Fragmentation beam for a tank of the XXI century

Fragmentation beam for a tank of the XXI centuryAnti-tank shells of tank guns (cumulative and sub-caliber) have undergone a period of rapid development and continue to be continuously improved. At the same time, the only type of tank shells capable of fighting tank-dangerous manpower and helicopters - the high-explosive fragmentation projectile stopped its development at the level of the 30-s of the last century. Today, such ammunition is an 125-mm 30F26 projectile with a B-429 fuse. Its low efficiency when shooting at single targets is well known and does not exceed on average 0,2. The main reason is the disagreement of the scattering density of the points of falling of the shells and the coordinate law of hitting the target. Due to the flatness of the trajectory, the ellipse of dispersion at a distance of 2000 m has a ratio of large 50: 1 axes, while at the same time the bulk of the fragments expand in the direction perpendicular to the trajectory. The relatively low filling ratio (30), low fragmentation properties of 26X0,14 chromium steel, which has a significant “saber formation” during crushing, as well as the practical exclusion of the possibility of shooting with the cap removed, i.e., reduce the effectiveness of 45F1. with the installation of the fuse for instant (fragmentation) action.

The low effectiveness of tank shells with shock blasting has long been recognized abroad. At present, intensive searches are being conducted in western countries for a promising anti-helicopter-anti-helicopter tank projectile scheme with a large depth of destruction. It is called a tank self-defense projectile, a tank survival projectile, and even a “counter-guerrilla” projectile. Strange as it may sound, a promising scheme is considered to have a centuries-old history buckshot. The United States Abrams tank was equipped with an 2004-mm XM120 projectile in 1028. The projectile contains 1100 spherical bullets made from a tungsten-based alloy, and at a distance of up to 500 m, it defeats more than 50% of the advancing infantry unit with one shot.


Received a number of patents for tank shrapnel shells.

A major event in recent years has been the development by the Israeli company IMI of an APAM tank cassette with a trajectory rupture of fragmentation combat elements. The original APAM projectile was developed for the 105-mm gun of the Merkava tank, protected by the European patent EP 0961098-2 and is mass-produced. The appearance on the market of this projectile was accompanied by a large advertising campaign. In the company's prospectus, the APAM projectile was characterized as “revolutionary”; it was indicated that it would provide the ultimate solution to the problem of protecting the tank from tank-dangerous targets. Recently, information has appeared on the development of an APAM XM329 shot for an 120-mm smoothbore tank gun.



The so-called kinetic beam shells are being intensively developed. In foreign literature, they are referred to as KETF (kinetic energy time fuze - kinetic energy with a temporary fuse). These shells are currently predominantly manufactured for small-caliber installations (35-mm projectile AHEAD of the Swiss company "Oerlikon", 30-mm projectile for the new Mauser MK30-2 "Mauser" new German BMP "Puma"). The use of such projectiles that do not contain explosives for tank guns is a very controversial, but constantly debated issue.

From the analysis of the patent literature, we can conclude that the most promising tank projectile of self-defense is a fragmentation-beam projectile, which, along with a circular field, creates a field of shell fragments. The idea of ​​this projectile was put forward in MSTU. Bauman (then MSTU) in 1972, and the first patent was received by MSTU in 1994. Later, MSTU received 35 patents and various design schemes of fragmentation-beam ammunition of various classes. The projectile and its application issues were widely reported in specialized media. The model of the projectile was shown to the Minister of Defense, Marshal I. Sergeev, at an exhibition at MSTU in January, 1999. In foreign literature, the projectile was called the “Bauman charge”. In addition to MSTU, patents on the projectile were also obtained by 4 organizations.

Developed by one of the firms 125-mm tank fragmentation-beam (fragmentation shrapnel) projectile 30F54 with the fuse 3ВМ18 (Research Institute "Poisk"), was nominally adopted by the T-90С tank. Shooting was to be carried out using the “Ainet” trajectory blast system. However, in the mass production of the projectile and the fuse is not received. In the course of further calculations, it turned out that the Ainet system, neither in accuracy nor in speed of action, provides modern requirements.

