Мотивированная жестокость. Скорбные приключения «Королевского тигра» в Кубинке

89

Pz. Kpfw. Tiger Ausf. B. под номером 102 перед экзекуцией в Кубинке. Источник: warspot.ru

Сломано все


Впервые попались «Королевские тигры» в руки советских солдат 1-го Украинского фронта в середине августа 1944 года в деревне Оглендов за Вислой, севернее местечка Сташев. Это было следствие провального для немцев боя с тяжелыми советскими ИС-2, когда 501-й тяжёлый танковый батальон потерял 12 машин. При этом два из них, под номерами 502 и 102, оказались почти исправными и после косметического ремонта гусениц могли передвигаться самостоятельно. Это были командирские машины с дополнительным шестым членом экипажа и сокращенным боекомплектом. Немцы не только оставили боеспособные машины на поле боя, но и снабдили советских испытателей подробной инструкцией к эксплуатации. В итоге 502-й и 102-й Pz. Kpfw. Tiger Ausf. B решено было отправить в Кубинку на подробное изучение. Первая машина жива до сих пор, её можно увидеть в экспозиции парка «Патриот», а вот вторая приняла на себя роль жертвы советской артиллерии. Но прежде этих 68-тонных монстров требовалось доставить в Подмосковье. Из-за постоянных поломок «Тигры» появились в Кубинке только 26 сентября.


Второй из прибывших в Кубинку "Королевских тигров" с башенным номером 502. Именно он займет место в музейной экспозиции. Источник: warspot.ru

Сложилось такое впечатление, что немецкие танки совсем не хотели в Кубинку. До того как они оказались на железнодорожной станции, советские танкисты прогнали их своих ходом 110 километров из-за Вислы. На «Тигре Б» с башенным номером 102 за этот пробег случилось следующее:
— разрушился подшипник ступицы левого направляющего колеса;
— перегрелась правая часть V-образного мотора вследствие установленного позднего зажигания;
— постоянный перегрев КПП из-за слабого охлаждения и 30-градусной жары;
— разрушение значительного количества пальцев гусеницы, особенно в частых разворотах танка;
— быстрое ослабление натяжения гусениц: останавливаться для натяжки приходилось через 10-15 километров.



После разгрузки в Кубинке с платформы поезда у танка заклинила правая бортовая передача. Вскрытие показало, что она по необъяснимой причине полностью разрушилась. Здесь очень пригодился 502-й «Тигр Б», с которого и сняли живую бортовую передачу.






Выживший 502-й «Королевский тигр» в парке «Патриот». Фото автора.

По прибытии парочки в Кубинку техзадание Научно-испытательному бронетанковому полигону ГБТУ Красной армии на изучение немецкой кошки №102 выдал заместитель начальника ГБТУ генерал-лейтенант Иван Адрианович Лебедев. Примечательно, что с самого начала немецкий танк не сравнивался со своим предшественником Pz. Kpfw. Tiger Ausf. E, а воспринимался советскими инженерами как преемник PzKpfw V Panther. Во многом это было следствием сходных конструктивных решений и обводов корпуса с башней. В выводах инженеры так и пишут:

«Танки «Тигр-Б» представляют собой модернизацию основного немецкого танка «Пантера» в части усиления бронирования и увеличения калибра устанавливаемого вооружения».

Первоначально машине, прошедшей до испытаний всего 444 километра, предстоял 35-километровый пробег по сухой проселочной дороге. Целью было определение средней скорости движения. Даже этот небольшой промежуток танк не мог пройти без злоключений: постоянно выбивало масло из привода правого вентилятора, что требовало регулярных остановок для осмотра и дозаправки. В итоге средняя техническая скорость (с учетом «пит-стопов») составила всего 11,2 км/час. Из-за гигантского расхода топлива пробег танка по проселочным дорогам не превышал 90 километров. Много это или мало? К примеру, отечественный ИС-2 на одной заправке проходил 135 километров, довольствуясь 520 литрами солярки. А тяжелому немцу на 90 км требовалось 860 литров, то есть около 970 литров на 100 километров пути! При этом инструкция гласила, что «Тигр Б» должен расходовать по проселкам не более 700 л/100 км пути. Инженеры Кубинки списали такую чудовищную прожорливость на износ двигателя, который, напомним, прошел 444 км. Исправного счетчика моточасов у немцев, видимо, не было, поэтому выявить настоящий «пробег» «Майбаха» не представлялось возможным. Возможно, одной из причин такого перерасхода топлива стало использование отечественного бензина КБ-70.


Характер разрушения зубьев венцов ведущего колеса. Фото из отчета об испытаниях

До серьезных поломок успели испытать поворотливость танка. Для площадки выбрали целину с травянистым покровом и твердой суглинистой основой. Планетарный поворотный механизм обеспечивал «Тигру Б» хорошую поворотливость, при этом наименьший радиус в 2,2 метра достигался в нейтральном положении коробки передач. Когда дошли до 6-й передачи (радиус поворота достиг уже 33,2 метра) вышли из строя гусеницы, и повернуть танк на 7-й и 8-й передачах уже не получилось. ЧП случилось, как и во время эвакуации из-за Вислы, с двумя траками и сразу с двенадцатью пальцами. Так написано в отчете:

«Благодаря хрупкости материала пальцы разрушаются на несколько частей в плоскостях сочленения проушин траков».

При пробеге по спидометру в 530 километров срезало все болты крепления наружного зубчатого венца левого ведущего колеса. Спустя 17 километров левое ведущее колесо вторично вышло из строя и вдобавок разрушился торсион переднего левого опорного катка. Срезало все болты крепления зубчатого венца и на две части разорвало сам венец. В общей сложности 102-й «Тигр Б» прошел 557 километров (из них 113 в Кубинке) до момент полного выхода из строя правой бортовой передачи. У донорской машины №502 бортовых передач больше не было, поэтому «Тигр-Б» встал навсегда. Слабым место оказался роликовый подшипник ведущего вала передачи.

Немецкие козыри


С технической точки зрения самые большие нарекания у советских инженеров в «Тигре Б» вызвали хлипкие бортовые передачи, ведущие колеса и пальцы гусениц: именно эти узлы не позволили полноценно провести ходовые испытания тяжелого немецкого танка. Можно предположить, что даже в случае исправности данных частей все равно в перегруженной машины что-нибудь вышло бы из строя. Слишком тяжел был «Королевский тигр».

Даже за этот короткий промежуток эксплуатации советских инженеров успела удивить трансмиссия немецкого танка. Несмотря на высокую стоимость и сложность коробки переключения передач в сравнении с отечественными аналогами, она отличалась высокой надежностью и удобством использования. Внимание привлекли тщательность обработки зубьев шестерен коробки и хорошая смазка, что отчасти обеспечивало долговечность работы узла. Удары на зубья серьезно смягчало применение шестерен с постоянным зацеплением, а также синхронизация угловых скоростей переключаемых элементов при одновременном регулировании подачи топлива к двигателю.

Интересно, что советские инженеры фактически обвинили немцев в плагиате известного механизма поворота французского танка «Сомуа», в котором мощность при повороте разветвляется на два потока. Одним из важнейших достоинств немецкого механизма поворота стала блокировка сочлененных шестерен планетарных редукторов. Что это дало «Тигру Б»? Прежде всего устранение «дифференциального эффекта» при прямолинейном движении гусеничной машины, когда танк уводило в сторону при неравномерном сопротивлении на гусеницах. К слову, предшествующий Pz. Kpfw. Tiger Ausf. E не имел подобных узлов, нивелирующих «дифференциальный эффект». Механизм поворота отличался также легкостью управления за счет применения гидравлических сервоприводов, пониженной нагрузкой на фрикционы и их меньший износ, а также отсутствием узлов, требующих регулировки. Однако все эти козыри перечёркивали сложность, дороговизна и большой вес.

Мотивированная жестокость. Скорбные приключения «Королевского тигра» в Кубинке




Несколько эпизодов из недолгой карьеры "Тигра Б". Источник: waralbum.ru

В Кубинке отдельно отметили удобство и простоту монтажа/демонтажа двигателя танка. Это было реализовано за счет карданного соединения мотора и трансмиссии, что исключило точную центровку при установке. За счет большого МТО в танке реализовали неплохой доступ к большинству соединений трубопроводов и тяг управления.

Несмотря на все вышесказанное, из обширного списка технических козырей танка «Тигр Б» инженеры выделили всего шесть, заслуживающих внимания при разработке отечественных танков. Интересными выглядели система очистки воздуха для питания мотора (фильтры непосредственно над карбюраторами), автоматическое огнетушение в двигательном отсеке, полуавтоматические приводы управления КПП, электрообогрев аккумулятора и внутренняя амортизация опорных катков. Важным показался также термосифонный обогрев двигателя в зимних условиях.

На этом испытания «Тигра Б» не окончились. Впереди были стрельбы из главного калибра и разрушение тевтонской брони советской артиллерией.

Окончание следует…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

89 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    30 июля 2020
    "На самом интересном месте ".... crying fool жду продолжения с нетерпением!!! negative Автору +!
    1. +2
      30 июля 2020
      завтра бы... а то уеду и не прочитаю..а хочется!
    2. +1
      31 июля 2020
      Присоединюсь к Вам, автору респект! Заинтриговал....)
  2. +21
    30 июля 2020
    "Королевский тигр" это, то что добило немецкие танковые войска и производство танков окончательно, и хорошо, что на "сумрачный немецкий гений" сошло такое затмение
    1. -1
      30 июля 2020
      За счет большого МТО в танке реализовали неплохой доступ к большинству соединений трубопроводов и тяг управления.
      Можно организовать МТО, где ходят в рост....... только "КТ" уже был не танком, а крепостью на колесах. feel Он появился вовремя. Именно из-за "зверинца" у нас были колоссальные потери в Т-34. Немцы правильно использовали их, из засад. Потери зверей происходили при прорывах из окружений.
      1. +35
        30 июля 2020
        Засады у обеих сторон были результативными, начиная с Катукова.
        1. 0
          30 июля 2020
          Цитата: alma
          Засады у обеих сторон были результативными, начиная с Катукова.

          Засады всегда результативны! Только результативность разная.
          1. +21
            30 июля 2020
            К слову о засадах. Зиновий Колобанов в 41 г. под Ленинградом, находясь в засаде, подбил 42 немецких танка. Правда, так и не получил звезду Героя, хотя, имеет на это полное право.
            Могли бы уж сейчас присвоить звание Героя России посмертно.
          2. -5
            30 июля 2020
            Цитата: Mavrikiy
            Засады всегда результативны! Только результативность разная.

            Причём результативность эта может оказаться на стороне тех, на кого устроили засаду: "Танк БТ был поставлен в засаду, где и был сожжён подтащенной противником противотанковой пушкой".
            1. +6
              30 июля 2020
              Война! А одинокий танк без пехотного прикрытия...
              Описывались случаи, когда наши танкисты замечали немцев в засадах. Обходили их во фланг или маневром вынуждали начать движение.
              И побеждали!
              Кто первым заметил тот на 50% в выигрыше!
              1. +2
                30 июля 2020
                Цитата: hohol95
                Война! А одинокий танк без пехотного прикрытия...

                Не просто война. А её первые месяцы. Когда ещё не поняли, что это не учения, только обозначать действия тут не удастся, а противник - не посредник, и закрывать глаза на промахи не будет.
        2. +19
          30 июля 2020
          Младший лейтенант Пегов на лёгком танке Т-70 находясь в засаде подбил две Пантеры.
          1. +6
            30 июля 2020
            из 45 ки пантеру?? орел!!!
            1. +6
              30 июля 2020
              Цитата: роман66
              из 45 ки пантеру??

              причем, обратите внимание на фото, вторая пантера погибла даже не поняв что случилось. первая повернула башню но это все что они успели сделать request насколько я помню экипажи пантер не покинули танки.
            2. BAI
              +2
              31 июля 2020
              И Тигра валили.
      2. +19
        30 июля 2020
        Цитата: Mavrikiy
        Он появился вовремя. Именно из-за "зверинца" у нас были колоссальные потери в Т-34. Немцы правильно использовали их, из засад. Потери зверей происходили при прорывах из окружений.

        Этим зверям ... Судя по слабости ходовой, они и не могли никуда проехать или даже особо контратаковать. Конечно, могучая пушка и толстая броня давали им преимущество перед 34-й, если лезть "голой грудью на пулемет"... Научились наши танкисты этого не делать, к 44-му...обойти неповоротливого противника, перехватить коммуникации, лишить его топлива и боеприпасов...и пусть стоит...экипаж сам сбежит.
        1. +6
          30 июля 2020
          трудно не согласиться. hi
          1. +16
            30 июля 2020
            Цитата: Mavrikiy
            трудно не согласиться.

            Я слышал, что у "Королевского тигра" была ненадёжная ходовая, но чтобы НАСТОЛЬКО! Получается, что этого монстр надо было аккуратно доставить на место, прикрыть фланги, прикрыть пехотой и артиллерией. Использовать как малоподвижную но мощную огневую точку. В 44 так уже не получалось воевать...
            1. -4
              30 июля 2020
              Цитата: Горный стрелок
              но чтобы НАСТОЛЬКО!

              Все было нормально. Технологии, разработка. Практически, отсутствие лигатуры погубило зверей к концу войны.
            2. Комментарий был удален.
              1. +16
                30 июля 2020
                ты для чего тут нарисовался.....слабоумный ты наш..никто не говорит,что техника была плохая,а об определенных недостатках,читать совсем не научился?
                1. Комментарий был удален.
                  1. 0
                    31 июля 2020
                    Отвечу раз за всех , больше не пиши даже, не отвечу, т.к. с такими безграмотными и невоспитанными неинтересно общаться.
                    Победили за 4 года, поэтому тебе минусы лепили и наши и ваши. Ты тут неинтересен.
                  2. +1
                    31 июля 2020
                    Умалишенному,с экскрементами в голове,в статье ни разу не упомянуто что ВСЯ техника была плоха,так что сгинь отсюда кастрюлеголовая нечисть
            3. +3
              30 июля 2020
              Цитата: Горный стрелок
              Я слышал, что у "Королевского тигра" была ненадёжная ходовая, но чтобы НАСТОЛЬКО!

              Где-то слышал, что немецкие танкисты КТ называли "танк на один бой".
              1. +1
                31 июля 2020
                Ну не скажите, успех Арденской операции обеспечили не в последнюю очередь как раз эти кошки.
                Правда, там и противник был не столько на Шерманах, сколько американцы, а с танковыми асами у них всё было грустно.
                1. +1
                  1 августа 2020
                  Цитата: AllBiBek
                  Ну не скажите, успех Арденской операции обеспечили не в последнюю очередь как раз эти кошки.

                  Успех Арденн обеспечило пасмурное небо, как только небо очистилось, авиация союзников напомнила о себе.
          2. +6
            30 июля 2020
            13 ГТПП.
            15 февраля 1944 года выделил 5 ИС-85 для поддержки лобовой атаки на деревню Лисянка. Все 5 ИС-85 подбиты. 2 сгорело. Каждый танк получил от 3 до 7 попаданий с дистанции 600-800 метров!
            16 февраля деревню окружили и нашли там 16 "Пантер", 2 Pz.IV и 2 StuG-га.
            1. +7
              30 июля 2020
              Классический пример того, что нормальные герои всегда идут в обход: там, где в лоб не справились даже новейшие тяжёлые танки, победу одержали лёгкие и средние, обошедшие узел укреплений.
              1. +6
                30 июля 2020
                Цитата: Alexey RA
                обошедшие узел укреплений.

                Не просто обошедшие, а перерезавшие пути снабжения
                1. +1
                  30 июля 2020
                  Так им пути снабжения до этого подрезали...
                  В разных книгах разные даты.
                  В одной бой был 15 в другой 19 февраля!
                  А горючее для техники немцы сбрасывали с самолётов (значит подвоза уже не было).
                  И ночью частично подорвав технику немцы ушли!
                  Горючего нет. Снарядов видимо так-же уже было мало.
                  День продержались и ушли!
                  Общее число указано - 20 или 21 машина (то ли 2 то ли 3 Pz.IV было)!
                  Но без указания на подбитие их в дневном бою!
                  И думаю там ещё могли быть противотанковые орудия. Но они не указаны в виде трофеев!
            2. +6
              30 июля 2020
              Цитата: hohol95
              16 февраля деревню окружили и нашли там 16 "Пантер", 2 Pz.IV и 2 StuG-га.

              А чего не продолжаете то, что большинство этой техники немцы тогда же и потеряли
              1. +3
                30 июля 2020
                А чего не продолжаете то, что большинство этой техники немцы тогда же и потеряли

                Этот факт никто не оспаривает!
                Интересно другое!
                Куда подевались танки из танкового полка Бёке бывшие там на начало жизни этой части 25 января 1944 года - 123 «пантеры» и 69 «тигров»?
                Ведь потом пишут только о 34 «тиграх» и 47 «пантерах»! Бывших в полку на начало наступления с целью деблокирования окруженной немецкой группировки у г. Корсунь-Шевченковский, то есть на 4 февраля.
                Раздали в другие части?
                1. +2
                  30 июля 2020
                  Цитата: hohol95
                  Куда подевались танки из танкового полка Бёке


                  А ни куда, почти все там где были там и остались...
                  Почитайте, ОЧЕНЬ интересно...
                  Подробности на warhead.su:
                  https://warhead.su/2018/12/27/ostanovit-beke-tridtsatchetvyorki-protiv-tigrov-i-panter
                  Цитата: hohol95
                  Раздали в другие части?

                  Новое наступление Красной армии привело к потере Проскурова, где советских солдат встречала масса оставленных подбитых и неисправных «пантер» группы Беке.
                  Воевать против «тигров» и «пантер» на Т-34-76 было тяжело, появление ИСов лишь постепенно улучшало положение. Но обходами, охватами и тактически грамотными действиями именно на Т-34-76 зимой 1943–1944 годов освободили почти всю Правобережную Украину.
                  1. +5
                    30 июля 2020
                    А
                    ни куда, почти все там где были там и остались...
                    Почитайте, ОЧЕНЬ интересно...

                    Но весь "прогрессивно-либеральный мир" знает, что потери полка Бёке были всего один «тигр» и четыре «пантеры».
                    При уничтожении у "советов" 267 танков. Без разбора по типам.
                    Кому верит "мир" ? Уж точно не "советской пропаганде"...
                    1. +2
                      1 августа 2020
                      Цитата: hohol95
                      Кому верит "мир" ? Уж точно не "советской пропаганде"...

                      Да...
                      Ради интереса, посмотрите эту статью из "русской пропаганды":
                      https://zen.yandex.ru/media/proarm/nemeckie-poteri-v-tankah-na-primere-opersvodok-shtaba-tankovoi-divizii-ss-leibshtandart-ag-za-dekabr-1943-goda-5f1d67952405822ad5d13390?&utm_campaign=dbr
            3. +2
              30 июля 2020
              Цитата: hohol95
              13 ГТПП.
              15 февраля 1944 года выделил 5 ИС-85

              Не ГТПП, а ГТТП - гвардейский тяжёлый танковый полк.
              ИС-85, кстати, малосерийная машина, смысл обсуждать её боевое применение?
            4. +4
              30 июля 2020
              Цитата: hohol95
              Каждый танк получил от 3 до 7 попаданий с дистанции 600-800 метров


              Танк ИС-85, подбитый у Лысянки. Цифрами показаны попадания немецких снарядов. 1944 г.
              Цитата: hohol95
              на деревню Лисянка


              Правильнее, по русски, Лы́сянка (украинец. Лисянка)
              Цитата: hohol95
              13 ГТПП.
              13-й гв. тяжелотанковый полк прорыва (13 гв. ТТПП)
          3. +3
            30 июля 2020
            Цитата: Mavrikiy
            трудно не согласиться.

            Хоть, какая то здравая мысль Вас наконец посетила...
        2. +2
          30 июля 2020
          Только первый Тигр из засады точно так же бы мог работать, а вот в маневр все же мог лучше этого чуда. И, самое главное - был проще и дешевле.
          1. +7
            30 июля 2020
            да им и 4 ки последних модификаций за глаза хватало, но такое уж впечатление на них прозивел КВ
            Посреди ангара стоял закопченый монстр без гусениц, с броней, напоминавшей лунный ландшафт.

            - Что это? - просипел Порше.
            - Это? - голос Гудериана был слаще сахарина. - О-о-о, это очень интересная вещь. Это русский тяжелый танк. По нему стреляла половина 6-й дивизии, а остановился он только когда у него кончилось горючее. С Леебом случилась истерика..
            1. +3
              30 июля 2020
              Цитата: роман66
              да им и 4 ки последних модификаций за глаза хватало, но такое уж впечатление на них прозивел КВ
              Посреди ангара стоял закопченый монстр без гусениц, с броней, напоминавшей лунный ландшафт.

              - Что это? - просипел Порше.
              - Это? - голос Гудериана был слаще сахарина. - О-о-о, это очень интересная вещь. Это русский тяжелый танк. По нему стреляла половина 6-й дивизии, а остановился он только когда у него кончилось горючее. С Леебом случилась истерика..

              Шикарное произведение, есть еще такое про Гран-ли.
            2. 0
              11 сентября 2020
              Бронесайт Василия Чобитка. Раздел по истории танков с юмором доставит массу удовольствия и смеха. Валялся под столом, когда первый раз читал его))
              Особенно про ранние американские танки - "с этих машин смеялись даже японцы")))
          2. +1
            30 июля 2020
            Цитата: CTABEP
            первый Тигр из засады точно так же бы мог работать

            Точно так же не мог - пушка короче, бронепробиваемость и настильность хуже. Да и бронезащита не последнее дело для тяжёлого танка hi
            1. 0
              11 сентября 2020
              Длинноствольной 8-8 хватало в любом исполнении. Бронезащита первого Тигра была более чем мощной. Главное борт не подставлять.
              1. 0
                11 сентября 2020
                Ага. Всего хватало, но всё усилили просто от нечего делать.
        3. +4
          30 июля 2020
          Цитата: Горный стрелок
          Научились наши танкисты этого не делать, к 44-му...обойти неповоротливого противника, перехватить коммуникации, лишить его топлива и боеприпасов...

          да и в лоб справлялись. почитайте про бой у города Лисув. там Т-34-85 несколько дней отбивались от атак 424 тяжелого танкового батальона и группы пантер. интересно что по итогам советские танкисты отчитались о том что вели бои против пантер, в то время как немцы сообщили в штаб о том что получили по башке от советских ИС-2.
          1. +1
            30 июля 2020
            Цитата: SanichSan
            Цитата: Горный стрелок
            Научились наши танкисты этого не делать, к 44-му...обойти неповоротливого противника, перехватить коммуникации, лишить его топлива и боеприпасов...

            да и в лоб справлялись. почитайте про бой у города Лисув. там Т-34-85 несколько дней отбивались от атак 424 тяжелого танкового батальона и группы пантер. интересно что по итогам советские танкисты отчитались о том что вели бои против пантер, в то время как немцы сообщили в штаб о том что получили по башке от советских ИС-2.

            В лоб Т-34-85 и ИС-2 не сильно разнятся, только в наличии дульного тормоза, а его издалека не сильно видно.
            1. +3
              30 июля 2020
              Цитата: Альф
              В лоб Т-34-85 и ИС-2 не сильно разнятся, только в наличии дульного тормоза, а его издалека не сильно видно.

              немцы скорее основывали свое мнение на масштабах потерь. нужно же как то объяснить что через 4 дня боев от 52 тяжелых танков из которых 23 самые современные Тигр В, осталось ноль. если сообщить что их покрошили средние танки советов то Гитлер расстроится, а если Гитлер расстроится то неизвестно чем это может закончится... в 1944 Гитлер уже весьма на нервах был.
              но так то да. из далека можно перепутать.. если постараться yes
              1. 0
                30 июля 2020
                Цитата: SanichSan
                Цитата: Альф
                В лоб Т-34-85 и ИС-2 не сильно разнятся, только в наличии дульного тормоза, а его издалека не сильно видно.

                немцы скорее основывали свое мнение на масштабах потерь. нужно же как то объяснить что через 4 дня боев от 52 тяжелых танков из которых 23 самые современные Тигр В, осталось ноль. если сообщить что их покрошили средние танки советов то Гитлер расстроится, а если Гитлер расстроится то неизвестно чем это может закончится... в 1944 Гитлер уже весьма на нервах был.
                но так то да. из далека можно перепутать.. если постараться yes

                Тоже верно.
            2. +2
              30 июля 2020
              дед рассказывал что на ствол т 34 ведро надевали , и немцы завидев из далека старались в бой не вступать
          2. 0
            30 июля 2020
            Цитата: SanichSan
            немцы сообщили в штаб о том что получили по башке от советских ИС-2.

            "«Тигры» в снегу " Альфред Руббель (.... отступал к Днепру, прорывался из Черкасского «котла», но безнадежность войны осознал лишь в Венгрии....)
            13 февраля 1944 г. С рассветом мы продолжили атаку, развернувшись с северо-востока на восток, по дороге Медвин — Лисянка. Из семи вражеских танков, Т-34/85 и «Шерманов», появившихся со стороны Медвина, шесть было подбито.

            Ну вот НЕ ВЕРЮ фрицевскому ветерану, не могли оказаться 13.02.44 Т-34/85 Не видел, не знает, а живенько так описывает нафантазированные подвиги.
            уже в феврале 1944 г. дать заказчику танки, оснащенные более мощным 85-мм орудием, нареканий на качество которых не было.
            Одной из первых частей, получивших танки Т-34-85, был 38-й отдельный танковый полк, укомплектованный из состава танковой колонны «Димитрий Донской».

            В ночь с 23 на 24 марта 1944 г. 38-й отдельный танковый полк, совершив двенадцатисуточный марш в район г. Умани, с ходу вступил в бой.

            И ещё, оттуда же
            13 февраля 1944 г. С рассветом мы продолжили атаку, развернувшись с северо-востока на восток, по дороге Медвин — Лисянка.

            №1-Лысянка; №2-Медвин. Что никак не пойму, куда "навигатор" путь проложил -с северо-востока на восток, по дороге Медвин — Лисянка wassat
            "нормальные "герои" всегда идут в обход"(с) - через Владивосток?
      3. +10
        30 июля 2020
        Цитата: Mavrikiy
        Именно из-за "зверинца" у нас были колоссальные потери в Т-34.

        Сказки, вслед за "гитлеровскими недобитками" НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ. Это у них в мемуарах описывается, как они "одной левой", да еще и в одиночку, уничтожали такое количество наших танков, которое у нас в тот момент на том участке и в наличии то не было. У них фото и кинокамер было предостаточно, причем в личном пользовании, но ни кто из них так и не показал поля танковых боев с уничтоженными сотнями нашими танками..., во второй половине войны.
        Цитата: Mavrikiy
        Немцы правильно использовали их, из засад. Потери зверей происходили при прорывах из окружений.
        Вы боевые пути их тяжелых танковых батальонов ("тигриных") посмотрите, там можно четко увидеть где и как они теряли свои боевые машины.
        И еще, битвы на озере Балатон, из какого окружения они там вырывались?
        1. -20
          30 июля 2020
          Сказки

          А потере РККА в 83 500 единиц бронетехники тоже сказки ?
          1. +18
            30 июля 2020
            Цитата: Garant_Solntselikij
            А потере РККА в 83 500 единиц бронетехники тоже сказки ?

            Нет, это официальные данные.
            Надо просто их разложить по годам:
            1941 год - 20500 шт
            1942 год - 15000 шт
            1943 год - 22400 шт
            1944 год - 16900 шт
            1945 год - 8700 шт, это по 09 мая 1945 года
            То есть с момента появления на фронтах "КТ" , а это 1944 год, потери у нас не выросли, а остались, в среднем такими же.
            А теперь главное
            После войны ГАБТУ провело исследование о причинах поражения наших танков.
            На долю противотанковой артиллерии пришлось около 60%,
            в боях с танками потеряно 20%,
            гаубичная артиллерия уничтожила 5%,
            на минах подорвалось 5%,
            на долю авиации и противотанковых средств пехоты пришлось 10%.
            Сразу скажу, что систематически наше ГАБТУ эти сведения стало собирать с 1943 года, то есть с того момента, когда поля боев стали оставаться за нами, а не только собирая сведения с наших рембаз
            Так от каких огневых средств у нас наибольшая потеря танков, от "танкового зверинца" или от противотанковой артиллерии противника?
            1. +1
              30 июля 2020
              Забыл добавить,что утонуло в болотах и реках около 5000 советских танков
              1. +2
                30 июля 2020
                Цитата: Бессараб
                Забыл добавить,что утонуло в болотах и реках около 5000 советских танков

                ????? Это Вы к чему? Считаете, что утонувшие машины в потери внесены не были? Так, нет... Потеря она и есть потеря.
      4. +2
        30 июля 2020
        В описываемом бою первые два КТ уничтожила именно тридцатьчетверка лейтенанта Оськина из засады. Цель засады -развернуть КТ в сторону засады,подставив борта основным силам,что и было выполнено..Оськин и его экипаж выжили. Оськин получил звание ГСС
      5. 0
        27 сентября 2020
        Этих двух кошек наши захватили когда немцы шли в атаку , из засады их колонну атаковали т-34 - 76, заметьте 76-ти мм ! Некоторых подбили другие сбежали, но не все тигры ушли) этих приучили))
    2. +7
      30 июля 2020
      И не говорите. Клепали бы Тигры и Т4 - Победа стоила бы нам дороже. А так все в плюсе, и наши предки, и мы (на такого зверя есть возможность полюбоваться :)).
      1. +1
        30 июля 2020
        Цитата: CTABEP
        Клепали бы Тигры и Т4 - Победа стоила бы нам дороже.

        Тигр Н был таким же гвоздем в гроб панзервафе как и Тигр В. request больше 40% потерь - уничтожение собственными экипажами. цена тоже заоблачная.
    3. +1
      31 июля 2020
      Цитата: svp67
      и хорошо, что на "сумрачный немецкий гений" сошло такое затмение

      Плюс дефицит компонентов для производства стали.
  3. +3
    30 июля 2020
    С технической точки зрения самые большие нарекания у советских инженеров в «Тигре Б» вызвали хлипкие бортовые передачи, ведущие колеса и пальцы гусениц: именно эти узлы не позволили полноценно провести ходовые испытания тяжелого немецкого танка.
    Да, немцу повезло, он не попал в СССР в 1941, и особенно в 1944 в болота Белоруссии. Там бы его шасси сыпалось каждые 15 минут. Ибо для монстров подходит только грунт Европы. request
  4. 0
    30 июля 2020
    Вот это железяка!
    1. +1
      30 июля 2020
      Цитата: Вольный ветер
      Вот это железяка!

      Вот именно, железяка. Лигатуры не хватало хронически. request
    2. +2
      30 июля 2020
      Вот это железяка!

      Замечательное крыльцо бы получилось.lol
  5. +18
    30 июля 2020
    Вот из за этого я еще не свалил с ВО) автору респект.
    1. Согласен. Такие материалы все реже и реже. А жаль. Ещё пять лет тому все было несколько иначе.
      1. +5
        30 июля 2020
        знаю) поэтому часто ищу тут то что еще не читал за разные годы. а такие материалы сейчас как глоток воздуха. приятно что еще есть кто то .
  6. 0
    30 июля 2020
    Ну, претензия по поводу сложности агрегатов уж точно необоснованна. Если бы Тигр-2 клепали бы тысячами штук, можно было бы упрекать за навороченность. Но тут речь о супертанке, который произвели-то в количестве 487 штук...
    1. 5-9
      +2
      31 июля 2020
      А вы причинно-следственную связь между количеством и сложностью не видите?
  7. -3
    30 июля 2020
    Интересная статья
    Вот это место не понял
    выбивало масло из привода правого вентилятора

    Вентилятор охлаждения двигателя?
    1. +5
      30 июля 2020
      Вентилятор охлаждения двигателя?
  8. +14
    30 июля 2020
    Это были командирские машины с дополнительным шестым членом экипажа и сокращенным боекомплектом
    Информация ошибочная. Командирская версия (примерно 5 процентов от всех произведенных), Panzerbefehlswagen Tiger Ausf.B, имела экипаж из пяти человек.
    Существовали две версии Panzerbefehlswagen Tiger Ausf.B: первая - Sd.Kfz.267, предназначенная для связи на большом расстоянии со штабом батальона, и Sd.Kfz.268 - для авиационных корректировщиков.
    Для размещения дополнительного радиооборудования и электрического генератора GG4400, боекомплект уменьшался на 17 снарядов и 10 пулеметных лент.
    Panzerbefehlswagen Tiger Ausf.B Sd.Kfz.267 оснащался радиостанциями FuG 5 и FuG 8, Panzerbefehlswagen Tiger Ausf.B Sd.Kfz.268 - FuG 5 и FuG 7.
    Внешне танки отличались только наличием стержневой антенны Sternantenne D.
  9. -1
    30 июля 2020
    Чтобы стрелять из засад, достаточно "Хётцеров".

    Рассыпающийся на части через каждые 10 км пробега "Королевский тигр" (прости Господи) образца февраля 1944 года - яркий образец д....лизма тевтонских танкостроителей и танкистов laughing
    1. +1
      30 июля 2020
      Чтобы стрелять из засад, достаточно "Хётцеров".
      или ахт-ахт
      1. +2
        30 июля 2020
        Цитата: роман66
        Чтобы стрелять из засад, достаточно "Хётцеров".
        или ахт-ахт

        8-8 быстро с места не свезешь, все-таки почти 4 тонны веса.
  10. +4
    30 июля 2020
    Из-за гигантского расхода топлива пробег танка по проселочным дорогам не превышал 90 километров. Много это или мало? К примеру, отечественный ИС-2 на одной заправке проходил 135 километров, довольствуясь 520 литрами солярки. А тяжелому немцу на 90 км требовалось 860 литров, то есть около 970 литров на 100 километров пути! При этом инструкция гласила, что «Тигр Б» должен расходовать по проселкам не более 700 л/100 км пути.

    Сразу вспомнилось:
    Я, после того как увидел, как при пуске мотора "Пантеры" из временного бачка (канистра на 20 литров пластиковая) бензин на глазах убывает, это на холостом ходу – понял, почему немецкие танки никак нельзя назвать лучшими в ту войну... Ребята, 700 литров 87го бензина для Пантеры и 1000 с небольшим для королевского Тигра на сотню км – это не лечится ничем.
    © fvl_01
  11. +5
    30 июля 2020
    Ай-я-я-яй! Убили тигра
    Убили тигра. Убили
    Ай-я-я-яй! Ни за что ни про что, #уки, замочили. (С)

    Прочитал на одном дыхании. Спасибо!goodСкорее бы продолжение!
  12. +2
    30 июля 2020
    От души "лайк"
  13. 0
    30 июля 2020
    Интересненько, жду продолжения. Брутальный зверюга.
    А что на второй фотке справа на башне? ДЗ? ))
    1. +3
      31 июля 2020
      Цитата: Tuzik
      А что на второй фотке справа на башне? ДЗ? ))

      Запасные траки, играющие роль дополнительной брони. "Экранирование траками" применяли, ЕМНИП, все участники той войны.
  14. 0
    30 июля 2020
    Красивый танк! "мощный убойный" (с) Сильно повлиял на Е серию, которую, в виду..... так и не реализовали.
    1. 5-9
      +1
      31 июля 2020
      Хороший бог! Бесполезный и роду хорошего...
      Родственники про Кришну...
  15. mal
    0
    31 июля 2020
    С данным Тигром немцы перемудрили конечно. 68 тонн! Ничего удивительного, что быстро выходил из строя.
  16. 5-9
    0
    31 июля 2020
    Большая часть на Западном фронте их была, на Востоке тупо почвы не подходили... А так.... Более половины потерянных Тигров (обоих) были брошены немцами.. В первой встрече пару КТ сожгла пошлейшая 34ка с 76мм....
    1. 0
      31 июля 2020
      Цитата: 5-9
      76мм..

      С 85-мм.
  17. -6
    31 июля 2020
    Меня всегда прикалывают товарищи "историки" - начитаются документов и делают весьма глубокомысленные выводы. Автор, к его чести, очень аккуратен с выводами.
    Про слабость гусеницы:
    Во время "Багратиона" танки Т-34 прошли "по карте" 600 и более км. Каков был настоящий пробег - ну явно поболе 600 км. НО! Т-34, "средний" танк - рабочая лошадь рейдов в глубь обороны на сотни км. И "Багратиона" бы не было, если бы не удалось разжиться трофейной "калибровкой" для пальцев гусениц Т-34. В процессе операции им еще и пальцы поменяли. Гусеница "терпит" ровно одну замену пальцев, потом рвутся проушины. О такой "мелочи" как венцы ведущих колес даже и говорить стыдно - расходники, как и опорные катки.
    КТ, напротив - "тяжелый" танк. У него другие задачи. Поэтому разрушение пальцев гусениц на пробеге 500 км с лишком... Ну скажем, в современных понятиях - двойной гарантийный ресурс.Ну и по всей ходовке примерно та же песня.
    Насчет перетяжеленной машины: 56т не перетяжеленная, а 68 - уже совсем никак? Разница в весе в 21% настолько критична? Я бы понял, если бы разница была в 1,5-2 раза, но менее 33%?!?!?! Кому вы "лапшу на уши вешаете"?
  18. 0
    5 августа 2020
    Тигры и даже Королевкие тигры не оказали решающего влияния на ход войны. А вот Т-34 и Т-34-85 оказали. И чтобы ни говорили, это факт.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»