Бывший итальянский лётчик: Звук двигателей истребителя Су-57 больше похож на сирену

78

В зарубежной прессе обращают внимание на звук двигателей истребителей пятого поколения Су-57 ВКС России. Так, на страницах The Aviationist итальянский журналист и бывший лётчик Давид Ченчётти обращает внимание на то, что двигатели российских боевых самолётов издают «воющий звук», который не является характерным для других истребителей нового поколения.

Автор отмечает, что на данный момент российские Су-57 используют двухконтурные турбореактивные двигатели АЛ-41Ф1 от НПО «Сатурн».



Давид Ченчётти, являющийся бывшим лётчиком и автором нескольких книг на авиационные темы, предлагает послушать звук работающих двигателей во время группового полёта российских истребителей.

Автор The Aviationist:

Съёмки проводились несколько месяцев назад, однако это всё равно интересно, поскольку позволяет услышать весьма своеобразный звук двигателей Су-57.

Видео от 2020 года:



Итальянский автор отмечает, что такого звука на новых версиях российских истребителей уже вряд ли можно будет услышать, так как АЛ-41Ф1 будут заменены на двигатели второго этапа (второй очереди). Речь идёт о двигателях, работа над которыми в нашей стране ведётся в рамках программы «Изделие 30». По крайней мере, именно так двигатели второго этапа для Су-57 обозначаются в открытых источниках.

Давид Ченчётти:

Звук работы двигателя истребителя Су-57 сейчас больше похож на сирену. Для многих любителей авиации такой звук всё ещё приятно слышать.

В западной прессе отмечается, что частично такой звук даёт и конструкция воздухозаборников, используемая российскими авиаконструкторами.

Нужно отметить, что интерес за рубежом к российскому истребителю Су-57 продолжает расти. Добавили такого интереса, в частности, недавние испытания Су-57 со внутрифюзеляжной гиперзвуковой ракетой, признанные успешными.
    Наши новостные каналы

    Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

    78 комментариев
    Информация
    Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
    1. +16
      20 февраля 2021 21:54
      Ахтунг Ахтунг!!!! В небе Рус Иван!!!!!! помнят гады wassat
      1. +40
        20 февраля 2021 22:19
        "Рус Иван" не звучало никогда. Придумываете и шапкозакидательством занимаетесь.
        Звучало: "Внимание, внимание, в небе Покрышкин". Ахтунг, ахтунг, Покрышкин ин дер люфт!
        1. Комментарий был удален.
          1. Комментарий был удален.
          2. +6
            20 февраля 2021 23:29
            Цитата: SaLaR
            А кроме Покрышкина никто летал? Фраза Рус Иван обобщающая...если ты это не понял, то сними шапку...мозги проветрь... hi

            Ага прям так и было belay Прям с 41 года.... Фраза появилась в 43 и звучала - Ахтунг, ла фюнф ин дер люфт. Так как на тот момент фрицы еще не знали слабых сторон Ла-5 , ну а потом и Ла-5фн ...А к Покрышкину ,это уже товарищи военкоры подцепили.
            1. +3
              20 февраля 2021 23:53
              Не обязательно военкоры. Эта фраза упоминается и в автобиографической повести "Небо войны". Её произнёс механик Покрышкина после налёта на их аэродром, когда самого Покрышкина там не было.
            2. +20
              21 февраля 2021 04:38
              Покрышкин с апреля-43, битва за Кубань, воевал на аэрокобре. И весь его полк. Так что фраза "внимание, в небе Покрышкин" никаким боком к Ла-5.
              1. +9
                21 февраля 2021 08:36
                Я немного ошибся «Ахтунг, ахтунг! ЛА-фюнф ин дер люфт!» — «Внимание внимание! ЛА-5 в воздухе!» — это тревожное предупреждение фашистских наблюдателей впервые прозвучало в сталинградском небе осенью 1942 года. И до Покрышкина еще далеко.И как Вы пишите- никаким боком Ла 5 к Покрышкину не имеет. Источники : Крылья победы, Каберов И. А. " в прицеле свастика".А есть "Ахтунг, ахтунг! Сафон ин дер люфт!" 1942 год Север.Сорокин З.А. Звезды на фюзеляже. - М., ДОСААФ, 1977.
                1. 0
                  24 февраля 2021 11:34
                  Вообще-то Ла-5 немцы называли новой "ратой" (просто "рата", т. е. крыса И-16), т. к. названия они, обычно, не знали.
            3. +1
              21 февраля 2021 08:12
              Цитата: lwxx
              А к Покрышкину ,это уже товарищи военкоры подцепили.

              Немцы знали Покрышкина по позывному, когда они слышали его эфире, то предупреждали всех что Покрышкин в воздухе.
              1. 0
                21 февраля 2021 11:24
                А представте, сколько летчиков люфтваффе мечтало сбить Покрышкина, да и многих наших. Так что фраза : "в воздухе ..." Применима к большинству. Увы, но немцы умели воевать.
                1. +2
                  21 февраля 2021 17:35
                  Цитата: Мрачный Жнец
                  А представте, сколько летчиков люфтваффе мечтало сбить Покрышкина, да и многих наших. Так что фраза : "в воздухе ..." Применима к большинству. Увы, но немцы умели воевать.

                  А почему победили мы, а не они? what
            4. 0
              21 февраля 2021 19:27
              В 41-ом Ла-5 (тем более, Ла-5ФН) ещё не существовал.
            5. +1
              22 февраля 2021 13:49
              Цитата: lwxx
              Прям с 41 года

              не было Ла-5 в 41 году))
              1. 0
                22 февраля 2021 15:13
                Читать внимательно не пробовали? Где я указал что ла5 был в 41? Речь идет о происхождении фразы ....
                1. +1
                  22 февраля 2021 15:34
                  Цитата: lwxx
                  Читать внимательно не пробовали?

                  читаю всегда внимательно и ваш пост звучит именно из 41 года! и если речь про немецкую фразу, то модель самолета тут вообще не при чем!!
                  1. 0
                    22 февраля 2021 15:40
                    У Вас смайлики не грузятся? И не надо так нервничать. wink
                    1. +1
                      23 февраля 2021 17:03
                      Цитата: lwxx
                      У Вас смайлики не грузятся? И не надо так нервничать.

                      я их и не грузил, это раз, а два спокоеен как питон, это вам надо меньше нервничать когда посты пишите
                      1. 0
                        23 февраля 2021 17:30
                        Ну если Вы не можете в полную читать посты, тады ой. Выпейте . закусите, и по старинке читайте газеты.С праздником! drinks
          3. Комментарий был удален.
        2. +7
          20 февраля 2021 23:24
          В этом двигателе много чего наворочено и воздухозаборник и сопло. Пдазменная дуга, которая обеспечивает воспламенение топлива сразу после его попадания в камеру сгорания. Благодаря этому поддерживается оптимальный режим горения, а также исключается т.н. факеление. Температура газов перед турбиной находится в пределах от 1950 до 2100°K. Для "обычных" двигателей эта температура не превышает отметки 1700. Вот и свистит этот движок как ошалелый. belay
          1. +7
            21 февраля 2021 06:26
            Итальянцы, как тонкие знатоки бельканто, подметили, что Су-57 поет как Карузо - тенор пробивает многоголосый оркестр. Тем самым подчеркивают необычные характеристики, которые вы указали и которые удалось преодолеть конструкторам.
          2. +4
            21 февраля 2021 11:06
            Для "обычных" двигателей эта температура не превышает отметки 1700. Вот и свистит этот движок как ошалелый

            Если провести аналогию с автомобильными моторами - то этот движок турбированный )))
        3. +1
          21 февраля 2021 07:23
          На севере Ахтунг!Ахтунг!Сафон ин дер люфт!Внимание в небе Сафонов!Очень жаль что в последленем полете двигатель заклинил!
        4. +1
          21 февраля 2021 07:26
          Еще звучало "Сафонов ин дер люфт"
        5. +3
          21 февраля 2021 17:12
          Цитата: SaLaR
          ОТМЕНА

          Цитата: Светлан
          "Рус Иван" не звучало никогда. Придумываете и шапкозакидательством занимаетесь.
          Звучало: "Внимание, внимание, в небе Покрышкин". Ахтунг, ахтунг, Покрышкин ин дер люфт!

          Да не важно что кричали, главное кричали. laughing пс.нашли о чём спорить.
      2. -2
        21 февраля 2021 14:56
        что это за телячий восторг? держите себя в руках
      3. +1
        22 февраля 2021 10:25
        А причём тут помнят или не помнят? Звук действительно интересный. В дореволюционной России гудки проводов настраивали, чтобы не просто гудел, а гудел красиво, на несколько тонов. Может и здесь конструкторы постарались, чтобы супостаты, услышав этот звук, бросали оружие и бежали менять памперсы.
    2. +8
      20 февраля 2021 22:01
      Вспомнилось другое: психологической воздействие "лаптёжников" во время Великой Отечественной, когда им специально приделывали устройства для душераздирающего воя (пропеллеры на консоли крыльев). Пикирование такого самолёта неизбежно приводило к смятению среди новобранцев. Потом привыкли...
      1. -1
        20 февраля 2021 22:24
        Вспомнилось другое: психологической воздействие "лаптёжников" во время Великой Отечественной, когда им специально приделывали устройства для душераздирающего воя (пропеллеры на консоли крыльев). Пикирование такого самолёта неизбежно приводило к смятению среди новобранцев.

        Вот именно этот звук есть в камикадзе Harop, причем мощно.
        То что в ВОВ такое делали (немцы если не ошибаюсь) узнал только на днях, из передачи телеканала National Geographic, там часто цикл передач про нацистскую Германию, там такое узнаешь, что волосы дыбом.
        1. -3
          20 февраля 2021 22:37
          Но тот звук - глухой громкий гул, а звук этих СУ-57 это свист, исправят думаю.
        2. +1
          21 февраля 2021 06:19
          Не смотри Емиль National Geographic, там действительно волосы дыбом от кривды....
        3. +1
          21 февраля 2021 17:38
          Цитата: Emil Mamedoff
          Вспомнилось другое: психологической воздействие "лаптёжников" во время Великой Отечественной, когда им специально приделывали устройства для душераздирающего воя (пропеллеры на консоли крыльев). Пикирование такого самолёта неизбежно приводило к смятению среди новобранцев.

          Вот именно этот звук есть в камикадзе Harop, причем мощно.
          То что в ВОВ такое делали (немцы если не ошибаюсь) узнал только на днях, из передачи телеканала National Geographic, там часто цикл передач про нацистскую Германию, там такое узнаешь, что волосы дыбом.

          Ого, сколько же вам лет? laughing Но что интересуетесь историей ВОВ - good
        4. 0
          24 февраля 2021 17:52
          Да уж, и не только это они делали...
          Советую прочитать книгу "СС в действии". Я ещё будучи 15-летним пацаном её прочёл. В 1985 году никаких "Нэшнл Географикс" в помине не было. Но мы отчётливо понимали и знали ЧТО ИМЕННО СДЕЛАЛИ НЕМЦЫ в Великой Отечественной... А ещё сериал "Неизвестная война" очень познавателен в этом смысле.
      2. +7
        20 февраля 2021 22:37
        "В 1918 году на царицынском фронте советские летчики «бомбардировали» белогвардейские части оригинальными «бомбами», издававшими при падении на землю сильный воющий звук. Воющие бомбы вызывали панику в стане врага. Белые были уверены, что эта бомба особой мощности.
        Воющие авиационные бомбы того времени были устроены довольно примитивно. В большинстве случаев они представляли собой не что иное, как металлические банки (консервные, из-под авиомасла и др., в которых были продырявлены отверстия. Когда такая банка летела в воздухе, она издавала резкий, свистящий, воющий звук." (с) laughing
      3. +8
        21 февраля 2021 01:07
        Цитата: Акс Мэтт
        Вспомнилось другое: психологической воздействие "лаптёжников" во время Великой Отечественной, когда им специально приделывали устройства для душераздирающего воя (пропеллеры на консоли крыльев). Пикирование такого самолёта неизбежно приводило к смятению среди новобранцев. Потом привыкли...

        Вообще то эта сирена помогала пилоту оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы.
        1. +11
          21 февраля 2021 10:22
          На приборы "в упор" в полете не смотришь. Начиная от поступления в летное училище, когда проходишь профотбор - есть такой тест, называемый "компаса" или "часы". Т.е. перед тобой 100 циферблатов со стрелками и в любом из углов этого циферблата подписано показание- времени или направления. И ЮВ(юговосток, к примеру) может располагаться наверху или слева ввверху или в любом др. месте), или время 12, 17 ну и т.д. И ты должен за ограниченное время подписать под каждым "будильником" показание. Т.е. тебя проверяют, как ты ориентирушься по показаниям стрелок. Дальше ты, уже поступив,изучаешь самолет до винтика, должен на память нарисовать туже приборную панель с оцифровкой и ценой деления.
          Это я о чем, в воздухе "не читаешь" прибор, не вынимая носа от приборки, а боковым зрением видишь положение стрелки и понимаешь - нормальные эти показания или нет. Приборы разные, положения разные, ограничения разные. В простом учебном "велосипеде" Л-39 кто-то из наших в кабинах летчика и инструктора насчитал 488 органов управления и индикации. А в него после боевой матчасти садишься и понимаешь, что аппарат то пустой и примитивный по насыщенности . А когда начинали учиться, думали - "мозг сломаешь".
          Так что индикация нарастания скорости пикирования по звуку - чьято не более, чем выдумка.
          1. 0
            21 февраля 2021 11:10
            Для "обычных" двигателей эта температура не превышает отметки 1700. Вот и свистит этот движок как ошалелый

            Пилот? Насколько важна скорость крена в дог-файте ?
          2. +5
            21 февраля 2021 12:10
            В простом учебном "велосипеде" Л-39 кто-то из наших в кабинах летчика и инструктора насчитал 488 органов управления и индикации.

            Да уж, помню как после Л29 в тренажёр миг-23 сел. Первые мысли "Мать-мать-мать, чтоб мне с этим делать?!" )))
            1. 0
              21 февраля 2021 14:59
              это ж сколько надо лётчику знать?!
              да если б он знал, разве полез бы он в эту кабину!
          3. +2
            21 февраля 2021 12:21
            вот про стрелочные приборы:
            многие специалисты по ремонту электронной аппаратуры по сей день пользуются аналоговыми мультимерами (со стрелкой и набором шкал)
            почему?
            потому что на него не надо смотреть, показания считываются боковым зрением
            это гораздо быстрее чем при каждом измерении считывать показания цифрового индикатора и движений меньше
            такая же история с классическими часами время легко и быстро можно определить даже без разметки
          4. 0
            21 февраля 2021 23:54
            Вообще-то это строго официальная информация. Кроме бокового зрения еще надо и в цель на пикировании прицелиться. Кроме того, если высоту ты прозевал и бомбу не сбросил, то никакой автомат тебя из пике не выведет. Так что ориентировались по звуку.
            1. +2
              22 февраля 2021 11:27
              Цитата: rtutaloe
              Вообще-то это строго официальная информация. Кроме бокового зрения еще надо и в цель на пикировании прицелиться. Кроме того, если высоту ты прозевал и бомбу не сбросил, то никакой автомат тебя из пике не выведет. Так что ориентировались по звуку.

              Т.е., исходя из вами описанного, вы без личного опыта практического бомбометания с пикирования?
        2. Комментарий был удален.
      4. +3
        21 февраля 2021 09:39
        Цитата: Акс Мэтт
        им специально приделывали устройства для душераздирающего воя (пропеллеры на консоли крыльев)

        Характерные черты самолёта Юнкерс Ю-87 (Штука) серии Ju 87В-1: крыло типа «перевёрнутая чайка», неубирающееся шасси в обтекателях, на стойках шасси - воздушные сирены (крыльчатки), позволяющие пилоту на слух оценивать скорость пикирования без взгляда на приборы (тональная высота звука увеличивалась с ростом скорости) и оказывать психологическое деморализующее воздействие на противника. Так же сирена была необходима для того, чтобы в случае отказа автоматики вывода из пикирования пилот не забыл убрать воздушные тормоза при выводе самолёта из пикирования, так как полет и набор высоты с выпущенными тормозами невозможен.
        См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Junkers_Ju_87
        1. +4
          21 февраля 2021 21:03
          я вот штуку не пилотировал но читал такое:
          после обнаружении цели летчик заваливал самолет на левое крыло и начинал пикирование(от 60ти до 90 градусов) на высоте примерно 500-600 метров происходило загорание лампы "сброс"
          пилот нажимал соответствующую гашетку
          после сброса
          на высоте не более 400 метром происходил автоматический выход из пикирования - включались воздушные тормоза, винт устанавливался в режим "набор высоты" (шаг-газ)
          даже если пилот терял сознание от перегрузок (а там всего-то 6.5 джи было) аппарат выйдет из пике
          ну а так-то тоже парни были отчаянные не зря их сбивали и в плен не особо брали
          1. +1
            22 февраля 2021 19:01
            Эта штука возрождается как птица Феникс из пепла.. В феврале 2021 года американская компания Textron передала ВВС США первый турбовинтовой легкий боевой самолет Beechcraft AT-6Е Wolverine («Росомаха»). Самолёт практически в точности повторяет конструкцию «Штуки» с тем лишь отличием, что у «Росомахи» убирающееся шасси. Ключевой момент – ломаное крыло типа «обратная чайка». На германском пикирующем бомбардировщике такой тип крыла был применен для уменьшения высоты стоек неубирающегося в полете шасси и, тем самым, снижения их аэродинамического сопротивления. На «Росомахе» крыло в виде «обратной чайки» увеличивает «дорожный просвет» и расширяет возможность подвески ракет и бомб. Похоже, что у «Росомахи», как и у «Штуки» предусмотрен режим пикирования на цель. Стоимость одного летного часа в ходе боевых действий против боевиков у лёгких турбовинтовых пикирующих штурмовиков на порядок меньше, чем у реактивных.
            См. https://vpoanalytics.com/2021/02/22/zachem-amerikanskim-vvs-nebesnyj-tihohod
            1. 0
              24 февраля 2021 09:05
              Штуку возможно возрадить на нынешнем техническом уровне
              Но вот попробуй возрадить тех отморозков
              1. 0
                24 февраля 2021 20:39
                Цитата: kytx
                тех отморозков

                В Сирии американцы возродили аналогичных. Их много ещё там осталось.. Турбовинтовые штурмовики были бы хорошим дополнением для Су-25 при свободной охоте на на тех отморозков.
                1. 0
                  25 февраля 2021 06:00
                  штука изначально ни разу не штурмовик а пикировщик с удивительной по своему времени точностью и неплохой нагрузкой
                  он даже такое характерное для штурмовика оружие как НАРы не применял

                  винтовые штурмовики хороши чтобы всяких повстанцев гонять
                  дело конечно тоже хорошее
                  но никто из этого сверхзадачу не делает потому что ее просто нет :)
                  и заказчик обычно не богат
                  а будущее штурмовой авиации сегодня за вертолетами по понятным причинам
                  и это не мое мнение
      5. +3
        21 февраля 2021 18:28
        Дед в детстве рассказывал про войну. До ужаса было страшно когда на тебя летит бомба и воет.Потом оказалось что немчура кидала пустую бочку изрешетив её из пулемёта.
      6. 0
        24 февраля 2021 13:07
        Фрицевские тоже выли, при пикировании во время бомбометания! belay soldier
    3. +4
      20 февраля 2021 22:06
      Впечатляет
    4. +1
      20 февраля 2021 22:42
      Нет там звука как у сирены.
      Всё зависит от того с какой скоростью приближается / удаляется источник звука. Такой эффект наблюдается когда самолёт приближается и частота звука увеличивается.
      При переходе на сверхзвук вообще хлопок будет.
      Если так рассуждать то сверхзвуковые самолёты летают с хлопками [ крыльев ) ].
      1. -4
        20 февраля 2021 23:55
        От сверхзвуковых взмахов крылами))
      2. +3
        21 февраля 2021 00:14
        Эффект Доплера.
    5. +1
      20 февраля 2021 23:10
      прям "звёздные войны" :)
    6. +2
      20 февраля 2021 23:16
      Цитата: Tarasios
      прям "звёздные войны" :)

    7. +2
      20 февраля 2021 23:22
      На форумах гуляет версия, что такой характерный звук Су-57 из-за радар - блокеров
    8. +8
      20 февраля 2021 23:42
      ну не знаю, по мне так кайф просто звучат))) заулыбало просто)))!!!
    9. +3
      20 февраля 2021 23:53
      Ах какой звук 1го этапа, а уж второйто оооооо
    10. Комментарий был удален.
    11. +2
      20 февраля 2021 23:59
      Цитата: SaLaR
      А кроме Покрышкина никто летал? Фраза Рус Иван обобщающая...если ты это не понял, то сними шапку...мозги проветрь... hi

      А Вы не обобщайте, а учите историю и повод для грубости исчезнет. Грубят обычно невежи, бо аргументов нема.
    12. +4
      21 февраля 2021 01:43
      Хороший звук. Нормально жути нагоняет.
    13. -1
      21 февраля 2021 01:46
      Цитата: Светлан
      Внимание, внимание, в небе Покрышкин". Ахтунг, ахтунг, Покрышкин ин дер люфт!

      Увы, это миф, придуманный журналистами
      1. +1
        21 февраля 2021 04:27
        Вовсе не миф, немцы слушали русских, русские слушали немцев. Покрышкина знали безусловно, как матёрого аса.
        1. 0
          25 февраля 2021 06:23
          ну что вы как дети спорите?
          ясен перец что немцы имели ввиду не лично Покрышкина, а его подразделение и если они в воздухе стоит ожидать проблем. а немцы были прекрасно информированы кто в данный момент перед ними на участке и с кем лучше не связываться.
    14. +2
      21 февраля 2021 02:26
      забздели рептилоиды!!! ..это только начало, дальше версия двигателей будет играть для рептилоидов похоронный марш "На Смерть Короля"
    15. +2
      21 февраля 2021 04:45
      Итальянский автор отмечает, что такого звука на новых версиях российских истребителей уже вряд ли можно будет услышать, так как АЛ-41Ф1 будут заменены на двигатели второго этапа (второй очереди).
      Посмотрим и послушаем...
    16. +1
      21 февраля 2021 07:50
      Надо чтобы они ещё писались и какались от этого звука. Хотя звук до них побольшей части и доходить не будет,просто яркая вспышка и "свет" потух.
    17. +2
      21 февраля 2021 08:20
      О чём-это!Ну и ...? А что нам с этого будет?Как жить теперь с этим знанием?
    18. +2
      21 февраля 2021 08:55
      На необычный звук я обратил внимание ещё когда первый раз увидел, причем целый месяц над головой тренировались су-35,казалось бы с тем же двигателем, но вот пролетающий ещё Т-50 имел совершенно иной звук
      1. +3
        21 февраля 2021 09:43
        Высокочастотный звук слышен при приближении самолета , его источником может быть первое лопаточное колесо компресора плюс влияние резонанса в воздухозаборнике
    19. 0
      21 февраля 2021 10:34
      Цитата: Object.F7
      Вовсе не миф, ........


      Тем более существовала другая версия: "Ла фюнф ин дер люфт."
    20. 0
      21 февраля 2021 11:20
      Видимо потому и бывший, что даже звука испугался. laughing
    21. 0
      21 февраля 2021 12:56
      издают «воющий звук», который не является характерным для других истребителей нового поколения
      Можно подумать, что остальные бесшумно летают. laughing
      1. +1
        21 февраля 2021 15:03
        чем ниже шумы, тем ниже потери, т.е. лучше работа конструкторов
    22. +1
      21 февраля 2021 13:35
      пролет Ту-22М3 зашлите ему пусть наслаждается
      1. 0
        1 марта 2021 20:27
        Да прикольно https://youtu.be/X8NxGCeFYXQ
    23. +2
      21 февраля 2021 23:08
      Действительно, звук песня для тех кто летал.
    24. -2
      22 февраля 2021 05:35
      Сразу видно- стелс...
    25. +2
      22 февраля 2021 12:58
      это они пока на "дозвуке" летают и слышно их приближение))) На сверхзвуке будет сначала тишина, а потом взрывы))))
    26. +1
      27 февраля 2021 01:44
      Что то не помню я такого звука у Су-57. Грохот помню, но в целом они звучали так же как и у Су-30 и Су-35. А этот звук больше похож на звук пассажирского Ту-154.

    «Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

    «Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»