Британское вспомогательное орудие, погубившее испанский линкор
Л. Соболев. Капитальный ремонт
Оружие из музеев. Вторая половина XIX века для британских ВМС ознаменовалась поистине революционным событием: орудия, заряжаемые с дульной части, были заменены на орудия, заряжаемые с казенной части (BLR или BL – как раз эта аббревиатура это и обозначала). Выделился и особый тип корабельных орудий, отличавшихся высокой скорострельностью и способных делать по два и более выстрелов в минуту. Их в британском флоте стали обозначать как QF. Поскольку к концу XIX века все орудия стали заряжаться с казенной части, смысл обозначения изменился. Теперь буквами BL обозначали орудия с картузным либо раздельно-гильзовым заряжанием, а QF —орудия, имевшие унитарный выстрел. Так, обозначение BL 4 inch naval gun Mk VII следовало понимать так: «морское орудие с картузным заряжанием калибра 4 дюйма, 7 модель».
Мы специально упомянули именно это орудие британского военно-морского флота, поскольку речь о нем шла в статья «Как взрываются линкоры», совсем недавно опубликованной на «ВО» и вызвавшей достаточно бурную полемику среди ее читателей.
В упомянутой статье речь шла о корабельном орудии 102-мм Mk VII, которым вооружались испанские дредноуты «Испанья» и, в частности, упоминавшийся в ней линкор «Хайме I». Интерес читателей вызвало описанное в тексте и имевшее место на этих орудиях картузное заряжание. Мол, ведь это же «несовременно». Что были и патронные орудия, с унитарными боеприпасами. И да, они были и применялись, но вот с этим орудием произошла интересная история, о которой как раз сегодня в данном материале и пойдет речь.
Итак, начнем с того, что данное орудие разрабатывалось как скорострельное, противоминное и противоторпедное орудие для вооружения новых линейных кораблей «Беллерофон» и в качестве основного орудия для легких крейсеров. Миноносцы стали крупнее, живучесть их повысилась, и старые 75-мм орудия уже не могли их поражать с прежней эффективностью. Работу над новым орудием начали в 1904 году, а уже в 1908-м оно было принято на вооружение. Причем 102-мм орудия в британском флоте к тому времени уже были: QF 4 inch naval gun Mk I — Mk VI. Но поскольку в военном деле все виды вооружений стареют очень быстро, было решено старые орудия заменить на новые!
Поскольку главные усилия оружейников в те годы были направлены на создание тяжелых орудий калибра 305, 381 и 406 мм, малокалиберным пушкам внимания и сил уделялось значительно меньше и конструкторы над ними трудились не самые лучшие. Технические решения выбирались попроще и ценой подешевле. Новшества не одобрялись. Именно поэтому, например, в поршневом затворе фирмы «Виккерс» использовался обтюратор Банджа, а сами стволы имели самую простую «проволочную» конструкцию.
Поршневой затвор «Виккерс» имел традиционную конструкцию и при открывании откидывался вправо. Обтюрация осуществлялась при помощи покрытой холстом подушки набитой асбестом (последняя модель была усилена тканой латунной проволокой) с медным передним защитным диском грибообразной формы («обтюратор Банджа»), который удерживается в передней части затвора специальным винтом с вентиляционным осевым отверстием.
Метательный заряд к орудию был картузного типа (тканевая оболочка обычно была из шелка или хлопка, пропитанного раствором бертолетовой соли и покрытой нитролаком) и имел вес от 2,7 до 4,4 кг. Взрывчатое вещество – кордит (нитроглицериновый бездымный порох, хорошо и легко воспламеняющийся). Так что поджечь такой картуз так, как это было описано в приведенном в эпиграфе отрывке из романа, большого труда бы не составило. Снаряжались фугасные снаряды лиддитом (английский вариант пикриновой кислоты) – крайне мощным, но опасным взрывчатым веществом, и менее опасным тротилом. Использовалась также шрапнельные и полубронебойные снаряды. Обычная пропорция загрузки снарядами была такова: 60 % снарядов фугасных, 15 % трассирующих фугасных снарядов и 25 % полубронебойных снарядов с баллистическим наконечником.
Ствол имел две основные трубы: внутреннюю (длина 2,065 м и наружный диаметр 343 мм) нарезную и наружную. Наружная плотно обматывалась стальной проволокой, чем повышалась прочность ствола на разрыв. В задней части трубы нарезалась резьба для крепления затвора. Затем на покрытую проволокой трубу с натяжением надевалась еще одна труба, что превращала ствол в очень прочную и жесткую конструкцию, но при этом внутреннюю трубу можно было извлечь и заменить на новую, что, разумеется, приходилось периодически делать, так как нарезная часть от стрельбы истиралась. Такая замена изношенных внутренних труб в стволах орудий называлась и называется лейнированием, а сама сменная «труба» — лейнером.
Однако такие стволы стояли не на всех орудиях этого типа, а только на пушках Мк VII. Орудия Mк VIII сменного лейнера не имели. При износе ствола его ремонтировали путем расточки внутренней трубы с последующей установкой лейнера. Видимо, конструкторам орудия хотелось посмотреть, какой тип ствола окажется более дешевым в эксплуатации при всех прочих равных характеристиках. Следует также учесть, что обозначение калибра этого орудия (102 мм) тоже несколько условно. Реально он равен 101,6 мм, но, понятно, что удобства ради был округлен.
Выстрел производился как посредством ударного механизма, так и с помощью электричества, причем тот и другой механизмы были взаимозаменяемыми. Противооткатные устройства были весьма эффективными, поэтому откат ствола не превышал 680 мм.
Всего в эксплуатации британского флота находилось несколько моделей такого орудия, обозначавшихся следующим образом: 4"/50 (102 мм) BL Mark VII, VII** and VIII***.
ТТХ орудия были следующими (и мало чем отличались на всех трех моделях):
Управление огнем происходило с помощью сложного электромеханического прибора Vickers F.T.P. Fire Control Instruments Mark II, который при введении корректирующих поправок позволял осуществлять захват цели и ее сопровождение в полуавтоматическом режиме. Данные о дальности получали с дальномера.
Интересно, что этим орудиям довелось пострелять и на суше. В годы Первой мировой войны их устанавливали на колесные лафеты и использовали в Восточной Африке. А вот в годы Второй мировой войны именно эти пушки ставились на импровизированные английские самоходные установки 4” Mobile Naval Gun. Угроза германского вторжения на британские острова воспринималась британцами очень серьезно.
Поэтому в числе прочих мероприятий озаботились они и созданием мощных САУ на базе трехосных артиллерийских тягачей Foden DG/6/10 с колесной формулой 6х4, в кузове которых на тумбовой установке как раз и монтировались орудия BL Mark VII. Какого-либо бронирования орудия не предусматривалось. Расчет состоял из 6 человек и перевозился прямо в кузове. Всего было построено таким образом 49 САУ которые передали в части береговой обороны, где они должны были использоваться для противодесантной обороны. И надо сказать, они вполне могли бы эту функцию выполнить, учитывая дальность их стрельбы и мощность снаряда.
Всего было произведено 600 единиц этого орудия, из которых 482 еще осталось на службе в 1939 году.
Информация