Погибшие и забытые

84

«Дорогие мои Лиля и детки! Едем благополучно. Добрались сегодня до Гомеля. Ночью выспался за всю мобилизацию. Австрия, наконец, объявила тоже войну. Шарик едет со мной самым благополучным образом. В Гомеле стояли несколько часов, но сегодня суббота и на вокзале пусто, и в городе все заперто. В Гомеле нас догонит 2-й батальон. В общем, мы едем быстрей, чем составлено расписание. Страшны минуты расставания, еще тяжелей первое время одиночества; но зато полное утешение в уверенности, что все это долго не продлится, а кроме того, вы все, мои милые, могли заметить по моему настроению, что я в отличном исходе наших дел не сомневаюсь; у меня такое спокойствие непоколебленное, такая уверенность без малейших сомнений, что это неспроста: не мог же я сразу лишиться присущего человеку качества – предчувствия! Все к лучшему, все пойдет по-хорошему. Целую вас всех, любящий вас всей душой, В. Кобанов».

Полковник Кобанов был командиром 143 Дорогобужского пехотного полка, дислоцированного в провинциальном Брянске и входившего, вместе с 144 Каширским пехотным полком в 36 пехотную дивизию (город Орел). Оба полка повоевали еще в Русско-турецкую и были неплохо подготовленными подразделениями, расположенными относительно недалеко от границы, в Московском военном округе. По планам мобилизации они, оставив примерно по сотне солдат и офицеров для формирований 291 Трубчевского и 292 Малоархангельского пехотных полков, должны были войти в состав 13 армейского корпуса 2 армии, целью которой стало наступление в Восточной Пруссии совместно с 1 армией.

Собственно, так и вышло – в начале августа бригада отмобилизовалась, оставила кадр для второочередных полков и стала грузиться в эшелоны. Именно с эшелона в Гомеле и писал жене и детям полковник Кобанов, 53-летний кадровый офицер русской армии.




Писал, несомненно, дабы успокоить, ибо вся затея с неподготовленным наступлением в Восточной Пруссии была за гранью здравого смысла и имела только одну цель – оттянуть часть немецких войск с Западного фронта. В лучшем случае армия Самсонова была бы после этого разбита и с большими потерями откатилась бы обратно, в худшем...

Худший случай и вышел.

Отлично подготовленные полки браво вошли в Восточную Пруссию, быстро продвигались вперед, теряя связь с друг другом и усложняя логистику. По сути, генерал Самсонов вел армию в мешок.

Понимал ли это полковник Кобанов и другие старшие офицеры?

Думаю да, больше скажу – понимал это, наверное, и Самсонов и, может быть, сам комфронта Жилинский. Но Франция трещала, и ставка требовала – вперед. Позже генерал Головин написал:

Исходя изъ предположенія нашего же Г.У.Г.Ш., эти нѣмецкія войска, собранные противъ одной езъ нашихъ армій, могли достигнуть силы въ 12–15 герм. пѣх. дивизій, что эквивалентно 18–22 русскимъ пѣх. дивизіямъ. Отсюда слѣдуетъ, что каждой изъ нашихъ армій С.-З. фронта грозила встрѣча съ вдвое сильнѣншимъ противникомъ. И при этихъ встрѣчахъ каждая изъ нашихъ армій оказывалась въ паутннѣ, окутывающей ее спеціально подготовленной, Восточно-Прусскихъ желѣзпыхъ дорогъ.

Вопрос был только в том, на кого бросятся немцы после получения подкреплений – на Ренненкампфа или Самсонова.

Немцы выбрали Самсонова, войска которого быстро втянулись в мешок. Войска шли погибать. Первым под удар попал 143 Дорогобужский пехотный полк. Во время марша от Алленштейна к Хохенштейну полк в составе двух батальонов (третий остался в Алленштайне) 28 августа был оставлен в арьергарде без артиллерии малым запасом патронов, дабы остановить немцев. Комкор Клюев недооценил силы врага, а на полк обрушилась немецкая дивизия из состава Резервного корпуса. Дорогобужцы продержались до ночи и пошли на прорыв:

«Жутко-торжественное зрелище представляли собой ожесточенные атаки остатков этого несравненного батальона, шедшего в последние схватки в сопровождении полковой святыни-знамени и тела убитого командира… Как будто из глубины веков вошел в этот день нашего чуждого мистике XX столетия забытый доисторический ритуал, когда воины шли в заключительный бой, неся труп своего убитого вождя…»

Знамя полка было зарыто, немцам досталось только древко, а полк прекратил свое существование. Следующими были каширцы, которых так же оставили прикрывать отход корпуса:

Доблестный командир Каширского полка, георгиевский кавалер, полковник Каховский проявлял беспредельную энергию, чтобы выиграть время, необходимое корпусу для прохода узины. Окруженный с 3-х сторон он, не видя другого исхода, схватил знамя и во главе полка пошел в атаку. Ценою гибели полка и его командира большая часть корпуса прошла перешеек...

Знамя полка найдут польские поисковики уже в XXI веке... Бригада, как и вся армия выполнили долг героически и до конца.

А дальше было забвение.

Память


Погибшие и забытые

Нет.

О Восточнопрусской операции 1914 года писалось и говорилось много, но в духе разоблачения преступлений царизма, дела до каких-то там полков не было никому. А властям Империи – тем более, слишком уж воспоминание вышло неудобным. В итоге, не исключено, что именно по этим соображениям в 1916 году полки были восстановлены, несмотря на потерю знамен. Какие каширцы и дорогобужцы? Вот она 36 дивизия, вот вторая бригада и ее 143 и 114 полки, на Северном фронте воюют...

После же революции и Гражданской вспоминать войну империалистическую стало возможно лишь в разрезе плохого царизма и уж никак не подвига солдат, которые для идеологов стали чем-то вроде жертв, которых силой погнали стрелять в пролетариев в погонах с другой стороны.

Легче стало после Великой отечественной войны, но не на местах. Памяти о 2 бригаде по месту дислокации почти не осталось – гарнизонное кладбище снесли еще при Брежневе, выстроив на его месте школу и оставив узенький сквер. Казармы частично снесли, частично – перепрофилировали: нет ни в Брянске, ни в Орле улиц, названных в честь тех героев, нет и памятников.

Единственный крест на заглавном фото поставили уже в XXI веке, и то после того как в сквере показались старые могильные плиты, не до конца вырытые бульдозерами в 70-е годы. Написать, правда, каким воинам и где погибшим, постеснялись. Нечего? Орел – это Курская битва, Брянск – партизанский край, а до того...

А, может, и ничего не было?

Какая разница?

Вот в Брянске в 1914 году – 25 тысяч жителей, из них 5000 – та самая 2 бригада, ушедшая на войну и не вернувшаяся. 20 % населения города погибло или попало в плен.

Всем все равно, кроме отдельных энтузиастов.

И ловлю я себя на еретической мысли (хотя отчего на еретической, посмотрите хотя бы на Украину) – сменись власть, и точно так же поступят местные чиновники с памятниками той войны, ибо нечего деньги на глупости тратить – памятники не доходные.

Не помним мы многого, а ведь даже в провинциальных городах есть что вспоминать. При всей трагичности той войны стойкость русского солдата в 1914 году была ничем не хуже стойкости их сыновей и внуков в году 1941. А о белых-красных, хрусте французской булки и мировой революции они не знали, просто шли в бой за Родину, как и где она им велела.
84 комментария
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +10
    23 июня 2021 04:24
    Сколько костей русских солдат и офицеров раскидано в Пруссии... сколько матерей и жён и детей остались без своих кормильцев.
    Печально читать истории гибели целых воинских подразделений.
    Россия не бездонная бочка дающая несметное количество солдат, человеческие ресурсы народа не бесконечные.
    Сейчас нам остро не хватает людей для развития страны и государства, все из за этих войн.
    1. 0
      23 июня 2021 20:41
      Более того печально читать пафоссные отчёты. Погибшие как бы дань неумелому героизму "героев" полковников. Два г5роя, а остальные кто?
  2. +1
    23 июня 2021 05:15
    У автора смещены акценты.
    Восточнопрусская операция- не спонтанное решение , как можно сделать вывод из статьи.
    На самом деле Франция и Россия ещё до войны имели согласованные между собой планы ведения боевых действий против Германии.
    Восточнопрусская операция была предусмотрена этими планами , с переходом боевых действий на территорию противника.
    Перед началом Первой мировой войны оформился франко-русский союз, предусматривающий совместные согласованные действия в случае войны с Германией..... Русские мобилизационные расписания № 19 и № 20 предписывали Северо-Западному и Юго-Западному фронтам переход в наступление и перенесение войны на территорию соответственно Германии и Австро-Венгрии. Направление главного удара против Германии — от Нарева на Алленштейн — было определено ещё в 1912 году на переговорах Жилинского и Жоффра. На оперативно-стратегической игре, проведённой российским военным министерством и генштабом в апреле 1914 года, отрабатывалось вторжение в Восточную Пруссию силами двух армий Северо-Западного фронта с востока и юга. Предполагалось, что сомкнувшиеся «клещи» приведут к разгрому германской армии, устранив угрозу флангового удара при наступлении на главном направлении через Познань на Берлин из Варшавского выступа.

    То есть война « малой кровью и на чужой земле» ( где я это слышал?)- это изначальный план, предусмотренный задолго до начала войны.
    Да, действия русской армии помогли Франции устоять в первый период войны и сорвали планы немцев, которые понимали опасность войны на два фронта, на « блицкриг», но так и должно было быть- это заранее согласованные планы, не позволявшие немцам разбить противника поочередно быстрыми действиями.
    Другое дело , что сами боевые действия соответствовали предвоенным замыслам лишь частично- немцам, как и было предусмотрено планами, не дали возможности быстро поочередно разбить противников, но превосходящими немцев силами русской армии не удалось реализовать предвоенный план и разбить противника в Восточной Пруссии.
    Так что в этом смысле- да, можно отнести операцию в определенном смысле к « преступлениям царизма».
    hi
    1. BAI
      0
      23 июня 2021 10:07
      Так что в этом смысле- да, можно отнести операцию в определенном смысле к « преступлениям царизма».

      Есть другая оценка данной операции:
      Стратегически же эта операция была самой удачной операцией войск Антанты за всю эту войну. Несмотря на все просчеты, допущенные русской ставкой, операция эта навсегда поставила крест на возможности победы Центральных держав.

      Для ликвидации нашего прорыва в Восточную Пруссию, с Западного фронта в разгар битвы на Марне были сорваны два германских корпуса – гвардейский резервный и 11-й армейский – и 8-я саксонская кавдивизия – 120 000 штыков и сабель! Именно это помешало, по мнению военных аналитиков, генералам фон Клуку и фон Бюлову взять Париж еще в августе 1914 года. А затем, развернувшись сбросить в море британские экспедиционные силы. Дюнкерк мог состояться не в 1940, а на 26 лет раньше. Тем более британская армия и сама рвалась уже за Канал. «После десяти дней кампании он [английский фельдмаршал Дж. Френч] принял решение бросить разбитых французов и отправить экспедиционный корпус обратно в Англию» 29.

      А вот с победоносной германской армией, переброшенной затем на Восточный фронт, нам было бы действительно справиться не легко. При наличии пока целой австро-венгерской армии с очень неплохим Главнокомандованием в лице Франца Конрада фон Гётцендорфа 30. Хорошо, если Петербург удалось бы отстоять.

      Так что, стратегически Первая мировая война была проиграна Германией именно в результате этой самой «крупной неудачи» русских армий в Восточной Пруссии.
      1. 0
        23 июня 2021 10:15
        где вы увидели другую оценку?
        у меня тоже самое.

        Да, действия русской армии помогли Франции устоять в первый период войны и сорвали планы немцев

        Планы немцев на быструю войну сорвали- а без нее у немцев победить на два фронта возможности не было.
        Но по по предвоенным планам русская армия на этом участке должна была одержать победу, а не проиграть немцам из-за просчетов нашего командования.
        Что позволило немцам затянуть войну и в конечном итоге, в том числе, привело к развалу Российской империи и двум революциям в России со всеми их последствиями.
        hi
    2. 0
      27 июня 2021 17:34
      Цитата: Avior
      На самом деле Франция и Россия ещё до войны имели согласованные между собой планы ведения боевых действий против Германии.

      Ну не морочьте людям голову, потому что этот союз носил СТРАТЕГИЧЕСКИЙ характер для долговременной войны. А в данном случае речь идет об оперативных действиях двух полков одной дивизии, не совсем удачных по разным причинам, и говорить об этом, притягивая стратегию в этом случае просто смешно.
      Цитата: Avior
      Так что в этом смысле- да, можно отнести операцию в определенном смысле к « преступлениям царизма».

      Хватит все валить на царизм, потому что неудачи были и у Красной Армии в начальный период войны, и совсем необязательно посыпать голову пеплом по всякому трагическому случаю нашей истории - не будь "Варяга", возможно и Брестской крепости не было бы. Над этим не задумывались?
      Считаю что автор статьи выбрал правильную форму подачу материала из нашей общей истории, и не рассматривает её с классовых позиций, считая что к памяти павших надо относится бережно, неважно за кого они воевали и в какое время.
      В чем вы видите лично "преступления" по истечении более ста лет, мне непонятно, но думаю что если бы вы жили в то время, и были на месте командира полка, то еще неизвестно кто нанес бы больший урон Отечеству.
      1. -3
        28 июня 2021 07:15
        Внимательнее читайте то что начинаете комментировать.
        Действия в Восточной Пруссии - следствие довоенных стратегических планов на ведение войны, а не сиюминутное решение, вызванное обстоятельствами, как это пишет автор
        1. 0
          28 июня 2021 11:31
          Цитата: Avior
          следствие довоенных стратегических планов на ведение войны,

          Если бы вы были настоящим военным профессионалом, да с большим опытом службы, то тогда бы знали что все планы летят с первого же ответного выстрела противника. А дальше начинает влиять оперативная обстановка на принятие решений, в том числе происходит корректировка всех планов, созданных в мирное время. Странно, беретесь рассуждать о принятии оперативных решений, а азов военной науки не знаете.
          1. -3
            28 июня 2021 11:41
            Если бы вы внимательно прочитали то что взялись комментировать, то этот пост не написали бы
            hi
  3. +15
    23 июня 2021 05:29
    В 1914 году на войну из Брянска ушли два полка 36 пехотной дивизии, с конца 19-го века базировавшиеся в Брянске: 143 пехотный Дорогобужский и 144 пехотный Каширский. Укомплектовывались после объявления мобилизации они в Брянске, в их составе были уроженцы Брянщины.
    144 пехотным Каширским полком командовал Каховский Борис Всеволодович. Образование получил в Николаевском кадетском корпусе. Окончил Пажеский корпус. Участник Русско-японской войны 1904-1905 годов. Контужен. С 1908 года полковник, с 13.05.1913г. по 29.08.1914г. командир 144 пехотного Каширского полка. Участник похода в Восточную Пруссию в августе 1914года. 16(29).08.1914 года погиб в бою. Награды: ордена Св. Станислава 2-й ст. с мечами (1905), Св. Анны 2-й ст. с мечами (1905), Золотая сабля с надписью «За храбрость» (1906), Св. Георгия 4-й ст. (1907), Св. Владимира 4-й ст. (1911).(13.09.1871- 29.08.1914). 144-й Каширский пехотный полк и подразделения Нарвского 3 пехотного полка также составлял аръергард 13-го армейского корпуса и, прикрывая его отход, 29 августа принял бой с превосходящими силами противника в районе Меркен-Грислинен. Против 16 русских пушек было 86 немецких, полк дрался в полном окружении. Командир полка полковник Каховский был убит в рукопашной схватке у знамени полка. Остатки полка дрались до вечера. О том, как прорывался 144-й Каширский пехотный полк, рассказал немецкий обер-лейтенант Вельтке: «Это было ужасно! Когда русские пошли на прорыв, наши тяжелые батареи открыли перекрестный огонь. Казалось, что русские повисли в воздухе, но они продолжали двигаться вперед. Хотя вернее сказать – плыть по небу». И все-таки каширцы прорвались к своим, а поручик Свиридов вынес на себе полковое знамя, обернув вокруг себя под гимнастеркой.
    1. +12
      23 июня 2021 05:33
      143 пехотным Дорогобужским полком командовал Кабанов (Кобанов) Владимир Васильевич (24.06.1861-28.08.1914). Образование получил в Орловском Бахтина кадетском корпусе. Окончил 1-е военное Павловское училище. С 1906 года полковник, с 18.10.1911г. по 15(28).08.1914г. командир 143 пехотного Дорогобужского полка. Участвовал в походе в Восточную Пруссию в августе 1914 года, (15)28.08.1914 года погиб в бою. 18.01.1916г. исключен из списков как без вести пропавший. Награды: ордена Св. Анны 3-й ст. (1901), Св. Станислава 2-й ст. (1909).
      В ходе боевой операции в Восточной Пруссии 28 августа 1914 года при марше 13-го армейского корпуса от Алленштейна к Хохенштейну 143 пехотный Дорогобужский полк в составе двух батальонов (один из его батальонов по приказу командования остался в Алленштейне) был оставлен у Даретена в арьергарде, к тому же без артиллерии и с ограниченным запасом патронов. Полк оказал упорное сопротивление преследовавшим 13-й армейский корпус германским частям 1-го резервного корпуса. Неполный Дорогобужский полк обнаружил преследование, но командир 13-го армейского корпуса генерал Н.Клюев неправильно оценил численность противника и приказал полку остановиться, чтобы отразить неприятеля. На полк обрушилась авангардная немецкая дивизия, командир полка Кабанов занял узкий проход между озёрами и отбивал атаки дивизии врага. Обойти полк немцы не могли. Дорогобужский полк стоял насмерть, но патроны скоро кончились, к вечеру отбивались только штыковыми контратаками (три штыковые контратаки). Кабанов погиб, батальоны несли огромные потери, но до наступления ночи продержались. Ночью остатки полка снялись, забрав тело командира.Сохранилось и письмо Владимира Васильевича Кобанова, написанное им семье за 18 дней до гибели:
      «Дорогие мои Лиля и детки! Едем благополучно. Добрались сегодня до Гомеля. Ночью выспался за всю мобилизацию. Австрия, наконец, объявила тоже войну. Шарик едет со мной самым благополучным образом. В Гомеле стояли несколько часов, но сегодня суббота и на вокзале пусто, и в городе все заперто. В Гомеле нас догонит 2-й батальон. В общем, мы едем быстрей, чем составлено расписание. Страшны минуты расставания, еще тяжелей первое время одиночества; но зато полное утешение в уверенности, что все это долго не продлится, а кроме того вы все, мои милые, могли заметить по моему настроению, что я в отличном исходе наших дел не сомневаюсь; у меня такое спокойствие непоколебленное, такая уверенность без малейших сомнений, что это неспроста: не мог же я сразу лишиться присущего человеку качества - предчувствия! Все к лучшему, все пойдет по-хорошему. Целую вас всех, любящий вас всей душой, В. Кобанов».
      1. -3
        23 июня 2021 05:54
        И никто в плен не сдавался, и на сторону врага не переходил. Ни рядовые, ни офицеры...
        1. +13
          23 июня 2021 08:11
          Цитата: kalibr
          И никто в плен не сдавался, и на сторону врага не переходил. Ни рядовые, ни офицеры...

          Как считающему себя непредвзятым историком , не простительно врать. Сдавались , и генералы и офицеры, даже в той же 2-армии Самсонова. Там сдались 15-генепалов. Генерал Клюев сам приказал своему ординарцу ехать к немцам с белым платком в руках. Здесь впервые проявилась та пагубная тенденция качества небольшой части предвоенного русского офицерского корпуса, которая сдавала в плен подчиненных им солдат.
          Общие потери 2-й русской армии в ходе Восточно-Прусской наступательной операции составили около 8000 убитыми, 25 000 ранеными и до 80 000 пленными. Противник захватил также до пятисот орудий и двести пулеметов . Так почему генералы и старшие офицеры на прорыв солдат не повели ,а предпочли плен? Ничего не напоминает? До конца был верен Царю и Отечеству и в плен не по своей воле попал. Все сдались, я и не знал, что это уже плен". А генерал А. А. Благовещенский, бежавший от своих войск 6-го армейского корпуса .Как он оправдывался , "не привык быть вместе с войсками". Ну что ж пример достойный.
          Ещё можно вспомнить приказ о капитуляции крепости Новогеоргиевск, ее комендант ген. Н. П. Бобырь, и бежавший из крепости Ковно ее комендант ген. В. Н. Григорьев.
          Так что хватит сказки тут рассказывать , не сдавались. Сдавались, и ещё как.
          1. -3
            23 июня 2021 13:55
            Вообще-то Вячеслав имел в виду конкретно два ЭТИХ полка! Так что не стоит передёргивать... hi
            1. +4
              23 июня 2021 14:37
              Что имел в виду г-ин Шпаковский, всегда надо понимать двояко .Опыт долгой работы на литературном поприще, ещё в Советские времена, даёт о себе знать. Голыми руками не возьмешь. Хорошая школа пройдена.
              1. Комментарий был удален.
          2. -1
            23 июня 2021 14:13
            Первую часть моего комментария Вы прокомментировали очень хорошо. Решено - сдавались. Теперь о борьбе с оружием в руках на стороне немцев. О чехах с оружием в руках на стороне РИ мы знаем. Теперь просветите нас относительно количества русских солдат и генералов коллаборационистов Первой мировой войны...
        2. BAI
          +6
          23 июня 2021 09:25
          И никто в плен не сдавался

          4 миллиона это "никто"? А вот массового перехода на сторону немцев действительно не было. Если не считать того, что Прибалтика и Украина практически добровольно под них легли в 1917-18.
          1. BAI
            +4
            23 июня 2021 09:59
            Надо отметить, что цифры по пленным разные, желающие могут выбирать любые:
            1.
            Данные о потерях российской армии во время Первой мировой до сих пор неизвестны. Оценочное число погибших в ней – 2-2,3 млн. человек, пленных – 4 млн. Война сделала инвалидами 600 тысяч человек.

            2.
            Первая серьезная попытка определить уровень военных потерь России была сделана В.Аврамовым, который в 1920 году опубликовал в «Известиях Народного комиссариата здравоохранения РСФСР» анализ материалов Главного военносанитарного управления Военного министерства[2]. Его данные касались только Западного театра военных действий за период с августа 1914 по сентябрь 1917 года. В.Аврамов пришел к выводу, что потери составили: 664 800 человек убитыми (в том числе 12 813 офицеров и 652 077 солдат), 3 613 827 человек ранеными, контужеными и отравленными (в том числе 73 768 офицеров и 3 740 59 солдат), 2 333 375 человек пропавшими без вести (13 382 офицера и 2 319 993 солдата)[3]. При этом сам В.Аврамов указал на то, что приводимые им данные априори неполны, предложив увеличить их на 10%.

            3.
            с работой Комиссии по обследованию санитарных последствий войны 1914–1920 годов при Наркомате здравоохранения РСФСР.
            В трудах комиссии были приведены данные Отчетностатистического отдела, подобранные в 1920 году, которые давали число убитых в 511 68 человек, умерших — 35 185, раненых — 2 830 262, без вести пропавших — 1 936 278, то есть всего — 5 312 793 человека[7].

            4.
            ответ Главного управления Генерального штаба от 3 октября 1917 года на запрос главы французской военной миссии при Ставке Верховного главнокомандующего генерала М.Жанена о потерях русской армии. Ему было сообщено, что число убитых и пропавших без вести составило 775 369 человек, уволенных от службы тяжелораненых — 348 508, пленных — 2 043 548; эвакуированных во внутренние военные округа: больных — 1 425 000, раненых — 2 875 000[8].

            5.
            как указывает в своей статье С.Морозов, по подсчетам В.Бинштока и М.Грана1, общие безвозвратные потери действующей армии составили 1,7 млн военнослужащих; «из числа находившихся в плену 4,3 млн человек умерли от ран и болезней 245,5 тыс.; число пропавших без вести достигло, по подсчетам комиссии, 200 тыс., беженцев — 10–15 млн, а косвенные потери в 1914–1916 гг. — не менее 6 млн человек»2.

            6.
            В 1925 году появилась фактически первая более или менее капитальная работа «Россия в мировой войне 1914–1918 гг. (в цифрах)»,
            — 626 440 убитыми;
            — 17 174 умершими от ран;
            — 2 754 202 ранеными;
            3 638 271 без вести пропавшими и пленными[11].

            6. Н.Нахимсон в книге «Мировое хозяйство до и после войны» (М., 1926. т. 2) определил число убитых в 2,6–3,2 млн человек, а пленных и пропавших без вести — 3,6 млн.
            7.
            Проведя анализ опубликованных как русских, так и немецких данных, а также воспользовавшись составленными по его просьбе записками из Потсдамского и Венского военных архивов, Н.Головин выводит цифру в 2 417 000 пленных (в том числе 1,4 млн в немецком плену).

            8
            В.Кайсаров, сославшись на данные «немецкой официальной статистики», определил прямые безвозвратные потери русской армии в 2,3 млн человек, число раненых — в 5,7 млн, пленных — в 2,6 млн, всего — 10,6 млн военнослужащих[26].

            И т.д. Выбирать можно любую цифру. Никто ничего не опровергнет и не докажет. Это чтобы не спорить с теми, кто примется уличать меня мягко говоря "в неточности".
          2. +3
            23 июня 2021 14:19
            Цитата: BAI
            А вот массового перехода на сторону немцев действительно не было. Если не считать того, что Прибалтика и Украина практически добровольно под них легли в 1917-18

            Массового перехода на сторону немцев, не было и ВОВ. Были миллионы военнопленных. В ПМВ на стороне кайзеровской Германии сражались национальные вооруженные формирования с окраин РИ, и даже имевшие подданство империи. Первые это конечно финны. Статус Вели́кого кня́жества Финля́ндского — генерал-губернаторство в составе Российской империи вообще был странен. За каким лешим Александр I присоединил его к империи с такими правами, непонятно. Толку от него никакого, а неприятностей куча. Финны имели свою широкую автономию, в том числе их не призывали в армию РИ .Но русофобские идеи там присутствовали всегда .И вот финны формально являющиеся подданными РИ , едут добровольцами в Германскую империю, чтоб на её стороне воевать с Россией .Официальным днем рождения финского егерского батальона стало 2 сентября 1915 года .Для организации вербовки молодежи в егерский батальон Финляндия была разделена на 87 отделений, в каждом из которых проводилась соответствующая работа.30 мая 1916 года кайзер Вильгельм лично принял парад батальона .В 1918 -году эти егеря были головной болью Маннергейма, которого не признавали за своего , так как он воевал в Русской армии, и ему пришлось подстроится под них, с лозунгом о великой Суоми, так и хрустобулочникам ,коих вырезали в Гельсингфорсе и Выборге, показав кто хозяин в Финляндии .Потом легионеры Пилсудского, в Австро-Венгерской армии , многие поляки там служившие, имели подданство РИ. И напоследок сечевые стрелки, сформированные там же, не только из подданных Австро-Венгрии, но из военнопленных добровольцев .Хватало и тогда .Начали ПМВ с сохранившимся традициями ведения войн, а по мере нарастания людских потерь и материальных, быстро забыли о них.
            1. +1
              25 июня 2021 06:05
              С финнами как раз всё ясно. Что бы шведы на Питер не наступал от Выборга.
              1. 0
                25 июня 2021 07:58
                Цитата: aleks700
                С финнами как раз всё ясно. Что бы шведы на Питер не наступал от Выборга.

                Чтобы шведы и другие варяги на Питер не ходили ,достаточно было присоединить все северное побережье Финского залива, от Выборга до Турку.
                А остальную часть гордой Суоми, оставить шведам, тем паче финны очень тяготели к ним .За время существования в составе РИ(1809—1917) туда было вложено столько золотых рубликов , сколько остальным губерниям и ни снилось.
                1. 0
                  30 июня 2021 02:32
                  Может достаточно, может нет. Лишним не будет. А что и сколько выкладывали, на совести царской фамилии. Кто был князьями великого княжества финляндского?
        3. 0
          27 июня 2021 17:42
          Цитата: kalibr
          И никто в плен не сдавался, и на сторону врага не переходил. Ни рядовые, ни офицеры..

          Хватит умничать, Шпаковский, ваш подтекст всем понятен. Но ни вам, перекрасившемуся горкомовскому пропагандисту упрекать тех несчастных людей, которые зачастую не по своей воле попали в плен. И на сторону врага переходили как раз такие перекрасившиеся - на словах были за Советскую власть, крича об этом на митингах, а как только дошло до личной шкуры, сразу позабыли про свои "убеждения".
          Так что не вы являетесь мерилом порядочности при оценке наших предков - занимайтесь лучше переводом иностранных статей, это больше вам подходит по духу, тем более денежка капает...
  4. -6
    23 июня 2021 07:10
    ибо вся затея с неподготовленным наступлением в Восточной Пруссии была за гранью здравого смысла
    во имя здравого смысла она была проведена и здравый смысл победил: Франция, благодаря русскому наступлению, выжила и приняла на себя основную тяжесть войны и потерь.

    ЧТО было бы в противном случае -см. потери территорий и людей в ВОВ
    дела до каких-то там полков не было никому. А властям Империи – тем более, слишком уж воспоминание вышло неудобным. В итоге, не исключено, что именно по этим соображениям в 1916 году полки были восстановлены

    восстановили, чтобы... забыть? Где логика?
    Восстанавливают именно чтобы помнить

    Единственный крест на заглавном фото поставили уже в XXI веке

    и где это заглавное фото?
    И ловлю я себя на еретической мысли (хотя отчего на еретической, посмотрите хотя бы на Украину) – сменись власть, и точно так же поступят местные чиновники с памятниками той войны


    Не чиновники сносили памятники ВСЕЙ истории России (а не только ПМВ) .

    Именно антирусская власть снесла ВСЕ памятники и кладбища ПМВ (чтобы не напоминали о ее предательстве) и взорвала разграбила главные памятники ОВ 1812г Бородино, Москвы, Владимира и пр, гробницы Пожарского и Минина, Нахимова и Багратиона, Лазарева и Радецкого, памятники Екатерине Великой и Александрам, и пр и пр-чтобы русские забыли о своей великой Истории.

    Вряд ли такое может повториться
    При всей трагичности той войны стойкость русского солдата в 1914 году была ничем не хуже стойкости их сыновей и внуков в году 1941.

    именно так-они отстояли Отечество и не пустили врага ни на Волгу, ни под Москву
    1. -3
      23 июня 2021 13:23
      "во имя здравого смысла она была проведена и здравый смысл победил"несколько коряво,но суть понятна.
      Восточно-Прусская операция далеко не безупречна,но и утверждать,что она бездарной тоже нельзя. Вся беда в отсутствии взаимодействия Самсонова и Раненкамфа. Будь у них взаимодействие на должном уровне результаты операции могли быть не такими плачевными
    2. +7
      23 июня 2021 15:00
      Именно антирусская власть снесла ВСЕ памятники и кладбища ПМВ (чтобы не напоминали о ее предательстве) и взорвала разграбила главные памятники ОВ 1812г Бородино, Москвы, Владимира и пр, гробницы Пожарского и Минина, Нахимова и Багратиона, Лазарева и Радецкого, памятники Екатерине Великой и Александрам, и пр и пр-чтобы русские забыли о своей великой Истории.
      – ещё один почитатель булкохрустов?
      Мой дед закончил два класса ЦПШ. Поэтому, само собой разумеется, что в 1915 он ушёл на фронт верующим человеком.
      В 1915 винтовок у царя для армии не было. Потому ратников вооружали палками со штыками. В этом плане моему деду ещё повезло. Потому, как их батальон вооружили капсюльными ружьями эпохи Крымской войны. Из них даже стрелять можно было…
      По молодости я воспринимал рассказы деда о капсюльных ружьях в Первую мировую войну с некоторым недоверием. Где их было взять в 1915 году?! Однако уже в возрасте порывшись в исторической литературе нашёл, что еще при Екатерине Великой срок службы дульнозарядного ружья был определен в 100 лет. Т.е. ружья Крымской войны должны были лежать на складах до 1956 года. Единственное, что удивляет в этой истории так это то, где царь батюшка добыл для них капсюли?
      Для отливки круглых пуль нужны были пулелейки. Про них Екатерина Великая ничего не говорила и на складах их не оказалось. Поэтому вместо пуль ратников снабдили кусками рубленного свинца, подходящих по калибру. Перед отправкой на фронт в батальоне деда даже провели учебные стрельбы. На этих стрельбах ружья продемонстрировали уникально низкую убойную силу и полное отсутствие точности попадания. Собственно говоря, а чего ещё можно ожидать от стрельбы рубленным свинцом из гладкоствольного ружья?
      При стрельбе рубленый свинец завывал на все лады, вызывая у стрелков гомерический хохот. Поэтому стрельбы породили в батальоне кучу анекдотов. Так, например, ратники спорили: пробьет кусок свинца лоб через шапку с кокардой или отскочит. Потом на фронте этот смех вышел им боком.
      Перед отправкой на фронт батальон деда был обласкан самим царём батюшкой, подарившим ратникам огромную икону Серафима Саровского, отгоняющего медведя крестным знамением. Сия аллегория означала:
      Нафиг вам винтовки! Вы должны супостата крестным знамением разбить!

      Вся прелесть дареной иконы была в том, что у неё был здоровенный багет примерно 2х3 метра. Винтовок и снарядов нет, немцы прут, газы пущают… И посреди этого бедлама солдаты должны таскать на своей хребтине дубовые бревна царского подарка. Поэтому не удивляет, что неизвестный художник дополнил сюжет аллегории аккуратной кучкой отходов жизнедеятельности под преподобным отцом.
      Несмотря на то, что картина стала от этого только реалистичней, на фронт нагрянул взвод жандармов, и батальон два месяца таскали по ночам на допросы… Ничем другим господам офицерам в то время заняться было нечем.
      Последнюю точку в религиозном воспитании деда поставил полковой батюшка, заявивший при нем отцу командиру:
      Вы ваше благородие солдат не жалейте! Их как грязи! Вы себя поберегите!
      С войны дед вернулся атеистом, хотя попов не расстреливал, церкви и памятники не крушил. При таком воспитании не только таких как он, но и гораздо более радикальных было миллионы.
      Единственная цель России в Первую мировую войну была сдохнуть до последнего за интересы Англии и Франции. Поэтому начиная с 1915 года какой-либо морально-патриотической мотивации для «войны до победного конца» у рядового состава уже не было. В 1916 году для поддержания дисциплины в русской армии ввели телесные наказания (порку). В результате, в ходе этой бездарной антирусской войны, русская армия была расколота на два люто ненавидящих друг друга лагеря: рядовых и булкохрустов. При этом какого-либо патриотизма у булкохрустов не было. В 1917-1920 они с собачьей верностью служили всем интервентам, начиная от кайзера до микадо, в 1941-1945 они столь же верно служили Гитлеру.
      Стараниями булкохрустов 70% населения России было безграмотным. Что рабочие и крестьяне знали о войне 1812 года? – Ничего! Потому населению было абсолютно наплевать на то, чем гордились булкохрусты. Если же говорить о современности, то Первая мировая война для России это такой же предмет гордости, как Перестройка и Беловежское соглашение. Поскольку преданное служение интересам Англии, Франции и США это предмет гордости лишь для булкохрустов и их потомков.
      А теперь о предателях и «истинно русской» власти.
      Цитата из книги Арона Симановича «Распутин и евреи. Воспоминания личного секретаря Григория Распутина»:
      Более чем десять лет я занимал в Петербурге положение, которое нужно признать исключительным. Впервые в истории России простой провинциальный еврей сумел не только попасть к царскому двору, но и влиять на ход государственных дел…

      До того, как попасть в фавор к царице Гришка Распутин был хлыстом. В России того времени такое каралось ссылкой или каторгой. Для осуждения Распутина Обер-прокурор Святейшего Синода должен был провести расследование и вынести вердикт, отменить который сложно было даже царю. Проблема была решена беспроблемно. В 1911 Обер-прокурором Святейшего Синода был назначен еврей Саблер (Цаблер). В 1905 Цаблер проворовался на службе у Обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева и был изгнан из Синода. По другой версии Цаблер был тайным иудеем. В любом случае он был готов лизать Распутину ноги и вопрос о ссылке больше не стоял.
      А.И. Деникин «Очерки Русской смуты»:
      …Но в Петрограде, в Царском Селе ткалась липкая паутина грязи, распутства, преступлений. Правда, переплетенная с вымыслом, проникала в самые отдаленные уголки страны и армии, вызывая, где боль, где злорадство. Члены Романовской династии не оберегли «идею», которую ортодоксальные монархисты хотели окружить ореолом величия, благородства и поклонения.

      Скандальные сведения об опоре трона хлысте Гришке Распутине, разумеется, доходили и до низов. Поэтому по рассказам деда самым волнующим политическим вопросом у окопников было выяснение длины детородного органа Гришки Распутина. Утверждалось, что на нём можно было разложить в длину 30 золотых. Надо ли после такой антимонархической пропаганды, продвигаемой самим царём батюшкой, удивляться тому, что в феврале 1917 «Долой самодержавие» кричали все: - от солдат до генералов, от крестьян до великих князей, от эсеров до попов?
      1. -11
        23 июня 2021 16:19
        Цитата: Старый электрик
        ещё один почитатель булкохрустов?

        еще один ВОРовец -любитель хруста народных костей.
        Цитата: Старый электрик
        в 1915 он ушёл на фронт верующим человеком.
        В 1915 винтовок у царя для армии не было.
        .
        внучонок хорошо сохранился..
        lol
        да-Ворошилов приказал в 1941 г вооружать ополченцев пиками и кинжалами-даже капслюльшых не нашлось
        Цитата: Старый электрик
        При таком воспитании не только таких как он, но и гораздо более радикальных было миллионы.

        прихожан были десятки миллионов, а " атеисты"-большевички все перед смертью все в церковь норовили прийти.
        Цитата: Старый электрик
        Единственная цель России в Первую мировую войну была сдохнуть до последнего за интересы Англии и Франции.

        Отстоять Отечество была цель-и миллионы солдат с этой целью справились.
        Цитата: Старый электрик
        . В 1916 году для поддержания дисциплины в русской армии

        :

        заградотряды-были с первого дня ВОВ-см документы МО, рассекреченные к 80 летию 22 июня
        Цитата: Старый электрик
        у булкохрустов не было. В 1917-1920 они с собачьей верностью служили всем интервентам, начиная от кайзера до микадо, в 1941-1945 они столь же верно служили Гитлеру.

        Гитлеру преданно служило более миллиона именно советских граждан во главе в ярыми коммунистами власовыми-такого в истории страны еще не было
        Цитата: Старый электрик
        Стараниями булкохрустов 70% населения России было безграмотным.

        только восстановить количество дореволюционных школ в России ВОРы смогли аж к 1927, отбросив достижение грамотности на много лет
        Цитата: Старый электрик
        Что рабочие и крестьяне знали о войне 1812 года? – Ничего! Потому населению было абсолютно наплевать на то, чем гордились булкохрусты

        все знали-благодаря памятникам, обучению и празднованию Дня Победы над французами. любимые ваши тебилы -не в счет
        Цитата: Старый электрик
        Если же говорить о современности, то Первая мировая война для России

        вы никто с промытыми головами и звать никак, чтобы от имени России рассуждать-что для нее важно, а что нет -зрубите себе на -там.
        Цитата: Старый электрик
        Поэтому по рассказам деда самым волнующим политическим вопросом у окопников было выяснение длины детородного органа Гришки Распутина.

        вот и для внучонка это осталось самым интересным вопросом отечественной истории.

        А для нормальных людей вопросом навсегда останется один: КАКИМИнелюдями-русофобами нужно было быть, чтобы снести и разграбить главные памятники Истории, Славы и Культуры русского народа
        1. +4
          23 июня 2021 17:04
          заградотряды-были с первого дня ВОВ-см документы МО, рассекреченные к 80 летию 22 июня

          Вас не затруднит указать, в каком именно документе это можно увидеть?
      2. +1
        23 июня 2021 21:44
        Электрик, я читал книгу Федорова:"В поисках оружия",есть в сети, Игнатьева, Деникина, Жукова, очень многих авторов,но нигде не встречал про капсюльные ружья.
        Про Cаровского вполне , возможно,Николашка был уверен,что икона поможет.
        Про Распутина согласен 100%: он мягко говоря скомпрометировал , Романовых
        1. 0
          27 июня 2021 17:52
          Цитата: vladcub
          но нигде не встречал про капсюльные ружья.

          Мне тоже как-то не попадались подобные воспоминания, но сам факт их наличия во внутренних губерниях допустим - их могли использовать как учебные для отработки приемов штыкового боя запасных полков. Ну а дальше допускается некий элемент самодеятельности, и кто-то пострелял с них, как мы это делали из самопалов. Так что если в этом ракурсе рассмотреть историю, то она вполне могла произойти, но серьезно воспринимать что с таким ружьями отправлялись на фронт, я конечно не могу.
          1. 0
            28 июня 2021 09:15
            Вполне, возможно,что их использовали для обучения резервистов и то как еденичные случаи
  5. +2
    23 июня 2021 07:15
    Время все стирает. Фраза шаблонная, но с ней сложно поспорить.

    Вопрос, что есть люди, которым история любого городка и человека - небезразлична.
    И не все превращаются в «Иванов, родства не помнящих».
    1. -1
      23 июня 2021 09:26
      Почему человеку важна не только его нынешняя конкретная семья, но важно осозновать себя частью чего-то большего, чем ближайшие родственники, а именно -- ощущать себя частью рода? Потому что род -- это такая система отношений, которая позволяет чувствовать себя куда более уверенно, чем человек, отрванный от рода, лишенный корней, безродный. При этом корни образуются не только и не столько ныне живущими родственниками, но и давно ушедшими в мир иной. Заслуги ушедших зачастую оказываются весомее живущих, и, назвав свою родовую фамилию, человек получает от общества куда больше привелегий и снисхождения, чем безродный.
      Лишенный корней безродный одинок, слаб и потерян, ему приходиться тратить намного больше усилий, чем родовитому, чтобы занять с последним равное положение в обществе. Опираясь на знания и опыт ушедших предков, их авторитет, "родовитый" при прочих равных условиях достигает в жизни большего, чем "безродный", часто через угнетение, подавление последнего. И, сохраняя опыт и знания предков, "родовитый" успешнее приумножает то и другое, передавая накопленное уже своим потомкам.
      Из конкретных родовых связей с прошлым каждого отдельного человека складывается родовая память народа.
      Система была сломана.
      Получилось так, что в нашей стране в течение 20-ого, а затем начала 21-ого веков к власти постепенно пришли безродные чиновники, у которых не было предков, достойных долговременной памяти народа. И тогда, чтобы поддержать свою личную репутацию за счет сиюминутных популистских дел, они выдвинули лозунг, согласно которому дети не отвечают за родителей, сводя тем самым к нулю не столько неблаговидные дела предков, сколько их заслуги перед страной. Но понимая важность родословной, а она, важность родословной, никуда не делась, они покупают, либо придумывают себе пышные родословные, тем самым сводя к нулю заслуги скромных офицеров и солдат, павших в боях за честь страны. И чтобы не выглядеть погано на фоне подлинных героев, они, чиновники всех рангов, делали и делают всё, чтобы уничтожить память о павших, тем самым обращая народ в скопище безродных неудачников. Тем самым поднимая цену себе и подчеркивая таким способом свои значимость и незаменимость.

      Народ не согласен. Он ищет свои корни. По крайней мере лучшая его часть.
      1. +2
        23 июня 2021 15:56
        Всегда можно начать.

        Даже, если с себя, то третьему попколению будет, что вспомнить.

        Хотя, глядя вглубь, лучше чувствуешь историю через своих предков.
        1. +2
          23 июня 2021 16:13
          Историей сделано столько, что вглядываясь вглубь, дальше деда с одной стороны и прадедов с другой ничего не вижу.
          И то, что вижу, не вселяет вдохновенья. Никто не умер сам, от старости или болезни.
          1. +2
            23 июня 2021 18:07
            Годы рождения дедов - 1906 и 1907 оставили больше шансов выжить в Великой Отечественной.

            Что хлебнула бабушка по материнской линии (1919 г. р.) сложно и представить.
            Ранения и контузии десятками измерялись.
            И это не фигура речи.
            1. +1
              23 июня 2021 18:34
              Ну, мои бабушка и прабабушка со стороны матушки моей остались целы, как и бабушка со стороны отца, -- прошли испытания злыми временами. Но мужская половина предков...
              В ином случае быть женщиной лучше. Но получается так, что -- одинокой женщиной. И нет ответа, лучше ли это.
              1. +2
                23 июня 2021 20:34
                А кроме фразы, что у каждого свой Крест, ничего и не скажешь.

                Разве что ещё добавить:

                «Времена не выбирают» (с).
                1. +2
                  23 июня 2021 21:16
                  "В них живут и умирают..."
                  Что будут думать люди о нашем времени? Наверное, совсем противоположное, чем мы. По крайней мере половина потомков.
                  1. +2
                    23 июня 2021 22:12
                    Вопрос, какими они будут. Уже усиливается дифференциация между поколениями.
                    1. +2
                      23 июня 2021 22:24
                      Идет по нарастающей. И скоро будет так, что общество окажется расколотым на мелкие группы, не понимающие друг друга. Вавилон?)))
                      1. +2
                        23 июня 2021 22:28
                        Вавилон.
                        Но свой круг общения мы найдём.

                        За ближайшие 15 лет вполне спокоен.
                      2. +2
                        23 июня 2021 22:32
                        За Вас я рада. И понимаю, почему. Мне бы обрадоваться за себя, но не получается. И тоже понимаю, почему. Несу карму предков.
                      3. +1
                        23 июня 2021 22:47
                        Нельзя говорить за себя. Не настолько самоуверен.
                        Но кто-то из круга общения обязательно сохранится.

                        О карме предков - очень тонкий пункт.
                        Совсем не готов говорить - что и как.

                        Почему-то сопровождает разговор песня «Иваси»: «Мой милый».
                      4. +2
                        24 июня 2021 14:14
                        Скромная целомудренная песня под переборы недорогой гитары -- крайне трогательно. И впечатляет одухотворенностью надежды музыкальный ряд.
                        Но на фоне -- чудовищная последовательность современной вульгарной эротики, навязчиво-избыточной, безвкусной. Надо будет послушать в другом исполнении.
                        Сергей, вчера прочла, но не ответила -- сумбур жары.
                      5. +1
                        24 июня 2021 16:22
                        У «Иваси» интересные песни. Полевые.
                      6. +2
                        24 июня 2021 18:17
                        "Полевые" -- это... Гадать не буду. Что Вы имеете в виду?
                      7. +1
                        24 июня 2021 18:50
                        Те, что пишутся в дороге. И о дороге.
                      8. +2
                        24 июня 2021 19:26
                        Самые искренние. Не на потребу публике, а как бы про себя и для себя. Теперь понятно.
                        Самые лучшие стихи и песни -- это когда про себя. Банально, но факт. Никто не придумал ничего такого, что могло бы задеть постороннего человека сильнее, чем идущее от сердца чувство. Каково бы оно ни было. Искусственный конструкт, умело сделанный по рецепту, имеет в памяти короткую жизнь.
                      9. +1
                        24 июня 2021 21:07
                        Конечно.

                        «Рубцевать себя по нежной коже,
                        Кровью чувств ласкать чужие души» (с).
                      10. +2
                        24 июня 2021 22:20
                        И... В общем, я человек природно застенчивый, зажатая я )))
                        Приведенная цитата всё же бьет по нервам некоей неуместной для таких, как я, экспрессивной откровенностью. Да, если не ошибаюсь, это оттуда, но... Интеллект требует полутонов, полунамеков, иные из которых, дополненные воображением, создают куда более сильную картину, чем экспрессия, своей непомерностью исключающая соавторство слушателя и пуще того -- отпугивающая его. Получается творчество лишь для себя. Не многие способны подглядывать. Да, вот тут у меня возражение. Ну, кому-то подойдет и даже покажется скромным. Мазохисту wassat )))
                      11. +1
                        25 июня 2021 01:15
                        Да. Есенин мог удивиться.
                      12. +2
                        25 июня 2021 06:00
                        Потому мне близок Маяковский. Он о себе через лошадь.
                      13. +1
                        25 июня 2021 06:24
                        А это два голоса одного времени.
                      14. +2
                        25 июня 2021 06:49
                        Но каких разных! Мне не близка русская деревня. Мне никакая деревня не близка. Я не апологет ни её доброты, ни её злобы и тем более её откровенности и бесцельной, не озадаченной полезным тоски.
                      15. +1
                        25 июня 2021 07:34
                        А Есенин и по Москве прошёлся. И почти до Шираза доехал.

                        Какая была деревня того времени, наверное, можно почувствовать.
                        Не визитом в Константиново.

                        А памятью предков, колодцами-журавлями и косами, полями с колосками, лесом за околицей.
                      16. +2
                        25 июня 2021 12:46
                        Такая память существует и у меня, но теплого отношения не вызывает. Дикая, безлюдная природа Чукотки и Дальнего Востока, где я была наедине с собой, -- это моё. Реальные люди не вызывают ощущения Родины. Они вызывают понимание, что должны быть, иначе не будет страны.
                      17. +1
                        25 июня 2021 15:07
                        У меня Дальний Восток - урывками, но всегда восхитительными.
                      18. +2
                        25 июня 2021 16:57
                        Главное, чтоб ощущения были. Когда их нет, нет жизни. Такая жара, что я ровно в таком состоянии. Которое иначе как отсутствием жизни и не назовёшь. Может, мне наконец стало понятно, что я в аду? Ну, или ад периодически прояляется, кажет себя.
                      19. +1
                        25 июня 2021 21:57
                        Нет. Это слишком хорошо: свобода передвижения, свобода залезть в ванну. Выбор, опять же, прохладительных напитков.
                      20. +1
                        25 июня 2021 23:02
                        Свободный человек, медлительный гурман, небрежно обращаясь к сомелье: -- А кваса у вас нет?.. А что ж так слабо? Я разочарован...
                        drinks wassat ))))
                      21. +1
                        25 июня 2021 23:28
                        Кто пьёт квас в сомелье далеко не всегда нуждается.
                      22. +1
                        26 июня 2021 00:01
                        Ну так и сомелье не нуждается в таких клиентах! Сколько людей на свете, не нуждающихся друг в друге. Вот я, к примеру, не нуждаюсь в услугах персонала яхты. И мне от этого даже не уныло.
                      23. +1
                        26 июня 2021 05:10
                        Ни разу не ступал на борт яхты. Пробел в образовании.

                        Но это не значит, что отказался бы от условной бригантины.
                      24. +1
                        26 июня 2021 07:43
                        Мой вестибулярный аппарат уже никуда не годится. После прошлогодней болезни. Даже от бригантины откажусь. И так -- по многим пунктам. Со временем человек добровольно отказывается от многого, желая удержать жизнь. И лишь сама жизнь -- это то, от чего отказываются очень редко в добровольном порядке. Но она все равно уходит. Это не то, что можно удержать или отдать добровольно. Как и любая вещь, она имеет срок годности.
                      25. +1
                        26 июня 2021 09:39
                        К качке морской отношусь хорошо. Впрочем, было ее немного.
                      26. +1
                        26 июня 2021 11:27
                        Качка хоть на море, хоть по жизни -- это не то, что меня привлекает.
      2. +1
        24 июня 2021 13:36
        Опираясь на знания и опыт ушедших предков, их авторитет, "родовитый" при прочих равных условиях достигает в жизни большего, чем "безродный", часто через угнетение, подавление последнего.

        Ну это когда род знатный и богатый. "Родословная" незнатного и небогатого ничем не поможет избежать угнетения и подавления ввиду отсутствия знатности и богатства. Сейчас не феодальная эпоха, чтобы знание родословной как-то влияло на жизнь человека.

        Получилось так, что в нашей стране в течение 20-ого, а затем начала 21-ого веков к власти постепенно пришли безродные чиновники, у которых не было предков, достойных долговременной памяти народа.

        И кто это такие "предки, достойные долговременной памяти народа"? Не императорская ли семья, графы, князья и прочая аристократия, которая по сути паразитировала на народе за редким своим исключением.
        А безродные чиновники 20 и 21 века не имели что ли предков, или все-таки были родителями рождены? А то что о предках "безродных людей" ничего не писали, так это не значит, что этих предков не было.
        Ну так вот эти-то "безродные чиновники XX века" сделали СССР передовой страной в экономическом, научном и военном плане, одной из самых влиятельных стран мира, страной всеобщей грамотности с миллионом ученых из безграмотной Российской империей, первой космической державой, резко снизили смертность, изжили многовековые болезни типа тифа, холеры и т.д.
        А люди с достойными родословными рассуждали о божественном характере власти царя, принимали указы о кухаркиных детях и боялись дать образование своим гражданам, опасаясь за свои права и привилегии.

        Народ не согласен. Он ищет свои корни. По крайней мере лучшая его часть.

        Народу (по крайней мере, лучшей его части) нужны доступность хорошего образования, хорошее здравоохранение, нормальные рабочие места и условия труда, время для образования и саморазвития, справедливость в конце концов. Чтобы были условия и программы т.н. "инвестиций в человеческий капитал". Знать корни - хорошо, но это прошлое, из него будущего не создашь.
        1. 0
          26 июня 2021 11:30
          Дорогой коллега!
          Вы затронули очень серьезный вопрос, ответ на который может дать полемика к статъе "Власть и народ". На ВО такого нет.
  6. +5
    23 июня 2021 09:13
    Казалось бы автор поставил себе самую что ни на есть благородную цель - описать героизм русских солдат на полях сражений Первой мировой войны. Достойная цель, так как после ухода с сайта историка Олейникова тема Первой мировой основательно подзабыта и попытки автора можно только приветствовать.
    Но вот качество попыток разочаровывает. Создается впечатление, что героизм русских солдат является только фоном для очередной агитки на заезженную тему о том, что
    "вся затея с неподготовленным наступлением в Восточной Пруссии была за гранью здравого смысла и имела только одну цель – оттянуть часть немецких войск с Западного фронта."

    21 февраля (5 марта)1912 г. на совещании высшего генералитета империи было одобрено мобилизационное расписание № 19, предусматривавшее выдвижение к западным границам войсковых объединений для начала наступательных операций по двум расходящимся направлениям: на северо-западе против Германии июго-западе против Австро-Венгрии, не дожидаясь завершения всеобщей мобилизации. Предусматривалось два сценария - "А" и "Г".
    Согласно варианту «А», который становился руководством к действию в случае, если Германия направит основные силы против Франции, оставив на востоке лишь несколько корпусов для прикрытия границы с Россией, главным противником становилась Австро-Венгрия. Тогда против нее в полосе Юго-Западного
    фронта на линии Ивангород – Люблин – Холм – Дубно – Проскуров сосредотачивались 3-я, 4-я, 5-я и 8-я армии, а против Германии на рубеже Шавли –Ковно – реки Неман, Нарев и Западный Буг концентрировались 1-я и 2-я армии – лучшие по кадровому составу и вооружению.
    План «Г» вступал в силу при условии, если бы Германия предпочла бросить основную массу войск на
    борьбу с Россией. В соответствии с ним на германский фронт кроме 1-й и 2-йнаправлялась также и 4-я армия. Впрочем, по признанию офицеров ГУГ Ш и штабов приграничных округов, второй сценарий будущей кампании рассматривался как наименее вероятный.
    И если посмотреть подробнейший анализ хода Восточно-Прусской операции, представленный в этой книге, то в соответствии с планом "А" русское командование и действовало.

    Более того, германское командование подобные действия русской армии предполагало и Шлиффеном были проработаны подробные планы ответных действий, реализованные в 1914 году.
    1. +4
      23 июня 2021 13:07
      Вик. Ник,день добрый. Соглашусь с Вами: без Олейникова тема ПМВ"забыта".
      Я далеко не восторге от автора после Олейникова это небо и земля. К сожалению сайт беднеет на интересных авторов. Фактически "История"держатся на 2-3 авторах. Это печально
      1. +4
        23 июня 2021 13:21
        Я Вам скажу больше - эта сегодняшняя публикация - плохонький плагиат статьи ученика Брянской гимназии №3 Шалыгина А.Е., которую он представил для участия в студенческой научной конференции.
        В приличном обществе принято указывать первоисточник, но это, очевидно, не для сайтовских авторов.
  7. BAI
    +4
    23 июня 2021 09:22
    У Пикуля в "Честь имею" на эту тему написано.
  8. +2
    23 июня 2021 10:55
    Все верно , и в комментах и в статье.

    Надо помнить. Но памятники прибыли не приносят.
    1. +1
      25 июня 2021 00:22
      Все верно , и в комментах и в статье.

      Надо помнить. Но памятники прибыли не приносят.


      Памятник русским воинам ПМВ в Калининграде ( быв.Кёнигсберге).
      Мы помним и памятник не ради прибыли ставили..
      Ради памяти.

  9. +2
    23 июня 2021 11:26
    Почему я заговорила о важности родовой памяти?

    И ловлю я себя на еретической мысли (хотя отчего на еретической, посмотрите хотя бы на Украину) – сменись власть, и точно так же поступят местные чиновники с памятниками той войны, ибо нечего деньги на глупости тратить – памятники не доходные.


    Для коллег важны перипетии боев, конкретные детали военных операций. Для меня -- память, о которой говорится в отрывке, взятом из статьи уважаемого Автора.
    Вот эти солдаты и офицеры -- они не были и не стали основанием родовой пямяти правящей политической верхушки царской России. Ибо родовая связь этой верхушки опиралась на правящие дома Европы, а значит и должны были выполняться обязательства перед ней. Народ России воспринимался как безликая масса аборигенов с некими национальными признаками. И вот уже царский двор устраивает пышный маскарад, на который великие княгини и прочие аристократки являются разодетыми в национальные наряды различных губерний России. На этом все!
    А названия погибших полков? Знамя? Да легко! Восстановим и бросим теперь уже против "безликой, безродной массы".

    Связь, в тяжких боях возникающая между офицерами и солдатами, скрепленная героизмом каждого, обагрённая их кровью и смертью, зачастую рассыпалась в обыденной жизни. Если на Западе обращение "мистер", "месье" или "герр" относилось равно к бомжу и важной персоне, то до сих пор в нашей жизни подавляющее большинство начальников, гражданских и военных, обращается к подчинённым на "ты", разрывая тем самым родовую связь нашего народа. Отюда и проистекают корни утраты народной памяти.
    1. +3
      23 июня 2021 12:16
      а что, от того что бомжа называют "герр или мсье" у него сразу желудок полный, одежка обновилась? Или если пролетария назвали "мистер" или еще как то ему тут же прибавили в з/п. улучшили условия труда и прочее?
      подавляющее большинство начальников, гражданских и военных, обращается к подчинённым на "ты", разрывая тем самым родовую связь нашего народа.
      Скажу из своего опыта - если офицер обращаясь ко мне говорил - "Слышь Вольдемар! Почему ночью температура в кубрике была +20 а не +18 как положено?" То я прекрасно понимал что спорол косяк, и нужно сделать выводы! А вот если начиналось официально-уставное на ВЫ - "Военный! Я не понял! Почему во время ВАШЕЙ вахты в кубрике была не уставная температура" - то я понимал - "все! Сейчас вывернут мехом во внутрь и насуют полны задний проход огурцов". Я это к чему - не стоит все мерять категориями!!!! Мир и отношения в нем сильно шире чем обращения между начальниками и подчиненными. И, при чем тут народная память?
      Вот эти солдаты и офицеры
      Офицеры как бы были из дворян! многие даже наверняка из древних и уважаемых родов если что.
      1. +2
        23 июня 2021 14:01
        Ух, как же я с этим согласен! Сам был сержантом, не понаслышке знаю что бывает за вежливым обращением! soldier
  10. -1
    23 июня 2021 12:08
    но в духе разоблачения преступлений царизма, дела до каких-то там полков не было никому
    а что, их не было? И Россия "цвела и пахла" я так понимаю, пока не пришли "проклятые большевики"?
  11. +6
    23 июня 2021 12:33
    143 Дорогобужский полк и его командир до конца были верны воинской присяге,а подвиг солдата всегда достоин уважения. Погибли они хоть в 1613 , хоть 1914 или1941, они исполняли свой долг.
  12. BAI
    +3
    23 июня 2021 12:53
    В 1939 г. в Праге в издании русского «Морского журнала» − органа связи чинов Российского Императорского флота – вышла брошюра под названием «Немцы о Русской Армии». Ее автор − солдат Мировой войны, а в тридцатые годы один из ведущих военных публицистов Германии − Вальтер Бекман .
    несколько цитат:

    Долгом чести я счел рассеять те превратные представления, которые держатся отчасти в Германии o старой Русской Армии, дав понятие o совершенном ею, об ее подвигах, a также и o pycском солдате и его выдающихся качествах...
    Пусть написанное мною попадет в руки тех, кто во время Мировой войны в рядах славной Императорской Русской Армии сражался с нами... Им посвящается эта книга!


    Увенчанная славой, старая Императорская Русская Армия отошла в вечность. Исчезли ее гордые традиции. Не осталось памятников, напоминающих об ее деяниях. Над безвестными могилами тех, кто пал в ее рядах, шумят леса и ветер поет панихиды.
    Но на скрижалях истории железным резцом врезана повесть об ее победах:
    Полтава, Кунерсдорф, Бородино, Севастополь, Порт-Артур, Луцк и сотня других имен светит немеркнущим светом из сумрака прошлого


    Да будет же позволено нам, германским фронтовым солдатам, воздать эту хвалу старой Русской Армии − соратнику прежних времен, доблестному противнику в Мировую войну.
    В память этого честного врага в Великую войну опускает, салютуя, свою шпагу немецкий воин
  13. +2
    23 июня 2021 20:07
    Слава, Слава, Слава
  14. -3
    24 июня 2021 18:26
    А стоило ли спасать французов ценой своих жизней? Благодарностью французы не воспылали, наоборот, как интервенты взорвались в революционную Россию. Да и во время ВОВ очень многие вербовались в нацистское войско совершенно добровольно.
  15. 0
    29 августа 2021 16:59
    Не для них наступила весна не для них Дон разольётся. Вечная память Героям.