Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь» (по кодификации НАТО – Dyugon) – это серия новейших российских десантных катеров на воздушной каверне, головным кораблем серии является катер – Д-105 «Атаман Платов». В настоящее время он является единственным построенным по данному проекту кораблем и входит в состав Каспийской флотилии. Сегодня в постройке находится еще 2 катера данного проекта – один строится на ОАО «Восточная верфь» во Владивостоке, второй на ОАО «Судостроительный завод «Волга» в Нижнем Новгороде. Также в 2011 году был подписан контракт на постройку серии из 3-х десантных катеров проекта 21820 на ОАО «Ярославский судостроительный завод». Первый из трех кораблей данной серии был заложен на ЯССЗ 18 января 2012 года, корабль получил имя «Денис Давыдов».

Головной катер данного проекта был заложен в 2006 году и с 2010 года входит в состав одного из соединений Каспийской флотилии и получил имя «Атаман Платов» в честь командующего Великого войска Донского, чьи полки в 1814 году входили в Париж и «подарили» французской столице новый вид заведений общепита – бистро (от русского слова «быстро»), так как казаки в парижских кафе требовали, чтобы их обслужили как можно скорее. Стоит отметить, что и десантные катера, заложенные в Ярославле, получат имена героев Отечественной войны 1812 года, что в год ее 200-летия представляется действительно актуальным. Три катера, строящиеся в Ярославле, получат имена «Денис Давыдов», «лейтенант Римский-Корсаков» и «мичман Лермонтов». Два последних были членами морского гвардейского экипажа и принимали участие в кампании 1812 года.
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Десантный катер проекта 21820 «Дюгонь» был разработан в Нижнем Новгороде специалистами «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева. Данное конструкторское бюро специализируется в области научных исследований, проектировании и создании скоростных кораблей, судов и катеров с динамическими принципами поддержания. Конструкторами и учеными данного КБ были созданы не имеющие аналогов в мире корабли-экранопланы или как их еще называют – «Каспийские монстры». Это и ракетный «Лунь» и транспортно-десантный «Орленок», которые были способны развивать скорость во время основного режима движения до 500 км/ч. По проектам созданным в «Центрального конструкторского бюро по судам на подводных крыльях» им. Р. Е. Алексеева было произведено более 8 000 кораблей на подводных крыльях как гражданского, так и военного назначения.


В настоящее время скорость во время проведения десантных операций играет все большую роль. Чем быстрее техника и войска будут доставлены на плацдарм, тем больше шансов на то, что успех на данном направлении удастся развить. Опыт, который получили российские моряки во время использования десантных катеров «Серна» проекта 11770, еще раз подтвердил данную аксиому. Но стало очевидным и другое: в качестве самостоятельных боевых единиц сегодня требуются еще более скоростные суда, обладающие большей десантовместимостью и грузоподъемностью. При этом амфибийные и мобильные характеристики новых кораблей должны были соответствовать аналогичным характеристикам катеров проекта 11770. Данные обстоятельства стали импульсом к созданию нового транспортно-десантного катера на воздушной каверне, которым и стал катер проект 21820 «Дюгонь».
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Полное водоизмещение десантных катеров на воздушной каверне типа «Дюгонь» составляет 280 тонн, длина наибольшая – 45 метров, ширина наибольшая – 8,5 метра., осадка – 1,9 метра. Максимальная скорость хода – 35 узлов при высоте волны 0,75 метра. Корабль может использоваться и в штормовых условиях при высоте волны не более 3,5 метров. Десантные катера проекта 21820 оснащаются двумя дизельными двигателями типа М507А-2Д мощностью по 9 000 л.с. каждый. Максимальная дальность плавания составляет 500 морских миль. Размеры грузового трюма – 27х6,8х2,34 метра, максимальная грузоподъемность – 140 тонн, десантный катер может перевозить до 3-х ОБТ или 5 БТР.

В системе управления десантного катера «Дюгонь» совместно с морским информационно-вычислительным комплексом МИВК 6П-08Б, гирокурсоуказателем ГКУ-5, лагом ЛИ2 1 и двигателями, которые оснащены тахометрами типа ТЭ-204, применяется и авторулевой «Агат-М3» (разработка и производство «НПП «АНФАС» город Саратов). При этом возможно использование модернизированного авторулевого «изменение 4».
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Движительно-рулевой комплекс десантного катера, включающий в свой состав вентилируемый водометный движитель, не выступает за габариты корпуса судна и позволяет эффективно работать в условиях засоренных акваторий и мелководья. Экипаж десантного судна составляет 6 человек. На десантном катере имеется вооружение. В штатной комплектации оно состоит из 2-х крупнокалиберных пулеметов МТПУ калибра 14,5-мм, а также 8 ПЗРК типа «Игла». По желанию заказчика состав и комплектация вооружения может быть изменена.

