В США провели испытания гиперзвукового двигателя проекта HTX

60
На специальной исследовательской площадке в американском штате Колорадо прошли испытания британского двигателя для гиперзвуковых летательных аппаратов. Создатели силовой установки сообщают, что она позволяет развивать скорость до 5 М (5 скоростей звука).





Отмечается, что важнейшей частью гиперзвукового двигателя является сверхлёгкий теплообменник с предварительным охлаждением. Он предотвращает перегрев двигателя на гиперзвуковых скоростях.

Созданием гиперзвукового двигателя, который, как заявлено, можно будет устанавливать не только на ракеты, но и на такие авиационные аппараты, как самолёты, занимаются несколько групп при финансировании в том числе со стороны британского правительства. В разработке участвует американское агентство оборонных исследований DARPA, а также Европейское космическое агентство. DARPA называет реализуемый проект HTX.

Из сообщения разработчика Reaction Engines Ltd:

Мы добились от двигателя того, чтобы он позволял развивать такие скорости, которые вдвое выше скорости, например, самолёта «Конкорд» и примерно на 50 процентов выше скорости SR-71 Blackbird. В итоге мы можем получить самый быстрый самолёт из когда-либо использовавшихся в мире.

Отмечено, что температура во время испытаний в установке достигала примерно 1000 градусов Цельсия, но столь высокая температура сбивалась более чем вдвое практически мгновенно – за 1/20 долю секунды из-за используемой технологии предварительного охлаждения.

Следующий этап испытаний пройдёт уже в Британии, где строится завод в Уэсткотте.

Презентационный ролик от апреля 2019:


Разработчики отмечают, что одним из направлений использования перспективного двигателя являются гиперзвуковые тяжёлые беспилотные летательные аппараты.

Ролик об октябрьских испытаниях:

    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    60 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. 0
      23 октября 2019 06:58
      Хороший двигатель! good
      Из Москвы во Владик за полтора часа!
      Такой самолёт нам нужен.

      1. +7
        23 октября 2019 07:09
        Он нужен только для военных целей.
        Для гражданских целей будет слишком дорого, как в случае с "Конкордом"
        1. +1
          23 октября 2019 07:31
          Следующий этап испытаний пройдёт уже в Британии, где строится завод в Уэсткотте

          Это ж скольто ещё новых заводов построить и презентационных роликов выпустить придется до финала эпопеи?
          1. +3
            23 октября 2019 07:57
            Цитата: Тралл
            Это ж скольто ещё новых заводов построить и презентационных роликов выпустить придется до финала эпопеи?

            А, мне нравится.Они что этим новостями классно оформленными кому-то мешают?Смотри интересуйся.Они что секреты какие технологические рассказали? Только принципы действий и всё.Зато красиво и понятно. А не скупая статейка в виде абзаца на последней страницы газеты.
            1. +3
              23 октября 2019 09:26
              Цитата: Наблюдатель2014
              Они что этим новостями классно оформленными кому-то мешают?

              Помнится, какой был галдёж, про "мультики Путина". На гуано, исходили все кому не лень. А британцам значит можно, у них с мультиками всё нормально?
          2. 0
            23 октября 2019 08:09
            Цитата: Тралл

            Это ж скольто ещё новых заводов построить и презентационных роликов выпустить придется до финала эпопеи?

            Просто британцы, не читали русскую сказку и не знают, что можно было просто произнести слова "по щучьему велению, по моему хотению гиперзвуковой самолет полети". Ни заводов, ни презентаций, ни даже испытаний не понадобилось бы. Раз и готово.
            Без обид, Тралл hi но сами понимаете no
          3. 0
            23 октября 2019 08:40
            Нашему авиапрому нужно бороться, чтобы не отстать. Однако для этого нужно преодолеть отставание предприятий группы А.
        2. +6
          23 октября 2019 07:58
          Цитата: Лорд Ситхов
          Для гражданских целей будет слишком дорого

          Во-первых название не корректное. Нет гиперзвуковых двигателей. Собственно любой реактивный двигатель способен разогнать до гиперзвука, что ТТРД, что ЖРД, что ВРД, включая ПВРД и даже ТРД. Теоретически ПВРД самый простой и дешевый из воздушно-реактивных двигателей, но ... он работает уже при больших скоростях, чтоб теоретически сделать гражданский лайнер на нем, проблема возникнет с разгоном вначале на обычном ТРД, Жирно два типа движков иметь, а разгон ТТРД для пассажиров неприемлем. Также нужно уходить в верхние слои атмосферы, где к корпусу будут отдельные требования из-за разряжения. Пока только Ту-160 в гражданской версии выглядит перспективным с господдержкой, о чем и было заявлено.Либо в перспективе челночный способ. Т.е. челнок с ПВРД поднимает и разгоняет мрияобразное создание (а лучше крыло как SpaceShipTwo Unity), а дальше сам. Опять рентабельностью тут не пахнет и система стыковки и пр. не для рутины. Короче кризис жанра...
          1. +1
            23 октября 2019 09:13
            Теоретически ПВРД самый простой и дешевый из воздушно-реактивных двигателей, но ... он работает уже при больших скоростях,
            Ну есть ПВРД работающие на дозвуковых скоростях. Правда КПД ниже плинтуса.
            Опять же самолёт можно разогнать до 500 км/ч и выше вообще не устанавливая на него дополнительный движок и уже по существующем технологиям. Поезд MLX01-901 до 581 разогнали с пассажирами.
            Всё это выглядит довольно фантастически. Как впрочем тот же В-747 или А380 лет 60 назад.
            1. +1
              23 октября 2019 09:36
              Так Конкорд и Ту-144 показали, что мало иметь технологический уровень, логистика подвела и рентабельность.А тут бы к Конкорду вернуться, а не перепрыгивать дальше. Ну, пассажирский Ту-160 конечно имеет перспективы с господдержкой. А челноки, разгоны и пр. пока нет.
              1. 0
                23 октября 2019 09:56
                А зачем возвращаться? Для военных летунов уже есть движки, для которых сверхзвук режим без форсажа. Читайте - соляры кушает не выше крыши.
                Да и тот же Ту-160 на сверхзвуке довольно прожорлив.
                1. 0
                  23 октября 2019 10:00
                  Как зачем? Ну опередили время слегка забежав вперед. Один черт следующий этап пассажирской авиации - сверхзвук.
                  1. 0
                    23 октября 2019 10:53
                    На счёт сверхзвука согласен. А вот самолёты надо создавать новые. Технология за последние 40 лет далеко вперёд шагнула.
                    1. +2
                      23 октября 2019 10:59
                      Цитата: Монар
                      Технология за последние 40 лет далеко вперёд шагнула

                      Самое смешное, что почти и не шагнула. Ту-160, как вершина реактивной авиации Планеты скоро сороколетие первого полета и отметит laughing Да, движки стали чуть экономичней, но на считанные проценты. Да, появились композитные материалы, но принципиально нового и революционного не сделано и пока не предвидится.
              2. 0
                23 октября 2019 15:12
                На Ту 144 и Конкорд поставили реактивные двигатели с форсажной камерой - двигатели очень дорогие, сложные в обслуживании и ещё прожорливые, для таких самолётов нужны были комбинированные ТВД + ПВРД создавать.
            2. 0
              23 октября 2019 12:13
              Цитата: Монар
              Ну есть ПВРД работающие на дозвуковых скоростях.

              Так разогнать то надо с ноля и поднять в воздух, хоть и на дозвук.. А он на земле не работает. Ладно КР Гранит и Оникс разгоняют твердотопливным ускорителем и после работает ПВРД, а пассажиров как...
          2. +1
            23 октября 2019 10:36
            И всё же , "разделение" среди ПВРД есть ! Есть ПВРД с дозвуковым горением топлива (сверхзвуковые ЛА...);есть ПВРД со сверхзвуковым горением...(гиперзвуковые ЛА...) . "Гиперзвуковой" ПВРД может быть построен по схеме с внешним горением ( "полуоткрытой" камерой сгорания...) для достижения скоростей св. 20-30 Маха...
            1. 0
              23 октября 2019 11:33
              Вы путаете, внешнее горение у паровозов и двигателей стирлинга. Если камера сгорания не выбрасывает реактивную струю то и толку... если топливо горит вне двигателя, нет и реактивного эффекта.
              Цитата: Nikolaevich I
              "полуоткрытой" камерой сгорания...

              полу или не полу, но камера сгорания есть и без нее никак.
              1. +2
                23 октября 2019 12:30
                внешнее горение у паровозов
                У ГПВРД тоже бывает внешнее горение.
                Роль "внешней стенки" у такой "камеры сгорания" при этом выполняет скачок уплотнения (ударная волна) окружающего воздуха.
                Впрочем, до серийного производства дело не дошло - что-то не заладилось.
                1. +2
                  23 октября 2019 13:48
                  Цитата: Pushkowed
                  У ГПВРД тоже бывает внешнее горение.

                  Спасибо,камрад ! Защитил мои " честь и достоинство" перед "ретроградами" ! hi
            2. 0
              23 октября 2019 15:14
              У ГПВРД есть придел 17 Махов - далее горение топлива и его смешивание становится затруднительным.
        3. 0
          23 октября 2019 08:28
          Ну такое же отношение было и к первым ТРД.
      2. -1
        23 октября 2019 07:16
        Из Москвы до Владика?)Да мне и со страшного бодунила не влом поболтаться эти часы)На сверхзвуке сиденье б завонял)
        1. 0
          23 октября 2019 07:36
          С простым здоровьем на таком сверхзвуке пассажиры не полетают. feel Да и с хорошим здоровьем надо будет страховаться на случай выноса тела из самолета для предания его земле. recourse
      3. 0
        23 октября 2019 07:30
        Гонка вооружений подстегивает Холодная война 2. Военные коммерсанты потирают руки.
      4. +1
        23 октября 2019 08:04
        Ты знаешь почему перестали дедать пассажирские свехзвуковые самолеты?
        Не из за того что не могут, а из за экономичности. Билеты на них были бы очень дороги и мало кто из нас мог бы позволить себе на них полетать.
        И по этой же причине не будет и геперзвуковых самолетов.
        1. -1
          23 октября 2019 08:30
          Конкорда угробили широкофюзеляжные лайнеры именно из-за цены билета. Но если(!) двигатель получится достаточно економичным (все-таки модифицированный ТРД, а не "связка" ПВРД+ТРД), и под ним построить широкофюзеляжный самолет, то цена билета будет примерно вдвое выше. На трансокеанских трасс типа Япония/Китай/Франция/ВБ - США платежеспособный спрос однозначно будет.
          1. NKT
            +1
            23 октября 2019 09:59
            Не будет такой двигатель экономичным. Билет будет стоит как минимум как бизнес-класс на обычном. А многие у нас могут себе позволить билет бизнес-класса для полета на ДВ? Экономичность - экономичностью, а важно также и платежеспособность населения.
    2. -4
      23 октября 2019 07:01
      Как всегда британские учёные? lol мыши хоть в двигуне не размножаются способом подталкивания)А то пока в войнушки последние десятки лет игрались по миру изобретать с военки было некогда laughing
    3. 0
      23 октября 2019 07:33
      А в Британии кто этой темой будет заниматься? Роллс-Ройс?
      1. -2
        23 октября 2019 07:43
        Меня сразу же это и заинтересовало.Если эта киндервафля упадет по случаю бешеного разгона на бабушкин дом,то лично в Лондон билет куплю....лицо кому в пряник.Травить не буду laughing
      2. +4
        23 октября 2019 08:04
        Цитата: Никомед
        А в Британии кто этой темой будет заниматься? Роллс-Ройс?
        А почему и нет.Эта фирма и движки реактивные для самолётов успешно строит.
        1. +1
          23 октября 2019 09:59
          Правда Эйрбасу строит движки американский Пратт с Уитни, за последнее время в результате один Эйрбас высыпал такой движок на Рим, второй Бас - на Париж winked
    4. -5
      23 октября 2019 07:42
      температура во время испытаний в установке достигала примерно 1000 градусов Цельсия,

      В самом обычном реактивном двигателе температура газов перед турбиной 1500 градусов.
      Опять трудности перевода? fool
      1. +1
        23 октября 2019 08:19
        Скорее неточный (неполный) перевод. Как я понял, они разработали еффективный интеркулер, вроде как на авто с турбокомпрессором. Охлаждается воздух перед сгоранием топлива. В результате можно достичь более высоких скоростей на сверхзвуке, вплоть до границы с гиперзвуком.
        Ссылки:
        https://en.wikipedia.org/wiki/Jet_engine
        https://en.wikipedia.org/wiki/Precooled_jet_engine
        Там приведены и основные технические проблемы и их не мало.
        Интересно почитать комменты "двигателистов" на сайте.
        1. +3
          23 октября 2019 10:42
          Как я понял, это не ПВРД, и не ЖРД, и не ТРД, и не ТРДД, и даже не турбопрямоточный двигатель, а совсем новый класс двигателей.
          Изначально разрабатывается для проекта "Скайлон" (орбитальный самолёт для безракетного вывода на орбиту), а только что испытали промежуточный результат (упрощённая версия - только для атмосферных полётов).
          Главная фича - этот самый теплообменник. Переохлаждённый воздух плотнее, требуемая степень сжатия меньше - профит. Теперь можно отказаться от тяжёлых конструкционных и теплозащитных материалов в турбокомпрессоре - профит.
          Топливо - жидкий водород. Окислитель - атмосферный воздух.
          Вдобавок, есть ещё и жидкий гелий, но он не расходуется, а циркулирует по замкнутому циклу (охлаждает воздух в теплообменнике, а сам охлаждается от топлива, работая как промежуточный контур при холодопередаче "водород - гелий - воздух"; к тому же при циркуляции гелий попутно крутит топливный насос и турбокомпрессор - профит).
          Воздух забирается из атмосферы, охлаждается в теплообменнике, сжимается в турбокомпрессоре, смешивается с топливом (водородом) и попадает в камеру сгорания. Поскольку турбокомпрессор вращается гелием, то нет необходимости засовывать турбину (с её супер-пупер-жаропрочными лопатками) в струю раскалённых продуктов сгорания - профит. А благодаря отсутствию этой турбины можно уменьшить критическое сечение сопла, повысив его эффективность до уровня ракетных двигателей - профит.
          А вокруг всего этого - прямоточный контур. Воздух, который был забран из атмосферы, но "промахнулся" мимо теплообменника, разбавляется водородом и используется в нескольких ПВРД вокруг основного сопла - тоже профит.
          Вот и получается эдакий гибрид: на входе как ТРД, на выходе - как ЖРД, а по периметру ещё и ПВРД.

          У "космического" варианта (для "Скайлона") планируется добавить опцию полёта в безвоздушном пространстве. На большой высоте воздухозаборник закрывается, а в камеру сгорания вместо воздуха начинается подача жидкого кислорода (из отдельного бака окислителя; насос окислителя также вращается гелием), т.е. двигатель становится "чистым" ЖРД на топливной паре "кислород-водород".

          А в целом, идея интересная. Жидкостный ракетный двигатель на криогенном жидком топливе (водород), но с двумя вариантами окислителя: газообразный атмосферный воздух или жидкий кислород. Причём переключение производится прямо в полёте.
          1. +2
            23 октября 2019 11:06
            Комментарий, который лучше статьи... good
          2. +2
            23 октября 2019 15:19
            Это комбинированный ПВРД + ЖРД двигатель для одноступенчатого воздушнокосмического самолёта
            Российский аналог представленный в 2016ом
            1. 0
              23 октября 2019 15:25
              Цитата: Вадим237
              Это комбинированный ПВРД + ЖРД двигатель для одноступенчатого воздушнокосмического самолёта

              Это первый вариант британского ПВРД, предназначенный для достижения гиперзвуковой скорости, но не прошедший испытаний - охлаждение воздуха обеспечивалось не теплообменником, а прямым впрыском жидкого водорода в воздушный тракт двигателя (белые блоки за носовым конусом).
              1. +3
                24 октября 2019 06:35
                прямым впрыском жидкого водорода в воздушный тракт двигателя (белые блоки за носовым конусом)
                Как раз-таки нет. Это желаемый конечный результат для орбитального самолёта. А белые блоки - это теплообменники гелий-воздух.

                Первоначальная идея вообще предусматривала ЖРД на топливной паре "водород-кислород", причём держать на борту предполагалось только топливо (жидкий водород), а окислитель (жидкий кислород) надо было получать из атмосферы: фильтрация + сжатие + охлаждение до сжижения (и всё это в буквальном смысле "на лету", да). И именно эта схема не прошла испытаний. Слишком много водорода расходовалось на охлаждение. Тогда от выработки жидкого кислорода в полёте решили отказаться, ограничившись сжатым и переохлаждённым (т.е. сверхплотным, но всё ещё газообразным) атмосферным воздухом. Т.к. топливо и окислитель находятся в разных агрегатных состояниях (топливо - жидкое, окислитель - газообразный), то конструкция подпадает под определение "гибридный ракетный двигатель". А чтобы не допустить перерасхода водорода добавили промежуточный теплоноситель - жидкий гелий в замкнутом цикле. Его же приспособили вращать насосы и турбины. Получилось вот что:
                Годится только для атмосферных полётов (промежуточный результат разработки). Но от идеи орбитального самолёта тоже не отказались. Для этого надо добавить ещё систему подачи жидкого кислорода, когда он поднимется выше атмосферы. Трубопроводов станет больше. На картинке с белыми блоками - как раз макет такого желаемого конечного результата.
                1. 0
                  24 октября 2019 13:14
                  Плюсанул.

                  Я, вероятно, читал неудачный русский перевод британской статьи.
    5. +1
      23 октября 2019 07:48
      Только, во первых, это всего лишь демонстратор технологии, а во вторых, если и сирийные образцы так будут ускоренно охлаждать, деформация конструкции вследствии скачка температур неизбежна. Им до полнофункционального экземпляра ещё очень и очень далеко, один запуск ничего ещё не говорит, будет миллионкосяков, которые будут потихоньку устронять. Так что, между победными реляциями, и реальностью разница гигантская. ..
    6. +1
      23 октября 2019 07:50
      В этом двигателе могут быть проблемы с забиванием льдом пространства между трубками прекулера, охлаждаемыми изнутри гелием при криогенных температурах. Намороженный на трубках прекулера лёд уменьшит тепломассообмен в прекулере, что приведёт к остановке гиперзвукового двигателя. Аналогичное забивание морозильника бытового холодильника намороженным льдом, образовавшимся при охлаждении воздуха в морозильнике, вынуждает прибегать к операции периодического размораживания холодильника. Похожие процессы развиваются перед стартом ракет, заправленных криогенным топливом - осаждается иней на внешней поверхности криогенных баков (синий-синий иней..https://www.youtube.com/watch?v=oBvJraTFWWc).
      1. 0
        23 октября 2019 08:07
        Цитата: Svetlana
        вынуждает прибегать к операции периодического размораживания холодильника.

        Просто пора покупать новый холодильник, который уже не требует разморозки))
        1. 0
          23 октября 2019 19:05
          Разморозка там все таки есть laughing , только вы этого не замечаете bully
    7. +1
      23 октября 2019 08:16
      "Следующий этап испытаний пройдёт уже в Британии, где строится завод в Уэсткотте."
      Испытания еще не окончены, а завод уже строится.
      И это правильно. Двигатель надо делать заранее, что бы потом не ходить на поклон к французским производителям.
    8. -1
      23 октября 2019 09:08
      Насколько мне вспоминается, с гиперзвуком основная проблема была не в двигателях, давно вполне себе гиперзвуковые МБР летали, а в системе навигации в облаке плазмы wink
    9. -2
      23 октября 2019 10:09
      Речь идет о сверхзвуковом (а не гиперзвуковом) прямоточном воздушно-реактивном двигателе на основании британского патента. В качестве охладителя воздуха в теплообменнике используется жидкий водород (который потом поступает в камеру сгорания), что предполагает огромный объем топливного бака из-за крайне низкой плотности жидкого водорода (0,08 кг/литр).

      В российском гиперзвуковом ПВРД, установленном на КР "Циркон", охлаждение (и его торможение до дозвуковой скорости) воздуха обеспечивается путем впрыска воды в камеру сгорания. Керосиновое топливо плотностью 0,8 кг/литр используется для охлаждения корпуса крылатой ракеты.

      Скорость летательного аппарата с британским двигателем достигает 5М, с российским двигателем - 10М. При этом нет никакой уверенности, что британская разработка с американским финансированием получит практическое применение из-за огромного объема топливного бака с жидким водородом.
      1. -1
        23 октября 2019 10:30
        "В российском гиперзвуковом ПВРД, установленном на КР "Циркон", охлаждение (и его торможение до дозвуковой скорости) воздуха обеспечивается путем впрыска воды в камеру сгорания"////
        ----
        Ждем с нетерпением испытаний Циркона на кораблях! drinks
        Про торможение до дозвуковой скорости - интересно. Я предполагал, что перед атакой корабля он должен затормозиться.
        1. +3
          23 октября 2019 11:38
          Тормозится не летательный аппарат, а воздух в воздушном тракте ПВРД - с помощью охлаждения в теплообменнике или путем впрыска воды. Воздух охлаждается, сжимается и теряет скорость перед входом в камеру сгорания, где смешивается с топливом уже на дозвуковой скорости - что и является целью охлаждения воздуха.
          1. 0
            23 октября 2019 22:09
            При такой скорости потока в ПВРД впрыскивание воды может разрушить двигатель - при соударение капель оо стенки камеры сгорания. В ДВС эта тема прокатывает, на гиперзвуковом полёте не прокатит.
            1. 0
              23 октября 2019 23:21
              Температура воздуха в воздушном тракте гиперзвукового ПВРД достигает нескольких сот градусов, поэтому вода практически мгновенно превращается в пар.
        2. 0
          23 октября 2019 14:41
          Про торможение до дозвуковой скорости - интересно. Я предполагал, что перед атакой корабля он должен затормозиться.

          Помнится незабвенный "Першинг" так делал. При приближении к поверхности он искусственно затормаживался, чтобы не расплавился его композитный обтекатель системы наведения. В этот момент ПВО могло его голыми руками брать.
          1. 0
            23 октября 2019 14:44
            Но когда Першинги развернули, Политбюро тут же заговорило о договоре. И их убрали из Европы.
            Видимо, генералы ПВО того времени были менее оптимисты, чем Вы.
            1. 0
              23 октября 2019 14:54
              Этот его изъян много позже выяснился. В целом характеристики были потрясающие. Всерьёз думали что штаты в технологическом плане ушли в дикий отрыв.
              Кстати и с F-15 похожая засада была. Думали что он просто идеален как Супермен, а когда выяснилось, что это просто неплохой самолёт, было уже поздно (к тому времени мы уже успели создать очень хороший).
              1. 0
                23 октября 2019 15:02
                До сих пор, чтобы обеспечить точное попадание надо притормозиться. Для БЧ МБР это менее актуально. А вот для ПКР, которой надо не просто попасть "куда-то" в корабль, а в уязвимое место корабля, точность критически важна. Иначе сверх- или гиперзвукзвуковая ракета просто пробьет борт на вылет, не выведя корабль из строя.
                Поэтому, например, американцы недавно приняли на вооружение довольно простую норвежскую ПКР (дозвуковую). Ее можно перехватить. Но если нет, то она попадает в самые уязвимые точки корабля по фотке этого корабля из памяти ее компа.
                1. 0
                  23 октября 2019 15:13
                  До сих пор, чтобы обеспечить точное попадание надо притормозиться.

                  С гиперзвуком немного другой фокус. На таких скоростях, любая цель (кроме воздушной), по факту, считается статической. Прицеливание осуществляется в момент захода на атаку. За несколько секунд цель принципиально отклониться не сможет.
                  Даже на сверхзвуке такой фокус прокатывает, правда на меньших дистанциях. "Калибры" добираются до цели на дозвуке, а атакуют на сверхзвуке.
                  1. 0
                    23 октября 2019 15:20
                    Да. Но это прицеливание примерное. "В середину мишени".
                    Попал куда-то, но, возможно, не вывел из строя.
                    А дозвуковые ракеты с ГСН по сканирующему ИК-видео находят критически уязвимую точку корабля. Например: башню с радарами. Или место с вертикальными контейнерами ракет.
                    Скорость или точность? recourse
    10. 0
      23 октября 2019 10:09
      Инженеры не видят ключевой проблемы которую нужно решать. Поэтому двигатель становится только сложнее и в критических условиях полета это только усугубляет сложности
    11. 0
      23 октября 2019 22:02
      Мужик из второго видео на Гэри Бьюзи похож, амерского актёра

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено), Кирилл Буданов (внесён в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»