже в Чечне, где отсутствывали условия современного общевойскового боя в состав БУГ (боевой ударной группы) был влючен вертолет Ка-29ВПНЦУ, выполнявший функции целеукозания и координации действий ударных вертолетов. Позднее эту роль хотели переложить на "Аллигаторы", которые по первичному замыслу должны были стать командирскими (ведущими) машинами группы Ка-50...
        2. KA50-52 24 сентября 2012 00:20
          А как же летает пилот СУ-25,тот же летающий танк ,только скорость ещё больше,и в одиночку справляется с пилотированием и вооружением,мне кажется один пилот может вполне справится с этими задачами ,тем более на КА-50,с его бортовым оборудованием.

          iwanniegrozny,
          KA50-52
  9. Boz Qurd 16 июня 2012 22:38
    а что если выпускать все три вертолета Ми-28. Ка-50. Ка-52 -красивый птыц wink
    Boz Qurd
    1. Esso 16 июня 2012 22:58
      очень дорого ка-50 уже не нужен.производство ка-50 не потеряно,но лучше производить ка-52.Изначально планировалось ,что прикрывать будут войска ми-28н.тактические вертолеты будут 2 звена ка-50,1 звено ка-50ш(ночной) и командирские ка-52.НО очень дорого накладно,заменили все 3 ка на ка-52 он и ночной и всепогодный и командовать ми-28 может.Ждем принятие на вооружение транспортов ка-60 касатка!
  10. lorvig 16 июня 2012 23:17
    Русские очень талантливы в вертолетостроении. Сикорский, Миль, Камов. Ето Гиганты. Министр обороны должен забросать деньгами ети КБ по самую крышу.При всей отсталости Российской економики, ВПК делает некоторые системы получше чем кто-либо. Обьясните почему вбухали деньги в нанотех. от которой неизвестно будет ли толк (похоже что нет) а уже существующая хай тек недофинансирован. Если бы у нас в U.K. были такие КБ каждый купил бы акцию что бы просто на стенку в рамке повесить и гордится.Дак нет таких. Наш Хериер дрянь 70 х ,а сколько денег соит? Танк челленджер в Ираке 20 минут и глох,воздухофильтр забивался. Знаете сколько етот воздухофильр стоит? 3600 !!!.ДА! 3600 за 20 минут. Я не хаю наш ВПК ,но как бывший оффицер Ея Величества,дешевой пропагандой заниматся не намерен.Нет у нас таких ярких КБ. Да делает БАЕ кое-что ,продаем, барахтаемся.А хотелось бы иметь тоже такие КБ,но нам не до етого , деньги нужны что бы кормить армию безработных негров и аллах акбаровцев,бонусы банкирам, помощь бывшим колониям... Ех! злой я,старый и пьяный. У нас осталось импреское мышление и мы хотим что бы последняя империя доказала свою жизнеспособность,относимся к вашим предателям сидящим у нас как к предателям, шваль есть шваль незавимо от банковского счета. Россия прошла огонь, воду, сейчас испытание медными трубами(продажностью) .Прорвитесь Русские!
    lorvig
    1. mind1954 16 июня 2012 23:59
      Чтобы создать такие КБ, надо убрать частную собственность на средства
      производства ! Если бы наши подонки ещё и рынок ввели в 1964 году .... !!!
      mind1954
    2. loft79 17 июня 2012 19:44
      На мой взгляд зря Харриер гнобите.
      Хорошая машинка. (для своего класса)
      А в классе пока он один )

      Цитата: lorvig
      Танк челленджер в Ираке 20 минут и глох,воздухофильтр забивался.


      У абрамса тоже. А проблемма челленджера. Так он ДОРОГОЙ как и Леклер. И выпущено их мизер (в сравнении)

      Может кто владеет информацией "Секретной" по боевому применению К-50 в чечне ?
      1. Chicot 1 19 июня 2012 18:13
        Информация о применении Ка-50 в Чечне?... Нет ничего проще, уважаемый loft79. smile
        Книга М.А.Жирохова "Пылающие небеса. Боевая авиация в Чеченской войне" (М.:Яуза :Эксмо, 2011, серия "Чистилище Афгана и Чечни") гл. "Новая техника ВВС в ходе боевых действий" (стр. 181-199)...

        Кстати, вертушка изображенная на заглавной фотографии была в Чечне (бортовой № 25 желтый, вторая носила бортовой № 24 желтый)...
        1. loft79 21 июня 2012 21:20
          Спасибо за инфу.
  11. Boz Qurd 17 июня 2012 13:54
    хищник http://www.youtube.com/watch?v=i90afxVObO4
    Boz Qurd
  12. passmel32 17 июня 2012 16:16
    Вы это видели? что делается со страной?
    Представляете, они сделали проект национальный поиск данных http://ydn.ru/fpoisk
    Здесь любая информация о каждом из нас. Я как нашла здесь себя - я просто обалдела, и главное доступно-то всем.
    Адреса, номера телефонов, моя переписка в соц. сетях, даже фото.
    Можно удалить информацию, что очень радует - проходишь авторизацию, находишь себе и удалить.
    А то мало ли кто там что ищет...
    passmel32
  13. Кирилл07 17 июня 2012 20:13
    Какой чудак писал статью? В боевом вертолете, при экипаже в два человека, второй не штурман, а стрелок. Один пилотирует вертолет, а второй ищет и уничтожает цели.
    Кирилл07
    1. kotdavin4i 17 июня 2012 22:41
      в КА-52 - 2-ой член экипажа ШТУРМАН-ОПЕРАТОР. (http://www.airwar.ru/enc/ah/ka52.html) - учите матчасть.
  14. Larus 18 июня 2012 13:12
    Жаль конечно что прекратили такую красоту делать.Ведь Ка 50 мог бы использоваться вместе с Ка 52,как чисто штурмовые,пока глаза Ка 52 смотрели бы по сторонам
    Larus
  15. Sehiru San 18 июня 2012 14:17
    Конечно удобно, когда один член экипажа сосредоточен на пилотированиии, а второй на ведении огня. В этом Ка- 52 конечно выигрывает у "Акулы". А споры кто лучше Ка - 52 или Ми - 28 и стоит ли их выпускать вместе считаю неправильными. Жизнь, это тоже испытания. И жизнь покажет что лучше.
    Sehiru San
  16. User777 4 июля 2012 22:29
    Надеюсь Ка-52 не повторит судьбу Чёрной акулы.
    User777
  17. lilit.193 12 апреля 2013 13:17
    "Акула" форевер!!!
    lilit.193

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня