Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)

Послевоенное время ознаменовалось стремительным ростом разработок вооружения и техники. В это же время происходит развитие реактивных решений, которые стали применять во всех область гражданской и военной сферы. Однако не стоит забывать, что конструкторы, инженеры и специалисты НИИ и КБ «вслепую» разрабатывали новые решения – они были первыми.

Разработка боеприпаса началась как научно-исследовательская работа. СНАРС позиционировался как реактивный снаряд/ракета «воздух-воздух». Работы проводились согласно постановлению Совета Министров Советского Союза № 1175-400 от 14.04.1948 года в конструкторском бюро завода № 293(в наше время МКБ «Молния»), руководитель работ М.Бисноват. Срок сдачи эскизного проекта назначают на осень 1948 года. Однако вследствие новизны и сложности разработки срок сдачи соблюден не был. До конца года были проблемы с проектной документацией и у остальных участников проекта – НИИ-85 и завод № 40. Готовый комплексный техпроект был готов к весне 1949 года. Начинаются аэродинамические испытания моделей СНАРС в разных компоновках и воздушные испытания моделей «изделия 12 и 14». Создаются образцы ракет с автоматическим управлением под названием «объект 20» с установкой бортоборудования. Завершаются работы по обобщению конструкторской документации.

Согласно техзаданию, вес снаряда не должен превышать 300 килограмм, вес взрывчатого вещества боевой части - не более 20 килограмм. Расчетная скорость на 10 километрах - около 400 м/с, высотный потолок - до 15 километров. Маневренность самонаводящегося снаряда должна быть обеспечена на уровне существующих истребителей. Вероятность поражения цели - на уровне 75 процентов прямых попаданий. Дальность запуска - 5 километров (при обеспечении снаряда тепловой головкой по реактивным самолетам противника). По обычным самолетам снаряд, обеспеченный радиолокационной головкой, имел дальность применения 3 километра (дальность захвата ГСН).


Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


Боеприпас получил аэродинамическую схему «утка» с ромбовидными крыльями и трапециевидными рулями. Сначала СНАРС-250 получил название изделия И-64, летающая модель была известна под названием изделия 9. Модели, оснащенные жидкостными ракетными двигателями, известные под названиями изделий 12 и 14 были созданы для определения форм оперения и крыла.

Самонаведение снаряда разрабатывалось практически с нуля, готовых решений в данной области на тот момент не существовало. Работы по созданию полуактивной ГСН радиолокационного типа поручили НИИ-17 МАП. Тепловую головку поручили СКВ 2 (ЦКБ-393). Кстати, по тепловой головке уже были готовые наработки – ее создавали для авиабомбы «Краб» самонаводящегося типа. Автопилот поручили создавать специалистам завода 118. Твердотопливный ракетный двигатель поручили создать специалистам завода 81.

Проведенные работы и экспериментальные наработки были признаны успешными. 4.12.1950 года было дано «добро» на переход к опытным и конструкторским работам. Калибр самонаводящегося снаряда «воздух-воздух» как приняли в авиации, тесно связан с весом боеприпаса. Два подобных боеприпаса для МиГ-15 почти полностью соответствуют полезной нагрузке.

Но на предварительном этапе разработке конструкторам становится ясно, что вес самонаводящегося снаряда превысит требуемый. Это сразу ставило под вопрос использование боеприпасов на самых распространенных советских истребителях, при том, что еще необходимо было установить бортовой радиолокатор на борт истребителя-перехватчика. Как самолет-носителя выбрали Ту-2, способный принять на борт большую полезную нагрузку.

Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


В 1951 году было запланировано 10 пусков самонаводящихся снарядов с радиолокационной и тепловой головками. С 1952 года были запланированы заводские испытания 3 партий, общем количеством 60 боеприпасов. Планировалось увеличить максимальную дальность ГСН радиолокационного типа до 5 километров, тепловые головки оставили на уровне требуемых характеристик. Скорость боеприпаса должны были увеличить до 500 м/с. Основными носителями планировались новые 2-х двигательные перехватчики И-320 и Ла-200.

В 1951 году было готово 20 боеприпасов с различными типами ГСН, но пусков с носителей в этом году так и не произошло – не были до конца испытаны ГСН и автопилот. Два самолета Ту-2 начали полеты с подвешенными боеприпасами на подвесках. В основном отрабатывали бортовое оборудование и телеметрию, которую разместили на аэростатах типа ВАЗ-1.

Авиационный самонаводящийся реактивный снаряд СНАРС-250 (СССР)


В мае 1952 года начались пуски автономных боеприпасов. Из четырех проведенных пусков половина прошла успешно.

Август 1952 года. Начинаются пуски СНАРС с тепловой ГСН «0-3». Боеприпасы запускались по наведению в сторону Луны, однако из 6 боеприпасов только один (первый) успешно пошел в сторону «цели». Были выявлены недоработки тепловой ГСН по углу захвата, рулей курса и тангажа. Сентябрь 1952 года, начинаются пуски боеприпасов с радиолокационной ГСН под названием «Удар». Из всех пусков так же только один признан удачным – цель находилась на дальности 4.5 километра, и СНАРС успешно навелся на цель и прошел в 11 метров от нее (заданный радиус срабатывания взрывателя неконтактного типа равнялся 25 метрам). Опять выявились те же самые недоработки – рули тангажа и курса постоянно клинило. Летные испытания прерываются для доработки оборудования и агрегатов СНАРС.

На 1952 год не были доработаны радиовзрыватель и бортовой аккумулятор. Основным виновником, приводившим к заклиниванию рулей, стал автопилот АП-27. Сказалось малое количество автономных испытаний данных боеприпасов. К тому же разработчик (завод 293), явно не успевал вести работы в двух направлениях – по СНАРС-250 и «Шторм». На заводе была ощутимая нехватка специалистов, особенно по направлениям автопилота, систем управления, РЛС и ИК оборудования. Завод пытался увеличить штат специалистов и запросил еще в 1951 голу пятьдесят молодых специалистов, однако получил всего полтора десятка человек. В 1952 году интенсивность работ была снижена приоритетностью выполнения работ КБ-1 – требовалось вести работы по зенитному «Беркуту» и авиационным Г-300 (один из руководителей КБ-1 был сын Берии).

В 1953 году были запланированы восемь пусков переделанных боеприпасов СНАРС-250. Однако 19.02.1953 года команда специалистов под руководством Бисновата, как КБ ликвидируют и передают в КБ-1. Но через несколько месяцев (смерть И.Сталина), КБ-1 так же попадает под переформатирование. Проводятся работы по восстановлению КБ под руководством Бисновата и восстановлению работ по СНАР-250. Однако время было упущено и СНАРС по техническим характеристикам становится «устаревшим». Кроме того, так и не были Ла-200 и И-320.
В 1953 году начаты работы по разработке «К-15», что по характеристикам превосходил и СНАРС и его носители. В 1954 году начинаются работы по разработке авиационных ракет К-6/7/8 для различных истребителей Советского Союза.

Специалисты во главе с М.Бисноватом были организованы в новое ОКБ – ОКБ-4 и стали заниматься новыми задачами. Работы по СНАРС-250 больше никем не велись.

Основные характеристики:
- длина – 4.2 метра;
- диаметр – 32 сантиметра;
- крыло – 1.5 метра;
- двигатель – РДТТ, тяга 1220 килограмм;
- работа двигателя – 9 секунд;


Источники информации:
http://militaryrussia.ru/blog/topic-2.html
http://www.airwar.ru/weapon/avv/snars-250.html
http://www.missiles.ru/k8.htm
Автор: Роман Джерелейко


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 0

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня