Во Франции рассказали о совершенствовании первого "водородного" катамарана

55

На фоне лоббирования в Брюсселе так называемого «зелёного» энергопакета европейские компании пытаются заполучить внушительные инвестиции для реализации проектов на возобновляемых источниках энергии.

Для начала о сути «зелёного» энергопакета. Он состоит в том, что Европа в течение ближайших лет должна выйти на полный отказ от использования углеводородов, включая природный газ. Мало того, страны ЕС должны отказаться от эксплуатации атомных электростанций, от сжигания каменного угля. Всё это названо неэкологичными источниками энергии. Франция выступила с резкой критикой такого подхода, отметив, что как минимум АЭС из этого списка нужно вычёркивать.



Тем менее именно французские компании активно взялись за продвижение своих проектов в рамках использования источников «зелёной» энергии, в том числе и проектов на море. Одним из них является проект морского судна, которое не использует при движении газ или дизельное топливо. Это катамаран Energy Observer, прототип которого уже показывает себя в Европе.


Катамаран при движении способен вырабатывать водород как "экологичное" топливо, на этом же топливе судно может осуществлять ход.

Его создание осуществлено на предприятии в Сен-Мало (Бретань, Франция). Для этого создана компания Energy Observer Developments, в которой трудятся 200 техников и инженеров.

Катамаран на водородном топливе совершенствуют в плане повышения мощность генерирующей установки. Окончательный вариант планируют создать в 2022 году. И этот проект хотят сделать инвестиционно привлекательным, чтобы впоследствии во французском регионе Бретань создать целое предприятие по производству так называемого «зелёного» водорода – топлива для различного рода «экологичных» двигателей. О стоимости проекта пока не сообщается.

Во Франции рассказали о совершенствовании первого "водородного" катамарана

На данный момент на "водородном" катамаране установлены "ветряки" (электрогенерирующие "паруса" "Ocean Wings") особой конструкции для дополнительной выработки электроэнергии. При этом конструкция таких "парусов" "водородного" катамарана, как видно по фото, может быть различной. В дополнение к этому поверхность прототипа судна покрывается солнечными батареями.
55 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -5
    22 ноября 2019 18:43
    Ох и каракатица!))) laughing
    1. +1
      22 ноября 2019 18:46
      У "нашего Абрамовича" .уже такой есть в Лондоне ..Так что это не новость.. negative
      1. +11
        22 ноября 2019 20:24
        покрывается солнечными батареями.

        Солнечные батареи - их производство - такое грязное дело, так окружающую среду портят, но все об этом молчат....
    2. -3
      22 ноября 2019 18:50
      Все катамараны одинаковы, есть и тримараны, каждому разработчику своё.
  2. +2
    22 ноября 2019 18:48
    Жаль что ТТХ на него нет request
    1. +3
      22 ноября 2019 19:26
      Energy Observer.
    2. gcn
      +1
      22 ноября 2019 20:03
      Ролик в Ютюбе есть там вроде все доходчиво рассказано
    3. +3
      22 ноября 2019 21:55
      Длина: 30,5 метров;
      Ширина: 12,80 метров;
      Водоизмещение: 28 тонн;
      Проектная скорость: 8-10 узлов.
      Оснащен двумя ветровыми генераторами Quietrevolution британской фирмы Quiet Revolution с роторами вертикального типа.

      Кроме того, имеет солнечные батареи площадью 130 кв. м. и установка для получения водорода и производства электроэнергии, судя по всему - топливные элементы с твердой мембраной, аналогичные применяемым на подводных лодках.
      1. +2
        22 ноября 2019 22:09
        Опечатка. С полимерной мембраной.
  3. -7
    22 ноября 2019 19:00
    Бабахнет когда нить этот водородный катамаран laughing
  4. 0
    22 ноября 2019 19:15
    Не понял. Водород получают электролизом воды. Для того чтобы электролиз прошёл надо затратить энергию. Откуда берут энергию, чтобы пошёл электролиз?
    1. +5
      22 ноября 2019 19:23
      Энергию берут от солнца и ветра, а водород это аккумулятор.
      1. +3
        22 ноября 2019 20:12
        Сергей! Водород это аккумулятор. Значит он где-то должен храниться под давлением. Водород текуч (хотя и не так как гелий) и взрывоопасен. В России запрещено хранить водородные баллоны в рабочем помещении - выносят на улицу. Значит водород должен находиться где-то на верхней палубе - в качестве сравнения, так же как метан на крыше "экоавтобусов". Значит, чтобы избежать потерь энергии на перекачку водорода, двигатель должен находиться на одном уровне с источником водорода, полученная энергия должна передаваться на движитель, а это потери. Какого КПД этой процедуры удалось достичь - то есть вопрос об овчинке и выделке. Иначе говоря - не ловля ли блох?
        1. +2
          22 ноября 2019 20:47
          при правильно оборудованном помещении таких проблем нет.
          метан в багажнике автомобиля вполне хранится
          1. +1
            22 ноября 2019 23:21
            Пределы взрываемости в воздухе, %об
            Метан 5-15%
            Водород 4-75%
            Почувствуйте разницу
            1. 0
              23 ноября 2019 00:47
              Нижний одинаковый, так что с практической точки зрения разницы большой нет.
              Сигнализатор сработает при нижнем.
              1. +4
                23 ноября 2019 01:04
                Цитата: Avior
                Нижний одинаковый, так что с практической точки зрения разницы большой нет.
                Сигнализатор сработает при нижнем.

                4 отличается от 5. Я устанавливаю иногда сигнализаторы в котельных. Может сработает - может нет. Лотерея
                1. +1
                  23 ноября 2019 02:17
                  незначительно отличается.
                  , все равно сигнализатор не по нижнему пределу ставят, а с запасом
                  1. 0
                    23 ноября 2019 10:40
                    Цитата: Avior
                    все равно сигнализатор не по нижнему пределу ставят, а с запасом

                    20% от нижнего предела. Если датчик на сквознячке или в застойной зоне высока вероятность, что в другой точке уже предел достигнут, а прибор молчит. Не проверить
        2. 0
          22 ноября 2019 21:15
          Цитата: mikh-korsakov
          Какого КПД ... удалось достичь

          А вот тут то и возникает зарытая собака, что конкретно подразумевается под КПД и где и как оно рассчитывается? Тут понятное дело ща набегут теоретики и вместе со школотой начнут тыкать в учебники по физике и кричать ты дурak, а мы начальники. Но факт тем не менее в том что КПД бывают разные и их по разному считают, и собственно от того что, где и как считать результат может выходить диаметрально противоположным.
          Вообще в данном проекте(именно проекте, а не корабле) зеленуха это пиар для оправдания дотация и грантов, а суть в технологиях выработки водорода из воды с последующим использованием в транспорте. Что касается самого корабля то водород это аккумулятор энергии которая используется только в крайнем случае, в основном при маневрировании в узкостях и\или тогда когда ветер невозможно использовать для перемещения в нужную сторону.
          1. 0
            22 ноября 2019 21:58
            Сергей. То есть типа яхты "Дункан" (Ж. Верн, "Дети капитана Гранта"). Ну да, по части электролиза дело, видимо, в подборе катализатора и приспособлении материала электродов в условиях воды различной жёсткости, ибо если воду понадобится дистиллировать - дополнительный геморрой.
            1. +2
              22 ноября 2019 23:20
              Тут дело не в электролизе, а в том как в современном мире выдаются инвестиции и гранты, никого не интересуют ни эффективность ни экологичность, всех интересует хайп, публичность, трендовость, популярность.

              Ну вот в данном случае выбить деньги на разработку водородо-генераторов невозможно, "они не популярны, да и вообще вон сколько людей пыталось и не получилось, значит и у вас не получится" а вот "зеленуха и альтернатива" ща в тренде, на неё выбыть финансирование можно. Вот собственно так и рождаются всякие маразмы, когда вместо создания испытательного стенда и генераторов\двигателей создают машины и корабли, и это только потому что ими потом проще оправдать трату средств.
  5. +2
    22 ноября 2019 19:20
    Добро. Я принял к сведению. Как этот пароход ( точнее корабли с подобными энергоустановками) использовать в военных целях? Хотелось бы понять.
    А так, даже по автопрому я давно заметил, что французы, они такие французы!...
  6. +1
    22 ноября 2019 19:45
    "Солнце,воздух и вода-катамарана лучшие друзья"...
  7. 0
    22 ноября 2019 20:30
    Цитата: mikh-korsakov
    Сергей! Водород это аккумулятор. Значит он где-то должен храниться под давлением

    Если водород аккумулятор, то это совершенно не означает, что он должен хранится под давлением. Учите логику ну еще загляните в энциклопедию о способах хранения водорода.
  8. 0
    22 ноября 2019 21:12
    Да Георгий Николаевич Данелия - просто провидец! )))
  9. -1
    22 ноября 2019 21:24
    Для прогулок у побережья для пацанов в красных пиджаках годится.
    1. +2
      22 ноября 2019 21:47
      Цитата: Вкд Двк
      Для прогулок у побережья для пацанов в красных пиджаках годится.

      Они не дураки и деньги считать умеют.
      Посему скорее "для попила средств Брюсселя" laughing
  10. +1
    22 ноября 2019 21:26
    Цитата: Светлан
    Цитата: mikh-korsakov
    Сергей! Водород это аккумулятор. Значит он где-то должен храниться под давлением

    Если водород аккумулятор, то это совершенно не означает, что он должен хранится под давлением. Учите логику ну еще загляните в энциклопедию о способах хранения водорода.

    А где и как храните вы? В энциклопедии?
  11. +1
    22 ноября 2019 21:41
    Прикольно выглядит) главное что бы ветряков и панелей хватило, а то ведь водород штука веселая, долбанет так что из франции до японии обломки долетят)
    1. 0
      22 ноября 2019 23:19
      Цитата: KelWin
      долбанет так что из франции до японии обломки долетят)

      ну так там на носу недаром "TOYOTA" нарисовано...
      1. +1
        23 ноября 2019 00:13
        Toyota - один из лидеров движков на водороде. Поэтому в такие штуки,
        как этот катамаран, выкладываю деньги.
        Они и свои автомобили планируют переводить на водород.
  12. +2
    22 ноября 2019 22:36
    Цитата: ProkletyiPirat
    Энергию берут от солнца и ветра, а водород это аккумулятор.

    Концентрация энергии ветра колеблется в широких пределах от 10 Вт/м-2 (при легком ветерке 2,5 м/сек) и до 41000 Вт/м-2, во время урагана со скоростью ветра 40 метров в секунду (м/с) или 144 км/час. В общем, энергия ветра пропорциональна кубу скорости ветра. Это означает, что электрическая мощность чрезвычайно чувствительна к скорости ветра (при удвоении скорости ветра мощность увеличивается в восемь раз).
    Карта на этой странице показывает глобальные ресурсы ветра. Видно, что регионы с высоким потенциалом (около 9 м/с) находятся в средних и высоких широтах (Антарктида, южная Латинская Америка, Гренландия, Северная и Западная Европа), а также в районе огромных равнин и пустынь центральной части Северной Америки, России, Центральной Азии и Северной Африки (примерно 6 м/с).
    Скорость ветра необходимая для выработки электроэнергии должна быть, по крайней мере, 2,5–3 м/с и не более 10–15м/с. Многие районы Земли не пригодны для размещения ветровых установок, и почти такое же количество районов характеризуется средней скоростью ветра в диапазоне (3–4,5м/с), что может быть привлекательным вариантом для производства электроэнергии. Однако значительная часть поверхности Земли характеризуется среднегодовой скоростью ветра, превышающей 4,5 м/с, когда энергия ветра наверняка может быть экономически конкурентоспособной.
    Энергосъём с солнечной панели, при 1 килоВатте с одного метра квадратного, но с КПД в 25%. и времени светлого времени суток в 8...12 часов. Ибо утром и вечером от того света 0 килоВатт. Энергосъём с квадратного метра ветра 30...50 Ватт.
    И энергосъём с килограмма бензина в 13 килоВатт* часов. Сравнили? Бензин и двигатель внутреннего сгорания всё равно нужно иметь. Чтобы не телеграфить SOS при полном штиле и тумане в течение длительного промежутка времени.
    Да, ещё одно позабыл- прикиньте тот самый КПД при преобразовании полученного электричества в генерацию водорода, и обратного преобразования водорода в электричество для двигателя и винта.
    1. 0
      23 ноября 2019 17:21
      Среднесуточная выработка эл. энергии 130м² солнечных панелей примерно 80кВтч, плюс порядка 20кВтч дадут ветрогенераторы, итого около 100кВтч. Столько же можно получить, спалив 30-35л бензина в бензогенераторе. Ресурс солнечных панелей в 100 раз больше, чем у бензогенератора, им практически не требуется обслуживание. Что выбирать - дело ваше, мне, например, солнечные панели нравятся куда больше вонючего, тарахтящего генератора ;)
  13. 0
    22 ноября 2019 23:59
    Цитата: APES
    покрывается солнечными батареями.

    Солнечные батареи - их производство - такое грязное дело, так окружающую среду портят, но все об этом молчат....

    ...причём с предельным, уже достигнутым КПД в целых 25%. Дальше- только иной способ преобразования. Известные способы в тупике.
    1. +2
      23 ноября 2019 00:20
      Стартап Билла Гейтса запатентовал систему и построил завод-прототип
      прямого преобразования солнечной энергии в плавление стали.
      Безо всякого электричества как посредника.
      Прямой нагрев емкости с помощью зеркал до температуры 1000 градусов.
      https://www.fastcompany.com/90431869/this-bill-gates-backed-solar-tech-could-help-finally-decarbonize-heavy-industry
      1. +2
        23 ноября 2019 00:51
        В СССР электростанция была, в которой вода в баке нагревалась зеркалами
        1. +1
          23 ноября 2019 06:01
          Те и другие сперли идею у Архимеда! laughing
        2. +1
          23 ноября 2019 13:08
          Ну, там скорее не электростанция, а лаборатория сверхвысоких температур. Опытные сплавы и прочие эксперименты.
      2. +2
        23 ноября 2019 10:52
        Прочитал. Они хотят сталеплавильный завод. Они. Тупо рекламируют продукт что заменят уголь при нагревании. Однако давно уже лучшая печь для нагрева это электрические. А уголь ( без него ну никак), это восстановитель железа в шихте. Как кислород забрать от Fe? Инженеры курам на смех.
    2. +1
      23 ноября 2019 13:10
      А ночью будут стоять не месте? Или стоять днём и копить энергию на ночь?
  14. +2
    23 ноября 2019 07:11
    Да что они себе позволяют!? Топили бы дровами и всё! КПД огромный, дров много, дёшево, дымок приятно пахнет. К тому же соблюдение древних традиций.
    Смешно даже читать некоторых. Чтоб взорвался, деньги попилили, ко-ко-ко.
  15. 0
    23 ноября 2019 13:05
    А считать они умеют?
    И сколько эксплуатация будет стоить, и откуда они энергию для всего возьмут без АЭС и ТЭЦ?
    Из ветряков? А они - экологичны?
    Ну пусть всю землю вместо растений заставят солнечными батареями. Которые, кстати, будут тянуть тепло из Солнца в воздух, поскольку КПД у них 12-20%, остальное только раскаляет воздух.
    Авантюра, задуманная нелюдями?
    Цель ясна - истребить 90% населения...
    А глобального оледенения им не надо?
    Впрочем, Европа и США уверенно идут к вырождению.
    1. 0
      23 ноября 2019 17:33
      Цитата: pafegosoff
      А считать они умеют?

      Да. И очень хорошо.
      Цитата: pafegosoff
      Ну пусть всю землю вместо растений заставят солнечными батареями

      СЭС мощностью, равной мощности всех ЭС в мире, займёт 0,5% площади пустыни Сахара.
      Цитата: pafegosoff
      Авантюра, задуманная нелюдями?
      Цель ясна - истребить 90% населения...
      А глобального оледенения им не надо?

      Это вы вообще про что?!
      Цитата: pafegosoff
      Впрочем, Европа и США уверенно идут к вырождению.

      Не знаю, как Европа и США, но вы, судя по вашим высказываниям, идёте именно этим курсом.
  16. 0
    23 ноября 2019 13:45
    Цитата: voyaka uh
    Стартап Билла Гейтса запатентовал систему и построил завод-прототип
    прямого преобразования солнечной энергии в плавление стали.
    Безо всякого электричества как посредника.
    Прямой нагрев емкости с помощью зеркал до температуры 1000 градусов.
    https://www.fastcompany.com/90431869/this-bill-gates-backed-solar-tech-could-help-finally-decarbonize-heavy-industry

    Как говорили на вашей старой Родине- "В огороде бузина, а в Киеве-дядька". Плавить сталь сконцентрированным лучом Солнца, в идеале, в теории, доводя в точке концентрации до температуры поверхности светила и выгонять электроны из полупроводника. Не кажется ли вам, что вы в непопаде? Как Билл Гейтс собирался выплавленным металлом гонять яхту по морям, спросите, он вам знаком?
  17. 0
    23 ноября 2019 13:57
    Цитата: voyaka uh
    Стартап Билла Гейтса запатентовал систему и построил завод-прототип
    прямого преобразования солнечной энергии в плавление стали.
    Безо всякого электричества как посредника.
    Прямой нагрев емкости с помощью зеркал до температуры 1000 градусов.
    https://www.fastcompany.com/90431869/this-bill-gates-backed-solar-tech-could-help-finally-decarbonize-heavy-industry

    Не завидую металлургам, работающим на этой установке. Быстро- быстро, в течение нескольких часов сварганить рецептуру плавки, получить и скорректировать её несколько раз. И не получить "козла". Знаете, кто (точнее- что) это? Это кусок застывшего металла в печи. При некоторых аварийных обстоятельствах, в вашем случае- внезапно налетевшей дождевой туче. Да, я забыл, в пустыне Негев не бывает такого. Хотя, в любом металлургическом деле требуется большое количество воды. Но это- уже другой вопрос. Если плавить металл килограммами в год, то и воды будет достаточно привезённой в автоцистерне.
  18. 0
    23 ноября 2019 14:06
    Цитата: nikon7717
    Прочитал. Они хотят сталеплавильный завод. Они. Тупо рекламируют продукт что заменят уголь при нагревании. Однако давно уже лучшая печь для нагрева это электрические. А уголь ( без него ну никак), это восстановитель железа в шихте. Как кислород забрать от Fe? Инженеры курам на смех.

    Таким способом плавят материалы. Например, сверхчистые полупроводники. В вакууме. Массой в граммы.
  19. -1
    23 ноября 2019 14:15
    Цитата: pafegosoff
    А считать они умеют?
    И сколько эксплуатация будет стоить, и откуда они энергию для всего возьмут без АЭС и ТЭЦ?
    Из ветряков? А они - экологичны?
    Ну пусть всю землю вместо растений заставят солнечными батареями. Которые, кстати, будут тянуть тепло из Солнца в воздух, поскольку КПД у них 12-20%, остальное только раскаляет воздух.
    Авантюра, задуманная нелюдями?
    Цель ясна - истребить 90% населения...
    А глобального оледенения им не надо?
    Впрочем, Европа и США уверенно идут к вырождению.

    Умеют, нам так и не снится.
    Они этими своими "технологиями" выколачивают из бюджета дотации. И насилуя страну через своих представителей в парламентах, лоббируя свои интересы. Чтобы использовать "зелёную" энергетику, нужны тройные мощности по сравнению с традиционными. Генерирующие, накопительные и преобразующие вначале в один вид энергии, потом в другой. В пики генерации, например, днём, традиционные в это время вырабатывают ЛИШНЕЕ. Поскольку остановить ТЭЦ на несколько часов, а, тем более, атомную, не возможно. С гидроэлектростанцией можно что-то сделать, остановить турбину, перенаправив воду мимо её, но вот запуск будет болезненный. И, самое интересное, что этот метод сопровождается потерей энергии. Вода расходуется без толку. Не сбрасывать её тоже нельзя. Переполнение водохранилищ опасно. Это- самое сложное в процессе работы электростанции. Мощности традиционных энергетических станций снижать с учётом появившихся "зелёных" нельзя, поскольку предсказуемость работы этих станций зависимых от условий, не регулируемых человеком, нельзя. Отсюда возрастающие издержки, накладывающие дополнительные расходы на потребителей энергии. Посмотрим, когда исчезнут дотации на это новомодное явление. Умеющие считать моментально перейдут на хорошо освоенное и привычное.
    1. +1
      23 ноября 2019 18:09
      Цитата: Вкд Двк
      В пики генерации, например, днём, традиционные в это время вырабатывают ЛИШНЕЕ

      Именно водородные технологии на сегодня наиболее перспективны для решения проблемы неравномерной генерации ВИЭ, например, по схеме: СЭС - электролизер - газотурбинный генератор (или топливные элементы, для относительно небольших мощностей).
    2. 0
      23 ноября 2019 18:15
      Цитата: Вкд Двк
      С гидроэлектростанцией можно что-то сделать, остановить турбину, перенаправив воду мимо её, но вот запуск будет болезненный.

      С чего вы это взяли?! Запуск на полную мощность остановленной турбины ГЭС занимает единицы минут, запуск газотурбинного генератора - 20-30мин.
  20. 0
    23 ноября 2019 20:04
    Цитата: Fikys
    Среднесуточная выработка эл. энергии 130м² солнечных панелей примерно 80кВтч, плюс порядка 20кВтч дадут ветрогенераторы, итого около 100кВтч. Столько же можно получить, спалив 30-35л бензина в бензогенераторе. Ресурс солнечных панелей в 100 раз больше, чем у бензогенератора, им практически не требуется обслуживание. Что выбирать - дело ваше, мне, например, солнечные панели нравятся куда больше вонючего, тарахтящего генератора ;)

    130 квадратов на посудине в 6 метров в длину и 3 в ширину? Может быть, вы имели в виду парусное расположение? Тогда пересчитайте в получаемую энергетику, учитывая угол падения света на поверхность вертикально расположенных батарей.

    При съёме в ветра 50 Ватт с квадратного метра, 20000 Ватт*час/24 (ветер может дуть целые сутки/50= площадь ветрогенератора=16 квадратов. Переведя в конструктив- это уже нечто напоминающее объект нападения Дон Кихота.
    Коль уж, так печься об экологии, ставьте парус, и не нужно никаких загаживаний той же среды при изготовлении этой трихомудии. Или возьмите вёсла.
  21. 0
    23 ноября 2019 20:16
    Цитата: Fikys
    Цитата: Вкд Двк
    В пики генерации, например, днём, традиционные в это время вырабатывают ЛИШНЕЕ

    Именно водородные технологии на сегодня наиболее перспективны для решения проблемы неравномерной генерации ВИЭ, например, по схеме: СЭС - электролизер - газотурбинный генератор (или топливные элементы, для относительно небольших мощностей).

    Эта химия ни в чём не может сравниться с эффективностью водоаккумулирующими станциями. Правда, идеальное место на Земле- это единственное, в Чили. Соседство океана, высоченного плато рядом, и отсутствие почти любой живности вокруг. Плато- это готовое дно колоссального озера. Закачивая воду туда и выпускай тогда, когда нужно электричество, пропуская через турбины. Высота падения почти километр. Засоление почвы плато никому не мешает.
    Всё остальное сопряжено с химией. Будучи озарённым будущим электрогенерации их херни, вы ни черта на понимаете, сколь вредит окружающей среде все эти горные работы по добыче ископаемых и изготовления материалов для вашего бездумного благолепия.
  22. 0
    23 ноября 2019 20:24
    Цитата: Fikys
    Цитата: Вкд Двк
    С гидроэлектростанцией можно что-то сделать, остановить турбину, перенаправив воду мимо её, но вот запуск будет болезненный.

    С чего вы это взяли?! Запуск на полную мощность остановленной турбины ГЭС занимает единицы минут, запуск газотурбинного генератора - 20-30мин.



    https://bezgin.su/pools

    https://bezgin.su/articles/140-jenergetika/63258-veter-veter-ty-moguch
    И так далее.
  23. +2
    24 ноября 2019 20:05
    Пробежав глазами( пока я ещё могу видеть) мнения коллег. Я пришёл к выводу о полной бесполезности сего красивого агрегата. Он никак не будет применён нигде. Даже учитывая отсутствие санкций. Что благотворно влияет на французский судострой.
    Хотя кефаль, ловить...Сарганов тех же самых..
    Это я уж сам себя троллю. Извините.
  24. 0
    24 ноября 2019 23:58
    Цитата: Бензорез
    Пробежав глазами( пока я ещё могу видеть) мнения коллег. Я пришёл к выводу о полной бесполезности сего красивого агрегата. Он никак не будет применён нигде. Даже учитывая отсутствие санкций. Что благотворно влияет на французский судострой.
    Хотя кефаль, ловить...Сарганов тех же самых..
    Это я уж сам себя троллю. Извините.

    Я бы так не стал утверждать. Как любое придуманное и изготовленное человеком имеет определённую ценность. Как идея. Как высказывание. И с целью что-то доказать. А вот о практической целесообразности- это уже для спецов с калькуляторами в руках.