Military Review

Aviation homing missile SNARS-250 (USSR)

0
The postwar period was marked by a rapid growth in the development of weapons and equipment. At the same time, the development of reactive solutions, which have been applied in all areas of the civil and military sphere, is underway. However, one should not forget that designers, engineers and specialists of scientific research institutes and design bureaus “blindly” developed new solutions - they were the first.

The development of ammunition began as a research project. SNARS was positioned as a missile / air-to-air missile. The work was carried out according to the resolution of the Council of Ministers of the Soviet Union No. 1175-400 from 14.04.1948 in the design office of the plant No. 293 (in our time, ICB Molniya), the work manager M. Bisnovat. The deadline for the draft design is scheduled for autumn 1948 of the year. However, due to the novelty and complexity of development, the deadline was not met. Until the end of the year, there were problems with the project documentation and the rest of the project participants - SRI-85 and Plant No. 40. The finished integrated technical project was ready for the spring 1949 of the year. Begin aerodynamic testing of models of SNARS in different layouts and air tests of models of "product 12 and 14". Samples of automatic rockets are created under the name “20 object” with the installation of aircraft equipment. Completed work on the synthesis of design documentation.

According to the technical specification, the weight of the projectile should not exceed 300 kilogram, the explosive weight of the warhead - no more than 20 kilogram. Estimated speed on 10 kilometers - about 400 m / s, high-altitude ceiling - up to 15 kilometers. The maneuverability of the homing projectile must be ensured at the level of existing fighters. The probability of hitting the target - at the level of 75 percent direct hits. The launch range is 5 kilometers (while providing a projectile with a thermal head for enemy jet aircraft). For conventional aircraft, the projectile, provided with a radar head, had an 3 kilometer range (GOS capture range).

Aviation homing missile SNARS-250 (USSR)


The ammunition received an aerodynamic "duck" scheme with diamond-shaped wings and trapezoidal rudders. At first, SNARS-250 received the name of the product I-64, the flying model was known as the product 9. Models equipped with liquid-propellant rocket engines, known under the product names 12 and 14, were created to determine the shape of the tail and wing.

Projectile homing was developed almost from scratch, ready-made solutions in this area did not exist at that time. Work on the creation of a semi-active radar-type seeker has been entrusted to the SRI-17 MAP. The heat head was commissioned by the 2 SCR (CCB-393). By the way, according to the thermal head, ready-made developments were already in place - it was created for a self-guided type Crab aerial bomb. Autopilot commissioned to create a specialist plant 118. Solid-fuel rocket engine was commissioned to create specialists 81 plant.

The work performed and experimental developments were recognized as successful. December 4.12.1950, XNUMX was given the go-ahead for the transition to experimental and design work. The caliber of the homing projectile "air-to-air" as adopted in aviationclosely related to the weight of the ammunition. Two such ammunition for the MiG-15 almost completely correspond to the payload.

But at the preliminary stage of development, it becomes clear to designers that the weight of the homing projectile will exceed the required one. This immediately called into question the use of ammunition on the most common Soviet fighter aircraft, despite the fact that it was still necessary to install an airborne radar aboard an interceptor fighter. As a carrier aircraft, they chose a Tu-2 capable of taking on a large payload.



In 1951, 10 was scheduled to launch homing missiles with radar and thermal heads. From 1952, factory tests of 3 batches, the total number of 60 ammunition, were scheduled. It was planned to increase the maximum range of the radar-type seeker to 5 kilometers, the thermal heads were left at the level of the required characteristics. Ammunition speed should have been increased to 500 m / s. The main carriers planned new 2-x motor interceptors I-320 and La-200.

In the 1951 year, 20 ammunition with different types of GPS was ready, but there were no launches from carriers this year - the GPS and autopilot were not fully tested. Two Tu-2 aircraft began flying with suspended ammunition on hangers. Mainly they worked out on-board equipment and telemetry, which was placed on balloons like VAZ-1.



In May, 1952 began autonomous ammunition launches. Of the four launches, half went well.

August 1952 of the year. Starts SNARS with thermal seeker "0-3". The ammunition was launched to target in the direction of the Moon, but only one (first) of the 6 ammunition successfully went in the direction of the “target”. Were identified deficiencies of thermal seeker on the angle of capture, rudder and pitch. September 1952 of the year, ammunition starts with a radar seeker called "Strike". Of all the launches, only one was recognized as successful - the target was at a distance of 4.5 kilometer, and SNARS successfully aimed at the target and passed to 11 meters from it (the specified triggering radius of the proximity-type fuse was equal to 25 meters). Again the same flaws came to light - the rudders of the pitch and the course were constantly wedged. Flight tests are interrupted to refine the equipment and aggregates of the SNARS.

At 1952, the radio-fuse and on-board battery were not modified. The main culprit, which led to jamming of the rudders, became the autopilot AP-27. Affected by a small amount of autonomous test data ammunition. In addition, the developer (293 plant) clearly did not have time to work in two directions - on SNARS-250 and Storm. There was a significant shortage of specialists at the plant, especially in the areas of autopilot, control systems, radar and IR equipment. The plant tried to increase the number of specialists and requested fifty young specialists in 1951, but received only a dozen people. In 1952, the intensity of work was reduced by prioritizing the work of KB-1 — work was required on the anti-aircraft Berkut and the aviation G-300 (one of the heads of KB-1 was Beria’s son).

In 1953, eight launches of converted SNARS-250 munitions were scheduled. However, the 19.02.1953 of the year team of specialists under the leadership of Bisnovata, as CBs are eliminated and transferred to KB-1. But after a few months (the death of I.Stalin), KB-1 also falls under the reformatting. Work is underway on the restoration of the design bureau under the leadership of Bisnovat and the restoration of work on CHAP-250. However, time was lost and SNARS in technical characteristics becomes "obsolete". In addition, La-200 and I-320 were never.
In 1953, work began on the development of K-15, which was superior in performance to both SNARS and its carriers. In 1954, work began on the development of K-6 / 7 / 8 aircraft missiles for various fighters of the Soviet Union.

Specialists headed by M. Bisnovat were organized into a new OKB - OKB-4 and began to engage in new tasks. Work on SNARS-250 no longer conducted by anyone.

Key Features:
- Length - 4.2 meters;
- diameter - 32 centimeter;
- wing - 1.5 meter;
- engine - solid propellant rocket motor, thrust 1220 kilogram;
- engine operation - 9 seconds;


Information sources:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-2.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/snars-250.html
http://www.missiles.ru/k8.htm
Author:
Add a comment
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must sign in.

Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)

Послевоенное время ознаменовалось стремительным ростом разработок вооружения и техники. В это же время происходит развитие реактивных решений, которые стали применять во всех область гражданской и военной сферы. Однако не стоит забывать, что конструкторы, инженеры и специалисты НИИ и КБ «вслепую» разрабатывали новые решения – они были первыми.

Разработка боеприпаса началась как научно-исследовательская работа. СНАРС позиционировался как реактивный снаряд/ракета «воздух-воздух». Работы проводились согласно постановлению Совета Министров Советского Союза № 1175-400 от 14.04.1948 года в конструкторском бюро завода № 293(в наше время МКБ «Молния»), руководитель работ М.Бисноват. Срок сдачи эскизного проекта назначают на осень 1948 года. Однако вследствие новизны и сложности разработки срок сдачи соблюден не был. До конца года были проблемы с проектной документацией и у остальных участников проекта – НИИ-85 и завод № 40. Готовый комплексный техпроект был готов к весне 1949 года. Начинаются аэродинамические испытания моделей СНАРС в разных компоновках и воздушные испытания моделей «изделия 12 и 14». Создаются образцы ракет с автоматическим управлением под названием «объект 20» с установкой бортоборудования. Завершаются работы по обобщению конструкторской документации.

Согласно техзаданию, вес снаряда не должен превышать 300 килограмм, вес взрывчатого вещества боевой части - не более 20 килограмм. Расчетная скорость на 10 километрах - около 400 м/с, высотный потолок - до 15 километров. Маневренность самонаводящегося снаряда должна быть обеспечена на уровне существующих истребителей. Вероятность поражения цели - на уровне 75 процентов прямых попаданий. Дальность запуска - 5 километров (при обеспечении снаряда тепловой головкой по реактивным самолетам противника). По обычным самолетам снаряд, обеспеченный радиолокационной головкой, имел дальность применения 3 километра (дальность захвата ГСН).


Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


Боеприпас получил аэродинамическую схему «утка» с ромбовидными крыльями и трапециевидными рулями. Сначала СНАРС-250 получил название изделия И-64, летающая модель была известна под названием изделия 9. Модели, оснащенные жидкостными ракетными двигателями, известные под названиями изделий 12 и 14 были созданы для определения форм оперения и крыла.

Самонаведение снаряда разрабатывалось практически с нуля, готовых решений в данной области на тот момент не существовало. Работы по созданию полуактивной ГСН радиолокационного типа поручили НИИ-17 МАП. Тепловую головку поручили СКВ 2 (ЦКБ-393). Кстати, по тепловой головке уже были готовые наработки – ее создавали для авиабомбы «Краб» самонаводящегося типа. Автопилот поручили создавать специалистам завода 118. Твердотопливный ракетный двигатель поручили создать специалистам завода 81.

Проведенные работы и экспериментальные наработки были признаны успешными. 4.12.1950 года было дано «добро» на переход к опытным и конструкторским работам. Калибр самонаводящегося снаряда «воздух-воздух» как приняли в авиации, тесно связан с весом боеприпаса. Два подобных боеприпаса для МиГ-15 почти полностью соответствуют полезной нагрузке.

Но на предварительном этапе разработке конструкторам становится ясно, что вес самонаводящегося снаряда превысит требуемый. Это сразу ставило под вопрос использование боеприпасов на самых распространенных советских истребителях, при том, что еще необходимо было установить бортовой радиолокатор на борт истребителя-перехватчика. Как самолет-носителя выбрали Ту-2, способный принять на борт большую полезную нагрузку.

Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


В 1951 году было запланировано 10 пусков самонаводящихся снарядов с радиолокационной и тепловой головками. С 1952 года были запланированы заводские испытания 3 партий, общем количеством 60 боеприпасов. Планировалось увеличить максимальную дальность ГСН радиолокационного типа до 5 километров, тепловые головки оставили на уровне требуемых характеристик. Скорость боеприпаса должны были увеличить до 500 м/с. Основными носителями планировались новые 2-х двигательные перехватчики И-320 и Ла-200.

В 1951 году было готово 20 боеприпасов с различными типами ГСН, но пусков с носителей в этом году так и не произошло – не были до конца испытаны ГСН и автопилот. Два самолета Ту-2 начали полеты с подвешенными боеприпасами на подвесках. В основном отрабатывали бортовое оборудование и телеметрию, которую разместили на аэростатах типа ВАЗ-1.

Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


В мае 1952 года начались пуски автономных боеприпасов. Из четырех проведенных пусков половина прошла успешно.

Август 1952 года. Начинаются пуски СНАРС с тепловой ГСН «0-3». Боеприпасы запускались по наведению в сторону Луны, однако из 6 боеприпасов только один (первый) успешно пошел в сторону «цели». Были выявлены недоработки тепловой ГСН по углу захвата, рулей курса и тангажа. Сентябрь 1952 года, начинаются пуски боеприпасов с радиолокационной ГСН под названием «Удар». Из всех пусков так же только один признан удачным – цель находилась на дальности 4.5 километра, и СНАРС успешно навелся на цель и прошел в 11 метров от нее (заданный радиус срабатывания взрывателя неконтактного типа равнялся 25 метрам). Опять выявились те же самые недоработки – рули тангажа и курса постоянно клинило. Летные испытания прерываются для доработки оборудования и агрегатов СНАРС.

На 1952 год не были доработаны радиовзрыватель и бортовой аккумулятор. Основным виновником, приводившим к заклиниванию рулей, стал автопилот АП-27. Сказалось малое количество автономных испытаний данных боеприпасов. К тому же разработчик (завод 293), явно не успевал вести работы в двух направлениях – по СНАРС-250 и «Шторм». На заводе была ощутимая нехватка специалистов, особенно по направлениям автопилота, систем управления, РЛС и ИК оборудования. Завод пытался увеличить штат специалистов и запросил еще в 1951 голу пятьдесят молодых специалистов, однако получил всего полтора десятка человек. В 1952 году интенсивность работ была снижена приоритетностью выполнения работ КБ-1 – требовалось вести работы по зенитному «Беркуту» и авиационным Г-300 (один из руководителей КБ-1 был сын Берии).

В 1953 году были запланированы восемь пусков переделанных боеприпасов СНАРС-250. Однако 19.02.1953 года команда специалистов под руководством Бисновата, как КБ ликвидируют и передают в КБ-1. Но через несколько месяцев (смерть И.Сталина), КБ-1 так же попадает под переформатирование. Проводятся работы по восстановлению КБ под руководством Бисновата и восстановлению работ по СНАР-250. Однако время было упущено и СНАРС по техническим характеристикам становится «устаревшим». Кроме того, так и не были Ла-200 и И-320.
В 1953 году начаты работы по разработке «К-15», что по характеристикам превосходил и СНАРС и его носители. В 1954 году начинаются работы по разработке авиационных ракет К-6/7/8 для различных истребителей Советского Союза.

Специалисты во главе с М.Бисноватом были организованы в новое ОКБ – ОКБ-4 и стали заниматься новыми задачами. Работы по СНАРС-250 больше никем не велись.

Основные характеристики:
- длина – 4.2 метра;
- диаметр – 32 сантиметра;
- крыло – 1.5 метра;
- двигатель – РДТТ, тяга 1220 килограмм;
- работа двигателя – 9 секунд;


Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-2.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/snars-250.html
http://www.missiles.ru/k8.htm
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня