Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»

Основное назначение АПР «Орел-М» - поражение и уничтожение подлодок различных классов, имеющих скорость хода до 70 км/ч на глубине до 0.8 километров, и кораблей противника в любой точке мирового океана при волнении моря до шести баллов. Применение ракеты возможно на глубинах не менее 60 метров. АПР-3/3М может успешно поразить многоцелевую атомную ракетную подлодку. Примененные решения в создании ракеты позволяют использовать ее для поражения новейших видов надводных/подводных кораблей.

Проектированием и разработкой новой противолодочной ракеты для вооружения авиационных машин занимался НИИПГМ, немного позднее ставший ЦНИИ «Гидроприбор», а сейчас ОАО «Регион». Все работы велись с 1969 года, параллельно велась разработка «предыдущей» версии АПР «Ястреб» (АПР-2). Основная особенность – установка турбоводометного двигателя. Созданием двигателя для ракеты отдельно занималось конструкторское бюро завода «Сатурн».

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»



Из-за высокой сложности реализации требуемых характеристик, обеспечения безотказной работы, миниатюризации элементной базы бортовых систем и оборудования срок сдачи проекта постоянно переносился. Самый последний вариант противолодочной авиационной ракеты «Орел-М» был готов в 1990 году. На вооружение АПР поступает под названием АПР-3 (1990-1991 гг). На экспорт готовили ракеты под названием АПР-3Э. Следующим шагом была модернизация ракеты - АПР-3М (соответственно на экспорт - АПР-3МЭ).

Основное отличие АПР-3 от АПР-2 - наличие более эффективного двигателя. Модификация АПР-3М имеет следующие улучшенные решения по сравнению с АПР-3:
- массо-габаритные характеристики уменьшены;
- дальность действия увеличилась за счет улучшений в двигательной установке;
- увеличился боевой радиус системы самонаведения;
- улучшены основные характеристики ракеты – точность, реагирование, помехозащищенность, надежность работы;
- увеличили рабочие глубины;

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»


Модернизированная ракета имеет бортовую интегрированную систему управления и бесплатформенную навигационную инерциальную систему, построенную на современных элементах. Это расширило возможности применения АПР-3М с самолетов и вертолетов морской авиации. Конструкторы упростили обслуживание ракеты в мирное и военное время.

Носители ракет АПР-3/3М:
- противолодочный самолет Ту-142МЭ;
- противолодочный самолет И-38;
- противолодочный вертолет Ка-28;
- противолодочный вертолет Ми-14;
(Применение АПР-3/3М возможно в режиме полета и в режиме «висения», используются первичные данные целеуказания.)
- надводные корабли ПЛО;
-многоцелевые подводные корабли.

С надводных/подводных кораблей ракеты применяются как самонаводящаяся БЧ морского ракетного комплекса «Калибр». АПР-СБЧ стартует с комплекса «Калибр» как ракета 91РТЭ2/91РЭ. В воздухе или воде происходит отделение самонаводящейся боевой части (АПР), и далее она работает как самостоятельная противолодочная ракета. АПР-3М используется в комплексах "Калибр"-НКЭ (надводный корабль) и "Калибр"-ПЛЭ (подводный корабль). За рубежом противолодочная авиационная ракета АПР-3Э используется в военно-морских силах КНР.

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»


Принцип работы АПР-3/3М
Принцип действия остался неизменным для советских противолодочных авиационных ракет – поиск и сканирование цели происходит при спиральном движении ракеты вниз за счет естественной гравитации. При обнаружении цели включается двигатель, и ракета набирает ход для поражения обнаруженной цели.

При поступлении данных на противолодочную авиационную машину или при самостоятельном обнаружении цели носитель и ракету подготавливают к выполнению боевой задачи. Носитель следует курсом на цель, в АПР вводятся первичные данные обнаружения цели и режима полета. Далее ракету переводят на бортовое питание, и она самоподготавливается к боевому применению. При готовности ракета подает сигнал готовности и происходит отделение ракеты от носителя. В полете АПР стабилизируется по крену, далее на заданной высоте открывается тормозной парашют. При приводнении от ракеты отделяется тормозной отсек и защитный обтекатель. В воду АПР входит под дифферентным углом около 15 градусов, стабилизируется по первичным данным обнаружения по крену и курсу. Достигнув глубины 20 метров, снимаются предохранители и взрывное устройство приводится в полную боевую готовность. При достижении предельной глубины (порядка 200 метров) без успешного обнаружения цели включается двигатель, который выводит ракеты на повторный поиск цели. При невозможности дальнейшей работы двигателя на ракете включается устройство самоликвидации.

Конструкция
АПР-3/3М состоит из отсеков, в которых размещено оборудование, механизмы и ВВ. Между собой отсеки соединяются клиноцанговыми соединениями. Носовая часть состоит из обтекателя и носового отсека. Обтекатель служит для защиты антенн носового отсека при приводнении. Носовой отсек несет в себе СОП. Система состоит из акустической головки и блока системы наведения. Головка – плоская многоэлементная приемо-передающая антенная решетка с объединением гидрофонов по группам для создания приемо-передающих каналов. Направленность передачи (излучения) и обзорный сектор приема зависят от вводимых условий работы и первичных данных. Так же в головке установили блок неконтактного акустического датчика со своими гидрофонами, который является частью подрывного устройства АПР. Блок системы наведения – автоматическое устройство, формирующее излучаемые данные и обрабатывающее принятые сигналы. Боевая часть состоит из боевого заряда, предохранительного механизма и ВУ, которое подрывает боевой заряд по команде от контактного и бесконтактного акустического датчика. Центральная часть несет в себе приборы и блоки системы управления, бортовые устройства автоматики, электропитание и соединительный кабель, предназначенный для связи АПР с носителем (до боевого применения). Двигательный отсек вместил в себя газогенератор, заряд твердого топлива, турбонасос движителя. На отсеке выполнены крепления, за которые ракета подвешивается к носителю. Следом идет приборный кормовой отсек с блоками автоматики и приводами рулей. На отсеке выполнены стабилизаторы с рулями. К приборному кормовому отсеку за фланец крепится тормозной отсек. Он состоит из парашюта и устройств ввода/отсоединения отсека.

Оборудование
Основа АПР-3/3М – ГА СОП (гидроакустическая система пеленгования и обнаружения) и 2-х режимный турбоводометный двигатель.

ГА СОП АПР-3/3М первая использовала корреляционные пространственно-временные методы по обработке принятых сигналов и специальные зондирующие излучения с частотной азимутальной модуляцией. Использование данного метода излучения привело к расширению спектра реверберации и спектр излучения цели (подлодки) сузился. А используемый метод обработки сигналов надежно отстраивается от различных реверберационных помех. Это существенно повышает помехоустойчивость и защиту АПР от возможного противодействия. Остальные возможности ГА СОП:
- стробирование обнаруженных объектов по дальности;
- стробирование обнаруженных объектов по углам в двух плоскостях;
- плавающий цикл излучения;
- изменение излучения в зависимости от расстояния.

В АПР-3/3М впервые использовали для наведения адаптивный угол упреждения. При захвате цели происходит процесс наведения и автоматически определяется угол упреждения. При сближении ракеты с целью угол постоянно корректируется. Корректировка угла происходит в вертикальной и горизонтальной плоскости и осуществляется разворотом оси диаграмм направленности головки. Такой метод сделал возможным попадание ракеты к центру поражаемого объекта. То есть попадание ракеты происходит в прочный корпус, что гарантирует большую вероятность поражения/уничтожения цели. У АПР-3 попадание равно 50 процентам, у модернизированной АПР-3М - 60 процентам.

Двигатель работает на твердом высококалорийном гидрореагирующем топливе с изменяемой тягой. Не имеет аналогов и конкурентов. Максимальное время отработки двигателя - 113 секунд. Для снижения влияния работы двигателя на работу ГА СОП корпус АПР выполнен из шумопоглощающего материала. Электропитание ракеты идет от батареи ампульного типа. В ней также впервые использовали работу молекулярного накопителя. Накопитель позволил добиться семиразового превосходства над стандартными ампульными батареями.

Комплектация АПР-3/3М:
- СТП-3 – комплекс оборудования. Включает в себя стационарную техпозицию и станцию автоконтроля АКМПС-3.2;
- ЗиП – запасные части и блоки;
- документация и пособия. Возможна поставка учебно-разрезной ракеты АПР-3Р и комплексного имитатора.

Противолодочная авиационная ракета АПР-3/3М «Орёл-М»


Модификации ракеты:
- АПР-3 - базовая модель принята на вооружение в 1990-1991 гг;
- АПР-3Э - экспортный вариант, разработан в 1992 году;
- АПР-3М – модернизированная ракета;
- АПР-3МЭ – экспортный вариант модернизированной АПР-3М;
- АПР-3ЭУД – учебно-действующий вариант АПР-3М. Поставляется при экспорте АПР-3МЭ;
- АПР-3Р – учебный макет для поставки заказчику.

Основные характеристики:
- длина – 3.68 метра;
- калибр – 350 мм;
- оперение - 500 мм;
- полный вес - 525±25 килограмм;
- вес боевой фугасной части – 75±1 (возможно 100±3) килограмм;
- скоростные режимы 65/100 узлов (115/180 км/ч);
- скоростные характеристики цели – 43 узла (80км/ч);
- время поражения после захвата цели - не более 2 минут;
- боевой радиус реагирования поиск/атака – 2 000/1200 метров;
- вероятность уничтожения/поражения цели – до 0.9.

Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-474.html
http://www.airwar.ru/weapon/at/apr-3.html
http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/apr3/apr3.shtml
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 8
  1. maxiv1979 1 сентября 2012 09:07
    напрягает элементная база немного, надежна конечно, но ... электроника не стоит на месте. То, что наши двигателисты по ракетам лучшие в мире, не вызывает сомнения, а вот аппаратная часть. Уж больно наши спутники мало летают , супротив западных, нехорошая аналогия, собирают то теже и тамже(или рядом)
    maxiv1979
    1. вард 1 сентября 2012 09:23
      Не скажи... на всякого мудреца довольно простоты... и кстати наш Ситроникс сейчас делает электронные элементы не уступающие аналогам... другой вопрос, в случае со спутниками, что китайские дешевле... плюс...и параметры изделия позволяют использование его фронтовой авиацией.... вспоминается война во Вьетнаме... когда торпеда сброшенная с АН-2 потопила эсминец... а Ан-2 у нас что то около тысячи... статье плюс...
      1. gregor6549 1 сентября 2012 10:08
        Насчет того, что на каждого мудреца довольно никто не спорит, даже во МХАТе Но вот заявлять о том российские мудрецы самые самые тоже надо с осторожностью. По каким то типам двигателей они в свое время и в самом деле добивались первенства, например по двигателям для тяжелых ракет типа Протон и т д, но по каким то были впереди планеты всей, ...но только если бежать в обратную сторону. Ну а развал ВПК эту проблему только усугубил, т..к Запад в это время на месте не стоял и не сидел.
        С элементной базой ситуация была еще хуже. Например на Минском ПО Интеграл в эпоху расцвета застоя в брак уходило до 70% готовых микросхем и транзисторов. Т.е. в части идей и опытных образцов дела шли более менее нормально, но как только начинался их серийный или массовый выпуск на заводах, так вся "красота" и кончалась. Доходило до того, что представителей заказчика, которые не хотели принимать "очень высококачественную" продукцию, т.е. туфту, насиловали в самой извращенной форме через их начальство в Москве, чтобы только не срывать план какого нибудь "знаменитового" НПО и не лишать премии его руководство.
        И это касалось практически всего, что выпускалось ВПК. несмотря на то, что некоторые предприятия ВПК оснащались самыми современными станками и технологическими линиями закупленными за "капусту" у Японии, Англии и прочих "забугорных друзей".
        1. вард 1 сентября 2012 10:38
          Продолжая в том же духе... горе от ума.. в 70 е... в Зеленограде привезли печь для варки кремния... ну не получается каменный цветок... хоть тресни... как то достали девочку с... точно не скажу... но глаза узкие... так она не умея читать и писать давала практически без брака... и всего то надо было по инструкции... так кто же у нас её читает... другой пример на Вазе надо изменить скорость конвейера... пригласили за большие деньги спецов... уезжая они показали что в инструкции на второй странице это подробно описано... а по поводу насилия... тогда существовал институт военпредов... которые были большие спецы в этом вопросе...
          1. viruskvartirus 2 сентября 2012 08:09
            Это вы о получении кремния высокой чистоты? Так процесс обогащения урана не менее сложен...так что я сомневаюсь с этим не могли справиться ...вот само производство процессоров будет посложнее http://itc.ua/articles/proizvodstvo_processorov_v_kartinkah_41859/
            и вот еще "Сейчас можно уже с уверенностью говорить, что техно процесс 180-90 нанометров полностью освоен. Российские микрочипы с топологией 180-нм поставляются на многие производства России и других стран. Особо хочется заметить крупную сделку с Китаем. В том году они купили у нас 10 млн микрочипов(микросхем) для карт доступа с завода «Микрон». Отечественные RFID-чипы могут поспорить с китайскими по соотношению «цена-качество», уверен производитель. Входящий в концерн «Ситроникс» завод «Микрон» делает поставки в Китай RFID-чипов, выпущенных по 180-нм технологии на 200-мм пластинах." http://4pda.ru/2011/12/31/51371/
        2. viruskvartirus 2 сентября 2012 07:59
          Картинки вы рисуете...а скажите много ли сейчас кто делает двигатели для ракет...и если уж говорить о тяжелых ракетах то тем более и вот вам чтоб не быть голословным "РД-180 — жидкостный ракетный двигатель закрытого цикла с дожиганием окислительного генераторного газа после турбины, оснащен двумя камерами сгорания и двумя соплами. Был разработан в КБ «Энергомаш» на основе двигателя РД-170. Топливо — керосин, окислитель — жидкий кислород. Считается одним из лучших и надежных двигателей в мире. Стоимость одного двигателя по состоянию на 2010 год составляет $9 млн.
          РД-180 был создан в середине 90-х годов. В 1996 году право на использование двигателя приобрела компания General Dynamics. Впервые был использован в 2000 году в качестве первой ступени ракеты-носителя «Атлас IIA-R» — модификации ракеты «Атлас IIA». Буква «R» в названии ракеты указывает на использование двигателя российского производства (англ. Russian). В дальнейшем ракета была переименована в «Атлас III». После первого запуска была проведена дополнительная работа по сертификации двигателя с целью его использования на универсальном ракетном модуле (англ. Common Booster Core) основной ступени ракеты «Атлас-5»." И работы продолжаются по РД-191 закончены а по РД-0146 будут летные испытания...и о будущем уже давно разработан и испытан ЯРД РД-0410..
      2. APASUS 2 сентября 2012 21:10
        Цитата: вард
        и кстати наш Ситроникс сейчас делает электронные элементы не уступающие аналогам... другой вопрос, в случае со спутниками, что китайские дешевле...

        Существует такое понятие как национальная безопасность и ни один Китай ,не продаст вам диода ,в случае действительно приличного военного конфликта.
    2. viruskvartirus 1 сентября 2012 23:10
      А что элементная база ? Вот это перечитайте http://www.waronline.org/forum/viewtopic.phpprintertopic=1&t=21122&postdays=0&p
      ostorder=asc&&start=100
  2. Romeohihnic 8 октября 2012 19:23
    Такой метод сделал возможным попадание ракеты к центру поражаемого объекта. То есть попадание ракеты происходит в прочный корпус, что гарантирует большую вероятность поражения/уничтожения цели. У АПР-3 попадание равно 50%, у модернизированной АПР-3М – 60%.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня