Итурупский инцидент 1968 года

Как известно, на протяжении всей Холодной войны США и их союзники вели против СССР широкомасштабную разведывательную деятельность с нарушением морских, воздушных и сухопутных границ. Особенно вольготно американцы чувствовали себя в воздушном пространстве, совершая неглубокие прорывы границы на малой высоте (тактическая разведка) или на большой высоте и на огромное расстояние (стратегическая разведка), пролетая над кораблями, военными базами, городами и селами Советского Союза. Парк самолетов-разведчиков у США и других стран НАТО был обширен. ЦРУ и Пентагон имели свои собственные авиаподразделения для выполнения разнообразных задач. Разведывательным делом занималась и авиация нейтральных стран. Иногда конфликты разрешались по международным правилам, а иногда нарушителей уничтожали.

Итурупский инцидент 1968 года


К сожалению, об инцидентах на границах СССР в 60-е годы нам известно очень мало в связи c жесточайшей цензурой в то время. Однако западная пресса сообщает, что за период с 1967 по 1970 годы только со стороны США имело место более десяти нарушений воздушных границ нашей страны. Одно из таких драматических событий случилось в 1968 году. О нем нет упоминаний ни в одном из официальных советских источников, а свидетельства очевидцев крайне противоречивы и неполны.


Утром 1 июля 1968 года на остров Итуруп – второй от японского Хоккайдо остров Курильской гряды, поступила информация о том, что американской самолёт пересёк неподалеку границу Советского Союза. В то время шла война во Вьетнаме, и поблизости над нейтральным пространством проходила воздушная трасса американцев, перебрасывающих свои войска и снаряжение. Летчики, совершавшие патрулирование, часто видели эти самолеты. В тот день американский самолет Дуглас ДС-8, принадлежавшей одной из транспортных компаний США «Seabord World Airliners», впервые летел по данному маршруту.

Чтобы проследить за тем как ведет себя самолет, на борту находился вице-президент компании. Взлетев с американской земли, лайнер миновал Алеутские острова и на 150 километров углубился на нашу территорию. Как это случилось до сих пор остается загадкой, поскольку видимость в тот день была хорошей, что собственно и спасло самолет, опознанный как гражданский. Позже американские летчики ссылались на неисправную навигационную аппаратуру, но известно, что японские диспетчеры безуспешно предупреждали экипаж об отклонении от курса по радио.

Дуглас ДС-8 – американский реактивный авиалайнер компании «МакДоннел Дуглас», производился с 1958 по 1972 года, став первым гражданским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. ДС-8 рассматривался как аналог Боинга 707, продажи которого превысили продажи ДС-8 в два раза. И те, и другие используются преимущественно в качестве грузовых самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки. Длина более пятидесяти метров, размах крыльев 45 метров, максимальная крейсерская скорость 950 км/ч.


Итурупский инцидент 1968 года
McDonnell Douglas DC-8-63CF, принадлежащий той же авиакомпании «Seaboard World Airlines»


Подполковник Ярослав Хиров, оставшийся на базе, на острове Итуруп за командира полка, связался со штабом дивизии на Сахалине, потом переключился на Хабаровск и получил приказ из штаба командующего посадить, а не сбивать нарушителя государственной границы СССР. Третья мировая война могла начаться по любому поводу – отношения между США и СССР были накалены до предела. В 9:01 в воздух поднялось дежурное звено МиГ-17 под руководством пятерых асов: И. К. Мороза, И. Ф. Ветушко, Ю. Б. Александрова и В. А. Игонина во главе с командиром эскадрильи капитаном Сальниковым (все летчики были в капитанских званиях). Догнав нарушителя, они, как это полагается по международным правилам, показали маневром знак, который гласил о нарушении границы. В ответ не последовало никакой реакции. Через пару минут полета советские летчики показали еще один знак – «следуйте за нами». Но американский самолет не сбавил скорости и попытался уйти на недоступную МИГам высоту. Ситуация становилась критической, летчики получили разрешение сделать предупредительный выстрел. Залп из трех пушек буквально перед самой кабиной самолета подействовал отрезвляюще. Командир американского корабля показал большим пальцем вниз, и ДС-8 проследовал на аэродром «Буревестник».

Буревестник – военный аэродром, расположенный на острове Итуруп для базирования истребительной авиации и прикрытия района Южных Курил. Здесь размещался 387-й истребительный авиаполк, имевший на вооружении самолеты МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21бис, а с 1983 года и МиГ-23. На аэродроме выполнялись гражданские авиарейсы, но он оставался в собственности Министерства обороны СССР и не был включён в список аэродромов совместного базирования.


Американцу сильно повезло, когда при первом ознакомительном облете посадочной полосы он чудом не врезался в вулкан Грозный. Пока самолеты шли на посадку, у командующего в Хабаровске вспомнили, что на аэродроме взлетно-посадочная полоса длиной всего 1200 метров плюс немного наращенной «железки» – гофрированных металлических пластин с прорезями, полученных ещё по ленд-лизу, что вполне хватало миниатюрным истребителям. Срочно приказали дать сигнальные ракеты в воздух, но опоздали, в штабе повисла театральная пауза. В 10:40 ДС-8 благополучно завернул в отведенный ему «карман» и остановился целый и невредимый. Чтобы гости не сбежали, к самом носу самолета работники аэродрома подогнали трактор.

Командир американского экипажа Джозеф Тальзанини ни слова не говорил по-русски. Ярославу Хирову пришлось вызвать учительницу английского! языка, которую американец итальянского происхождения понять не смог. В конце концов, разговор смогли построить на немецком, который оба офицера немного понимали. Оказалось, что DC-8 перевозил во Вьетнам более двухсот американских солдат, направляющихся из отпусков и госпиталей по месту прохождения службы. После посадки американские морские пехотинцы разбрелись по всему аэродрому, скромная рота охраны ОБАТО не в состоянии была обеспечить содержание нарушителей под арестом, как того велят уставы

Итурупский инцидент 1968 года

Итурупский инцидент 1968 года
Стюардесса DC-8 с камерой, с помощью которой она сделала снимки с борта самолета и советскими сигаретами, которые она оставила себе в качестве сувенира. Фото опубликованы в журнале «Time»


По свидетельствам очевидцев советских военных на острове в то время находилось всего несколько сот человек: «...в основном так называемый технический персонал, обслуживающий полеты – механики, заправщики, техники, метеорологи, связисты и так далее. Только пограничная застава – около 30 солдат – вооружена достаточно. У остальных – летчиков и нескольких офицеров – были пистолеты, а у часового, охранявшего стоянку дежурных самолетов, – карабин без патронов. Конечно, на складах оружия хватило бы на всех. Но если что, людей пришлось бы собирать с десятка объектов, а ведь это время. В общем, у нас шансов не было...».


В это время шел бурный радиообмен с Сахалином и Москвой. Все были в замешательстве, первый приказ гласил: «Действуйте согласно обстановке». Но как, не сообщалось. Только где-то спустя час из Москвы поступило установка: «Задержать американцев до особого распоряжения министра обороны Андрея Гречко». Пришлось решать вопрос о том, как и где разместить всю массу людей. В конечном счёте морским пехотинцам выдали матрасы, одеяла и расположили прямо на полу в местном клубе, а экипаж и стюардесс поселили в одном из зданий на территории аэродрома. Все строения были старые, деревянные. Кормили чёрным хлебом, консервами, лапшой. Давали сыр, масло, кофе и сигареты. В каком-то смысле американские солдаты были идеальными пленниками – не выдвигали требований и передвигались в столовую только строем под грозные крики капралов. Оружие они сложили в клубе-казарме в одном месте, выставили часовых. Очевидно, янки понимали, что находятся на территории государства из противостоящего военного блока и ничего хорошего от нас им не будет. Никаких дружеских обменов обмундированием и братаний с местными не было.

Посол США в СССР получил ноту протеста. Американцы принесли свои извинения, объяснив, что нарушение воздушного пространства СССР было непреднамеренным. Им, конечно, не поверили, и на Курилы прибыли высшие военные чины, разведка и кэгэбэшники. Специалисты обследовали самолет со всех сторон с целью выяснить, почему отказала навигация или все это тщательно спланированная акция для проверки защищенности наших дальних рубежей. Экипаж и командиры морской пехоты были допрошены. Джозеф Тозолини вообще категорически отрицал сам факт пересечения границы, но, в конце концов, подписал документ о нарушении воздушного пространства СССР. На третьи сутки было принято решение отпустить ДС-8 курсом на Токио.
Cамолет дозаправили горючим и загрузили в него большое количество воды и еды: сахар, масло, галеты, кофе. По предварительной оценке со своим разбегом и загрузкой ДС-8 должен был оторваться от земли как раз там, где уже находился Тихий океан. Поэтому своей печатью Тальзанини подтвердил, что он не возражает, если его самолет не сможет взлететь с взлетно-посадочной полосы. Когда Дуглас уже был готов к взлету, из штаба с Сахалина неожиданно поступил приказ: «Не выпускать до особого распоряжения». На взлетную полосу поставили тягачи. Через некоторое время поступил приказ: «Выпускать», тягачи убрали, и самолет пошел на взлет. Вопреки всем предположениям и благодаря мощным двигателям совместно с мастерством пилотов, Дуглас взмыл в воздух с середины бетонки. И тут снова повторилась команда: «Не выпускать». Но самолет уже улетал.

Итурупский инцидент 1968 года
Итурупский инцидент 1968 года
DC-8 на аэродроме «Буревестник»


Стоит отметить несколько забавных моментов, связанных с событием:
• Вице-президент авиакомпании, демонстрируя западную порядочность, попытался расплатиться чеком за залитые в баки самолёта пять тонн авиационного керосина. Летчики смеялись, когда он бегал от одного к другому, пытаясь понять, на кого же все-таки выписать чек.
• Морским пехотинцам пришлось вручную разворачивать ДС-8, так как полоса не позволяла самостоятельно развернуться такому большому самолёту, а от тягачей Тальзанини отказался.
• Один из дней пребывания янки на нашей земле совпал с днем рождения капитана американского самолета.
• С этого инцидента берет свое начало анекдот, о том как один из пассажиров, оглядев убогую обстановку аэродрома, говорит другому:
– А я слышал, что здесь расположена крупная авиабаза.
– Вся база под землёй, а это – просто маскировка!


Итурупский инцидент 1968 года
МиГ-17 на аэродроме «Буревестник». 1963 год


Примерно через час ДС-8 приземлился на авиабазе Мисава на севере Японии, где Тозолини вновь отказался от своих извинений, утверждая, что его самолёт не пролетал над советской территорией. Позже летчиков наградили памятными подарками, Ярославу Хирову выразили благодарность. Командир из Сочи прислал ему поздравительную телеграмму со словами: «Ну и повезло же тебе, мужик».

В 1979 году по Итурупу прошёл страшный тайфун, который полностью разрушил железную взлетно-посадочную полосу, повредил и уничтожил немало самолётов, погубил несколько человек. После этой природной катастрофы «железку» решили не восстанавливать. На старом месте был построен современный аэропорт с бетонной взлетно-посадочной полосой. Плиты возили на остров морем, в результате чего в народе аэродром получил прозвища «непотопляемого авианосца Советского Союза» и «золотого аэродрома страны».

Итурупский инцидент 1968 года

Итурупский инцидент 1968 года

Итурупский инцидент 1968 года
Аэродром «Буревестник» после тайфуна "Тип". 1979 год
Автор: Игорь Сулимов


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 23
  1. JonnyT 25 сентября 2012 08:38
    Морпехи США перепугались))))) забавно........А Тозолини лживая !!
    1. Сахалинец 25 сентября 2012 09:59
      А что эти контрацептивы хоть раз за свои слова отвечали.
  2. Ramses_IV 25 сентября 2012 08:47
    Ничего об этом инциденте не слышал. Автору плюс.
    1. Краснодарец 25 сентября 2012 18:39
      Истребители красавчики и реальные асы, если смогли дать очередь впритирку с кабиной на таких скоростях! hi
      1. алекс 241 25 сентября 2012 18:53
        Да кто бы спорил,только в каких условиях жили!Вспоминается наша офицерская общага,-40,и туалет на улице.Романтика черт ее возьми wink
        алекс 241
  3. Инсургент 25 сентября 2012 09:32
    Дуглас ДС-8 – американский реактивный авиалайнер компании «МакДоннел Дуглас», производился с 1958 по 1972 года, став первым гражданским самолётом, преодолевшим звуковой барьер. ДС-8 рассматривался как аналог Боинга 707, продажи которого превысили продажи ДС-8 в два раза. И те, и другие используются преимущественно в качестве грузовых самолетов и самолетов радиоэлектронной разведки. Длина более пятидесяти метров, размах крыльев 45 метров, максимальная крейсерская скорость 950 км/ч.

    Что за бредятина какой звуковой барер при скорости 960 км/ч ?
    Инсургент
    1. laurbalaur 25 сентября 2012 11:02
      Тоже заинтересовался сверхзвуковыми возможностями ДС-8. В Википедии написали: 21 августа 1961 г. Дуглас DC-8 преодолел звуковой барьер и достиг скорости 1.012 М или 1262 км/ч. в ходе управляемого пике с высоты 12496 м. Полёт предпринимался с целью собрать данные для проектирования новых передних кромок крыла.
      laurbalaur
    2. viktorR 25 сентября 2012 11:45
      Ну это же крейсерская, а не максимальная. Может и разгонялся до маха, но чет тоже слабо верится, надо поискать, почитать...
  4. biglow 25 сентября 2012 09:51
    Как много всего еще скрыто в архивах
    biglow
  5. Yuri11076 25 сентября 2012 10:04
    Статью прочитал с интересом, спс...
    1. Краснодарец 25 сентября 2012 18:38
      А стюардесса-то симпатичница! Видимо чтобы все 200 пехов в форме держать! good
      1. rumpeljschtizhen 25 сентября 2012 19:29
        Краснодарец полностью согласен......самое классное фото
  6. anchonsha 25 сентября 2012 10:19
    Спасибо автору за такую информацию. Возможно и верно было, что многое от общественности скрывали. Зато сейчас что хочешь можешь найти и ужаснуться от происходящего в мире и стране, сколько негатива от этого выливается на людей, многие даже не выдерживают этого....
    anchonsha
  7. strannik595 25 сентября 2012 11:09
    военные любых стран и блоков, как правило, всегда находят общий язык, а политики доводят ситуацию до конфронтации......статье плюс, с удовольствием прочитал.........надо же, даже от тягачей отказались........впечатлило от такой картины как разворот огромного самолета бригадой морпехов
  8. Дублер 25 сентября 2012 11:10
    Интересный факт. "Знай наших!" называется. wink
  9. Funker1981 25 сентября 2012 11:19
    "Ярославу Хирову пришлось вызвать учительницу английского! языка, которую американец итальянского происхождения понять не смог."

    Улыбнуло. наши учительницы разговаривают на таком английском, что на нем уже сами англичане давно не разговаривают))

    "Когда Дуглас уже был готов к взлету, из штаба с Сахалина неожиданно поступил приказ: «Не выпускать до особого распоряжения». На взлетную полосу поставили тягачи. Через некоторое время поступил приказ: «Выпускать», тягачи убрали, и самолет пошел на взлет. Вопреки всем предположениям и благодаря мощным двигателям совместно с мастерством пилотов, Дуглас взмыл в воздух с середины бетонки. И тут снова повторилась команда: «Не выпускать». Но самолет уже улетал."

    А вот это уже не смешно. Противоречивые команды говорят об оврале, а оврал говорит неправильно поставленной работе.
  10. профессор 25 сентября 2012 13:44
    Историю эту слышал от служивших там и на Буревестнике сам бывал, однако нет более такого аэродрома (редко гражданские рейсы...), военный городок заброшен, зарос травой. sad
    Кто не боится расстроиться посмотрите в Google earth, там куча фото.
  11. Че 25 сентября 2012 16:10
    Слышал от военных пилотов об этом. Молодцы наши ребята. Сейчас бы так работали как тогда.
    Че
  12. Дядька 25 сентября 2012 16:18
    А Южнокорейский боинг всё-таки сбили.
    1. алекс 241 25 сентября 2012 18:42
      С тем боингом история очень мутная.
      алекс 241
      1. REPA1963 25 сентября 2012 21:51
        Ничего мутного по ящику был цикл передач об авиакатастрофах,там и про боинг всё расказали,лётчики сбились с курса не переключив при взлёте какую то хрень а наш истребитель зашёл сзади ,никаких трассеров не было ,запись с чёрных ящиков уже после развала СССР была передана корейцам из неё следует что они так и не поняли что с ними случилось,никакой аппаратуры обнаружено не было.......трагическая случайность во времена всеобщего психоза...люди летевшие с Урала на землю обетованную несколько лет назад тоже ничего не поняли когда ы их ракетой завалили.....сначала сказали что всем выплатят а теперь отказываются,ы одним словом....
        REPA1963
        1. Ratibor12 26 сентября 2012 00:58
          Цитата: REPA1963
          Ничего мутного по ящику был цикл передач об авиакатастрофах,там и про боинг всё расказали,лётчики сбились с курса не переключив при взлёте какую то хрень а наш истребитель зашёл сзади ,никаких трассеров не было ,запись с чёрных ящиков уже после развала СССР была передана корейцам из неё следует что они так и не поняли что с ними случилось,никакой аппаратуры обнаружено не было.......трагическая случайность во времена всеобщего психоза...люди летевшие с Урала на землю обетованную несколько лет назад тоже ничего не поняли когда ы их ракетой завалили.....сначала сказали что всем выплатят а теперь отказываются,ы одним словом....


          Ты дорогуша никак на том самом боинге летел!
          Ratibor12
          1. REPA1963 26 сентября 2012 20:21
            Я тебе не дорогуша,за базар можно и в хлебало,а насчёт боинга полно НАШЕЙ информации,он был гражданский....гриф секретности уже снят если интересно покопайтесь ...
            REPA1963
            1. Ratibor12 27 сентября 2012 01:49
              Цитата: REPA1963
              Я тебе не дорогуша,за базар можно и в хлебало,а насчёт боинга полно НАШЕЙ информации,он был гражданский....гриф секретности уже снят если интересно покопайтесь ...


              По пунктам:
              1)Ладно, не хочешь быть дорогушей, будешь дешовочкой. Вам, сударь, виднее.
              2)Кому в хлебало а кому и в РЕПУ. lol А ваш базар нашему рынку не в дугу и не по чину.
              3)ВАШЕЙ информацией можете выбивать слезу у офисных манагеров и пудрить мозги мозгонеимущим.
              Засим позвольте вас проэтосамить.
              Ratibor12
        2. Че 26 сентября 2012 07:31
          REPA1963,
          Амерская провокация чистой воды. Под гражданский самолёт косили спецслужбы, им на простых людей ср.. с большой колокольни.
          Че
        3. алекс 241 26 сентября 2012 21:58
          При обследовании обломков Боинга тел не обнаружено,на сопредельной территории параллельным курсом летел SR71,было заявлено что была сделана предупредительная очередь в 135 снарядов,На СУ15 нет пушки,только если подвешены УПК 23-250,но там были ракеты Р98....Выводы делайте сами.
          алекс 241
  13. rumpeljschtizhen 25 сентября 2012 19:30
    меня больше поразило..что вес прошло гладко простые люди не питали к друг другу ненависти видать
    1. алекс 241 25 сентября 2012 19:33
      В СССР такие инцеденты замалчивались.
      алекс 241
  14. scorpion74 25 сентября 2012 20:21
    Да были времена
    scorpion74
  15. Gren9 25 сентября 2012 23:22
    После посадки американские морские пехотинцы разбрелись по всему аэродрому


    Забавная картина была smile
    Gren9
  16. 16 обрспн 30 сентября 2012 22:50
    вот так так!!!!!!!!!!!забавно!!!!!
    16 обрспн

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня