Экспериментальный самолет Boom XB-1. Будущее авиации или затянувшаяся история?

23

Опытный XB-1 у ворот цеха

После нескольких лет анонсов и регулярных переносов американская компания Boom Technology выкатила экспериментальный самолет XB-1 Baby Boom. В следующем году машина выйдет на летные испытания, в ходе которых должна будет подтвердить правильность примененных решений и технологий. В случае успешного завершения испытаний компания-разработчик займется проектированием нового сверхзвукового пассажирского самолета.

Затянувшаяся история


Компания Boom Technology (торговая марка Boom Supersonic) была основана в 2014 г. Ее целью сразу стало создание сверхзвукового пассажирского самолета (СПС). На первом этапе планировалось разработать и испытать самолет-демонстратор технологий, а затем на основе отработанных решений сделать полноценную коммерческую машину.



Экспериментальный самолет XB-1 анонсировали осенью 2016 г. и тогда же показали полноразмерный макет. Тогда утверждалось, что самолет взлетит до конца следующего года. Через несколько месяцев после анонса компании удалось найти требуемое финансирование и приступить к полноценному проектированию. Вскоре изготовили и испытали отдельные компоненты конструкции. При этом планы пришлось пересмотреть. Из-за задержек на разных стадиях первый полет сначала перенесли на 2018-й, а затем и на 2019 г.


Левая мотогондола и киль

Отдельные компоненты будущего самолета изготавливались с 2017 г. К примеру, оперение сделали к лету 2018-го, а производство композитных элементов фюзеляжа запустили только весной 2019 г. В марте 2020 г. прошли статические испытания крыла оригинальной конструкции. После этого крыло соединили с фюзеляжем. Летом началась окончательная сборка всех имеющихся секций и установка оставшегося оборудования.

7 октября компания Boom Technology провела выкатку готового опытного самолета. По очевидным причинам, это мероприятие прошло в формате онлайн-трансляции. Разработчики рассказали об основных особенностях нового самолета, а также раскрыли свои планы на будущее. В частности, первый полет XB-1 теперь запланирован на 2021 г.

Сверхзвуковые технологии


Проект XB-1 Baby Boom предназначен для отработки технологий, необходимых для дальнейшей разработки полноценного СПС. Экспериментальный самолет представляет собой уменьшенный аналог пассажирской машины со всеми ее характерными чертами, от обводов до элементов конструкции.


В конструкции самолета используются разнообразные материалы, характерные для современного авиастроения. Силовой набор выполнен из алюминиевых сплавов и титана. Значительная часть обшивки выполнена из композитов на основе углерода, в т.ч. стойких к высоким температурам. В качестве поставщиков к проекту привлечены ведущие производители подобных материалов.

Согласно расчетам и предварительным испытаниям, ряд элементов на крейсерских скоростях нагреваются до 150°C и более, что предъявляет особые требования к их конструкции и обуславливает необходимость применения новых материалов. Также сообщается об использовании системы охлаждения планера, использующей циркуляцию топлива.

Самолет-демонстратор получил веретенообразный фюзеляж большого удлинения с двухместной кабиной пилотов. Центральные отсеки вмещают аппаратуру и топливные баки. В хвосте размещаются три турбореактивных двигателя General Electric J85-15. Два двигателя находятся в боковых гондолах с лобовыми ковшовыми воздухозаборниками. Третий расположен между ними, в фюзеляже; его воздухозаборник выведен наверх, перед килем. Все заборные устройства выполнены регулируемыми.

XB-1 получил тонкое дельтавидное крыло со скругленной передней кромкой, смещенное к хвосту фюзеляжа. По задней кромке крыла расположена механизация. Основными органами управления являются элевоны. Над центральным двигателем помещается стреловидный киль с рулем направления.


За счет усовершенствованной аэродинамики с возможностью изменения параметров на разных режимах, современной силовой установки и других мер снижена шумность. По расчетам, XB-1 должен быть в 30 раз тише серийного СПС Concorde. Также ожидается ослабление сверхзвуковой ударной волны и снижение негативного влияния на окружающую среду.

Самолет получает современное навигационное оборудование и системы управления. При разработке авионики учтены специфические особенности СПС. В частности, проблема ограниченного обзора на посадке решена за счет применения видеокамер на носу машины.

Опытный самолет имеет длину 21 м при крыле размахом 5,2 м и взлетный вес на уровне 6,1 т. Он должен будет развивать максимальную скорость до М=2,2, расчетная дальность полета – не менее 1860 км. Также при помощи XB-1 планируется продемонстрировать некоторые преимущества экономического характера.

Будущее авиации


После ряда переносов первый полет XB-1 Baby Boom назначен на 2021 г. Весьма вероятно, что такие планы будут выполнены – наличие готовой машины располагает к оптимизму. В течение нескольких следующих лет демонстратор технологий будет проходить испытания и показывать правильность выбранных решений.


Проектный облик пассажирского Boom Overture

По результатам испытаний XB-1 будут продолжены работы по проекту реального СПС Boom Overture. Это будет машина длиной более 50 м с 18-м крылом и взлетной массой не менее 75 т. Она получит салон на 45-55 пассажиров с разделением на несколько классов. По скоростным характеристикам Overture должен соответствовать Baby Boom, максимальную дальность полета доведут до 8,3 тыс.км. Расчетная стоимость серийного самолета будет на уровне 200 млн долл. без учета оснащения салона.

Компания-разработчик считает, что перспективный СПС Overture сможет найти свое место в коммерческих авиаперевозках и существенно повлиять на рынок. По ее расчетам, такой самолет может обслуживать 500 маршрутов по всему миру и способен показывать на них выгодные экономические характеристики. Для работы на этих линиях понадобится ок. 2 тыс. самолетов, что создает достаточно крупный рынок.

Высокая скорость полета даст очевидные преимущества. Полет из Лондона в Нью-Йорк будет занимать 3 ч 15 мин., а из Сан-Франциско в Токио обещают довозить за 5 ч 30 мин. Стоимость перелета через Атлантический океан может быть доведена до 2-2,5 тыс. долл., что сопоставимо с ценой билета в бизнес-класс и в разы дешевле полета на «Конкорде» в прошлом (с учетом инфляции).


Впрочем, остаются объективные ограничения. Так, над населенными районами не удастся летать со сверхзвуковой скоростью – подобные преимущества можно будет реализовывать только над океанами или безлюдными участками суши. Кроме того, для эксплуатации новых самолетов потребуются специфические элементы инфраструктуры.

Предварительные заказы


Оглашенные экономические характеристики уже привлекли внимание заказчиков. Еще в 2016 г., практически сразу после первого анонса, компания Virgin Group согласилась вложиться в разработку самолетов Boom и разместила опцион на 10 ед. Overture. В 2017 г. появились предварительные договоренности с Japan Airlines и с неназванной европейский авиакомпанией.

К настоящему времени Boom Technology имеет договоренности с пятью авиакомпаниями из разных стран. Если их превратят в реальные контракты, то в эксплуатацию поступит 76 самолетов. Самым крупным эксплуатантом Boom Overture может стать компания JAL – не менее 20 ед.


Вариант оформления салона Overture

Примечательно, что предварительные заказы на 76 самолетов были получены не только до завершения разработки полноценного СПС, но и до начала испытаний демонстратора технологий. Вполне возможно, что новый XB-1 Baby Boom, проходя испытания и показывая различные успехи, будет привлекать внимание новых заказчиков.

В ожидании успеха


К настоящему времени Boom Technology и смежные предприятия выполнили значительную часть работ, результатом чего теперь является опытный самолет для практической отработки технологий. Его испытания могут продлиться несколько лет, а по их итогам начнется проектирование полноценного пассажирского лайнера. По самым оптимистичным оценкам, серийные машины Boom Overture поступят в эксплуатацию в 2028-30 гг.

За счет ряда хорошо известных и новых решений, компонентов и технологий перспективный сверхзвуковой пассажирский самолет должен иметь хорошие технические и эксплуатационные характеристики. Именно такие особенности проекта привлекают потенциальных заказчиков и уже стали поводом для предварительного заказа на десятки машин.

Дальнейшая судьба таких договоренностей прямо зависит от ожидаемых испытаний экспериментального XB-1 Baby Boom. Вполне возможно, что именно эта машина заложит основы для реального возрождения сверхзвуковой пассажирской авиации. Впрочем, не менее вероятным является и негативный сценарий. Параллельно с компанией Boom Technology темой СПС занимаются признанные лидеры отрасли, и пока они не смогли создать достойный и коммерчески выгодный образец.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

23 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    9 октября 2020 06:44
    что то про наши сверхзвуковые ничего не слышно. а ведь такой замах был. перекуём мечи на орала и дадим народу гражданский сверх звук))
    1. 0
      9 октября 2020 07:52
      Мы участвуем в международной европейской программе по СПС данного класса. Там до демонстратора дело пока не дошло.
    2. +1
      9 октября 2020 17:47
      Цитата: Михаил Захаров
      про наши сверхзвуковые ничего не слышно

      Если вы подразумеваете поручение Путина переделать сверхзвуковой Ту-160 в гражданский самолет бизнес-авиации - то есть, ровно то, что делает сейчас упоминаемый в статье Boom и другие "сверхзвуковые" стартапы - то оно от некомпетентности.

      Ту-160 - это условно сверхзвуковой самолет, который летит на крейсерской дозвуковой скорости и кратковременно, на форсаже при прорыве ПВО ускоряется до 1800 км/ч. Расход топлива в таком режиме запредельный, что абсолютно неприемлемо для гражданской авиации. Это не говоря уже об остальных нерешенных проблемах конверсии бомбардировщика в пассажирский самолет - пресловутый шум, неприемлемый для полетов над населенными районами, и специфика именно Ту-160, конструкция которого не оставляет места для пассажирского салона.
      1. +1
        10 октября 2020 01:21
        конструкция которого не оставляет места для пассажирского салона

        Интерьер в стиле "милитари", отсутствие сортира для пассажиров. Можно даже парашютистов возить. если бомболюк оставить.
      2. +1
        10 октября 2020 21:13
        Цитата: Проктолог
        поручение Путина переделать сверхзвуковой Ту-160 в гражданский самолет бизнес-авиации - то есть, ровно то, что делает сейчас упоминаемый в статье Boom


        Какой именно самолет они переделывают?
    3. -1
      10 октября 2020 19:26
      Цитата: Михаил Захаров
      перекуём мечи на орала
      Оговорочка по Фрейду? Точно орала, а не арала?
      1. Комментарий был удален.
  2. +5
    9 октября 2020 08:52
    Тут соревнование, как у поезда и самолета........где то быстрее, а где то можно поспать и утром , по приезду, в центре Москвы (Казани) пойти делать свои дела. Но не тратиться на отель.
    1. 0
      14 октября 2020 12:48
      Но разница в скорости не такая значительная. В общем, все будет зависеть от цены билета кмк.
      1. 0
        14 октября 2020 13:12
        Цена / качество скорость 750-850 км/ч.......
  3. +9
    9 октября 2020 10:57
    Весьма похож на проект 25 летней давности "Gulfstream-Sukhoi" S-21 https://en.wikipedia.org/wiki/Sukhoi-Gulfstream_S-21
    1. 0
      9 октября 2020 12:52
      И какой "альтернативно-одаренный" минусует? :)
  4. +3
    9 октября 2020 12:01
    Не вижу особого "затягивания". Компании всего 6 лет. Анонс самолёта сделан лишь 4 года назад.
    Все разработки финансируются исключительно частными компаниями и венчурными фондами.

    Тут, дело в ином. Для XB-1 они используют почти семидесятилетней давности двигатель General Electric J85 (3 шт.). Иными словами, для реального самолёта двигателя ещё нет. Его лишь будет разрабатывать Rolls-Royce (договор заключили пару месяцев назад).
    Желаю им у спехов, хотя, очень хорошо понимаю, что всё это лишь первые шаги...
    1. +1
      9 октября 2020 13:09
      Им сейчас главное аэродинамику планера отработать на практике - а там и новый двигатель подойдёт.
      1. +1
        9 октября 2020 13:24
        Цитата: Вадим237
        Им сейчас главное аэродинамику планера отработать на практике - а там и новый двигатель подойдёт.

        Имею некоторое представление о временнОй составляющей процесса разработки и изготовления сложных устройств от технического задания, до воплощения в материале, а по сему, не столь оптимистичен. hi
      2. +2
        10 октября 2020 13:20
        Цитата: Вадим237
        Им сейчас главное аэродинамику планера отработать на практике - а там и новый двигатель подойдёт.

        Самое главное двигатель, все расчеты всегда идут от двигателя, мы так же продуваем в трубе множество вариантов, но делать модель без двигателя, это извините маркетинг за счет инвесторов.
        1. +1
          11 октября 2020 22:27
          Если имеется старый двигатель с равнозначной тягой но большим расходом топлива - почему бы его не использовать для отработки планера.
          1. +2
            11 октября 2020 23:07
            Мы так и делаем, но доработка после получения двигателя слишком дорого обходится
      3. 0
        11 октября 2020 23:19
        Полагаю, пассажирский сверхзвук вернётся, на новом витке, только с жидким водородом в качестве топлива. И, полагаю, время для внедрения LH2 в авиацию уже настало. Все основные проблемы решены, и водород уже не экзотика и цены на него падают, есть новые технологии.
        Не знаю, как там водородная энергетика и автотранспорт в ЕС, а для гражданской авиации топливо идеальное. Очень повысит эффективность перевозок.
        Нужны двигуны, сначала конвертированные наверное.
  5. +1
    9 октября 2020 19:25
    пассажирский сверхзвук имеет смысл только при обеспечении быстрой доставки клиентов до аэропорта и мгновенной регистрации.
    Сделать это можно только кардинальными эксклюзивными мерами :
    - отдельным зданием регистрации
    с собственной зоной парковки(или даже площадкой для вертолета),
    службой учета,обслуживания и безопасности..
    И далее очень быстрое перемещение в самолет.

    Это потребует больших расходов. Ценник будет очень высокий,
    но уверен - желающих заплатить в таком случае будет достаточно.
    1. +2
      10 октября 2020 13:24
      Цитата: Lontus
      пассажирский сверхзвук имеет смысл только при обеспечении быстрой доставки клиентов до аэропорта и мгновенной регистрации.

      Пассажирский сверхзвук имеет смысл при:
      1. Экономически эффективном расходе топлива;
      2. Допуске по шумности для полетов над территорией населенной жителями;
      3. Безопасность соответствующая требованиям ИКАО;
      4. Достаточное количество аэродромов для взлета и посадки.
      5. Наличие желающих летать и за это платить)).
  6. +2
    9 октября 2020 19:32
    при дальних перелетах проще и дешевле сделать удобное спальное место, чем извращаться со сверхзвуком.
    Тем более что из-за больших затрат времени на доставку до аэропорта и регистрацию с посадкой, выигрыш во времени на сверхзвуке получается совсем мизерный.
    1. +1
      11 октября 2020 22:37
      В России совместно с ЕС и Австралией уже пятый год ведутся работы по гиперзвуковому пассажирскому лайнеру с ПВРД работающем на водороде в 2025ом обещают поднять в воздух экспериментальный образец
      1. -1
        11 октября 2020 23:24
        О ДА, жидкий водород - топливо будущего, даже наверное ближайшего будущего, для гражданской авиации. Только ПВРД наверное пока ещё рановато. Слишком уж экзотично и потребует долгой доводки.
        А конвертировать обычный ТРД на водород гораздо проще.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»