Ramform. «Плавающие утюги»

10
Если бы в мире проводился конкурс самых необычных кораблей, то сейсмографические суда типа Ramform Titan (по названию первого корабля серии) могли бы принять в нем участие, и, возможно, побороться за призовые места. Отличительной особенностью четырех построенных кораблей Ramform Titan является форма корпуса, которая больше всего напоминает обыкновенный утюг, особенно это заметно, если рассматривать суда с высоты. Форма корпуса кораблей Ramform действительно треугольная, на Западе говорят дельтавидная, повторяется история из авиации с крылом треугольной и дельтавидной формы (от начертания греческой буквы «дельта»).

Появление кораблей сейсмографической разведки Ramform


Все «плавающие утюги» Ramform принадлежат одной компании – PGS (Petroleum Geo-Services). Фирма, головной офис которой расположен в столице Норвегии, признается сегодня одной из ведущих геофизических компаний мира, обладающей собственным флотом – PGS Marine Worldwide, корабли которого специально проектировались для ведения 2D/3D/4D морской съемки. Корабли и специалисты компании PGS готовы предоставить клиентам широкий спектр услуг в области технической разработки месторождений полезных ископаемых и сейсмографической разведки, включая обобщение и выкладки по материалам всего объема полученной информации и оценку месторождений. В первую очередь компания специализируется на нефтяных месторождениях, расположенных на шельфе. Сегодня норвежская компания работает и с российскими клиентами. В нашей стране работают два совместных предприятия: PGS-Хазар (Геленджик) и совместное предприятие с DMNG (Южно-Сахалинск). Компании работают со сложными проектами, расположенными в акватории Черного, Азовского и Каспийского морей, а также непосредственно на Дальнем Востоке России. К тому же в Москве базируется один из датацентров компании Petroleum Geo-Services.





По заказу компании PGS в Японии на верфях компании Mitsubishi Heavy Industries Shipbuilding Co в Нагасаки построили четыре современных судна сейсморазведки. Первый корабль серии получил название Ramform Titan (спущен на воду в 2013 году). В дальнейшем были спущены на воду еще три корабля серии: Ramform Atlas (2014 год), Ramform Tethys (2016 год) и Ramform Hyperion (2017 год). Спуск на воду корабля сейсмографической разведки Ramform Hyperion завершил программу строительства четырех судов нового поколения, каждое из которых работает по технологии GeoStreamer, процесс внедрения которой норвежская компания начала в 2007 году.

За необычную форму кораблей отвечал норвежский военно-морской конструктор Роар Рамде. При этом конструкция всех кораблей Ramform была вдохновлена принятым на вооружение ВМС Норвегии еще в 1995 году разведывательным кораблем Marjata. Российские военные моряки ласково называют корабль данного проекта «Машка». Стоит отметить, что ни одни маневры Северного флота ВМФ России не обходятся без присутствия этого разведывательного судна. В первую очередь «Марьята» предназначена для ведения гидроакустического наблюдения, именно с решением этой задачи связана необычная форма корпуса корабля. Норвежские кораблестроители считают, что треугольная форма судна позволяет обеспечить минимально возможную шумность установленных на борту корабля механизмов, не создавая помех установленным гидролокаторам. Другой особенностью проекта выступает избыточная остойчивость корабля, которая по замыслу проектировщиков, положительно влияет на функционирование многочисленных акустических датчиков, размещенных на корпусе судна.



Разведывательный корабль норвежских ВМС заинтересовал и представителей бизнеса, занимающихся разведкой нефтяных месторождений на шельфе. Частная норвежская компания Petroleum Geo-Services заказала корабль сейсмической разведки Ramform Explorer, который пополнил флот PGS, судно было спущено на воду в 1995 году, эксперты называют корабль прямым наследником «Марьяты». По размерам и форме Explorer близок кораблю, который строился для военно-морских сил Норвегии. Опыт эксплуатации необычного треугольного корабля оказался очень удачным, и PGS заказало целое семейство таких судов, на смену которым уже в 2010-е годы начали приходить еще более совершенные корабли серии Ramform Titan.

Особенности кораблей типа Ramform Titan


Для современной добывающей промышленности морская сейсмографическая разведка представляет собой крайне важную отрасль. Благодаря подобной разведке и специализированным судам можно обнаружить новые месторождения полезных ископаемых, которые и в XXI веке остаются кровью всей мировой экономики, речь идет о месторождениях нефти и природного газа, которые расположены на океанском дне. Отличительной чертой кораблей Ramform признается треугольная форма корпуса и очень широкая корма. Благодаря этому техническому решению корабли при работе производят минимальный уровень шума. Как следствие, проводимые исследования позволяют лучше следить за движениями пластов земной коры и получить более четкую диаграмму и другую полезную информацию. Широкая корма кораблей сейсмологической разведки компании Petroleum Geo-Services обеспечивает очень высокий уровень остойчивости и безопасности плавучей платформы, на которой расположено почти все геофизическое оборудование.



Таким образом, дельтавидная форма кораблей серии Ramform Titan выбрана для того, чтобы наилучшим образом раскрыть возможности современной технологии сейсмологической разведки GeoStreamer, которая разрабатывалась по заказу норвежской компании PGS, заказчика кораблей данного проекта. Сегодня корабли серии Ramform Titan признаются наиболее эффективными и крупными кораблями морской сейсмологической разведки в мире. Стоимость двух первых кораблей «Titan» и «Atlas» оценивалась журналистами в полмиллиарда долларов. Ширина кормы необычных кораблей превышает 70 метров.

Говоря простым языком, корабли Ramform Titan представляют собой крупные буксиры, которые тянут за собой сеть из большого количества сейсмографических датчиков, которые в состоянии покрыть площадь поверхности превышающую 12 квадратных километров. Чтобы лучше оценить масштаб покрытия морского дна, представьте, что это 1,5 тысячи футбольных полей. Наличие широкой кормы позволяет легко разместить на борту 24 барабана с сейсмическими косами – это специализированное оборудование, напоминающее собой специальные кабели, на которых размещены сейсмические датчики и другое геофизическое оборудование. Несмотря на простое описание, система достаточно сложная, так как сейсмические косы не должны пересекаться и сталкиваться между собой, не должны запутываться. Именно по этой причине, когда корабли Ramform перемещаются по морской поверхности в рабочем режиме, суда обладают большим радиусом разворота (до нескольких километров), что не добавляет кораблям маневренности. Полная масса буксируемого за кораблем оборудования составляет 220 тонн. Когда сейсмические косы развернуты, скорость движения корабля не превышает 4,5 узлов.



Технические характеристики кораблей Ramform Titan


Корабли серии Ramform Titan выделяются достаточно крупными размерами. Полное водоизмещение судов этого проекта оценивается в 8 тысяч тонн. Максимальная длина – 104 метра, ширина – 70 метров. Корабли способны развивать скорость хода до 16 узлов. Суда получили комбинированную энергетическую установку с электродвижителем (в совокупности 3 электродвигателя мощностью по 6000 КВт каждый, 6 дизель-генераторов, а также одно подруливающее устройство мощностью 2200 КВт). Заявленная на сайте компании PGS суммарная мощность установленного на борту корабля оборудования оценивается в 26 000 КВт.

На корабле расположено 10 двухместных кают для прикомандированных специалистов и посетителей и 60 одноместных кают для экипажа и сотрудников компании, максимальная вместимость с учетом размещения прикомандированных сотрудников и гостей – 80 человек. 10 двухместных кают получили раздельные санузлы. Также на корабле нашлось место для трех небольших кинозалов, бассейна, сауны, тренажерного зала и баскетбольной площадки, в наличии и салон для отдыха команды.



Максимальная автономность плавания корабля составляет 120 суток. Время междокового плавания оценивается в 7,5 лет. После этого корабль необходимо отправлять на обслуживание в сухой док. Как отмечают в норвежской компании Petroleum Geo-Services, увеличение времени автономного плавания и быстрое развертывание необходимого оборудования означают для клиентов компании быстрое завершение сейсморазведочных работ и возможность непрерывной работы корабля, который может использоваться при любой погоде как в южном, так и в северном полушарии. Очень широкий корпус дельтавидной формы обеспечивает кораблю отличную мореходность и остойчивость.

Как сообщает компания, в новой серии кораблей Ramform период между заходом корабля для планового ремонта в сухом доке увеличился на 50 процентов. По словам генерального директора и президента норвежской компании Petroleum Geo-Services Джона Эрика Рейнхардсена, четыре новых корабля сейсморазведки серии Ramform Titan устанавливают новый стандарт для кораблей подобного класса и не потеряют своей актуальности на протяжении ближайших 25 лет.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    13 мая 2019 19:03
    Очень интересный и по-своему красивый корабль, давно хотел побольше о нём узнать, да всё "не доходил ход"! smile
    Благодарю, уважаемый Автор, Юферев Сергей, за Ваш Труд-эту Познавательную Статью!
    Творческих Вам Успехов!
    hi
    1. +3
      13 мая 2019 20:07
      hi
      Стоит отметить, что ни одни маневры Северного флота ВМФ России не обходятся без присутствия этого разведывательного судна.
      Автор: Юферев Сергей

      Всего 1 строчка про ВМФ.
      Раз сайт военной направленности - можно было описать подробней.
    2. +6
      13 мая 2019 20:51
      hi _Спасибо автору:
      Цитата: пищак
      ...побольше о нём узнать, :

      Приветствую hi
      ...Операции с "косами" здесь немного видно:

      ...и модель работы сенсоров recourse


      Максимальная автономность плавания корабля составляет 120 суток.

      what Не слабо.
      ...Хотя, у них там обстановка как на курорте...ещё и $$ платят yes :
      1. +3
        13 мая 2019 22:37
        hi Премного Благодарен за Ваш Труд и Творческий Поиск, Товарищ Санчес! good
        Вы, и Товарищ Undecim, много и образцово работаете над дополнительной исчерпывающей НАГЛЯДНОЙ Информацией по темам Статей! Для меня это особо Ценно, так как предпочитаю лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
        С искренним Уважением и Наилучшими Пожеланиями!
        П.С. А этот корабль действительно выдающийся, по своей концепции( нетривиальной-прямо скажем) и инженерным решениям! Завидный такой кораблик! good
  2. +8
    13 мая 2019 19:18
    Говоря простым языком, корабли Ramform Titan представляют собой крупные буксиры, которые тянут за собой сеть из большого количества сейсмографических датчиков, которые в состоянии покрыть площадь поверхности превышающую 12 квадратных километров. Чтобы лучше оценить масштаб покрытия морского дна, представьте, что это 1,5 тысячи футбольных полей. Наличие широкой кормы позволяет легко разместить на борту 24 барабана с сейсмическими косами

    Так это выглядит на практике. Лебедок действительно двадцать четыре. А вот "кос" (стримеров) - только двадцать две. Еще две лебедки задействованы для буксировки источников звуковых волн.
  3. +2
    13 мая 2019 20:03
    Интересно, насколько судно с таким корпусом больше горючки тратит, чем корабль аналогичного водоизмещения с классическим корпусом, и сильно ли меняется разница при малом и полном ходе?
    1. +1
      13 мая 2019 21:40
      Вот именно. Обходятся эти суда в "круглую копеечку", жрут топливо-"мама не горюй", именно поэтому, в последнее время, когда цена на проведение сейсморазведочных работ сильно упала, в связи с кризисом на нефте-газовом рынке, эти суда("утюги") в PGS практически простаивают. Другие крупные компании компании, владельцы сейсмических судов, например FUGRO,-продали свой флот, а та же CGG находится в стадии банкротства и вывела большую часть судов в отстой в Дюнкерке. Будущее морской сейсмики теперь за судами, пусть и таскающими не столько много кос, но обходящихся относительно дешево в эксплуатации.
      1. kig
        +1
        14 мая 2019 08:57
        Цитата: Monster_Fat
        PGS практически простаивают

        А вот marinetraffic показывает другое. Три судна, Ramford Viking, Ramford Explorer и Ramford Valiant действительно находятся в lay-up, то есть на приколе, но они построены в 1995-1998 годах, так что не удивительно, такую технику надо поддерживать в современном состоянии. А все остальные 8 штук, включая три "утюга", усердно трудятся.
  4. 0
    13 мая 2019 21:30
    Так не корабль это, а научное судно. Естественно самое необычное, как и все научные суда.
  5. +1
    14 мая 2019 12:06
    Припоминаю, что Marjata вначале называлась Минерва, т.к. старая ещё телепалась на воде.


«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»