Казаки-характерники – кто они?

Казаки-характерники – кто они?В казачьих районах России и Украины до сих пор живы предания о воинах, отличавшихся особым боевым мастерством и сверхчеловеческими способностями. Называли их казаками-характерниками, именно они составляли воинскую элиту Запорожской Cечи. Считается, что характерники являлись наследниками многовековых ведических знаний волхвов, которые подверглись жестоким преследованиям после принятия новой веры князьями Киевской Руси. Их будто бы не брали ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычная пуля, кроме серебряной.

Гетман Войска Запорожского Иван Золотаренко, заподозренный поляками в характерничестве, был убит в 1655 году в городе Старый Быхов выстрелом из ружья с колокольни католическим органистом Томашем. Убийца признался, что был подготовлен к этому злодейству католическими ксёндзами, которые дали ему «пулю из священной чаши, освящённую и укреплённую специальными заговорами».

Вынутая из тела гетмана пуля действительно была необычной: середина в ней была серебряная с латинскими буквами. Тело Золотаренко отвезли на родину в город Корсунь, чтобы похоронить в деревянной церкви, за его счёт построенной. Когда в присутствии многих жителей и духовенства началась церемония погребения, то неожиданно от удара молнии церковь загорелась и «тело убитого вместе с церковью сгорело в пепел».


По мнению В. Пилата, «после крещения Руси преследуемые князьями и греками волхвы, жрецы и воины-охранники храмов объединялись в тайные общества и в отдалённых от крупных городов местах начали создавать Сечи. На островах Днепра, побережьях Буга и Днестра, в Карпатах и многочисленных лесах Украины (Руси) волхвы основали школы боевого закаливания и подготовки, в которых путь воина к вершинам совершенства опирался на родную веру, извечные обычаи и обряды. Здесь мы можем вспомнить предшественников казачества XVI века – таинственных степных бродников, вигонцив галицких и другие военные общины. Недаром и Запорожская Сечь возникла на острове Хортица».

Казаки-характерники – кто они?Казакам-характерникам молва приписывала способность творить иррациональное, например, «наводить манну» на противников, заставлять их видеть нереальные образы. Утверждается, что в истории противостояния запорожцев и поляков были зафиксированы такие случаи: гонятся ляхи за запорожцами и тем негде спрятаться, тогда казаки-характерники ставят среди поля копья по кругу и входят в особое психоэнергетическое состояние. Ляхи видят среди поля дубовую рощу… И проходят мимо.

Казаки поступали так и при необходимости защитить себя на отдыхе. Лагерь окружался характерником копьями, и противник при приближении принимал их за заросли камыша.

Характерники якобы умели изготовлять «крики»: брали камыши, окунали их в воду и воск, затем кричали на них. Воск каким-то «волшебным способом» запечатлевал крик. Такие заговорённые камыши разбрасывали по степи. Наступит на них в сумерках или рано утром вражеский конь, и раздастся крик – казак на сторожевом посту предупреждён о приближении неприятеля. Рассказывали ещё, что казак-характерник Иван Богун провёл ночью своё войско через польский лагерь так, что ни одна вражеская собака не залаяла...

В 1775 году, когда посланные Екатериной II войска подошли к Запорожской Сечи для её разрушения и захвата архива, часть казаков, возглавляемая характерниками, убежала за Дунай в Турцию, где основала Задунайскую Сечь (на территории современной Румынии).
Интересующиеся отечественной историей могут найти на эту тему много интересных фактов в интернет-пространстве, мы же ограничимся статьёй украинского исследователя Романа Мискина на сайте «Казачий стан» (http://cossackstan.ru).

* * *

– Да что ж это за характерник, дедушка?
– Характерник бывал человек очень разумный и знал всякую всячину; его и пуля не брала, и сабля не рубила; у него на всё было средствие и способ, на всё хорошее слово и польза. Характерники знали все броды, все плавы по Днепру и другим речкам; характерник из воды выводил сухого и из огня мокрого, у них была лыцарская совесть и добродушие... Вот что были характерники.

Писатель Евгений Гребёнка.
Роман «Чайковский», 1843 г.


Удивителен и загадочен мир народных преданий и легенд, донесших до нас образы событий времён стародревних. Отгремели звенящие битвы, отшумели людные походы, ушли на веки вечные герои тех лет, сгинули бесследно в толще столетий. Но память народная бережно хранит деяния их, порою причудливо приукрашенные сказочным вымыслом, и предания эти, переходя от отца к сыну, из уст в уста, и образуют ту непрерывную живую нить, что зовётся наследием духовным. Прерви эту нить – и отсечёшь ствол от корней, и зачахнет, истает даже самое сильное древо. Возобнови её – и вновь полнокровной могучей кроной зашумит оно, гордо вздымаясь ввысь.

Так и казачество – нет уж больше ни грозных днепровских порогов, ни буйной волелюбной Сечи, а над славным Великим Лугом плещутся нынче волны Каховского моря. Но не умерла, не пропала память о Запорожье, сохранила для нас волшебные старинные сказания про загадочных характерников, этих умудрённых ратной жизнью чудесников и лукавых лыцарей-чародеев, коих ни пуля не брала, ни сабля не рубила. Говаривали старые сечевые деды, будто эти бессмертники могут на людей туман насылать и сон навевать, в хортов (борзых. – Ред.) оборачиваться, в речки переливаться, на двенадцати языках сердито разговаривать, из воды сухими, а из огня мокрыми выходить и заранее ведать тайные вражьи замыслы. А потому и стояли веками на страже мира православного эти воины-знахари, защищали грудью своей от всякой напасти чужедальней и нечисти басурманской святые днепровские берега.

Большинство преданий и легенд про характерников были записаны на Украине только в XIX веке, однако первые упоминания о них уже встречаются в летописях, относящихся ко второй половине XVI века. Польский историк Папроцкий, описывая неудачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию в 1583 году, приводит следующие сведения.

Возле турецкой крепости Аслам-города в понизовье Днепра во время переговоров с высланной делегацией один из казаков не удержался и выстрелил в татарина. Зборовский так был возмущен этим, что хотел было казнить виновного, но этому воспротивилось всё войско, защищая своего товарища, который дорог ему был тем, что считался «характерником», умевшим заговаривать вражеские пули и делать их безвредными как для себя лично, так и для отряда, в котором он находился.

Однако ещё раньше Мартин Бельский, описывая в своей «Хронике» битву Ивана Подковы с молдавским господарем Петром под Яссами в 1577 году, упоминает, что будто бы среди запорожцев был казак, который заговаривал ружейные пули. Остаётся лишь гадать, был ли это один и тот же человек, или же исторические сообщения относятся к разным лицам, но достоверно известно одно – традиция характерничества проявляет себя уже на самом раннем этапе запорожской истории и корнями своими уходит в седую древность.

Само это слово «характерник» (от греческого character – отличительная черта) обозначает человека, наделённого необычными, сверхъестественными способностями и в силу этого уже резко выделяющегося в казачьей среде. Хотя часто бывало и наоборот – народная молва считала характерником личность сильную, неординарную и приписывала ей чудесные качества. Так произошло со знаменитым кошевым Иваном Сирком, полковником Семёном Палием, сотником, а позднее наказным атаманом черноморцев Захарием Чепигой.

В то же время предания донесли до нас имена характерников, совсем не упоминавшихся в исторических документах, но имевших, видимо, вполне реальных живых прототипов. Таких казаков-чародеев нередко именовали также галдовниками (от украинского галдовать – колдовать) и заморочниками, потому как умели они напускать морок (туман, сон), а иногда просто называли знахарями и колдунами.

Самой яркой и необычной чертой характерников была их неуязвимость для пуль и сабель – именно благодаря этому волшебному свойству запорожские чародеи и попали в поле зрения упоминавшихся уже польских историков. Верования эти были настолько крепки, что даже спустя три столетия всё ещё ходили среди украинских поселян и были записаны многими исследователями, например Д.И. Яворницким в его сборнике «Запорожье в остатках старины и преданиях народа» (1888 г.).

В народном воображении издревле бытовала вера в то, что заговорным молитвенным словом можно отвадить любую беду, в том числе и ратную. К сожалению, текстов исконно запорожских «характерств», или «замолвлений», до нас не дошло, но представление о них можно получить из книги И. Сахарова «Сказания русского народа» (1849 г.).

Во многих воинских заговорах обращаются к мужу каменному или девице красной, что ратным делом красуются и заповедывают, чтобы пули были не в пули, стрелы не в стрелы, и шли бы они во чисто поле, в мать-сыру землю, и чтобы ножи булатные, сабли вострые, пищали, топоры и бердыши были смирными и вреда бы не причиняли. Выказывались пожелания, чтобы тело было крепче белого камня, а платье крепче панциря и кольчуги и чтоб от каменной одежды той и пуля, и сабля отскакивали бы, как молот от наковальни, чтоб железо и сталь вертелись бы кругом, как у мельницы жернова, но тела не трогали. Эти и подобные тексты словесной магии были хорошо известны именно в казачьей среде с её воинским укладом жизни и ещё довольно часто встречались в XX веке у донских и кубанских казаков.

Характерникам же приписывалось умение наводить морок, или «омману», на врага колдовскими чарами. В своей книге «Народная память о Запорожье. Предания и рассказы, собранные в Екатеринославщине в 1875–1905 гг.» Я.П. Новицкий приводит легенду о битве турок с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: турки порубили друг друга.

Согласно многочисленным преданиям характерники могли навевать и различные видения.

Такие сказочные предания о характерниках были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа «Чорна рада» Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа.

Следующей удивительной особенностью характерников была их способность к оборотничеству. Вообще же «ликантропия» (превращение людей в волков) в славянских землях имеет корни глубокие. Самые ранние сведения о ней сохранились у Геродота (V век до н.э.) в его знаменитой «Истории», где в книге четвёртой «Мельпомена» описываются нравы скифского народа НЕВРОВ, могущих оборачиваться в волков.

Рассказ Геродота более чем через два тысячелетия смыкается с многочисленными этнографическими данными о волколаках, верования в которых были живы на Украине до самого недавнего времени.

Вообще же культ волка у индоевропейских народов очень древний и сложный и напрямую связан с воинскими функциями. Покровителем волков у славян считался святой Егорий (Георгий, Григорий), заменивший собою в божественном пантеоне Перуна. В языческие времена образ громовержца представляли в сопровождении двух волков, считавшихся его хортами (псами). И ведь именно о превращении в хорта свидетельствуют легенды о кошевом Сирке.

Интересно, что от слова «хорт» происходит и название запорожской колыбели – острова Хортицы, который ещё в более древние времена назывался островом святого Георгия. Именно к этому острову, по сообщению «Повести временных лет», прибило идол Перуна после его низвержения в Киеве.

В волка умели превращаться, как говорит «Слово о полку Игореве», и некоторые древнерусские князья – и не только Всеслав Полоцкий, но и сам князь Игорь при бегстве из половецкого плена.

Так что совсем не случайно запорожское казачество появилось именно на Хортице, этой дохристианской святыни, дающей нам ключ к разгадке многих тайн характерников.

С культом волка, по всей видимости, связано и умение галдовников с помощью особых верцадел (зеркал) видеть за несколько вёрст вокруг себя и знать вражьи замыслы. В украинском языке бирюка, волка-одиночку, называют ещё вовкун или «вiщун», приписывая ему ведовские свойства. А от ведуна до знахаря, как говорится, один шаг.

И действительно, в образе характерников мы найдём немало черт, роднящих их со знахарями-шептунами, и прежде всего это касается различных «замолвлений» не только от пули и сабли, но и от опоя коня, укушения змеи, кровотечения из раны.

И если воинские заговоры довольно широко бытовали среди казачества, особенно в кругу пластунов, то лечебные молитвы были уделом немногих. Такими казачьими медиками у запорожцев и черноморцев большею частью были кашевары. Вот что пишет о них С.Н. Сергеев-Ценский: «Это были вообще серьёзного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой».

Процесс приготовления пищи в украинских верованиях всегда считался занятием мистическим, сопровождаемым заговорами – его предваряло разжигание «ватры» (живого огня) и взятие из колодца «непочатой» воды, да и сама каша часто была пищей ритуальной, стоит вспомнить хотя бы рождественское сочиво или поминальную кутью. Так что знахарство и кашеварство часто переплетались между собою в народном представлении.

Со знахарями роднит характерников и знание всевозможного чародейного зелья – разрыв-травы для снятия цепей и отпирания замков, нечуй-травы для нахождения кладов, чаклун-травы (т.е. колдовской травы) для неуязвимости в бою. Галдовники, так же как и знахари, были непримиримы в борьбе со всякой нечистью и чертовщиной и даже изгнали всех ведьм с запорожских земель.

Эти общие волшебные свойства в конце концов переплелись между собою и нередко на Слобожанщине обыкновенного знахаря называли «характерником», а бабку-шептуху «характерницей». Но при всей общности черт разница между характерниками и знахарями-кашеварами довольно велика и не стоит эти понятия смешивать.

Среди многочисленных преданий о галдовниках особо выделяются сказания о кошевом Иване Сирке, личности действительно колоссальной в истории XVII века. И друзья, и недруги одинаково отзывались о нём как о человеке замечательных военных дарований, и именно при нем Запорожская Сечь достигла апогея своего могущества.

Рассказывали, будто Сирка сабля не могла взять и он бывало подставлял своему джуре (слуге) под удар руку, но на ней оставался лишь синий след. Сказания о магической силе Сирковой руки были очень популярны, и в одном предании он назван даже Сирентием Праворучником.

СПРАВКА. Иван Дмитриевич Сирко родился около 1610 года. Умер в 1680 году. Кошевой атаман Запорожской Сечи в течение 12 лет (с 1663 года). За период пребывания в должности атамана провёл 54 сражения, при этом ни разу не оказался побеждённым. По преданию, в 1812 году казаки три раза обнесли руку Ивана Сирко вокруг занятой французами Москвы, и судьба Великой армии была решена. Турки называли его Урус-Шайтаном.


Казаки-характерники – кто они?После смерти своего кошевого запорожцы, по преданию, отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну, а в случае беды выставляли её вперед, говоря: «Стой, душа и рука Сирка с нами!» Лишь после разрушения Запорожья казаки схоронили руку его, но не схоронили они с ней души его: он вовсе не умер, он жив до сих пор, он и теперь воюет где-то с врагами казачьей вольности.

Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина – все они также считались характерниками.

Легенды донесли до нас и весьма колоритные образы последних запорожских галдовников, доживавших свой век уже после разрушения Сечи на хуторах и пасеках, где они «плодили пчелу». Среди них казак Джереливский, который сам ковал и заговаривал ружья, запорожцы Канциберы, заколдовавшие свои деньги и спрятавшие их в земле, старые сечевые деды Пластун, Усатый и Довгый. После смерти этих казацких чародеев люди долго не осмеливались селиться в тех урочищах, поскольку верили, будто нечистый там выл, кричал и хохотал на всю плавню.

Вообще же чего только не рассказывали в народе про запорожских галдовников! Говорили, что они могут нарисовать на стене лодку и уплыть на ней, нырнуть в кухоль воды и вынырнуть где-нибудь в море, бросить бурку на воду и на ней переправиться через реку, словно на плоту. Все эти сказочные свойства в конце концов и вовсе заслонили собою настоящий облик запорожского казака, и он в глазах обывателя приобрёл ореол таинственности и загадочности. Однако истинной подоплёкой всех этих разговоров были вполне реальные недюжинная казацкая смекалка и неподдельная любовь к родной земле.
Первоисточник: http://www.redstar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 32
  1. апро 20 октября 2012 09:07
    Не статья а мистическое мракобесиё ещёб троллей с эльфами вспомнили.
    1. Benzin 20 октября 2012 09:22
      на эту тему сказ_ка (ка-душа устар) есть "руслан и людмила" называется... drinks
    2. borisst64 22 октября 2012 11:07
      "отрезали правую руку его и с ней везде ходили на войну"

      Ужас!!!!
      borisst64
  2. Benzin 20 октября 2012 09:14
    да уж ..... "Северные страны люди, как саранча, хищные, переполнят наши страны пока не придёт Водолей." .... война против слов*ян идет не одно тысячелетие. Но вроде водолей в этом году приходит и "рыбицу" смоет laughing
  3. Нагайбак 20 октября 2012 09:33
    Честно говоря я думал, что Христофор Колумб из Коломыи -это верх сказов о древних украх. Видимо ошибался. Хотя запорожцев -уважаю. Но без этих мифов.
  4. datur 20 октября 2012 13:51
    казаки--так сказать восстание болотникова и его казаки *(ы) пакостей на руси наделали!!!! продажные !! и не даром их стрельцы убили!!!!! в ТУЛЕ их всех мочили -ибо были наши враги!!!!!
  5. Ross 20 октября 2012 14:13
    Ничего удивительного в том что поведал автор нет. Когда Ботхихарма пришел в Китай из Индии, то он принес подобные знания и был основан Чань-буддизм. Монахи его монастыря сегодня известны на весь мир - Шао линь. Для защиты караванов от разбойников древние буддисты и Даосисты Китая использовали Гунфу , откуда вышли все боевые искусства Китая. Но именно те же принципы , а точнее знания тонких энергий, использовали и наши казаки в системах живы и казачьего спаса. Чего стоит один бесконтактный бой! Его уже давно используют при обучении бойцов спецназа.
    В Петербурге и Москве существуют школы Тай чи и жесткого цигуна, адепты которых ( железная рубашка) демонстрируют " чудеса".
    Наши предки знали эту науку не хуже Азиатов, но крестители Руси видели в них опасных соперников - потому и вырезали под корень. Китай же веками ставил Даосизм и Чань буддизм основной мировоззрения страны, потому и сохранил знание.
    1. Ross 21 октября 2012 00:52
      Школа древне русской живы в Петербурге (Казачий спас - часть Живы)



      козаки-характерники

      [img]http://www.youtube.com/watch?v=FMya2BAVtxY&feature=fvst[/img]
      1. SlavaP 21 октября 2012 20:41
        Интересная техника. Видел подобное в исполнении моего инструктора по джитсу .
  6. tambu 20 октября 2012 15:05
    Не знаю...26 лет живу возле Сечи и впервые такое слышу...характерники...автор, не обижайся, но я тебе не шибко верю....
    tambu
    1. Kir 20 октября 2012 18:15
      Абсолютно с Вами солидарен,автору думаю не помшало бы прочесть книгу "Казачьи войска.(Хроники гвардейских казачьих частей.....)репринтное издание 1992года, оригинал1012-13 из серии"Справочная книжка Императорской Главной Квартиры"
      Прошу прощенние за качество изображения!
      А по поводу "языческих"-родноверческих культов, носителями которых являлись не безизвестные скоморохи, вроде их тайную борьбу препадают отдельные посвященные, по крайней мере мой приятель посещал сие мероприятия!
      Kir
    2. revnagan 20 октября 2012 18:53
      Цитата: tambu
      Не знаю...26 лет живу возле Сечи и впервые такое слышу...характерники...автор, не обижайся, но я тебе не шибко верю....

      Узнал я впервые о казаках-характерниках ещё когда научился читать, из книги Г.Тушкана "Первый выстрел".Хорошая ,веселая книга А.Ильченко "Казацкому роду нет переводу" про казака Мамая-там тоже есть описания всех перечисленных "чудес".
    3. PARROT 20 октября 2012 23:01
      Я вам больше скажу, можно жить 100 лет на земле и не знать, что Земля круглая.
      PARROT
    4. Каток 21 октября 2012 12:58
      Цитата: tambu
      ...26 лет живу возле Сечи и впервые такое слышу...характерники...автор, не обижайся, но я тебе не шибко верю....

      +100!
      Сам в Запорожье среднюю школу заканчивал, и вся родня по маминой линии - запорожцы с казацкой фамилией, а про характерников слышу впервые. (Да и само слово какое-то не-казацкое - "характерник"! чушь какая-то... спьяну - хрен выговоришь даже! Казаки так не разговаривали, почитайте "Письмо к турецкому султану" - вот образец народной словесности.)

      По-моему не нужно путать героические сказки о легендарных казаках с реальными событиями.

      Да, конечно боевое искусство какое-то очевидно у потомственных казаков существовало - это стопудово. И тренировали казачат смалу, занимаясь с ними боевой подготовкой целый световой день. Пишет же об этом Савельев в своей трёхтомной "Древней истории казачества"?
      А что они делали целый день? не кашу же ели? это серьёзная подготовка - изо дня в день учить владению саблей, пикой, приемами рукопашного боя и т.д. до совершеннолетия, и так из поколения в поколение. Так и правда можно достичь уровня какого-то Шаолиня...

      Но вот превращаться в волка можно только фигурально. Это я ещё в детском садике понял - даже надевание клыкастой маски и серого хвоста под Новый год не делает из нас настоящих лесных хищников. Увы и ах!...

      И это ещё....
      Если легенды читать, то там же не только геродотовские волки? Как насчёт "... ударился оземь красный молодец и взвился соколом" или "... заполз гадюкой под коренья"? Там по-моему половина лесной живности казаками служила в таком случае....

      Имхо, нужно иметь немного здорового чувства юмора, чтобы понимать где литературные аллегории, а где описание реально имевших место событий.
      Или очень хочется именно чудес?
      1. revnagan 21 октября 2012 17:44
        Цитата: Каток
        почитайте "Письмо к турецкому султану" - вот образец народной словесности.)

        Упомянутый Вами документ вовсе не является историческим.Увы.Когда я об этом узнал,весьма расстроился.Но факт есть факт.Это просто литературное произведение.Впрочем,погуглите сами.
  7. Орда 20 октября 2012 19:06
    Хор лесной нечисти

    Владимир Высоцкий

    Как да во лесу дремучем,
    По сырым дуплам да сучьям,
    Да по норам по барсучьим,
    Мы скучаем да канючим.

    Так зачем сидим мы сиднем,
    Скуку да тоску наводим?
    Ну-ка-ся, ребята, выйдем,
    Весело поколобродим.

    Мы ребята битые,
    Тертые, ученые.
    Да во болотах мытые,
    Да в омутах моченые.

    Как да во лесу дремучем
    Что-нибудь да отчебучим,
    Добра молодца прищучим,
    Пощекочем и помучим.

    Воду во реке замутим.
    На кустах костей навесим,
    Пакостных шуток нашутим,
    Весело покуролесим.

    Водяные, лешие,
    Души забубенные.
    Ваше дело - пешие, -
    А наше дело - конные.


    статья навеяла знаете ли...
    Орда
  8. Сотник 20 октября 2012 20:09
    У моего отца-фронтовика (царство ему небесное) был обычай, на 9 мая после всяких официальных мероприятий собирать у нас в огороде земляков-фронтовиков и устраивать хорошую пьянку. Так вот лет 40 назад мне довелось не однажды общаться и выпивать в этот день с его одним геройским приятелем. Был я тогда студентом-материалистом и не шибко верил в чудеса. У мужика этого на груди был иконостас, включая 3 ордена Славы. Был он родом из потомственных кубанских пластунов, в 42 году пацаном попал добровольцем в разведку бригады морской пехоты, а войну закончил старшиной разведроты этой бригады 4 Украинского фронта. Он рассказывал, как они воевали, какие чудеса творили и я поначалу думал, что мужик брешет по пьяни. Но потом где там, где сям узнавал от очевидцев о чудесах вытворяемых настоящими боевиками и понял, что мужик то не брехал, а иконостас то у него не просто так. Сейчас в Интернете всё доступно, в том числе история возникновения кубанских пластунов. Вот, к примеру, доступный пассаж на эту тему:
    Вновь созданное, из переселённых украинских казаков, Черноморское казачье войско оказалось в самом горниле начавшейся Кавказской войны. На новом театре военных действий грозная и легендарная запорожская пехота превратилась в новый выдающийся род казачьих войск – черноморских пластунов, этакий казачий спецназ.
    Боевая подготовка пластунов изумляла не только современников, но и потомков. Выполняя задачи охраны, обороны станиц и кордонов они способны были сутками в любую погоду скрытно, без движения и незримо для врага, находиться в секретах и засадах (лежать пластом), незамеченными и без потерь перемещаться на поле боя (ползать и делать перебежки по-пластунски), неслышно подбираться к вражеским постам (ходить по-кошачьи), бесшумно снимать охрану (броском рыси), неделями совершать скрытные охотничьи рейды в глубокий тыл противника (пасть волка и хвост лисицы). Во время рейдов групп пластунов они через кунаков узнавали о готовившихся набегах и пресекали их. Великолепные стрелки, они первыми в русской армии, ещё в начале XIX века, получили нарезные винтовки – штуцеры, оружие в ту пору дорогое и дифицитное. Будучи выслеженными они уходили в лесные завалы и метким огнём принуждали погоню отказаться от преследования. А их способ атаки черкесских позиций под прикрытием повозок с сеном вошёл в классику наступательного боя. Их усилиями была обеспечена безопасность казачьих поселений и ликвидированы многие активные абреки, организаторы набегов.
    Великие воины той поры высоко ценили ратный труд пластунов. А.В.Суворов именно на кубанском фронте складывался как выдающийся полевой командир. Он многие годы успешно командовал там своим любимым детищем - Фанагорийским укреплённым районом, затем дивизией и корпусом. Он называл приданные ему черноморские пластунские сотни «глазами и ушами своей армии».
  9. Kir 20 октября 2012 20:41
    Цитата: Сотник
    . Вот, к примеру, доступный пассаж на эту тему:
    Вновь созданное, из переселённых украинских казаков, Черноморское казачье войско оказалось в самом горниле начавшейся Кавказской войны. На новом театре военных действий грозная и легендарная запорожская пехота превратилась в новый выдающийся род казачьих войск – черноморских пластунов, этакий казачий спецназ.

    Вот именно пассаж, у самого в родне казаки из Сибирского казачества, и общаться тоже приходилось и с "военными историками"( в кавычках так, как не по образованию а по призванию!), да и с бывшими (в том числе и дворянами), так вот, при СССР происходила украинизация казачества это первое, а второе не мене если не более важное это то что корни казачества отнюдь не из запарожской вольницы, тем более что она и моложе, чуть ли не на столетия первых казаков, а так в способности русских( имею в виду супер этнос а не национальность!) выходить достойно из любого положения, только завзятый ... может усомниться!Но тут есть одно НО!!!, надо исследовать а не создавать мифы в ответ на мифы!!!
    Kir
    1. Каток 21 октября 2012 14:03
      Цитата: Kir
      ... корни казачества отнюдь не из запарожской вольницы, тем более что она и моложе, чуть ли не на столетия первых казаков, ....

      Так ведь вроде бы никто тут и не говорил, что украинские казаки породили всё остальное казачество?
      Есть хороший трёхтомник "Древняя история казачества" Савельева, поглядите его. Хорош он тем хотя бы, что это не современное фэнтези людей, которые о казаках только читали. Трехтомник написан в начале 20го века, а работу над ним автор начал ещё в конце 19го. То есть во времена, когда на Кубани ещё жили традиции казачества, когда ещё не всё было потеряно и забыто.
      Странным образом главы а о самых древних временах у Савельева отдают некоторой даже Фоменковщиной. Он безусловно увлекается своим предметом, и часть допущений может и слишком смелая, но в целом интересно. Пласт информации он поднял огромный, а учитывая время написания, может он и немного больше знал чем современные историки.

      Так вот, у Савельева видно, что корни казацкой традиции уходят в древность куда дальше чем принято считать, настолько далеко, что точно трудно и сказать. Может быть даже к тем самым легендарным воинам-ариям, которые пол-мира захватили и до Индии дошли - чем чёрт не шутит? вроде как Веды указывают где-то на наши места как на место исхода ариев.

      Для меня, например, откровением было что казаки - это совсем не сборище беглого сброда, прятавшегося в пограничье России от уголовного сыска, как нам когда-то рассказывали в школе.
      Мало того, казаки всяких беглых да пришлых хоть и укрывали, но в казаки зачисляли редко и с большим трудом. "Кандидат" должен был проявить себя действительно неординарным человеком, чтобы быть принятым в войско и зачислен в казаки со всеми правами.
      Сами себя они считали отдельным народом, хоть и славянским, но не русскими (и не украинцами, конечно же). Интересно, что часть казацких обрядов и традиций, описанных у Савельева, или совпадает, или перекликается со скифскими и даже киммерийскими как они описаны у арабских историков.

      Так что считать Хортицу "родиной" всего казачества может только недобросовестный историк или дилетант.
  10. Задира 20 октября 2012 22:08
    Из былины "Об Ольге Всеславовне и ее сыне Святославе Игоревиче Волхве Всеславовиче, Великом князе Киевском":

    "...А на год седьмой взялась матушка обучать сына волхвов премудростям. Научился он первой премудрости: оборачиваться ясным соколом. Не отставал от него и Олег Иванович. Научился князь
    второй премудрости: оборачиваться серым волком стремительным. Не отставал от него и Олег Иванович. Научился Святослав третьей премудрости: оборачиваться туром- золотые рога. И тут не отстал Олег Иванович. Научились они и четвертой премудрости: оборачиваться ласками да горностаями, выдрами, да куницами, да другим зверушками мелкими. И тут Олег не отставал от брата названного.
    Осиротел в этот год Святослав Игоревич. Овдовела его любимая матушка. Стал Святослав князем Киевским. А и было ему только восемь лет..."
  11. stroporez 20 октября 2012 23:07
    думается все идет от этого----".....и неподдельная любовь к родной земле."...сейчас этого нет-- потому и хрень такая везде............
    stroporez
  12. PARROT 20 октября 2012 23:31
    Выгнали из родной земли и заставляли на себя воевать, как при русско-шведской, так и в остальных войнах воевать за новую землю, новую Россию на юге, а когда стали ненужными забили, Кубань, Крымск. У самого работа, иногда, во время затопления следил, смотрел, что пишут и говорят крымчане, вот сейчас посмотрел, что там сейчас делается, у нас бы, какая бы страна бедная не была уже б что-то делали, а у вас в СМИ про восстановление Крымска что-то показывают? Вот, что я нашёл:
    http://vk.com/krymsk_pomoshch
    Интересно услышать мнение кубанцев, что им рассказывали отцы, деды, прадеды, прапрадеды и т.д. помнят ли они свою историю, у нас в Украине, к сожалению, только сейчас люди стали учить историю, казацькому роду нема переводу.
    PARROT
    1. Kir 21 октября 2012 00:27
      Ну "наши" сми, только в кавычках по большей части наши, а по духу чёр знает чьи! И пожалуйста если не затруднит кто и когда заставлял воевать и с какой земли то согнали.
      Да а по поводу казачества напрягаться не стоит, ибо само название имеет происхождение более чем туманное, а что до Запарожья так то вообще вольный люд, прочтите хотя-бы историю жизни Ермака.
      Kir
    2. orient 21 октября 2012 00:37
      PARROT, давайте не будем... Все знают, как казаки гетьмана Сагайдачного совместно с поляками ходили на Москву и, как писали современники, "изрядно пошустрили"... Что, тоже по принуждению? А история, она такая наука, что во все времена как было выгодно, так и переворачивали все, кому не лень... А уж если была уж очень большая нужда, то и белое называли черным. За примерами далеко ходить не нужно: что сейчас говорят о Великой Отечественной войне? Пройдет еще пару десятилетий (дай бог, чтобы без войны...) и поголовно (а не выборочно, как сейчас) наши внуки будут уверены, что без Америки войну бы не выиграли, а то и каяться начнут за дедов и прадедов, что те в Европе побывали да на рейстаге порасписывались... А насчет "козацького роду"..., у меня мать с Дона, ну и что? Как посмотрю на современных ряженых "казаков", в немыслимых одеждах, с кучей непонятных наград, с бутафорскими шаблюками по "случаю", с непременными усами и необъятными животами, так и смеяться не хочется... А посмотришь в комп - а там винчестер китайский, да монитор тоже оттуда. Доигрались с историей по самое "не хочу". Может хватит?
      orient
      1. почитатель 21 октября 2012 19:32
        Живу в Аксае под Ростовом. Когда в 90-е начали так сказать возрождать казачество, так с ряженных всё и началось. Обязательно военизированная форма, лучше конечно настоящая дедовская у кого осталась, желательно с Георгиями, и приходи записываться в казаки на свежообразованный казачий круг, естественно в каждом городке, в каждой станице и хуторе. Принимали всех кто как то мог подтвердить, что он казацкого роду, фотографии старой с казаками порой было достаточно, принимали даже корейцев, которые уже давно жили в станице Ольгинской Дошло дело до Старочеркасска, кинули клич айда записываться в казаки, на что последовал ответ от станичников-"А нас из казаков никто и не исключал". Сегодня в основном балаган закончился, появились и полезные дела. Самое полезное казачьи учебные корпуса, где обучают детей. Что то наподобие Суворовских училищ. Так что не все потеряно.
        почитатель
        1. SlavaP 21 октября 2012 21:33
          История казачества долгая и местами темная.

          Но то что они были Воинами - бесспорно. Пластуны или сердюки действительно были казачим спецназом и охраной .
          Кстати , говорят что гопак - это закодированные боевые движения той системы , что описана в статье.
          Трудная и долгая дорога собрать все , что забыто - но хочу надеяться.


          Который сидит с шашкой-мой прадед.
          1. Kir 22 октября 2012 00:17
            Чаще вообще-то вспоминают "метелицу", по одним источникам синоним боевого гопака по другим паралельно б.г, но вообще история с восстановлением якобы "традиционной школы борьбы" попахивает новоделом, как впрочем и русские "любки" якобы сохранившаяся скоморошья борьба! Тем более что сейчас вошло "в моду" возвращение к своим корням, благодатная почва для нового мифотворчества, хотя возможны и случайные находки подлеников.
            Kir
    3. stalker 21 октября 2012 01:04
      А не предавали бы и в спину ножом не тыкали бы во время Русско-шведских и русско-турецких войн - и не трогал бы вас никто...
      stalker
      1. Каток 21 октября 2012 14:12
        Цитата: stalker
        А не предавали бы и в спину ножом не тыкали бы во время Русско-шведских и русско-турецких войн - и не трогал бы вас никто...

        +1! Был грешок у Запорожского войска...
        Запорожцы были куда ненадёжнее кубанцев, они то с крымским ханом дружить начинали, то с польской шляхтой... Недолго, правда, потом они с ними же и воевать начинали, но эти "недолго" как раз и делали их ненадёжными. А кому такое ненадёжное войско у границ понравится, от которого никогда не знаешь чего ждать и на чей бок встанут?

        Украина и сейчас хвостом туда-сюда виляет, не определится никак, кто она и с кем. Надоело уже.
    4. Нагайбак 21 октября 2012 16:56
      PARROT"Интересно услышать мнение кубанцев"- Кубанцы не однородны. Скорее Вам к Черноморцам-эта часть кубанцев из Сечи. Остальные , а именно линейные казаки из ненавистных Вам великороссов.
  13. Нагайбак 21 октября 2012 16:44
    Каток"Украина и сейчас хвостом туда-сюда виляет, не определится никак, кто она и с кем." Вы правы! Тогда -так же было.
  14. механик11 21 октября 2012 18:58
    Украинцы до конца никогда не были хрстианами-сколько попы не вытравливали праздники языческие-гробки ,Ивана Купала и т.д-ничего не получалось.У нас в Киеве все равно помнят как Владимир покидал идолов в Днепр.Характерники и христианство -несовместимы.Волхвы-это с точки зрения христианства-языческие .
    механик11
    1. Benzin 21 октября 2012 21:54
      но сын малки малушы дочери любеческого раввина "покидал" "идолов" в наши реки и образы наших пращуров (дедов та бабушек) помаленьку возвращаться стали laughing ...к примеру http://uainfo.censor.net.ua/heading/public/4715-v-belarusi-so-dna-reki-dostali-t
      ysyacheletnego-idola-foto-video.html
    2. Каток 21 октября 2012 22:14
      Цитата: механик11
      Украинцы до конца никогда не были хрстианами-сколько попы не вытравливали праздники языческие-гробки ,Ивана Купала и т.д-ничего не получалось.У нас в Киеве все равно помнят как Владимир покидал идолов в Днепр.Характерники и христианство -несовместимы.Волхвы-это с точки зрения христианства-языческие .

      Смотря что понимать под "христианами". Поляки-католики, например, вообще православных за христиан не считали, окатоличивали насильно, а тех что не соглашались - истребляли.
      Что до язычества, то в русском народе вообще, а не только в казачьей среде, очень сильны дохристианские традиции. Те же кутя, девять и сорок дней, тризна - это всё описано ещё у скифов. Отношения полов и брачные обряды у донцов заставляют вспомнить, что амазонок древние греки помещали куда-то в эти места.

      Впрочем, язычество и из Европы ушло далеко не полностью, это и странно было бы

      У казаков же вообще были особые отношения с религией, у всех, и запорожских, и кубанских и прочих. Да, они называли себя православными, но православие их было особенное, какое-то архаичное. Священников они выбирали исключительно из своей же среды и никакой патриархии очень долго не подчинялись.Когда они согласились принять священников от московского патриарха, то казаки часто их или изгоняли или садили под замок, как только пришлый священник пытался поставить постановления патриарха выше решений войскового круга.

      А вообще, традиции казачества по-моему безвозвратно потеряны. Остались какие-то обрывки и фрагменты, перекрученные и искажённые. Оживить их культуры полностью не удастся, а исследовать будет можно лишь частично... Слишком мало записей, а те что сделаны - сделаны не казаками, а всякие путешественники просто не могли не то что знать тайные учения (если они были у казаков) или проникнуть в глубины их самобытной и древней культуры, но и даже просто беспристрастно описать то, что видел.
  15. Волхов 22 октября 2012 01:28
    Биополе сильная штука, те, кто не верит, просто не сталкивались. У нас эта тема подавлена, т.к. народы России в рабстве и хозяева не заинтересованы в неуязвимых партизанах, развивается только в спецслужбах для контроля населения.
    Наиболее развита тема у противника - немцев Рейха - они изучали всё, что могли найти в самых разных культурах и к 42 году создали систему номерных медподготовок - то есть выявляли и развивали природные свойства, сводили готовых суперменов в штурмовые батальоны и использовали как козырь, способный прорвать любую оборону. Сейчас они ушли далеко вперёд, и чтобы с ними конкурировать, надо обучать детей с раннего возраста, как аристократию в Древней Руси, то есть заменить мутных тёток в детсадах на серьёзных учителей.
    Волхов
  16. Lazer 22 октября 2012 14:21
    Понесло людей в мракобесие. Уровень образования и культуры сказывается. Начинаем принимать сказку за быль. Далее конец света и высадка инопланетян.
  17. Vodrak 25 октября 2012 18:02
    Надо найти таких парочку и в белый домик отправить, там как раз что-то ведьмы разбушевались. На весь мир растявкались.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня