Шведский дракон. SAAB 35 Draken

41
Сегодня Швеция одна из немногих европейских стран, которая может самостоятельно, с нуля спроектировать и запустить в серию боевой самолет. В этом плане это нетипичное европейское государство. Промышленность Швеции на 75-80 процентов закрывает потребности вооруженных сил в оружии и военной технике. Для страны, которая сохраняет нейтральный статус, это прекрасные показатели. Флагман шведского авиастроения – многоцелевой истребитель Saab JAS 39 Gripen. Самолет продается на экспорт и в состоянии конкурировать с моделями ведущих авиационных держав. Первой же моделью, которая стала успешной на международном рынке, стал сверхзвуковой истребитель SAAB 35 Draken, разработанный в Швеции в середине 1950-х годов.

Появление самолета SAAB 35 Draken


Сначала позволим себе лирическое отступление. Самолет с красивым названием «Дракен» («Дракон») отличался запоминающимся внешним видом. Схема самолета была радикально новой, а главный секрет заключался в крыле Бартини – треугольном крыле двойной стреловидности, дельтавидном в плане. Такое крыло и сделало самолет настолько узнаваемым. Много лет сборные модели SAAB 35 выпускались огромными тиражами в СССР и странах организации Варшавского договора. В Советском Союзе такие модели стоили по 60 копеек, поэтому собрать собственного шведского дракона успели многие мальчишки и взрослые, увлекавшиеся моделированием.



Идея постройки нового сверхзвукового истребителя уже витала в шведском воздухе в конце 1940-х годов. Заказ на проектирование самолета выдали Шведские королевские ВВС, которые ощущали потребность в сверхзвуковом истребителе-перехватчике (скорость до 1,5М), Основным предназначением нового боевого самолета должна была стать борьба с бомбардировщиками противника, которые летали с высокими дозвуковыми скоростями. Естественно, создание истребителя поручили шведской аэрокосмической и оборонной компании SAAB – монополисту в области разработки шведских летательных аппаратов. Уже в августе 1949 года новый самолет обрел заводской индекс FM250 и узнаваемое в мире имя – Draken.



К самолету предъявлялись жесткие требования по скороподъемности, высоте полета а также сверхзвуковой скорости полета. Аппетиты военных росли, и вскоре речь шла уже о полете на скоростях 1,7-1,8 Маха. Отдельно выделялись требования по вооружению. Новый истребитель должен был получить пушечное вооружение, а также возможность использования управляемых ракет класса «воздух-воздух» и неуправляемых ракет разных калибров. Шведские военные рассчитывали получить новый самолет с комплексом вооружения, который поможет пилоту справляться с задачами перехвата летательных аппаратов противника без наведения с земли. Отдельной строкой шли требования к доступности ремонта и обслуживания самолета. Акцент делался на как можно меньшее число обслуживающего персонала и легкость доступа к элементам конструкции, причем работы требовалось проводить при любых погодных условиях. Оговаривалась и возможность взлета истребителя с полос длиной до 3000 метров и шириной до 13 метров, это требование открывало для шведских военных как минимум 400 новых ВПП, в качестве которых использовались автомобильные дороги общего пользования. Озвученный набор требований представлял для шведских конструкторов непростую задачу, но инженеры SAAB справились с её решением.

Для того чтобы удовлетворить всем требованиям военных, часть из которых противоречила друг другу, шведские конструкторы обратились к нетрадиционным решениям. К примеру, высокая скорость будущего истребителя должна была сочетаться с сохранением высокой маневренности, а также возможностью использования для взлета и посадки ВПП, которые использовали и дозвуковые шведские истребители предыдущего поколения – Saab 29 Tunnan. Выдвинутые шведскими военными требования всепогодности требовали установки на самолет дополнительного оборудования и приборов, а требования к скороподъемности – наоборот, предполагали максимально возможное снижение массы истребителя.

Уже на этапе проектирования стало ясно, что обращаться к классической схеме бессмысленно. Разместить необходимое оборудование, топливо и вооружение в планере, обладающем ограниченными размерами, не представлялось возможным. По этой причине инженеры SAAB обратились к только появляющейся схеме с дельтавидным крылом. После проведения шведскими конструкторами весовой прикидки будущего истребителя проявилась новая проблема – излишняя задняя центровка самолета. От конструкторов требовалось вновь принимать решение: либо заниматься удлинением носа истребителя, либо придумывать что-то новое. И такое решение удалось найти – крыло Бартини – дельтавидное (треугольное) крыло двойной стреловидности. Треугольное крыло легче и жестче как стреловидного, так и прямого крыла, конструкторы обращаются к такой форме, когда самолету необходимо обеспечить скорости полета 2 Маха и выше.



В 1953 году компания SAAB получила от военных заказ на строительство трех опытных образцов будущего самолета. Этому предшествовала серия испытаний для утверждения выбранной концепции и компоновки на дозвуковом самолете меньших размеров Saab 210. Первый из построенных полноразмерных прототипов SAAB 35 Draken поднялся в небо 25 октября 1955 года. Уже в следующем году первая эксплуатационная партия истребителей, получивших индекс J35A, отправилась в серийное производство. Полет первого серийного «Дракона» состоялся в Швеции в феврале 1958 года, а в 1960 году самолет официально приняли на вооружение шведских ВВС.

Для ВВС Швеции было создано семь разных моделей данного истребителя, из них одна Sk 35C представляла собой учебно-тренировочный двухместный самолет, другая – S 35E – самолет-разведчик, остальные пять оставались истребителями-перехватчиками (версии А, B, D, F, J). Наиболее совершенной моделью «Дракона» была модернизация SAAB J35J Draken, по данному проекту с 1987 по 1991 год удалось переделать 62 истребителя, которые оставались на вооружении шведских ВВС вплоть до 1999 года. Модернизированный перехватчик получил новую РЛС, авионику, систему распознавания «свой-чужой», дополнительные инфракрасные датчики, систему предупреждения об опасном сближении с землей. Внешне от предшественников перехватчик отличался наличием двух дополнительных пилонов, расположенных под крыльями.

Конструктивные особенности истребителя SAAB 35 Draken


Сверхзвуковой истребитель SAAB 35 Draken представлял собой среднеплан с дельтавидным крылом двойной стреловидности. Это одноместный истребитель-перехватчик, который при необходимости использовался и для штурмовки наземных целей. Самолет обладал цельнометаллической конструкцией, устойчивой к перегрузкам. Максимальная перегрузка оценивалась в 8g, а разрушающая конструкцию – 20g. Подготовка истребителя к часовому полету отнимала у обслуживающего персонала 20 человеко-часов.



Фюзеляж истребителя SAAB 35 Draken состоял из центроплана крыла с работающей обшивкой и самого фюзеляжа, в передней части которого устанавливался радар. В фюзеляже находились герметичная кабина пилота с системой кондиционирования, отсеки оборудования и вооружений, отсек для размещения передней стойки шасси, топливные баки и хвостовая опора шасси. Конструктивно фюзеляж включал в себя две части – носовую и хвостовую. Помимо основных частей к нему относились гаргрот, воздухозаборники, створки шасси, фонарь кабины (на версиях с одним пилотом откидывался вверх-назад, а на учебной «спарке» – в правую сторону). Носовая часть фюзеляжа шведского истребителя объединялась с центропланом, к которому крепился турбореактивный двигатель, получивший форсажную камеру. В центроплане находились также топливные баки самолета, различное оборудование и часть вооружения, а также отсеки, предназначенные для размещения основных стоек шасси. На хвостовой части фюзеляжа истребителя-перехватчика располагались специальные крепления, предназначенные для подвески вооружения либо подвесного топливного бака. Непосредственно перед форсажной камерой двигателя имелись четыре тормозных щитка.

Киль истребителя соединялся с фюзеляжем и центропланом при помощи болтов. В верхней части фюзеляжа находился гаргрот, он начинался сразу же за кабиной летчика, внутри гаргрота прокладывались трубопроводы и кабели. Панель его обшивки была выполнена легкосъемной, что облегчало процесс обслуживания и проведения регламентных работ. В гаргроте же находились воздухозаборники для охлаждения различных систем самолета, а в хвостовой части размещался отсек, в котором хранился тормозной парашют.

Особенностью «Дракона» было треугольное крыло переменной стреловидности. По передней кромке и в околофюзеляжных областях угол стреловидности составлял 80 градусов, в концевых областях крыла – 57 градусов. Шасси самолета нормальной схемы, трехстоечное. Носовая стойка шасси убиралась в фюзеляж вперед по направлению полета, основные убирались в консоли крыла в направлении от фюзеляжа истребителя. После появления на истребителе двигателя с более мощной форсажной камерой на «Драконе» появилась хвостовая стойка шасси, которая также убиралась в собственную нишу. Дополнительная стойка шасси защищала низ фюзеляжа, это было важно при посадках самолета в полевых условиях.



Топливная система истребителя SAAB 35 Draken включала в свой состав баки в фюзеляже (мягкие – задние и жесткие – передние), а также кессон-баки в крыле общей емкостью 4 тысячи литров топлива. Понимая, что размещение топлива значительным образом сказывается на положении центра тяжести самолета, конструкторы создали специальную электронно-механическую дозирующую систему, которая регулировала расход горючего.

На большинстве истребителей SAAB 35 Draken ставился двигатель Avon 300-й серии (Volvo Flygmotor RM-6C), это шведская лицензионная копия британского двигателя Rolls-Royce Avon RA.24. При этом турбореактивный двигатель получил форсажную камеру шведского производства. С этим двигателем перехватчик успешно штурмовал порог скорости в два Маха, разгоняясь на высоте до 2150 км/ч.

Вооружение истребителя состояло из одной-двух автоматических авиационных пушек калибра 30-мм (запас снарядов – по 100 на ствол). Также на машине имелось 9 точек подвески различного вооружения. В том числе управляемых ракет класса «воздух-воздух», наиболее распространенными были лицензионные ракеты американского производства Rb.27 (американская AIM-26B с осколочно-фугасной боевой частью) – дальность до 8-16 км и Rb.28 Sidewinder (американская AIM-9) – дальность пуска до 18 км. Также самолет мог нести блоки неуправляемых авиационных ракет для атаки наземных целей калибра 75-мм или 135-мм НАР и линейку неуправляемых авиационных бомб весом до 1000 фунтов (454 кг).


Учебно-боевой вариант SAAB Sk 35C


Вместо эпилога


Истребитель SAAB 35 Draken в разных вариантах исполнения серийно выпускался в Швеции с 1955 по 1974 год. За указанный период заводские цеха покинул 651 истребитель различных модификаций. После завершения серийного производства самолет неоднократно модернизировался, что продлило эксплуатацию машины до 2005 года. Помимо ВВС Швеции «Драконы» получили ВВС соседних стран – Дании и Финляндии, также истребители SAAB 35 Draken поступили на вооружение ВВС Австрии. Еще 6 машин эксплуатировались Национальной школой летчиков-испытателей в США. Для небольшой скандинавской страны – это был успех. Предшествующий модели Draken истребитель Saab 29 Tunnan удалось экспортировать лишь в одну страну.

Можно отметить, что служба истребителей SAAB 35 Draken прошла без каких-либо ярких подробностей. Это классический самолет-труженик. Истребитель не участвовал в боевых действиях, не отличался повышенной аварийностью и не убивал пилотов в авиакатастрофах, летчики не устанавливали на SAAB 35 мировые рекорды. Принятый на вооружение шведских ВВС в 1960 году самолет официально вывели из эксплуатации только в 1999 году. Вся служба «Дракона» лучше всего характеризуется одним словом – добросовестная.


SAAB J35 Draken австрийских ВВС


Летно-технические характеристики SAAB J35F Draken:
Габаритные размеры: длина – 15,35 м, высота – 3,89 м, размах крыла – 9,42 м, площадь крыла – 49,22 м2.
Масса пустого – 7425 кг.
Нормальная взлетная масса – 11 914 кг.
Максимальная взлетная масса – 16 000 кг.
Силовая установка – ТРД Volvo Flygmotor RM-6C (Avon Series 300), тяга – 56,89 кН, на форсаже – 78,51 кН.
Максимальная скорость полета – 2125 км/ч (на высоте 11 000 м).
Боевой радиус действия – 1930 км.
Практический дальность полета с ПТБ – 3250 км.
Практический потолок – 20 000 м.
Вооружение: 30-мм автоматическая пушка m/55 (100 патронов).
Боевая нагрузка – 2900 кг (9 узлов подвески): УР класса «воздух-воздух», НАР, неуправляемые бомбы весом до 1000 фунтов (454 кг).
Экипаж – 1 человек.

Истребитель SAAB J35J Draken, Фото: ru-aviation.livejournal.com















Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

41 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +5
    24 апреля 2019 18:10
    Воистину, "не истерические порывы,а планомерная поступь"...
  2. +13
    24 апреля 2019 18:22
    Очень брутально выглядит, и ТТХ навысоте для такого лёгкого истребителя! Одним словом красавцы и молодцы шведы!!!
    1. +6
      25 апреля 2019 07:11
      Абсолютно согласен.
      Молодцы шведы, все могут.
      И уровень жизни один из самых высоких в мире, и самолеты делают, и автомобили, и корабли, и оружие, да и в целом уровень развития промышленности - "дай Бог каждому"! Да еще и в хоккей неплохо играют.
      При этом населения в стране примерно 10 млн. чел.
      Одного не понимаю - Как они все успевают?
  3. +4
    24 апреля 2019 18:36
    Красивый самолёт.
  4. +7
    24 апреля 2019 18:51
    hi ...Спасибо
    Самолет с красивым названием «Дракен» («Дракон») отличался запоминающимся внешним видом.... hi
    feel ...Извиняюсь, Viggen для сравнения добавлю...без ТТХ.
    1. +2
      24 апреля 2019 23:13
      Видел саабовские самолёты в музеи авиации в Линчепинге, в живую очень эффектно смотрятся, особенно дракон и утка, гриппен был самым малышом из них.
  5. +10
    24 апреля 2019 19:13
    Модель J-35 производства ГДР единственная, оставшаяся у меня с 70-х годов. Просто не перестаю любоваться совершенством планера этой машины. Огромное спасибо автору за очень хорошую статью. hi
    1. +4
      24 апреля 2019 19:15
      Именно про эту модель и пишет автор - производства VEB Plastikart. Других в СССР и соцлагере не выпускалось.
      1. 0
        25 апреля 2019 19:47
        Цитата: Quzmi4
        Именно про эту модель и пишет автор - производства VEB Plastikart. Других в СССР и соцлагере не выпускалось.

        Про фирму КР и SMER из ЧССР ничего не знаете ?
    2. +3
      24 апреля 2019 23:39
      Масштаб 1:100, немцы выпускали.
      А в '96 у меня была возможность попасть на военный аэродром и там скромненько стоял в сторонке J-35 не летающий, и шведы достаточно настойчиво не разрешили даже заглянуть в кабину request
      1. +1
        25 апреля 2019 05:27
        Цитата: Pete Mitchell
        Масштаб 1:100, немцы выпускали.
        А в '96 у меня была возможность попасть на военный аэродром и там скромненько стоял в сторонке J-35 не летающий, и шведы достаточно настойчиво не разрешили даже заглянуть в кабину request

        Счастье есть, оно не может не есть. lol
        Спасибо Вам за полноценный рассказ, состоящий из единственного предложения. Мало Вам было лицезреть шведского "Дракона" на аэродроме, так ещё и такой литературный успех! good Поверьте, я не иронизирую, всё это дорогого стоит. Очень жаль, что не могу поставить Вам более одного плюса - отдельно за неупущение Вами счастливого случая на аэродроме и за Ваш удивительно гармоничный рассказ. Здесь нет причины для кручины, Вы сделали всё, что могли. А варяги, скорее всего, просто исполняли свои служебные обязанности. Служба такая. lol
        Если это возможно, сообщите местонахождение этого аэродрома. hi
        1. 0
          25 апреля 2019 11:08
          "Умыли", поделом мне за спешку.
          Аэродром был под Гетэборгом. На фоне того, насколько они открыто все показывали, запрет на поднятие по стремянке не летающего уже J-35 выглядел нелепо.
          Хорошего вам дня
    3. +8
      25 апреля 2019 02:53
      Цитата: Эррр
      Модель J-35 производства ГДР единственная, оставшаяся у меня с 70-х годов. Просто не перестаю любоваться совершенством планера этой машины. Огромное спасибо автору за очень хорошую статью.

      Поставил статье "+", но к сожалению автор "не слишком глубоко копал". Служба J-35 в ВВС Австрии закончилась относительно недавно. А в США они до сих пор используются для имитации самолётов противника на учениях.
      1. +2
        25 апреля 2019 04:02
        "+" Вам, а статье не знаю где поставить. what
  6. +4
    24 апреля 2019 19:30
    Я когда то, на рубеже 90 х, клеил такой из вакуума... Сложно было до жути, но уж очень хотелось такую экзотику в коллекцию!)))
  7. +7
    24 апреля 2019 20:14
    В Швеции военпром весьма самобытен. Истребители,стрелковое оружие,гранатометы " Карл Густав ",безбашенные танки. Куда ни копни,все самобытно. Заслуживает уважения конструкторские школы. После волшебного пенделя Петра великого они серьёзно занимаются обороной. Даже Хитлер не стал их испытывать на прочность.
    1. +7
      24 апреля 2019 22:03
      Не счел нужным и достойным внимания. Ибо то что имелось у шведов в 1940 году, немецкая машина перемолола бы не поперхнувшись.
    2. +1
      30 апреля 2019 18:24
      Цитата: Али Коканд
      Даже Хитлер не стал их испытывать на прочность.

      Ему это и не надо было. Швеция была небомбимым тылом рейха, который производил высокотехнологичные вещи, в частности, высококачественные подшипники AB SKF (Гётеборг). Кроме того, Швеция независимо от партийного состава правительства всегда проводила крайне антирусскую и антисоветскую политику и в этом смысле шведы - союзники всех противников СССР и РФ. Со шведским истеблишментом был тесно связан Герман Геринг, который между прочим стал прототипом Карлсона.
  8. +2
    24 апреля 2019 22:09
    Оригинальная и красивая машина. Автору спасибо!
  9. +7
    24 апреля 2019 23:05
    Сегодня Швеция одна из немногих европейских стран, которая может самостоятельно, с нуля спроектировать и запустить в серию боевой самолет.

    При всём моем уважении к шведской инженерной мысли вообще и авиастроению в особенности данное утверждение в корне не верно: первый полет "Гриппена" состоялся более 30 (Тридцати) лет назад, в 1988 г.
    С тех пор Швеция ничего нового не создала. Так что "может" - это большой вопрос. Могла... 30 лет назад.
    Другое дело, что и "Рафаль", и "Тайфун" - примерно из того же времени. И в остальной Европе нового тоже с тех пор ничего не появилось (если не считать французский беспилотник Dassault nEUROn, перспективы которого пока довольно туманны).
    Увы! Мировое авиастроение практически умерло! Боинг и Эрбас пилят рынок магистральных лайнеров, скупая по ходу всякую "мелочь" вроде Бомбардье. Крошка-Цахес (F-35) высасывает деньги из бюджетов нескольких десятков стран - в ближайшее время они сами ничего нового создать уже просто не смогут (всё! денег нет!!!). Даже США.
    Проект Су-57 буксует.
    В итоге рынок истребителей занят машинами родом из 1970-х годов (F-16, F-18 и Су-27).
    "Движуха" только в сегменте квадрокоптеров...
    1. +3
      24 апреля 2019 23:14
      Цитата: PilotS37
      С тех пор Швеция ничего нового не создала.

      Grippen E (так же, как и F-16V, F/A-18E, Су-35 и т.п.) - фактически новая машина в очертаниях старой.
      1. +7
        24 апреля 2019 23:44
        Видите ли, коллега, мой опыт работы аэродинамиком в КБ Сухого привел меня к пониманию одного простого факта: машина создается один раз. Если "очертания" удались - их потом можно много раз наполнять новым содержанием, "а если нет - то нет!".
        Grippen E - это новый "борт", электронная начинка. А вот "планер" каким был создан в 1980-х гг., таким и остался.У "Гриппена" была интересная концепция, которая позволяет ему выглядеть "молодцом" и сегодня (интересно, а что будет с F-35 через 30 лет?..).
        А Т-10, например, старше "Гриппена" лет на 10...15, и он всё продается и продается... Он всё новее и новее... Его таким замыслили в конце (страшно сказать) 1960-х (!!!) годов.
        "Планер" - это Прокрустово ложе конструктора. Если бы Вы хотя бы раз прошли процесс реального проектирования "от и до", термин "очертания" в Вашем мозгу никогда не возник бы! Самолетостроение - это не живопись! Оно гораздо сложнее и прекраснее (ИМХО, конечно).
        1. +1
          25 апреля 2019 06:24
          Цитата: PilotS37
          Grippen E - это новый "борт", электронная начинка. А вот "планер" каким был создан в 1980-х гг., таким и остался.

          Не факт. Планер - не только внешние обводы, но и внутренняя силовая структура, компоновка, материалы. Например, МиГ-35 внешне практически идентичен МиГ-29, но планер спроектирован заново. Да и аэродинамические качества тоже улучшают.
          Цитата: PilotS37
          А Т-10, например, старше "Гриппена" лет на 10...15, и он всё продается и продается... Он всё новее и новее... Его таким замыслили в конце (страшно сказать) 1960-х (!!!) годов.

          Серьезно? Прямо таким замыслили? А зачем тогда городили огород с уродливым Т-10-1?
          1. +4
            25 апреля 2019 08:00
            Серьезно? Прямо таким замыслили? А зачем тогда городили огород с уродливым Т-10-1?

            "Таким" функционально (интегральная схема, высокая маневренность, неустойчивость в продольном канале, ЭДСУ и т.п.).
            А Т-10-1 кажется Вам уродливым потому, что появился Т-10С. Если бы Вам эту картинку показали году эдак в 1970, Вы бы, наверное, потеряли дар речи от восторга. Я и еще несколько десятков маёвских студентов впервые увидел Т-10-1 в 1985 г. - в фильме, который показали в нашем ДК на юбилее Пал-Осича. Когда в кадре появилась "Десятка" зал аплодировал чуть ли не стоя! И это был именно Т-10, хотя Су-27 (Т-10С) к тому моменту был уже в серии (но его по телеку тогда не показывали).
            А потом я пришел работать в КБ, узнал историю преображения Т-10 в Т10С, получил возможность разглядывать его вблизи и даже трогать руками... Да, то, что получилось в итоге, гораздо лучше (и красивее!) исходной версии. Так бывает. Машина была прорывной, очень сложной (Сухой любил именно такие решения). Люди работали, набирались опыта, находили новые решения... И, кстати, Т-10С не был революцией: кое-что, не оправдавшее себя, убрали, кое-что, придуманное "по ходу пьесы", добавили... Машину именно довели "до ума". Нормальный рабочий процесс. Вон "Дракену" тоже более 10 лет потребовалось, чтобы в серию пойти.
            1. +1
              25 апреля 2019 11:08
              Уродливый или нет, это, конечно, личное впечатление. Мне и МиГ-29 кажется более гармоничным, чем "сушка".
              Но со своей точки зрения (как авиатехник), "сушка" гораздо удобнее в обслуживании, чем микояновские изделия. Например, все блоки системы автоматического управления скомпонованы в одном месте, а на МиГ-ах - раскиданы по разным местам, и т.п.
  10. +8
    24 апреля 2019 23:14
    Идея постройки нового сверхзвукового истребителя уже витала в шведском воздухе в конце 1940-х годов. Заказ на проектирование самолета выдали Шведские королевские ВВС, которые ощущали потребность в сверхзвуковом истребителе-перехватчике (скорость до 1,5М)

    Удивительно, но эта феерическая машина начала создаваться раньше... МиГ-19!
    Последний, хоть и был "эпохальной машиной", но давно уже сдан в Музей конструкторской мысли, а вот "Дракен" до сих пор дразнит и возбуждает умы компоновщиков и аэродинамиков. Машина, конечно, древняя, но планер - на загляденье! Länge leve Sverige!
  11. +2
    24 апреля 2019 23:14
    Уважаемый автор, зря не рассказали про маленького дракона ( lil Draken)
  12. +6
    24 апреля 2019 23:17
    ...главный секрет [Дракена] заключался в крыле Бартини

    Вот я сильно сомневаюсь, что шведские конструктора середины XX века имели доступ к работам Р.Л. Бартини и вообще знали, кто это.
    Россия, конечно, - Родина слонов, но не до такой степени: шведы "двойную дельту" придумали сами!
  13. +4
    24 апреля 2019 23:58
    Оговаривалась и возможность взлета истребителя с полос длиной до 3000 метров <...> это требование открывало для шведских военных как минимум 400 новых ВПП, в качестве которых использовались автомобильные дороги общего пользования
    /
    Уважаемый автор, тут что-то не то!
    Это в "Шереметьево" новая полоса имеет длину в 3700 м, а "Дракен" взлетает с полос в 800 м. И в этом - одно из его главных достоинств. 3-х км ВПП - это не для истребителей! Это - не для Швеции!
    Даже в России с ее пресловутыми просторами, найти абсолютно прямой 3-х км перегон - проблема, а в гористой Швеции - тем более! Вы что-то не так поняли в прочитанном Вами тексте! - Может, там "футы" были вместо "метров"?
  14. +2
    25 апреля 2019 00:03
    Для того чтобы удовлетворить всем требованиям военных, часть из которых противоречила друг другу...

    Тут нет никакого "криминала": самолет сам по себе - штука довольно противоречивая. Например, стремление получить короткие (и безопасные!) взлет и посадку на корню гробит дальность и максимальную скорость. И это только так - для затравки...
    И вполне естественно, что военные хотят невозможного - потому им и нужны конструктора (иначе бы военные справились бы сами :-) ).
  15. +3
    25 апреля 2019 00:21
    По этой причине инженеры SAAB обратились к только появляющейся схеме с дельтавидным крылом.

    Вся "фишка" "Дракена" была именно в "двойной дельте".
    Если я ничего не путаю, впервые что-то похожее предложил на одном из своих "БОКов" В.А. Чижевский (еще до Войны!).
    На самом деле, для своего времени "Дракен" был умопомрачительным самолетом: SAAB просто порвал все представления о том "как надо делать истребители". Будь у них бюджеты советских или американских КБ - они бы и тогда не сделали бы ничего принципиально лучшего.
  16. +3
    25 апреля 2019 00:46
    Треугольное крыло легче и жестче как стреловидного, так и прямого крыла, конструкторы обращаются к такой форме, когда самолету необходимо обеспечить скорости полета 2 Маха и выше.

    Ну, для начала, прямое крыло при прочих равных условиях (несущих свойствах) всегда будет легче треугольного (видно, что автор сам никогда самолеты не проектировал).
    К тому же, на "Дракене" была "дойная дельта", а не банальное треугольное крыло, как у МиГ-21, например. Это важно!
    Треугольное крыло хорошо для сверхзвука, но у него очень низкие несущие способности: взлет, посадка и дозвуковое маневрирование на таких самолетах - проблема!
    Правда, дозвуковое маневрирование на самолетах со стреловидными крыльями - проблема еще большая: на треугольных крыльях (с удлинением меньше 2,3) возникают мощные вихревые течения, которые позволяют таким самолетам летать на углах атаки более 20 градусов, что частично решает проблему низких несущих свойств. А вот у стреловидных крыльев таких вихревых систем нет, поэтому сваливания и "штопора" там - суровая "правда жизни".
    "Фишка" же "двойной дельты" в том, что вихревая система там еще мощнее, чем на "простом" треугольном крыле (второй вихрь "садится" на излом передней кромки крыла), а несущие свойства выше (за счет относительно малой стреловидности концевых частей крыла и большой общей площади такой конструкции).
    Плюс можно создать огромный "наплыв" вблизи фюзеляжа: большие внутренние объемы, "интегральная" компоновка, увеличение несущих свойств (за счет большой площади крыла), снижение перемещений фокуса... Много там чего есть!
    Кстати, "Дракен" - еще и пионер в реализации "интегральной" компоновки: до него таких схем просто не было, а после - только Су-27 и МиГ-29...
    1. 0
      25 апреля 2019 08:20
      Сколько у Вас "превосходных" степеней! Но самолет , конечно же, этого заслуживает. Но у шведов кроме мозгов был еще и доступ к американским "запчастям" ,частично локализованным, а это большое подспорье.
      1. +1
        25 апреля 2019 08:27
        Видите ли, в 1949 г. США еще не были мировым лидером в области реактивной авиации - скорее Великобритания: на "Дракене" стоял английский лицензионный движок.
        Кстати, наши тогда тоже активно пользовались чужими наработками: трофейными немецкими и легально приобретенными в той же Англии (наш ВК-1 - копия Rolls-Royce Nene).
        А шведы, действительно, для "своих" самолетов многое закупали "на стороне".
        1. 0
          25 апреля 2019 08:36
          В 49 на "Дракене" могло стоять все , что угодно, даже английский двигатель ( первоисточники глубоко закопаны рыться лень), но это был совсем не тот Дракен а просто аппарат со схожей формой крыла, носовым воздухозаборником и довольно таки маленький. А на настоящем Дракене с 55-го года ставился лицензионный американский двигатель и вся остальная "приблуда"
  17. 0
    25 апреля 2019 10:14
    Красавчик!
  18. 0
    25 апреля 2019 11:49
    Уже на этапе проектирования стало ясно, что обращаться к классической схеме бессмысленно.


    А мир в курсе, что бессмысленно? А то вон СССР и США из нее почти и не выходили.
  19. 5-9
    0
    25 апреля 2019 13:50
    Сегодня Швеция одна из немногих европейских стран, которая может самостоятельно, с нуля спроектировать и запустить в серию боевой самолет
    .

    Да даже Грипен 20-летней давности шведский вроде менее, чем на половину.
    1. 0
      25 апреля 2019 19:52
      Цитата: 5-9
      Сегодня Швеция одна из немногих европейских стран, которая может самостоятельно, с нуля спроектировать и запустить в серию боевой самолет
      .

      Да даже Грипен 20-летней давности шведский вроде менее, чем на половину.

      Использовать лицензионный двигатель-это совсем "не с нуля".
  20. +1
    27 апреля 2019 21:14
    Из правильного места у людей руки растут и голова на нужном месте
    1. +1
      30 апреля 2019 18:30
      Ну да. Вот и Люксембург - производитель только очень высокотехнологичной продукции. Почему то очень богатых стран очень мало и при том все они очень маленькие. Однако я помню, как "интердевочка" из одноимённого фильма была сильно разочарована, когда её мечта осуществилась и она оказалась в Швеции.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»