Свои достаточно высокие боевые характеристик корабли данного проекта, в частности единственный находящийся в строю десантный катер «Атаман Платов», подтвердили в рамках проведения стратегических маневров «Центр-2011», которые в том числе проходили и на Каспии. В рамках учений десантный катер достаточно быстро доставил к месту боя и высадил на необорудованное побережье бронетехнику и морскую пехоту.
Десантные катера проекта 21820 «Дюгонь»

Сообщается, что данные суда могут использоваться вместе с десантно-вертолетными кораблями доками проекта «Мистраль», которые строятся сегодня для ВМФ России. Танко-десантные катера проектов 11770 «Серна» и 21820 «Дюгонь» полностью подходят для «Мистралей» по своим массогабаритным характеристикам. Такие катера совместно с авиационной группой «Мистралей» предназначены для доставки вооружений и сил десанта корабля-дока на берег.

В настоящее время постройка кораблей проекта 21820 для нужд ВМФ России продолжается. А ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева продолжает работать над усовершенствованием катеров данного проекта и создание новых модификаций. Все они отличаются друг от друга главными энергетическими установками, компоновочными решениями, движителями, скоростью хода и водоизмещением. Но при этом все, как нельзя лучше, подходят для применения в десантных операциях в акватории закрытых и полузакрытых морей, заливах и архипелажных водах.

Источники информации:
-http://www.oborona.ru/includes/periodics/navy/2011/1121/19587666/detail.shtml
-http://militaryrussia.ru/blog/topic-630.html
-http://ru.wikipedia.org
Автор: Юферев Сергей


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 22
  1. desava 24 октября 2012 08:19
    Приятно, очень приятно было прочитать статью. Значит ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева живет! И корабль порадовал - многое о нем мне неизвестно, тем не менее судя по всему он разработан на современном уровне и его возможность действия с УДК типа "Мистраль" предусмотрена. Любопытно - помещается ли он в док-камеру "француза".
    1. dimanf 24 октября 2012 18:17
      Цитата: desava
      Значит ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева живет!


      РОСТИСЛАВ АЛЕКСЕЕВ- вот это был талант !
      dimanf
    2. Гражданский 24 октября 2012 22:03
      Серна вроде как помещается ...
      1. Везучий 27 октября 2012 00:14
        По больше бы их нам!
        Везучий
  2. Chicot 1 24 октября 2012 11:13
    Не хочется говорить банально, но... Симпатичный и очень нужный корабль. И побольше бы таких...
  3. КАРБОН 24 октября 2012 11:14
    Что-то длиноватый он для "Мистраля"-45метров, тот вроде под американские ЛКАТы был расчитан. Хотя один может и влезет.
    КАРБОН
    1. Goryn 4 мая 2013 13:12
      ЛКАТы- это французские- амеровские ЛКАКи
      Goryn
  4. Мак 24 октября 2012 11:58
    А что значит "на воздушной каверне"?
    1. urzul 24 октября 2012 12:05
      Суда на воздушной каверне являются продолжением развития судов с динамическим принципом поддержания. Обладая скоростными характеристиками судов на подводных крыльях, они имеют возможность подходить к необорудованному берегу.

      Воздушная каверна ака динамическая воздушная подушка. За счет профиля днища создается поддув воздуха под днище при ДВИЖЕНИИ.
    2. Армата 24 октября 2012 12:06
      Это значит что конструкция корпуса такова что при движении под днищем образуется воздушный мешок который уменьшает трение и кавитацию путем уменьшения пятна контакта с водой. Самый простой пример из ранних это катера на подводных крыльях. Но там воздух нагнетается 2 компрессорами. а здесь за счет геометрии корпуса.
      1. Шибко умный 24 октября 2012 14:04
        Механик
        Коллега, сдается мне, что вы путаетесь слегка в констукциях судов с динамическим поддержанием.
        Краткий курс теории вопроса.
        Одним из первых был катер с реданом. На днище имелся выступ, на который на скорости корпус "опирался" и поднимался над водой. За ним создавалась область разряжения и существено уменьшалась смачиваемая поверхность, и, следовательно, сопротивление.
        Развитием данной конструкции стал катер на подводных крыльях. Корпус поднимался над водой за счет подъемной силы на крыле, погруженном в воду. Смачиваемая поверхность корпуса уменьшалась, а обтекание крыла - вопрос понятный. Большого сопротивления оно не оказывало.
        Дальнейшим развитием данной схемы стали корабли на "колонках", когда корпус полностью выходил из воды, а гребные винты сами размещались в районе подводных крыльев. Такие модели испыпывались и показали хороший результат для малых водоизмещений.
        Отдельно стоят суда на воздушной подушке. Там подъем корпуса над водой осуществлялся поддувом под него воздуха. Такие суда в рабочем режиме являются полностью не водоизмещающими.
        Особым направление в динамических конструкциях являются экранопланы. Это, по сути, самолеты, использующие физический эффект экрана, т.е. повышения подъемной силы крыла при наличии близкой поверхности. Для их взлета требуется большая мощность двигателей и набор высокой скорости, а затем на маршевом режиме мощность существенно снижается, а корабль летит на ловерхностью.
        Механик, нагнетание воздуха 2 компрессорами в подводные крылья - это вы заблудились.
        1. Армата 24 октября 2012 14:15
          Цитата: Шибко умный
          Механик, нагнетание воздуха 2 компрессорами в подводные крылья - это вы заблудились.
          Про то что в подводные крылья я не сказал ни слова. Нагнетание шло под корпус (это я вам могу сказать исходя из того что сам их когда то ремонтировал на практике. А то что не в теме я занимаюсь конструированием одной из систем данных кораблей. Вот последний пример в котором мы участвовали.
        2. 77bor1973 24 октября 2012 14:39
          Вот для примера судно "Заря" , такие суда ещё называют "скеговыми."
          77bor1973
  5. borisst64 24 октября 2012 12:05
    Когда прочитал, что в ВОВ сражение за Крым наши войска проиграли в первую очередь из-за опасения морского десанта (части были распределены по побережью), отношение к десантным морским кораблям стало более уважительным.
    borisst64
  6. desava 24 октября 2012 16:25
    Цитата: Механик
    Нагнетание шло под корпус

    Более того, сейчас вполне серьезно рассматривают возможность снижения сопротивления корпуса выводом отработанных газов и специальным поддувом воздуха для крупных гражданских судов. Так, что это не только не ново, но и очень даже становится распространенным.
    1. Армата 24 октября 2012 18:46
      Да есть такие мысли. Но пока только в проектах.
  7. Самовар 24 октября 2012 22:24
    Десантные катера проекта 21820 шифр «Дюгонь»

    Честно говоря впервые узнал о нем. Ну что же, дай бог еще на флоте таких прибудет.
    Самовар
  8. woodman 24 октября 2012 22:35
    Катер "Атаман Матвей Платов" является головным эскадры "казачьих" катеров. По-моему Войско донское заключило договор на поставку экипажей на эти суда. Имена присваиваются героев О.В. 1812 года - казаков. Как туда попал "Мичман Лермонтов" - не знаю.
    Платов был "командующим", верно. Но в первую очередь он был атаманом донских казаков.
    А каверну можно получить разными путями. Например, повтыкать в днище корабля шпенёчки, типа гвоздей. Ну как твой ёжик на спине.... Ну и дать тому ёжику хорошего пендаля. Чтобы летел на иголках, едва касаясь воды. Только пендаьль должен быть ой как хорош)))
    woodman
    1. Dikremnij 25 ноября 2012 03:44
      Я уверен, что от сопротивления воды и от трения эти шпенечки долго не прослужат, так что думаю данный эффект на этих катерах достигается каким-то другим путем, я считаю наиболее вероятный вариант -это геометрия днища корпуса.
      Dikremnij
      1. алекс 241 25 ноября 2012 04:05
        Каверна достигается путем подачи под днище судна избыточного давления а не за счет шпенечек,которые кроме увеличения сопротивления и лишней нагрузки ничего не дают.
        алекс 241
  9. Сомад 26 октября 2012 10:02
    Статья хорошая, но упоминание атамана Платова какое-то сомнительное. Незнающий читатель подумает, что возникновение бистро - это единственная заслуга казаков Платова во время Отечественной войны 1812 года. И ещё мне показалось, что на первом фото катера на надстройке почему-то транспорант с китайскими иероглифами...
  10. Dikremnij 25 ноября 2012 03:40
    Ну наконец то МинОбороны поняло, что нужно наращивать присутствие ВМФ в мировом океане, а не бредить массовыми выбросками десанта.
    От если бы еще за переоснащение ВВС и закупку новых систем связи и АСУ взялось...
    Dikremnij

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня