Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники


Боевые колесницы… Их использовали в большом количестве в странах Древнего мира, в частности, Древнего Востока – в Египте, Ассирии, Персии, Риме, Греции. Воины на таких колесницах составляли специальные отряды, которые выступали впереди или на флангах пехоты. Основной задачей таких отрядов была дезорганизация войск противника с целью их дальнейшего разгрома кавалерией и пехотой. И очень часто именно по количеству колесниц судили в общем о могуществе армии.

По мнению современных историков, первые колесницы были построены в 2300 году до нашей эры на территории Месопотамии, однако никаких документальных подтверждений этим догадкам не существует. К тому же, если внимательно рассмотреть сохранившиеся барельефы, то складывается впечатление, что в первых повозках были запряжены вовсе не лошади, а скорее ослы. Такое предположение вполне имеет право на жизнь, поскольку первые лошади, которые были похожи на современных, появились только во втором тысячелетии до нашей эры. Уже ассирийские и египетские воины использовали в своих колесницах лошадей, рост которых составлял около 160 сантиметров, а вес – около 500 килограммов.


Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники
Тяжелые ассирийские колесницы


Со временем колесницы совершенствовались, появлялись новые их виды. Вскоре появились боевые и грузовые колесницы. По мнению некоторых историков, кроме колесниц существовали собственно и повозки, но они были изобретены не только в Месопотамии, но и на Кавказе. Но при этом необходимо отметить, что и конструкция, и названия деталей и частей были идентичными, что дает право предполагать, что центр их создания был единым.

Что касается технологии постройки колесниц, то она постоянно развивалась. И если первые колесницы, которые появились в Месопотамии, были очень громоздкими и тяжелыми платформами, на которых размещались лучники или метатели дротиков, то в Египте, к примеру, уже использовались легкие повозки, обладающие большой маневренностью, которые использовались не только для стрелков, но и сами по себе были серьезным оружием.

В Древнем мире строительству колесниц уделяли большое значение. Об этом свидетельствует, к примеру, тот факт, что для их изготовления в Египте использовали такие породы дерева, как береза, вяз, сосна, ясень. Но такие деревья не растут в данной местности, а доставить их по тем временам считалось не простой задачей.

К тому же, в отдельных местностях колесницы делали на заказ. Так, археологи обнаружили большое количество колесниц на острове Крит (около 500 колесниц). Но если внимательно изучить рельеф острова, то становится понятно, что использовать такое средство передвижения в условиях гористой местности невозможно. Поэтому, согласно предположению немецкого ученого Г.Бокиша, повозки с Крита экспортировали в другие государства.

Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств.

Были известны колесницы нескольких видов: с двумя колесами с одной или двумя лошадьми в упряжке, с двумя или четырьмя колесами и четверкой лошадей в упряжке. Колесницы древних греков отличались тем, что кузов их был расположен на невысоких колесах. В передней части располагались перила для закрепления вожжей. Задняя часть повозок была открыта. Это давало возможность воинам заскакивать и соскакивать на ходу. Такая колесница называлась троянской. Существовала еще сложная колесница, которую называли персидской. Она отличалась значительно большими размерами, с каждой стороны были приделаны перила, к осям крепились ножи, а к дышлу – копья.

Боевые колесницы Древнего мира – прототип современной военной техники


Наибольшее распространение использование колесниц получило в Египте и Хеттском царстве, которые находились в состоянии постоянной войны друг с другом, поэтому вынуждены были постоянно совершенствовать свою военную мощь. И вот, наконец, наступил решающий момент в их противостоянии. По одним данным, решающее сражение произошло в 1296 году, по другим – в 1312 году до нашей эры.

К этому времени в распоряжении обоих государств были мощные армии, а также усовершенствованные виды боевых колесниц. Именно они сыграли решающую роль в исходе битвы. Битва при Кадеше стала первой битвой, ход которой возможно проследить до мельчайших подробностей благодаря записям летописца Рамсеса II, а также увидеть, какая роль была отведена колесницам.

Силы в обеих армиях были примерно одинаковыми – по 20 тысяч воинов и порядка две с половиной тысячи колесниц у каждой стороны. Они объединялись в отряды по 10, 30 и 50 колесниц. Совершенствование повозок заключалось в том, что в колесах использовалось уже по 8 спиц, а длина оси, которая выступала по краям колес, была значительно увеличена, и представляла собой длинные острые ножи, которые были грозным оружием, особенно применительно к пехоте противника. Подобные ножи крепились и спереди колесницы. Правил колесницей возница, возле него – воин из знатного рода.

Между колесницами египтян и хеттов существовали определенные различия, египетские повозки были более маневренными, в то время как хеттские – более мощными.

И сейчас совершенно не важно, кто одержал победу в той битве, ученые склоняются к мысли, что она закончилась «в ничью», поскольку в дальнейшем правители двух государств заключили договор о ненападении и оказании помощи в случае необходимости. Главное – это то, какую роль сыграли боевые колесницы, и как дальше происходило их совершенствование. Уже через некоторое время их везли не две, а четыре, шесть лошадей. Кроме того, они превратились в серпоносные.

Серпоносные колесницы, по свидетельствам историков, появились примерно в 479-401 годах до нашей эры. Основная их задача, в отличие от простых боевых колесниц, заключалась в том, чтобы оказывать психологическое воздействие на пехоту противника в ходе лобовой атаки на поражение. Понятно, что новый вид повозок требовал создания нового вида войск, в которых бойцы были бы бесстрашными, не боялись идти на прямое столкновение с врагом даже при отсутствии поддержки своих войск.

Впервые серпоносные квадриги были использованы в битве при Кунаксе, которая произошла между претендентами на престол Ахаменидской империи царем Артаксерксом II и его братом Киром Младшим. Именно исходя из описаний этого сражения, можно представить себе, как выглядела данная колесница. У нее были большие колеса, которые вращались вокруг оси, длина которой была рассчитана на 4 лошади. К каждой оси крепились серпы длиной порядка 90 сантиметров. Кроме того, к низу оси крепилось еще два вертикальных серпа.

В дальнейшем серпоносные квадриги использовались уже в битве при Даскелиоке между персами и греками в 395 году до нашей эры, а также в битве при Гавгамелах между Александром Македонским и Дарием III.

Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными.

Поэтому и не удивительно, что со временем боевые колесницы все реже стали использовать в битвах, а позже они и вовсе исчезли из боевых построений.

Использованы материалы:
http://x-files.org.ua/articles.php?article_id=2687
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%EB%E5%F1%ED%E8%F6%E0
Автор: Валерий Бовал


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 18
  1. Deniska999 9 июля 2012 09:00
    Статья хорошая. Но римляне их не использовали в военных действиях, это точно.
    1. vvvvv 9 июля 2012 15:49
      А в этом небольшом ущелье целая система валов. В самой низине крупные валы (в основном в зарослях) и между ними типа руслица, в которых выходит грунтовая вода с холмов даже в сухую погоду...
  2. vvvvv 9 июля 2012 09:11
    Совершенно прямо сказано в Википедии, что древнейшая боевая колесница найдена на территории России (причем, в самом сердце), конкретно - в Синташте. Историю своей страны нужно знать. Здесь же считается и изобретено колесо. Также, вероятнее всего и впервые запряжена лошадь. Здесь и корни всей цивилизации. Ну, во-всяком случае - индоевропейской. А также древнейшая в Европе керамика - Елшанской культуры - буквально в пару км от места, где я сейчас это пишу... :)
    Это, если в двух словах. Все же жаль, что про Россию - как реальную родину цивилизации, так мало пишут.
    Цитата: Древнейшая известная учёным колесница классического типа обнаружена в районе с. Черноречье (Челябинской области), на археологическом объекте синташтинской культуры — в могильнике Кривое Озеро (курган 9, м.я.1), и датируется XX—XVIII вв. до н. э.[1])
    Кстати, здесь же территория "курганной гипотезы", хотя, я бы смело перенес ее истоки на несколько десятков тысяч лет назад... Т.к. и времен 40 тыс. до н.э. могилы выглядят вполне как курганы, например, Лабазы-1,2. Кроме того, на спутниковых картах хорошо видны на этой территории гидрологические сооружения - каналы, соединяющие реку с мелкими озерцами. А гидромелиорация, я считаю, изобретена здесь еще 8-10 тыс лет назад... Т.е. когда лук и стрелы. Это не выдумка, а желающим приехать и посмотреть - можно даже лично показать на месте. :) Впрочем, видно и по спутниковым снимкам. Другое дело, что на снимках не видно керамики (вероятно Елшанской), находящейся там в слое земли.
    1. vvvvv 9 июля 2012 15:44
      Маленький фрагмент территории. С обеих берегов реки были арх. раскопки от палеолита до бронзы.
  3. vvvvv 9 июля 2012 09:29
    А вот чудо косточка... Выставляется на обзор впервые...
    Практически совершенно плоская...
    1. Краснодарец 9 июля 2012 12:56
      Косточка чья? И для чего?
      1. vvvvv 9 июля 2012 14:59
        Сам не знаю. Возможно была в обиходе поселения времен мезолита, судя по сопутке. А может и случайно оказалась на том месте. На лопатку или таз мамонта как-то не очень похожа. Похожа на внешнюю кость, но на фрагмент рога гигантского оленя тоже не очень похожа.
        Там еще одну вещь нашел, но не уверен во времени ее изготовления. Типа голова из дерева, причем следы резца видно отчетливо. Но, в отличие от Шигирского идола, что-то я тут не вижу возможных условий сохранения... Хотя, если ввиде мореного дерева... Боюсь, что какой-нибудь рыбак страдал со скуки и наваял... Черт знает. Если настоящее, то цены бы не было.
  4. vvvvv 9 июля 2012 10:33
    Кто и для чего минусует?! Может тебе к психиатру лучше сходить?!
  5. Miha_Skif 9 июля 2012 10:48
    Странно, что автор не рассказал про скифские разборные колесницы. Одна из них, найденная на Алтае в Пузырыкских курганах, сохранившаяся благодаря вечной мерзлоте, экспонируется в Эрмитаже. Судя по количеству наскальных рисунков, изображающих колесницы, они были широко распространены на всем скифском пространстве
    Miha_Skif
  6. Братец Сарыч 9 июля 2012 14:23
    Боевая колесница на ишаках? Вы одним попробуйте управлять, не то что одновременно несколькими!
    Сомневаюсь я во всем этом - думаю, что все это более поздние придумки...
    Братец Сарыч
    1. vvvvv 9 июля 2012 15:15
      Домашние животные появились, пожалуй, еще на уровне времен Елшанской, Самарской культур... А когда они впрягли впервые лошадь - можно только догадываться. Считается с 2011, что самая древняя домашняя лошадь найдена в Саудовской Аравии - 9000 лет. Но, надо бы еще сделать радиоуглерод по костям п. Горный у Каргалинских рудников... Не факт еще когда и где впервые медь начали плавить... Жаль я не эксперт по костям, но свиные копыта в изобилии в слоях предположительно Елшанской культуры, а это также не менее 9000 лет. Но есть и более крупные кости, явно не свиней. Другое дело, что у нас изучение археологических материалов и труды по ним издаются и передаются чуть ли не как секрет булата...
    2. Жаман-Урус 9 июля 2012 17:40
      По-моему это были муллы или онагры.
      1. Братец Сарыч 9 июля 2012 18:27
        Можно подумать, что у них характер не ишачий!
        Братец Сарыч
      2. Краснодарец 9 июля 2012 22:44
        Мулла - это толкователь Корана! А гибрид кобылы и осла МУЛ называется! laughing
  7. Жаман-Урус 9 июля 2012 17:37
    "Но при этом необходимо отметить, что такие колесницы были недостаточно универсальны в битвах, поскольку требовали ровной поверхности. И, по сути, они больше играли роль психологического оружия, поскольку реальные потери от использования серпоносных квадриг были незначительными"

    "Необходимо подчеркнуть и то, что изобретение колесниц произвело настоящий фурор в военном деле. По сути, они стали основой большого количества армий, решая при этом исход не только отдельных битв и сражений. От них зависели судьбы целых государств. "
    Не находите некоторго противоречия в этих двух абзаца?
    Помоему приведёнными вами тремя-четырьмя примерами реальное использование колесниц и исчерпываеться. Это как белуй ЗИЛ на параде при СССР, раз в год министр проедет перед армией для красоты и в гараж. Обученная пехота спокойно отбивала их наскоки расстрелива из луков или пугая лошадей, вобщем толку от них не было.
    PS И насколько я знаю римляне не использовали колесницы в оевах действиях вообще, они даже к коннице относились как к вспомогатнльным дозорным подразделениям. А здесь ощущение что анализ делался на основе игры "Рим Тотал Вар". Без обид.
  8. Prometey 9 июля 2012 23:13
    Колесницы, скорей всего, были экзотикой на поле боя и вряд ли могли оказать какое-либо влияние на развитие военного дела, в отличие от езды верхом на лошади. Даже позволю более смелое высказывание - роль колесниц была просто ничтожной, невзирая на то, как пытаются преподнести ряд исследователей. Я не могу с технической точки зрения себе представить человека, находящегося в колеснице, не имеющей даже что-то похожего на амортизаторы и катящейся по пересеченной местности. Да и еще древние умудрялись вести прицельную стрельбу из лука. Учитывая, что все удары от выбоин и кочек принимали на себя внутренности и позвоночник человека, то можно представить что было с колесничем после, скажем, получасовой скачки на колеснице. И по всей очевидности, колесницы применялись для поездок по заранее подготовленным и подсыпанным дорогам, либо на ипподромах.
    1. vvvvv 10 июля 2012 00:04
      Их создали степняки. Например, здесь у нас в степях Оренбуржья очень ровные поверхности на просторах, а раньше искусственных кочек еще меньше было. На колеснице, как на тачанке, можно вести эффективный бой при отступлении и вести точную стрельбу в бою по особым целям. Всаднику на скаку хорошо стрелять только в кино. А стремительные атаки конницы с колесницами могут быть эффективны. Тем более, учитывая, что у тех же сармат дальнобойные луки имели натяжение до 100 кг... В РФ существует ограничение по силе натяжения плеч арбалетов – до 43 кг. Да и тут механическое натяжение... Даже средние сарматские луки на 50-60 кг - это возможность прошить несколько человек в доспехах насквозь...
      1. Йошкин Кот 10 июля 2012 10:03
        а попасть? не стоит считать лучников снайперами, луки как правило использовались массово, стреляли по площадям
        Йошкин Кот
  9. vvvvv 10 июля 2012 14:45
    Цитата: Йошкин Кот
    как правило

    Но Вы достаточно осведомлены по вопросу меткости сарматских стрелков?!
    Я привел пример по силе нятяжения - это можно сказать сверхчеловеческое, относительно современности. А они с детства только войной и тренировкой жили. Например, археологи откопали могилу девочки 14 лет, погибщей от копья в груди, а было и много старых ран, т.е. не раз уже была в боях. Пока не убьет 3 врагов - не могла выйти замуж. Это сейчас всю жизнь тренируются лишь стрелки-олимпийцы, а прежде так тренировались все. Я клоню к тому, что нельзя утверждать, что не могло быть прицельной стрельбы с колесниц, например по военначальникам, которые не скрывались в штабе в тылу в те времена, и чья гибель могла деморализовать. Одна цель на десяток стрелков увеличит вероятность попадания.
    Кстати, на фреске показано активное использование боевых собак. Как же те могли отличить кого кусать?! :)

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня