Потомки старинных пищалей
Наименее многочисленными оказались макеты корабельных артиллерийских установок. На имеющихся фото- и видеоматериалах можно узнать комплексы А-190 «Универсал» (калибр 130 мм), АК-176М1 (76 мм) и А-220М (57 мм). Все новые корабельные артиллерийские системы объединяет новый подход к обеспечению защиты. Так, противопульное и противоосколочное бронирование орудийных башен выполняется из плоских панелей, расположенных под углом друг к другу. Такое техническое решение позволяет ощутимо снизить заметность башни для радиолокационных станций. В будущем, как считается, подобная конструкция артиллерийских установок поможет уменьшить «видимость» корабля в целом. Что касается характеристик огня, то в этой области корабельная артиллерия почти приблизилась к максимуму возможности. К примеру, самая мощная из представленных установок А-190 бьет стандартной «болванкой» на дальность порядка 21 километра. Досягаемость по высоте для этого орудия составляет 15 км. Другие артиллерийские установки, имея меньший калибр, выдают менее высокие показатели. Дальнейшее развитие корабельных артсистем будет заключаться в обновлении сопряженной с орудием электроники (РЛС обнаружения и наведения, баллистические вычислители) и в создании новых боеприпасов, в том числе и корректируемых. Как показывает практика применения подобных снарядов для сухопутной артиллерии, более дорогой единичный боеприпас в конечном итоге обходится заметно дешевле большого количества неуправляемых, которые необходимы для аналогичного поражения цели.
Тема корректируемых артиллерийских снарядов была поднята и в контексте сухопутной артиллерии. Имеются сведения о создании некоего сравнительно дешевого управляемого боеприпаса для пушек и гаубиц. Если такой проект действительно существует, то, возможно, будущие самоходки «Коалиция-СВ» будут стрелять, в том числе, и такими снарядами. На выставке было показано сразу два макета этой самоходки, отличающиеся друг от друга использованным шасси: колесным и гусеничным. Орудийные башни обеих самоходных артиллерийских установок аналогичны и оснащаются одинаковой гаубицей калибра 152 миллиметра. Стоит отметить, что в настоящее время проект «Коалиция-СВ» подразумевает более традиционный путь создания САУ, нежели в предыдущих своих итерациях. После ряда характерных проблем заказчик и исполнитель проекта решили отказаться от идеи двух орудий на одной машине. Поэтому современная «Коалиция-СВ» похожа на предыдущие самоходки, такие, например, как «Мста-С». Представители организации-разработчика – ЦНИИ «Буревестник» – утверждают, что основные отличия новой САУ от предыдущих заключаются во внутреннем оснащении. В первую очередь, «Коалицию-СВ» от других отечественных самоходок отличает необитаемое боевое отделение. Все процессы заряжания и наведения теперь осуществляются автоматикой, а экипаж САУ находится в отдельном объеме и имеет особо прочную защиту. В случае с гусеничным шасси (по-видимому, оно создано не на основе существующих образцов) три человека расчета размещаются в едином отделении управления, расположенном перед боевым отделением. Таким образом, во время боя бойцам не нужно находиться рядом с потенциально опасным боекомплектом или тратить силы на переноску тяжелых выстрелов.
Колесный вариант «Коалиции-СВ» в основных своих чертах похож на гусеничный, однако базируется на другой ходовой части. Судя по макету, в качестве колесного шасси использован восьмиколесный полноприводный грузовик семейства «КАМАЗ-6350». Внешний вид и компоновка колесного макета позволяют предположить, что весь расчет такой самоходки размещается в кабине базового автомобиля и оттуда же осуществляет управление огнем. При рассмотрении колесного варианта САУ «Коалиция-СВ» в глаза сразу бросается уровень защиты экипажа и вооружения. Очевидно, что колесные бронемашины обычно не оснащаются противоснарядным бронированием. Однако башня со 152-мм орудием все же планируется к установке на шасси «КАМАЗ». Одной из главных причин этого является большая дальность стрельбы. Согласно расчетам, «Коалиция-СВ» сможет бить на 70 километров, что снижает риск попасть под ответный огонь и полностью исключает обстрел противником прямой наводкой. Кроме того, для повышения вероятности выживания самоходки был создан новый режим стрельбы под названием «шквал огня». Суть этого нововведения заключается в стрельбе с максимальным темпом и постоянным изменением возвышения ствола. Благодаря правильной комбинации очередности выстрелов и начального угла полета снаряда достигается уникальный эффект: снаряды, выпущенные в сравнительно большой промежуток времени, долетают до цели почти одновременно. «Шквал огня» позволяет батарее самоходок не выдавать свое местоположение в течение довольно долгого времени, что позволит ей уйти с позиций до ответного удара.
Еще одним интересным экспонатом выставки стала реактивная система залпового огня «Торнадо». ГНПП «Сплав» из Тулы занимается этим проектом с целью максимальной унификации имеющихся на вооружении РСЗО. Унификация начинается с универсального для всех модификаций системы колесного шасси с формулой 8х8. На нем устанавливается единая система управления огнем и универсальная пусковая установка. Последняя, в зависимости от необходимости, может комплектоваться разными пакетами направляющих. В зависимости от установленных на боевую машину пусковых труб определяется ее модификация. На вариант «Торнадо-Г» устанавливается два пусковых модуля по 15 труб калибра 122 миллиметра в каждом. В такой конфигурации РСЗО может использовать снаряды от комплекса БМ-21 «Град» (отсюда литера «Г» в названии). Версия «Торнадо-У» несет два блока по восемь направляющих и использует 220-мм реактивные снаряды от РСЗО «Ураган». Наконец, самая крупнокалиберная модификация под названием «Торнадо-С» оснащается всего одним блоком на шесть пусковых труб. Малое количество снарядов компенсируется их характеристиками – «Торнадо-С» использует 300-мм ракеты комплекса «Смерч». В качестве временной меры в ожидании крупномасштабных поставок была создана альтернативная версия системы «Торнадо-Г», подразумевающая установку на боевые машины комплекса «Град» новой системы управления оружием.
В настоящее время отечественные системы залпового огня способны поражать цели на дальностях от трех до семидесяти с лишним километров. Последние версии ракет для комплекса «Смерч», например 9М528, способны лететь и на 90 км. Глава ГНПП «Сплав» Н. Макаровец обмолвился, что имеется техническая возможность для еще большего увеличения максимальной дальности полета ракет «Смерча». Новый порог радиуса действия – порядка 200 километров. Правда, Макаровец не рассказал никаких подробностей увеличения дальности, которые и представляют наибольший интерес. Дело в том, что у США уже есть опыт кардинального увеличения дальности стрельбы своих РСЗО M270 MLRS. Для поднятия радиуса действия с максимальных для штатных 240-мм снарядов сорока километров применяются ракеты семейства ATACMS. Вместо стандартной пусковой установки на боевую машину M270 монтируется другая, на две ракеты большего калибра (около 600 мм). Последние версии этих ракет, в частности MGM-168A Block 4A способны лететь на расстояние в 250-270 километров. Фактически, M270 с ракетами ATACMS перестает быть реактивной системой залпового огня и становится оперативно-тактическим ракетным комплексом. Отсюда исходит вполне очевидный интерес к словам директора предприятия «Сплав»: будет ли сверхдальнобойная ракета для «Смерча» настоящим боеприпасом для РСЗО или под видом последнего разработают управляемое оружие, аналогичное тому же «Искандеру»?
В целом, выставка на конференции, посвященной юбилею отечественной артиллерии, наглядно показала, что создание новых систем продолжается и имеет определенные успехи. Отечественная артиллерия по-прежнему остается на лидирующих позициях в мире и продолжает развиваться. Показанные на выставке макеты перспективных и уже строящихся артиллерийских систем продемонстрировали, что в истории отечественного ствольного вооружения рано ставить точку и уместнее будет многообещающее многоточие.
По материалам сайтов:
http://mil.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://burevestnik.com/
http://odnako.org/
http://rbase.new-factoria.ru/
Информация