Work on the projectile continues. Until now, the military has not determined whether a fragmentation beam shells should have a concrete action. If such a request is made, the head of the body should be made solid, and the fuse should be transferred to the bottom of the projectile. At the same time, the block of ready-made destructive elements (GGE) can be located both in the housing and outside the housing. The principle of operation of a trajectory fuse is not definitively defined - temporary, non-contact or command. There is no clarity on the question of how to enter a temporary installation before a shot: when flying out of the bore through induction rings, on flight using a laser or radio beam.

Great interest was aroused by reports on the development of the XM1069 Spotter fragmentation shells in the USA. During the fighting in both Iraqi campaigns, it became clear that the presence in the ammunition of the Abrams tank of four types of shells (МХNUMXА830 anti-helicopter / anti-personnel, М1 cumulative, М830 concrete-striking, М908 of a case-shot) creates serious difficulties for the crew in the protection of the fire and for the protection of the fire. in the tank manual).

The XM1069 universal projectile should replace all four of these projectiles. The projectile is made with a monolithic warhead, which provides a full concrete action. Input of installations in this temporary fuse is made on a cable in the cartridge. In the projectile, the concept of destruction of tank-dangerous manpower, which has been intensively developed lately, is realized by a dense beam of small GGEs with a mass less than 0,01. An outdoor lively unit of a given crushing is produced by the method of sequential deposition of a laser or laser electrode on a casing surface. electron beam. Adhesion of solidified droplets to each other is ensured by the interaction of semi-liquid outer layers of droplets.

The shell of the projectile is made of high-grade steel.

The mass of the projectile is 16 kg, muzzle velocity 1190 m / s, muzzle kinetic energy 11,3 MJ. The projectile is equipped with an insensitive explosive PAX-3 and a XM1157 bottom-level fuse. The number of axial flow fragments is 13250, the speed of 740 m / s, the number of fragments of the 10750 body, the speed of 1360 m / s. According to the calculated data, 50% of the platoon’s composition (the number of soldiers in the 30 platoon) is disabled by one shot.

Along with the caliber version, the ХМ1096 also developed a subcaliber with a muzzle velocity of 1496 m / s.


There were reports about the start of production in Germany of a DM11 tank anti-personnel projectile. The layout of the unitary cartridge is the same as in ХМ1069 (bottom fuse, input of commands via the sleeve cable). The section of the head part in the illustrations is missing, however, it can be assumed that the projectile is fragmentation-beam.

Currently, the development of the Russian projectile is carried out by two organizations. Due to difficulties with financing, the work is slow and with long interruptions. Abroad projectile is not patented. There are serious concerns that, according to the assessment of the magazine Intellectual Property, one of the brightest ideas of our time in the field of armaments, the fragmentation-beam projectile may be lost for Russia as a large intellectual property object. This can not be allowed.
Ctrl Enter

Noticed a mistake Highlight text and press. Ctrl + Enter

2 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

Осколочно-пучковый снаряд для танка XXI века

Осколочно-пучковый снаряд для танка XXI векаПротивотанковые снаряды танковых пушек (кумулятивные и подкалиберные) прошли период бурного развития и продолжают непрерывно совершенствоваться. В то же время единственный тип танковых снарядов, способный бороться с танкоопасной живой силой и вертолетами – осколочно-фугасный снаряд остановился в своем развитии на уровне 30-х годов прошлого века. Сегодня таким боеприпасом является 125-мм снаряд 30Ф26 с взрывателем В-429Е. Его низкая эффективность при стрельбе по одиночным целям общеизвестна и не превышает в среднем 0,2. Основная причина заключается в рассогласовании плотности рассеивания точек падения снарядов и координатного закона поражения цели. Из-за настильности траектории эллипс рассеивания на дальности 2000 м имеет отношение больших осей 50:1, в то же время разлет основной массы осколков происходит в направлении, перпендикулярном траектории. К снижению эффективности 30Ф26 приводят также относительно невысокий коэффициент наполнения (0,14), низкие осколочные свойства снарядной хромистой стали 45Х1, имеющей при дроблении значительное «саблеобразование», а также практическое исключении возможности стрельбы со снятым колпачком, т.е. с установкой взрывателя на мгновенное (осколочное) действие.

Низкая эффективность танковых снарядов с ударным подрывом давно уже осознана и за рубежом. В настоящее время в западных странах ведутся интенсивные поиски перспективной схемы противопехотно-противовертолетного танкового снаряда с большой глубиной поражения. Его называют снарядом самообороны танка, снарядом выживания танка и даже «противопартизанским» снарядом. Как это ни странно звучит, перспективной схемой считается имеющая многовековую историю картечь. На вооружение танка «Абрамс» США в 2004 г. был принят 120-мм картечный снаряд XM1028. Снаряд содержит 1100 сферических пуль, изготовленных из сплава на основе вольфрама, и на дальности до 500 м обеспечивает поражение более 50% наступающего пехотного отделения одним выстрелом.

Получен ряд патентов на танковые шрапнельные снаряды.


Крупным событием последних лет стала разработка израильской фирмой IMI танкового кассетного снаряда APAM с траекторным разрывом осколочных боевых элементов. Снаряд APAM в первоначальном варианте был разработан для 105-мм пушки танка «Меркава», защищен европейским патентом ЕР 0961098А2 и производится серийно. Появление на рынке этого снаряда сопровождалось большой рекламной кампанией. В проспекте фирмы снаряд АPAM характеризовался как «революционный», указывалось, что он обеспечит окончательное решение (ultimate solution) проблемы защиты танка от танкоопасных целей. В последнее время появилась информация о разработке выстрела APAM ХМ329 для 120-мм гладкоствольной танковой пушки.

Осколочно-пучковый снаряд для танка XXI века


Интенсивно разрабатываются так называемые кинетические пучковые снаряды. В зарубежной литературе они обозначаются как KETF (kinetic energy time fuze – кинетический энергии с временным взрывателем). Эти снаряды в настоящее время преимущественно производятся для малокалиберных установок (35-мм снаряд AHEAD швейцарской фирмы «Эрликон», 30-мм снаряд для новой автоматической пушки МК30-2 «Маузер» новой германской БМП «Пума»). Использование таких снарядов, вообще не содержащих взрывчатых веществ, для танковых пушек является весьма спорным, но постоянно обсуждаемым вопросом.

Из анализа патентной литературы можно сделать вывод, что наиболее перспективным танковым снарядом самообороны является осколочно-пучковый снаряд, создающий наряду с круговым полем поле осколков корпуса. Идея этого снаряда была выдвинута в МГТУ им. Баумана (тогда МВТУ) в 1972 г., а первый патент получен МГТУ в 1994 г. В дальнейшем МГТУ получило 35 патентов и разные конструктивные схемы осколочно-пучковых боеприпасов различных классов. Снаряд и вопросы его применения широко освещались в специализированных СМИ. Макет снаряда был показан министру обороны маршалу И. Сергееву на выставке в МГТУ в январе 1999 г. В зарубежной литературе снаряд получил название «Бауманский снаряд» (Bauman charge). Кроме МГТУ патенты на снаряд получили еще 4 организации.

Разработанный одной из фирм 125-мм танковый осколочно-пучковый (осколочно-шрапнельный) снаряд 30Ф54 с взрывателем 3ВМ18 (НИИ «Поиск»), был номинально принят на вооружение танка Т-90С. Стрельба должна была производиться с использованием системы траекторного подрыва «Айнет». Однако в серийное производство снаряд и взрыватель не поступили. В ходе дальнейших расчетов выяснилось, что система «Айнет» ни по точности, ни по скорости действия не обеспечивает современных требований.

Работа над снарядом продолжается. До сих пор военными не определено, должен ли танковый осколочно-пучковый снаряд обладать бетонобойным действием. Если такое требование будет предъявлено, то головная часть корпуса должна выполняться сплошной, а взрыватель должен быть перенесен в дно снаряда. При этом блок готовых поражающих элементов (ГПЭ) может располагаться как в корпусе, так и вне корпуса. Не определен окончательно принцип работы траекторного взрывателя – временной, неконтактный или командный. Нет ясности в вопросе о способе ввода временной установки перед выстрелом: при вылете из канала ствола через индукционные кольца, на полете с помощью лазерного или радиолуча.

Огромный интерес вызвали сообщения о разработке в США осколочно-пучкового снаряда XM1069 Spotter. В ходе боевых действий в обоих иракских кампаниях выяснилось, что наличие в боекомплекте танка «Абрамс» четырех типов снарядов (М830А1 противовертолетно/противопехотного, М830 кумулятивного, М908 бетонобойного, М1028 картечи) создает серьезные трудности для экипажа при ведении огня и значительно снижает скорострельность (заряжание в танке ручное).

Универсальный снаряд XM1069 должен заменить все четыре этих снаряда. Снаряд выполнен с монолитной головной частью, что обеспечивает полноценное бетонобойное действие. Ввод установок в данный временной взрыватель производится по кабелю в патроне. В снаряде реализована интенсивно развивающаяся в последнее время концепция поражения танкоопасной живой силы плотным пучком мелких ГПЭ с массой меньше 0,01 г. Наружный оживальный блок заданного дробления изготавливается методом последовательного осаждения на поверхность корпуса капель расплавленного металла, образующихся при воздействии на подаваемый в зону плавления электрод лазерного или электронного луча. Сцепление затвердевающих капель между собой обеспечивается за счет взаимодействия полужидких внешних слоев капель.

Корпус снаряда изготовлен из высокоосколочной стали.

Масса снаряда составляет 16 кг, дульная скорость 1190 м/с, дульная кинетическая энергия 11,3 МДж. Снаряд снаряжен малочувствительным ВВ PAX-3 и донным электронным взрывателем ХМ1157. Число осколков осевого потока составляет 13250, скорость 740 м/с, число осколков корпуса 10750, скорость 1360 м/с. По расчетным данным одним выстрелом выводится из строя 50% состава взвода (число солдат во взводе 30).

Наряду с калиберным вариантом ХМ1096 разработан также подкалиберный с дульной скоростью 1496 м/с.

Появились сообщения о начале производства в Германии танкового противопехотного снаряда DM11. Компоновка унитарного патрона такая же, как в ХМ1069 (донный взрыватель, ввод команд по кабелю гильзы). Разрез головной части в иллюстрациях отсутствует, однако можно предполагать, что снаряд является осколочно-пучковым.

В настоящее время разработка российского снаряда ведется двумя организациями. Ввиду трудностей с финансированием работа проходит медленно и с большими перерывами. За рубежом снаряд не запатентован. Существуют серьезные опасения, что осколочно-пучковый снаряд, воплощающий по оценке журнала «Интеллектуальная собственность» одну из самых ярких идей нашего времени в области вооружений, может быть потерян для России как крупный объект интеллектуальной собственности. Допустить этого нельзя.
Автор: Владимир Алексеевич ОДИНЦОВ – доцент МГТУ им.Н.Э. Баумана, Заслуженный изобретатель РФ, член научно-экспертного совета Комитета Государственной Думы по обороне
Первоисточник: http://oborona.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 2
  1. dred 1 декабря 2011 17:14
    Когда уже будут ставить термические пушки?
    dred
  2. Hans Grohman 28 января 2012 02:00
    Правильная тема! Нам бы такой, а еще картечный выстрел, и ЗУР, запускаемую через ствол.
    Hans Grohman

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня