Самоходки на колёсах

Первые попытки повышения оперативной мобильности артиллерии за счёт установки орудий различного калибра на гусеничные или колёсные шасси предпринимались уже в начале XX века. При этом существовал определённый крен в сторону последних, что было не случайно.

Гусеничные шасси тракторов, а затем и танков оказывались не только гораздо сложнее технически, но и значительно дороже. Тактика же боевого применения танковых частей в 1920 — 1930е годы ещё не была отработана. Роль и место самоходной артиллерии чётко не просматривались, да и самой самоходной артиллерии как таковой не существовало. Поэтому разработчики не видели существенных преимуществ гусеничных шасси перед колёсными. Тем более что автомобилестроение в тот период развивалось стремительно. Новый толчок к созданию САУ на колёсных шасси дало появление автомобилей повышенной проходимости. Наиболее удачной конструкцией такого рода следует признать французскую САУ на шасси грузовика-вездехода Laffly, вооружённую 47мм противотанковой пушкой.


Начало Второй мировой войны положило конец конкуренции между гусеничными и колёсными самоходками. Характер ведения боевых действий однозначно требовал присутствия на поле боя САУ, созданных на танковых шасси. Только так обеспечивалось тесное их взаимодействие с танками. Колёсные САУ не имели для этого ни достаточной проходимости, ни броневой защиты требуемого уровня. Самоходки же, созданные на шасси полугусеничных бронетранспортёров, можно рассматривать лишь как вспомогательную систему вооружения с ограниченными возможностями. Действовали они в основном в боевых порядках мотопехотных подразделений, оснащённых полугусеничными бронетранспортёрами. К концу войны концепия самоходноартиллерийской установки на танковом шасси победила окончательно. Но, как вскоре выяснилось, не надолго.

В первые послевоенные десятилетия из арсеналов ведущих военных держав мира исчезли противотанковые САУ. Борьбу с танками противника полностью возложили на танки и противотанковые ракетные комплексы. Причём последние можно было монтировать на чём угодно — от вертолётов до джипов. Необходимость сопровождения танков в бою самоходками отпала, а в результате снизились и требования к уровню бронезащиты последних. К началу 1970х годов в разных странах на вооружение стали поступать легкобронированные самоходки, созданные либо на шасси гусеничных бронетранспортёров, либо на специальных шасси. Причём речь шла только о самоходных гаубицах калибра от 105 до 203 мм. С уменьшением боевой массы этих САУ вновь возник соблазн использования колёсных шасси, тем более, что к тому времени уже имелось много образцов автомобильной техники, по проходимости не уступавших гусеничным машинам. Пионером же в создании колёсных САУ нового поколения стала Чехословакия.

Следует отметить, что армии стран участниц Варшавского Договора в ОСНОВНОМ были оснащены вооружением и боевой техникой советского производства. Вместе тем странам, располагавшим соответствующей оборонной промышленностью, не возбранялось разрабатывать собственные образцы как для своих нужд, так и для других союзных государств. Единственным требованием была лишь унификация боеприпасов.

152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года)

В середине 1970х годов в конструкторском бюро машиностроительного предприятия в словацком городе Дубница-над-Вагом разработали новую артсистему, принятую на вооружение Чехословацкой армии под обозначением 152 mm ShKH vz.77 (152 mm samohydna kanonova houfnice vz. 77 — 1 52MM самоходная пушка-гаубица образца 1977 года). Однако большую известность эта самоходка, запущенная в серию в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана».
В качестве базы для размещения вооружения в этой САУ использовано полноприводное шасси Tatra 815, серьёзно модернизированное для этой цели. Шасси имеет колёсную формулу 8x8, с двумя передними управляемыми парами колёс. Подвеска — независимая пружинная. Колёса оснащены системой регулирования давления воздуха в шинах. В передней части шасси находится низкопрофильная бронированная кабина. В ней расположены рабочие места водителя и командира. В кормовой части шасси размещён 12цилиндровый V-образный многотопливный дизель Tatra 293034 мощностью 345 л.с.

Самоходки на колёсах

в 1979 году, приобрела под именем собственным — «Дана»

Вооружение — 152мм пушка-гаубица — установлено во вращающейся башне состоящей из двух бронированных полубашен, герметичных и изолированных друг от друга. В левой находятся рабочие места наводчика и заряжающего, расположенные тандемом, за ними — механизированная укладка зарядов. В правой — рабочее место второго заряжающего, а перед ним — механизированная укладка снарядов. На турели посадочного люка второго заряжающего установлен 12,7мм зенитный пулемёт ДШКМ. Лафет пушки-гаубицы смонтирован открыто между полубашнями. Над стволом орудия размещён механизм досылания.

Подобная установка пушки-гаубицы исключает воздействие пороховых газов на расчёт при ведении интенсивной стрельбы. А именно такая стрельба обеспечивается в автоматическом режиме, когда снаряды и заряды с помощью специальных механизмов подаются на линию досылания. Стреляные гильзы удаляются специальным транспортёром. В автоматическом режиме «Дана» способна произвести 30 выстрелов за 7 минут, а в течение часа — 90 выстрелов. При ручном заряжании скорострельность составляет 2 выстр./мин. Возимый боекомплект — 60 выстрелов. Для стрельбы используются осколочно-фугасные гранаты от советской пушкиг-гаубицы Д20, в том числе и чехословацкого производства. Максимальный угол возвышения ствола орудия составляет +70°, склонения 4°. Несмотря на то что установка в боевом положении вывешивается с помощью трёх гидравлических опор, вести огонь можно только в секторе 225°. Максимальная дальность стрельбы осколочнофугасной гранатой массой 43,5 кг составляет 18,7 км. Установка может быть развёрнута на огневой позиции в течение 2 мин, а покинуть её — спустя минуту после окончания стрельбы.

Двигатель позволяет машине с боевой массой 29,25 т развивать скорость по шоссе 80 км/ч. Запас хода — 800 км.

В начале 1980х годов САУ «Дана» поступили на вооружение в Чехословакию, Польшу и ГДР. Чехословацкое военное руководство предложило «Дану» и Советскому Союзу, однако это особого энтузиазма не вызвало. С точки зрения огневых возможностей «Дана» была идентична (за исключением скорострельности) советской самоходной гаубице 2СЗ «Акация», которая уже состояла на вооружении Советской Армии. Правда, благодаря применению колёсного шасси «Дана» обладала более высокой подвижностью на дорогах, но на бездорожье она проигрывала по проходимости гусеничной «Акации». Это обстоятельство, возможно, не имело существенного значения в условиях разветвлённой европейской дорожной сети, но для территории СССР было явным минусом. Весьма серьёзным недостатком «Даны» считалось и отсутствие возможности заряжания с грунта.

В общем, было очевидно, что принимать на вооружение ещё одну артиллерийскую систему, не имевшую очевидных преимуществ перед отечественной, не имеет смысла. Такое мнение в итоге и утвердилось в Главном ракетно-артиллерийском управлении и 3м ЦНИИ МО СССР — организациях, которым было поручено проработать вопрос целесообразности закупок «Даны». Тем не менее в 1979 году на Ржевском артиллерийском полигоне испытали два образца «Даны», которые, как и ожидалось, показали отсутствие преимуществ перед отечественным аналогом. В 1983 году в Генеральный штаб было направлено письмо из ГРАУ МО СССР о нецелесообразности поставок в Советский Союз САУ «Дана». Однако в том же году командование всё-таки решило принять некоторое количество чехословацких самоходок в опытную войсковую эксплуатацию в СССР. Для этого в ЧССР закупили шесть (по другим данным, 18 — один дивизион) самоходных орудий. Они эксплуатировались в СССР около года, после чего были возвращены в Чехословакию. В 1985 году министру обороны СССР С.Л. Соколову был направлен доклад по результатам опытной эксплуатации «Даны». Несмотря на возражения и сомнения большинства наших артиллеристов, Совмин СССР издал 25 октября 1986 года распоряжение «О закупке в ЧССР в 1987 — 1989 годах 152мм самоходных пушек-гаубиц «Дана». Возможно, этим заказом советское руководство хотело поддержать союзного производителя.

Чехословацкими САУ планировалось вооружить 211ю артбригаду, входившую в состав Центральной группы войск, дислоцировавшейся в ЧССР. Тем самым облегчалось решение вопросов материально-технического обеспечения. В 1988 году «даны» стали поступать в войска. До момента перевооружения 211я бригада состояла из четырёх дивизионов, оснащённых буксируемыми пушками-гаубицами Д20 и самоходными 2С5 «Гиацинт». С началом замены материальной части соединение перешло на новый штат: теперь оно включало в себя пять дивизионов, в каждом из которых было три артиллерийские батареи восьмиорудийного состава. Таким образом, общая численность САУ «Дана» в бригаде составила 120 единиц. Кроме артиллерийской бригады ЦГВ, эти установки поступили в артиллерийский учебный центр, находившийся на территории Белорусского военного округа.

По отзывам офицеров, служивших в 211й бригаде, артиллерийская часть «Даны» оказалась очень чувствительной к условиям эксплуатации, и по этой причине было немало отказов. Определённой похвалы удостоилось восьмиколёсное шасси, во всяком случае, его маневренность, которая оказалась даже выше, чем у БТР70. Радиус поворота САУ был таким, что в узких местах — там, где, например, бронетранспортёру требовалось проехать в два этапа, с включением задней передачи — «Дана» проходила без проблем.

В Советской Армии «даны» прослужили недолго. В 1990 году начался вывод соединений и частей ЦГВ с территории Чехословакии. 211я бригада была включена в состав войск Московского военного округа и передислоцирована в посёлок Мулино Горьковской области. Матчасть же бригады отправили в Казахстан, но данных об эксплуатации САУ «Дана» в Казахстане нет.
Необходимо отметить, что в СССР приблизительно в это же время предприняли попытки создать собственное самоходное орудие на колёсном шасси. В качестве базы использовалось шасси 8x8 15тонного опытного образца автомобиля КрАЗ4Р3130 с многотопливным дизелем ЯМЗ202 мощностью 360 л.с. Но эти работы дальше создания опытных образцов не пошли.

Что же касается Чехословакии, то до начала 1990х годов изготовили около 750 самоходных орудий. Была предпринята и попытка модернизации САУ за счёт увеличения длины ствола орудия с 39 до 47 калибров. Этот вариант получил название «Ондава», но данных о его серийном производстве нет.


САУ «Зузана»

В начале 1990х годов словацкие конструкторы, стремясь расширить рынок сбыта своей машины, разработали ещё один модернизированный вариант. САУ «Зузана» отличается от «Даны» главным образом орудием. Она вооружена 155мм пушкой-гаубицей с длиной ствола 45 калибров. Для стрельбы могут использоваться все стандартные боеприпасы НАТО. Боекомплект сократился до 40 выстрелов, а экипаж — до 4 человек. Усовершенствована система управления огнём. Зенитный пулемёт ДШКМ заменили современным НСВ12,7. На лобовых листах башни установили блоки дымовых гранатомётов. На некоторых демонстрационных образцах смонтировали и ИК-осветитель «Луна-4», что говорит о наличии на машине ночного прицела для стрельбы прямой наводкой.
После распада Чехословакии в 1992 году парк самоходок разделился между чешской и словацкой армиями. В частности, на 1 января 2008 года в Чехии имелось 173 машины (115 из них — на хранении), в Словакии — 131 (12 — на хранении). В свою очередь, Польша располагала 111 артсистемами «Дана».


САУ «Дана» Грузии

Что же касается поставок в другие страны, то о них известно очень мало. Достоверно известно, что в 2006 году Чехия продала 12 САУ «Дана» Грузии. Два года подряд эти установки были своего рода «гвоздём» военных парадов в Тбилиси. Судя по телевизионным кадрам, в ночь с 7 на 8 августа 2008 года они обстреливали спящий Цхинвал вместе с «градами», кстати, тоже чехословацкого производства — RM70.


G6 Rhino («Носорог»)

Другой образец самоходно-артиллерийской установки на колёсном шасси был создан почти в то же время, что и «Дана», но далеко от Чехословакии — в ЮАР. Разработка САУ, получившей обозначение G6 Rhino («Носорог»), началась в конце 1970х годов в государственной корпорации APMSKOR, а первый опытный образец появился в 1981 году. Выбор колёсного шасси был обусловлен прежде всего особенностями рельефа местности данного региона, а также необходимостью иметь большой запас хода самоходной боевой техники, применяемой сухопутными войсками.



В передней части корпуса САУ G6 находится отделение управления, за ним — моторно-трансмиссионное, а затем боевое, включающее бронированную башню кругового вращения. Корпус выполнен из сварных броневых листов, защищающих от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов. Днище имеет усиленное бронирование против действия мин.
На G6 используется дизельный двигатель воздушного охлаждения мощностью 525 л.с.

Автоматическая трансмиссия обеспечивает шесть передач переднего хода и две — заднего. Все колёса — ведущие (колёсная формула 6x6), передняя пара — управляемая. Подвеска колёс — независимая торсионная, с гидравлическими амортизаторами, во время стрельбы она выключается. Перед этим с помощью гидравлической системы опускаются четыре опоры (по бортам в передней и задней частях корпуса). Несмотря на значительную боевую массу в 36,5 т, самоходная гаубица G6 обладает хорошей подвижностью. Максимальная скорость движения по шоссе — 90 км/ч, а на пересечённой местности 35 — 40 км/ч. Запас хода 600 км.

В бронированной башне размещаются: командир, наводчик и два заряжающих. Для их входа и выхода имеются дверь на правой стороне и два люка на крыше башни. В передней части башни по обе стороны от орудия находятся четырёхствольные дымовые гранатомёты. Командирская башенка оснащена перископами кругового обзора. Перед люком заряжающего установлен 12,7мм пулемёт для стрельбы как по наземным, так и по воздушным целям.

Основное вооружение САУ — 155мм гаубица с длиной ствола 45 калибров. Углы наведения орудия по вертикали от 5 до +75°, а по горизонтали 80°. Приводы наведения — электрогидравлические. Для облегчения заряжания с левой стороны затвора размещён досылатель снарядов. Пороховые заряды в сгораемой гильзе помещаются в зарядную камору вручную. Хорошо тренированный расчёт обеспечивает скорострельность 4 выстр./ мин в течение 15 мин.

Для стрельбы из гаубицы применяются выстрелы с осколочнофугасными, дымовыми, осветительными и зажигательными снарядами. Возимый боекомплект — 47 снарядов и 52 заряда. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочнофугасным снарядом составляет 30 км, а осколочнофугасным со специальной донной пиротехнической насадкой — 39 км.
Система управления огнём (СУО), кроме дневных и ночных прицелов, включает лазерный дальномер и электронный баллистический вычислитель. Она может подключаться к батарейной СУО, получая оттуда необходимое целеуказание.

Серийное производство САУ началось в 1988 году. До этого несколько машин проходили испытания во время боевых действий юаровских войск в Анголе. В конце 1990х годов партию G6 приобрела армия Объединённых Арабских Эмиратов.

Создание двух достаточно удачных образцов САУ на колёсных шасси подтолкнуло конструкторов в других странах к проектированию аналогичных систем. При этом выявилась одна общая тенденция — отказ от использования тяжёлых многоосных шасси и броневой защиты.

Фактически речь идёт о замене обычного орудийного лафета вместе с колёсным ходом и станинами на двух или трёхосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Создателей подкупает высокая мобильность таких систем, а также готовность к быстрому открытию огня.


система ATMOS (Autonomous TruckMounted System)

Одним из типичных образцов новых САУ является система ATMOS (Autonomous TruckMounted System), созданная израильской фирмой Soltam на шасси чехословацкого грузовика Tatra 815 (вариант 6x6). В кормовой части шасси смонтированы качающаяся часть и верхний станок 155мм гаубицы с длиной ствола 52 калибра. Эта САУ была создана в 2001 году практически по заказу индийской армии, которая проявляет к таким системам повышенный интерес.

В Нидерландах проходит испытания система МОВАТ — 105мм гаубица, установленная на грузовой платформе двухосного грузовика. А во Франции восемь артбатарей сухопутных войск перевооружены самоходками Caesar фирмы GIAT Industries. 155мм гаубица установлена в кормовой части шасси полноприводного грузовика Renault 6x6. Машина оснащена легкобронированной кабиной, приборами управления огнём, а также ящиками для размещения снарядов и зарядов. Впрочем, на самой машине их перевозится немного. САУ Caesar может транспортироваться самолётами С130. Установка приводится в состояние готовности к открытию огня в течение 2 минут. Следует отметить, что интерес к разработке таких систем проявляют США и другие страны НАТО.
Автор:
М.БАРЯТИНСКИЙ
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

111 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти