Удастся ли заместить в России импортные композиты: успехи и проблемы «композитной» промышленности

90

Недавно российский вице-премьер Юрий Борисов, посетив особую экономическую зону «Алабуга», провел совещание, посвященное проблемам развития композитной промышленности. Высокопоставленный чиновник говорил, в том числе, и о необходимости создания линейки композитных материалов для российской авиации. В противном случае отставание нашей страны в целом ряде сегментов промышленности будет просто неизбежным.

Как известно, мировой рынок композитных материалов является одним из наиболее динамично развивающихся. Если в 2016 году его стоимостный эквивалент составлял более 82 млрд долларов, то к 2022 году составит уже более 115 млрд долларов по прогнозам экспертов. На заре композитной промышленности Советский Союз занимал третье место по производству такого рода материалов, а сейчас ситуация изменилась в худшую сторону: потребление композитных материалов на душу населения в России в несколько раз меньше, чем в ряде стран, которые в этом плане относят к развитым. Так что, повод задуматься есть, и в правительстве не зря обратили внимание на проблему состояния "композитной" промышленности.



Аристар из Переславля-Залесского: новый сверхпрочный материал


Тем не менее, есть и определенные подвижки. Так, в феврале 2021 года стало известно о создании композита нового поколения. Его разработали и создали сотрудники Научно-исследовательского института космических и авиационных материалов (НИИКАМ) в Переславле-Залесском Ярославской области.

Новый материал получил название «аристар». Его характеристики впечатляют: при собственной массе 2 грамма пластина шириной 5 мм способна выдерживать груз массой более 500 кг. Это намного выше, чем способность выдерживать груз стали или авиационного алюминия. Поэтому уже сейчас очевиден положительный эффект от использования такого материала в авиационной, космической, судостроительной, атомной промышленности, в противопожарных технологиях.

Как отметил генеральный директор НИИКАМ профессор Василий Аристов, работы над композитным материалом продолжались 7 лет. При этом в Японии уже 15 лет проводят опыты по созданию подобного материала, а американский материал, хоть и появился раньше российского, но значительно уступает ему по свойствам. Получается, что российские исследователи обошли американцев, пусть и за 7 лет. Новые российские композиты прочнее импортных, но главная проблема – таких материалов пока еще очень мало, и вопрос о том, удастся ли заместить импорт композитов полностью, всё ещё стоит очень остро.


Проблемы и шансы российской композитной промышленности


Головокружение от успехов всё же вряд ли уместно. Успехи – успехами, но есть и очень серьёзные препятствия к дальнейшему развитию отечественной "композитной" промышленности. Среди них – дефицит собственно российского сырья, отсутствие российского оборудования для производства композитов, конкуренция со стороны импортных материалов, кадровый дефицит узконаправленных специалистов, пробелы в нормативной документации.

Конечно, имеет место и финансовая проблема: даже такому стратегически важному направлению промышленности не хватает финансирования для развития новых проектов, проведения новых исследований. Министерство промышленности и торговли РФ выделяет субсидии на развитие композитного производства, существует «План мероприятий («дорожная карта») по развитию отрасли производства композитных материалов», утвержденный Правительством РФ еще в 2013 году.

Однако многое зависит от реального спроса со стороны тех отраслей, которые заинтересованы в более лёгких и прочных материалах, и здесь на руку отечественной композитной промышленности, как ни странно, сыграли санкции: после наложенных ограничений на поставки материалов из-за рубежа, пришлось искать собственные решения. И они были найдены: так, по сообщению вице-премьера Борисова, с 2019 года России удалось полностью заместить импорт компонентов для композитного крыла и хвостового оперения перспективного российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21-300. Используются российские композиты при производстве современных истребителей и БПЛА для нужд ВКС России. Отдельное направление их применения - отечественная космонавтика, которая без нового импульса для развития потеряет темп, ведь невозможно бесконечно эксплуатировать советское наследие, пусть оно и по-настоящему огромно в этом плане.

То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны.
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

90 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +7
    3 марта 2021 12:20
    То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны

    Надо не только МОГУ, надо ведь СДЕЛАТЬ, предоставить продукцию потребителю!
    Т.е. из категории фантазий, планов, перейти в процесс реализации тех планов ...
    Будем посмотреть и опять, надеяться, что всех, кого надо, запороли и уже едем.
    1. -1
      3 марта 2021 12:29
      Удастся ли заместить в России импортные композиты
      да легко! Было бы желание.
      1. +2
        3 марта 2021 13:00
        К желанию, ещё много чего и самое банальное, деньги!
        Сделать надо.
        1. avg
          +4
          3 марта 2021 16:12
          Цитата: rocket757
          К желанию, ещё много чего и самое банальное, деньги!
          Сделать надо

          Вернуть бы наших специалистов из Китая, которым там памятники при жизни ставят.
          1. +10
            3 марта 2021 17:47
            ДОМА надо нормальные условия жизни, работы создавать!!! Тогда, кто то может вернуться ...
          2. +1
            3 марта 2021 20:03
            И деньги там же...
            ""Объём вложений в гособлигации Поднебесной достиг 65 млрд долларов, что составляет 13,4% от общего объёма российских резервов. ""
            1. +2
              4 марта 2021 00:33
              В российские облигации вкладывать видимо стесняются .
      2. +7
        3 марта 2021 15:04
        На самом деле не легко даже при желании. Для этого надо целые свои почти уничтоженные отрасли восстановить. Даже в СССР не был полностью самодостаточен в плане электроники.
        1. +1
          3 марта 2021 17:53
          Цитата: Кронос
          Даже в СССР не был полностью самодостаточен в плане электроники.

          Наши кулибины могли, могли сделать что угодно ... НО, габариты, прожорливость и то, что зависело от специальных датчиков, например, было не айс!
          Было, было, собирали чемоданную ЭВМ ... это был не Macintosh.
    2. +16
      3 марта 2021 12:36
      Цитата: rocket757
      Т.е. из категории фантазий, планов, перейти в процесс реализации тех планов ...

      Да, действительно хотелось бы перейти от обещаний к реальным делам.
      1. +1
        3 марта 2021 14:31
        Хорошо, композитные материалы сделают отечественные, а как на счет импортной авионики для МС-21-300? Информации нет.
      2. +3
        3 марта 2021 17:55
        У нас НЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ примеров, перед глазами, есть и не мало!!! Хочется хороших эмоций и не от юмористов, а от более серьёзных
        , ответственных ребят.
        1. +2
          3 марта 2021 19:41
          Цитата: rocket757
          У нас НЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ примеров, перед глазами, есть и не мало!!! Хочется хороших эмоций и не от юмористов, а от более серьёзных
          , ответственных ребят.

          Где они, эти ОТВЕТСТВЕННЫЕ ребята ? Один батутчик чего стоит...
    3. +2
      3 марта 2021 12:39
      ОШИБКА!!! Хотел написать ЗАПРЯГЛИ! а получилось ... короче, смешно.
    4. +11
      3 марта 2021 18:19
      Цитата: rocket757
      Будем посмотреть и опять, надеяться, что всех, кого надо, запороли и уже едем.

      И кого это мы запороли?
      Постоянно встречаюсь с бодрейшими реляциями: и тут победили, и тут... А на деле выясняется, что рапортуют минетжеры, которые в деле ни уха, ни рыла и хочут денюжку из казны урвать. Вот хотя бы в этой статье, наверняка взятой из журналистско-минетжерской писанины:
      при собственной массе 2 грамма пластина шириной 5 мм способна выдерживать груз массой более 500 кг.

      О чем это говорит? А ровным счетом ни о чем. Потому что сечение образца неизвестно. Сколько он гигаспаскалей выдерживает? Этого сказать невозможно, а значит, и цена этой цифири - грош в базарный день. Но и это не всё.
      В 2020 году было произведено 58 тыс. тонн ПАН-волокна, из них 28 тыс. тонн ушло в текстильную промышленность. Из оставшихся 30 тыс. тонн можно в идеале произвести 10 тыс. тонн углеволокна - и не более. Но мощностей для производства мало. В СССР было Светлогорское химволокно - оно "уехало" в Белоруссию и нынче прозябает. Попытки наладить производство в Балаково кончились ничем. В Мытищах вроде бы что-то теплилось - но подробностей не знаю. Нужны производственные линии окисления и вытяжки, печи, нужны современные адгезивы, пропиточные смолы, линии для собственно композитов... Это сложнейшая кооперация производственников, огромная инженерная работа, колоссальные вложения - и ни одна частная компания на это не пойдет без гарантированных заказов. А без этого лабораторная возня ничем не кончится, кроме отчетов, которые забросят на пыльный шкаф. Тысячу раз это проходил...
      1. +2
        3 марта 2021 18:48
        Цитата: astepanov
        И кого это мы запороли?

        Специально указал/написал, что ОШИБКА ... выше посмотреть, прочитать не .....
        Фраза которая ставит вопрос, назвать бодрой реляцией ...
    5. SSR
      +5
      3 марта 2021 23:06
      Цитата: rocket757
      Надо не только МОГУ, надо ведь СДЕЛАТЬ, предоставить продукцию потребителю!
      Т.е. из категории фантазий, планов, перейти в процесс реализации тех планов ...

      Цитата: rocket757
      ДОМА надо нормальные условия жизни, работы создавать!!! Тогда, кто то может вернуться ...

      Вы не представляете, каким "балаболом" Вы выглядите для некоторых. Ваши слова про фантазии и прочую минутную бла, для многих из нас, упоротый труд. Проблемы с которыми... Это просто жесть.
      Тут есть камрады, лозунгаторы, строка лозунг и уря плюсы, есть и другие. Другие почти перестали писать тут, в частности про ВВС.
      Выдадут, 7 комплектов мало!!! И засоряют тему обсираловом, будучи не в теме.
      Есть кто пишут, но в кавычках, ибо не имеют права.
      В общем, некоторые ушли и ещё уйдут, на радость лозунгаторам.
      1. 0
        4 марта 2021 07:47
        Цитата: SSR
        Вы не представляете, каким "балаболом" Вы выглядите для некоторых.

        Балаболка как балаболка, обо всём и ни о чем, разве что историческая тема выпадает, интересная со всех точек зрения . Таков итог большинства не узко специализированных "площадок общения" ....
        Цитата: SSR
        для многих из нас, упоротый труд.

        где и куда вы там упоролись ... сами, сами, мы пойдём своим путём!
    6. +1
      4 марта 2021 00:12
      Цитата: rocket757
      То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны

      Надо не только МОГУ, надо ведь СДЕЛАТЬ, предоставить продукцию потребителю!
      Т.е. из категории фантазий, планов, перейти в процесс реализации тех планов ...
      Будем посмотреть и опять, надеяться, что всех, кого надо, запороли и уже едем.

      https://svpressa.ru/blogs/article/291370/
      1. 0
        4 марта 2021 07:29
        Можем хорохориться, можем делать вид — мы такие-сякие. Нам бы обеспечить обороноспособность России, орбитальную группировку развивать, хотя бы это удержать.
        Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев считает,

        Серьёзный человек, высказал своё мнение!
        Можем соглашаться, можем нет ... события идут своим чередом и ...
        а дальше не знаешь, что сказать!
        Не хочется верить, что будем плестись в хвосте за событий, но и причин опровергнуть, тоже особо не наблюдается.
  2. -6
    3 марта 2021 12:23
    Нахрена мне ваш МС-21 вместе с композитом.
    После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.
    1. +6
      3 марта 2021 12:52
      Цитата: prior
      После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.

      Думаете пора уже начинать интересоваться деревообработкой? Будьте оптимистом.
    2. +7
      3 марта 2021 13:26
      Цитата: prior
      Нахрена мне ваш МС-21 вместе с композитом.
      После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.

      Кроме вас в стране еще 147 миллионов есть, и многие из них захотят полетать. А вы можете просто порадоваться за них и за тех, кому получается "догнать и перегнать". А если вам и на это negative .... Зачем писать вообще?
    3. -4
      3 марта 2021 13:35
      Ты, нет, а правнуки, ссудя по твоей логике, летать будут на легенде ПО-2! И стаж дворника засунь куда-нибудь...в технике дуб-дубом...и стучи лбом о пень!
      1. +3
        3 марта 2021 18:23
        Полегче, милейший. Вы откуда взяли, что автор поста "в технике дуб-дубом"? Вы сами, надо полагать, гордо носите диплом доктора технических наук?
        1. -1
          3 марта 2021 21:21
          Что, за бездарь обиделись? Из-за таких," продвинутых", движения в науке, технике нет...
    4. SSR
      +2
      3 марта 2021 23:13
      Цитата: prior
      Нахрена мне ваш МС-21 вместе с композитом.
      После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.

      Вся страна для тебя одного живёт и трудится. Жаль что на Т-500 не покатался и в метро электричкой не порулил. На МКС как, норм? Тут то жизнь удалась?
      1. +3
        4 марта 2021 09:45
        Вам не понравился мой комментарий ?
        А это всего лишь крик души старого технаря.
        На панелях управления станцией "Мир" были отпечатки моих пальцев. А ваши?
        По поводу МС-21. Зачем проектировать самолёт под технологии которых нет ?
        А вообще жизнь удалась. Вчера вот перечислили Собянинскую доплату к пенсии, аж 1350 рублей. Вот сижу и думаю, куда бы слетать.
        1. +2
          4 марта 2021 14:31
          Зачем проектировать самолёт под технологии которых нет?
          Это как раз нормально. Проектируется новый самолёт, на новых технологиях. Дальше поставщики в указанные им сроки осваивают эти самые технологии и начинают поставлять детали самолёта.

          Другое дело, что поставщики не исполняют план, срывают сроки. Тот же МС-21 разрабатывается уже 10 лет.
          1. +1
            4 марта 2021 16:04
            "Проектируется новый самолёт, на новых технологиях."
            Ну тогда СУ-57 желательно вооружать не ракетами, а сразу лазерной пушкой.
            И пусть планер ждёт, когда эту самую пушку новые технологии сделают......
            Кстати, у американцев уже есть такой пример - Zumwalt.
            1. 0
              4 марта 2021 18:20
              Да, есть такой пример. Американцы отработают на Zumwalt новые технологии (оптическая и радио малозаметность, автоматизация управления кораблём, сокращение экипажа), а потом (лет через 5-10) применят эти технологии в массовом кораблестроении.

              Или те же самолёты. Если у Boeing самолеты из лёгких композитов, а у нас без композитов, с лишней массой, то кто купит наши самолёты? Никто их не купит, даже безотносительно санкций.

              Разумеется, новые технологии должны быть реализуемыми в обозримый срок. Т.е. безо всяких плазменных пушек, нейтронных бронесфер и аннигиляционных бомб.
        2. SSR
          0
          5 марта 2021 07:26
          Цитата: prior
          Вам не понравился мой комментарий ?
          А это всего лишь крик души старого технаря.

          Процесс идёт, трудно, тяжело, мат перематом, но идёт.
          Цитата: prior
          На панелях управления станцией "Мир" были отпечатки моих пальцев. А ваши?

          За последнее время "наследил" изрядно, потому и говорю.
          Цитата: prior
          Вчера вот перечислили Собянинскую доплату к пенсии, аж 1350 рублей.

          На это мне нечего сказать, просто вспоминаю как мой Бабулек в 90-е бутылки собирала, хотя на ТяжМаше с детства работала а пенсия....... Слов нет, все сбережения ещё обнулили.
  3. -12
    3 марта 2021 12:24
    Среди них – дефицит собственно российского сырья, отсутствие российского оборудования для производства композитов, конкуренция со стороны импортных материалов, кадровый дефицит узконаправленных специалистов, пробелы в нормативной документации.
    Это не важно. laughing Зато есть атомные ледоколы, станции, в космос летаем.. laughing "Война- фигня, главное-манёвры".. laughing Россия и так впереди всех.А композиты купим. laughing Обидно конечно такое положение.А с учетом развития демографии, создается впечатление, что и детей разучились делать.Когда захотим, правда.Так и с композитами.
  4. +1
    3 марта 2021 12:25
    То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны.

    Так это ещё нужно захотеть, а когда во главе авиастроительной промышленности стоят такие манагеры как Сердюков со товарищи, то хотеть там не кому.
  5. AML
    +6
    3 марта 2021 12:30
    Цитата: prior
    Нахрена мне ваш МС-21 вместе с композитом.
    После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.


    Ваше мнение очень важно для нас. Оставайтесь на линии....
    А хотя нет. Можете идти. Ваше отсутствие никто не заметит.
    1. +9
      3 марта 2021 12:44
      Вам пенсии тоже не избежать.
      И ещё неизвестно какая она будет и будет ли вообще.
      Ну, я пошел.
      1. +5
        3 марта 2021 12:48
        Цитата: prior
        Вам пенсии тоже не избежать.
        И ещё неизвестно какая она будет и будет ли вообще.
        Ну, я пошел.

        good drinks hi
  6. +3
    3 марта 2021 12:38
    Однако многое зависит от реального спроса со стороны тех отраслей, которые заинтересованы в более лёгких и прочных материалах
    Для этого надо, что бы линейка этих материалов, с различными свойствами не просто имелась, а имела возможность к производству.
    У нас выпускается не один МС-21 есть и еще "куча" проектов. В "отстоях" стоят сотни еще вполне нормальных самолетов, которые можно модернизировать и при применении композитов поднять их летные, эксплуатационные и коммерческие качества.
    Судостроительная промышленность , вполне может выпускать не только "композитные" тральщики, но и мирные корабли.
    1. +14
      3 марта 2021 12:45
      Вот про аристар, вообще, из статьи не понял - ширина полоски 5 ( длина, толщина?), масса 2 гр... Выдерживает 500кг... На разрыв? На деформацию?
      1. +7
        3 марта 2021 12:59
        Недавно российский вице-премьер Юрий Борисов, посетив особую экономическую зону «Алабуга», провел совещание, посвященное проблемам развития композитной промышленности. Высокопоставленный чиновник говорил, в том числе, и о необходимости создания линейки композитных материалов для российской авиации.

        Кто-нибудь расскажет, чем и каким образом эти явления (действия чиновника) могут способствовать созданию и развитию производства композитных материалов для российской авиации?
        Простите, но свести развитие экономики и промышленности к посещению мест нахождения чиновниками от власти различных рангов, это верх совершенства.
        fool Практически, так можно свести преступность в России на «нет» присвоив всем пресс-секретарям от МВД генеральские звания. Несколько дней назад шёл репортаж, в котором фотография Ирины Волк комментировала какое-то преступление...
        Ещё не вымерли советские учёные. Пусть поделятся опытом созидания с теми, кому в обязанности вменено развивать и создавать.
        1. -5
          3 марта 2021 13:36
          Цитата: ROSS 42
          Кто-нибудь расскажет, чем и каким образом эти явления (действия чиновника) могут способствовать созданию и развитию производства композитных материалов для российской авиации?

          В процессе посещения проводятся совещания, на которых ставятся некоторые задачи, обговаривается взаимодействие и координация смежных производств, в числе прочего и приоритетность финансирования.
          Цитата: ROSS 42
          Пусть поделятся опытом созидания с теми, кому в обязанности вменено развивать и создавать.

          Даже для организации передачи опыта необходимы некоторые управленческие решения. Ни одна система не работает без управленческого звена этой системы. И этом деле тоже бывает "лучше один раз увидеть, чем прочитать коробку отчетов". Какие-то вы удивительные вопросы задаете....
          1. +2
            3 марта 2021 15:13
            Цитата: Hagen
            Даже для организации передачи опыта необходимы некоторые управленческие решения.

            Юноша! Для передачи опыта работы важны профессионалы дела. Когда требовалось подготовить кабельщиков для монтажа муфт на кабеле из сшитого полиэтилена, то приезжал специалист и показывал электромонтёрам, как это делается на практике, а не рассказывал на кафедре, указывая на плакаты. После этого КАЖДЫЙ произвёл монтаж муфты...КАЖДЫЙ!!! Так и мы проходили практику монтажа ВЛ СИП (с опрессовкой гильз, предохранителей, монтажом зажимов и клиновых).
            А вы тут пытаетесь уверить нас, что какой-то выпускник от учреждения связи и заочник МГУ имеет опыт создания композитов...Что он создал лично, собственными руками? А в организаторах, как и в эффективных менеджерах мы отбоя не знаем.
            1. -7
              3 марта 2021 16:33
              Цитата: ROSS 42
              Для передачи опыта работы важны профессионалы дела

              Старичок! Ваша дремучесть безмерна. Объяснять вам что-либо бесполезно.... Учиться надо было раньше. Много раньше... Вы видать из тех, кто много-много плавает, но в капитаны не растет. laughing
              1. +3
                3 марта 2021 20:23
                Цитата: Hagen
                Ваша дремучесть безмерна.

                Зато ваша образованность берёт начало от тех, кто никогда не отвечает на неудобные вопросы. Вам задан вопрос:
                «Что он создал лично, собственными руками?»
                Вы тут пускаете слюни, доказывая мне какую-то правоту. Прежде чем руководить, надо изучить предмет руководства. А то собрались руководилы хреновы, всё водят и водят руками, а мы ждём от них обычных подвижек в деле.
                1. -5
                  3 марта 2021 20:28
                  Цитата: ROSS 42
                  мы ждём от них обычных подвижек в деле.

                  Учиться надо было своевременно, тогда бы не ждали. А с чего моя образованность начало берет вам не ведомо и не вам ее обсуждать.
                  Цитата: ROSS 42
                  Вам задан вопрос:
                  «Что он создал лично, собственными руками?»

                  Хотите знать, что он сделал? Ему и задавать надо. А вы даже в таком элементарном деле заблудились...
                  Цитата: ROSS 42
                  Вы тут пускаете слюни, доказывая мне какую-то правоту.

                  Вам доказывать ничего не собираюсь. Зачем это мне? Сами себя выставляете в смешном виде...
          2. +3
            3 марта 2021 19:46
            Цитата: Hagen
            В процессе посещения проводятся совещания, на которых ставятся некоторые задачи, обговаривается взаимодействие и координация смежных производств

            Уже 30 лет совещаются..
            Цитата: Hagen
            в числе прочего и приоритетность финансирования.

            А вот этот вопрос в приоритете и вызывает самое сильное воодушевление.
            1. -4
              3 марта 2021 20:23
              Цитата: Альф
              А вот этот вопрос в приоритете и вызывает самое сильное воодушевление.

              Вот и воодушевляйтесь. Только пока финансы по выработанному на совещании решению не "двинутся", никакому умному спецу командировку к кабельщикам не подпишут и не будет этих "муфт на кабеле из сшитого полиэтилена".
              Цитата: Альф
              Уже 30 лет совещаются..

              Совещаются с тех времен, когда додумались на охоту за мамонтом ходить в числе больше трех... Только при нынешней умственной деградации не до каждого "мыслителя" важность управленческих решений доходит. И пишут всякий бред, как рабочие работают и учат работать ИТР, а солдаты побеждают вопреки генералам. И слава Богу, если подобных под пенсию не двигают в кресло чем-то "порулить".
              1. +4
                3 марта 2021 20:40
                Цитата: Hagen
                Только пока финансы по выработанному на совещании решению не "двинутся", никакому умному спецу командировку к кабельщикам не подпишут

                Уже сколько миллиардов на все выделяли, а потом выяснялось, что до исполнителей ничего не доходило. И виноватых в исчезновении денег так и не находилось.
                В свое время одного ныне сдохшего президента спросили-А где деньги, выделенные шахтерам. А он просто ответил-А черт его знает..
                Цитата: Hagen
                важность управленческих решений доходит.

                А где результаты этих важных решений ?
                1. -6
                  3 марта 2021 20:57
                  Цитата: Альф
                  А где результаты этих важных решений ?

                  Перед вашими глазами... Или не видите? laughing
                  1. +4
                    3 марта 2021 20:58
                    Цитата: Hagen
                    Цитата: Альф
                    А где результаты этих важных решений ?

                    Перед вашими глазами... Или не видите? laughing

                    Трудно увидеть то, чего нет.
                    1. -5
                      3 марта 2021 20:59
                      Цитата: Альф
                      Трудно увидеть то, чего нет.

                      Как насчет офтальмолога? Не пора? laughing
                      1. +3
                        3 марта 2021 21:00
                        Цитата: Hagen
                        Цитата: Альф
                        Трудно увидеть то, чего нет.

                        Как насчет офтальмолога? Не пора? laughing

                        Сходите, сходите...
                      2. -5
                        3 марта 2021 22:22
                        Цитата: Альф
                        Сходите, сходите...

                        А мне не требуется. У меня все в норме..
                    2. +2
                      4 марта 2021 12:20
                      Цитата: Альф
                      Цитата: Hagen
                      Цитата: Альф
                      А где результаты этих важных решений ?

                      Перед вашими глазами... Или не видите? laughing

                      Трудно увидеть то, чего нет.

                      Я тоже с Вами согласен. Один СУ-57 видел, два ИЛ-76 видел, пару Армад видел, Бумеранг БТР не видел, активную защиту на бронетехнику не видел и много много чего не видел. Самое главное на таких совещаниях слово - коллеги. Коллеги, мы собрались чтобы решить кому отдать деньги и понеслось.
      2. +9
        3 марта 2021 13:02
        Цитата: Вождь краснокожих
        Вот про аристар, вообще, из статьи не понял - ширина полоски 5 ( длина, толщина?), масса 2 гр...

        Это они еще не всю новость то, они перепечатали. Там и вот такой вот чудо-материал изобрели
        материал «Аристид», который полезен для использования в авиационной, космической и других сферах. Он в 10 раз легче авиационного алюминия и способен выдерживать температуры до 1300 градусов, оставаясь устойчивым к возгоранию. Кроме того, он может выдержать выстрел из пистолета и постепенно регенерироваться.
      3. +4
        3 марта 2021 13:21
        hi
        Цитата: Вождь краснокожих
        вообще, из статьи не понял

        Зайдите на официальный сайт ООО «НИИКАМ», «Научно – исследовательский институт космических и авиационных материалов» Там есть интересные сведения о количестве заказанных композитов, о перспективах, некоторые данные по сравнению.
        https://www.niikam.ru/projects.html
        1. -4
          3 марта 2021 13:58
          Ну, тогда нужно было не подобие статьи писать, а ссылки колонкой - мол, уважаемые читатели, перейдя по ссылкам, вы найдете для себя очень много интересного. laughing
          1. +5
            3 марта 2021 14:23
            Цитата: Вождь краснокожих
            Ну, тогда нужно было не подобие статьи писать, а ссылки колонкой - мол, уважаемые читатели, перейдя по ссылкам, вы найдете для себя очень много интересного.

            Я надеюсь, что не стоит Вам объяснять правила "кухни"
      4. +3
        3 марта 2021 15:35
        Скорее всего на разрыв, на деформации и разрушение испытывают объёмные детали
    2. +2
      3 марта 2021 19:44
      Цитата: svp67
      В "отстоях" стоят сотни еще вполне нормальных самолетов, которые можно модернизировать и при применении композитов поднять их летные, эксплуатационные и коммерческие качества.
      Судостроительная промышленность , вполне может выпускать не только "композитные" тральщики, но и мирные корабли.

      Вадика237 забыли, с его убеждением-кому мы это продадим и в России вообще ничего выпускать не выгодно ? А вот такие вадики сейчас и рулят страной..
  7. +5
    3 марта 2021 12:50
    Россия может всё, в единичном экземпляре. А на массовое производство, у государства, денег нет. Поэтому массово, у нас, модернизируют советское наследие!За последние 20 лет, в России, только количество $-миллиардеров увеличилось (с 8 в 2000 г. до 110 в 2019 г.).
    1. -2
      3 марта 2021 12:57
      Цитата: сталевар
      Россия может всё, в единичном экземпляре. А на массовое производство, у государства, денег нет.

      Тут дело похоже не в деньгах. Мантуров на днях собрался производить композиты для самолетов наших в ОАЭ
    2. +4
      4 марта 2021 00:17
      Цитата: сталевар
      Россия может всё, в единичном экземпляре. А на массовое производство, у государства, денег нет. Поэтому массово, у нас, модернизируют советское наследие!За последние 20 лет, в России, только количество $-миллиардеров увеличилось (с 8 в 2000 г. до 110 в 2019 г.).

      Герой Герой России, летчик-испытатель Магомед Толбоев "Можем хорохориться, можем делать вид — мы такие-сякие. Нам бы обеспечить обороноспособность России, орбитальную группировку развивать, хотя бы это удержать. А в перспективах — полет на Марс, на Луну — все это сказки, обыкновенные сказки про белого бычка. Я в последнее время слушал пять представителей руководителей «Роскосмоса». И все они говорили одно и то же — «мы через три-четыре года, через пять лет…» Они свое дело сделали, деньги получили, отмыли и исчезли. А кто будет отвечать — никто? А у царя Ивана IV они бы ответили головами. Но у нас сейчас все хорошие, все добрые, все умные. А Россия стоит на мертвой точке. Хорошо хоть на минус не уходим".
  8. 0
    3 марта 2021 13:05
    Цитата: Вождь краснокожих
    Вот про аристар, вообще, из статьи не понял - ширина полоски 5 ( длина, толщина?), масса 2 гр... Выдерживает 500кг... На разрыв? На деформацию?

    коммерческая тайна понимаешь wassat
  9. AML
    +3
    3 марта 2021 13:10
    Цитата: prior
    Вам пенсии тоже не избежать.
    И ещё неизвестно какая она будет и будет ли вообще.
    Ну, я пошел.

    Ну вот вы вроде взрослый а фигню несете. Возьмите калькулятор и посчитайте пусть даже 1млрд долларов просто вкинуть в ПФ. Вы думаете дофига добавится всем работающим пенсионерам? дабы не тянуть кота за сфинктер - по итогу к пенсии около рубля.

    Ну а теперь обратная сторона. Народ на самолетах летает? Летает. Если вы противник отечественных, значит будут летать буржуйских - значит минус к вашей пенсии и плюс к их. Все ведь просто.
    1. +2
      4 марта 2021 12:25
      Цитата: AML
      Цитата: prior
      Вам пенсии тоже не избежать.
      И ещё неизвестно какая она будет и будет ли вообще.
      Ну, я пошел.

      Ну вот вы вроде взрослый а фигню несете. Возьмите калькулятор и посчитайте пусть даже 1млрд долларов просто вкинуть в ПФ. Вы думаете дофига добавится всем работающим пенсионерам? дабы не тянуть кота за сфинктер - по итогу к пенсии около рубля.

      Ну а теперь обратная сторона. Народ на самолетах летает? Летает. Если вы противник отечественных, значит будут летать буржуйских - значит минус к вашей пенсии и плюс к их. Все ведь просто.

      Это Вы посчитайте, через одну только Голландию вывели ........
      "За время действия соглашения между Россией и Нидерландами этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании, - отмечает Минфин. - В Нидерланды были выведены значительные ресурсы в виде выплат процентов и дивидендов. Так, в 2017 году объём таких выплат составил более 457 млрд рублей, в 2018 - более 412 млрд рублей, а в 2019 - более 339 млрд рублей"., Ура, есть ещё не освоенных деньги, даешь весь бюджет за границу.
  10. +4
    3 марта 2021 13:11
    То есть, можем, когда захотим, и шансы на замещение импортных композитов во многих сферах промышленности вполне реальны.
    Вот как раз в этом и заключается проблема - не хотят наши прозападные чинуши ничего развивать в стране, где они только "работают", а их семьи давно проживают на "благословенном" западе! Гораздо проще купить по одной цене, продать по завышенной и положить в карман разницу. Это происходит во всех отраслях импортозависимых производств. Заработок за короткий срок и весьма внушителен, в отличие от долгосрочных вложений, да на них и не заработаешь вовсе - для чего нужен посредник - нахлебник во взаимовыгодной работе производителя и потребителя!
  11. 0
    3 марта 2021 13:21
    очевиден положительный эффект от использования такого материала

    Очевиден - это то, что случилось.
    В данном случае - еще не случилось, материал не существует в препрегах и отсутствует в конструкциях.
    Пока нет серийно выпускаемых препрегов, не создать опытные конструкции и не получить методику их расчета.
    Ну не надо настолько преувеличивать.
    Это лабораторное достижение, но не достигшее (пока) даже стадии опытного производства.
    Очень много существует особопрочных материалов, которые не нашли широкого применения из-за невозможности массового производства и высокой цены.
    Подходящей будет фраза - преспективный материал, а эффект пока не наблюдается.

    Вот завод UMATEX (Росатом), который выпускает серийные препреги из углеволокна - это действительно достижение весьма значимое.

  12. +5
    3 марта 2021 13:42
    В России множество проблем носит в себе искусственный характер ! В СССР производили МБР в корпусах из углепластика ...но СССР "кончился",а завод , изготавливающий углеволокно стали губить ! Сейчас я,например, на 100% не уверен ,что его удалось отстоять ! Но какие-то предприятия,связанные с производством композитов ,обанкротили и закрыли ! "Западу" удалось создать в России "класс" компрадорской буржуазии,готовый легко "и мать,и родину продать",и охотно следовать указаниям
    этого "западного мира" !Следующее:финансы... С кого спросить,если правящий режим Ельцина,распродавая промышленность РСФСР, "запрашивал" с 1 рубля реальной стоимости копейку(а то и полкопейки...) ?Вот причины вопиющей нищеты в России того времени ! Вот откуда та "отрыжка" ,беспокоящая и поныне РФ !
  13. -1
    3 марта 2021 13:47
    Цитата: сталевар
    Россия может всё, в единичном экземпляре. А на массовое производство, у государства, денег нет. Поэтому массово, у нас, модернизируют советское наследие!За последние 20 лет, в России, только количество $-миллиардеров увеличилось (с 8 в 2000 г. до 110 в 2019 г.).




    Я называю это "левшизмом". Левша тоже 1 (одну) блоху
    подковал. А носились с ней (Государь и генерал Платов) по всему свету.
    Традиция, так сказать. Один Су, одна Армата, один Кузя, одни МС.
  14. Eug
    +1
    3 марта 2021 13:53
    Всю "химию" нужно поднимать - и топливную (с взрывчатыми веществами), ЛКИ, клеи, связующие и т.д. А для этого мало технологии разработать, нужно оборудование. И все это упирается в масштабы производства - именно в них (масштабах) "зарыта" себестоимость...
    1. +2
      4 марта 2021 00:23
      Цитата: Eug
      Всю "химию" нужно поднимать - и топливную (с взрывчатыми веществами), ЛКИ, клеи, связующие и т.д. А для этого мало технологии разработать, нужно оборудование. И все это упирается в масштабы производства - именно в них (масштабах) "зарыта" себестоимость...

      А кто будет поднимать - олигархи или бессменные руководители. Им надо о яхтах подумать- у кого больше, о виноградниках, как удобнее деньгами управиться. А когда ничего не украсть, а надо что-то организовать - оно им надо!
  15. -2
    3 марта 2021 14:13
    Конечно, ВВП скажет и сделают. У нас все так.
  16. +2
    3 марта 2021 15:15
    Чубайса - на композиты hi
  17. +2
    3 марта 2021 15:58
    Цитата: prior
    После 45 лет трудового стажа мне на нём никогда не летать.

    Умирать собрался, а рожь сей...
  18. +2
    3 марта 2021 19:39
    дефицит собственно российского сырья, отсутствие российского оборудования для производства композитов, конкуренция со стороны импортных материалов, кадровый дефицит узконаправленных специалистов, пробелы в нормативной документации.

    Нескромный вопрос-а кто допустил такое положение дел ? Кто допустил, что "нефть продадим и все купим" ? Лица-то в верхах одни и те же...
  19. -2
    4 марта 2021 00:04
    прочитал статью - будто бы из советской прессы семидесятых. Догоним и перегоним у нас всё уникальное и не имеющее аналогов.
  20. +1
    4 марта 2021 05:18
    Цитата: 123456789
    Чубайса - на композиты

    Из него только компост получится wassat
  21. 0
    4 марта 2021 10:10
    Фигово представляется "2 грамма пластина шириной 5 мм способна выдерживать груз массой более 500 кг." Мы можем только 5 мм сделать или есть чтото реальное?

    СуперМатериалов по 1-5 мм в мире дофига, ролики в инете встречаются часто.
    Цена вопроса? Цена производства? Возможно ли производство объемов?

    Например, стеклянные Батавские слёзки известны давно, якобы выдерживают пулю, но нифига из них ничего не делают....
  22. -2
    4 марта 2021 10:59
    Полоска композитного материала "Аристар-Е" шириной 10 мм и толщиной 5 мм с удельным весом 2 г/куб.см выдерживает нагрузку на растяжение в 625 кгс



    P.S. Не желающие летать на МС-21 могут ползти на кладбище.
  23. 0
    4 марта 2021 12:07
    Ну да, чтобы не никелем и нефтью с газом были сильны...
  24. 0
    4 марта 2021 12:14
    Проблема та же - изобрели, создали, а запустить не можем, финансы, узкие специалисты и т.д.
    1. +1
      4 марта 2021 14:58
      Цитата: Alexey-74
      Проблема та же - изобрели, создали, а запустить не можем, финансы, узкие специалисты и т.д.

      Если бы на освоение новых месторождений нефти или газа, то деньги нашлись бы моментально. А если на такое нужное дело премьер не может найти деньги, значит это - вредительство
  25. +1
    4 марта 2021 14:47
    = существует «План мероприятий («дорожная карта») =
    К чему тут слова в скобках? Простому человеку знающему русский язык, даже разговорный, понятно слово "план" и понятно слово "мероприятия" и понятно словосочетание "план мероприятий". Этот же человек читая "дорожная" задастся вопросом - о какой дороге идет речь? О проселочной, автомагистрали, железной дороге? "Карта" какая? Игральная, географическая или еще какая? "Дорожная карта"- неточное определение того, что имеется в виду. Зачем оно?
    1. +2
      4 марта 2021 16:56
      Цитата: красноярск
      Зачем оно?

      Что бы никто не смог понять, что было сказано и что подразумевалось.
  26. 0
    5 марта 2021 13:07
    Пока не сделают композитным язык не будет согласованности в словах и делах.
  27. 0
    6 марта 2021 00:32
    Цитата: Стирбьорн
    Цитата: сталевар
    Россия может всё, в единичном экземпляре. А на массовое производство, у государства, денег нет.

    Тут дело похоже не в деньгах. Мантуров на днях собрался производить композиты для самолетов наших в ОАЭ

    Правильно!
    И есть у кого учиться, и назвать это дело импортозамещением.
    Главное правильные ярлыки
    приклеить:
    "Как стало известно “Ъ”, в уголовном деле о предполагаемых махинациях на 6,7 млрд руб. при поставках в вооруженные силы России радиостанций Р-187-П1 «Азарт» изменился не только следственный орган, но и направление расследования."

    https://www.kommersant.ru/doc/4712794
  28. +1
    6 марта 2021 07:03
    Заместить импорт?..., да вполне возможно, но не исполнимо при современном режиме. Вопрос импортозамещения -- вопрос политический, Кремль при всех своих намерениях просто не допустит такого..., процесс импортозамещения будет всячески поощряться на словах, но реального импортозамещения -не допустят....здесь ключевое слово -- процесс...
  29. 0
    6 марта 2021 08:07
    Цитата: prior
    Вам не понравился мой комментарий ?
    А это всего лишь крик души старого технаря.
    На панелях управления станцией "Мир" были отпечатки моих пальцев. А ваши?
    По поводу МС-21. Зачем проектировать самолёт под технологии которых нет ?
    А вообще жизнь удалась. Вчера вот перечислили Собянинскую доплату к пенсии, аж 1350 рублей. Вот сижу и думаю, куда бы слетать.


    Вам хоть что-то от Собянина перепало. а у нас на Урале тишина и покой. Только народ уходит от вируса.

    хожу в лес с палками, сделанными из композитов. Уже сколько лет прошло, кружки из тефлона отпали, а палкам хоть бы хны. Не болейте и всех благ...
  30. +1
    7 марта 2021 19:28
    Мы стали настолько богатые,что у нас врачи,инженеры и другие специалисты работаю в сетевых магазинах.Сегодня в местной газете появилось видео о заброшенном заводе,площадь которого 55 гектаров.Ищут инвесторов,чтобы осуществить застройку жилыми домами и скверами.Все это неплохо.Но застройка не должна быть самоцелью.Построят,а люди будут искать работу на стороне.Унас строят в основном большие предприятия,и совсем не обращают внимание на предприятия комлектующего направления.А большое предприятие,он и жнец,и кузнец..Я как то открыл паспорт заграничного обрабатывающего центра.Я насчитал 30 предприятий,которые поставляют комлектующие на финишный завод.Это и занятость,это и качество.Не всякое предприятие может выдержать конкуренцию.

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев Лев; Пономарев Илья; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; Михаил Касьянов; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»