Мужество высшей пробы

Мужество высшей пробы«Вспомним, братцы, россов славу»

Эти строки из песни, автор которой - ветеран Отечественной войны 1812 года, гвардейский полковник Фёдор Глинка, великий русский поэт и композитор. К слову, его песня так полюбилась, что стала восприниматься как народная. Вот так и мы сегодня гордимся кавалерами Золотых Звёзд, по праву считая их Героями от народа.

Всего в списке Героев России и Советского Союза более 12 тысяч фамилий. Кавалерами Золотых Звёзд они стали за подвиги, проявленные в боях, за заслуги в освоении авиационной техники и космоса, за полярные исследования Арктики и Антарктики, за героические поступки в обычной жизни. В списке Героев Отечества есть женщины, иностранцы и даже дети: самый молодой Герой России - семилетний Женя Табаков, который погиб, защищая честь сестры.


У российского военного ведомства есть повод гордиться своими Героями. Министерство обороны возглавляет Герой России генерал армии Сергей Шойгу, отмеченный Золотой Звездой Указом Президента Российской Федерации от 20 сентября 1999 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в экстремальных ситуациях. Золотую Звезду на кителе носят главнокомандующий Военно-воздушными силами России генерал-лейтенант Виктор Бондарев, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-полковник Владимир Шаманов. Служат Герои в округах, на флотах, командуют соединениями и воинскими частями.

Почти каждый четвёртый удостоенный высокого звания Героя был отмечен им посмертно. В 2012 году Золотые Звёзды Героев России были переданы родителям майора Российской армии Сергея Солнечникова, младшего лейтенанта полиции Заура Джибилова, начальника разведки полка оперативного назначения внутренних войск МВД России майора Сергея Кустова. А ещё в этом году не стало легендарных людей: ушли из жизни Герой Советского Союза Маршал Советского Союза Сергей Соколов, последний дважды Герой Советского Союза маршал авиации Александр Ефимов, Герой Советского Союза генерал армии Павел Грачёв.

Мы будем помнить тех Героев, кто ушёл, и гордиться теми, кто живёт рядом с нами. Ведь в России всегда есть и будут поводы для подвигов, а значит, примеров чести, мужества, подлинного героизма не убавится.

2012 учебный год выдался сложным и напряжённым для разведывательной эскадрильи. Обычными стали полёты на максимальную дальность с дозаправкой в воздухе. Четыре лётные смены в неделю, повседневное поддержание высокого уровня натренированности лётного состава, освоение новых видов лётной подготовки, выполнение воздушной разведки с оперативных аэродромов, участие в различных учениях в составе разновидовых авиационных группировок, в том числе в Заполярье и на территории сопредельных государств, приведение в различные степени боевой готовности, различные проверки с реальными подъёмами по тревоге... Всё это требовало от лётчиков максимальной самоотдачи. И разведывательная эскадрилья достойно вынесла нагрузку. Полученные положительные оценки говорят о многом. Более всего лётчикам запомнились совместные полёты с аэродрома Лида в Республике Беларусь, общение с братьями по оружию. Была и гордость за молодых лейтенантов авиагруппы, которые самостоятельно выполняли полёты в ходе совместного учения.

Мужество высшей пробыУже в июне средний налёт каждого лётчика здесь превысил 60 часов. Авиационная техника сейчас эксплуатируется с максимальным КПД. Отработано перебазирование войск в отдалённые районы. На хорошем уровне организовано взаимодействие с воинскими частями Сухопутных войск и силами Военно-морского флота. С ростом налёта и классности всё большему числу лётчиков становятся по плечу сложные задачи.

Офицера авиагруппы Героя России гвардии майора Николая Шпитонкова очень сложно вырвать из горячего ритма этих будней. Только на аэродроме, в перерыве между полётами, и можно пообщаться. А ведь вся его жизнь - как увлекательная повесть...

Будущий Герой родился и вырос в Амурской области. Это был особый мир, где рёв авиационных двигателей и запах керосина были таким же постоянными, как небо над головой. Детство прошло в дальневосточных гарнизонах. Мальчишкой мечтал о полётах. Основательно ознакомился с отцовским Ту-16. Выбор профессии стал закономерным. В 1993 году Шпитонков-младший поступил в Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов на факультет фронтовой авиации. По душе пришёлся крепкий, динамичный бомбардировщик Су-24М с эффективным комплексом вооружения. Так Николай Николаевич Шпитонков-младший продолжил штурманское дело Николая Николаевича Шпитонкова-старшего, военного штурмана дальней бомбардировочной авиации, ныне уже офицера запаса.

Горячее желание учиться летать помогло в лихие 1990-е преодолеть тревожное ощущение неопределённости будущего. Хорошо учился, был старшиной курсантской роты. Через пять лет, имея за плечами приличную теоретическую базу и налёт в 70 часов, лейтенант Николай Шпитонков прибыл для дальнейшего прохождения службы в бомбардировочный авиационный полк. Рядом оказалось много хороших учителей, к тому же полк успел поучаствовать во многих «горячих» событиях.

Шёл 1998 год. В войсках – хронический дефицит топлива. Полёты – не чаще одного раза в неделю. Затянувшийся период деградации ВВС выбросил на гражданку немало опытных военных лётчиков. На занятиях «пешими по-лётному», в нарядах и с метлой в руках на взлётно-посадочной полосе молодые офицеры порой впадали в уныние. Старшие товарищи поддерживали: «Ситуация в стране изменится, ваше время придёт!» И лейтенант Николай Шпитонков гнал прочь сомнения.

Время интенсивной боевой учёбы началось в 2000-м. Пусть в основном на аэродроме оставались те же «старички» Су-24М, что бороздили небо Таджикистана и Чечни, но объём лётной работы увеличился многократно. Курс боевой подготовки стал основой жизни и службы. Две-три лётные смены в неделю позволяли быстро аккумулировать профессиональный опыт. К реальным действиям лётчики подготовились основательно, и август 2008-го не застал их врасплох.

...Тогда, утром 8 августа, лётчики прибыли по тревоге на свой аэродром, достали отработанную полётную документацию. Техники уже готовили самолёты к вылету в Моздок. В ночь на 10 августа начали наносить ракетные и бомбовые удары по противнику.

Вряд ли перед вылетом на Кавказ они отчётливо представляли, что там происходит, каковы силы и средства противника, какова география театра военных действий.

Николай Николаевич вспоминает:

– Систему перебазирования в кратчайшие сроки и маршруты (без пересечения государственной границы) не раз отрабатывали в ходе учений. Отдельные цели мы знали. Более подробная разведывательная информация запаздывала. Во многом пришлось изучать обстановку и систему ПВО противника «по факту». Возможно, поэтому наши соседи в первый же день потеряли один из своих самолётов-бомбардировщиков. Мы столкнулись с организованной и эффективной системой ПВО противника. Как правило, целями фронтовой бомбардировочной авиации являются скопления живой силы и боевой техники за линией фронта, резервы противника на марше. В Грузии военные базы располагались по соседству с населёнными пунктами и хорошо прикрывались сверху. К примеру, таким укреплённым районом оказался порт Поти. В первый день мы недооценили средства управления и ПВО противника (Грузия использовала системы управления по стандартам НАТО). Оказалось, фиксировался каждый наш взлёт с аэродрома Моздок. Противодействовать можно было только целенаправленным уничтожением системы ПВО Грузии. Мне и майору Владимиру Сергееву, с которым давно летали в одном экипаже, поставили задачу: подавить пункты управления, средства связи и РЛС противника. 9 и 10 августа выполнили четыре полёта с применением управляемых ракет. Удары по определённым координатам наносили в ночное время...

Поскольку каждый взлёт в Моздоке грузинской системой ПВО отслеживался, от экипажа требовался прежде всего тактический манёвр. Поэтому взлетала большая ударная группа самолётов, после чего «рассыпалась» в разных направлениях. На задание уходил лишь один экипаж. В ночной темноте, с выключенными бортовыми огнями, огибая на минимальной высоте сложный горный рельеф, бомбардировщик перелетал Главный Кавказский хребет. За ленточкой границы психологически остро ощущалась невидимая линия жизни и смерти. По максимуму отключали все излучающие устройства. Под крылом Су-24М проплывали ночные огни грузинских селений и пригороды Тбилиси, где находились пункты управления. Важно было не попасть под удар средств ПВО противника и не промахнуться, чтобы не пострадало мирное население. С неожиданного для противника направления самолёт выходил в заданный район, приближался к цели, «отсекал» ложные засветки на локаторе и наводил ракету. Весь полёт – 60 минут, активная фаза сближения, прицеливания и пуска – не более 10 минут. Однако в минутах этих спрессовано было огромное напряжение. Бортовой комплекс позволял видеть, что Су-24М обнаруживался средствами ПВО противника. Но надо было из каждого полёта возвращаться на свой аэродром в готовности к выполнению следующих задач. К слову, инфраструктуру грузинской ПВО удалось подавить лишь 10 августа. Но подобные вылеты существенно влияли на настрой противника. И без того невысокий моральный дух грузинских войск был окончательно сломлен.

