Оружие Второй мировой войны. Летающие лодки

65

Какой из самолетов вы считаете лучшим?

1. Бериев МБР-2 - 10 (6.17%)
6.17%
2. Consolidated PBY Catalina - 92 (56.79%)
56.79%
3. Short S.25 Sunderland - 15 (9.26%)
9.26%
4. CANT Z.501 Gabbiano - 0 (0%)
0%
5. Latecoere Loire 130 - 0 (0%)
0%
6. Blohm und Voss BV.138 - 15 (9.26%)
9.26%
7. Kawanishi H8K - 30 (18.52%)
18.52%
Не такие заметные, но спасшие (или унесшие) много жизней, машины.





Когда поднимаешь вопрос о летающих лодках, обычно собеседник слегка теряется. Максимум, что всплывает, – это «Каталина». Про наш героический «Амбарчик» вообще единицы знают, но о нем отдельный материал готовится. Ну конечно, любители и поклонники авиации знают про немецкие лодки.

На самом деле летающих лодок было весьма много. Не так много, как гидросамолетов, но тем не менее. Они были, они летали, они внесли свою лепту в ту войну. А потому – поднять якорь и на взлет!

1. Бериев МБР-2. СССР


О легендарном «амбарчике» скажу кратко, потому что большая статья впереди. К сожалению, этот самолет устарел задолго до начала Второй мировой войны, но увы, отлетал ее с первого до последнего дня.



Это был дебютный самолет Бериева, начало долгого пути всего ОКБ Бериева. Для машины была выбрана схема одномоторного свободнонесущего моноплана и двухреданной лодки, имевшей большую поперечную килеватость.



Выбор был неслучаен, МБР-2 имел неплохую по тем временам мореходность и мог взлетать и садиться на воду при волнах высотой до метра. В качестве силовой установки планировался двигатель М-27, но как в те времена у нас обычно получалось с моторами, МБР-2 пошел в серию совсем с другими двигателями, более слабым М-17 и АМ-34НБ.

Предполагалось, что МБР-2 будет иметь цельнометаллическую конструкцию, но Бериев, оценив положение с производством алюминия в стране, сделал самолет деревянным и максимально простым. Причем, самолет получился весьма технологичным, от момента закладки до облета проходило 3 месяца.

Хуже было с оборудованием для разведчика. Многие МБР-2 сдавались без радиостанций и аэрофотоаппаратов, которые присылались и устанавливались в частях.

Недостатков была куча. О них в конце, но хотел отметить один. Из передней стрелковой точки прицельная стрельба была возможна только до скорости 200 км/ч, дальше воздушный поток просто не давал стрелку нормально работать, прижимая его к задней стенке кабины. Получилось, что при скорости выше 200 км/ч самолет вообще оказался беззащитным в передней полусфере.

Вообще «амбарчики» были желанной добычей немецких истребителей на всех приморских направлениях. Минимум напряжения – и очередная победа в кармане. Самолет был крайне беззащитным.

Эти простые, но надежные летающие лодки стали основными гидросамолетами советской морской авиации начала войны. К тому времени МБР-2 были неплохо освоены экипажами строевых частей, получив за свои угловатые формы иронично-ласковое прозвище "амбарчик".



Летающие лодки были прочны и надежны, просты и приятны в пилотировании, обладали хорошей мореходностью и не доставляли особых хлопот летчикам. Простая деревянная конструкция позволяла техническому составу проводить ремонт практически любой степени сложности непосредственно в частях. Однако дерево требовало специального ухода. После выкатки МБР-2 на берег лодку следовало тщательно просушить, для чего использовались самые разные способы: насыпанный в чехлы горячий песок, который прикладывался к отсыревшим частям самолета, электролампы, горячий сжатый воздух или бидоны с горячей водой.

И этим, уже основательно устаревшим самолетам, пришлось тащить на себе груз основного морского самолета. Причем, уже не разведчика, а фактически многоцелевой машины.

МБР-2 кроме разведки и аэрофотосъемки искали и бомбили подводные лодки, наносили удары по кораблям и портам противника, вывозили раненых, искали свои корабли (тот же РQ-17), прикрывали свои корабли (это вообще была дурь, так на ЧФ потеряли половину экипажей).



Иногда случались совсем уж нестандартные задания.

В сентябре 1944 г. МБР-2 пришлось вывозить экипаж английского "Ланкастера", участвовавшего в авианалете на линкор "Тирпитц". При перелете от цели до аэродрома Ягодник под Архангельском экипаж не дотянул до места заправки и посадил свой самолет на "брюхо" прямо в болото в районе деревни Талаги.

Чтобы вытащить англичан из этой глухомани, пришлось сбрасывать на парашюте проводника, который вывел их к ближайшему озеру, где ожидал МБР-2.

20 октября того же 1944 года немецкий гидросамолет BV.138 совершил вынужденную посадку в районе о. Моржовец. Немцы начали вызывать своих по радио, но работа неизвестной радиостанции привлекла внимание наших моряков. Вылетевший в тот район МБР-2 обнаружил своих незадачливых коллег и навел на BV.138 гидрографическое судно "Мгла", которое захватило и самолет, и экипаж.



Достоинства: дешевый, технологичный, многоцелевой.

Недостатки: скорость, вооружение, необходимость просушки после каждого вылета.


2. Consolidated PBY Catalina. США


Бесспорно, что PBY "Каталина" была очень удачной летающей лодкой. Одной из лучших. Выпускавшаяся непрерывно на протяжении десяти лет, она стала самым массовым в мире гидросамолетом.

Оружие Второй мировой войны. Летающие лодки


Невероятно, но из 3300 выпущенных "Каталин" (строившихся в варианте летающей лодки и амфибии) около сотни продолжают летать и в наши дни.

"Каталиной" летающую лодку PBY назвали в Великобритании, в ноябре 1940 года, вскоре после того, как Королевские ВВС получили первые из этих машин, закупавшихся в дальнейшем в больших количествах.

Самолет был назван в честь острова-курорта, располагавшегося у побережья Калифорнии. Имя "Каталина" полностью отвечала принятой в RAF системе наименований иностранных самолетов. Когда в 1941 году Соединенные Штаты официально ввели систему названий для своих самолетов, много имен они позаимствовали у англичан, включая и "Каталину".



PBY в варианте летающей лодки, строившиеся канадцами для своих ВВС (RCAF), получили обозначение CANSO, а в варианте амфибии CANSO-A. Еще одним малоизвестным названием этого самолета был "Номад" (Nomad — кочевник).

В общем, к началу войны по заказу ВМС США было выпущено столько «Каталин», что лодка стала основным гидросамолетом американского флота.

Естественно, как только начались боевые действия против Японии, «Каталину» призвали на службу. Летающей лодке пришлось примерить на себя роль многофункционального самолета самой широкой сферы действия, поскольку дальность PBY-4 была просто роскошной.

Однако первые столкновения между «Каталинами» и японскими самолетами выявили уязвимость американских летающих лодок. Отсутствие бронезащиты у экипажа и протектированых топливных баков делало их сравнительно легкой добычей для японцев.

В сохранившихся немногочисленных свидетельствах о нападениях на группы PBY никогда не упоминается, чтобы американцы пытались сохранить строй и взаимно поддерживать друг друга огнем.

И дело тут было не в отсутствии опыта американских летчиков, с этим как раз все было хорошо. У самолета была проблема иного плана: весьма неудачное расположение стрелковых точек. Плюс магазинное питание крупнокалиберных пулеметов Браунинга. Японские пилоты через огромные блистеры прекрасно видели, когда стрелок начинает менять магазин и научились пользоваться моментом, выкашивая стрелков.

Плюс пилоты «Каталин» вообще не имели обзора задней полусферы.

В целом, как бомбардировщики и торпедоносцы «Каталины» закончились очень быстро.



А вот спасательные "Каталины" стали символом жизни для экипажей сбитых самолетов, затонувших кораблей и судов. Спасательные операции получили кодовое наименование "Дамбо" (Dumbo), по имени летающего слоненка из мультфильма Уолта Диснея. Вначале это имя использовалось в переговорах по радио, но потом оно прочно закрепилось за спасателями.

Дело дошло до того, что «Каталины» во время проведения кампании на Соломоновых островах выделялись в помощь ударным группам, патрулируя в районе неподалеку от цели.

Поработали PBY-4 и на русском севере в качестве разведчика и спасателя. Кроме того, была и советская «Каталина», он же ГСТ (Гидро Самолет Транспортный), изготавливаемая в Таганроге по лицензии, но не с обычными моторами, а лицензионными «Райт-Циклонами».



Достоинства: грузоподъемность, многоплановость, дальность действия

Недостатки: обзор, неудачное расположение вооружения


3. Short S.25 Sunderland. Великобритания


Самый крутой британский морской лев. Можно, конечно, поспорить в плане того, кто был эффективнее, «Сандерленд» или «Валрус», но весовые категории разные, а дел больше натворили парни на «Сандерлендах».



Итак, здоровенный такой летающий катер. Лодка тут как-то не в весовой категории.

Тут стоит сказать, что "Сандерленд" создали на базе уже неплохо зарекомендовавшего себя почтово-пассажирского самолета S.23 "Эмпайр". То есть, можно сказать, что гражданский самолет призвали на военную службу и приспособили под условия военной жизни.



По факту из почтового самолета получился прекрасный патрульный. Неудивительно, эта лодка уже имела все нужные качества: большой двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости.

Мало того, что самолет мог взять много горючего, так еще обладал просто волшебными условиями для экипажа: на борту были камбуз, столовая и спальный отсек на шесть коек. Немудрено, что завистники дали этому самолету прозвище "летающий отель".

Итого: большая продолжительность полета, отличные условия для экипажа, довольно неплохая маневренность для такой большой машины, хороший обзор и возможность не экономить на каждом килограмме патронов – все эти составляющие сделали "Сандерленд" прекрасным патрульно-противолодочным самолетом.



У «Сандерленда» была одна весьма забавная особенность. Передняя стрелковая башня могла сдвигаться по рельсам назад, вовнутрь фюзеляжа. При этом в носовой оконечности лодки образовывалось что-то вроде небольшой палубы с ограждением, с которой было удобно осуществлять швартовку.

О вооружении буквально пару слов. Гора пулеметов калибра 7,7-мм была, конечно, делом хорошим, но с течением войны «Виккерсы» винтовочного калибра постепенно вытеснялись крупнокалиберными «Браунингами», что сыграло весьма положительную роль.

Вообще «Сандерленд» был очень сложной целью, и немцы, и итальянцы не потирали радостно рук при виде этой машины. S.25 мог спокойно отбиться от кого угодно, другой вопрос, что далеко не все горели желанием залетать так далеко от суши, как это делали пилоты «»Сандерлендов».

Боевой счет S.25 открыли 17 сентября 1940 года, когда один из самолетов 228-й АЭ сбил итальянскую летающую лодку "Кант" Z.501.

С бомбами оказалось сложнее. Вообще нагрузка в цифрах смотрится очень скромно, и понятно, что такой самолет мог взять на борт намного больше. Британские инженеры категорически не хотели нарушать прочность днища лодки и герметичность. Потому бомболюки сделали… в бортах!

Бомбы с помощью электроприводов выдвигались через люки в фюзеляже под крыло и там сбрасывались. Потом штанги приводов втягивались за новыми бомбами. Своеобразно, но оправдано.

Естественно, очень неплохо «Сандерленд» показал себя в качестве транспортного гидросамолета. Точнее, эвакуатора. Например, из 28 000 британцев, эвакуированных с Крита, 14 500 вывезли именно эти летающие лодки.

Но основной боевой задачей для «Сандерлендов» стало патрулирование морских и океанских акваторий в поисках подводных лодок противника. И в этом S.25 более чем преуспели.



А появление в 1943 г. нового противолодочного радара ASV Mk.III позволило противолодочным самолетам перейти от сопровождения конвоев к наступательной тактике, то есть, к попыткам найти и перехватить подводные лодки противника до выхода их в районы боевого развертывания.

В общей сложности «Сандерленды» уничтожили 26 германских "U-ботов" (21 из них — самостоятельно). А сколько было сорвано атак одним присутствием S.25 в районе движения конвоя, сказать сложно. Факт в том, что немецкие подводные лодки, имевшие на борту аппаратуру сигнализации о действии радара, выходить в атаку не спешили.

И прослужили S.25 весьма долго. В Аргентине они возили почту до 1967 года, а рекорд принадлежит бывшему австралийскому гидросамолету, летавшему во Французской Полинезии еще в 1970 году.

Достоинства: мореходность, вооружение, условия для экипажа, длительность полета

Недостатки: пожалуй, только сложная технически система бомбосброса.


4. CANT Z.501 Gabbiano. Италия


Итальянская «Чайка» чем-то повторила судьбу своей советской сухопутной тезки. То есть, окончательно и бесповоротно устарела к началу войны и фактически была выбита истребителями противника, потому что толком им ничего не могла противопоставить.



Тем не менее, самолет провоевал всю войну, с первого до последнего (для Италии) дня.

Перед началом Второй мировой в распоряжении итальянского флота было больше 200 самолетов Z.501. Комплектации разные, что для летающей лодки вполне нормально. Это и разведчики, и бомбардировщики, и эвакуаторы. Даже были попытки приспособить Z.501 для поиска и уничтожения подводных лодок противника, но как-то не получилось.

В общем самолет был нехарактерным для итальянского авиастроения. С одной стороны, красивый корпус, узкий и динамичный, с другой – огромное несуразное крыло, плюхнутое сверху. Но эта дисгармония работала довольно неплохо, машина для своего времени летала неплохо.



Но называли лодку чаще не «Габбиано», а «Мамаюто», «Ой, мамочка!». По легенде так крикнул ребенок, увидевший этот самолет первый раз. Правда или нет – сказать сложно.

А вот боевая эффективность была очень низкой. И причиной тому была не аэрогидродинамика, а в основном низкая живучесть и малая надежность двигателей. Вооружение тоже оставляло желать лучшего, но за неимением лучшего, «Чайки» летали над волнами до конца войны.

После капитуляции в авиации Италии осталось 30 гидросамолетов. К маю 1944 года их число сократилось до 24 — остальные остались в оккупированной фашистами Северной Италии.



Но уцелевшие самолеты летали вплоть до 1950 года. Не идеал, но все-таки.

Достоинства: выпущен большой серией

Недостатки: маневренность, надежность, скорость, вооружение.


5. Latecoere Loire 130. Франция


С небольшой толикой сожаления констатирую, что самой распространенной в годы войны французской летающей лодкой являлся моноплан «Луар 130».



Построили его по проекту как катапультный самолет-разведчик. Соответственно, маленький и легкий. Были во Франции и более значительные машины, но выпускались они совершенно мизерными сериями, от 1 до 10 машин. Так что при все желании оказать хоть какое-то влияние на ход боевых действий они не могли.

Вторую мировую войну летающие лодки «Луар 130» начинали на всех французских кораблях, имевших катапульты. От линкора до плавбазы. Плюс патрульные эскадрильи в составе ВВС.

После ноября 1942 г. все французские боевые корабли лишились своих катапульт, которые убрали для того, чтобы разместить больше зенитных установок. Все лодки «Луар 130» оказались «на берегу», то есть, стали использоваться с прибрежного базирования.



Естественно, в первую очередь их начали применять как патрульные самолеты для обнаружения и охоты за подводными лодками. Другой вопрос, что могли сделать две бомбы 75 кг массой.

Активнее всего самолеты использовались в авиации Виши. Причем, воевали, как характерно для французских самолетов, по обе стороны фронта. «Луары», оставшиеся в ВВС Виши, вполне могли сражаться с «Луарами», которые перелетели к англичанам из Туниса, Ливана и с Мартиники.

В целом же, «Луар 130» стал наиболее массовой французской летающей лодкой времен Второй мировой войны. Несмотря на невысокие скоростные качества, он отличался надежностью, простотой в эксплуатации и гибкостью применения.



Причем реально, этот самолетик был весьма многофункционален. Машина была по-настоящему многоцелевой, могла взлетать с береговых и прибрежных баз, с катапульт кораблей. «Луар 130» можно было применять в качестве разведчика, транспортного, поисково-спасательного самолета.

Достоинства: простой, управляемый, надежный.

Недостатки: скорость, вооружение.


6. Blohm und Voss BV.138. Германия


Эту лодку можно смело ставить в один рад с лучшими представителями этого класса самолетов, поскольку то, что могли делать BV.138, могли далеко не все. Хорошая мореходность, позволявшая взлетать и садиться при волне больше 1 метра, прекрасная дальность полета, показали, что ВV.138 – это выдающийся самолет для своего времени.



Мало того, что ВV.138 показал себя отличным патрульным самолетом, чрезвычайно прочным, не боящимся ни волн, ни пулеметов, так еще его выдающиеся мореходные качества, вместе со способностью находиться долго в открытом море, позволили использовать его так, как не использовался ни один самолет той войны: из засады.



Делалось это так: ВV.138 вылетали в Атлантику, садились на воду и дрейфовали два-три дня до сообщения о проходе конвоя союзников. После этого ВV.138 взлетал и наводил на конвой подводные лодки. Мог и сам атаковать, но наведение одним самолетом «волчьей стаи» было намного более смертоносно, нежели несколько бомб или торпеда.

Конструкторы смогли сделать так, что что даже довольно сложный ремонт можно было провести в открытом море. А заправлялись ВV.138 с подводных лодок легко и непринужденно, если только позволяла погода.

С максимальным запасом топлива ВV.138 мог находиться в воздухе до 18 часов, хотя с нормальным только 6,5.

Полем действия для ВV.138 стали и Арктика, и Балтика, и Атлантика. Везде, где нужны были глаза и четкое наведение других сил.



На севере в 1942 году немцы сконцентрировали в Норвегии 44 единицы ВV.138, фактически ни один конвой не мог пройти незамеченным. ВV.138. Таким образом было обеспечено эффективное обнаружение и последующее слежение за конвоями. Стоит отметить, что потери от действий ПВО кораблей конвоев были невелики.

Правда, почти тут же союзники начали включать в состав конвоев авианосцы, самолеты которых несколько затруднили работу немецких разведчиков. Однако, даже в таком случае нейтрализовать работу ВV.138 было непросто. Зафиксирован случай, когда летающая лодка выдержала 90-минутный бой с «Си-Харрикейнами» и сумела вернуться на базу, правда, с серьезными повреждениями.

Слишком хорошо были распределены сектора стрельбы пушек, которые могли наносить урон истребителям противника из-за радиуса действия пулеметов последнего. Отмечались и случаи атаки ВV.138 на самолеты эскорта, особенно на гидросамолеты.

К 1942 году обнаглевшие немцы создали базы для ВV.138 на советской территории, на Новой Земле. Базу организовали с подводных лодок, предполагалось, что самолеты будут проводить разведку конвоев в Карском море, действуя с Новой Земли. С этой базы ВV.138 в течение нескольких недель совершали разведывательные полеты на восток до Ямала и до севера восточной части Урала.

Конечно, к концу войны применение довольно неспешных летающих лодок в условиях в условиях полного превосходства противника в воздухе стало чрезвычайно рискованным делом. Hо в Арктике ВV.138 действовали до самого окончания войны.



И ВV.138 стал самолетом, вписавшим одну из последних строк в историю Люфтваффе. Именно летавший на этой машине обер-лейтенант Вольфганг Клемуш получил 1 мая 1945 года приказ вылететь на своем ВV.138 в Берлин ночью, произвести посадку на озере и забрать двух очень важных курьеров. Клемуш успешно совершил посадку, несмотря на интенсивный артобстрел, но, так как курьеры не смогли представить каких-либо удостоверяющих документов, пилот отказался взять их на борт, а погрузил 10 раненых и вернулся в Копенгаген.

Впоследствии выяснилось, что эти курьеры должны были доставить завещание и последнюю волю Гитлера.

В целом же самолет получился весьма функциональным и многоплановым, именно потому он смог провоевать всю войну.

Достоинства: прочность, мореходность, вооружение, длительность полета

Недостатки: маневренность и скорость.


7. Kawanishi H8K. Япония


Создание этого монстра началось задолго до Второй мировой войны, но пришлось пройти через целый ряд моделей, чтобы получился одна из лучших летающих лодок. Совершенно без преувеличения, Н8К можно оценивать именно так.



Вообще японцы создали много чего такого, не укладывающегося в общемировые каноны. Особенно когда их прижали Вашингтонским договором, странные изобретения посыпались просто лавиной.

И все эти изобретения не подпадали под договорные ограничения, поскольку реально не имели класса. Это и суперэсминцы, и громадные кислородные торпеды «лонг-лэнсы» для них, патрульные подводные лодки-авианосцы, тяжелые крейсеры и линкоры, быстроходные гидроавианосцы-носители карликовых субмарин, огромные минные заградители, торпедные крейсеры (с 40 торпедными аппаратами каждый) и прочие полезности.

Но, пожалуй, самое пристальное внимание уделили новому роду флотских вооружений — авиации палубной, береговой и гидропланам.



Япония действительно вступила в войну, располагая лучшими в мире палубными истребителями, пикировщиками и торпедоносцами. Береговая авиация флота получила торпедоносцы просто с фантастической дальностью полета, а тяжелые ударно-разведывательные летающие лодки вели стратегическую разведку на всей акватории Тихого океана.

Этот роскошный аппарат был создан на фирме "Каваниши Кокуки К.К.". Забавно, но львиная доля акций принадлежала британской фирме Short Brothers, пусть и в несколько завуалированном виде. А Short Brothers являлась нежным и надежным поставщиком Флота ее Величества королевы Великобритании.

Ничего личного, просто бизнес: японцы получали доступ к свежим достижениям английского гидроавиастроения, a Short Brothers не платила налогов с продажи в Японию лицензий, так что схожесть принципиальных схем и некоторых технических решений Н8К и Sunderland не удивляют.

Но я уже рассказывал, что творили японские инженеры из образцов зарубежного производства (пушки и пулеметы), и какие шедевры при этом получались. Получилось и на этот раз.

ТТХ, приведенные в конце статьи, сразу выводят самолет в разряд совершенных.



Выдающиеся параметры сразу определили лодку в разряд стратегических разведчиков. Но это одновременно был и весьма зубастый самолет, способный наносить нешуточные удары.

Две таких летающих лодки приняли участие в малоизвестной, но уникальной операции — втором ударе по Перл-Харбору. Цель операции была определена как разведка гавани и бомбардировка нефтехранилища главной базы американского флота, практически не пострадавшего во время авианосного рейда вице-адмирала Нагумо Тюити.

Экипажи лейтенантов Хашизуми и Томано из состава авиакорпуса Иокогама с четырьмя 250-кг авиабомбами на каждой машине перелетели с атолла Вотье к рифам Френч-Фригейт на севере от Гавайских островов, где дозаправились с подводных лодок и продолжили полет к Перл-Харбору.

Плохая погода над целью заставила японцев отбомбиться сквозь облака, так что не удивительно, что результат был никакой. Вторая попытка провести эту операцию закончилась гибелью экипажа лейтенанта Томано при доразведке цели — его сбили истребители, а вскоре американский флот взял под свой контроль рифы Френч-Фригейт.

Возможности лодок постоянно совершенствовались. Одними из первых в истории японского авиастроения самолеты Н8К получили многослойное резиновое протектирование топливных баков, а кресла пилотов и командира корабля — бронеспинки.

Самолет провоевал всю войну. Н8К занимались разведкой в Тихом и Индийском океанах, наносили бомбовые удары по Коломбо, Калькутте, Тринкомали и целям в западной Австралии, снабжали изолированные в океане островные гарнизоны, искали и топили подводные лодки.



Для этого на небольшом количестве Н8К в 1944 г. установили поисковые РЛС. Эффект был, не менее семи американских субмарин отправились на дно при непосредственном "содействии" японских летающих лодок.

И Н8К была признана весьма крепким орешком для истребителей. Просто безумная живучесть вкупе с мощнейшим оборонительным вооружением и фанатичностью японских экипажей унесли жизнь не одного американского и британского пилота, пытавшихся уничтожить самолет. Случалось, чтобы заставить Н8К упасть, 5-6 истребителей расходовали весь боезапас.

Но на втором этапе войны и истребителей, и патронов у союзников было в достатке, так что к моменту капитуляции Японии уцелели только две летающих лодки этого типа. Были уничтожены и все гидропланы транспортной модификации L.



Кстати, именно Н8К принадлежит участие в одной из печальных страниц императорского флота.

В апреле 1943 г американские летчики сбили два бомбардировщика G4M1, на которых погибли и несколько офицеров штаба Объединенного флота во главе с главкомом — адмиралом Ямамото Исороку. Японское командование ВМС решили обеспечить более надежными "пулеустойчивыми" самолетами. Выбор пал на летающую лодку Н8К. К осени модернизировали первый самолет, получивший обозначение H8K1-L м.31. Этакий ВИП-вариант, способный помимо экипажа перевозить с комфортом по 29 пассажиров.

Это были надежные машины, не вызывавшие нареканий ни со стороны экипажей, ни со стороны пассажиров, но вторично штаб Объединенного флота потеряли вместе с новым командующим, вице-адмиралом Кога Минэити, именно на борту H8K2-L. Самолет главкома в 1944 г. попал в тайфун при перелете с островов Палау на Давао и пропал без вести.

Достоинства: надежность, скорость, вооружение, дальность действия, мореходность.

Недостатки: пожалуй, нет.




Конечно, летающие лодки не были столь распространениы, как истребители и бомбардировщики, но они внесли свой вклад в победу той или иной стороны. Вопрос только в том, кто лучше.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

65 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +8
    11 июля 2019 18:32
    Интереснейший цикл, единственное никак мне не понять политику уважаемого автора по подбору образцов. Список лодок мягко говоря не исчерпывающий, статья при этом достаточно поверхностная. Мне кажется нужно либо писать в нескольких частях, либо темы брать не такие масштабные.
    1. +5
      11 июля 2019 18:39
      Загуглил "Летающие лодки Второй Мировой" и вот такой вот списочек нашел на уголке неба. Тут явно одной статьей формата ВО не отделаешься.
      СССР
      Туполев АНТ-8 Морской дальний разведчик
      Туполев АНТ-22 Тяжелая ударная летающая лодка
      Туполев АНТ-27 Морской дальний разведчик и торпедоносец
      Бериев Бе-4 Летающая лодка-разведчик
      Consolidated ГСТ Многоцелевая летающая лодка
      Бериев КОР-2 Летающая лодка-разведчик
      Бериев ЛЛ-143 Многоцелевая летающая лодка
      Бериев МБР-2 Морской ближний разведчик
      Savoia-Marchetti MБР-4 Летающая лодка-разведчик
      Бериев МБР-5 Морской ближний разведчик
      Бериев МБР-7 Морской ближний разведчик
      Туполев МДР-2 Морской дальний разведчик
      Туполев МДР-4 Морской дальний разведчик
      Бериев МДР-5 Морской дальний разведчик
      Четвериков МДР-6 Морской дальний разведчик
      Самсонов МДР-7 Морской дальний разведчик
      Туполев МК-1 Тяжелая ударная летающая лодка
      Consolidated МП-7 Многоцелевая летающая лодка
      Туполев МРТ-1 Морской разведчик-торпедоносец
      Туполев МТБ-1 Морской торпедоносец-бомбардировщик
      Туполев МТБ-2 Патрульный самолет-бомбардировщик
      Туполев МЭР Морской эскадренный разведчик
      Москалев САМ-11 БЕКАС Учебно-тренировочная летающая лодка
      Москалев САМ-16 Морской ближний разведчик
      Четвериков СПЛ-1 ГИДРО-1 Гидросамолет для подводных лодок
      Четвериков Че-2 Летающая лодка
      Шавров Ш-2 Летающая лодка
      Шавров Ш-7 Летающая лодка

      Германия
      Blohm und Voss ВV.138А Дальний морской разведчик-летающая лодка
      Blohm und Voss ВV.1З8С Дальний морской разведчик-летающая лодка
      Blohm und Voss ВV.1З8MS Летающая лодка - минный тральщик
      Blohm und Voss ВV.222A WIKING Дальний морской разведчик-патрульный самолет
      Blohm und Voss ВV.222C WIKING Дальний морской разведчик-патрульный самолет
      Blohm und Voss BV.238 Многоцелевая летающая лодка
      Blohm und Voss BV.250 Летающая лодка-бомбардировщик
      Dornier Do.15 WAL Летающая лодка - дальний разведчик
      Dornier Do.18 Морской патрульный самолет и разведчик- летающая лодка
      Dornier Do.24 Летающая лодка - разведчик и спасательный самолет
      Dornier Do.26 Дальний морской разведчик - транспортная летающая лодка
      Dornier Do.212 Многоцелевая летающая лодка
      Dornier Do.214 Транспортная летающая лодка
      Dornier Do.216 Многоцелевая летающая лодка
      Weserflug We.271 Транспортная летающая лодка

      США
      Boeing В-314 CLIPPER Транспортная летающая лодка большой дальности
      Consolidated P4Y CORREGIDOR Дальняя патрульная летающая лодка
      Consolidated PB2B Многоцелевая летающая лодка
      Consolidated PB2Y CORONADO Многоцелевой ударный самолет
      Consolidated PBN NOMAD Многоцелевая летающая лодка
      Consolidated PBY CATALINA Многоцелевая летающая лодка
      Douglas DF Пассажирская летающая лодка
      Douglas DOLPHIN Многоцелевая летающая лодка-амфибия
      Grumman G-21 GOOSE Транспортный гидросамолет-амфибия
      Grumman G-44 WINGEON Многоцелевая летающая лодка
      Grumman J2F DUCK Многоцелевой самолет-амфибия
      Grumman J4F WINGEON Многоцелевая летающая лодка
      Grumman JF Многоцелевой самолет-амфибия
      Grumman JRF GOOSE Транспортный гидросамолет-амфибия
      Hall PH Многоцелевая летающая лодка
      Martin JRM MARS Транспортная летающая лодка
      Martin РВМ MARINER Патрульная летающая лодка
      Martin РВ2М Патрульная летающая лодка
      Sikorsky JRS Транспортная летающая лодка
      Sikorsky PBS-1 Патрульная летающая лодка
      Sikorsky VS-44 Транспортная летающая лодка

      Великобритания
      Saunders-Roe A.33 Патрульная летающая лодка
      Saunders-Roe A.37 SHRIMP Экспериментальная летающая лодка
      Blackburn B.20 Патрульная летающая лодка
      Consolidated CATALINA Многоцелевая летающая лодка
      Saunders-Roe LONDON Летающая лодка
      Saunders-Roe LERWICK Летающая лодка
      Supermarine SEAGULL Летающая лодка
      Supermarine SEA OTTER Летающая лодка
      Short S.5 SINGAPORE Летающая лодка
      Short S.12 SINGAPORE Летающая лодка
      Short S.19 SINGAPORE Летающая лодка
      Short S.23 EMPIRE Транспортная летающая лодка
      Short S.25 SUNDERLAND Летающая лодка
      Short S.26 EMPIRE Летающая лодка
      Short S.30 EMPIRE Транспортная летающая лодка
      Short S.33 EMPIRE Летающая лодка
      Short S.35 SHETLAND Летающая лодка
      Short S.45 SEAFORD Патрульный самолет
      Supermarine WALRUS Летающая лодка

      Франция
      Breguet Br.521 BIZERTE Летающая лодка большой дальности
      Breguet Br.522 Летающая лодка большой дальности
      Breguet Br.530 SAIGON Транспортная летающая лодка
      Breguet Br.730 Разведывательная летающая лодка
      Breguet Br.790 NAUTILUS Разведывательная летающая лодка
      Latecoere LATE 631 Транспортная летающая лодка
      Liore-et-Olivier LeO Н-47 Транспортная летающая лодка
      Liore-et-Olivier LeO Н-49 AMPHITRITE Транспортная летающая лодка
      Liore-et-Olivier LeO Н-246 Транспортная летающая лодка
      Liore-et-Olivier LeO Н-470 Патрульная летающая лодка
      SCAN 20 Учебно-тренировочная летающая лодка
      SNCAC NC.420 Разведывательная летающая лодка
      SNCAO CAO-300 Учебно-тренировочная летающая лодка
      Potez-CAMS 141 Патрульная летающая лодка
      Potez-CAMS 160 Опытная летающая лодка
      Potez-CAMS 161 Транспортная летающая лодка
      Potez 452 Летающая лодка-разведчик
      SNCASE SE-200 Транспортная летающая лодка

      Италия
      Savoia-Marchetti SM.62 Многоцелевая летающая лодка
      CANT Z.501 GABBIANO Летающая лодка
      CANT Z.504 Разведывательная летающая лодка
      CANT Z.508 Многоцелевая летающая лодка

      Япония
      Aichi E10A Разведывательная летающая лодка
      Aichi E11A Летающая лодка-ночной разведчик
      Yokosuka H5Y Летающая лодка
      Kawanishi H6K Летающая лодка-разведчик
      Kawanishi H8K Летающая лодка-разведчик
      Kawanishi H11K Транспортная летающая лодка
      Aichi H9A Учебная летающая лодка
      Nihon L7P Многоцелевая летающая лодка

      Польша
      Nikol A-2 Многоцелевая летающая лодка

      Югославия
      Ikarus IO Разведывательная летающая лодка
      1. +1
        11 июля 2019 19:07
        Цитата: MooH
        "Летающие лодки Второй Мировой"
        Туполев АНТ-8 Морской дальний разведчик
        Туполев АНТ-22 Тяжелая ударная летающая лодка
        Туполев АНТ-27 Морской дальний разведчик и торпедоносец
        Бериев ЛЛ-143 Многоцелевая летающая лодка
        Бериев МБР-2 Морской ближний разведчик
        Туполев МДР-2 Морской дальний разведчик
        Туполев МДР-4 Морской дальний разведчик
        Туполев МК-1 Тяжелая ударная летающая лодка
        Туполев МРТ-1 Морской разведчик-торпедоносец
        Туполев МТБ-1 Морской торпедоносец-бомбардировщик
        Туполев МТБ-2 Патрульный самолет-бомбардировщик
        Шавров Ш-2 Летающая лодка

        Это трындец...
      2. +6
        11 июля 2019 20:22
        Половина из них - опытные экземпляры. Из них не все до войны дошли, например Туполев МК-1 в 37-м был выведен из эксплуатации. В статье говорится о серийных и реально участвовавших. И наверное взяты самые массовые и яркие образцы.
        1. +2
          11 июля 2019 22:58
          В статье говорится о серийных и реально участвовавших.

          Серийных и реально участвующих гораздо больше. У например Че-2 или КОР-2 (который был единственной летающей лодкой строившейся во время войны).
          1. +1
            12 июля 2019 07:31
            Цитата: maximghost
            У например Че-2 или КОР-2 (который был единственной летающей лодкой строившейся во время войны).
            В СССР - забыли добавить.
            1. 0
              12 июля 2019 17:07
              Скорее пропустил слово "нас" после "у", видимо случайно затер, когда редактировал сообщение)
    2. 0
      13 июля 2019 08:21
      Поддерживаю полностью, мне кажется, нельзя сравнивать несравнимое: такие монстры, типа: Short S.25 и Kawanishi H8K с "мелюзгой" как МБР-2 и CANT Z.501, к тому же, устаревшими задолго до начала войны. А так да, статья написана интересно
  2. -16
    11 июля 2019 18:33
    скоморох в своём репертуаре. :)
    Про наш героический «Амбарчик» вообще единицы знают

    Кто тебе, недоумку, такую глупость ляпнул? :)
    летающих лодок было весьма много. Не так много, как гидросамолетов

    Наманотак... Летающая лодка это не гидросамолёт. рома, возвращайся в цирк.
    1. +12
      11 июля 2019 18:47
      Ну пропустил человек слово поплавковый. Бывает. Зачем хамить то сразу? Напишите статью лучше чем Роман, тогда будет у Вас право свысока критиковать, а с 0 публикаций как-то выходит не по чину, не правда ли?
      1. -18
        11 июля 2019 18:50
        Цитата: MooH
        Ну пропустил человек слово поплавковый.

        С чего Вы это взяли?
        Зачем хамить то сразу?

        Оно заслужило такое отношение предыдущими "статьями".
        Напишите статью лучше чем Роман, тогда будет у Вас право свысока критиковать, а с 0 публикаций как-то выходит не по чину, не правда ли?

        "Сперва добейся!". :) Самая тупая позиция, которую я встречал. Прыздравляю — Вы в очень вонючей компании.
        1. +1
          12 июля 2019 20:21
          Цитата: Avis-bis
          "Сперва добейся!

          Именно так. Я согласен с MooH: сначала сами станьте автором, получите от читателей свою порцию комментариев, а затем уж - критикуйте. Если желание останется.

          Цитата: Avis-bis
          Самая тупая позиция, которую я встречал.

          А вы психолог, что ли?

          Цитата: Avis-bis
          Вы в очень вонючей компании.

          И кто же эта компания?
          Поимённо, чтобы знать наверняка.
          1. Комментарий был удален.
            1. +2
              12 июля 2019 21:26
              Цитата: Avis-bis
              твоё согласие ничего не значит

              Почему вы мне тыкаете?

              Цитата: Avis-bis
              Научись писать статьи без глупостей

              Приведите пожалуйста примеры. Хотя бы несколько.

              Цитата: Avis-bis
              Тебе сколько лет, дитятко?

              Мне 44 года. Возраст вполне зрелый. Вы не находите?
              Вам кстати, сколько лет?

              Цитата: Avis-bis
              Я не снёс ни одного яйца...

              К вам эта поговорка относится как нельзя лучше.
              Вы не опубликовали на ВО ни одного материала - а разбираетесь лучше любой несушки.
              Не так ли?

              Цитата: Avis-bis
              ("вы") это кто?

              Вы - это вежливое обращение к собеседнику.
              Sapienti sat ;)

              Цитата: Avis-bis
              "груда", "куча"... Разгребать это поимённо без перчаток не хочется

              Это вы про пользователей сайта ВО?

              Цитата: Avis-bis
              Но это ничего не меняет.

              Ещё как меняет!
              Не нравится наше общество - найдите себе сайт по вкусу и не устраивайте тут бучу.
    2. 0
      12 июля 2019 20:14
      Цитата: Avis-bis
      Кто тебе, недоумку, такую глупость ляпнул?

      Милейший, пожалуйста выражайтесь приличней.
      Иначе рискуете получить бан.
      1. Комментарий был удален.
        1. 0
          12 июля 2019 21:36
          Цитата: Avis-bis
          аффтырь

          Правильно это слово пишется "Автор".
          Не верите? Полистайте Толковый словарь Ожегова.

          Цитата: Avis-bis
          ты взяло

          Почему вы обо мне в среднем роде?

          Цитата: Avis-bis
          что про МБР-2 у нас "знают единицы"?

          Я сделал вам замечание не по МБР-2, а потому что вы назвали автора недоумком.
          Это оскорбление посетителя сайта.
          Правила сайта читали?
  3. Думаю, что некорректно сравнивать между собой одномоторных малышей, типа "Амбарчика" и "Луара", с одной стороны, и четырёхмоторных слонов, типа "Сандерленда" и Н8К. Слишком разные весовые категории. Ведь не сравнивают между собой, скажем, Су-2 и ТБ-7, хотя и тот, и другой - бомбардировщики. Лучше было бы сделать две разные статьи отдельно про лёгкие и тяжёлые летающие лодки.
    Достоинства: выпущен большой серией

    laughing Ну надо было же хоть какое-то достоинство указать при полном отсутствии таковых, надо понимать. "Каталин" и МБР-2 было, правда, в разы больше построено, ну так у них и другие достоинства нашлись.
    1. Комментарий был удален.
  4. +4
    11 июля 2019 18:37
    Спасибо хорошая статья о летающих лодках
  5. +3
    11 июля 2019 18:44
    ОДНОЗНАЧНО-четырехмоторный моноплан "Каваниши".
    Впечатляет и ОРИГИНАЛЬНОЕ решение живучести-при повреждении/простреле фюзеляжных топливных баков, бензин стекал в герметизированную нижнюю часть фюзеляжа, а оттуда перекачивался насосом в неповрежденные емкости.
    "Лодка" могла передвигаться по суше с помощью съемных тележек на шасси.
    Дальность и потолок тоже впечатляют.
  6. 0
    11 июля 2019 18:53
    Цитата: knn54
    "Лодка" могла передвигаться по суше с помощью съемных тележек на шасси.

    Вы не в курсе, что и у других лодок было такое же?
  7. +3
    11 июля 2019 19:40
    hi ...МБР-2 кроме разведки и аэрофотосъемки искали и бомбили подводные лодки, наносили удары по кораблям и портам противника, ....
    Consolidated PBY Catalina. США
    Бесспорно, что PBY "Каталина" была очень удачной летающей лодкой. Одной из лучших.... soldier
    Short S.25 Sunderland. Великобритания
  8. +3
    11 июля 2019 20:25
    Роман, как можно сравнивать МБР 2, и остальные самолёты, это не корректно. Мы же не сравниваем Костю Цзю и Тайсона.
    Читал что над Черным морем МБР 2 сбил Ме 110, бой длился больше часа.
  9. +9
    11 июля 2019 20:48
    На "Каталине" летал заслуженный штурман Валентин Аккуратов, он много писал об этом в 60-70 годы в журналах "Искатель", "Вокруг света", да и отдельные книги выпускал. Меня в детстве впечатлил его рассказ о том, как при перегоне машины из США через Африку ему пришлось сесть на вынужденную где-то на африканском озере. После ремонта они долго не могли взлететь из-за крокодилов, которые вылезли посмотреть на них. Взлетели лишь после того, как вылили в воду ведро бензина, от которого крокодилы уползли в кусты. А вообще-то именно фирма "Консолидейтед" своей "Каталиной" разорила фирму Сикорского, который в конце 30-х тоже выпускал аналогичные изделия. И тогда после банкротства Сикорский обратился к вертолётам, где тогда не было конкурентов.
    1. 0
      12 июля 2019 09:31
      Цитата: Авиатор_
      именно фирма "Консолидейтед" своей "Каталиной" разорила фирму Сикорского, который в конце 30-х тоже выпускал аналогичные изделия

      Противолодочная патрульная "каталина" никак не могла быть конкурентом транспортным лодкам Сикорского. До "Каталины" был "Коммодор", но он сошёл со сцены гораздо раньше, чем Сикорский перестал заниматься летающими лодками. Если кто и выдавил Сикорского с рынка, то это Боинг-314 и "Клиппера" Мартина. Они были совершеннее, чем S-42 и не уступали появившемуся позднее VS-44.
      Это у нас "каталина" считалась ещё и транспортной ("ГСТ"), а в США её в качестве транспортной не очень то воспринимали.
      1. 0
        12 июля 2019 22:21
        Может быть, не спорю. Помимо "великой депрессии" 1929 года был ещё кризис конца 30-х годов, выйти из которого США смогли лишь с началом ВМВ.
  10. +4
    11 июля 2019 22:01
    Как бы статью ни критиковали, прочитал с интересом. По "голосованию", естественно -- "Каталина". Среди множества книг разных авторов, это практически единственный гидросамолёт, который упоминается постоянно. Ну, и ещё "Сандерленд", конечно.
    Автору спасибо и наилучшие пожелания в продолжение темы. hi
    1. +5
      12 июля 2019 00:32
      Цитата: Морской Кот
      По "голосованию", естественно -- "Каталина". Среди множества книг разных авторов, это практически единственный гидросамолёт, который упоминается постоянно.

      Надо обратить внимание на "Blohm und Voss BV.138. Германия". Это единственная ЛЛ из описаных, летала на дизелях.
    2. +5
      12 июля 2019 01:23
      По "голосованию", естественно -- "Каталина".
      Иногда история делает интересные повороты. В данном случае, если бы не 20 000$, то Ваш комментарий мог бы выглядеть "По голосованию, естесвенно - Дуглас."

      На фото - Douglas XP3D-1. Эта машина точно так же, как и Консолидейтед XP3Y-1 успешно прошла испытания и полностью соответствовала техническим требованиям флота. Их ТТХ были практически одинаковыми и судьбоносным фактором, повлиявшим на выбор флотских спецов, стала цена - Консолидейтед запросила 90000$, а Дуглас 110000$ и проиграла конкурс.
      1. +3
        12 июля 2019 12:40
        Вот так всё в этой жизни и бывает! Любая "романтика" разбивается о банальные 20 000 баксов. Даже с таким нежным именем как Каталина. request
        1. +2
          15 июля 2019 22:09
          Интересно, что значит появившийся под комментарием минус - неадекватность минусующего или банальную зависть к чужим знаниям? Или это, как в милицейских протоколах писали - на почве личной неприязни?
          1. +2
            15 июля 2019 23:08
            Вик, добрый вечер.

            На мой взгляд здесь всё вместе взятое. Я давно заметил, что "зацепишь" какого-нибудь индивида, так он потом ползает по сайту, чтобы тебе минус воткнуть. Помню, кто-то просто поместил обычную фотографию, и тут ему - хлоп, и минус. А он спрашивает: "Минус-то кому? Мне, или фотографу?" Эти "минусаторы" вообще доходят до полного абсурда. Да хрен с ними со всеми, коли им желчный пузырь, или печень не даёт покоя. drinks
            1. 0
              15 июля 2019 23:27
              Добрый вечер, Константин.
              Я считаю, что тут все же дело в мозге, вернее - в его размерах.
              1. +1
                15 июля 2019 23:33
                Наверное Вы правы, но я хотел бы отметить ещё одну особенность этих "товарищей". Это особенно заметно когда встречаешься с ними воочию - эта публика думает (или полагает, что думает) не головой, а головкой. А далее всё по Фрейду.
  11. +5
    11 июля 2019 23:43
    Опять у автора "смешались в кучу" МБР-2 взлетным весом в 4400 кг и Kawanishi H8K взлетным весом 32500 кг. В чем проблема разделить легкие и тяжелые летающие лодки и написать две статьи? Или на сайте сегодня избыток интересного контента?
    Поэтому если уж решили в список включить Kawanishi Type 2 от Японии и S.25 Sunderland от Британии, то от США в список явно просятся два кандидата. Первый - Consolidated Vultee PB2Y Coronado
    1. +3
      11 июля 2019 23:51
      Второй - Martin JRM Mars.

      Правда второй кандидат выпускался ограниченным "тиражом" в семь экземпляров.
      1. +3
        11 июля 2019 23:56
        Германию в этом конкурсе вполне достойно представляет Blohm & Voss BV 222.

        Другие страны в этой категории ничем не отметились.
      2. +2
        12 июля 2019 00:42
        Martin Mariner наверняка должен был пройти в обзор по массовости. Почти полторы тысячи выпущено.
        1. +2
          12 июля 2019 00:53
          Я выбирал тяжелые машины с четырьмя и более двигателями, чтобы были представлены конкурсанты "одной весовой категории". Martin PBM Mariner - двухмоторная машина.
          Если за критерий выбрать массовость, то будут другие машины, но вряд ли массовость отражает технические характеристики.
          1. +3
            12 июля 2019 01:34
            У Mariner и Sunderland, например, взлётная масса одинаковая - по 25 тонн. Чем не самолёты "одной весовой категории"?
            1. -1
              12 июля 2019 01:43
              Да ради бога, Вы можете предложить свой вариант и критерии сравнения. Авторы вон вообще непонятно по каким критериям отбирали машины и ничего - некоторым нравится.
              1. +1
                12 июля 2019 05:21
                Цитата: Undecim
                Авторы вон вообще непонятно по каким критериям отбирали машины и ничего - некоторым нравится.

                За не имением кухарки, дворник щи варит. Это к тому что мало интересных авторов и интересны тем на сайтах не только на ВО. Иной раз публикуют такую галиматью,что не знаешь на что натянуть.
              2. +2
                12 июля 2019 09:45
                Ну, моё предложение больше к авторской подборке, чем к вашей относилось, конечно. Они-то основным критерием где-то именно массовость объявляли, помнится.
              3. 0
                13 июля 2019 00:01
                Undecim, я уже писал: Ваша проблема в том, что Вы не описываете явным образом свои критерии отбора, не озвучиваете для них явным образом весовые коэффициенты.
                Рейтинг - это всегда на 30% экспертное мнение, на 60% - четкая алгоритмика и на 10% - грамотная арифметика. У Вас же нет ни второго, ни третьего. А без этого экспертное мнение превращается в "бла-бла-бла".
                1. 0
                  14 июля 2019 22:55
                  Пилот, Ваша проблема в том, что меня никаких проблем нет, я статьи не пишу уже давно, только комментарии.Работать вместо автора не собираюсь, как и утруждать себя тем, чтобы Вам понравиться. Поэтому свои вопросы по алгоритмике и арифметике направляйте автору, у которого "бла-бла-бла".
  12. +2
    12 июля 2019 07:29
    Ни слова про то, что на Bv. 138 стояли дизельные двигатели. Не то, что бы я был расстроен этим, просто случай в авиастроении, мягко говоря, не ординарный. Об этом стоило бы упомянуть. 1е место я бы разделил между Сандерлендом и Н8К. 2е отдал Каталине за массовость и соответственно вклад. 3е Bv. 138 за двигатели и просто эстетически.
  13. 0
    12 июля 2019 10:07
    каталина конечно интересный самолет и много сделавший во время войны, но довольно сложный технологически и не дешевый, с букетом и преимуществ и недостатков, не понимаю, почему так популярна при голосовании. Я топил за немца - он практичнее.
    но, конечно, служить предпочел бы на английской лодке - уж очень там условия удобные.
  14. +1
    12 июля 2019 10:12
    Цитата: Avis-bis
    а в США её в качестве транспортной не очень то воспринимали.

    потому что авиация в США штамповалась сериями в тысячи машин, даже тяжелые самолеты.
    уже то, что они смогли построить серию каталин, СССР было не под силу - не хватало развития экономики.
    А уж массовая постройка б-27 вообще космос. Но больше всего меня убивает сравнение DC-3 с ровесниками в СССР.
    1. +1
      12 июля 2019 12:07
      "Каталина" так популярна потому что реально много сделала. Какая разница, что она "нетехнологичная"? Выпустили много, работала хорошо. Она, кстати, была не только "нетехнологичная", но и, к началу ВМВ, устаревшая.
      Цитата: yehat

      потому что авиация в США штамповалась сериями в тысячи машин

      И?.. Я лишь написал, что не "Каталина" выпихнула Сикорского из ниши летающих лодок. У него почти и не было чисто военных ЛЛ.
      уже то, что они смогли построить серию каталин, СССР было не под силу

      "ГСТ" был построен в одном экземпляре? Ню-ню...
      не хватало развития экономики.

      Технологий и кадров.

      А уж массовая постройка б-27 вообще космос.

      Это что за самолёт?

      Но больше всего меня убивает сравнение DC-3 с ровесниками в СССР.

      Вы о чём, вообще?
  15. 0
    12 июля 2019 12:08
    Цитата: Avis-bis
    Это что за самолёт?

    очипатка б-29
  16. 0
    12 июля 2019 12:09
    Цитата: Avis-bis
    Вы о чём, вообще?

    поставьте рядом дуглас и например ДБ-3, который моложе лет на 8-10.
    это можно посмотреть в Монино.
    1. 0
      12 июля 2019 12:17
      Б-29, в виде Ту-4, выпускали вполне себе массово. Более того, серийно выпускали и более продвинутые самолёты, не уступающие Б-52-му — "эМы" различных типов.
      Цитата: yehat

      поставьте рядом дуглас и например ДБ-3, который моложе лет на 8-10.

      С фигали я буду "ставить рядом" бомбер и транспортник, к тому же ещё и пассажирский? "Поставьте рядом" Б-52 и Б-707.
      Для справки — ДиСи-3 "старше" ДБ-3-го не на 8-10 лет, а на 8-10 месяцев. А вот бомбер на базе ДиСи-3 оказался полным барахлом.
  17. 0
    12 июля 2019 12:22
    Цитата: Avis-bis
    Б-29, в виде Ту-4, выпускали вполне себе массово. Более того, серийно выпускали и более продвинутые самолёты, не уступающие Б-52-му — "эМы" различных типов.

    б-29 - это серийный выпуск в 1943 году в разгар войны
    а ту-4 - это копия б29, полученная огромными усилиями в 1947 и пошедшая в реальную серию только в 53 году, т.е. спустя 10 лет и только копия. Все-таки разница большая.
    именно копирование ту-4 сделало нашу авиапромышленность хотя бы похожей на американскую по возможностям.
    1. +1
      12 июля 2019 12:29
      Цитата: yehat

      б-29 - это серийный выпуск в 1943 году

      а ту-4 - это копия б29, полученная огромными усилиями в 1947 и пошедшая в реальную серию только в 53 году, т.е. спустя 10 лет и только копия. Все-таки разница большая.

      Вы не ставили временнЫх рамок. Выпуск Б-29-Русс мы освоили.
      в разгар войны

      Вам самому не смешно? :) Ладно бы ещё привели в пример "Ланкастер" или Хе.177... Или Б-35.

      именно копирование ту-4 сделало нашу авиапромышленность хотя бы похожей на американскую по возможностям.

      Снова смешно. Мы начали подтягивать свой авиапром до американского с момента закупки лицензии на ДиСи-3, вообще то. А до мирового — с момента завода Юнкерса в Филях. Но это требовало много времени по понятным (?) причинам. Б-29 появился лишь под занавес процесса. В становлении нашего после-ВОВ-авиапрома трофейные гансы сыграли не мЕньшую роль. А, может, и бОльшую. Да и наши конструктора ни разу не лапотники, всё таки.
      1. 0
        12 июля 2019 12:35
        Цитата: Avis-bis
        наши конструктора ни разу не лапотники, всё таки.

        я не о конструкторах, а о банальной материальной базе для производства - аллюминий, резина, стекло и многое другое. Под ту-4 создавали целые новые отрасли.
        1. 0
          12 июля 2019 12:56
          Цитата: yehat
          я не о конструкторах, а о банальной материальной базе для производства

          Под ту-4 создавали целые новые отрасли.

          Удивлю — этого требует любой новый этап НТП. Не будь возможности скопировать Б-29, точно так же мы создавали бы "материальную базу" и для несостоявшегося бомбера "64", или для ДВБ Мясищева, и для МиГ-15, и для Ил-28, и для Ту-95, и М-4... Благо, кучу трофеев из Германии вывезли, да и сами не лапти, повторюсь. Создали бы, закупили бы, "добыли" бы... В отличие от ПС-84, Б-29 ничем нам не помог, в смысле "материальной базы", кроме натурного примера "вот как можно!". Вместе с Б-29 к нам на ДВ не приземлилась технологическая документация. Всё сами. Ну, и трофейные гансы.
          Разобранный самолёт почти ничего не скажет о том, как собрать такой же самостоятельно.
          Под ТБ-1/-3 тоже многое создавали. Кое-что, на первых этапах, закупали. Без всяких Б-9.
          аллюминий

          А это что за материал?
          резина, стекло

          Хы! У нас не было резины или плексигласа? :)))
          1. 0
            13 июля 2019 22:46
            Цитата: Avis-bis
            В отличие от ПС-84, Б-29 ничем нам не помог, в смысле "материальной базы", кроме натурного примера "вот как можно!". Вместе с Б-29 к нам на ДВ не приземлилась технологическая документация. Всё сами.

            Да ладно! Оказывается в СССР уже производили массово турбокомпрессоры, радиолокационные бомбардировочные прицелы, радиополукомпасы, сельсинные следящие приводы и т.п. Туполев, наверное, от нечего делать подключил 900! заводов и НИИ к воспроизводству B-29.
            Спасибо товарищу Сталину, а то создали бы наши конструкторы аналог, который летал бы быстрее/выше/дальше, но экипаж так же бы мерз много часов в полете без туалета сбрасывал бомбы на глазок и ориентировался по звездам.
            Цитата: Avis-bis
            Всё сами. Ну, и трофейные гансы.

            К слову о трофейных гансах: пока у англичан не купили лицензии на "Нин" и "Дервент", приходилось пихать на фронтовой бомбардировщик по 8 тех самых немецких двигателей. И ничего более мощного на их основе не осилили.
  18. 0
    12 июля 2019 13:00
    Цитата: Avis-bis
    Хы! У нас не было резины или плексигласа

    о да, у нас была резина, но годная для покрышек, а не для изолирующих прокладок
    и был плексиглас, но качеством пожиже.
    1. 0
      12 июля 2019 20:31
      Цитата: yehat

      не для изолирующих прокладок

      Чё?

      плексиглас, но качеством пожиже.

      Тот же вопрос.
      Кто то тут не в курсе, что резину у нас применяли в куче разных вариантов. Например в противообледенительных системах.
      Проблема плексигласа у нас была с выдерживанием его толщины, например. Из-за чего большие панели остекления имели большие оптические искажения. Но Б-29 тут ну никак не мог нам помочь. Были проблемы с помутнением и желтением. Но, опять же, Б-29 тут ничем не помог. Вместе с ним не были интернированы ни оборудование, ни химическая технология.
  19. +3
    12 июля 2019 18:46
    "Сандерленд", помницца, отметился эпичнейшим воздушным боем с группой тяжёлых истребителей на базе "восемьдесят восьмых".
    2 июня 1943 г. восьмерка "юнкерсов" Ju88C атаковала "Сандерленд" Mk.III борт ЕJ134 из 10-й АЭ. В ходе боя летающая лодка получила множество повреждений. Была выведена из строя радиостанция, большинство из 11 членов экипажа ранено, а один из стрелков погиб. Но в итоге три "юнкерса" были сбиты, три других - повреждены, а "Сандерленд" сумел дотянуть до побережья Корнуолла.
  20. +2
    12 июля 2019 22:03
    Статья носит обзорный и весьма поверхностный характер. Почему-то читателям предложены несколько образцов авиационной техники и они должны выбрать, какой, по их мнению, лучший на основании указанного автором перечня преимуществ и недостатков. Это можно предлагать сделать летчику-испытателю со стажем и пилотировавшим большую часть машин из этого списка. Для остальных это все равно. что «сравнивать теплое с мягким» или «что-то другое с пальцем». Это неправильно. Делая обзор аналогичных машин, выпущенных в разных странах, начинать нужно прежде всего хотя бы с предназначения самолета, замысла конструктора, конструктивных особенностей, примененных материалов и оборудования, боевого применения и программы выпуска, отраженной в заказе на производство. В действительности в прошлом веке в мире летающих лодок разного назначения было выпущено значительно больше и не совсем ясно, почему автором выбраны эти, а не другие.

    Автору не нужно спешить с публикациями, тем более, что в авиации давно уже все обстоятельно и серьезно. Думаю, что полезно будет прочесть монографию: В. Обухович, С.Кульбака, С. Сидоренко «Самолеты Второй Мировой войны. Иллюстрированный справочник», Изд-во «Попурри»,Минск,2003 г.
  21. 0
    12 июля 2019 23:10
    Автор продолжает наступать на те же грабли: критерии оценки четко не прописаны. Весовые коэффициенты при этих критериях не заданы. Короче, полная свобода творчества с неясным никому результатом.
    Просто "на потрендеть"...
  22. +4
    12 июля 2019 23:28
    А Short Brothers являлась нежным и надежным поставщиком Флота ее Величества королевы Великобритании.

    Ну, если говорить о периоде ВОВ, то в Британии правил ЕГО Величество КОРОЛЬ Георг VI.
    Автор-автор, Вы в какой школе учились?..
  23. 0
    12 июля 2019 23:39
    Как я уже тут отметил, без четкого описания автором алгоритмики рейтинга творить можно всё, что угодно.
    Я выбрал "Каталину": её как-то по случаю купил Жак-Ив Кусто и проделал с её помощью много своих исследований Мирового океана. И это принесло реальную пользу Человечеству. Кто ещё из конкурентов "Каталины" может этим похвастаться?!!
  24. 0
    13 июля 2019 18:26
    Лодки разные, сравнивать катапультные разведчики типа луара с тяжелыми лодками это не верно.
    Потом самая лучшая 4х моторная лодка нацистов .до26 осталась за бортом.
    Bv222-238 скорее аппараты транспортные это с клипером лучше сравнивать.

    А так.. наиболее технически совершенен, из списка аффтора летающий ботинок BV138.
  25. +1
    18 июля 2019 14:51
    Тезка,напишите статью про гидросамолеты Четвирикова. Мало кто знает об этом авиаконструкторе.
  26. 0
    18 июля 2019 23:13
    Тезка,напишите статью про гидросамолеты Четвирикова. Мало кто знает об этом авиаконструкторе.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»