Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса

100
Один из самых смелых проектов последних лет в сфере космических технологий развивается, и появляются поводы для хороших новостей. На днях стало известно о завершении работ по проекту «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса». Теперь ученым предстоит провести ряд последующих работ, и конечным результатом станет появление полноценного модуля, пригодного к эксплуатации.

Проект ТЭМ: ядерный реактор и электроракетный двигатель для космоса
Один из вариантов компоновки транспортно-энергетического модуля




Отчет о работе


В конце июля «Роскосмос» утвердил отчет за 2018 г., указывающий основные направления деятельности и успехи организации. Среди прочего в отчете упомянут проект «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса», разрабатывавшийся в рамках Госпрограммы «Космическая деятельность России на 2013-2020 годы».

Согласно отчету, выполнение этого проекта было завершено в прошлом году. В рамках этих работ подготовлена конструкторская документация, изготовлены и испытаны отдельные изделия. Пока речь идет о компонентах будущего макета наземного прототипа транспортно-энергетического модуля (ТЭМ).

На этом работы по созданию ТЭМ не останавливаются. Все дальнейшие мероприятия будут осуществляться в рамках существующей федеральной космической программы. К сожалению, в отчете «Роскосмоса» не приводятся технические подробности проекта ТЭМ в его нынешнем виде, а также не указываются сроки выполнения работ. Впрочем, эти данные известны из других источников.

История вопроса


Согласно отчету «Роскосмоса», работы по теме ТЭМ продолжаются и скоро должны выйти на новый этап. Это означает, что планы по созданию принципиально новой ракетно-космической техники, утвержденные почти 10 лет назад, будут выполнены в обозримом будущем.

Идея транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки (ЯЭДУ) в ее нынешнем виде была предложена в 2009 г. Разработка этого изделия должна была осуществляться предприятиями «Роскосмоса» и «Росатома». Ведущую роль в проекте играют ракетно-космическая корпорация «Энергия» и ФГУП «Центр Келдыша».

В 2010 г. проект стартовал, начались первые исследовательские и конструкторские работы. На тот момент утверждалось, что основные компоненты ЯЭДУ и ТЭМ будут готовы к концу десятилетия. Эскизный проект ТЭМ подготовили в 2013 г. В 2014-м начались испытания компонентов ЯЭДУ и ионного двигателя ИД-500. В дальнейшем неоднократно появлялись сообщения о тех или иных работах и успехах. Строились и испытывались различные элементы ЯЭДУ и ТЭМ, а также осуществлялся поиск сфер применения новой техники.

По мере проработки проекта ТЭМ в открытых источниках регулярно публиковались изображения, показывающие примерный облик этого изделия. Последний раз подобные материалы появлялись в ноябре прошлого года. Любопытно, что этот вариант облика заметно отличался от предыдущих, хотя и имел некоторое сходство в основных чертах.

Технические особенности


Транспортно-энергетический модуль рассматривается в качестве многоцелевого средства для работы в космосе, как на орбитах Земли, так и на других траекториях. С его помощью в будущем планируется выводить полезную нагрузку на орбиты или отправлять к другим небесным телам. Также ТЭМ может использоваться для обслуживания космических аппаратов или в борьбе с космическим мусором.



ТЭМ получит раздвижные несущие фермы, за счет которых будут обеспечены необходимые габариты. На фермах предлагается монтировать энергоблок с реакторной установкой, приборно-агрегатный комплекс, стыковочные средства, солнечные батареи и т.д. В хвостовой части модуля будут располагаться маршевые и маневровые электроракетные двигатели. Полезная нагрузка будет перевозиться при помощи стыковочных устройств.

Основной компонент ТЭМ – ЯЭДУ мегаваттного класса, разрабатываемая с 2009 г. Реактор установки должен отличаться особой стойкостью к температурным нагрузкам, что связано с особыми режимами его работы. В качестве теплоносителя выбрана гелий-ксеноновая смесь. Тепловая мощность установки достигнет 3,8 МВт, электрическая – 1 МВт. Для сброса лишнего тепла предлагается использовать капельный холодильник-излучатель.

Электроэнергия от ядерной установки должна подаваться на электроракетный двигатель. На стадии испытаний находится перспективный ионный двигатель ИД-500. При КПД до 75% он должен показывать мощность 35 кВт и тягу до 750 мН. На испытаниях в 2017 г. изделие ИД-500 отработало на стенде 300 ч на мощности 35 кВт.

Согласно данным прошлых лет, ТЭМ в рабочем положении будет иметь длину более 50-52 м при диаметре (по раскрытым фермам и элементам на них) свыше 20 м. Масса – не менее 20 т. Вывод такого модуля на околоземную орбиту будет осуществляться при помощи одной или нескольких ракет-носителей с последующей сборкой. Затем с ним должна стыковаться полезная нагрузка. Расчетный срок службы, ограниченный ресурсом реактора, составляет 10 лет.

Большие перспективы


Главной особенностью ТЭМ с ЯЭДУ, принципиально отличающей его от другой ракетно-космической техники, является высочайший удельный импульс. Применение особой энергоустановки и электроракетного двигателя позволяет получать требуемые параметры тяги при минимальном расходе ядерного топлива. Таким образом, ТЭМ в теории способен решать задачи, недоступные для традиционных ракетных систем на химическом топливе.

Благодаря этому появляется возможность более активного использования маршевых и маневровых двигателей на всем протяжении полета. В частности, это позволяет использовать более выгодные траектории полета к другим небесным телам. 10-летний срок эксплуатации позволяет многократно применять ТЭМ в разных миссиях, сокращая расходы на их организацию. В целом появление систем наподобие ТЭМ с ЯЭДУ даст космонавтике новые возможности во всех основных сферах деятельности.

Штатные двигатели ТЭМ должны использовать только часть электроэнергии от генерирующих систем. Соответственно, остается крупный запас мощности, пригодной для использования целевым оборудованием.

Однако имеются и существенные недостатки. Прежде всего, это необходимость разработки целого ряда новых технологий и общая сложность проекта. Вследствие этого создание ТЭМ требует много времени и соответствующее финансирование. Так, проект «Роскосмоса» разрабатывается около 10 лет, но практическое применение готового ТЭМ все еще относится к отдаленному будущему. Общая стоимость проекта оценивается в 17 млрд рублей.


Вариант облика ТЭМ, показанный прошлой осенью


Применение ядерной энергоустановки приводит к серьезным ограничениям на разных этапах. К примеру, испытания готовой ЯЭДУ или ТЭМ в целом возможны только на орбитах, что позволит минимизировать ущерб от возможных нештатных ситуаций. То же касается и эксплуатации готового транспортно-энергетического модуля.

Обозримое будущее


Согласно последним новостям, разработка проекта «Создание транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса» успешно завершена. Уже готовы некоторые макетные образцы, необходимые для проведения испытаний. В ближайшие годы предприятиям из состава «Роскосмоса» и «Росатома» предстоит провести ряд важнейших работ с этими и другими изделиями.

Летный прототип ТЭМ планируется построить в 2022-23 гг. После этого должны стартовать различные испытания, на которые уйдет несколько лет. Полноценный запуск эксплуатации ТЭМ ожидается в 2030 г.

В конце июня стало известно о подготовке площадки для эксплуатации ТЭМ. Такую технику будут запускать с космодрома Восточный. Не так давно был объявлен конкурс на разработку и строительство комплекса средств для подготовки космических аппаратов и транспортно-энергетического модуля. Конструкторская документация на технический комплекс должна быть разработана в 2025-26 гг. Строительство планируется запустить в 2027-м, а ввод в эксплуатацию состоится в 2030-м. Стоимость контракта – 13,2 млрд рублей.

Таким образом, различные работы по теме перспективной ракетно-космической техники с ЯЭДУ будут продолжаться в течение всего следующего десятилетия. Одним организациям предстоит завершить разработку и провести испытания транспортно-энергетического модуля, тогда как другие будут готовить инфраструктуру для его эксплуатации. По результатам всех этих работ в 2030 г. в распоряжении российской космической отрасли окажется принципиально новая техника с широкими возможностями. Впрочем, сложность всех этапов многообещающей программы может привести к изменению графика.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

100 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +1
    15 августа 2019 05:39

    А зачем нужна панель солнечной батареи при наличии 1 мВт электроэнергии от ЯЭУ ?
    Или это "для красоты" пририсовали?
    1. +5
      15 августа 2019 06:06
      Вероятно, как резервный источник питания,на случай сбоя основной энергоустановки или каких нибудь иных систем. В космосе ведь просто так не прилетишь что-то отремонтировать.
      1. +5
        15 августа 2019 11:42
        Цитата: Дилетант
        А зачем нужна панель солнечной батареи при наличии 1 мВт электроэнергии от ЯЭУ

        Цитата: Ангел_предохранитель
        Вероятно, как резервный источник питания

        Скорее, как гарантированный источник энергии для критично важных систем в случае отказа ЯЭУ. Далеко на таких "парусах" не улетишь )
        А вообще, глядя на космический корабль с солнечными батареями и ядерным движком, в уме возникает аналогия laughing
        1. -1
          15 августа 2019 12:18
          У проекта не хватает Зеркал паруса возле излучателей.
          1. 0
            9 октября 2019 12:14
            ...а так же зеркал заднего вида, педалей и упряжи. lol
        2. +2
          15 августа 2019 17:12
          Аналогия хорошая, надо сказать, у вас. Первые подводные лодки тоже были с парусами. На случай, если своим ходом не сможет обратно возвращаться. В целом хочу сказать, что нечто новое, перспективное и непроверенное всегда нужно страховать чем-то старым и проверенным.
          1. 0
            16 августа 2019 11:46
            Цитата: Тарелка
            Аналогия хорошая, надо сказать, у вас

            Ну так я в хорошем смысле высказался, это нормальный этап переходного периода)) Как только технологию доработают, солнечные батареи у космолетов исчезнут, как исчезли за ненадобностью паруса у пароходов hi
            1. 0
              26 августа 2019 18:59
              Так я как раз вас хвалю wink
    2. +2
      15 августа 2019 06:20
      Может для режима неактивности. Не пахать же реактору на полную мощность, просто летая по орбите? А может как запасное средство получения энергии.
      1. +1
        15 августа 2019 06:37
        ничего не понял,но было интересно.
      2. 0
        15 августа 2019 07:12
        Не пахать же реактору на полную мощность, просто летая по орбите?
        А как Вы представляете вкл/выкл на ядерном реакторе?
        1. +12
          15 августа 2019 09:34
          Нет, конечно.
          Кнопка Вкл должна быть зеленой laughing
          1. 0
            15 августа 2019 09:56
            Кнопка Вкл должна быть зеленой

            Абсолютно не согласен! На ядерном реакторе ВСЕ кнопки должны быть красными! В крайнем случае зеленой должна быть кнопка "выкл" Ведь именно "зеленые" борятся за отключение всех атомных/ядерных реакторов. stop
            1. +1
              15 августа 2019 10:04
              Не, должны быть разных цветов, что б персонал не путал.
              https://standartgost.ru/g/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_29149-91
              Гост 29149-91, пункт 5
              smile
        2. 0
          16 августа 2019 06:02
          Замедлители внутрь и спокойно ждем работы. Дело не в том, что реактор работает, а в том, что выработанную энергию без нагрузки надо куда-то девать.
      3. 0
        22 августа 2019 15:50
        Похоже, сия приблуда будет подолгу болтаться на околоземной орбите, ожидая очередной экспедиции, или под погрузкой-разгрузкой, или... Вот для таких "портовых работ" гонять реактор нет смысла, а солнечная батарея - самое то.
        Но кое-что меня смущает. Этот аппарат по назначению - буксир, Масса фиговины - 20,3 тонн, но это - без нагрузки. Положим, она несет КА массой 3 тонны, это не очень много. Для пилотируемых дальних экспедиций нужно больше, к Марсу, скажем - не менее 30 тонн. Итого минимальная масса - 23 тонны. При тяге 18 Н получаем ускорение в невесомости менее 0,783 мм/с/с. Много это или мало? За сутки скорость увеличится на 67,62 м/с, за месяц достигнет 2 км/с - это при движении в дальнем космосе. А
        при старте с околоземной орбиты сила тяги будет совершать не только работу по увеличению кинетической энергии, но и против сил тяжести - и потому разгон будет еще более медленным. Это означает, что через месяц после старта с околоземной орбиты буксир будет все еще разматывать спираль вокруг земли, поднимаясь все выше. Можно посчитать конкретно время, за которое будет достигнута, например, орбита Луны - но пусть это сделают другие. Мне лень.
        Через год аппарат достигнет скорости 24,5 км/с, т.е. с учетом начальной нулевой радиальной составляющей, среднегодовая скорость составит не более 12,2 км/с. А реально - меньше, потому что к Марсу или Юпитеру придется лететь против силы тяжести Солнца.
        И все равно, это очень приличный показатель, вряд ли достижимый на традиционной "химии". Может ли он быть улучшен? При мощности реактора 3,8 МВт на ИД подается 1 МВт, т.е. КПД системы 26,3%. Вероятно, тут-то и кроется резерв: при КПД в 50% тяга могла бы быть удвоена, а на радиаторы можно было бы сбрасывать меньше тепла. Конечно, это отлично понимают разработчики, и потому у низкого КПД есть технические причины.
        Цена ксенона - в районе 2500 баксов за кг, При удельном импульсе 70 км/с расход ксенона будет меньше, чем обычного ракетного топлива, примерно в 25 раз - но это означает, что все равно потребуются тонны ксенона. В атмосфере его меньше одной части на миллион. При таком расладе добыча золота не рентабельна. Мировое годовое производство ксенона сейчас около 70 тонн, из них примерно 21 тонна - Россия, увы, вместе с Украиной. Отсюда следует, что разработка ЭРД, работающих не на ксеноне - дело актуальное.
        1. 0
          22 августа 2019 17:53
          Вряд ли это буксир для дальних экспедиций. Скорее будет работать по трассе Земля - Луна. Необходимо набрать опыт в подобных... буксировках. Я так думаю, он будет доставлять спутники на высокие орбиты + на орбиту Луны. Тут как бы еще вопрос с его заправкой стоит - каким образом и как часто?
          1. 0
            22 августа 2019 18:19
            А смысл? Месяцами карабкаться до лунной орбиты? Нет, эта штука интересна только в дальнем космосе. К Марсу, Юпитеру, Сатурну, их спутникам, к астероидам и кометам. Можно даже в пояс Койпера слетать. С автоматическим аппаратом, разумеется.
    3. 0
      15 августа 2019 07:02
      должна быть разработана в 2025-26 гг. Строительство планируется запустить в 2027-м, а ввод в эксплуатацию состоится в 2030-м

      Что-то не припомню ни одного серьезного проекта с таким горизонтом планирования. Не путать с долгостроем типа "Ивана Грена" или "Ангары", которые устарели к моменту ввода.
    4. Комментарий был удален.
    5. -4
      15 августа 2019 08:11
      Капельная установка может работать только при наличии тяги.
      1. 0
        15 августа 2019 08:55
        Наоборот, при том исполнении как в статье с наличием тяги - она теряет смысл.
        Без силы тяжести капля летит туда, куда её пошлешь.
        В интернете есть статьи на эту тему, гулите, там принцип работы прост. Правда диковат для человека рожденного ползать laughing .
        1. 0
          15 августа 2019 10:24
          Почитал. Впечатляет! Полет ума людей, могущих представить что-то контринтуитивное. Если будет работать - будет очередной повод для гордости за нашу науку.
        2. -1
          15 августа 2019 11:31
          Цитата: Макс Отто
          ез силы тяжести капля летит туда, куда её пошлешь.
          Вот и читайте, разбирайтесь.
          И догадайтесь, какая проблема имеется при отсутствии силы тяжести.
      2. 0
        22 августа 2019 15:52
        Цитата: Симаргл
        Капельная установка может работать только при наличии тяги
        Поясняю для темных: чтобы ветром тепло сдувало. fellow
    6. Комментарий был удален.
  2. -1
    15 августа 2019 06:36
    При упоминании космодрома Восточный в первую очередь приходят на ум гигантские размеры хищений госсредств!
    Хоть что нибудь вернули? В стоимости контракта 13,2 миллиарда рублей наверняка заложены " финансовые риски"!
    1. +3
      15 августа 2019 06:58
      Кому что интересно, тот то и видит. Разработка действительно передовая, но комментаторам приходят на ум именно хищения.
  3. +4
    15 августа 2019 06:47
    Вот так вот! Когда услышал, что в МАИ испытывают двигатели электроракетные в 50 кВт, прежде всего подумал, а чем же питать такого монстра. А оно вона как! Двигатели испытания прошли вполне успешно... Ресурс показали неплохой. А вот американская супер-пупер разработка плазменного двигателя мегаваттного класса куда то "растворилась"... А шуму было! wassat
    1. -1
      15 августа 2019 10:35
      Изначально (с 60х гг.) подразумевался вывод в космос ядерных реакторов. Это считалось делом решенным, вопросом времени. На практике - передумали (одумались?). Учитывая дороговизну вывода каждого кг рабочего тела на орбиту Земли или дальше, электрореактивные двигатели кажутся очень здравой идеей. Грубо, энергия дешевле массы. Ее есть, где взять в космосе - от солнечных батарей до реактора.

      Упоминаемый вами американский (на самом деле, нет) VASIMR отличался от подобных проектов возможностью дросселирования и своим особым способом нагрева плазмы. Проект довольно интересный, но НАСА сконцентрировался на своих передовых ионных двигателях, а этот проект от частной компании Ad Astra "задвинули". Единственное применение для VASIMR, чтоб "прямо щас" использовать - подъем орбиты МКС с меньшими затратами рабочего тела. Видимо, сочли недостаточно веским для финансирования.
  4. +2
    15 августа 2019 07:12
    в стране, где мостырят уродище зенит-арены, заявлять что 17 млрд это много, для такой космической программы, это оскорбление здравого смысла.
  5. 0
    15 августа 2019 07:37
    Во всяком случае это проект сулящий Роскосмосу прибыли от услуг по транспортировке грузов к американской лунной станции. Ведь эта штука за три месяца способна доставить туда те же 20 т., которые та же Ангара А5 выведет на опорную орбиту у Земли. Чего не сделаешь, если хочешь заработать по крупному?! С стимулами в сотни миллионов баксов за квартал им ( ударникам кап. труда ) любые свершения будут по плечу.
  6. +2
    15 августа 2019 07:42
    Полноценный запуск эксплуатации ТЭМ ожидается в 2030 г

    В 2030 будем вспоминать, как в 2015 вспоминали лунную базу ....
    1. 0
      15 августа 2019 08:10
      Так по первоначальным планам он уже летает в космосе. А теперь 2030
  7. +2
    15 августа 2019 08:17
    Штука хорошая, интересная, но пока доведут до ума жаль только жить в эту пору прекрасную..... и дале по тексту. Увы, но такова селяви.
  8. +1
    15 августа 2019 08:33
    2030? Все ясно. Это как Медведев сказал, одни прожекты-картинки. Как и Федерация, как и союз-5 как и лунные базы. На бумаге одно а в космосе ноль. Все пока в планах. Но хорошо что телескоп запустили, и то хлеб.
    1. +1
      15 августа 2019 09:05
      Я жене кран отремонтировать третий месяц обещаю laughing
      1. +3
        15 августа 2019 10:59
        на моей жене нет крана request
  9. -2
    15 августа 2019 09:02
    Появляется возможность реализовать еще одно важное направление - геостационарную посадку. До сих пор снижение КА аппаратов осущесвляется единственным образом - торможением, которое заставляет аппарат снижать орбиту, в конечном счете останавливаясь в плотных слоях атмосферы (и при этом сильно обгорая). Ядерная установка позволит осуществить снижение за счет работы двигателей, что при правильном выборе траектории позволит КА спускаться относительно Земли практически вертикально без огромных температур и серьезных перегрузок, а значит, много более безопасно.
    1. +3
      15 августа 2019 10:37
      Ядерные двигатели вообще не подразумевают взлет/посадку и не предназначены для работы в атмосфере
    2. 0
      22 августа 2019 16:00
      Цитата: М.Михельсон
      позволит КА спускаться относительно Земли практически вертикально без огромных температур и серьезных перегрузок
      Ага. Держите карман ширше. Еще ширше! И даже ширее! При тяге 18 нютон (меньше 2 кг силы) посадить мягко двадцатитонную приблуду хотите?
  10. -3
    15 августа 2019 09:08
    Не эту ли штуку 8-го числа испытывали?
  11. +2
    15 августа 2019 09:14
    В конце 60-х начале 70-х, будучи мальчишкой (а в те времена все советские "пацаны" мечтали о космосе) про такие двигатели только в фантастической литературе читали, а теперь это реальность!!!! В 90-е и 2000-е было такое ощущение, что наше (всего человечества, а не только в РФ) движение в космос остановилось, превратившись из научного в торговое предприятие. Хорошо что я ошибался, есть ещё "порох в пороховиницах" у романтиков освоения просторов вселенной. МОЛОДЦЫ. Нет, не только в том, что создают новое, молодцы что не забросили романтику космоса, занявшись лишь "набиванием карманов деньгами" на разработках превопроходцев космоса.
  12. -9
    15 августа 2019 10:04
    Очень похоже на принцип работы двигателя Буревестника. Можете сравнить с устройством двигателя Буревестника.
    Произошедший 8 августа на военном полигоне под Северодвинском (Архангельская область) взрыв вызван испытаниями ракеты с неограниченной дальностью полета, имеющей твердотопливный стартовый и воздушно-реактивный маршевый электродвигатели, написал в Facebook авиационный эксперт Вадим Лукашевич.
    Согласно специалисту, стартовый двигатель, работающий на твердом смесевом химическом топливе, обеспечивает старт и разгон ракеты до крейсерской скорости полета, после чего выключается. «А дальше начинает работать обычный воздушно-реактивный двигатель [ВРД] с вращающимся винтом или компрессором, приводимым в движение не продуктами горения авиационного топлива (как у обычных ВРД), а электричеством, поступающим от радиоизотопного источника энергии», — уверен эксперт.
    Лукашевич уточнил, что такой источник «не является ядерным реактором в полном смысле слова, потому что в нем отсутствует управляемая реакция деления ядер». «Там находится активный изотоп, создающий очень высокую температуру, напрямую преобразовываемую в электричество. По сути, это высокоэффективный радиоизотопный термоэлектрический преобразователь. Маршевый двигатель может работать очень долго, сутки, недели или несколько месяцев, и это определяется не запасом авиатоплива (его просто нет), а ресурсом движущихся механических частей двигателя», — полагает специалист.

    https://m.lenta.ru/news/2019/08/13/burevestnik2/
    1. 0
      16 августа 2019 18:34
      Цитата: Sky Strike fighter
      Лукашевич уточнил, что такой источник «не является ядерным реактором в полном смысле слова, потому что в нем отсутствует управляемая реакция деления ядер». «Там находится активный изотоп, создающий очень высокую температуру, напрямую преобразовываемую в электричество. По сути, это высокоэффективный радиоизотопный термоэлектрический преобразователь.

      Звучит научно с приставкой "псевдо" .
      Если это не управляемая реакция , а "активный изотоп , создающий очень высокую температуру" , то как он будет себя вести ДО СТАРТА - в режиме дежурства ? Куда он будет девать свою "очень высокую температуру" ? Ведь он неуправляемый ? Это изотоп , у которого свой неизменный период полураспада ...
      Куда легче поверить в камеру нагрева от ТВЭЛА набегающего потока с истечением через сопло . ТВЭЛОМ хоть управлять можно . Тем более , что на продемонстрированных кадрах было ясно видно истечение раскалённых , ярко светящихся газов из сопла .

      И не стоит связывать случившуюся аварию с "Буревестником" . Совсем не стоит . Это было совершенно другое изделие .
      Во первых пожар был на КОРАБЛЕ . А значит испытывался образец МОРСКОГО вооружения .
      Во вторых ясно было сказано - взрыв ЖИДКОСТНОГО ракетного двигателя .
      А краткосрочный всплеск радиации связан с разрушением "ядерной батарейки" - источника питания для стартовой аппаратуры . Это "батарейка" тяжела и габаритна , на изделие её не поставишь . А вот для обеспечения питания стартово-пусковой установки на продолжительный период БД - самое то .
      Возможно от волнения моря или по другой причине изделие ударили или уронили , произошла утечка компонентов топлива - очень огнеопасных и ядовитых(амил-гептил) . Пожар и взрыв + химическое заражение крайне ядовитыми компонентами . Отсюда и изоляция района до полной нейтрализации этой отравы .
      Испытателям не повезло - оказались на этом корабле и видимо рядом с изделием .
      Соболезную родственникам , друзьям и коллегам .
      Но к "Буревестнику" этот инцидент отношения не имеет - у него сухопутный старт .
  13. bar
    -1
    15 августа 2019 10:50
    Цитата: Дилетант

    А зачем нужна панель солнечной батареи при наличии 1 мВт электроэнергии от ЯЭУ ?
    Или это "для красоты" пририсовали?

    энергия лишней не бывает. тем более халявная.
  14. bar
    -1
    15 августа 2019 10:51
    Цитата: Дилетант
    А как Вы представляете вкл/выкл на ядерном реакторе?

    как обычно, "опусканием" стержней и уменьшением потока нейтронов
    1. 0
      16 августа 2019 00:12
      Цитата: bar
      как обычно, "опусканием" стержней и уменьшением потока нейтронов

      У реактора поток нейтронов до нуля не уменьшается никогда. Нету у него "Выкл." в принципе.
      1. bar
        0
        16 августа 2019 07:15
        А вам принципиально нужен именно "выкл"? Или понятия "заглушили реактор" достаточно?
        1. 0
          16 августа 2019 21:07
          Цитата: bar
          Или понятия "заглушили реактор" достаточно?

          Да, принципиально. :) Нет недостаточно. Этот "заглушенный" реактор продолжает греться и если тепло сбрасывать некуда, вас ждет большой "бара-бум". Вспомните Фукусиму.
  15. -1
    15 августа 2019 10:55
    насчет охлаждения не понял, там что, запас расходной жидкости для охлаждения будет использоваться?
    а нельзя было придумать девайс, который с набравшими энергию фотонами будет отдавать лишнюю энергию?
    1. +1
      15 августа 2019 19:25
      Цитата: yehat
      а нельзя было придумать девайс, который с набравшими энергию фотонами будет отдавать лишнюю энергию?
      Почти так и есть.Тут дикие минусаторы не разобрались в конструкции и наставили мне гадостей.
      В космосе два варианта сброса тепла: излучением и выносом теплоносителя. Второй способ - расточителен по массе. В скафандрах используется он, обычно. Первый способ используется в космических кораблях и спутниках.
      Но теплоноситель гоняют по герметичному контуру.
      А герметичный контур - это паразитная масса излучателей.
      Наши решили проблему весьма оригинально: т.к. вокруг вакуум и практически отсутствует паразитная гравитация, решили контур теплоносителя сделать открытым - излучатель это, фактически, дождевальная установка, только теплоноситель не испаряется, а излучает.
      Теперь ответ, почему там солнечные батареи и почему установка работать без ускорения не будет: солнечная энергия нужна для режима дрейфа, когда локомотив грузится/разгружается в конечной точке; капельная установка работать без ускорения/гравитации работать не будет (или будет, но плохо) - "выстрелить" капелькой в нужном направлении можно, а вот собрать/откачать капельки - проблематично.
      1. 0
        16 августа 2019 09:47
        что-то я не верю, что испарение теплоносителя будет минимальным.
        открытым зря сделали
        1. 0
          16 августа 2019 18:16
          Цитата: yehat
          что-то я не верю, что испарение теплоносителя будет минимальным.
          Ещё смешнее: заявлена гелий-ксеноновая смесь, это газ. Не будет смены агрегатных состояний.
          А в условиях космоса - главное не расплескать.
          1. 0
            19 августа 2019 10:34
            если взять что-то вроде ртути с серьезным коэф. поверхностного натяжения, можно предположить,
            что она не будет испаряться, но какой-то левый газ??? а что его будет удерживать от банального расширения?
            1. 0
              19 августа 2019 18:19
              Цитата: yehat
              если взять что-то вроде ртути с серьезным коэф. поверхностного натяжения, можно предположить, что она не будет испаряться
              Мёрзнуть будет, т.к. температура плавления - -39С. Впрочем, испаряться тоже.

              Цитата: yehat
              но какой-то левый газ??? а что его будет удерживать от банального расширения?
              Почему левый?
              От расширения ничего не удерживает. Думаю, там что-то придумали.
        2. 0
          23 августа 2019 00:01
          Цитата: yehat
          что-то я не верю,

          Верить никто не заставляет. Там теплоноситель - сплав на основе висмута. Давление пара совершенно ничтожное, испарением можно пренебречь, даже за всё время эксплуатации.
          1. 0
            23 августа 2019 10:23
            в испарение атмосферы Земли тоже сначала никто не верил, пока опыты не показали напрямую.
            1. 0
              23 августа 2019 12:22
              Хорошо-хорошо, пусть испаряется. Пройдет пара - тройка миллиардов лет, испарится полпроцента висмута, мы сядем и дружно заплачем.
              Цитата: yehat
              в испарение атмосферы Земли тоже сначала никто не верил,
              no Да? Прям так и никто? А то, что уравнение, связывающее атмосферное давление с высотой, вывели более ста лет назад, и более ста лет назад показано, что давление лишь на бесконечности становится нулевым, вы в расчет не принимаете? Вы бы собственные придумки за факт не выдавали, а то как-то некрасиво.
      2. 0
        22 августа 2019 16:53
        Цитата: Симаргл
        а вот собрать/откачать капельки - проблематично.

        У жидких металлов огромное поверхностное натяжение, и поэтому их капли сливаются и растекаются по любой смачиваемой поверхности. Остается с этой поверхности направить насосом в контур охлаждения. На Земле этому может помешать окисление металла - поэтому, например, порошки олова или свинца при плавлении могут не соединиться в капли: мешает пленка окислов. В вакууме такой проблемы нет.
        1. -1
          22 августа 2019 20:57
          Цитата: astepanov
          Остается с этой поверхности направить насосом в контур охлаждения.
          Ваша проблема - Вы не можете представить, как вещество будет вести себя в условиях отсутствия гравитации. Любой насос "высосет" трубку (открытую полость) в жидкости или газе и будет работать вхолостую до тех пор, пока эта "трубка" не заткнётся, а это может быть долгая история. С появлением гравитации всё упрощается: мало того, что открытые полости затягиваются автоматически, а точнее - не появляются, так ещё и появляется возможность "самотёка" на основе конвекции.
          1. 0
            22 августа 2019 23:51
            Цитата: Симаргл
            Ваша проблема - Вы не можете представить, как вещество будет вести себя в условиях отсутствия гравитации.

            А ваша проблема - незнание азов физики. "Разорвать" жидкость вовсе не просто, внутренние силы в ней не многим слабее, чем в твердом теле. Растягивающее напряжение в жидкости может достигать до наступления разрыва величины в - 25 МПа - 250 атмосфер! http://lib.sernam.ru/book_t_phis.php?id=73 А уж про "полость в газе" - такая пенка, что даже комментировать не хочется. По-вашему, в невесомости в газе нет давления? Разве уравнение Бойля-Мариотта в невесомости не работает? Покажите, где в этом уравнении сила тяжести - тогда будем разговаривать.
            1. -1
              23 августа 2019 00:48
              Цитата: astepanov
              А ваша проблема - незнание азов физики.
              wassat Уже учу.

              Цитата: astepanov
              "Разорвать" жидкость вовсе не просто, внутренние силы в ней не многим слабее, чем в твердом теле.
              Как Вы чай пьёте? Порции зубами откусываете? belay

              Цитата: astepanov
              А уж про "полость в газе" - такая пенка, что даже комментировать не хочется.
              А чем газ будет отличаться от жидкости, по большому счёту, в условиях невесомости?

              Цитата: astepanov
              По-вашему, в невесомости в газе нет давления?
              Это у адептов Лунного заговора давления на поверхности Луны нет, а я к ним не отношусь, потому - кое о чём догадываюсь.

              Цитата: astepanov
              Разве уравнение Бойля-Мариотта в невесомости не работает?
              Э... а при чём тут невесомость? Вы хорошо поняли, как решили холодильник организовать? Теплоноситель двигается по открытому контуру: в зоне излучения (сброса тепла) он перемещается в условиях открытого космоса, т.е. практически в вакууме.
              1. 0
                23 августа 2019 10:47
                Цитата: Симаргл
                А чем газ будет отличаться от жидкости, по большому счёту, в условиях невесомости?

                Это я вам объяснять не обязан. Откройте хотя бы учебник Перышкина. Вы полагаете, что если в невесомости открыть газовый баллон, то газ так в нем и останется? Что в газе можно вырезать дырку, и она не будет зарастать? Продолжайте пребывать в приятном заблуждении.
                Цитата: Симаргл
                Э... а при чём тут невесомость?

                При том, что газовые законы относятся к поведению газов, и к чему вы тут приплели холодильник, совершенно не понимаю. А жидкий металл можно прекрасно собирать и в вакууме, и в невесомости. Физических препятствий к этому нет. Разработчики, в отличие от вас, это понимают.
                1. -1
                  26 августа 2019 20:46
                  Цитата: astepanov
                  Вы полагаете, что если в невесомости открыть газовый баллон, то газ так в нем и останется?
                  Да успокойтесь Вы! Гелий-ксеноновая смесь, по всей видимости, является первым контуром реактора и находится в закрытом контуре.

                  Цитата: astepanov
                  Разработчики, в отличие от вас, это понимают.
                  Конечно понимают! Потому резервный контур охлаждения - замкнутый (традиционный).
                  1. 0
                    1 сентября 2019 18:44
                    Чудо, первый контур - не резервный. И замкнут он потому, что газовый. Марш в школу, неуч! В первый класс! В подготовительную ясельную группу!
                    1. -1
                      1 сентября 2019 21:01
                      Цитата: astepanov
                      Чудо, первый контур - не резервный. И замкнут он потому, что газовый. Марш в школу, неуч! В первый класс! В подготовительную ясельную группу!
                      Дурачком прикидываетесь?
                      Цитата: astepanov
                      Гелий-ксеноновая смесь, по всей видимости, является первым контуром реактора и находится в закрытом контуре.

                      Цитата: Симаргл
                      Потому резервный контур охлаждения - замкнутый (традиционный).
                      Вы хотя бы на картинку ещё раз глянули, а не посылали в школу того, кто Вас научить чему-нибудь может.

                      Как я понимаю, Вы абсолютно не понимаете, что нарисовано на картинке.
                      1. 0
                        1 сентября 2019 21:54
                        Нет, родной, это вы не понимаете. У всякой тепловой машины есть рабочее тело, посредством которого теплота превращается в работу. Так учит термодинамика. В нашем случае рабочим телом является ксенонсожержащая смесь - хотя бы потому, что это газ, который расширяется от нагрева очень хорошо, в отличие от металлического расплава. Тепловая энергия не может быть полностью превращена в механическую работу (см. "Цикл Карно"), и часть тепла нужно сбрасывать в холодильник, в роли которого выступает открытый космос. Для этого удобно использовать металлический расплав - его распыляют, чтобы увеличить поверхность излучения, потому что иного способа в космосе нет. И потому говорить о том, что газовый контур - резервный, дико. Без него вся эта система работать не будет. С равным успехом вы можете заявить, что водяной контур в наземном реакторе - резервный, и крутить турбину можно и без него.
                      2. -1
                        1 сентября 2019 22:17
                        Цитата: astepanov
                        Нет, родной, это вы не понимаете.
                        И что же нас породнило?

                        Цитата: astepanov
                        И потому говорить о том, что газовый контур - резервный, дико.
                        Где я это написал? Вы читать то умеете? Я предложил успокоиться - первый, понимаете? Первый, это который ближе всего к источнику энергии контур - газовый! Про материал резервного!!!! РЕЗЕРВНОГО контура я ни словом не обмолвился, но он может быть как газовым, так и любым другим подходящим, т.к. он ЗАКРЫТЫЙ!!!!
                        Я устал от того, что Вы порете дикую чушь, перевираете мои слова, а потом пишете от себя то, что я уже написал.
                        Внимательно смотрите на повторенную мною картинку. Вникайте в буквы "Вспомогательный холодильник-излучатель".
                        Потом, может быть, сможете оспорить, что основной капельный холодильник может работать без ускорения.
                      3. 0
                        2 сентября 2019 07:40
                        Вас заклинило? Где вы нашли РЕЗЕРВНЫЙ контур? Что он резервирует? Резервное устройство используют в особых случаях, а здесь нет резервного, есть первый контур!
                        Идите лучше искать полости в газе.
                      4. 0
                        3 сентября 2019 18:34
                        Цитата: astepanov
                        Где вы нашли РЕЗЕРВНЫЙ контур?
                        Для тех, кто в танке: резервный, вспомогательный - называйте как хотите. Если Вам перепостили картинку, где явно показан "Вспомогательный холодильник-излучатель", а Вы его не видите - примите курс йодосодержащих препаратов, должно помочь?

                        Цитата: astepanov
                        Резервное устройство используют в особых случаях, а здесь нет резервного
                        Резервный или вспомогательный. Разница небольшая. Смысл один: работает в то время, когда капельный недееспособен.

                        Цитата: astepanov
                        есть первый контур!
                        Реактор может иметь от одного контура теплообмена, даже "сухой" - например, можно обложить элементами Пельтье.
                        В данном случае, первый контур - газовый, остальные - не понятно. Но не менее двух, скорее всего - параллельных, "сверху": вспомогательный/резервный и основной - капельный. Если Вы не понимаете и месите всё в кучу: вспомогательный, основной, первый, второй - для Вас это слова.
                      5. 0
                        6 сентября 2019 20:12
                        Сэр,
                        начнем с того, что использование элементов Пельтье в данном случае абсолютно бессмысленно. Если у вас есть хотя бы зачатки технического образования, то должны бы сообразить, что эта затея кроме вреда ничего не принесет.
                        Второе. Ксенонсодержащая смесь является рабочим телом, поэтому без ее участия ядерная установка никак не может генерировать энергию - как паровоз не может ехать без воды. Называть этот контур "вспомогательным" может только законченный неуч. В конструкции нет ни вспомогательных, ни вторичных контуров - все они работают как одно целое, все необходимы и выход из строя любого из их убьет систему целиком.
                        Третье. Вы то полагаете, что в невесомости невозможно собрать капли металлического расплава, то объявляете, что в газе можно вырезать полость (в невесомости) - большей чуши я не видел и не слышал. И вы лезете с этим багажом о чем-то судить. Не стыдно?
                      6. 0
                        7 сентября 2019 10:46
                        Цитата: astepanov
                        Сэр,
                        начнем с того, что использование элементов Пельтье в данном случае абсолютно бессмысленно.
                        Причина? Их нет. Потому, как это всего лишь один из видов преобразователей.

                        Цитата: astepanov
                        Если у вас есть хотя бы зачатки технического образования
                        У Вас то его нет. Мне даже картонку с бумажкой дали.

                        Цитата: astepanov
                        эта затея кроме вреда ничего не принесет
                        Пчёлы дохнуть будут? Чем Пельтье вредны?! Или Вы ещё не придумали?

                        Цитата: astepanov
                        Называть этот контур "вспомогательным" может только законченный неуч.
                        Вы себя считаете себя грамотным человеком, но как тупой баран бьётесь об одно и то же своё утверждение посчитав, что я когда-то это писал.
                        Однако ранее я писал:
                        Цитата: Симаргл
                        Я предложил успокоиться - первый, понимаете? Первый, это который ближе всего к источнику энергии контур - газовый!

                        Цитата: Симаргл
                        Гелий-ксеноновая смесь, по всей видимости, является первым контуром реактора и находится в закрытом контуре.

                        Цитата: Симаргл
                        Да успокойтесь Вы! Гелий-ксеноновая смесь, по всей видимости, является первым контуром реактора
                        Вы прикидываетесь не умным человеком? Я три раза повторил, что он первый, а Вы пишите про вспомогательный!
                        Насчёт рабочего тела - это Вы о чём? Вы вообще знаете как примерно устроены ВВР, например?

                        Цитата: astepanov
                        В конструкции нет ни вспомогательных, ни вторичных контуров - все они работают как одно целое, все необходимы и выход из строя любого из их убьет систему целиком.
                        Вы конструктор?
                        Хотя нет... Вы не поняли ни слова из того, что я написал. Вы абсолютно не понимаете как всё это может работать (нельзя сказать "как это работает" - нам этого пока не сказали, а потому - только гадаем). Я пытался объяснить как это может работать, но технически безграмотному человеку это бесполезно.

                        Цитата: astepanov
                        Вы то полагаете, что в невесомости невозможно собрать капли металлического расплава, то объявляете, что в газе можно вырезать полость (в невесомости) - большей чуши я не видел и не слышал.
                        Жидкость - только смачиванием и только собрать. Геморрой будет со всем: попасть в уловитель, сделать так, чтобы капля не расплескалась, откачать эту жидкость, которая ещё без разрывов должна распределиться по накопителю только лишь поверхностным натяжением... ещё рассказать?
                        С газом шутка юмора не удалась. Каюсь.
                      7. 0
                        8 сентября 2019 19:26
                        Цитата: Симаргл
                        Конечно понимают! Потому резервный контур охлаждения - замкнутый (традиционный).
                        Цитата: Симаргл
                        Вы себя считаете себя грамотным человеком, но как тупой баран бьётесь об одно и то же своё утверждение посчитав, что я когда-то это писал.

                        Это не вы писали, используя слово "резервный"? ? Пушкин, быть может? Может, цитата вас убедит?
                        Цитата: Симаргл
                        Пчёлы дохнуть будут? Чем Пельтье вредны?! Или Вы ещё не придумали?

                        А что тут думать? Элемент Пельте - то же самое, что термоэлектрогенератор, только наоборот: электроэнергия используется для создания разности температур. Т.е. вы сначала хотите создать разность температур в реакторе, потом посредством тепловой машины получить электроэнергию и, наконец, эту энергию опять преобразовать в тепло. Может, вы думаете, что так можно охлаждать контур теплоотвода? Если так, то и азами термодинамики вы не владеете.
                        Цитата: Симаргл
                        Вы не поняли ни слова из того, что я написал. Вы абсолютно не понимаете как всё это может работать (нельзя сказать "как это работает" - нам этого пока не сказали, а потому - только гадаем). Я пытался объяснить как это может работать, но технически безграмотному человеку это бесполезно.
                        Сэр, по поводу "технически безграмотного человека" обращайтесь к себе любимому. У меня внедренных в серийное производство патентов больше, чем у вас и вашей жены зубов - даже если вы ни одного зуба не потеряли. И степень у меня тоже "т.н." - если вы в курсе, что это значит. И стаж работы в прикладной науке больше сорока лет. Так что не хамите, любезный. Кстати, прекрасно известно, как это работает - разве что вам недосуг прочитать. Схема традиционная: реактор греет рабочее тело (газ),
                        тот крутит турбину с генератором на валу, тепло отработавшего гаа сбрасывается в холодильники. Гуглите, и будет вам счастье.
                        Цитата: Симаргл
                        Насчёт рабочего тела - это Вы о чём?
                        О том, что следовало не прогуливать лекции по термодинамике. Раббоче тело - газообразное или жидкое вещество, с помощью которого какая-либо энергия преобразуется в механическую работу или теплоту. Наиболее распространенные рабочие тела: водяной пар - в паровых турбинах, продукты сгорания органического топлива - в двигателях внутреннего сгорания, хладагенты - в холодильных машинах. В ракетной технике рабочим телом принято считать ракетное топливо.
                        Цитата: Симаргл
                        Жидкость - только смачиванием и только собрать. Геморрой будет со всем: попасть в уловитель, сделать так, чтобы капля не расплескалась, откачать эту жидкость, которая ещё без разрывов должна распределиться по накопителю только лишь поверхностным натяжением...

                        У вас начинают появляться признаки разума. Если бы вы еще знали, что поверхностное натяжение металлов в сотни раз больше, чем воды...
                        Цитата: Симаргл
                        С газом шутка юмора не удалась.

                        Вот только не врите, что это была шутка.
                      8. 0
                        10 сентября 2019 06:04
                        Цитата: astepanov
                        Это не вы писали, используя слово "резервный"?
                        Писал то я писал, но к чему он относится, Вы так и не поняли.

                        Цитата: astepanov
                        Элемент Пельте - то же самое, что термоэлектрогенератор, только наоборот:
                        Э.. чО?!
                        Элемент Пельте - это обратимая электрическая машина, термоэлектрический преобразователь.

                        Цитата: astepanov
                        Т.е. вы сначала хотите создать разность температур в реакторе
                        Ещё раз повторите! Я записываю Ваши перлы. Даже жена-гуманитарий хихикает. Не, я не бог и отделять тепло от холода не умею.

                        Цитата: astepanov
                        потом посредством тепловой машины получить электроэнергию и, наконец, эту энергию опять преобразовать в тепло.
                        Это в Вашем больном воображении так происходит. Впрочем, если буквально - Вы правы. Только тепловая машина здесь - элемент Пельтье, а производитель тепла - электроракетный двигатель и вспомогательное оборудование.

                        Цитата: astepanov
                        Может, вы думаете, что так можно охлаждать контур теплоотвода?
                        Я не могу понять Вашу схему. Мои никчёмные мозгишки рисуют простую, как лист бумаги.

                        Цитата: astepanov
                        У меня внедренных в серийное производство патентов больше, чем у вас и вашей жены зубов - даже если вы ни одного зуба не потеряли.
                        И что это значит?

                        Цитата: astepanov
                        Схема традиционная: реактор греет рабочее тело (газ),
                        тот крутит турбину с генератором на валу, тепло отработавшего гаа сбрасывается в холодильники.
                        Как работают паротурбинные установки закрытого цикла я знаю. И что?
                        В варианте с Пельтье движется только "рабочее тело" в виде теплоносителя.

                        Цитата: astepanov
                        Гуглите, и будет вам счастье.
                        Моя профессия с другой стороны тепловой машины. Но с технологическим процессом я знаком.

                        Рисовать лень...
                        (реактор)>(элемент Пельтье)>(впомогательный холодильник, основной холодильник), на выводах элементов Ельтье висят аккумуляторы, солнечные батареи и потребители. Плюс ещё контур сбора тепла с вспомогательного оборудования (тоже через элемент Пельтье или обычный холодильник), который сбрасывает тепло на холодильники прямо или со стороны реактора.
                      9. 0
                        10 сентября 2019 09:52
                        Сэр, термоэлектрогенератор так и принято именовать - термоэлектрогенератором, а элемент Пельте - это холодильник, и никак иначе, хоть они и взаимообратимы. Насос и компрессор тоже взаимообратимы, но от этого никто компрессор насосом не назовет. Никто не обязан понимать терминологию, которую вы придумали сами для себя.
                        Только неуч может предложить использовать термоэлектрогенератор для космической установки: у него КПД ниже газотурбинного двигателя, и намного. Потери мощности, рост нагрузки на холодильник... Наконец, в тьме источников прямо указывается: турбомашинная система преобразования энергии. Это к вопросу о том, у кого из нас больное воображение. И все ваши нелепые фантазии гроша ломанного не стоят.
                        Мне надоела ваша упрямая заносчивость в сочетании с безграмотностью.
                      10. 0
                        10 сентября 2019 21:03
                        Цитата: astepanov
                        а элемент Пельте - это холодильник,
                        wassat чО?!
                        Да уж..понимаете Вы как он работает так себе...
                        Элемент Пельтье ни холодильник, ни нагреватель! Это ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ!!! Прочтите раз 50 для понимания.
                        Прикладываете разность потенциалов к выводам - получаете разность температур на поверхностях, греете одну сторону, охлаждаете другую - вот Вам разность потенциалов на выводах.
                        Цитата: astepanov
                        Никто не обязан понимать терминологию, которую вы придумали сами для себя.
                        Какую терминологию? Обратимая электрическая машина? Вы точно понимаете, что это значит?
                        Цитата: astepanov
                        у него КПД ниже газотурбинного двигателя, и намного.
                        Правда? Врёте.
                        У Пельтье до 60%, если что.

                        Цитата: astepanov
                        Мне надоела ваша упрямая заносчивость в сочетании с безграмотностью.
                        Ну, после Ваших перлов о принципах работы элемента Пельтье... а как понимать
                        Цитата: astepanov
                        Насос и компрессор тоже взаимообратимы, но от этого никто компрессор насосом не назовет.
                        Вообще непонятно.
                      11. 0
                        11 сентября 2019 09:51
                        Сэр, термоэлектрогенератор работает на эффекте Зеебека, а теплоперенос в под влиянием внешней ЭДС - эффект Пельтье. Так что не демонстрируйте невежества. И - о КПД термоэлектрогенераторов (ТЭГ). Говорить о КПД как таковом бессмысленно, поскольку он зависит от разности температур на входе и выходе. Применительно к ТЭГ говорят об отношении КПД ТЭГ к КПД идеального цикла Карно в этих же условиях. Козе понятно, что температура холодного спая не может быть ниже 545 К - температуры плавления висмута из контура охлаждения, а горячего - 1470 К, температуры рабочей зоны реактора. Отсюда предельный КПД легко считается. Открываем справочник и находим, что КПД высокотемпературных ТЭГ составляет 23%. Умножаем на 0,66 - КПД цикла Карно в этих условиях - и находим, что итоговый КПД составляет менее 15,2 %. Часть из этого съедят собственные нужды, например, прокачка теплоносителя через радиаторы, и на выходе останется совсем грустная цифра. В реальности же имеем (на турбинном генераторе) 1 МВт мощности при тепловой мощности реактора 3,8 МВт, т.е. КПД 26,3% - со всеми потерями. Вот поэтому там и поставили турбину, а не термобатарею. Букварь учите, сэр, и не прикидывайтесь специалистом.
                        Думаю, что вы не остановитесь, продолжите апеллировать к жене, пилить дырки в газе и нести околесицу. Давайте, сэр, это очень забавно.
                      12. 0
                        11 сентября 2019 20:58
                        Цитата: astepanov
                        Сэр, термоэлектрогенератор работает на эффекте Зеебека, а теплоперенос в под влиянием внешней ЭДС - эффект Пельтье.
                        Изначально я говорил о элементе Пельтье. Это, повторюсь, обратимая электрическая машина (полупроводниковая, если что), имеющая КПД до 60%. Сам Пельтье к современному полупроводниковому прибору имеет весьма опосредованное отношение: он (прибор) появился сильно позже смерти и Зеебека, и Пельтье, да и придумал его Томпсон (тогда почему элемент Пельтье - фиг его знает).

                        Цитата: astepanov
                        Открываем справочник и находим, что КПД высокотемпературных ТЭГ составляет 23%. Умножаем на 0,66 - КПД цикла Карно в этих условиях - и находим, что итоговый КПД составляет менее 15,2 %.
                        Из брехопедии, по Карно - 77%, а не 15.

                        Цитата: astepanov
                        Часть из этого съедят собственные нужды, например, прокачка теплоносителя через радиаторы, и на выходе останется совсем грустная цифра.
                        Подождите! Мы же говорим о работе преобразователя... впрочем, согласен: нужно считать КПД системы. Прямой преобразователь будет иметь более высокий КПД.

                        Цитата: astepanov
                        Давайте, сэр, это очень забавно.
                        Элемент Storm-71, подаваемая мощность до 60Вт, тепловая до 35Вт. Считайте КПД. Да, не кондиционер с разницей в 200-250%, но всё же.
                      13. 0
                        12 сентября 2019 09:53
                        Сэр, вы опять демонстрируете потрясающее невежество. Прочтите техническое описание Storm-71: ХОЛОДОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ 36 Вт при электрической мощности 60 Вт. Между тем по циклу Карно для идеальной тепловой машины холодопроизводительность должна быть более 70 Вт. И запомните: тепловая машина применяется для превращения тепловой энергии в работу (механическую, электрическую, химическую и т.д.). Ее КПД даже в принципе не может превышать КПД цикла Карно и всегда меньше единицы. Тепловой насос в форме идеального холодильника всегда имеет КПД (отношение перенесенной тепловой энергии к совершенной работе) больше единицы.
                        Кстати, поведайте: а что вы там собрались охлаждать - неужели реактор? А зачем? И откуда брать для этого энергию?
                        Сэр, читая вас, я теряю веру в разумность человечества. Неужели каша,, которую вы кушаете, попадает вам в мозг минуя желудок?
                      14. 0
                        12 сентября 2019 20:41
                        Цитата: astepanov
                        Кстати, поведайте: а что вы там собрались охлаждать - неужели реактор?
                        Т.е. написанное мною выше прочитано не было... а смысл тогда было писать?
                        Попробую ещё раз: элемент Пельтье - обратимая электрическая машина, термоэлектрический преобразователь.
                        Не понятно?
                        Ещё раз: с одной стороны греем (реактором, горелкой), с другой охлаждаем (радиатор, капельный излучатель), на клеммах получаем ток. Можно наоборот: подать ток на клеммы, получить разность температур на поверхностях.

                        Цитата: astepanov
                        И откуда брать для этого энергию?
                        wassat
                      15. 0
                        12 сентября 2019 21:31
                        Элекктрохолодильник там нафиг не нужен, но вы в качестве примера прривели именно холодильник - и что я должен был подумать? Еще раз: КПД термоэлектрогенераторов гораздо ниже, чем газотурбинных преобразователей. Вы привели в качестве примера Storm-71, предназначенный для работы в качестве холодильника, и только в этом качестве имеющий приличный КПД. Извольте посчитать: у этого устройства КПД преобразования теплоты в работу был бы менее 5% даже при идеальной работе. Не верите? Докажите расчетом. Или всё еще не решаетесь расписаться в невежестве?
                        Цитата: Симаргл
                        Попробую ещё раз: элемент Пельтье - обратимая электрическая машина, термоэлектрический преобразователь.
                        Ни грамма она не обратимая. Вы не понимаете азов термодинамики.
  16. bar
    -2
    15 августа 2019 10:56
    Цитата: Гражданский
    Что-то не припомню ни одного серьезного проекта с таким горизонтом планирования.

    напомню - ядерный реактивный двигатель в СССР начали разрабатывать в начале 60-х, а готовый результат в виде "буревестника" появился только что (если диктор нам не врёт (с)
    1. +1
      15 августа 2019 21:10
      Ракету аналогичную Буревестнику и мы и США начали разрабатывать почти одновременно и исследования шли быстро и успешно. А потом появились МБР которые в тысячу раз лучше и полностью похоронили проекты.
      1. bar
        0
        17 августа 2019 07:57
        Атомные реактивные двигатели начали разрабатывать задолго до ракет. Планировалось ставить их на стратегические бомбардировщики. Были и опытные образцы, и стенды для их испытаний (на полигоне в семипалатинске). Так что задел по буревестнику со времён СССР был приличный.
  17. bar
    +2
    15 августа 2019 11:02
    Цитата: Sky Strike fighter
    Очень похоже на принцип работы двигателя Буревестника. Можете сравнить с устройством двигателя Буревестника.

    абсолютно не похоже. в "буревестнике" рабочее тело (воздух) нагревается от разогретых элементов теплообменника, и, расширяясь, выбрасывается через сопло. по сути обычный турбореактивный двигатель с изменённой "камерой сгорания". в ионном двигателе нейтральный газ ионизируется потоком электронов и выбрасывается за щёт мощного электромагнитного поля. как то так.
    1. 0
      4 октября 2019 16:19
      Как это на буревестнике неизвестно не Вам ни мне, а то что это родственные вещи однозначно.
      1. bar
        0
        4 октября 2019 16:29
        "Буревестник" не на голом месте появился, работы по атомному реактивному двигателю велись в СССР ещё с начала 60-х годов. И образцы строились, и испытывались на стендах в Семипалатинске, и проект самолёта был с таким двигателем Ан-22ПЛО, и летающая лаборатория была Ту-95ЛАЛ. Кстати и американцы вели аналогичные работы в то же время. Так что хотя бы принцип работы двигателя "буревестника" давно известен. И общего с "ионным двигателем" у него совсем мало
  18. Комментарий был удален.
  19. bar
    -1
    15 августа 2019 11:19
    Цитата: Проктолог
    Ядерные двигатели вообще не подразумевают взлет/посадку и не предназначены для работы в атмосфере


    Вы не путаете ядерные двигатели с электрическими реактивными двигателями, то бишь с ионными? ядерные как раз без атмосферы не работают, как и обычные турбореактивные, т.к. рабочее тело там - атмосферный воздух.
    1. -1
      15 августа 2019 20:33
      но ведь вообще ядерные двигатели могут работать в космосе для разогрева рабочего тела в 1 контуре охлаждения реактора и используя это разогретое нечто как реактивную струю для движения
      1. bar
        0
        15 августа 2019 20:58
        Во-первых, для этого надо тащить с собой в космос слишком много этого рабочего тела. Во-вторых, с этим прекрасно справляются ракеты на химическом топливе. Фишка _электрических_ ракетных двигателей в том, что они умеют разгонять рабочее тело (плазму) до сверхвысоких скоростей, на порядок выше обычных химических. За щёт этого у них отличный удельный импульс, и, соответственно, не требуется большого количества того самого тела.
        1. 0
          17 августа 2019 07:48
          это знаю, но разгон у всех электрических относительно долгий, а тела в ближайшем поясе астероидов огромными глыбами летают
  20. -5
    15 августа 2019 11:35
    Через 22 года будет создан Универсальный Генератор Волновых Колебаний (УГВК).
    Принцип работы УГВК заключается в том, чтобы сгенерировать и передать волновую информацию объекта разных уровней из одной точки пространства в другую. Таким образом, происходит подтверждение эффекта суперпозиции в квантовой механике, по которой нахождение предмета предполагается сразу везде, и только после определения его свойств, в пространстве он материализуется.
    Уровни передачи информации могут быть разные, от передачи звука и изображения – до передачи самого объекта.
    Таким же образом может передаваться энергия, собственно, передаётся волновая информация высшего уровня, чтобы получить энергию. УГВК возможны, как для домашнего применения, так и для промышленного применения, вплоть до перемещения в межзвёздном пространстве.
    Вероятно, возможно корректировать передаваемый объект, в процессе передачи. Например, можно будет при телепортации человека провести его омоложение или корректировку здоровья. Причем, при материализации они возникали в нужной точке пространства-времени, а не только в пределах материализатора.
  21. -4
    15 августа 2019 11:52
    ЯЭРД + душ из капель = пилеж бюджета.

    ЯРД + бак с жидким водородом = наше всё.
  22. -1
    15 августа 2019 13:26
    Ну наконец то новости хоть как то сравнимые с делами Союза! А то все писали про один - два самолета поставленные в войска. Молодцы! Очень интересный проект!
  23. -1
    15 августа 2019 16:06
    Гелий-ксеноновая смесь как теплоноситель?Газ как теплоноситель?Да еще обладающий высокой летучестью?То то предки глупые были,металлические теплоносители использовали.Дальше статью мельком пробежал,как не стоящую внимания.
    1. -1
      17 августа 2019 13:43
      Реакторы с гелиевым теплоносителем на западе работали. Инертен, не поглощает нейтроны.
  24. bar
    0
    17 августа 2019 08:06
    Цитата: missuris
    это знаю, но разгон у всех электрических относительно долгий, а тела в ближайшем поясе астероидов огромными глыбами летают

    Предлагаете отлавливать глыбы и превращать их в рабочие тела? Так то в космосе много чего летает. Например там относительно много водорода, плотности которого при движении с околосветовыми скоростями должно хватать для термоядерной реакции. Читал про проект такого фотонного двигателя с расчётами. Но всё это уж очень отдалённое будущее, а электроракетные двигатели уже настоящее, и вполне уже используются. Что касается долгого разгона, по в определённых ситуациях это не имеет большого значения. Зато они имеют отличный удельный импульс, требуют минимум рабочего тела и способны хоть и медленно, но разгонять космические станции до больших скоростей, недоступных традиционным химическим.
  25. -1
    17 августа 2019 13:33
    Как они будут его выводить? Ракеты бьются в вероятностью несколько процентов как минимум. Причем, это когда они уже испытаны и серийно производятся. Новая полезная нагрузка тоже может "взбрыкнуть". То-есть на каждые 20-30 запусков, а в начале гораздо чаще, будет один миничернобыль или Нёнокса, если не Хиросима? Причем траектории из восточного идут, насколько я понимаю, над Аляской и США!
    Как они будут действовать при отказе на орбите? А ведь понятно, что он откажет - вопрос времени. Громадная площадь радиаторов приведет к быстрому торможению и падению с околоземной орбиты.
    Но для борьбы с астероидами это очень полезный задел. При астероидной угрозе риск может быть оправдан.
  26. 0
    18 августа 2019 10:45
    Цитата: igorbrsv
    Я жене кран отремонтировать третий месяц обещаю laughing

    Это к урологу yes laughing
  27. 0
    26 сентября 2019 09:04
    Это всё фигня, раз несколькими ракетными пусками выводится на орбиту. Вот если бы занимались безракетным выводом - это действительно было бы достойно внимания.
  28. 0
    4 октября 2019 16:16
    Дааа сроки впечатляют, вряд ли доживу до торжества РФ, сумма смешная, можно было бы и покруче профинансировать, успех, тем более настолько прорывной очень народу и стране нужен и нужен как можно быстрее!!!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»