Броневик «Лаврентий Берия» остался в единственном экземпляре

11
Тридцатые годы в СССР стали временем расцвета бронеавтомобилей. Едва ли не каждый год выпускалась новая модель; ассортимент применения броневиков, как пушечных, так и пулемётных, был весьма обширен. Неудивительно, в этом потоке что-то не шло дальше экспериментального образца. Например, броневик ЛБ-23, названный в честь Лаврентия Берии.

Броневик «Лаврентий Берия» остался в единственном экземпляре

ГАЗ работает для обороны



За исключением буквально пары моделей, в основе которых был «Форд», базой для отечественных броневиков служили собственные разработки шасси, выпущенных в Горьком. Например, БА-20, ставший в итоге самым распространённым советским броневиком.

В 1936 году заводчане создают трёхосный ГАЗ-ААА. Трёхосная схема понравилась конструкторам, и в войсках и горьковчанин Грачёв проектирует трёхосное авто ГАЗ-21, опираясь на ГАЗ М-1, знаменитую «эмку», ей тоже нашлась армейская работа, о чём – в другой раз. ГАЗ-21 был существенно унифицирован с «эмкой», что удешевляло и упрощало выпуск. В следующем году опытный образец преодолел больше десяти тысяч километров по различным дорогам, решено начать в 1938 году готовиться к выпуску серии в Горьком, но передумали, отдав предпочтение созданию легковушки 4х4.

Но работа не канула в Лету. АБТУ РККА поручает выксунскому КБ проект трёхосного броневика из комплектующих ГАЗ-АА и М-1. Выпуск образца предусматривался планом на 1937 год.

Выксунцам предстояло предоставить заказчику несколько вариантов броневика: БА-21,БА-22, БА-23. Базой служили, соответственно, шасси ГАЗ-21, ГАЗ-ААА и ГАЗ-22, развивавший идеи ГАЗ-21 в виде трёхоски 6х4.

Бронеавто вместо дробилок

Производством советских бронеавтомобилей, кроме Ижевска, занимался Выксунский завод дробильно-размольного оборудования. Здесь спроектировали трёхосное бронеавто, ему присвоили индекс БА-23, но в 1938 году назвали именем всесильного Берии: ЛБ-23. Причём, сначала самостоятельно спроектировали, после чего 10 июня 1938 года АБТУ РККА утверждает «тактико-технические требования на проектирование и изготовление легкого разведывательного 3-осного бронеавтомобиля ЛБ-23 на усиленном шасси ГАЗ-22».

В металле ЛБ-23 воплотился лишь в Первомай 1939 года.



Корпус сварной, из катаной брони 6-11 мм. Вооружён ЛБ-23 двумя пулемётами ДТ: один во вращающейся башенке, второй – курсовой. К пулемётам полагалось 1890 патронов, расфасованных по тридцати дискам. Авто было радиофицировано. Базой стал ГАЗ-22, с шестью колёсами, шины – пулестойкие. Бензиновый Dodge развивал мощность до 75 л.с. ЛБ-23 хорошо преодолевал бездорожье, что было продемонстрировано на испытаниях. По шоссе машина могла пройти 200 километров.

ЛБ-23 в серию не пустили — уже было ясно, что формула 6х4, утяжеляя бронеавтомобиль и создавая ещё ряд трудностей, проигрывает формуле 4х4, ставшей преимущественной в выпуске броневиков, за исключением средних пушечных БА-10, также выксунского выпуска.

На ДРО летом 1940 года делают БА-23Х (химический), с основой ЗиС-6, по заказу химуправления РККА. Иногда в документах можно встретить обозначение ЛБ-23Х.

Непосредственно единственный ЛБ-23 дожил до гитлеровского нашествия, но в боях не участвовал. По состоянию на 8 октября 1941 года броневик — в ремонте, затем, как считают некоторые историки оружия, за ненадобностью экземпляр отправили на металлолом.

А Выксунский ДРО немало поработал для обороноспособности страны. Здесь выпускали ФАИ, БАИ, БА-10 и БА-20, корпуса для Т-60 , Т-70 и средних Т-34, артиллерийских самоходок СУ-76 и бронирование для ИЛ-2…

На БА-20 хотелось бы остановиться подробнее. Выкса начала выпускать его в 1936 году. Базой служит легковое шасси ГАЗ-М1. БА-20 производится вплоть до начала Великой отечественной, заслужив звание наиболее массового колёсного советского броневика тех лет. Произведено с учётом модификаций 2114 экземпляров. БА-20 воевал с японцами, франкистами, в Финляндии, против гитлеровцев.

Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

11 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +3
    5 марта 2019 15:18
    Хорошо преодолевал бездорожье, это слегка завышенно... В отчётах упомянуласб проходимость выше, чем у БА 20, а у последнего она была никакой. Явных преимуществ перед БА 20 выявленной не было, да и двигатели Додж на складах не валялись. В общем обыкновенная НИОКР ..
    1. +3
      5 марта 2019 16:11
      Цитата: Вождь краснокожих
      Явных преимуществ перед БА 20 выявленной не было, да и двигатели Додж на складах не валялись. В общем обыкновенная НИОКР ..
      Что НИОКР, я с вами согласен, но двигатель ДОДЖ прототип двигателя ГАЗ-11, который уже выпускался на ГАЗе серйно прада не в тех объёма, кторые хотелось бы, но на это имелись объективные причины
      2Прототип трехосного бронеавтомобиля, представленного в июне на испытания, с трудом можно было назвать полноценной боевой машиной. В докладе от 10 мая 1939 года на имя замнаркома обороны К.Ворошилова сообщалось следующее: “…Легкий бронеавтомобиль ЛБ-23…рассматривается АБТУ РККА как макет, так как изготовление его производилось без предварительного утверждения технического проекта и макета”. Тем не менее, летом-осенью 1939 года ЛБ-23 прошел всесторонние испытания на НИБТ полигоне. В ходе их проведения выяснилось, что новый тип бронемашины по динамическим показателям превосходит БА-21 (максимальная скорость составила 72 км\ч против 52 км\ч), однако по весовым характеристикам, вооружению и другим ходовым качествам ЛБ-23 не полностью удовлетворяет требованиям бронетанковых сил РККА.2
      Источник: http://aviarmor.net/tww2/armored_cars/ussr/lb-23.htm
  2. +5
    5 марта 2019 15:26
    Едва ли не каждый год выпускалась новая модель; ассортимент применения броневиков
    "Овация аплодисментов"...
    Здесь спроектировали трёхосное бронеавто.. Авто было радиофицировано..
    "Поедешь в таксо?" (с) Эллочка-Людоедка "Двенадцать стульев"...
    1890 патронов, расфасованных по тридцати дискам
    Шедевр! Это чтобы Антиплагиат пропустил?
    Плохая статья про интересный бронеавтомобиль. И спасибо за подробный рассказ про БА-20... laughing
    На БА-20 хотелось бы остановиться подробнее. Выкса начала выпускать его в 1936 году. Базой служит легковое шасси ГАЗ-М1. БА-20 производится вплоть до начала Великой отечественной, заслужив звание наиболее массового колёсного советского броневика тех лет. Произведено с учётом модификаций 2114 экземпляров. БА-20 воевал с японцами, франкистами, в Финляндии, против гитлеровцев.
  3. +4
    5 марта 2019 15:44
    За исключением буквально пары моделей, в основе которых был «Форд», базой для отечественных броневиков служили собственные разработки шасси, выпущенных в Горьком. Например, БА-20, ставший в итоге самым распространённым советским броневиком.
    Уважаемый Барановский. Даже если Ваш профиль - переписывание Википедии, внесите в это занимательное занятие элемент новизны. Попробуйте, предположим, проверять информацию. Вы узнаете много нового. Например то, что ГАЗ М-1, послуживший базой для БА-20 - тоже "форд", Ford Model B 40A Fordor Sedan модели 1934 года.
    1. +2
      5 марта 2019 17:35
      Цитата: Decimam
      Например, БА-20, ставший в итоге самым распространённым советским броневиком.

      Разве не БА-64 был самым массовым?
      1. +2
        5 марта 2019 17:41
        У Барановского, очевидно, какие то свои критерии. А может он до БА-64 еще Вики недолистал?
  4. +2
    5 марта 2019 16:40
    Простите, это все?
  5. 0
    5 марта 2019 17:16
    Самый лучший броневик у Пелевина("Чапаев и пустота")
  6. +1
    5 марта 2019 19:50
    На БА-20 хотелось бы остановиться подробнее.

    Напрашиваются два вывода:
    1. О ЛБ-23 рассказали не подробно.
    2. Хотелось остановиться, но не смоглось.
  7. +8
    5 марта 2019 21:06
    Вообще-то, название "Лаврентий Берия" носил еще один броневик-ЛБ-62, машина куда как интересней.
  8. 0
    8 марта 2019 09:18
    У ЛБ-23 был предшественник с трехосным шасси на базе легкового автомобиля - БА-21. Смысл их появления был, по сути своей, только лишь в том, чтобы доказать военным и конструкторам - будущее за полным приводом. В НАТИ разрабатывалась машина БА-НАТИ, с формулой 4х4. Она также получила название ЛБ-23. Но она двухосноая полноприводная. . Развитием которой стал уже ГАЗовский ЛБ-62, рекомендованный к принятию на вооружение, но не пошедший в серию в силу неготовности до начала ВОВ серийного производства полноприводного шасси ГАЗ-62.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»