ОДК поставила установочную партию двигателей НК-32 второго этапа для Ту-160М

52
ОДК поставила установочную партию двигателей НК-32 второго этапа для Ту-160М

Первая установочная партия двигателей НК-32 второго этапа для установки на модернизированные Ту-160М поставлена. Об этом сообщила пресс-служба Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).

Двигатели установочной партии изготовлены, испытаны, приняты заказчиком. Вновь изготовленные двигатели соответствуют требованиям конструкторской и нормативной документации, заявленной в тактико-техническом задании

- приводит ТАСС сообщение пресс-службы.



В ОДК подчеркнули, что корпорация начала серийное производство двигателей НК-32-02. Двигатели изготавливаются на предприятии "ОДК-Кузнецов" в рамках госконтракта с Минобороны и ПАО "Туполев". В ближайшие годы данный двигатель станет основным в номенклатуре выпускаемых предприятием. Сообщается о планомерном наращивании серийного производства. Кроме того, конструкторы "ОДК-Кузнецов" работают над созданием линейки перспективных двигателей семейства "НК" на базе газогенератора НК-32 серии 02.

Производство советских турбореактивных двигателей НК-32, устанавливаемых на Ту-160 "Белый лебедь", было прекращено после развала Советского Союза, однако в последствии было принято решение возобновить их производство, но уже в модернизированном варианте (НК-32-02). Новый двигатель второго этапа на 10% экономичнее базового, что в среднем дает увеличение дальности полета модернизированного Ту-160 на тысячу километров.
52 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +19
    24 августа 2020 08:52
    + Тысяча верст для стратега - это точно не лишнее!
    1. 0
      24 августа 2020 10:42
      А можно еще поставить на новый сверхзвуковой лайнер, вот была бы машина...
      1. +9
        24 августа 2020 16:11
        Цитата: Гражданский
        А можно еще поставить на новый сверхзвуковой лайнер, вот была бы машина...

        Не подойдут они пассажирскому самолёту. У пассажирского (к примеру Ту-144) основной режим полёта - сверхзвуковой (у Ту-144 - более 2000км/час), у военных до звуковой (Ту-160 - 850км/час). Поэтому пассажирскому нужен движок оптимизированный под продолжительную работу на сверхзвуке, без форсажного режима. К примеру, на Ту-144Д ставился РД-36-51А, где форсажных камер вообще не было. С ним и дальность полёта была соответствующая (5330км)
        Стратег же ориентирован на наибольшую дальность полёта, а это совсем другой режим работы двигателя, а сверхзвук у него только за счёт форсажного режима работы двигателя, когда топлива расходуется немеряно.
        1. 0
          25 августа 2020 10:04
          Скорее всего , их в изиегенном виде поставят на что нибудь транспортное. Уберут Форсаж и увеличат вентилятор
  2. +5
    24 августа 2020 09:08
    Новость хорошая.
    Куда - нибудь ещё эти двигатели подойдут? Знает кто?
    1. -1
      24 августа 2020 09:20
      Изначально эти двигатели стояли ещё и на ТУ-144, но сегодня остались лишь стратеги, была информация, что планировали создать сверхзвуковой пассажирский лайнер на базе ТУ-160, но точной информации нет.
      1. +9
        24 августа 2020 09:53
        Цитата: Ru_Na
        Изначально эти двигатели стояли ещё и на ТУ-144
        НК-32 (модификация НК-32-1) стояли только на Ту-144ЛЛ (летающей лаборатории, бортовой № RA-77114).
        На серийных Ту-144 были НК-144А.
      2. +10
        24 августа 2020 12:05
        Цитата: Ru_Na
        Изначально эти двигатели стояли ещё и на ТУ-144

        В "корне" не верно!
        Изначально для Ту-144 создавались и в дальнейшем эксплуатировались двигатели НК-144.
        В последствии для Ту-22М создали две модификации НК-144-22 ( "ФМ") и НК -144-2 ("ФМА").
        На опытовых машинах Ту-22М0 стояли НК-144-22 ( 20-ти тонники)
        На предсерийных Ту-22М1 также были установлены НК-144-22.
        На опытовых Ту-22М2 устанавливали и НК-144-22 и НК-22, пробовали НК-23,но..."не сраслось".
        С 1975 года уже на все последующие выпуски самолётов Ту-22М2 устанавливались двигатели НК-22.
        Именно двигатель НК-144 стал "основой" для двигателей НК-22,23,25.
        НК-32 разрабатывался чисто под Ту-160.
        И только рамках разработки сверхзвукового пассажирского самолёта (СПС) второго поколения в конце 1970-х годов был также разработан двигатель НК-321. Двигатель испытывался и эксплуатировался на самолётах Ту-142ЛЛ и Ту-144ЛЛ.
        1. +1
          25 августа 2020 01:56
          А попытка установки НК-32-2 на Ту-22М3М так успехом и не увенчались ?
          Помнится на это очень надеялись .
          1. +1
            25 августа 2020 11:59
            Цитата: bayard
            Помнится на это очень надеялись .

            Конкретных попыток и не предпринималось,так как это требовало значительных "переделок" в ОКД.
            Поэтому кроме "хотелок" не было ни денег,ни времени...сами помните ..какие времена были crying
    2. +8
      24 августа 2020 09:28
      Цитата: Перейра
      Новость хорошая.
      Куда - нибудь ещё эти двигатели подойдут? Знает кто?

      Как вариант, для применения в газокомпрессорных установках при транспортировке природного газа,или же в качестве элемента энергетики.

      Речь о другой авиационной турбине,но учитывая возросший КПД НК-32-02,можно смело предполагать,что и он найдёт со временем своё место в "гражданке".

      Одним из удачных примеров применения АГТД в энергетике является теплофикационная ГТУ 25/39, установленная и находящаяся в промышленной эксплуатации на Безымянской ТЭЦ, расположенной в Самарской области в России, описание которой приведено ниже.

      Газотурбинная установка предназначена для выработки электрической и тепловой энергии для нужд промышленных предприятий и бытовых потребителей. Электрическая мощность установки - 25 МВт, тепловая - 39 МВт. Суммарная мощность установки - 64 МВт. Годовая производительность электроэнергии - 161,574 ГВт.ч/год, тепловой энергии - 244120 Гкал/год .

      Установка отличается применением уникального авиационного двигателя НК-37, обеспечивающего КПД в 36,4%. Такой КПД обеспечивает высокую эффективность установки, недостижимую на обычных тепловых электростанциях, а также ряд других преимуществ. Установка работает на природном газе с давлением 4,6 МПа и расходом 1,45 кг/с. Кроме электроэнергии установка производит 40 т/ч пара давлением 14 кгс/см2 и нагревает 100 т сетевой воды от 70 до 120 ОС, что позволяет обеспечить светом и теплом небольшой город .

      При размещении установки на территории тепловых станций не требуется дополнительных специальных блоков химводоочистки, сброса воды и т.д.

      Подобные газотурбинные энергетические установки незаменимы для применения в тех случаях, когда:

      ■ необходимо комплексное решение проблемы обеспечения электрической и тепловой энергией небольшого города, промышленного или жилого района - модульность установок позволяет легко скомпоновать любой вариант в зависимости от нужд потребителя;

      ■ осуществляется индустриальное освоение новых районов жизни людей, в том числе с условиями жизни, когда особо важна компактность и технологичность установки. Нормальная работоспособность установки обеспечивается в диапазоне температур окружающей среды от -50 до +45 ОС при действии всех других неблагоприятных факторов: влажности до 100 %, осадках в виде дождя, снега и т.д.;

      ■ важна экономичность установки: высокий КПД обеспечивает возможность производства более дешевой электрической и тепловой энергии и короткий срок окупаемости (около 3,5 лет) при капиталовложениях в строительство установки 10 млн 650 тыс. дол. США (по данным производителя).

      Кроме того, установка отличается экологической чистотой, наличием многоступенчатого шумоподавления, полной автоматизацией процессов управления.


      Полностью : http://www.combienergy.ru/stat/1253-Gazoturbinnye-ustanovki-na-baze-konvertirovannyh-aviacionnyh
      1. +4
        24 августа 2020 16:47
        Очень правильный подход. Ведь если городу нужно тепло (для обогрева домов, +горячая вода) - ставится котельная, в которой сжигают (допустим) газ. Но ведь газ можно сжечь не в топке котельной, а в турбине, которая крутит генератор. Получим то же количество тепла + на халяву, электроэнергию.
        А в современных тепловых электростанциях кинетическую энергию для генератора снимают сначала с турбины, а раскалённые газы с турбины попадают в котёл, получают пар, который в свою очередь, попадает уже в паровую турбину - электричество берём ещё и отсюда. А уже далее, отработавшее в турбинах тепло, через теплообменник, отдаётся в город горячей водой.
        Вобщем, энергией с сожжённого газа можно распорядиться по разному.
        1. +1
          24 августа 2020 23:23
          Цитата: Bad_gr
          Но ведь газ можно сжечь не в топке котельной, а в турбине, которая крутит генератор. Получим то же количество тепла + на халяву, электроэнергию.
          Турбина - это очень не на халяву. И тепла будет поменьше (несущественно).
    3. +4
      24 августа 2020 10:03
      Куда - нибудь ещё эти двигатели подойдут? Знает кто?

      В конце 80-х эти двигатели прошли испытания на Ту-22. Эта модификация проходила под литерой Ту-22М4. Но вначале 90-х выпуск двигателей был прекращен. Сейчас вновь обсуждается эта идея, как следующая модернизация после Ту-22М3М и вроде должна проходить как Ту-22М7. Посадочные места под этот двигатель подходят без переделки. Вопрос только в повышенных нагрузках на планер и в автоматике управления двигателем.
      1. +4
        24 августа 2020 12:13
        Цитата: Jurkovs
        В конце 80-х эти двигатели прошли испытания на Ту-22

        Это "мурзилка" wassat
        Кроме,как доработки каналов ВЗ под дополнительные створки подпитки...ничего сделано не было, а необходима была полная "перепроэктировка" мотогондол двигателей.


        Из чего следует вывод, что все "обещалки" и "хотелки" по НК-25,сер.2 для Ту-22М3М не более чем..... wink
    4. D16
      0
      24 августа 2020 19:42
      Куда - нибудь ещё эти двигатели подойдут? Знает кто?

      Были разговоры об установке этих двигателей на модернизированные Ту-22М3
  3. +1
    24 августа 2020 09:14
    Малая серия не может быть дешёвой, но куда деваться? Или "стратеги" могут оказаться "безмоторные"... Дорого это, реально дорого. Не намного дешевле, чем новый разработать...
    1. 0
      24 августа 2020 10:21
      Цитата: Горный стрелок
      Малая серия не может быть дешёвой

      Если возобновят производство Ту-160, то двигателей потребуется больше.
    2. +2
      24 августа 2020 11:09
      Двигатель достаточно хорош. Вполне может пригадится и на гражданке.
  4. +13
    24 августа 2020 09:29
    Двигатели изготавливаются на предприятии "ОДК-Кузнецов"

    Изготавливают кузнецовцы на ОЗ №2, КМЗ, в Самаре.
    Новый двигатель второго этапа на 10% экономичнее базового

    подняли температуру с 1570К до 1750К, повысили газодинамические характеристики в турбине.
    1. +9
      24 августа 2020 09:45
      Цитата: Ка-52
      подняли температуру с 1570К до 1750К, повысили газодинамические характеристики в турбине

      Видать поломали головы термодинамщики да материаловеды-прочнисты в битве за каждый градус,за каждый кгс/см2 ...
      1. +8
        24 августа 2020 10:51
        Видать поломали головы термодинамщики да материаловеды-прочнисты в битве за каждый градус,за каждый кгс/см2 ...

        В конце 90х кузнецовцы вели проектные работы с американцами из GE (удивительно, но было и такое). Наши помогали им (за их деньги) разрабатывать широкохордные пустотелые рабочие лопатки. Американцы получили то, что хотели (В-777), но технологию наш СНТК им. Н. Д. Кузнецова (тогда еще СГНПП Труд) положило в загашник. И не прогадали lol
    2. +2
      24 августа 2020 10:07
      Там вообще дело темное. Есть информация, что за этой малой модернизацией спрятано применение на НК-32 газогенератора от несостоявшегося в советское время двигателя НК-65.
      1. +6
        24 августа 2020 10:25
        Там вообще дело темное. Есть информация, что за этой малой модернизацией спрятано применение на НК-32 газогенератора от несостоявшегося в советское время двигателя НК-65.

        не совсем. Правильнее сказать на основе НК-93, еще 80х годов разработок. А НК-65, вернее его реинкорнация ПД-30, это развитие от 32, на основе его газогенератора
        1. 0
          24 августа 2020 10:26
          Цитата: Ка-52
          Там вообще дело темное. Есть информация, что за этой малой модернизацией спрятано применение на НК-32 газогенератора от несостоявшегося в советское время двигателя НК-65.

          не совсем. Правильнее сказать на основе НК-93, еще 80х годов разработок. А НК-65, вернее его реинкорнация ПД-30, это развитие от 32, на основе его газогенератора


          А на Ту-22М3 можно поставить?
          1. +5
            24 августа 2020 10:39
            А на Ту-22М3 можно поставить?

            НК-32 - да. Он ведь создан на базе родного НК-25. В перспективе планируется переоснастить 22М3 на НК-32-02
            1. +2
              24 августа 2020 11:12
              А можно в двух словах чем 32 лучше 25? Дилетантам будет интересно.
              1. +4
                24 августа 2020 11:20
                А можно в двух словах чем 32 лучше 25? Дилетантам будет интересно.

                как минимум двукратное снижение удельного расхода. Отсюда рост боевого радиуса бомбардировщика
                1. +1
                  24 августа 2020 12:27
                  как минимум двукратное снижение удельного расхода. Отсюда рост боевого радиуса бомбардировщика

                  А ещё +штанга+кинжал good
                2. +3
                  24 августа 2020 12:34
                  Цитата: Ка-52
                  как минимум двукратное снижение удельного расхода

                  Да ладно.... belay belay belay Вы "переплюнули" всех телекоментаторов "Звезды" wassat

                  НК - 32 - Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.72-0.73 кг/кгс в час

                  НК - 25 - Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.75-0.76 кг/кгс в час
                  1. -1
                    24 августа 2020 15:14
                    НК - 25 - Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.75-0.76 кг/кгс в час

                    Интересно каких комментаторов вы переплюнули, если пишите бред. Удельный расход НК-25 почти 2кг на килограмм силы.
                    1. +1
                      24 августа 2020 17:07
                      Цитата: Soho
                      Удельный расход НК-25 почти 2кг на килограмм силы.

                      Ну с вами ..всё понятно... wassat
                      2 кг на ...какую единицу расстояния или времени, относительно мощности двигателя ? wassat
                3. +2
                  24 августа 2020 13:18
                  Это на крейсерской скорости, сверхзвуке или в любых режимах? Просто Вики и поочим открытым источникам не верю.
            2. +1
              24 августа 2020 12:28
              Цитата: Ка-52
              НК-32 - да.

              НЕТ!!!!...так как НК-25 и НК-32 хоть и близки по массогабаритным показателям, но не являются полностью идентичными.
              У НК-32 другая силовая схема подвески в мотогондоле, что определяет кардинально другой порядок установки и снятия двигателей.
              1. +2
                24 августа 2020 12:40
                У НК-32 другая силовая схема подвески в мотогондоле, что определяет кардинально другой порядок установки и снятия двигателей.

                если это та модернизация, про которую шли разговоры, то там будут переделывать схему установки под НК32-02
                1. 0
                  24 августа 2020 13:44
                  Цитата: Ка-52
                  то там будут переделывать схему установки под НК32-02

                  Попробую ещё раз wink ...Двигатель НК-32 сер.02 выпускается под установку на самолёты Ту-160М и М2....ТОЧКА!!!
                  Двигатель НК-32 сер.2 на Ту-160М и М2 устанавливается в "навешанные" мотогондолы. ТОЧКА.
                  Что надо " сделать" с фюзеляжем Ту-22М3М , в котором мотогондолы двигателей расположены в фюзеляже и являются частью его конструктивно-силовой схемы, я уже вкратце .."написал"...ТОЧКА! soldier
                  1. 0
                    24 августа 2020 15:22
                    , я уже вкратце .."написал"...ТОЧКА! soldier

                    Прежде чем тыкать ваши точки хоть разберитесь с тем, в каком месте проходят боковые и тендерные тяги на 22м3 и 160.
                    1. 0
                      24 августа 2020 16:57
                      Цитата: Soho
                      в каком месте проходят боковые и тендерные тяги на 22м3

                      А это вы к чему...? belay
            3. +2
              24 августа 2020 23:27
              Жаль, что не на базе технологий двигателя второго этапа для Т-50. Крейсерский сверхзвук для стратега было бы крайне приятно. Почти Т-100, но многорежимный.
          2. +2
            24 августа 2020 12:25
            Цитата: Кирилл Г...
            А на Ту-22М3 можно поставить?

            Без коренной "перекомпановки" задней части фюзеляжа...ну никак....Сами подумайте..как можно " подвешенное" превратить" во.."впихиваемое"? wink
            1. 0
              25 августа 2020 03:58
              А если перекомпановать крепёжные элементы самого двигателя НК-32-2 ? Как была выполнена адаптация АЛ-31Ф под фюзеляж J-10 .
              Ну и заднюю часть фюзеляжа Ту-22М3М тоже , но уже в меньшей степени .
              Ведь фюзеляжи Ту-22М3 уже есть , а вот НК-32-2 ещё request нет .
              А если их только предстоит сделать , так уж и делать новую модификацию под крепление в Ту-22М3 .
              Мне кажется так будет проще .
  5. +2
    24 августа 2020 13:11
    Цитата: древний
    - Удельный расход топлива двигателя (скорость <1M) - 0.75-0.76 кг/кгс в час

    Посмотрел Вики, в части НК-25 написан удельный расход 2.08 кг/кгс в час.
    Что здесь не так?

    ..Сами подумайте..как можно " подвешенное" превратить" во.."впихиваемое"? wink

    Ну блин! Не компетентен в этом вопросе, и именно поэтому спрашиваю..
    1. +3
      24 августа 2020 13:52
      Цитата: Кирилл Г...
      написан удельный расход 2.08 кг/кгс в час.
      Что здесь не так?

      1. Не смотрите "Вику" wink
      2. 2.08 ...это расход на МФР работы двигателей. wink ...на НК-32 эта величина равняется 1,7. soldier
      Цитата: Кирилл Г...
      Ну блин! Не компетентен в этом вопросе, и именно поэтому спрашиваю..

      Я так и понял wink ......для "впихивания", кроме изменения в схеме подвески а.д. в мотогондоле, которая кстати является частью конструктивно- силовой схемы фюзеляжа, необходимо полностью изменить профили каналов воздухозаборников.
      Вот поэтому "хотелки" с Ту-22М4..так и остались "хотелками" и летал он ..до окончания своей "лётной жизни" с родными НК-25. soldier
      1. 0
        24 августа 2020 15:48
        2.08 ...это расход на МФР работы двигателей. wink ...на НК-32 эта величина равняется 1,7. soldier

        удельный расход топлива НК
        79,56 кг/(кН·ч) в длительных условиях полёта (Нп=11 км, Мп=0,8).
        1. +3
          24 августа 2020 16:48
          Цитата: Soho
          удельный расход топлива НК
          79,56 кг/(кН·ч) в длительных условиях полёта (Нп=11 км, Мп=0,8).

          Для полноты "картины" необходимо указывать хотя бы некоторые эксплуатационные факторы... request
          Вы никогда при нормальном G пол.= 90-100т не "залезете" на 11 000 метров при М=0,8( только если на МФР_..поэтому свои "критерии" ..."длительные условия полёта"....забудьте ...навсегда soldier
          В ИШР ,кстати, указывают километровый и часовой расходы...а вы какой указали? belay
          1. +4
            24 августа 2020 17:48
            Древний привет, с прошедшим!!! Не разоряйся ты так, на этом сайте сегодня людей прислушивающихся к профессионалам мало, они скорее википедии поверят да всяким Борисовым и Криворучкам, я поэтому тут крайнее время исключительно в виде читателя присутствую, кстати к нам в этом году первый "гефест-2" придёт, уже можно будет с него х32 пускать, сейчас испытатели в Шайковке возятся, но это не М3М, просто доработали гефестовцы своё детище. Так что позитиФФФчик!
            1. +2
              24 августа 2020 18:05
              Цитата: Рашнэйрфорс
              Древний привет, с прошедшим!!!

              Привет,Друже и тебя так же!!! drinks
              Конечно позитив, но....долго что-то......я так понял, что будут "пробовать" Х-32 как..."ракету", а не весь комплекс....это грустно...так как ПН и НК не "даст" заявленные характеристики.
              А очень бы хотелось.."пощупать" весть новый ПрНК bully
              1. +2
                25 августа 2020 06:27
                А комплекс-то не изменился НК-45 и ПНА, но это на гефесте, новеллу я в расчёт не беру, ибо новелла не бомбит, и слава богу от этих самолетов отказались, ограничившись шестью бортами, тоже ведь понимают: как не позиционируй ту22 "убийцей авианосцев", а на практике все войны он прошёл чисьтым бомбёром
                1. +1
                  25 августа 2020 12:05
                  Цитата: Рашнэйрфорс
                  А комплекс-то не изменился НК-45 и ПНА

                  Тогда вообще не понимаю.... belay ...как "они" хотя.."получить заявленные 800 и 1000км"? belay
                  Я надеялся, хоть "Обзор" с Ту-160 "воткнут....тогда как-то и можно было получить "желаемые" дальности...а тут........вообщем...."печалька" recourse
                  1. +2
                    25 августа 2020 13:40
                    Так у х32 система наведения комбинированная, ей от ПНА ЦУ давать не нужно ( как 107), вышли в ЗРП- отцеп, и пошла родимая, а дальше... дальше на определённом участке и через определённое время включается головка и ракета начинает шукать... Сам понимаешь не имею права подробнее писать, думаю и так поймёшь, тем более ваша школа была подкованнее в вопросах мат.части. По эффективности х32 скажу так: лучше 22й, да -геморнее, да- не совсем уж и ноу-хау, строже по ограничениям, но.... дальность пуска такова что по КУГ можно смело работать не рискуя даже быть взятым на АСЦ, по авику разумеется гораздо сложнее будет- у него ведь палубная авиация в прикрытии а это многие сотни км, а вот штатное корабельное ПВО самолет не достанет коль он будет х32-ми лупить
                    1. +1
                      25 августа 2020 14:19
                      Цитата: Рашнэйрфорс
                      вышли в ЗРП- отцеп,

                      am ...опять..."привязали"...повторяют " ошибки " с Х-15С..... recourse
                      Вообщем...."расстроил" crying
                      1. +1
                        25 августа 2020 18:24
                        Когда я пришёл служить, х15 только у Шайковки остались, и то их уже списывали потихоньку, я кстати не знаю у других были задачи с применением этих ракет? В Воздвиженке их по-моему отродясь не было, мой первый командир корабля службу в Завитинске начинал-говорил что у них тоже 15-ых не было, судя по всему ими ни один "восточный" полк не вооружался