Рассвет или закат в Стране Дураков?

130
Рассвет или закат в Стране Дураков?

В данной статье будут представлены размышления двух человек из разных городов, но объединенных одним: мнением на тему того, что представляет собой наше образование сегодня и к чему это может привести завтра.

Некоторые читатели сразу могут озвучить свое мнение на тему того, что «Военное обозрение» и проблемы образования – не совсем совместимые вещи.



Не просто совместимые, а очень даже. На дне той пропасти, в которую летит чадящий хлеще «Адмирала Кузнецова» паровоз российского образования, только умение пользоваться автоматом Калашникова. Там не будет новых ракет, подводных лодок, самолетов. Мы уже сегодня не можем много из того, что было доступно тридцать лет тому назад.

А что мы сможем еще через двадцать лет – вот вопрос, который вызывает просто дрожь в голове. Потому что в ответе нет ничего положительного.

Первым будет мнение нашего читателя Владимира, приславшего в редакцию свои соображения по поводу состояния образовательной системы.


В настоящее время появляется масса статей с критикой современного образования, в том числе и на «ВО», проводятся сравнения с образованием СССР как с неким эталоном. А интернетом рожденное прозвище «жертва ЕГЭ» вообще стало поистине народным. Если же задаться вопросом: «А что, собственно говоря, случилось? Почему советское образование оказалось лучше теперешнего?», то хочется искать ответы хотя бы исходя из чувства справедливости.

Начать хочется с «крамольной» мысли: «А так уж сильно отличается система образования теперь, от той, что была при СССР?»

Вот лично я прихожу к мысли, что нет. Формирование личности в СССР происходило под воздействием трех взаимосвязанных субъектов: государство, общество, школа. Государство воздействовало на ребенка с помощью пионерской, комсомольской организаций, инспекторов ИДН, участковых инспекторов. Общество воздействовало с помощью семьи, трудовых и общественных коллективов. Школа – с помощью личности и знаний учителя и педагогического коллектива.

Что произошло в 90-х годах? Государство от воспитания подрастающего поколения самоустранилось, обществу тоже как-то стало не до него. В итоге воспитанием детей, по факту, занимаются только учителя. Причем образовавшийся идеологический и воспитательный пробел всеми силами тоже пытаются навязать учителю в силу объективных обстоятельств либо административным ресурсом.

Вот представьте, что по морю плывет красавец парусный трехмачтовый корвет. И вдруг раз — и двух мачт не стало, а команда всеми силами пытается на оставшуюся, последнюю мачту, нацепить все паруса сразу для поддержания хода.

В итоге имеем что имеем, хорошо, что третья мачта хоть и трещит, но цела. В целом сама система образования как источник знаний сильных (вернее сказать, глобальных) изменений не претерпела, а вот система формирования личности человека не работает вообще. И вот, по сути, процессы, происходящие в системе образования, являются отражением процессов в обществе и государстве в целом.

Что делать? Извечный философский вопрос. Восстановить роль государства в вопросах воспитания детей ни сейчас, ни в ближайшем будущем не представляется возможным. В России делаются попытки возродить патриотические движения, но сами понимаете, до глобальных изменений в этой сфере еще очень далеко.

А может, уже сегодня пора начать с себя? Можно долго винить «либералов», «коммунистов», «капиталистов» и т.д. А можно просто посидеть и вспомнить, а когда я сам последний раз делал с ребенком уроки или ходил на родительское собрание. Когда я последний раз разговаривал с учителем? А думал(а) ли я о ребенке, когда разводился(лась) с женой (мужем)? Каким он вырастет в неполноценной семье? А стоит ли пропадать сутками на работе, без памяти «заколачивая бабки»? Может, лишний час провести с семьей? А что для меня важнее: пиво с футболом или конфликт сына в классе?

Вопросы не самые удобные и ответы на них не самые простые, каждый должен определиться сам для себя и приступать к действиям (ну или дальше находить «крайних»). По моему мнению, полноценная семья может заменить ребенку и государство, и общество, но надо понимать, что это ежедневный и системный труд, требующий терпения, знаний, полной самоотдачи.

И несколько мыслей о педагогах. Часто появляются высказывания, что учителя, которые получили образование в 90-х, некомпетентны, и проблемы в образовании частично связаны и с ними. Как человек, лично сам бывший студентом педагогической специальности в девяностые, могу смело утверждать, что знания давались на очень высоком уровне. Все преподаватели университетов были старой советской закалки и с нас драли три шкуры. Да, не было классических советских предметов типа теории научного коммунизма, но для современного преподавателя это не пробел в образовании.

В любой профессиональной общности люди попадаются разные, но в среде преподавателей средней школы происходит естественный отбор. Учителя, которые работают в школах, ну просто обязаны отдать кусочек своего «я», частичку своей души каждому ученику. Если этого не делать, больше 2-3 лет не продержаться в школе, как ни старайся.

У детей есть особая интуитивная «чуйка» на ложь и фальшь, обостренное чувство несправедливости. Для того чтобы любили и уважали учителя, необходимо любить и уважать ученика и относиться к нему как к равному. Для кого-то, может, это прописные истины, а кто-то и не понял до сих пор. Я вот своевременно понял, что не готов к таким жертвам со своей стороны, собрался и ушел с пути педагогической деятельности, не навредив ни себе, ни детям.

Вот такое мнение. Мнение человека, заслуживающее внимания хотя бы потому, что Владимир честно признал, что в педагоги не готов и высказал свою точку зрения с «той» стороны баррикады.

Однако именно ради справедливости стоит послушать мнение именно с другой стороны линии фронта. Мнение человека, который реально и непосредственно сражается с безграмотностью и прочими составляющими в умах подрастающих поколений.

Ирина Вихрова, учитель с 22-летним стажем, которой я показал мнение Владимира.


Не согласна. Совершенно. Может, вузовская система и похожа где-то и чем-то, но школьная программа обучения претерпела очень значительные изменения. Она давно уже не имеет ничего общего с советской системой, цели и задачи другие. Подходы другие, методики другие, учебники, все другое. Не наше, не то, на чем обучали нас в свое время.

Что было раньше основой в системе обучения? Накопление знаний. Чтобы человек на основе аналогий мог оперировать этими знаниями. Сейчас направление на то, чтобы просто уметь получать знания и использовать. Учишься находить нужную тебе информацию в конкретный момент. Как поисковая строка в «Гугле», так примерно.

Учишься выделять главное среди найденного, пресловутая тестовая система западного образца. Да, как автошкола не учит водить, а учит, как сдать на права, так и современная школа учит тому, как хорошо сдать ЕГЭ.

Тестовая система загоняет людей в очень узкие рамки, ни о какой широте мышления мы даже не ведем речи. Дети должны четко уметь выделить из предложенных вариантов правильный, но они совершенно не умеют создать свой собственный вариант ответа. Да это и не нужно.

Отсутствует критические мышление. Это опасно. Это опасно тем, что мы теряем ученых в первую очередь. Ученый – это человек поиска, анализа, выбора, сравнения. При такой системе обучения крайне трудно воспитать человека, который сможет потом предложить что-то свое. Он не будет уметь этого. Так что да, оглупление – это вполне подходящий термин.

Да, сегодня существуют различные учреждения для одаренных детей, но они существуют именно для таких, кто реально показал себя одаренным. Элитарные, если хотите. А сколько мы теряем детей, об одаренности которых мы просто не в курсе, сказать очень сложно.

Бывает, что из посредственного вроде ребенка вырастает уникум. Но в основном бурьян рождает только бурьян.

Учителей критикуют за то, что они стали только учить. Да, есть в этом что-то, но разве учителя превратили образовательные учреждения в комбинаты про предоставлению образовательных услуг? Мы больше не учим. Мы оказываем услуги. Образовательные. Мы – обслуживающий персонал, потерявший вообще право на воспитание юридически.

Плюс полная вседозволенность родителям как представителям потребителей наших услуг. С одной стороны, то, что родители входят в совет школы, участвуют в обсуждениях, контролируют бюджет, хорошо. Но когда они начинают лезть в учебный процесс, пытаясь, например, выбирать учебники, менять учителей, это никуда не годится.

Как вообще может человек, несведущий в образовательных программах, приходить и указывать преподавателю, как тот должен работать?

А у нас это в порядке вещей. То есть Господин Потребитель Услуг приходит что в школу, что в химчистку с одним настроем. Построить всех и научить, как правильно. Ибо он — Его Величество Потребитель.

Вопрос о том, как и кого можно воспитывать в таких условиях, не стоит. Вы просто попробуйте собрать класс после уроков на час ради ЛЮБОГО мероприятия. Да ничего не выйдет, у современного школьника после 7-го класса расписано все по минутам. И, кстати, они знают свои права. И ради урока патриотизма, скажем так, никто не станет пропускать репетитора по английскому. Потому что патриотизм – он вне программы, а английский оплачен родителями.

Это к вопросу о том, что Путин велел ввести патриотизм в школьную программу. Вот как только ему место найдут — с превеликим удовольствием. Но сейчас его можно только ВМЕСТО какого-то урока вставить. Вместо урока физкультуры, например. Но сами дети против этого. Они хотят бегать, играть, а не сидеть и слушать про то, как надо Родину любить.

И совсем непонятно, кто будет это преподавать.

Не знаю, где как, а у нас сегодня наблюдается жуткий кадровый голод. Мы не можем отпустить старых учителей, которые просто не хотят по здоровью работать, не можем себе позволить. А новые… Где их взять? Нет, мы тоже смотрим телевизор, где нам рассказывают о «средних» красивых цифрах зарплат. Но на цифры, озвученные в телевизоре, к сожалению, ничего не купить.

Но самое страшное не в цифрах даже. Самое страшное то, что в наших педуниверситетах молодых совершенно не готовят к тому, с чем им придется столкнуться в школе. Поэтому каждый сентябрь мы кое-как набираем новых учителей, а в октябре-ноябре на стол директора осенней стаей приземляются заявления об уходе.

И это нормальное явление повсеместно.

Приходит молодой учитель в розовых очках и сталкивается с бумажной волокитой, планами, отчетами, напыщенными родителями, которые начинают его учить, зачастую не совсем корректно, а временами и совсем. Инклюзивные ученики. (Система внедрения в школы детей с психическими отклонениями. – Прим. Р. С.)

И зарплата в 12 000 рублей на старте.

И вы хотите, чтобы этот учитель еще воспитывал? Кого? Когда? За что? Старые учителя еще могут с категориями и выслугой как-то жить, а молодые приходят и уходят. Потому что торговать телефонами в «МТС» намного выгоднее.

Что же касается того, что «правильно организованная семья может заменить и государство, и общество», то, с одной стороны, это так. Вполне возможно, благо для этого сейчас есть все, и система дистанционного обучения, и заочное обучение. Вопрос только в цене. Далеко не все граждане России могут позволить себе полноценное обучение ребенка вне школы. Точнее, наверное, только элиты, которые, впрочем, и так это практикуют.

В этом есть еще один минус: уход родителей от обучения детей в рамках школьной программы может просто приговорить нашу условную систему бесплатного обучения.


* * *


Резюме: все эти рассуждения на тему «надо начать с себя» — разговоры ни о чем. Причем очень удобное «ни о чем». Не хотят люди бросать работу и заменять «государство и общество» для своего ребенка, ну и не надо. Пусть растут такими, какие есть. Преподаватели пусть уходят в никуда, как в свое время сказал Дмитрий Медведев: «Это призвание, а если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес».

Ничего за истекшие четыре года не изменилось, кроме разве что Дмитрия Медведева, получившего менее ответственное, но не хуже оплачиваемое место. В отличие от учителей, которые почему-то не хотят выбирать прозябание под вывеской призвания.

Возникает только один вопрос: где через 15-20 лет мы будем брать ученых и конструкторов, которые станут разрабатывать новые виды вооружения и защиты? Кто будет их учить и готовить? И не станет ли агония российской системы обучения началом агонии всей России?
130 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +25
    23 сентября 2020 10:09
    Не занимаются учителя воспитанием. Чем угодно-только не этим. Занимаются отчётами, писаниной, методичками спускаемыми. Между этим пытаются быть лекторами. Вот и все образование.
    1. +4
      23 сентября 2020 10:26
      Цитата: 210окв
      Не занимаются учителя воспитанием. Чем угодно-только не этим.

      А должны? Если обучением и воспитанием занимается школа, то зачем тогда семья? Кормить, одевать и выделять место для жилья? Так с этим интернат справится.
      К тому же, как только воспитание полностью перекладывается на школу, то есть шанс на выходе получить вот это:
      Из классов неслось жужжание голосов, хоровые выкрики. "Кто есть король? Светлое величество. Кто есть министры? Верные, не знающие сомнений…", "… И бог, наш создатель, сказал: "Прокляну". И проклял…", "… А ежели рожок дважды протрубит, рассыпаться по двое как бы цепью, опустив притом пики…", "…Когда же пытуемый впадает в беспамятство, испытание, не увлекаясь, прекратить…"
      Школа, думал Румата. Гнездо мудрости. Опора культуры…
      1. +1
        23 сентября 2020 21:22
        Могу заявить следующее: наличие роли Семьи в воспитании ребёнка, имеет огромное значение. Самый простой и яркий пример, это Кавказ - традиции, уважение к старшим, следование чётко обозначенным принципам, порой идущими вразрез с последними государственными установками. Всё указанное даётся только в семье, и весьма эффективно. Так, что, господа демагоги, роль семьи первична, и на уровне государственных убеждений!
        1. 0
          28 сентября 2020 14:00
          Так там не просто семья, а сообщество семей, то бишь общество, а это уже другой уровень. Же
      2. +1
        24 сентября 2020 16:54
        А должны?

        Должны. Воспитание это постоянный процесс. Это не "а вот сейчас я начну вас воспитывать". Воспитание учеников начинается с внешнего вида учителя. Воспитание это и поведение самого учителя, его отношение к работе, с коллегами. Ученики всё видят и всё замечают. Если учитель - замученная тётка в сером балахоне, орущая на учеников- это одно воспитание. Если учитель добросовестно занимается своим делом, одевается не броско, но в хорошем деловом стиле, помогает ученикам не только по предмету, не занимает позицию: "моё дело - учить и не требуйте другого" - совсем другое дело. Но это напрягает учителя, требует временных и душевных затрат. Вот ту слабые люди и начинаю скатываться на позицию: "не лезьте ко мне со своими вопросами, я часы отчитала - не требуйте от меня большего".
    2. +4
      23 сентября 2020 10:28
      Цитата: 210окв
      Не занимаются учителя воспитанием. Чем угодно-только не этим.

      Как дьякон с кадилом, отчитал молитву, помахал кадилом, и служба закончилась, снял рясу сел на "мерина" и забыл про всё.
      1. +16
        23 сентября 2020 11:45
        С Автором и не поспоришь. Даже на ВО с каждым днём множатся комментаторы "каля маля", "жертвы аб... ЕГЭ". Уже это является ярким подтверждением, что мы отчаянно "прорываемся" в "три класса церковно-приходской" и, далее, в Каменный век. "Такъ победимъ!"... Тьфу...
        1. -10
          23 сентября 2020 18:05
          "С Автором и не поспоришь. Даже на ВО с каждым днём множатся комментаторы "каля маля", "жертвы аб... ЕГЭ" - Ваши одни из них.
          1. +5
            23 сентября 2020 18:20
            Если ваши " тактические ножи" такие же, как ваш язык, то им место исключительно в салонах интимной стрижки, красоту "причинных мест" наводить, "сказочник-универсал".
      2. +3
        24 сентября 2020 09:20
        Цитата: tihonmarine
        Как дьякон с кадилом, отчитал молитву, помахал кадилом, и служба закончилась, снял рясу сел на "мерина" и забыл про всё.

        Если бы. Скорее уж, отчитал молитву, помахал кадилом на полторы ставки - всё? Ан нет, шалишь - служба только началась. Факультативы, кружки, отчёты, планы, методист с новыми идеями "как должен работать учитель", классное руководство, домашние задания...
        - Исследования подтверждают: учителю приходится тратить до четырех часов в день на заполнение отчетов и документов.

        Варианты "бумажной" нагрузки на учителя:
        - списки проживающих рядом со школой детей, их родителей, бабушек и дедушек;
        - акты о посещении учителем квартир, где живут дети (эти квартиры нужно еще обойти);
        - запросить у родителей и составить список детских прививок;
        - в каких кружках и секциях занимаются школьники;
        - график досуга детей в каникулы;
        - кто питается в школьной столовой;
        - кто собирается переходить в профильные классы;
        - записать рост каждого ученика для распределения новых парт в классе;
        - отчеты о проведенных праздниках по каждому "красному" дню календаря;
        - в каких религиозных организациях состоят родители школьников...
        © Российская газета
        https://rg.ru/2019/02/18/kogda-uchitelej-izbaviat-ot-beskonechnoj-i-bessmyslennoj-bumazhnoj-raboty.html
      3. Комментарий был удален.
      4. +1
        27 сентября 2020 22:10
        Цитата: tihonmarine
        Цитата: 210окв
        Не занимаются учителя воспитанием. Чем угодно-только не этим.

        Как дьякон с кадилом, отчитал молитву, помахал кадилом, и служба закончилась, снял рясу сел на "мерина" и забыл про всё.

        Учитель на "мерине"? В какой сказке вы живёте?
    3. +31
      23 сентября 2020 10:35
      Что произошло в 90-х годах? Государство от воспитания подрастающего поколения самоустранилось, обществу тоже как-то стало не до него. В итоге воспитанием детей, по факту, занимаются только учителя.
      Роман Скоморохов не прав ! Учителя не занимаются воспитанием от слова-СОВСЕМ ! Их тупо отстранило от этого государственная система, сделав из деток-"священную корову",они-неприкасаемы ! послать на ТРИ буквы учителя- в порядке вещей, они ничего не боятся,слишком долго им их Права вдалбливали в бошки,не говоря об обязаннастях.государство убило образование,и сделало Учителя-бесправным существом. в результате,поставлено на поток изготовление моральных удодов. будущее страны-кошмарно,если 10-12 летние отморозки орут на улице : ..."законы не соблюдаем,ментов не боимся!" Мат на детской площадке от таких же деток-норма,и никто из взрослых не делает замечание,ибо "онижедети" могут его же и посадить.Можно ещё много чего написать тут,но кому ЭТО надо ?
      1. +10
        23 сентября 2020 11:15
        Цитата: Дедкастарый
        Их тупо отстранило от этого государственная система, сделав из деток-"священную корову",они-неприкасаемы ! послать на ТРИ буквы учителя- в порядке вещей, они ничего не боятся,слишком долго им их Права вдалбливали в бошки,не говоря об обязаннастях.государство убило образование,и сделало Учителя-бесправным существом. в результате,поставлено на поток изготовление моральных удодов.

        А что Вы хотели - ювиналка. Главная цель развалить семью как ячейку, а Учителя..., с них просто начали развал, так как в советское время они были вторыми после семьи.
    4. +15
      23 сентября 2020 11:43
      Цитата: 210окв
      Занимаются отчётами, писаниной, методичками спускаемыми.

      Это бич нашего времени, и характерен он не только в образовании но и в иных отраслях и учреждениях. Это попытка контроля и оценки каждого шага работника, приводит к тому что работник уже не работает а только отчитывается. Разучились у нас видеть результат работы без почасового хронометража и отчета. Ведь огромной армии управленцев нужно же оправдывать свое существование, вот они с отчетами и изголяются. Цифры то проще анализировать чем вникнуть и понять результат работы, к тому же они в большинстве своем "эффективные" менеджеры которые к контролируемой и управляемой ими отрасли имеют в лучшем случае косвенное отношение.
    5. +14
      23 сентября 2020 12:15
      Недавно, совершенно случайно, услышал, что метод полной загрузки отчётной писаниной опустился уже на уровень детского сада. Воспитателям некогда заниматься детьми. Пишут.
  2. +8
    23 сентября 2020 10:11
    Главная проблема современной школы в том, что учителя практически перестали УЧИТЬ, сведя свои обязанности к контролю.

    Каждый день тесты, пару раз в неделю контрольные, пару раз в месяц глобальные контрольные.

    Причина простая, все должны быть тупыми, чтобы после школы набираться ума у платных репетиторов - тех же учителей, которые меняются учениками.
    1. +2
      23 сентября 2020 10:29
      Цитата: Arzt
      чтобы после школы набираться ума у платных репетиторов - тех же учителей, которые меняются учениками.

      Это сплошь и рядом, у кого есть возможности брать репетитора, всё это знакомо.
    2. +4
      23 сентября 2020 10:37
      Цитата: Arzt
      Главная проблема современной школы в том, что учителя практически перестали УЧИТЬ, сведя свои обязанности к контролю.

      вот ярко выраженное НЕПОНИМАНИЕ проблемы...учите матчасть . учителей заставили только преподавать.
      1. +2
        23 сентября 2020 10:57
        вот ярко выраженное НЕПОНИМАНИЕ проблемы...учите матчасть . учителей заставили только преподавать.

        Давненько Вы школе не были. laughing

        Преподавать будете Вы сами дома, а учителя утром на контрольной поставят Вам оценку.
        Одну на двоих. wink
      2. +7
        23 сентября 2020 11:24
        Цитата: Дедкастарый
        вот ярко выраженное НЕПОНИМАНИЕ проблемы...учите матчасть . учителей заставили только преподавать.

        К сожалению сегодня позиция учителей такова: "Я выдал материал, а захотел ученик его взять или нет это его сугубо личные проблемы. Если ребенок не успевает, то добро пожаловать к репетитору. Заниматься с ним бесплатно никто не будет, мы не обязаны". Сегодняшние контрольные работы, впр и прочие проверяют и учителя и ученика, поэтому к ним готовятся, часто в ущерб всему остальному. Например у моего ребенка в пятом классе историю древнего мира бросили учить в середине темы про древний Рим и начали целенаправленно готовиться к впр и итоговой проверочной работе. Естественно когда в следующем году я начал учить с ней историю средних веков, пришлось возвращаться к древнему Риму.
        1. -3
          23 сентября 2020 11:51
          Например у моего ребенка в пятом классе историю древнего мира бросили учить в середине темы про древний Рим и начали целенаправленно готовиться к впр и итоговой проверочной работе. Естественно когда в следующем году я начал учить с ней историю средних веков, пришлось возвращаться к древнему Риму.

          Это еще что. Если собираетесь сдавать общество и историю, в выпускных классах готовьтесь попасть физико-математический и 2 года бомбить ненужную математику профильного уровня. laughing
  3. +7
    23 сентября 2020 10:14
    Из современного школьного образования убрана идеология государства.
    А без идеологии никак нельзя...школьник становится подвержен тлетворному влиянию мастеров информационной войны на Западе...это очень четко видно по Белоруссии.
    1. +9
      23 сентября 2020 12:05
      Из современного школьного образования убрана идеология государства.
      А без идеологии никак нельзя...школьник становится подвержен тлетворному влиянию мастеров информационной войны на Западе...это очень четко видно по Белоруссии.

      Все так. Но идеологии нельзя обучить в классе. Особенно если есть доступ к критическому подходу (интернет). Будет только смех и каверзные вопросы. wink

      Идеологии нужно учить на турслётах и зарницах, как наше поколение, где утро начиналось с подъема флага, а зачёт по кроссу с ориентированием ставился команде по последнему прибежавшему.
      1. -4
        23 сентября 2020 20:55
        Цитата: Arzt
        Идеологии нужно учить на турслётах и зарницах, как наше поколение


        Извините, а ваше поколение - это кто? Идеологии какой страны вас учили - СССР? Как-то не очень хорошо получилось.
    2. +12
      23 сентября 2020 13:24
      Опять всё на западе. На Руси (что на Белой, что на Великой, что на Малой и прочих) проблема чётко внутри.
      Поймте же вы наконец .не Обама вам ссыт в лифте, и не Меркель с госдепом повышают цены на бензин при копеечной цене на нефть.
    3. +2
      24 сентября 2020 04:53
      На первых уроках в первую очередь необходимо объяснять об обязанностях ученика, привлекать к общественно-полезному труду в классе, школе. Что бы ценили чужой труд. Потом про права, но не так как сейчас. Ни одного авторитета кроме нового айфона и фирменных шмоток. Родителям в голову вбить, что дети ходят не для того, чтобы родители могли показать свой уровень достатка через своих отпрысков, поскромнее. Да и школьную форму пора возвращать...
      Находясь в одной из народных демократических республик наблюдаю, как местные школьники ходят в форме, убирают за собой на улице и классах, спокойно учатся. Даже в колледжах форма и у студентов. Закончилась учеба, ходи как все, но почемуто люди скромные сами по себе...
      1. +1
        25 сентября 2020 01:23
        Поддерживаю, коллега. Форма к ношению должна быть обязательна. Пусть каждая школа имеет свою форму, отличную от других. Несколько лет назад довелось читать, что вроде собираются так сделать. Но, видно, отказались. Не дай бог, оно ж им, Минпросу, СССР напомнит, а они ж теперь -- господа колхозного происхождения, дворовые аристократы.
        Между тем, насколько мне известно, элитарные школы в англоязычных странах имеют свою форму, а система преподавания ничем от советской не отличается. Мало того, признав советскую систему лучшей, в закрытых школах Запада её и внедрили. И там очень строгое отношение к ученикам, ювеналки и близко нет. Форма японских школьниц по мультикам известна всему миру.
        Правду сказать, в моем поселке двух младшеклассниц я видела в форме -- помогла им пройти мимо подвыпивших дембелей. Старшеклассники -- кто в чем. А уж старшеклассницы...
  4. +13
    23 сентября 2020 10:21
    Всё верно. Современная школа не готовит изобретателей и создателей, она готовит "грамотных потребителей". А в остальном - какие инженеры и учёные, вы что? Как сказала Тетчер - "По оценкам мирового сообщества, экономически целесообразно проживание на территории России только 15 миллионов человек" Вот ваша цель, примите и возрадуйтесь. В рамках этой цели Запад вам отсыпет кучи золота и серебра. Живите как животные, развлекайтесь, трахайтесь, жрите в три горла синтетику с усилителями вкуса, бухайте и будьте счастливы. Зачем вам Космос? Зачем наука? НАСА и без Роскосмоса справится. А вы о себе заботьтесь. даже детей не надо рожать, это фигуру портит и вводит в дополнительные расходы. Замечательный, кстати, выход - нет детей, не нужны школы и сады, учителя могут пойти зарабатывать деньги и не тратить нервы и время на недорослей.
    Дальше, думаю, не стоит продолжать? ;)
    1. 0
      28 сентября 2020 09:30
      Нормальные здравомыслящие все это понимают.
  5. +12
    23 сентября 2020 10:23
    Тестовая система загоняет людей в очень узкие рамки, ни о какой широте мышления мы даже не ведем речи.
    Согласен полностью, ребёнок должен с детства научиться мыслить логически, оценивать ситуации, если с детства он этому не научится, то это не придёт никогда. Тесты загоняют ребёнка в рамки "да-нет". Я это вижу по своим сыновьям, старшие могут мыслить расширенно, а младший уже рождённый после развала, уже не может мыслить как старшие и оценивать ситуации.
    1. +8
      23 сентября 2020 10:50
      Цитата: tihonmarine
      Согласен полностью, ребёнок должен с детства научиться мыслить логически, оценивать ситуации, если с детства он этому не научится, то это не придёт никогда.

      Образование начинается с образованных преподавателей. А если человек закончил МГИМО и не знает кто такой Куприн , что написал Тургенев , зато с упоением пересказывает Гарри Потера .Это элитное образование!! Мгимо !!! А , что тогда дают в Пед .вузах , о какой подготовке учителей можно говорить .. В моей обычной средней школе были заслуженные учителя СССР , УССР по биологии , географии , химии . Вспоминаю их уроки с удовольствием . Да и не малую роль играло трудовое воспитание в наше время .. В начале лета была обязательна отработка - ремонт класса , или сбор лекарственных трав , работы в городском парке , совхозе .. Тогда было не понятно для чего это .. Приучали детей к жизни , к коллективным действиям . Много хорошего потерянно .
      1. 0
        23 сентября 2020 11:10
        Цитата: 30 вис
        А если человек закончил МГИМО и не знает кто такой Куприн , что написал Тургенев , зато с упоением пересказывает Гарри Потера .Это элитное образование!! Мгимо !!

        Этот человек ничему не научит. Если только что, не любить Родину.
      2. +3
        25 сентября 2020 01:27
        Коллега 30 вис, это у нас такое образование -- элитное, на Западе элитное образование -- будь здоров! Поблажки только спортсменам.
  6. +22
    23 сентября 2020 10:23
    Современное российское образование - сломанная лодка, на которой пытаются удержаться 15 миллионов школьников и четыре миллиона студентов.А реформаторы образования ставят на ней эксперименты - последние годы мы слышим рапорты об успехах в реформировании образования.У меня возникает крамольная мысль: может, эти реформы и привели к падению качества образования?Вы не поверите, но в "треклятом совке" были успешные методики образования! Недаром Советский Союз возглавлял многие рейтинги.Может, вместо того чтобы заниматься ерундой,стоит оглянуться назад и поискать что-то хорошее?Те же Финляндия, Япония, Китай и другие страны унаследовали лучшее из советского образования и именно на них мы сейчас смотрим с завистью.Почему бы не сделать школу местом, где всем будет хорошо - учителям и ученикам? Да, для этого придётся отказаться от многого - ЕГЭ, нынешней системы оценки знаний и от своего нынешнего отношения к школе в целом. Это займёт много времени,но разве это не стоит того?
    1. +3
      23 сентября 2020 15:52
      Если посмотреть на цифры, то имеет место спад. Так по исследованию PISA среди 600000 тыс учащихся из 70 стран "Средний балл для России по читательской грамотности составил 2018 год 479 баллов (495 в 2015 году), по естественно-научной грамотности - 478 баллов (487 в 2015 году), по математической грамотности - 488 баллов (494 в 2015 году)". Для более широкого понимания данные за 2015 год :
      https://fioco.ru/ru/osoko/msi/
      1. +1
        24 сентября 2020 05:03
        Все правильно, выпускники всяких гарвардов, ВШЭ, прозападные руководители и прочие попадая на руководящие должности пытаются внедрить "деморатию" в неокрепшие и юные умы изменяя школьные и общеобразовательные программы, заваливая бумажной и бюрократической волокитой учителей и воспитателей, забирая драгоценное время. Громко крича про права учеников полностью забывая упомянуть об обязанностях. Ничего хорошего не будет. Образование уже превратили в сферу услуг, а с такими ораторами как грефф возможность учиться и познавать совсем отберут у детей, или доступ к знаниям станет неподъемной ношей уже для большинства...
  7. +13
    23 сентября 2020 10:26
    Школа, учителя...Сын, 15 лет, недавно домой пришел с квадратными глазами. Говорит, пап, ко мне на улице бабушка подошла старенькая, в пиджачке, на пиджачке куча орденов и медалей, подай, говорит, 50р. на хлеб, я войну прошла. Дал, само собой. А меня спрашивает, а как так? Что за страна такая? А в школе патриотизму учат. Можно меня насмерть заминусовать, но я что ему скажу? У него прадеды эту войну прошли, дома такие же ордена, медали хранятся, воспитал в духе, что страшная война была, мы победили, народ победитель. И вот так....
    1. +13
      23 сентября 2020 10:38
      Цитата: БИАБИА
      бабушка подошла старенькая, в пиджачке, на пиджачке куча орденов и медалей, подай, говорит, 50р. на хлеб, я войну прошла.

      У меня в соседнем доме такая бабушка жила, оденет ордена своего отца-фронтовика и идёт побираться, один раз спросил сколько ей лет, сказала 80, так говорю война 75 лет назад закончилась, на каком фронте воевала? так бабушка материться стала на всю улицу, что поделать маразм и деменция.
      1. +15
        23 сентября 2020 10:51
        Цитата: Анатоль Клим
        У меня в соседнем доме такая бабушка жила, оденет ордена своего отца-фронтовика и идёт побираться, один раз спросил сколько ей лет, сказала 80, так говорю война 75 лет назад закончилась, на каком фронте воевала? так бабушка материться стала на всю улицу, что поделать маразм и деменция.

        у меня с родителями в одном подъезде такая же жила,но и другая была ,этажом выше жила - на самом деле воевала - войну комбатом зенитной батареи закончила,естественно постарше. Так вот она когда про "тяжёлую фронтовую судьбу" судьбу этой страдалицы узнала - предупредила :"Если попадёшся ,что дотянутся смогу ,палку об тебя сломаю(с палочкой уже ходила),а попадись раньше пристрелила бы и не пожалела" ..
    2. bar
      +16
      23 сентября 2020 10:56
      но я что ему скажу?

      Расскажи, правду. Расскажи, что в реальной жизни встречается всё что угодно. В том числе и профессиональные попрошайки. Обычные бабушки не ходят по улице в пиджачках с кучей орденов, медалей и "прочих блестящих предметов".
  8. +5
    23 сентября 2020 10:27
    Я смотрел советские учебники. Математика и физика мне показалась проще, чем в учебниках 90-х и начала 2000-х, например. Несмотря на наличие интегралов в них - интегралы в РФ тогда были необязательны. Но интегралы решать на начальном этапе довольно просто, в отличии от засилья тригонометрии. Зачем такой спрос, который мало кто осилить в состоянии самостоятельно? И постоянные эксперименты с учениками? Понятно, что сейчас российское образование намного хуже, несмотря на наличие сложных задач. Литература в старших классах - сплошной ГУЛАГ. Человеческого подхода стало меньше.
    1. -3
      23 сентября 2020 10:48
      Цитата: d4rkmesa
      Я смотрел советские учебники. Математика и физика мне показалась проще, чем в учебниках 90-х и начала 2000-х, например.

      А в учебниках XIX века она совсем простая.
      1. +8
        23 сентября 2020 11:04
        И тем не менее, советская школа была лучше церковно-приходской и российской. )
      2. +9
        23 сентября 2020 11:33
        Цитата: Карт
        А в учебниках XIX века она совсем простая.

        Посмотрите учебники Киселева, как раз конец 19-го века, по ним преподавали, по моему до 50-х годов, и сравните с современными учебниками математики. Материал у Киселева дан проще, но значительно большего объема и более фундаментальный. Сравните хотя бы темы о системах счислений, думаю тогда Вы перестанете острить о старых учебниках.
        1. +4
          23 сентября 2020 12:01
          Посмотрите учебники Киселева, как раз конец 19-го века, по ним преподавали, по моему до 50-х годов, и сравните с современными учебниками математики. Материал у Киселева дан проще, но значительно большего объема и более фундаментальный. Сравните хотя бы темы о системах счислений, думаю тогда Вы перестанете острить о старых учебниках.

          Опередили. Со всем согласен. Материал подан системно.

          Хотя кому, что. Уж если решили рассчитывать меняющуюся траекторию баллистической ракеты, значит вводим в школе дифференциальное счисление. wink
      3. +4
        23 сентября 2020 11:57
        А в учебниках XIX века она совсем простая.

        Скорее более толковая. Именно для обучения.
        Вот оглавление знаменитой алгебры Киселева.

        https://may.alleng.org/d/math/math66.htm

        Говорят, в Израиле учат по его адаптированной версии.

        Во всем виноват Колмогоров с его реформой.
        Нельзя академиков допускать до обучения. laughing
        1. -1
          23 сентября 2020 12:33
          Вот это пожалуй верно.
          Страшно далеки они от народа.
        2. 0
          23 сентября 2020 13:14
          Цитата: Arzt
          Скорее более толковая. Именно для обучения.
          Вот оглавление знаменитой алгебры Киселева.

          К сожалению она сегодня "не бьется" с ОГЭ.
        3. +2
          23 сентября 2020 16:27
          Цитата: Arzt
          Нельзя академиков допускать до обучения.

          Школа должна подготовить миллионы простых рабочих и техников для работы на массовом оборудовании. Одновременно должны быть развиты несколько десятков, сотен школьников способных в дальнейшем в МГУ, МАИ и Физтехе освоить науку так что создать действительно современную технику. У нас в институте был выпускник создавший математическую модель привода постоянного тока и на основе этой модели вскрывший все недостатки выпускавшегося привода. Замена нескольких конденсаторов и проводников позволили привод сгоравший в среднем через 100 часов стать неубиваемым. Но он уже в школе учился по университетским учебникам Понтрягина и Колмогорова и знал о существовании разных математических направлений в обучении. Имеет право и версия Бурбаки(учебники типа Колмогорова-Ландау) и версия Арнольда(учебники типа Киселева-Фейнмана).
          1. 0
            23 сентября 2020 18:13
            "Школа должна подготовить миллионы простых рабочих и техников для работы на массовом оборудовании". Не подготовит - так как оборудования много и оно имеет свою специфику, школа только азы даёт, всё остальное в коледжах, институтах на производствах и конечно же Ютуб - куда же без него сейчас.
            1. 0
              24 сентября 2020 17:37
              Цитата: Вадим237
              Не подготовит - так как оборудования много и оно имеет свою специфику,

              Школа дает достаточно знаний по математике, физике, химии, чтобы толковый ученик смог самостоятельно освоить программирование, понять механику станка и освоить редактор программирования программ ЧПУ. Я в 30% по смежным сложным техническим вопросам консультировался с людьми, которые не имели высшего технического образования но в технике понимали лучше инженеров с высшим образованием.
          2. +1
            23 сентября 2020 20:09
            Цитата: gsev
            Школа должна подготовить миллионы простых рабочих и техников для работы на массовом оборудовании.

            Школа должна дать прочный фундамент, на котором будет строится дальнейшее обучение по выбранному направлению.
  9. +18
    23 сентября 2020 10:29
    Уважаемые, поймите одно: какую задачу учителям поставили - ту они и выполняют. Готовить к ЕГЭ, значит готовить. К туповатым тестам - значит к тестам. Учитель давно уже забитый жизнью и никчемными руководителями исполнитель капризов министерств и родителей, а не творец человеческих душ и блестящих умов, как при советской власти. Все идет сверху. И если в министерстве образования министр ни дня не работал в школе, но эффективный менеджер, (да как во многих министерствах), что мы хотим в итоге? А еще учителей понравилось проверять прокуратурам, силовикам, роспотребнадзору, рособрнадзору,и другим товарищам в погонах. И нормальный человек уже думает не о работе, а как защитить себя и просто выжить в школе..
    1. +1
      23 сентября 2020 10:39
      Уважаемые, поймите одно: какую задачу учителям поставили - ту они и выполняют.

      Не совсем так. Сейчас школам даны свободы по программам на порядок бОльшие, чем в СССР.
      Чем они и пользуются, подгоняя программу под свои нужды, а не задачи учеников.

      Вам легко в выпускных классах засунут французский, который вы вообще не учили, чтобы добить часов бывшей директрисе- француженке.

      И наоборот, оставят 1 час русского в неделю, хотя это обязательный предмет для сдачи.
      1. 0
        24 сентября 2020 05:12
        Все правильно, только еще безответственность директрисс и заместителей, меня в школе на скорость чтения лично завуч тестировал и весь наш класс, а потом класнухе замечания по результатам. Школа это сфера услуг, чем директора и пользуются. В нарушение законодательства обязательные предметы прермешивают с допами и получается каша и по 7-8 уроков. За допы деньги начисляют. Французский-это да, один иностранный не могут довести, еще выпускникам подкидывают второй. У нас в школе даже учебников нет по этому языку, но не аргумент, директор сказала НАДО.
    2. +1
      23 сентября 2020 12:58
      В России с 2018 года есть Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования.
      Нынешний министр просвещения молод (1974 г.р.) и производителен. В 25 лет кандидат педагогических наук («Методика проведения занятий с отстающими учащимися по математике с использованием технологии мультимедиа»), в 33 года доктор наук (тема «Теория и практика организации профильного обучения в школах Российской Федерации»).
      Опыт работы в школе - в 1994—1996 годы — учитель математики в школе № 176 города Москвы.
      Заместители министра - не менее прекрасные педагоги, знающие на своей шкуре все о современной школе, учениках и их родителях. wassat
      Далее можно углубиться в биографии руководителей Минпросвещения России https://edu.gov.ru/about/leadership/, но по желанию.

      А вы говорите, "министр ни дня не работал в школе")) Ваше утверждение легко опровергается, только от этого не легче.
      1. +2
        24 сентября 2020 05:18
        А про опыт педагогический...За 2 года учителем в школе диссертацию не напишешь, либо ты детей учишь без вынимачки (просто времени не будет), либо опыты проводишь над учениками, только свою правоту можно проверить через несколько смен учеников. Нельзя на примере выздоровления одного больного сказать, что придумал новую методику, многократное повторение подтвердить действенность. А у нас как смена руководства, так изменения в программах..
  10. +13
    23 сентября 2020 10:30
    Современный электорат должен быть физически крепким, что бы суметь самостоятельно отбиться от преступников, не болеть, что бы не нести нагрузку на фиктивное здравоохранение, жить недолго, что бы не отягощать ПФР.
    1. +2
      23 сентября 2020 11:55
      Современный электорат должен... Кругом. На этом всё.
      1. +5
        23 сентября 2020 12:24
        Цитата: Лексус
        Современный электорат должен... Кругом. На этом всё.

        Ну зачем же так категорично?Иногда не должен - иногда обязан ..))
  11. -2
    23 сентября 2020 10:31
    Мы больше не учим. Мы оказываем услуги. Образовательные.
    Хотелось бы уточнить в чём учитель видит разницу? И, если разница есть, то кто мешает учителю именно учить, а не оказывать образовательные услуги?
    А зарплаты "на старте" они везде "не айс" для простого человека.
    И - да, у современных учеников слишком много прав и слишком мало обязанностей. А вот злоупотребляют ученики своими обязанностями или нет - это уже зависит от воспитания в семье. Школа не может и не должна подменять собой семью. И если некоторые родители считают, что их задача только зачать и родить ребёнка, а остальное это забота государства, то такие родители в корне не правы.
    И, напоследок - почему такое название "Рассвет или закат в Стране Дураков?" Все кругом "дураки"? Или очередная провокация?
    1. +1
      23 сентября 2020 10:37
      Цитата: Лесовик
      Мы больше не учим. Мы оказываем услуги. Образовательные.
      Хотелось бы уточнить в чём учитель видит разницу? И, если разница есть, то кто мешает учителю именно учить, а не оказывать образовательные услуги?
      А зарплаты "на старте" они везде "не айс" для простого человека.
      И - да, у современных учеников слишком много прав и слишком мало обязанностей. А вот злоупотребляют ученики своими обязанностями или нет - это уже зависит от воспитания в семье. Школа не может и не должна подменять собой семью. И если некоторые родители считают, что их задача только зачать и родить ребёнка, а остальное это забота государства, то такие родители в корне не правы.

      Ну если "оказывает услуги",то почему ненадлежащего качества?И за что тогда платить если качество не соответствует?
      Если приходится обращаться к репетиторам ,то значит "услуга" не оказана ..
      1. +2
        23 сентября 2020 10:50
        Цитата: mat-vey
        Если приходится обращаться к репетиторам ,то значит "услуга" не оказана ..

        Вовсе нет.
        Это означает, что ваше дитё не в состоянии справится с программой.
        Многие справляются и без репетиторов.
        1. -1
          23 сентября 2020 10:55
          Цитата: Карт
          Это означает, что ваше дитё не в состоянии справится с программой.
          Многие справляются и без репетиторов.

          Да-да ..на всероссийских олимпиадах призовые места ,а с программой ни как ...
          Может просто учитель программу не освоил ,но прав тот у кого больше прав?
          1. +2
            23 сентября 2020 12:04
            Такое бывает. Что-то одно на ура, а именно с остальной программой никак.
            1. -2
              23 сентября 2020 12:13
              Цитата: Карт
              Такое бывает. Что-то одно на ура, а именно с остальной программой никак.

              И причём у всего класса,у всей школы - это что же за флокуляция такая образовалась под тысячу глупцов собралось в одном месте ... Причём некоторые учителя(наверное которым ну очень деньги нужны были) в своём стремлении заработать на репетиторстве так кого то довели,что дошло до наёмного бойца-мордобойца ...первый вопрос следственных органов был - сколько за репетиторство берёшь ...Хотя были и такие которым ученики объясняли их материал ,ну эти естественно без репетиторства ....
              ПыСы причём у кого не спроси всё то же,за редким исключением - попадаются учителя отщепенцы,пытаются учить,а не "начитывать материал" ,но это скорее вопреки чем по системе
              1. +2
                23 сентября 2020 12:32
                В любой системе есть карьеристы, некомпетентные, и так далее.
                У меня другой опыт - как раз вышеописанные категории встречались нечасто. В подавляющем большинстве это нормальные, болеющие за дело преподаватели. Часто ещё старой школы, но и среди молодых нормальных сильно больше, чем наоборот.
                1. 0
                  23 сентября 2020 12:37
                  Цитата: Карт
                  В любой системе есть карьеристы, некомпетентные, и так далее.

                  Это та же система что хрущёвская кооперация - стянули с прилавка,продали на рынок ...Обучение,тем более детей не может быть без воспитания.Дае если кто то считает ,что "оказывает образовательную услугу" он всё равно воспитывает - только как говорят "себе на голову".И потом столкнётся и утрётся ...
  12. +2
    23 сентября 2020 10:32
    Цитата: "И не станет ли агония российской системы обучения началом агонии всей России?" Конец цитаты.
    (Агония — терминальное состояние организма, предшествующее наступлению смерти.)
    Ребята, всё как раз наоборот, патамушта подготовка кадров - важнейшая функция государственного организма.
  13. +1
    23 сентября 2020 10:33
    Да, героиня фильма "Сельская учительница" все реже появляется в учительских. Опять все пропало. А вот в советское время..... Во времена моей молодости - а я поступал в Универ еще при Брежневе в Пединституты шли те, кто не смог даже в Политех на "Воздухоплавание и космонавтику " поступить. не смог. Зачем рассказывать сказки. самые низкие вступительные балы, т.к. работа не престижная, тяжелая и на шторы тогда не собирали. Что то изменилось?
    1. +2
      23 сентября 2020 17:14
      Цитата: Petrik66
      Что то изменилось?

      Что-то.
      Кое-что изменилось. Советский троечник по современным меркам это просто выдающийся студент. К тому же советский троечник после выпуска трудился и учился на реальном производстве, рос профессионально и личностно в коллективе. Некоторые советские троечники и сегодня занимают очень высокие позиции.
    2. 0
      23 сентября 2020 17:41
      Изменилось то что на зарплату советского учителя жить можно было, хотя и небогато ,а вот при современных ценах ты либо учитель элитных школ , либо репетитор , либо неудачник которому больше некуда пойти .
  14. +4
    23 сентября 2020 10:40
    Во-первых ,в Перестройку СССР захатили люди очень низкого качества -как в работе ,так и по менталитету ,интеллекту ,приоритетам ,и угробили ВСЕ отрасли страны , включая ,образование . Во-вторых ,в Перестройку произошла не революция -смена власти и общественно-экономической Системы ,а именно ,контрреволюция -чтобы вернуть страну и народ в то же состояние ,в котором они находились до Октябрьской революции ,включая ,закрытые "социальные лифты " для народа ,и в высшие учебные заведения ,в большинстве своем ,поступают не умные и талантливые ,а те ,у кого богатые родители .
    1. -2
      23 сентября 2020 10:52
      Цитата: tatra
      Во-первых ,в Перестройку СССР захатили люди очень низкого качества -как в работе ,так и по менталитету ,интеллекту ,приоритетам ,и угробили ВСЕ отрасли страны

      Интересно, откуда они взялись? Эти люди "очень низкого качества"?
      Они как бы продукт той самой лучшей в мире системы образования.
      1. +6
        23 сентября 2020 11:00
        Ха ,опять трусливая идеология врагов коммунистов "а мы ни при чем .это всё коммунисты виноваты ". А откуда взялись большевики -коммунисты и их сторонники ,создавшие во ВСЁМ лучшее Государство ,чем создали Романовы и буржуи ? А ведь у них -за вычетом развязанных их внешними и внутренними врагами войн ,и восстановления страны после трех войн ,включая Первую мировую ,было столько же относительно мирных лет для развития -30-40 лет ,сколько и у врагов коммунистов ,захвативших СССР в Перестройку .
        1. -2
          23 сентября 2020 12:05
          То есть в развале СССР виноваты кто угодно, но только не коммунисты?
          Те, кто захватил наследие СССР - они кто?
          Они то оказались посильнее настоящих коммунистов.
          1. -1
            23 сентября 2020 12:13
            От врагов коммунистов бесполезно ждать не только правды ,но и логики и здравого смысла . КТО в Перестройку создал сепаратистские Народные Фронты ,врал людям ,что именно их республика кормит весь СССР ,что надо отделиться ,и сразу все в республике заживут в несколько раз богаче ? КТО такой инициатор де-юро расчленения СССР Ельцин ? А это тот ,кто 6 ноября 1991 года запретил КПСС . КТО сделал расчленение СССР своим главным государственным Праздником в антисоветских "независимостях -самостийностях ", и каждый год празднуют его под заклинания "мы завоевали нашу свободу и независимость "? Коммунисты и их сторонники ,или вы ,их враги ?
            1. -3
              23 сентября 2020 12:22
              А Ельцин был КТО? Коммунист, и не из последних. А Горбачёв или там Яковлев? Да и Чубайс - перспективный комсомолец, опора партии.
              Вот сюрприз, правда?
              И все как на подбор - лучшие продукты советской системы образования и воспитания, результат работы "социалистического социального лифта" и т.д.
              Что-ж это за система такая волшебная, которая вытолкнула на верх вот этих?
              Какие им враги были нужны?
  15. +11
    23 сентября 2020 10:44
    Не согласен с постановкой вопроса "начни с себя". В Союзе государство строило дома пионеров, содержало разные кружки, а сейчас? Ну хорошо посидел с ребенком, а те дети которые жарят колбаски на Вечном Огне, с ними просто родители не сидели? А коляизуренгоя откуда? Включите фильм про войну, там уркаганы спсают и только подлые нквдешники им мешают. Наше прошлое это сказочный царь николай и людоеды комуняки.
    Хорошо не будем о прошлом. Хотя как без прошлого. Я например считаю, что три четверти слвременной Украины это Россия. А меня пытаются убедить, что это страна404 не слишком ли легко отказываемся от своего.
    Ну и о современном патриотизме. Типа эрдоган покаялся, мы и простили. Да он и не каялся. Нас со всех сторон оскорбляют а мы только озабоченности высказываем. В мои 20 лет мы знали, что Союз лучшая страна, а сейчас на полном серьезе говорят, пора валить и слово Родина для них пустой звук.
    Родина там где можно делать бизнес, вот и весь патриотизм.
    1. 0
      23 сентября 2020 11:12
      И ведь не поспориш,все верно...
    2. -2
      23 сентября 2020 16:33
      Это очарование прошлого, вероятно, и заставляет старых людей говорить так много глупостей о днях, когда они были молоды. Мир, кажется им, был тогда намного лучше, чем теперь, и все в нем гораздо больше походило на то, чем должно быть. Мальчики были тогда настоящими мальчиками, да и девочки сильно отличались от нынешних. Также и зимы больше походили на зимы, и лето вовсе не было тем подмоченным товаром, какой нам теперь подсовывают. Что же касается удивительных поступков, которые люди совершали в те времена, и необычайных событий, которые тогда происходили, то потребовалось бы трое выносливых мужчин, чтобы выдержать хотя бы половину всех этих россказней.

      Я люблю слушать, как какой-нибудь милый старый джентльмен рассказывает о своем прошлом кучке желторотых юнцов, которые — он отлично знает это — не могут его опровергнуть. Еще немного времени — и он, пожалуй, начнет клясться, что, когда он был мальчиком, луна светила каждую ночь и что любимым видом спорта в школе, где он учился, было подбрасывание бешеных быков на одеяле.

      И это всегда так было и всегда так будет. Старики пели ту же песню и тогда, когда наши деды были мальчишками; и нынешняя молодежь тоже, в свое время, будет досаждать подрастающему поколению подобным вздором. «Ах, вернуться бы в доброе старое время, вернуться на полвека назад!» — таков общий припев, начиная с того дня, когда Адаму пошел пятьдесят второй год

      Джером К.Джером
      1. +2
        24 сентября 2020 19:30
        Цитата: Petrik66
        И это всегда так было и всегда так будет. Старики пели ту же песню и тогда, когда наши деды были мальчишками;

        Нет, не верно. Мой отец, детство и юность которого пришлись на военные/послевоенные годы, никогда тем временем не восхищался. Он вообще очень редко говорил об этом, но и тогда, когда удавалось его "разговорить" - вспоминал о голоде, об эвакуации. Когда страна поднялась из руин, его юность уже закончилась. Вот в рассказах о своей молодости он был уже более оптимистичен. И всегда отмечал, что жизнь становится лучше... пока не грянул развал. Новую систему иначе как "бандитский капитализм" не называл, хотя его трудно было назвать ярым сторонником советской власти.
        Т.е. на конкретном примере - в СССР людям год от года жить становилось легче.
        Да, сейчас тоже лучше, чем в 90-е, но при этом некоторые ценности, которые были утрачены с развалом СССР, не вернулись. И процесс утраты социальных завоеваний прогрессирует.
  16. +1
    23 сентября 2020 10:48
    У детей есть особая интуитивная «чуйка» на ложь и фальшь, обостренное чувство несправедливости.

    Чуйка есть ... даже спорить не хочется, но выводы правильные они тоже могут делать? А на основании чего? знаний и жизненного опыта нет, а за кем они подражать начнут, это уже очень серьёзная проблема.
    все эти рассуждения на тему «надо начать с себя» — разговоры ни о чем.

    Всё зависит от того, какой смысл в это вкладывать!!!
    Здесь ведь не только личное, здесь очень много общественного и государственного.
    Ведь это НАШЕ государство, НАШЕ общество, хотя б условно!!!
    А ведь надо чтоб условное стало РЕАЛЬНЫМ! Не отдавать, навесить ответственность на кого то, а взвалить это всё на НАС, всех вместе!
  17. +6
    23 сентября 2020 10:51
    Выскажу своё мнение (последние 7 лет занимаюсь преподавательской деятельностью). По среднему и высшему образованию. Система рухнула в 90-е. Адекватные люди ушли в бизнес. Остался... тот кто остался. Но сейчас в образование возвращаются деньги. Есть возможность привлечь адекватных, с опытом людей. Проблема в оставшихся. Они сформировали клан со своими правилами вступления в него. Люди, купившие в 90-е степени, и сидящие на потоках, не пускают туда посторонних. Наличие степеней, публикаций, индексы цитирования, обязательное педобразование, конкурс на замещение вакантной должности... Свой круг. За вопрос преподавателю МВТУ 80-х о наличии у него педобразования можно было получить в табло. В результате преподают авторы бесконечно переписанных учебников, ни дня не работавшие в реальных секторах экономики. Те же люди разрабатывают учебные программы. Устаревшие ещё десятилетия назад. А старая советская научная школа уже ушла. Нынешняя в предметах более-менее сложных не разбирается. Мозги не те. Зато какие-то бессмысленные публикации, цитирования, учебники. Чему они могут научить. Но конкуренция в этой отрасли колоссальная. Адекватные руководители начали приглашать нормальных специалистов. Но не в штат, а по договорам. В штатах сидят те же чугунные задницы. Вот когда они уйдут по возрасту - что-то может поменяться. Лет через 10-20.
    1. -1
      23 сентября 2020 11:17
      Во-во ...
      Цитата: sergo1914
      Зато какие-то бессмысленные публикации, цитирования, учебники. Чему они могут научить.

      Вот и мой пока учился всё брюзжал - как на конференцию,или стенд какой запрограммировать,та Денис,а как экзамены на эту тему - два ,ни чего не знаешь ...У меня иногда до когнитивного доходило ..
    2. 0
      23 сентября 2020 11:35
      В штатах сидят те же чугунные задницы.

      Да, это мафия. В Бауманке недавно препод умер прямо на лекции. От старости. wink
    3. +2
      23 сентября 2020 12:02
      Да ладно, средний менеджер "в бизнесе" письмо без ошибки написать не сможет(конечно, сейчас всем уже все равно на это), к вопросу об адекватности.
    4. 0
      28 сентября 2020 12:23
      Через 10-20 лет мы можем просто перестать быть державой.
  18. bar
    +3
    23 сентября 2020 10:52
    «А так уж сильно отличается система образования теперь, от той, что была при СССР?»

    Отличается, и сильно. И дело не только в образовательном "контенте" учебников (в СССР от тоже много раз менялся, вплоть до вымарывания страниц). Дело в конечной цели процесса образования. Если в СССР пытались получить более-менее эрудированного человека, то в России всё сводится в успешной сдаче ЕГЭ. И фиг бы с ним с этим ЕГЭ, это просто одна из методик тестирования. Самое плохое, что на местах обучение сводится тупо к натаскиванию на правильные ответы. Ни о каком развитии эрудиции разговора уже нет.
    Государство от воспитания подрастающего поколения самоустранилось, обществу тоже как-то стало не до него. В итоге воспитанием детей, по факту, занимаются только учителя.

    Если бы. На самом деле учителя всего лишь "оказывают образовательные услуги". Кого могут воспитать слуги?
    Тестовая система загоняет людей в очень узкие рамки, ни о какой широте мышления мы даже не ведем речи.

    Справедливости ради - не тестовая система загоняет, а сами люди загоняются. И сами учителя в первую очередь. В погоне за показателями и хорошими "рейтингами" школ.
    Плач нащёт "12 тыр. на старте" вообще уже стёршийся штамп. Во-первых, в во многих регионах у многих проблема просто с работой, с любой, с какой нибудь. Там "12 тыр на старте" просто мечта. Во-вторых, например в московских школах зарплата учителей уже давно 100+. Там в школы уже даже мужики идут работать. У внука из 12 учителей 5 мужчины. Такого даже в СССР не было.
    Вот как то так. Сумбурно, несвязно, просто отметил то, что резало глаз.
    1. -4
      23 сентября 2020 12:26
      Цитата: bar
      Если в СССР пытались получить более-менее эрудированного человека, то в России всё сводится в успешной сдаче ЕГЭ.

      Да а потом эти высокоэрудированные шли работать на завод, и как попало собирали автомобили, устаревшие на 50 лет. Зато в курилках споры о том, как правильно управлять страной, и что делать Брежневу не прекращались ни на минуту.
      Результат известен.
  19. +5
    23 сентября 2020 10:57
    Сколько стоит бюджету обучить ребенка в школе, потом в институте, может еще аспирантура? Огромная сумма наверное. И что в итоге? Все более менее талантливые уезжают к потенциальному противнику. Как то бессмысленно сливаем свой потенциал.
  20. +1
    23 сентября 2020 11:19
    Странная ситуация у нас складывается, все очень хорошо разбираются в системе образования, все знают что делать и говорят по радио, телевидению, в прессе каждый день, а система лучше не становиться) Честно, задрали диванные эксперты, почему к примеру здрав так не обласкан вниманием, или социалка?
  21. +5
    23 сентября 2020 11:38
    ...итоге воспитанием детей, по факту, занимаются ТОЛЬКО учителя. Причем образовавшийся идеологический и воспитательный пробел всеми силами тоже пытаются НАВЯЗАТЬ учителю...

    Стало очень смешно и грустно. Смешно, потому-что написанное - нелепица. А грустно потому, что в школе учителя не только воспитанием, а даже образованием занимаются едва-едва, у кого на сколько совести и желания хватает. А на все вопросы детей и родителей звучит один ответ:" нанимайте репетитора, если хотите, чтобы ребенок хорошо успевал..."
    ...когда я сам последний раз делал с ребенком уроки..

    Все ответственные родители делают уроки ежедневно. Программа так составлена, а учебники такие ущербные, что ребенок без помощи родителей или репетитора не в состоянии освоить весь материал.
    А по поводу учителей я писал уже ранее... Из четырех пришедших, трое уволились в нашей школе. За 15 последних лет ушли все 4 педиатра из поликлиники. Теперь, чтобы осмотреть ребенка, родители должны его везти 20 км., в другой город. А по телевизору все "песни поют" про счастливую жизнь и про то, как нас американцы боятся...
    1. +2
      23 сентября 2020 13:20
      Цитата: Doccor18
      учителя не только воспитанием, а даже образованием занимаются едва-едва, у кого на сколько совести и желания хватает

      К сожалению, это - главное. Не кидайте тапками сразу, подумайте о том, кто, как и зачем довел школу до такого состояния. В то, что "Хотели как лучше, а получилось как всегда" (с) не верю.
      1. -1
        23 сентября 2020 16:04
        Не кидайте тапками сразу, подумайте..

        Давно уж подумал.
        Но до того, в кого хочется тапкой бросить, не долетит, к сожалению...
  22. 0
    23 сентября 2020 11:42
    Если с получением знаний все выглядит еще нормально.А вот с воспитанием-большая загвоздка.Многие родители и учителя вышли из 90 годов.А потом вопрос,какое воспитание,эстетическое,патриотическое,или все сразу. Но в любом случае без помощи государства не обойтись.Эта помощь должна быть в виде книг, фильмов,музыки...Но в любом случае не для галочки,или для отчета.Сейчас многое построено на эмоциях.Вот пусть Культура и поможет в этом трудном деле.
  23. -5
    23 сентября 2020 11:53
    Отличная статья!
  24. 0
    23 сентября 2020 12:16
    Успокаивает, что в странах наших заклятых друзей дела с образованием еще хуже. Они теряют компетенции одну за другой. И на деревья мы влезем все месте одновременно. Я то до этих " светлых" дней не доживу, слава Богу!
    Дело тут не столько в учениках и системе, сколько в выросшем новом поколении учителей. Вот где дуб на дубе и дубом погоняет! И они же сидят и в руководстве образованием. Плюс культура, проповедующая праздный образ жизни и эгоизм выше всех возможностей. Больше ничего и не нужно.
    Очень надеюсь, что наша "праздная" жизнь скоро закончится вместе с американской экономической системой. Рухнет вся мировая экономика и каждой стране придется в одиночку решать проблемы выходи из кризиса и тогда заработают "правильные лифты", вместо тех, которые действуют сейчас.
  25. +2
    23 сентября 2020 12:31
    По рассказам знакомых учителей - не до воспитания этим людям)) Во первых потому что сейчас учитель находится в куда более плотных контактах с родителями и мамочками ,чем это было в 80е-90е-начале 2000х. И не просто в контакте с родителями -а по сути он в призме рассмотрения родительским коллективом . Все что он сказал/сделал будут мусолить и не дай бог он укажет чьему то "исключительному и неповторимому" чаду на что то,выходящее за рамки школьной программы !

    Во-вторых - нынешние учителя перегружены совместительством, это их хлеб. Работа это вредная и нервная , добавление еще и морализаторской функции это уже что то сверх-человеческое. Мы живем в коммерческой среде и люди делают то,за что им платят баблишко. Добавление функционала = добавление боблишка. Иначе выходит что обманутый человек будет толкать речи за честность и патриотизм, это будет несколько ненатурально-с.

    СССР был заинтересован в выращивании профессионалов для своих нужд - и в их комплексной идеологической обработке . Нынешняя Россия безразлична к профессионализму - у нас довольно скромные государственные проекты, на которые с лихвой хватит тех, кто сформируется "как надо и вопреки обстоятельствам" . Прочие люди это корм для нашей лоскутной экономики , а идеологическая обработка совершенно не важна , ввиду однозначной ставки на одебиливание об руку с мощным силовым аппаратом .

    Так что все вполне логично и в рамках наблюдаемой схемы. И ничего не поменяется, можно сколь угодно долго выть на луну и призывать Бельфегора. Хотите будущего ребенку - займитесь им сами , государству Сирия и Северный поток-2 сейчас куда ближе и важнее.
  26. BAI
    +4
    23 сентября 2020 12:54
    Ирина Вихрова, учитель с 22-летним стажем, которой я показал мнение Владимира.

    Не согласна. Совершенно. Может, вузовская система и похожа где-то и чем-то, но школьная программа обучения претерпела очень значительные изменения. Она давно уже не имеет ничего общего с советской системой, цели и задачи другие. Подходы другие, методики другие, учебники, все другое. Не наше, не то, на чем обучали нас в свое время.

    Ирина абсолютно права.
  27. -7
    23 сентября 2020 13:02
    Я не в восторге от современного образования. Это наследие СССР, надо дорабатывать. Первое на что должны сделать упор, это умение отстаивать свои мысли и знания. То есть дети должны свободно общаться, кричать с места, ходить по классу, должен быть естественный процесс. И еще должны выступать перед аудиторией, часто! А ЕГЭ это неплохой вариант, только вопросы надо качественно готовить. Увы в СССР образование было не в почете. Я был чуть ли не единственным ботаником чуть ли не на всю школу. Все плевали на образование и рассчитывали только на связи и случай. Девочки рассчитывали выйти удачно замуж. Ученики СССР обладают знаниями на 4 класс школы. Мне показывали один вопрос из ЕГЭ, со словами, они что дураки там, здесь же все ответы подходят. Когда я увидел вопрос, там настолько очевиден ответ и остальные в корне не подходят что мне стало стыдно за образование в СССР, как мне стыдно, что никто не знает химию, физику биологию, иностранный язык. Даже полярную звезду не могут найти, хотя это уровень детского сада!
  28. +1
    23 сентября 2020 13:36
    Возникает только один вопрос: где через 15-20 лет мы будем брать ученых и конструкторов, которые станут разрабатывать новые виды вооружения и защиты? Кто будет их учить и готовить? И не станет ли агония российской системы обучения началом агонии всей России?
    ....Какие ученые, какие конструкторы? Рабочих не хватает,различных специальностей. Писал как-то на наш СРЗ филиал Звездочки, док притащили,"разморозить" не могут, нет специалистов.На другом СРЗ, док просто продали,специалистов не стало.Но по первому случаю, вроде решили проблему, решили из Николаева специалистов пригласить, кто без работы остался.
    1. +3
      23 сентября 2020 14:44
      Алексей hi С такими темпами отупления скоро приглашать будет некого, неоткуда и незачем.
      1. +2
        23 сентября 2020 15:20
        Парадокс: прогресс способствует отуплению, к сожалению и не только у нас.Об этом писали зарубежные фантасты еще в прошлом веке.Увы , стало реальностью.
        1. -4
          23 сентября 2020 18:21
          Нет просто некоторые очень любят выдавать желаемое за действительное.
        2. +3
          23 сентября 2020 20:44
          Цитата: parusnik
          Парадокс: прогресс способствует отуплению, к сожалению и не только у нас.Об этомписали зарубежные фантасты еще в прошлом веке.Увы , стало реальностью.
          пока вспомнил рассказ Роберта Шекли на эту тему. При уровне цивилизации другой планеты, выше земного, каждый её представитель был малоразвитым lol или недоразвитым wassat
  29. -5
    23 сентября 2020 15:20
    Главное отличие советского образования, которое рухнуло вместе с страной, от современного российского на самом деле просто. Советское образование ставило задачей тянуть и формировать человека. Учителя старались тянуть всех кого могли. Результат - советское высшее образование гнало вагонами троечников. Повсюду . "Тяп-ляп" было нормой жизни. Троечники врачи,учителя, инженера. ТОЛЬКО ТАМ ГДЕ БЫЛ ЖЕСТКИЙ КОНТРОЛЬ И СПРОС БЫЛИ УСПЕХИ. Это военка. Она и до сих пор в порядке - именно потому что есть спрос и ответственность.
    Сейчас никто никого никуда не тащит. Образование - это социальная ступенька. Хочешь иметь больший уровень , большие возможности для роста и тд - будешь учиться и стараться получить образование. Если талантлив , то отберут в спецшколу и помогут раскрыться. Не хочешь учиться - ради бога. Рабочие всегда нужны, причем в куда больших кол-вах , чем выпускники вузов. Никто тащить не будет. Не хочешь учиться? Подтянут до того , чтобы ЕГЭ по минимуму сдал и не был совсем неандертальцем, а дальше - иди работай. request
    Образование - это ценность. Те кто ее понимают , будут учиться и получат большие шансы на продвижение вверх по социальному лифту. Это по факту становится новой меркой распределения людей по общественным стратам.
    Ну а насчет различий в подходах. Когда я учился в советское время , я мог достать по нужной теме - одну, ну может две книги в библиотеке. Хорошие или плохие - выбирать было не из чего. Сейчас в смартфоне любого студента вся мировая библиотека . Выучить все нереально и не нужно. Поток информации по сравнению с советскими учащимися - огромен. И она постоянно обновляется . Тч главным в обучении действительно становится уметь найти нужную информацию и грамотно применить. request
    Мир изменился и советское образование сейчас - во многом как церковно-приходские школы и царское образование. Оно тоже для своего времени было неплохим, но через 20-30 лет после смерти оно так же уже не актуально. Мое имхо - не навязываю. hi
  30. 0
    23 сентября 2020 16:59
    Все это давно понятно.
    Знакомые хорошие учителя уходят при первой возможности. Репетитурствуют, или , при удаче (поддержке мужа обычно) , уходят в бизнес.

    Учение, ЕГЭ, Поступление - стало совершенно несвязанными вещами. Воспитание? Формально есть, неформально всем бы выжить и заработать...

    Знакомые програмисты и инженеры говорят об сплошном очковтирательстве в гос програмах. Зарабатывать там все равно никто не будет , государство либо выкупит, либо нет, но деньги уже освоены.
  31. -1
    23 сентября 2020 17:20
    Что было раньше основой в системе обучения? Накопление знаний. Чтобы человек на основе аналогий мог оперировать этими знаниями. Сейчас направление на то, чтобы просто уметь получать знания и использовать. Учишься находить нужную тебе информацию в конкретный момент. Как поисковая строка в «Гугле», так примерно. из статьи

    Скажу по своему скромному мнению, дяди 5 племяшей и 2 племяниц... Современная школа НЕ учит!!! она требует зазубрить!!! В годы моей юности в конце 1970- начале 1980- х годов даже самый из самых двоешник знал таблицу умножения назубок и умел ее применять на практике... А сейчас что?! am Моя племянница в 10!!! лет не знает таблицу умножения назубок!!! Мой племянник в 12 лет не умеет ее применять на практике!!! am Хотя они, мои племяши, с мозгами у них - дай Бог каждому!!! good

    Но это еще "цветочки" laughing Мой самый старший племяш в 18 лет НЕ ЗНАЕТ !!! (вернее, не ПОНИМАЕТ) химию!!! а он уже вот второкурсник в Минском универе belay а химия у него - один из самых главных предметов!!! wassat Его просто НЕ обучали - его "натаскивали" в школе на сдачу экзаменов... request

    Мое мнение - надо СРОЧНО!!! вернуть советскую школу обучения!!! пока еще не поздно!!! пока еще живы учителя, которые сами учились в СССР....
    1. 0
      23 сентября 2020 18:29
      "Его просто НЕ обучали - его "натаскивали" в школе на сдачу экзаменов". Если бы реально хотел он бы химию её освоил.
      1. 0
        23 сентября 2020 19:09
        Цитата: Вадим237
        "Его просто НЕ обучали - его "натаскивали" в школе на сдачу экзаменов". Если бы реально хотел он бы химию её освоил.

        Ему эта химия до лампочки - и это следствие обучения в школе!!! bully он просто в самом кошмарном сне не мог себе представить, что после школы ему, эта химия, понадобится laughing

        прикиньте себе ситуацию - в конце первого курса студент НЕ!!! понимает, что такое валентность!!! и это ведь норма!!!
  32. +1
    23 сентября 2020 18:02
    Статья более чем спорная. А комментарии - просто бесконечны далеки от реальности. Такое впечатление что все эксперты ВО ни разу не были в современной школе!

    В современной школе РФ просто "задолбали" "воспитанием". При союзе в арсенале школы были крик, подзатыльники, "вызов родителей" и спецшколы. Сейчас "гуманизм" превратил школы в смесь ПТУ, уголовной зоны и американских депрессивных тинейджеров. И всё это болото во втором поколении школа воспитывает ежедневными рассказами о "зайчиках" и "мишках". Вместо "вызовов родителей" минпрос требует многократного "посещения семей". Если бы учителя выполняли все воспитательные мероприятия, то попали бы в психушку вместе с подопечными.
    Школу спасают остатки здравого смысла. То, что описал Роман - существует только "в теории". Как учили при Союзе - так и учат: проверка д/з - объяснение. Даже учебники истории почти не изменились. Все "инновации" существуют только для проверяющих. Я лично у коллег "современные уроки" видел только "для проверяющих". Тесты большой роли не играют. Большое заблуждение, что современная школа не учит "критическому мышлению". При СССР в школах вообще никого не интересовало "мнение". Зубрили "сумму знаний, умений, навыков". Наоборот, это сейчас "шаманы-педагоги" пытаются навязать нелепое "альтернативное мышление". Но в реальности это никому не надо: ни детям, ни ВУЗу.
    Проблема в том, что учатся лишь те, кого родители запихивают в ВУЗы. Остальные - прагматично "ничего не делают" и мешают учиться остальным: музыка, чипсы, игры по телефону, селфи и т.п.
    Половине детей цинично наплевать на собственных родителей, которые вынуждены зарабатывать на "коммерцию " и кормить своё "чадушко" после школы. 2/3 мам признают в беседах, что ничем не могут повлиять на своих детей с 5-6 класса. Некоторые просят как-то "приструнить" неуправляемого отпрыска.

    п.с. В других странах разумно и логично решены проблемы воспитания и обучения. В РФ же - одна из самых уродливых и неэффективных систем среднего образования. Всё это - то ли вредительство, то ли - "по недомыслию". ...Жаль писать пришлось сумбурно - ещё четыре "готовки" на сегодня"...
    1. 0
      23 сентября 2020 18:32
      Ну вы упустили, например вопрос низких зарплат при таком тяжком труде отчего в учителя идут только неудачники сейчас . Про обилие отчетов тоже верно писали в комментариях .
      1. +3
        23 сентября 2020 18:38
        Цитата: Кронос
        Ну вы упустили, например вопрос низких зарплат при таком тяжком труде отчего в учителя идут только неудачники сейчас .

        Да - это так... В учителя идут от безнадёги (в основном - от личной бедности). Но, как не парадоксально, при СССР некудышние учителя могли годами "занимать место". Сейчас в школе откровенные бездари уходят сами (слишком трудно выдержать темп и прессинг).
  33. +7
    23 сентября 2020 20:48
    В общем, коллеги, так.
    Если кто-то из вас хочет увидеть точный образ не только нашего будущего, как оно сейчас выстраивается, но и образ будущего нашей школы, читайте футурологический роман писательницы Фигль-Мигль "Щастье". Я не шучу. Таков псевдоним и таково название -- с намёком. Там учитель, один из персонажей, -- забитое существо, в прямом смысле избиваемое учениками и начальством. Будущее -- царство невежества и разрухи. Конечная точка воплощенной тенденции. При этом роман написан прекрасным русским языком, в хорошем стиле, читается легко. Ведь писательница обучалась еще советскими учителями...

    А в той, советской, школе было принято зубрить! Зубрить наизусть таблицу умножения, таблицу тригонометрических функций, таблицу производных и интегралов, таблицу Менделеева, прочее. Законы математики, химии, физики, астрономии -- у нас была астрономия! Легко показывать на карте разные страны, называть основные исторические даты. А также наизусть -- правила грамматики: синтаксис, орфография, склонение, спряжение.
    Мучительно зазубривая, ученик, сам того не осознавая, заставлял работать свой мозг, образуя в нём пока ещё слабые связи. Но повторение из года в год выстраивало устойчивые. Человек в целом умнел за счет тренировки и развития извилин.
    А что сейчас? "Научите ученика учиться!" Смешно.
    Оно, дитё, ещё не жило на свете, оно понятия не имеет, чему надо учиться. Советская школа предлагала костяк, краткую систему того, на что потом можно было нанизывать новые знания, познавая мир самостоятельно, оценивать этот мир с точки зрения данной в школе системы.
    ЕГЭ не располагает к системной оценке мира. Зачем правительству рядовые граждане, которые способны оценить его действия комплексно? Ему нужны люди, которые способны, как мыши в клетке, реагировать на сигналы собственного организма: "холодно-голодно", либо "сытно-тепло".
    И ещё. Учитель не должен быть другом ребенка. Он должен быть человеком, на которого ученик смотрит снизу вверх, с уважением. Мы уважали только тех учителей, которые приходили на урок, чтобы научить нас чему-то, дать знания. Такие учителя знали, как сделать так, чтобы эти знания получило большинство из нас. У таких учителей на уроках царила тишина, дети были заняты работой, учителям никого не приходилось одергивать, успокаивать, делать какие-то замечания. И никому из учеников даже в голову не приходило "беситься". Потому что мы видели, что учитель серьезен и настроен дать нам знания, считая, что это крайне важно для нас. Мы заражались этой его уверенностью. Это и было воспитанием. Нас воспитывала личность учителя, его отношение к делу.
    На уроках же тех, кто старался быть нам "другом", как говорится, "ходили на головах" и учителю "садились на голову", нагличали. Знаний по предмету не получали.
    Потому все эти бесчисленные нововедения, о которых мимоходом читаю в прессе, мне смешны. Я же вижу, на каком уровне грамотности изъясняются новые поколения в интернете и каков их уровень знаний в целом.
    Изучение абстракций -- не в животной природе человека. Потому учение -- тяжкий, унылый, но необходимый труд. Это если мы не собираемся вернуться к обитанию на деревьях и отращиванию хвостов. А все эти разговоры типа " учитель-- друг", "научить учиться", прочее -- разговоры для бедных. Друзья ребенка -- отец и мать. Это если они умные и понимают это.
    1. 0
      24 сентября 2020 20:14
      Всё верно, кроме последнего утверждения. Отец и мать, как и учитель, не должны быть друзьями ребёнка - они должны быть его родителями, во всех смыслах. А друзья - это сверстники, изредка - братья и сёстры, но точно не родители.
  34. 0
    23 сентября 2020 20:59
    [quote][/quote]Начать хочется с «крамольной» мысли: «А так уж сильно отличается система образования теперь, от той, что была при СССР?
    Вот лично я прихожу к мысли, что нет. Формирование личности в СССР происходило под воздействием трех взаимосвязанных субъектов: государство, общество, школа/

    Во первых строках комментария, хочу возразить автору, что основой формирования личности в нормальном обществе всегда выступает семья... Есть понятие "референтная среда", т.е. среда, которая окружает человека большее время суток(недель, месяцев). Именно она оказывает решающее влияние на формирование мировоззрения человека.
    Государство, общество и школа, в нормальной ситуации, всегда проигрывают семье по количеству времени воздействия на ребенка...
  35. 0
    24 сентября 2020 08:44
    Существующие в современной российской школе проблемы – закономерное развитие ситуации, сложившейся в системе народного образования в России с 90-е годы, когда государство перешло от системы народного образования к системе предоставления преподавательских услуг. В результате школа превратилась в некое подобие клуба бизнес-центра по интересам, в котором выбираются услуги по принципу «легче, проще, не нужно работать». Как следствие, школа перестала плодить, создавать человека-гражданина, и начала плодить недоумков, «недоучащихся», для которых образование – это набор отвлеченных знаний, привязанных к гуглу, интернету. Знания теперь стали не нужны, достаточно просто погуглить и получить результат от всезнающей векипедии. Отсюда, порой в качестве доказательства приводится тезис: «википедия говорит об обратном». Вот – критерий знания…
    Кто виноват? Ответ очевиден, - государство, забывшее про школу, отдавшее школу самой себе, превратившее народное образование под влиянием либералов Прибыль, бабло – вот это главное, а школа – остаток, тянущий либералов в омут расходов. Такое отношение к школе, наложенное на либеральную нетерпимость к принуждению, хотя воспитание всегда есть принуждение, и порождает те проблемы, от которых мы хватаемся за голову и задаем себе вопрос: кто завтра будет строить новую Россию, обеспечивать защиту Отечества, воспитание подрастающего поколения?!.... Ответа нет, точнее, он есть, но для этого необходимо отказаться от всей либеральной чепухи, внедренной и внедряемой в систему народного образования, вернуть школе ее фундаментальное значение в качестве наиважнейшего элемента народного образования, обеспечивающего создание, воспитание человека и гражданина. Если этого не сделать, то со школой произойдет тоже самое, что и с уничтоженным либералами профессиональным образованием… Сама российская школа либералам не нужна, их дети обучаются на западе, не нуждаются в школьном образовании, они живут в совершенно иной системе ценностей, в ином мире, отделенном от мира нас простых смертных, поэтому школу вообще можно уничтожить под предлогом ее бесполезности и полного разложения…. Если когда-нибудь это произойдет, то результат для России будет похлехе лихих 90-х, т.к. здесь уже будет уничтожена не промышленность, а сама основа формирования человека в обществе...Но не дай Бог, позволить либералам совершить подобное с российской школой. Отсюда, основной вопрос «что делать?».
    Что делать? Отказ от либерализма и возвращение народного образования народу
    Наиважнейшим шагом к реформированию школы, народного образования должно стать возвращение в школу учителей мужчин. Без мужчин школа – половинчата и лишена своей воспитательной функции, той основы, которая и составляет душу школы. Без воспитания, школа как раз и превращается в клуб по интересам в место предоставления услуг. В свою очередь, воспитание требует дисциплины и принуждения: мягкого, жесткого, но всегда принуждения, что невозможно без участия мужчин, которое сразу приходит в противоречие с либеральными установками всеобщей свободы личности независимо от того, какая это личность: деструктивная или созидающая. Либеральное выпячивание свободы личности в школе приводит к расцвету подростковой уголовной субкультуры с ее властью силы, распущенности, вседозволенности, уголовным насилием над учащимися, учителями… Только воля, подтвержденная принуждением, ликвидация либеральной распущенности способны вернуть школе ее воспитательную функцию, то значение, которое школа имела в дореволюционной России, в СССР, что не возможно без мужчин-учителей.
    Возвращение в школу мужчин и возвращение школе ее воспитательной функции, в свою очередь, невозможно без резкого повышения зарплат учителей. Учителя не должны восприниматься школьниками, учащимися в качестве нищих, попрошаек, живущих на нищенское пособие. Школьный учитель должен быть таким же примером государственной обеспеченности, как офицер российской армии. Школа, обескровленная нищенской зарплатой, не может возродиться в качестве достойного государственного института. Это то, чему всячески сопротивляются и будут сопротивляться либералы. Отсюда, невозможно возрождение школы без вычищения государственных институтов от либералов. Школа –государственный институт, в котором либеральным ценностям, либеральным свободам - не место.
    Переход к трехзвенной системе школьного образования:
    Что такое трехзвенная система школьного образования?
    Тем, кто работал в школе известно, что класс обычно делиться на 3 группы: 1-ая группа – продвинутая, сильно успевающая; 2-ая группа – среднеуспевающая; 3-я группа – слабоуспевающие, либо не успевающие вообще, не путать со спецшколами для умственно отсталых детей. 3-я группа – это нормальные дети, которые могут и должны учиться в нормальной школе, но для этих детей должны быть специальные методы преподавания, которые не могут быть реализованы в общей массе класса. В этом смысле, 3-ю группу можно условно отнести к вечным троечникам, которые не усваивают среднюю школьную программу, но которых нужно довести до выпуска из школы. Отсюда. - и «вечные троечники».
    С учетом способностей детей школы, классы в школе должны быть разделены по категориям учащихся и включать только сильных, только средних и только слабых учеников с дифференциацией программ, методов и способов обучения. Подобная практика уже присутствует на уровне престижных, элитных школ, где проводится предварительное тестирование учеников. Практика деления учащихся на категории должна быть повсеместно распространена и внедрена в школах в качестве превентивной меры повышения качества народного образования. Это, в свою очередь, потребует изменения всей системы школьного преподавания: перехода от средней программы, условно предназначенной для освоения всеми учащимися, к дифференцированным программам, рассчитанным на усвоение каждой отдельной группой учащихся. При этом программа 1-ой группы должна быть значительно усилена, а программа 3-ей группы – ослаблена, адаптирована к требованиям учеников этой группы. Обратной стороной перехода к трехзвенной системе народного образования станет возвращение интереса к образованию во всех школьных категорийных группах: в 1-ой группе будет стимулироваться интерес к получению дополнительных знаний, в 3-ей группе – будет восстановлен интерес к образованию.
    В свою очередь, наличие трехзвенной системы образования не означает, что ученик всегда прикреплен к той или иной категории, школьной группе, а означает лишь то, что через обучение, через усвоение предлагаемых в группе знаний, через развитие способностей к усвоению преподаваемого материала, ученик может и должен перейти в более высокую категорию и, наоборот, при невозможности усвоения материала в высшей группе, ученик может и должен перейти в более низкую группу учащихся.
    Далее, переход к трехзвенной системе образования потребует перестройки школьной оценочной, бальной системы: пятерка, полученная в 1-ой группе, и пятерка, полученная во 2-ой или 3-ей группе, будут иметь разную цену. В каждой группе учащихся ученик может и должен получать и 5, и 4, и 3,2, но цена отметки в каждой из групп будет различной. Общим для каждой из групп должно быть то, чтобы отметка стимулировала интереса к получению знаний.
    Различие в обучении предполагает, что для каждой из категорий учащихся должны быть собственные программы экзаменов: усиленные для 1-ой группы, ослабленные для 3-ей группы. При этом ученик, сдавший экзамен по 2-ой, 3-ей категории может в дальнейшем пересдать экзамен на более высокую категорию.
    Сдача экзаменов по категории, в свою очередь, должно определять уровень дальнейшего образования учащихся: 1-ая категория - образование в университете, 2-ая категория – колледж, лицей, 3-я категория –профессиональное образование. В России не должно существовать всеобщего высшего образования, а должно существовать среднее и профессиональное образование.
    Переход к трехзвенной системе образования предполагает изменение в режиме школьного обучения: переход в старших классах от классного, урочного обучения к лекционно-семинарскому обучению, предполагающему наличие экзаменов после каждого учебного семестра. Изменение в режиме обучения не только резко снизит школьную нагрузку на учащихся, но и потребует разработки специальных индивидуальных программ семинаров, лекций, домашних заданий, курсовых и т.д., всего того, что существует в колледжах и университетах.
    Возрождение профессионального образования:
    Следствием перехода к трехзвенной системе образования должно стать возрождение профессионального образования, полностью утерянного в 90-е годы, построенного на базе современных учебных заведений с соответствующей производственной базой, полностью ориентированных и приближенных к производству, способных выпускать профессионалов, не требующих дополнительного обучения при переходе в производство.
  36. +3
    24 сентября 2020 09:57
    Почитал комментарии. Всесогласны с тем, что система таперешнего образования плоха. Пытаюся анализировать причины этого. А все очень просто. В СССР был социалистический строй. Хорошо или плохо, но госужарство было социально ориентировано на граждан. Была попытка создания новой общности людей, строителей коммунизма. Поэтому и образованию уделялось внимание и воспитанию подрастающего поколения. Теперь строй капиталистический. При нем что нужно от обычных людей: отдать по максимуму свой труд за бесценок, потребить дешевые продукты и размножиться. Образование в массах не нужно. Это вредно для биороботов, коих, по сути и надо для работы. А элитарная прослойка и обучит детишек своих и поставит их на руководящих постах и должностях. Если смотреть с этой точки зрения, то существующее образование как раз и является первой ступенью к созданию биороботов...
    Строй в государстве надо менять, тогда и все под новые цели подтянется-и образовпние и медицина...
  37. +2
    24 сентября 2020 10:06
    Нынешнее поколение сейчас только начинает пожинать плоды либеральных реформ в образовании. Причем процессы сходны примерно во всех странах республиках бывшего СССР.
    Зачем нам форма ? - Давайте ее отменим !!! Зачем ученику или студенту зубрежка ?- Пусть сам выбирает что ему хочется учить !!! Зачем нам столько предметов ? - давайте объединим в очередной раз "бульдогов с носорогами" а там глядишь куда-то приплывем !!!

    Все вот - приплыли !!! Уже выросло поколение молодежи которые не умеют грамотно писать и по 2 ошибки в почти каждом слове это некая норма !!!
    Все что им надо они найдут в Инете - вот только понравится ли родителям то как воспитает их чадо Инет ???
    На всем постсоветском пространстве наблюдается процесс перехода от массового среднего образования к хорошему образованию но для избранных (богатых) - образованию элитарному !!!
    1. -3
      24 сентября 2020 10:33
      Вы слишком сгущаете краски. Уровень образованности человека, всегда зависел от желания учиться.
  38. +2
    24 сентября 2020 21:06
    Все очень просто - систему образования разрушают, потому что в правительстве враги или дураки (неизвестно, что хуже?)
    1. +15
      24 сентября 2020 21:11
      Цитата: barin
      Все очень просто - систему образования разрушают, потому что в правительстве враги или дураки (неизвестно, что хуже?)

      А почему вы решили ,что только в правительстве?
  39. 0
    25 сентября 2020 11:23
    Думаете в школе сейчас учат ? Не, главная задача школы нашарохать ученика что бы он бежал к репетитору. А репетиторством промышляют теже самые учителя что работают в школе.
    И то что платят мало..... Это уже сказки.
  40. 0
    26 сентября 2020 13:20
    Образование в современном российском обществе вообще невозможно. То, что мы видим - не образование совершенно. Совсем невозможно, понимаете? Для получения реального образования человек должен делать то, чего он отчаянно не любит и не хочет - меняться. Меняться каждый день. Люди идут на преступления, на самоубийства, лишь бы не меняться, а тут надо перерождаться непрерывно.
    Это возможно лишь при наличии сильнейшей мотивации. В прежние времена главной мотивацией был голод. Смерть, самая настоящая, гибель , все это дышало в спину каждому человеку. Образование позволяло отодвинуть смерть от своего горла. Да, люди, кому выпадала такая возможность, учились яростно...
    Затем на Западе основной массе стали давать не образование, а первичные навыки. Учитель по серфингу в школе - норма для США. Учить же стали лишь больших талантов, а так же не прекращали учить детей элиты. И для тех, и для других система образования с самых малых лет - жестокое насилие и предельное напряжение. Ну, исключая веселые "школы", куда отдают детей наши элитарии, надеясь дать своим деткам западное образование и связи. На деле же эти "школы" предназначены для того, чтобы дети тупых туземцев были хорошо подготовлены к тому, чтобы от дать свои страны и свои деньги западным "друзьям", которые с ними вместе "учились". Конечно, на детей англо-американской элиты падает двойная нагрузка, но им это только на пользу. Настоящее обучение, плюс дурацкое времяпрепровождение в "школах", где дрессируют туземцев. Тяжело, но они справляются)
    Наша же школа больше вообще не работает. Даже грамоте, хоть и отвратительно, учат скорее социальные сети...
  41. 0
    26 сентября 2020 15:12
    И Кто будет их учить и готовить? И не станет ли агония российской системы обучения началом агонии всей России?

    Да, станет при таком идеологическом пофигизме, либеральном отношении к образованию и воспитанию со стороны государства! И это в то время, как наш откровенный враг - Запад, не стесняющийся в выражениях и откровенно демонстрирующий свои намерения по устранению России, в т.ч. и физическом, с политической карты мира, всеми путями лезет в процесс образования и воспитания нашего молодого поколения! Вот прозападный либерал Герман Греф - наш новоиспеченый педагог, такой активный сторонник и пропагандист воспитания Потребителя, вдруг заинтересовался производством наших мультиков прекрасно понимая, что это прекрасный инструмент воспитания с детского возраста сторонников западных ценностей! И эта политика Запада, к сожалению, надо признать, дает свои результаты: на Украине уже воспитаны и образованы тысячи и тысячи соросят, которые сегодня там рулят. В Белоруссии идут подобные же процессы ....
  42. 0
    27 сентября 2020 12:48
    Не нужны нашей колониальной администрации(руководящему сословию) умные и творчески мыслящие люди, они сразу начнут задавать вопросы, на которые "боярам" отвечать невозможно, не получив вразумительного ответа, начнут творчески искать пути исправления положения, т.б. опыт есть и еще не всех, кто знает как должно быть и это сделать, угробили по методичке "главного специалиста" пандемии и по ковид- истерии,мэра первопрестольной, с его протеже. Оглупление,уничтожение системы образования и ВОСПИТАНИЯ, с заменой мигрантами без родины, прав и образования и морали коренного населения, целенаправленная и планомерная политика, любой оккупационной администрации, сразу решаются все социальные и правовые вопросы. Эта и была одна из основных целей создания инструмента внешнего колониального управления- ВШЭ, для этого и "любитель тибетских практик", "бухгалтер"Сбера подминает под себя образование и др. сферы воспитания и деятельности.Старый лозунг иезуитов “Хочешь победить врага - воспитай его детей”.
    Иезуиты рьяно взялись за воспитание аристократии и просто перспективных талантливых детишек, не возникает ассоциаций сегодня?
    "Когда из страны уезжают ученые, инженеры, врачи и остальные остальные представители умственного труда. Уезжает цвет народа — интеллигенция, то потом в такой стране правителями становятся «бизнесмены», политиками становятся плебеи и проходимцы с улицы, а депутатами базарные спекулянты, спортсмены и артисты."
    Эти слова были сказаны в комитете Риксдага по миграции и демографической политике в 1932 году, Харсом Енсеном, политическим советником председателя Социал-демократической рабочей партии Швеции.
  43. 0
    27 сентября 2020 19:58
    Так для ВШЭ из которых выползли те кто рулил нашим образованием все эти годы задача противоположная сделать из умных детей де, Биллов. Америка рулит.
  44. 0
    28 сентября 2020 09:06
    Идет целенаправленная деградация населения страны. И за этим стоит только власть в Кремле,горячо любимая ура патриотами.
  45. 0
    30 сентября 2020 08:46
    Ничего нового - при капитализме образованные люди не нужны ( в той же Америке обучение нулевое ) , но у них есть возможность покупать специалистов со всего мира , в отличии от нас ( мы можем привлекать только дворников из Средней Азии ) ...