При этом по грузинским средствам ПВО «работали» не более трёх процентов экипажей нашей авиационной группировки. Остальные бомбили войска противника, встречая на малых высотах ожесточённое огневое противодействие. В ходе операции по принуждению Грузии к миру простых вылетов не было. Тем отраднее, что домой сослуживцы Николая Шпитонкова вернулись без потерь.

По окончании операции подвели итоги, скорректировав систему подготовки. Подавление системы ПВО и пунктов управления противника управляемыми ракетами поставили во главу угла тактической подготовки лётчиков. Для себя Николай Николаевич выделил несколько приоритетов:

– боевые действия и экспромты – несовместимы;
– нельзя недооценивать противника, даже если на первый взгляд его возможности кажутся незначительными;
– перед вылетом важно полностью реализовывать разведывательную информацию, тщательно изучать силы и средства противодействующей стороны, географические условия;
– необходимо основательно готовиться к войне психологически, максимально приближая условия учений к боевым условиям, чтобы любую экстремальную ситуацию ощущать как нормальную...

В середине августа 2008 года заместителя командира эскадрильи майора Владимира Сергеева и помощника штурмана эскадрильи капитана Николая Шпитонкова внезапно вызвали из Моздока в Москву – на чествование героев операции по принуждению Грузии к миру (ВВС представляли там всего пять человек). Встреча в Кремле произвела большое впечатление, однако в тот же день офицеры улетели обратно – для занятий плановой боевой подготовкой, совершенствования навыков молодых коллег. Свои Золотые Звёзды эти Герои получили в Кремле позднее, в декабре...

С 2009 года Николай Николаевич обучает молодых штурманов смешанной авиационной эскадрильи Су-24МР и МиГ-25. Средний налёт в авиагруппе – более 100 часов за год. Молодые лётчики получают здесь классность в течение года службы.

Отрабатываются новые виды лётной подготовки – в составе звеньев и групповые. Как и старшие товарищи, в уходящем году молодые лётчики и штурманы разведывательной эскадрильи совершили полёты на новые аэродромы, изучили оперативные аэродромы. Это был большой опыт, настоящая боевая работа. В сентябре состоялось совместное учение с Северным флотом. В целом второе полугодие для лётчиков этой авиационной группы оказалось ещё более насыщенным мероприятиями боевой подготовки...

На будущее Герой России гвардии майор Николай Шпитонков планирует поступать в Военно-воздушную академию. Ему всего только 37 лет, останавливаться на достигнутом в жизни он не собирается...
Автор: Александр Хроленко
Первоисточник: http://www.redstar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 21
  1. bosxxl 15 декабря 2012 10:39
    ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    bosxxl
  2. virm 15 декабря 2012 12:51
    Кадыров - тоже? Герой? России?
    1. StrateG 15 декабря 2012 13:22
      Кадыров - тоже? Герой? России?


      Причем здесь Кадыров?
      StrateG
      1. Spooky 15 декабря 2012 13:45
        Неужели непонятно причём? Герой россии с 2004 г.!
        Spooky
        1. StrateG 15 декабря 2012 14:48
          Неужели непонятно причём? Герой россии с 2004 г.!


          И что вы этим хотели сказать? Каким боком это относится к статье?
          StrateG
          1. почти дембель 16 декабря 2012 06:47
            Цитата: StrateG
            И что вы этим хотели сказать? Каким боком это относится к статье?

            А что вам здесь непонятного? VIRMа очень естественно удивляет то, что такие люди как этот летчик и, с другой стороны Кадыров-бывший бандит, имеют одинаковые награды.Или вам это кажется нормальным?
            1. cth;fyn 16 декабря 2012 19:30
              Бывший бандит? и все? ох, принижаете вы подвиги полевого командира чеченских боевиков.
  3. Spooky 15 декабря 2012 15:35
    Лучше спросить у того, кто ему это звание дал если силёнок хватит?
    Spooky
  4. Владимирец 15 декабря 2012 15:41
    Гордость берёт за таких людей. Гордость и надежда, что не всё ещё потеряно.
  5. StrateG 15 декабря 2012 18:32
    Spooky,насчет Кадырова - вам в другое место. Вы ошиблись статьей.
    StrateG
    1. Karlsonn 15 декабря 2012 19:13
      StrateG

      всегда найдется человек, который плюнет в общий котелок с кашей no .

      Очень часто можно услышать, что настоящие герои жили-были и совершали свои геройские подвиги тогда, прежде, во времена великих войн. Наличие среди красноармейцев Великой Отечественной такого явления, как массовый героизм, не отрицают даже самые оголтелые эсэсэсэрофобы. Ну, и пока ещё героями считают космонавтов, по крайней мере первых. Но вот сейчас — нету, мол, героев, измельчали мы.

      Да, большой войны сейчас нет, полёты в космос перестали быть удивительными и вызывать восхищение (хотя и не стали менее опасными).

      Но герои у нас в России — есть. И их подвиги по-прежнему освещают людям окружающий мир, как сердце Данко из того же рассказа. И пока они у нас есть, живут среди нас, отдавая, если придётся, «жизни за други своя» — будущее нашей России не кажется беспросветным.

      Просто о них редко пишут в газетах и рассказывают из телевизора. А знать и помнить их — надо.


      Матрос Алдар Цыденжапов (1991—2010)
      1. Karlsonn 15 декабря 2012 19:18
        4 августа 1991 года, за две недели до так называемого «путча» в Москве, после которого развал СССР вступил в терминальную стадию, в далёком посёлке Агинское Агинского Бурятского автономного округа в семье работника МВД и медсестры из детского сада Батора и Билигмы Цыденжаповых, уже воспитывавших двоих детей, Булата и Ирину, родились близняшки — мальчик Алдар и девочка Арюна. Жизнь Алдара текла своим чередом; он отучился в средней школе № 1 в родном посёлке. Учился по-разному, но всегда отличался трудолюбием: недаром его выбирали «министром труда» в школьном самоуправлении. После школы хотел было попробовать поступить в институт, но передумал, решил отслужить в армии.

        Время призыва пришло в ноябре 2009 года. Всё просто: пришло — призвали. Алдар попал служить на Тихоокеанский флот, в войсковую часть, базировавшуюся на город Фокино Приморского края: эскадренный миноносец «Быстрый».

        Служил, говорят, матрос Цыденжапов хорошо, с товарищами по службе дружил, дело военное освоил как надо, командиры не жаловались. До увольнения в запас оставалось всего около месяца, и дембелю Цыденжапову предстояло сходить с товарищами в крайний боевой поход к Камчатке. После дембеля он собирался погостить дома — и вернуться, чтобы продолжить службу уже контрактником.

        24 сентября 2010 года весь экипаж — 300 человек — был на борту, до выхода в море оставались считанные часы. Машинист котельной команды Алдар Цыденжапов нёс вахту согласно боевому расписанию. В 4:03 неожиданно раздался тонкий свист, а затем хлопок: в машинном отделении прорвало находившийся под давлением топливный трубопровод. На его глазах попавшее на светильник горючее вспыхнуло, и машинное отделение эсминца «Быстрый» превратилось в просторную камеру сгорания.

        Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он понимал, чем грозит экипажу и судну взрыв двух котлов с перегретым паром.

        Алдар Цыденжапов был хорошим матросом. Он отлично знал своё рабочее место.

        Алдар Цыденжапов пошёл в огонь и перекрыл вентили, которые должен был перекрыть.

        На всё про всё ему потребовалось всего 9 секунд. Он сделал своё дело как надо и вышел из горящего отсека. Вышел сам. С ожогом 99,5 процентов поверхности тела.

        Командир боевой части капитан-лейтенант Алексей Коноплёв вывел личный состав вахты в безопасное место (два других матроса тоже получили ожоги, борясь с пожаром, хотя и не такие тяжёлые, ещё двое были отравлены продуктами горения), задраил горящее помещение и активировал систему объёмного пожаротушения. Корабль и экипаж были спасены. Машинному отделению потребовался по сути лишь косметический ремонт.


        Спасённый Алдаром эсминец.
        Фото пользователя kraft с сайта www.vladphoto.ru


        Врачи были бессильны. 28 сентября Алдар Цыденжапов умер в госпитале ТОФ во Владивостоке, успев проститься с приехавшими к нему родителями. Похоронили его в родном посёлке 7 октября 2010 года.

        Командование посмертно представило матроса Цыденжапова к ордену Мужества, но 16 ноября Указом Президента Российской Федерации № 1431 Алдару Баторовичу Цыденжапову было посмертно присвоено звание Героя России. Алдар навечно зачислен в члены экипажа эсминца «Быстрый». Телестудия читинской ГТРК сняла документальный фильм «Огненная вахта Алдара» (как и где его можно посмотреть — неизвестно).

        21 февраля 2011 года высокая награда была вручена родителям Алдара в Кремле.
        1. papas-57 15 декабря 2012 21:01
          Жалко парня. Но остаётся без ответа вопрос: какая сволочь не проверила оборудование перед выходом, и какая сволочь доложила, что всё проверено и замечаний нет. Парень погиб из-за простого раз.издяйства механика
          1. Karlsonn 15 декабря 2012 22:28
            Цитата: papas-57
            Но остаётся без ответа вопрос: какая сволочь не проверила оборудование перед выходом, и какая сволочь доложила, что всё проверено и замечаний нет. Парень погиб из-за простого раз.издяйства механика


            может и так, а может и иначе, я вот машину перед дальней поездкой чуть ли не вылизываю и то время от времени что-нибудь да случается, а корабль гораздо сложнее.
            Важен сам факт, готовности 21-го летнего парня совершить подвиг.
            Вечная ему память.
  6. cherkas.oe 15 декабря 2012 23:37
    Летун молодец, таких профессионалов нам нужно как можно больше. А вот мальчишку, который ценой своей жизни спас эсминец и жизни своих сослуживцев жалко до слёз. Я, когда первый раз о нём услышал, комок в горле полчаса пропихивал и ток водкой пропихнул. Вечная память и благодарность этому мальчишке и такому великому воину.
  7. StrateG 16 декабря 2012 10:11
    А что вам здесь непонятного? VIRMа очень естественно удивляет то, что такие люди как этот летчик и, с другой стороны Кадыров-бывший бандит, имеют одинаковые награды.Или вам это кажется нормальным?


    В любом случае мы здесь не Кадырова обсуждаем. Два разных человека,один получил награду за просто так,а другой в результате героических действий,то бишь заслуженно. Кстати благодаря последним мы и выигрываем бои. Профессионализм решает.
    StrateG
  8. мамба 16 декабря 2012 19:21
    ... каждый взлёт в Моздоке грузинской системой ПВО отслеживался.
    Каким же образом, если Моздок прикрыт с юга Главным Кавказским хребтом? "Видеть" взлетающие с него самолёты можно было только со стороны Украины или Азербайджана. request
    мамба
    1. cth;fyn 16 декабря 2012 19:31
      Ну вот вы и ответили на свой вопрос:
      "Видеть" взлетающие с него самолёты можно было только со стороны Украины или Азербайджана.
    2. berimor 20 декабря 2012 21:59
      Отслеживать каждый взлет можно не только с помощью РЛС, но и агентурно и тут же передавать по радио долесекундным импульсом, чтоб не смогли засечь. Ве очень просто. Мы так делали во время крупных учений еще при СССР.
      berimor
  9. cth;fyn 16 декабря 2012 19:31
    Пока есть такие люди, будем ЖИТЬ!
  10. Misantrop 16 декабря 2012 19:42
    Полистал на днях отцовскую летную книжку. 1000-1200 часов налета за год...
    Misantrop
    1. Братец Сарыч 16 декабря 2012 20:01
      Что-то сомнительно - по 4 часа каждый рабочий день, если перевести на 5 дневку - тут в материалах про Афганистан куда меньшие цифры и то написано, что летчики все нормы перевыполняли и на износ работали...
      Братец Сарыч
      1. berimor 20 декабря 2012 22:02
        Возможно это стратегическая авиация (он, кстати, не уточнил какая авиация). Там, да, налет очеь большой, прикиньте, один полет мог быть до 12 - 24 часов.
        berimor
  11. sapulid 16 декабря 2012 23:56
    Блин, опять нарываюсь на минусовку.

    Может, вспомним якутских снайперов или дагестанских героев Брестской крепости? Сколько там было национальностей? Так, кого Вы вспоминаете в этих событиях?

    Достали нацики. Мой дед, немец, прошел от Бреста до Берлина и был расстрелян по доносу политрука из-за сокрытия его немецкой национальности.

    Политрук, был татарином. Мне что, татар мочить?
    sapulid

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня