Российскую систему образования реформируют слепые и глухие?

67
В последнее время серия скандалов разгорелась вокруг Министерства образования. Коррупционные скандалы на сей раз оказались отодвинутыми на второй план, а вот на ведущие позиции вышла ситуация с продолжающейся реформой образования.

Удивительное дело выходит: по опросам общественного мнения, а также мнения конкретных представителей учебного процесса (учащихся, студентов, их родителей, педагогов, ветеранов педагогической профессии) тот вариант реформирования, который сегодня проводится, не устраивает подавляющее большинство опрошенных, а рейтинги, повествующие о падении уровня качества современного образования, появляются с завидной регулярностью не только в отечественной, но и в зарубежной прессе. Однако, видимо, сторонники взятой за основу манеры реформирования сегодня абсолютно не собираются считаться ни со мнением большинства, ни с публикуемыми показателями.

Российскую систему образования реформируют слепые и глухие?


Государственная Дума буквально на днях с подачи Минобрнауки приняла весьма противоречивый закон об образовании. Причем информация о принятии этого документа как-то мимоходом была упомянута в федеральных СМИ. Мол, а что тут рассказывать, что обсуждать? Это же не такие горячие пирожки как, к примеру, отставка Сердюкова или домашний арест Васильевой. Конечно, пирожки тут совсем другие… Но только от принятия такого закона зависит, ни много ни мало, судьба всей нашей страны, судьба будущих поколений, как бы это пафосно не звучало.

Сам законопроект, нужно отметить, уже долгое время пытается пройти через Госдуму. Его основы родились еще тогда, когда министерский пост возглавлял такой человек как Андрей Фурсенко, имя которого у тех, кто знаком с проблемами образования не понаслышке, стало устойчиво ассоциироваться с порождением всё новых и новых трудностей в российской образовательной сфере. Нет, говорить, что проект закона был принят без обсуждения, нельзя. Министерство в свое время объявило о том, что готово выслушать предложения и пожелания от практикующих педагогов и всех тех, кто так или иначе к сфере воспитания и обучения имеет отношение. Специальные листы для внесения своих предложений рассылались по учебным заведениям, можно было оставить свои комментарии по ходу улучшения законопроекта на специальном сервисе. При этом было предложено более полумиллиона (!) изменений, которые профессиональные педагоги и сами обучающиеся считали необходимыми учесть для реальной модернизации образования. В Минобрнауки, которое сегодня возглавляет Дмитрий Ливанов, пришло около 40 тысяч коллективных обращений о том, какие пункты необходимо пересмотреть для придания российскому образованию большей эффективности.

Однако каким же было удивление тех, кто ратовал за внесение действенных поправок, когда итоговая форма закона об образовании осталась практически без изменений. В министерстве учли лишь некоторые не самые значительные предложения, а сам «скелет» закона так и остался в виде «скелета ящера», который был то ли где-то отрыт, то ли создан искусственно в министерстве еще при управлении тем господином Фурсенко.

Основными пунктами нового закона выступают: ликвидация системы начального профессионального образования (то есть все профессиональные училища и колледжи в миг превратятся в техникумы или же будут к техникумам присоединены, а то и просто расформированы); остается незыблемой система Единого государственного экзамена (ЕГЭ), который, безусловно, дает больше возможностей выпускнику при поступлении, но при этом абсолютно не отражает ни его реальных знаний, ни объективных способностей. В законе об образовании рассматривается система дистанционного и даже семейного образования, которые с одной стороны, вроде бы, расширяют круг возможностей для получения образования как такового, но при этом могут стать совершенно бесконтрольным звеном в подготовке учащихся. Имеется информация о ведении бизнес-деятельности, которая, возможно, и принесет школах, техникумам и вузам необходимые средства, но будет ли такая прибыль хоть как-то стыковаться с самой образовательной деятельностью – большой вопрос.

Очень сложной выглядит ситуация и с приоритетами в образовании, если таковые вообще уместно определять. В свое время Дмитрий Медведев, находясь на должности президента, заявил, что в России имеется существенный переизбыток образовательных учреждений высшего профессионального образования, которые ведут образовательную деятельность гуманитарного характера. Он косвенно определил в качестве приоритетного направления для нужд развития инновационной экономики – технический вектор высшего образования. Безусловно, армии псевдогуманитариев, которые после выпуска из вуза не могут ответить на вопросы по литературе, истории, праву, обществознанию, на которые по определению отвечать должны, стране не нужны. Нужно оптимальное количество специалистов гуманитарных и технических профессий.

Однако у нас такие слова высших государственных чиновников нередко воспринимаются как отмашка, для того чтобы быстро произвести смену ориентиров: если руководитель сказал, что «слишком много гуманитарных вузов», значит, пора срочно «исправить» ситуацию. А как исправлять? Ну, конечно! Ввести список «неэффективных», согласно которому можно быстро подогнать под одну гребенку как вузы, выросшие грибами после дождя в последние 2 десятилетия, так те, у которых одной истории больше лет, чем господам Фурсенко и Ливанову вместе взятым…

О том, что же сегодня нужно для признания эффективности российского вуза, уже много писалось. Судя по недавним критериям Минобра, вуз может быть эффективным, если он представляет собой полупустое здание с огромными площадями, в котором учатся исключительно студенты из Кении или Вьетнама и еще пара-тройка «100-балльников» с Северного Кавказа, к примеру… Однако в большинстве российских вузов (любого профиля) и с площадями, и с иностранцами, и со 100-балльниками по ЕГЭ проблема. Но это вовсе не означает, что для ее решения государственные вузы с 50-100-летней историей и традициями можно аккуратно прикрывать, переводя под эгиду более «эффективных», а вот десяткам негосударственных вузов, готовящим непонятно кого и непонятно с какой целью, судя по новому закону об образовании, предоставлять дополнительные гарантии…

Ситуацией с реформированием российского образования обеспокоились и в МГУ. В этом вузе уже несколько лет идет дискуссия по поводу того, что реформирование ведется не по тем рельсам, однако пока видение решения проблемы сотрудниками вуза в Минобрнауки игнорируется. В частности, ученый совет филологического факультета Московского Госуниверситета озаботился резким спадом образования в России не только в общем, но и конкретно в гуманитарной сфере. Педагоги говорят о том, что, несмотря на наличие огромного числа вузов с гуманитарной направленностью в России, уровень самой подготовки студентов оставляется желать лучшего. Формальный подход как к обучению, так и к оцениванию, иногда просто выходит за все разумные пределы.

Мало того, в школах решили пойти по пути странной оптимизации гуманитарных предметов: урезали часы литературы и истории, а теперь первую вдобавок хотят объединить с русским языком в один предмет. А что? Экономично! Зачем стране образованные и грамотные люди, ведь им в своей «технической» работе это не пригодится. Научился писать «па-руски» «Превед, креветко!», ну и ладно – можно использовать в качестве продвинутого менеджера. Разве продвинутый менеджер должен знать, когда была русско-японская война или, к примеру, Невская битва. Оно ему надо?..

Самое удивительное, что это невольно подстегивает и само молодое поколение к тому, что «оно ему не надо», ведь можно взять и отметить в табличке правильный ответ, а при желании – достать смартфон и «нагуглить» всё, что нужно…

Роль учителя? Что, простите? Да в сфере нашего образования сегодня даже такое понятие употреблять неполиткорректно. Ведь дело в том, что с некоторых пор во главе всей системы стоит УЧЕНИК. Глыба! И эта глыба обязательно должна быть защищена в правах, избавлена от учительских претензий и непременно аттестована по всем учебным дисциплинам, даже если в последний раз преподаватель глыбу видел тогда, когда она попросилась добавить ее в друзья в социальных сетях, «чтоб проще узнавать, что нового в школе (вузе)». Учитель, оказывается не должен ни учить, ни воспитывать обучающегося... По новой концепции, он должен обеспечить, чтобы тот сам воспитывался, развивался и обучался: искал, так сказать, пути для самообразования. А ведь далеко не каждый, простите, недоросль готов получать не «рыбу», а «удочку», чтобы ее (рыбу) вылавливать своим умом и своими руками. Таких "рыбаков" - единицы.

В современном обществе потребления мы сами осознаем, что проще купить, нежели изготовить, смастерить, разработать. Сажать картофель или огурцы – какой бред, а для чего ж тогда супермаркеты… Вычерчивать схему детали самому? – вот насмешили – можно ж скачать… С таким подходом роль педагога опускается до исторически низкого уровня. Если в дореволюционной России, в Советском Союзе учитель позиционировался как безусловно уважаемый человек, то сегодня уважение к педагогу часто измеряется стоимостью часа его репетиционных услуг, а то и вовсе не играет никакой роли… У нас же, понимаешь, строится инновационная экономика по образу и подобию западной.

И ведь разработчиков новой системы образования не смущает, что в лидерах мировых рейтингов по уровню образования нет ни Великобритании, ни США, ни Франции, ни Италии. Первые места, согласно недавно опубликованному международному рейтингу образовательных систем Pearson, сегодня принадлежат таким странам как Финляндия, Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Япония. Россия в этом рейтинге занимает скромное 20 место. Как видно, большинство стран–лидеров по образованию представляет собой регион Юго-Восточной Азии. Здесь, как и в Финляндии, практикуется собственная образовательная система, которая, как ни странно, вобрала в себя определенные сегменты советской системы обучения и воспитания. Здесь не пытаются делать из школ, техникумов и вузов высокодоходные ООО, эффективность которых оценивается именно по уровню прибыли… Здесь не плодят вузы, которые выпускают безработных. Зато выстроена система, при которой, если ты получаешь специальность, то и работаешь по специальности (ну или по близкой к ней), а не просиживаешь штаны в очередном появившемся на свет учебном заведении, которое готовит по целой серии профессий: от уфолога до менеджера по отверточной сборке.

Для сравнения, при численности населения в 130 миллионов человек в Японии (на 12-13 млн. меньше чем в России) здесь высшее образование получают около 2,5 миллионов студентов в 720 вузах. У нас же этот показатель просто феноменален: 7,5 миллионов человек почти в 1500 вузах! Некоторые получают второе, а то и третье с четвертым высшие образования, занимаясь самым настоящим «коллекционированием» дипломов, пылящихся на полке. Такой рекорд, которым, честно говоря, крайне сложно гордиться. Сложно гордиться потому, что из 7,5 миллионов человек три четверти уходят из вуза в никуда: выпускникам приходится искать работу, которая часто абсолютно никакого отношения не имеет к полученной специальности. Мало того, немало студентов российских вузов сами признаются в том, что учатся не ради получения образования, а ради «корочки», или просто потому, что все кругом учатся. Своеобразный вариант «Все побежали, и я побежал».

Но это высшее образование. А ведь есть еще система СПО, в которой по новым образовательным стандартам обучение целому ряду профессий технического цикла составляет 2,5 года… Не два, не три, а именно 2,5. То есть кто-то, видимо, очень хотел «оптимизировать» финансирование, но при этом не учел, а что же будут делать сотрудники этих учебных заведений после выпуска своих питомцев в январе, если у основной массы педагогов отпуск начинается лишь в июле... Быть может, Минобрнауки собирается отправлять всех в 8-месячные отпуска – с января до самого сентября. Но ведь отпуска оплачивать нужно… И где же тут оптимизация?..

В общем, пока получается как в пословице о том, что хотели как лучше... Закон буквально в авральном порядке принимается, большинство депутатов голосует всеми конечностями «за», а то, к чему такая реформа приведет даже в среднесрочной перспективе, законодатели стараются не думать. А думать надо…
Наши новостные каналы

Подписывайтесь и будьте в курсе свежих новостей и важнейших событиях дня.

67 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +32
    24 декабря 2012 08:44
    Реформу образования проводят слепые и глухие???Нет реформу проводят ИЗМЕННИКИ РОДИНЫ.СУДИТЬ И РАССТРЕЛИВАТЬ.
    1. EropMyxoMop
      +36
      24 декабря 2012 09:39
      Помогал племяннице делать уроки по геометрии, прочитал тему в новом учебнике раза три но так и не понял что авторы учебника хотят сказать.Взял советский учебник Погорелова, прочитал эту же тему все понятно, доходчиво, толково описано.Внимание вопрос зачем переписывать советские учебники если сделать лучше ума не хватает?Или пусть плохое но зато реформированное?
      1. +13
        24 декабря 2012 09:51
        Цитата: EropMyxoMop
        Внимание вопрос зачем переписывать советские учебники если сделать лучше ума не хватает?
        Понимаете здесь дело не в уме, а в освоении финансов. Представьте сколько стоит подготовить к изданию учебник? Сколько денег можно отжать с этого? Вообще мне сразу вспомнились 2 выборы ВВП когда бюлетени были уже напечатаны и тут Жирик снимает свою кандидатуру с выборов. Вот то было мегоприбыльное дело.
        1. +1
          24 декабря 2012 18:40
          Не слепые и глухие, а самые обыкновенные агенты запада. У них есть конкретное задание, развалить образование в России, вот они и стараются.
      2. GUR
        +5
        24 декабря 2012 15:56
        Ну глупо не знать-"за чем?" Товарищ ниже пишет с Российской действительности. В Казахстане все куда проще, нац политика, которая подразумевает наличие своих"одаренных" агашек учебниковсловов. Потом нац черта, преклонении и почитание и не важно что муру написал, зато почет и уважуха, а от этого и еще кому чего нить перепадет, да и агашка на покой с титулом пойдет. Так вот из года в год все новые издания и новые книги, с разными авторами. Я не припомню за все годы учебы в сов. время что бы менялось издание. Книги переходили из класса в класс, и пользовали их как минимум лет 5, сейчас год и можно выбросить, такое впечатление что Казахстан по выпуску бумаги впереди планеты всей и у нас бескрайние лесные массивы.
      3. +1
        24 декабря 2012 19:45
        А как же! Ведь это СОВЕТСКИЙ УЧЕБНИК! Потому - долой! Все, что угодно, но не советское.
    2. +6
      24 декабря 2012 12:46
      Привет, Нет слепых на верху, Там нормальные либералы что с пеной у рта доказывают бюджетное финансирование не нужно, рынок сам все сделает, Им не до рассуждений надо работать, по нашим законам они ответственности не несут, Все спишут на ошибки и нет проблем, Дальше смотрим что будет с инженером на предприятии да ничего, В созданной системе нет лифта для инженеров он не может стать руководителем предприятия, Руководители за редким исключением прибывают со стороны,Многие промышленные предприятия работают в полную силу, Если уже старые высшие заведения попадают в список с черной меткой значит это было давно запланировано, Такая же ситуация в школе, Сколько учебников наплодили, Один хлеще другого, Если раньше был единный учебник для школы сейчас головная боль родителей, да полиграфия просто занята их печатая, А изложение материала в учебниках наталкивает на мысль писавшие их имеют плохую подготовку по родному языку, Химия физика биология информатика и многое другое уже не обязательное, Скажи это иностранцу он просто не поверит, Детей готовят плохо информированых недоученных,
      1. Анти
        0
        24 декабря 2012 20:09
        [hide]

        Владимир Жириновский решает судьбу об образовании .


        winked
  2. zstalkerzz
    0
    24 декабря 2012 08:47
    действительно нашу реформу образования проводят не очень хорошие люди, мягко говоря. но мы как всегда хотели взять что то с Запада. в частности правительство брало образец с Английской стистемы, которая к стати там работает очень хорошо. благодаря той системе в Англии в ВУЗы могут поступать все по баллам вв тестах. но у нас все из крайности в крайности. ЕГЭ безуслолвно утапляет народ, но не убирать его нужно, а реформировать!
  3. +20
    24 декабря 2012 08:48
    сторонники взятой за основу манеры реформирования сегодня абсолютно не собираются считаться ни со мнением большинства, ни с публикуемыми показателями.

    Да все и так ясно, на гайдаровском форуме озвучили нехватку 25 миллионов рабочих, а будущие хозяева бизнеса получат соответствующие образование в частных школах и за бугром, про ЕГЭ все ясно в Дагестане,, как известно, оказались лучшие результаты ЕГЭ по русскому языку в России, при том, что эти «отличники» еле знают русские буквы,

    А в целом и общем
    «Вообще, человека нужно учить лишь самому необходимому. Все остальное будет ему только мешать !.. В школе нужно давать только общие знания, которые послужат фундаментом для специальных знаний. Я переориентирую образование на обучение главному. События громоздятся одно на другое. Какая же голова должна быть у ребенка, чтобы освоить историю родного края, историю страны в целом, да еще и историю рейха?.. Мозг не в состоянии вобрать все это в себя... Нет никакого смысла учить всех детей в средней школе двум языкам... Зачем мальчику, который хочет заниматься музыкой, геометрия, физика, химия? Что он запомнит из всего этого? Ничего. От любого подробного изложения следует отказаться... Если у кого-то проявляется в какой-либо области ярко выраженный талант, зачем требовать от него еще каких-то знаний? Пусть дальше работает по своей специальности!... Я в основном учил лишь 10 процентов того, что учили другие. Я очень быстро расправлялся с уроками...»

    Из речи Адольфа Гитлера:

    : «Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть».
    Гиммлер - «Об обращении с инородцами на Востоке»
    1. +5
      24 декабря 2012 10:10
      Да уж! Очень похоже, что Ливанов - это очередная эманация Гитлера, по крайней мере в отношении российского образования и науки!
      1. +6
        24 декабря 2012 11:47
        Цитата: Краснодарец
        Очень похоже, что Ливанов - это очередная эманация Гитлера, по крайней мере в отношении российского образования и науки!


        Уважаемый! Не надо все вешать на Ливанова. Он на этом посту только появился. А "реформа" образования длится уже много лет. Одиозный господин Фурсенко пользуется почетом и уважением у нашей власти. Благополучно с министерского поста переполз в ранг советника президента, где, надо полагать, продолжает "советовать", как и далее дебилизировать население страны, сделав его послушным и тупым.
        И все это пользуется поддержкой и покровительством нашего многоразового президента/премьера.
        ... Удивительно, и при этом этот наш двуглавый стерх орел во всеуслышание заявляет о необходимости технологической модернизации России, научном прорыве и т.д.... Видимо, он знает какой то сверхсекретный и сверхновый (вероятно, нанотехнологический) способ резкого научно-технического развития страны при одновременном поголовном отуплении населения...
        1. ivachum
          +4
          24 декабря 2012 15:20
          vadimN,
          .....зато как он (Ливанов) рьяно начал воплощать в жизнь его (Гитлера) идеи.... Фурсенко вполне доволен деятельностью "приемника".
          За такую, извиняюсь, "образовательную деятельность" расстрел - акт милосердия - за это на костёр надо, прилюдно и с демонстрацией по ТВ. am
        2. 0
          26 декабря 2012 00:51
          Уважаемый VadimN! Что значит "только появился"? Он все время нахождения на этом посту, у Фурсенко был в его команде, и не удивлюсь, если реально ею и руководил. А Фурс был нужен как публичный человек, своеобразный "зиц-председатель Фунт", которого все пинали за проводимую политику и в итоге таки ушли. Но с приходом Ливанова политика ВООБЩЕ не изменилась! Только хуже стало, по крайней мере в вузах. Теперь, например, уравняли стоимость обучения на юрфаке и агрономическом. А не думаете о том, что прибыльность профессии и ее престижность в современном обществе несколько разнятся? И кто теперь через 20-30 лет будет хлеб или свиней выращивать? А ЕГЭ это просто абсолютная хр.нь в том виде, в котором мы его имеем сейчас! А зарплаты?! Если Вы верите правительственным лозунгам с трибун о доходах ученых и преподавателей, то Вы чертовски наивный человек! А переход на эту двухуровневую систему образования - полный бред! Это просто коммерциализация вузов, а не повышение качества образования! А из последнего, этот рейтинг вузов, куда по "усредненным" параметрам стали сравнивать несравнимые вещи! Да много чего еще...
  4. zstalkerzz
    +6
    24 декабря 2012 08:49
    в общем как сказал Задорнов чиновники реформируют русский язык, что бы ходить не с портфЕлями, а с пОртфелями:-)
  5. +9
    24 декабря 2012 09:11
    Смутило меня одно обстоятельство,что мешает Государственной Думе разработать свой собственный альтернативный проект закона и рассмотреть оба варианта.Есть же профильный комитет,только чем они занимаются непонятно.
    1. +19
      24 декабря 2012 09:19
      Цитата: Apollon
      Смутило меня одно обстоятельство,что мешает Государственной Думе разработать свой собственный альтернативный проект закона

      На это и госдума,ни президент не пойдут.В этом вопросе они не самостоятельны,там нет поля для манёвра.Человек это сосуд,чем наполнишь,то и будет,то он и нести будет.А образование это основа формирования личности.Власть имущим не нужны по настоящему образованные люди,им нужно стадо,которым можно управлять,электорат.
      1. +6
        24 декабря 2012 09:32
        Цитата: baltika-18
        ласть имущим не нужны по настоящему образованные люди,им нужно стадо,которым можно управлять,электорат.


        Добавлю так было и так будет, вспомните Рим, panem et circenses) хлеба и зрелищ, и будет вам счастье,
    2. +7
      24 декабря 2012 09:28
      Цитата: Apollon
      Смутило меня одно обстоятельство,


      А меня еще вот это

      В настоящее время утверждается список 100 книг, обязательных к прочтению в школе,

      почему именно 100 книг? Потому что так сказал Путин. Помнится Хрущев говорил что кукуруза заменит хлеб, и что заменила? Краткое содержание этих ста супер книг будет издано через месяц, а в Интернете появится через три месяца, и опять вперед по граблям
      1. +8
        24 декабря 2012 09:46
        baltika-18
        Vadivak

        Уважаемые Николай и Вадим приветствую Вас.! hi

        Чем больше читаю, тем больше поражаюсь действиям чиновником! am
        Это до какой степени нужно ненавидеть свою Родину где живешь.Их действия я классифицирую как вредительство.Вроде бы страна дала им все. ан нет, разрушить все и уничтожить.
        1. +9
          24 декабря 2012 10:11
          Цитата: Apollon
          Это до какой степени нужно ненавидеть свою Родину

          Кому Родина мать, а кому мачеха, Один из авторов этой реформы Герман Греф ненавидящий все русское например боится думающего народа, его будет сложно грабить,
          1. +8
            24 декабря 2012 10:59
            Интересно, а как человек с именем и фамилией Герман Греф вообще что-то может реформировать в России, эх жалко отменили черту оседлости...
            1. +5
              24 декабря 2012 11:03
              Цитата: Lavr75
              х жалко отменили черту оседлости...

              Грефы этнические немцы, были высланы с постоянного места проживания в годы ВОВ от греха подальше, вот и мстит унущек
        2. +2
          24 декабря 2012 13:33
          Цитата: Apollon
          Их действия я классифицирую как вредительство.

          Правильно классифицируете:вредительство и предательство.Они выполняют задачу:создать личность направленную на выполнение определённой задачи.Утрирую конечно,примерно так:научили гайки крутить,крути,больше тебе ничего не надо,научили 1С бухгалтерией пользоваться всё.Они убирают закладывающуюся в детстве и юности базу для дальнейшего стремления человека получать знания и стремится к самосовершенству,стремления быть разносторонне развитым,разбираться во в многих явлениях природы и жизни в целом.
    3. AndreyAB
      +3
      24 декабря 2012 09:39
      Дума и что то путное разработать, при условии что в думе заседают далеко не образованные, судя по ситуации в обороне, образовании и экономике, да не смешите меня, сколько дума при царе просуществовала? Это потому что царь был образованным человеком, а сколько дума существует сейчас?
    4. ivachum
      +1
      24 декабря 2012 15:23
      А ты попробуй свиньям, радостно чавкающим в Госду... в сарае объясни, что их кормят только для того чтоб зарезать и съесть......а не ради любви к животному миру.... laughing
  6. +2
    24 декабря 2012 09:29
    Вот интересно... что надо такого отмочить верхушке управления образованием... что бы их стали выводить под белы рученьки с ОБСИЖЕННЫХ тёплых мест и садить , ну хотя бы, под домашние аресты( очень толерантно и гуманно ) ???
    Практически вся страна крутит у виска о их деятельности, а у них всё МАСЛЕНИЦА ..., а может это хитрый ход такой, что мы типа больше не будем готовить для мира спецов высокого класса... хороший план и что то в этом есть wassat
    1. +5
      24 декабря 2012 09:35
      Цитата: viktor_ui
      мы типа больше не будем готовить для мира спецов высокого класса...


      Не прокатит. Талантам надо помогать, Бездарности пробьются сами.
    2. +5
      24 декабря 2012 11:01
      Специалисты им не нужны нужна прислуга и обслуга...А для их подготовки четырех классов достаточно.
    3. +4
      24 декабря 2012 11:59
      Не будут их выводить с насиженных мест и садить... Не будут! Никогда! Что бы они там не накуролесили. И вот почему: Образование - корень всего! От образовательного уровня населения зависит ВСЕ! А этим ВСЕМ надо управлять.
      Управлять проще туповатым стадом, которому достаточно дать кусок хлеба с синтетическим маслом, "Дом-2" и "стабильность". И все! Прочный электорат готов на веки вечные...
      Цель нынешней системы образования вкупе с системой культуры и науки, морально-нравственного воспитания, искусства - получить спокойное, послушное, туповатое население без заумных образований, с минимумом инициативы и творчества, чтобы обслуживать "трубу" для поставок "за бугор" и отверточную сборку для внутреннего потребления.
      Этой стратегической задаче вполне соответствуют и Фурсенко, и Ливанов. А по сему, пока у власти нынешнее двуглавое существо, ничего не изменится.
  7. AndreyAB
    +2
    24 декабря 2012 09:35
    Очередной сердюков выдумывал, через какое то время признают всё не правильно, начнут опять всё переделывать, а одно два покаления не образованных дельцов, или не доделанных инженеров поведёт страну к очередному капиталистическому будущему краху? Я всё понимаю, президенту некогда заниматься такими пустяками как образование, и то что много вузов выпускающих недоучек, тоже понятно, но право выбора грамотных специалистов из массы ещё никто не отменял, по крайней мере не надо было бы отправлять на обучение к откровенным врагам России лучшых из худших, исходя из нонешней думской образовательной политики. А вообще то никто не будет спорить о том что уровень образования в царской России и в СССР были очень высоки, так почему же не взять эти принципы за основу? Но это в том случае если Государство и во главе президент заинтересованы в образованном народе.
    1. +4
      24 декабря 2012 09:50
      Цитата: AndreyAB
      уровень образования в царской России


      Ничего не имею против однако у меня дома имеется какой-то объединенный в одну книгу учебник, тех времен в нем имеются в очень усеченном виде История, География, Есстествознание и ее что-то, в общем знания для неимущих, или может учебник по Гиммлеру его знает
      1. AndreyAB
        +1
        24 декабря 2012 10:41
        На счёт какого то учебника тех времён не знаю, тем более по гимлеру, но в СССР образование было на высочайшем уровне, да и по поводу царского времени я беру гимназии а не церковно-приходские школы, уж простите.
  8. Волхов
    +5
    24 декабря 2012 09:35
    А что вы так волнуетесь - их ставка на одурачивание уже провалилась, страну осваивают другие культуры, но самоподготовка то возможна - кто захочет, научится.
    1. +6
      24 декабря 2012 09:54
      Цитата: Волхов
      страну осваивают другие культуры,


      Что правда то правда

      17 декабря, "Известия" - власти Москвы дали добро на строительство трех мечетей они будут возведены в Южном Бутово, Люблино и окрестностях метро "Шоссе Энтузиастов".
    2. +4
      24 декабря 2012 10:13
      "но самоподготовка то возможна - кто захочет, научится." К сожалению, Ломоносовых в жизни не так много, как хотелось бы...
      1. Волхов
        +1
        25 декабря 2012 00:44
        То, что потеряно - всё равно суррогат, с 0 даже лучше, по своему опыту - как запутался в официальном вранье, пришлось выводить свою систему - довольно интересно и стыкуется одно с другим.
  9. predator.3
    +9
    24 декабря 2012 09:55
    Российскую систему образования реформируют слепые и глухие?

    нет, враги !
    1. ivachum
      +2
      24 декабря 2012 15:26
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      ++++++++ drinks

      Больше и лучше сказать невозможно! good
  10. vladsolo56
    +4
    24 декабря 2012 10:01
    Нашей сегодняшней стране не нужны думающие люди, есть вполне обоснованный заказ на малообразованного и послушного гражданина, который не будет задавать лишних вопросов, а только выполнять идиотские законы власти. Да еще и расхваливать и драться за эту власть с каждым кто посмеет возмущаться
  11. +5
    24 декабря 2012 10:08
    " и еще пара-тройка «100-балльников» с Северного Кавказа" - вот на это мало внимания, хотя все понимают, что за взятки, но они, эти 100 балльники с Кавказа, каждый год поступают и поступают в наши Вузы, отодвигая с бюджетных мест нашу молодёжь, отправляя их поступать на контракт за немалые деньги, продолжая " нищать" Российских родителей и дальше! Доколе?
  12. Ига
    +12
    24 декабря 2012 10:30
    Учился в МГУПБ (бывший мясомолочный), университет с 80-ти летней историей. В 2010,по программе министерства образования, произошло слияние МГУПБ и МГУПП, в результате чего мой универ перестал существовать, остался один ПП. Его ректор, товарищ Еделев, в свои тридцать с чем-то лет, уже имеет 2 докторские степени. После летнего коррупционного скандала с его участием и обнаружением у него дома кучи денег и пустых дипломов подконтрольного ВУЗа, был признан ректором года) А вы тут про образование...)))
    1. +11
      24 декабря 2012 11:00
      Цитата: Ига
      свои тридцать с чем-то лет, уже имеет 2 докторские степени.

      Это папашка подсуетил, генерал-полковник милиции «Сегодня на Северном Кавказе взрывы день за днем, вылазки бандитов, террористов день за днем», – так оценивал деятельность Еделева-старшего Виктор Илюхин, а сынка поперли из ставропольской думы с формулировкой неэффективный управленец, виновный в разбалансированности работы думы и отсутствии контроля над принятием решений».

      в результате обыска, прошедшего в марте сего года в квартире папашки Дмитрия Аркадича,
      кроме прочего, найдено золото, оружие, деньги, документы. В частности:

      8 млн рублей;
      золотой слиток;
      несколько швейцарских часов;
      документы (касающиеся вуза, где сынулька обыскиваемого работает ректором);
      коробки с патронами;
      11 единиц оружия;
      несколько телефонов;
      порядка 10 различных удостоверений на имя Дмитрия Еделева (депутата заксобрания Ставропольского края и т. д.);
      пустые бланки свидетельств госдипломов об окончании вуза с печатями.
  13. +11
    24 декабря 2012 10:35
    "Научился писать «па-руски» «Превед, креветко!», ну и ладно – можно использовать в качестве продвинутого менеджера..."
    "...Самое удивительное, что это невольно подстегивает и само молодое поколение к тому, что «оно ему не надо», ведь можно взять и отметить в табличке правильный ответ, а при желании – достать смартфон и «нагуглить» всё, что нужно…"

    Вот подобных "умников", и к нам на сайт, заносит иногда. Недавно, пытался одного вразумить, что писать НАДО грамотно, даже в интернете. Всё -ж мы русские, и чтить язык-то надо бы... Его ответ:
    Холод 21 декабря 2012 13:01 ↑ ↓ 0
    Путина я поддерживаю и считаю что во многом прав. Вы же антипутин. получается вам лечится надо от недуга. а то желчь полезет из всех щелей.В отличии от вас я пишу на клаве(на клавиатуре для вашего микроскопического ума подчёркиваю) пишу вслепую и не утруждаю себя запятыми точками заглавными(иногда и др орфографическими ошибками) .Почему?потому что это комментарий,а не научная диссертация!Олень laughing


    Статье "плюс", всё верно. Только опять, всё возмущение - " в песок"...
    1. +7
      24 декабря 2012 10:40
      Цитата: З.А.М.
      Путина я поддерживаю и считаю что во многом прав. Вы же антипутин. получается вам лечится надо от недуга. а то желчь полезет из всех щелей.В отличии от вас я пишу на клаве(на клавиатуре для вашего микроскопического ума подчёркиваю) пишу вслепую и не утруждаю себя запятыми точками заглавными(иногда и др орфографическими ошибками) .Почему?потому что это комментарий,а не научная диссертация!Олень

      Приветствую Вас Антон. А Вы меньше обращайте внимания на таких кадров. Они ведь от бессилия начинают скатываться на оскорбления.
    2. +5
      24 декабря 2012 11:08
      Цитата: З.А.М.
      Вы же антипутин. получается вам лечится надо от недуга.


      Антон ну и ответил бы ему его же терминологией- - Жесть. Аффтар жжет, я подсталом. чего у них там еще - убей себя клоун?
    3. +5
      24 декабря 2012 12:20
      Цитата Оленя: "Путина я поддерживаю и считаю что во многом прав. Вы же антипутин. получается вам лечится надо от недуга. а то желчь полезет из всех щелей.В отличии от вас я пишу на клаве(на клавиатуре для вашего микроскопического ума подчёркиваю) пишу вслепую и не утруждаю себя запятыми точками заглавными(иногда и др орфографическими ошибками) .Почему?потому что это комментарий,а не научная диссертация! Олень."

      Он не Олень... Он баран. И таких становится все больше и больше...
  14. +3
    24 декабря 2012 10:52
    Скоро диплом о высшем образовании будет как клеймо бездарности. Уже сегодня нередки выпускники ВУЗов имеющие общеобразовательную подготовку ниже выпускника школы советского периода. Доходит до того, что студент третьекурсник не умеет выполнять деление и путается в таблице умножения, а это уже начальная школа. При всём при этом, отчислять нерадивых, ленивых и безграмотных нельзя. Вот и мучаются преподаватели с подобным контингентом, вместо того, чтобы учить тех , кому это действительно нужно. А кроме вышеперечисленного, существует ещё масса бумажек для вышестоящих чиновников от образования. Бумажки эти необходимы, чтобы оправдать существование самой этой орды чиновников и их помошников и помошниц, но отнимают уйму драгоценного времени у тех, кто должен учить, а не отчёты строчить.
  15. 120352
    +3
    24 декабря 2012 10:59
    Да не слепые и глухие, а вполне целенаправленные люди. Их задача - уничтожить Россию и заселить её басурманами безграмотными, что они и делают с успехом.
  16. +5
    24 декабря 2012 11:01
    Российскую систему образования реформируют слепые и глухие

    А мне кажется что не слепые и не глухие, а умные, расчетливые и циничные враги России. Казачки, блин, засланные.. angry
  17. +3
    24 декабря 2012 11:06
    Да хрена с два, что у них выйдет. Не отупеет наш народ! Есть мы, есть более старшее поколение, и мы по силам эту брешь заполняем.
    Молодежь же верит, что нас учили лучше. Молодежь знает, что из них хотят сделать необразованную электоральную массу. И молодежь сама ищет знания, как может. По моим наблюдениям, включились у нас, русских, свои механизмы самозащиты. И нас, более взрослых, еще лет на 20-30 хватит.
    Чтобы уничтожить мозги нации, врагу потребуется больше, чем Ливанов с ЕГЭ. А предатели будут наказаны. Такая у них, у предателей, судьба.
  18. qube4
    +4
    24 декабря 2012 11:14
    По моему мнению, все это довольно спорно... реформа образования конечно - шлак, но не нужно тзабывать о том, что если человек не хочет учиться, то каким бы образование ни было замечательным, учиться он все равно не будет...
  19. ИльяКув
    +5
    24 декабря 2012 11:22
    Депутатов расстрелять,имущество конфисковать, их семьи в Сибирь на каторгу...Жестоко?Так столько народных денег разворовали,столько кровушки людской попили ,пора бы по счетам заплатить...
  20. Bob
    +5
    24 декабря 2012 11:43
    Мы старый мир до основания разрушим, кто был ничем тот станет всем...
    По такому принципу и делаются нынешние реформы, только принцип остался тот же - революционный, к сожалению не эволюционный - что-нибудь сделаем, а потом посмотрим...
    В системе военного образования уже сделали, и поняли к чему это (балонская система образования) ведет, во время отказались благодаря С.Шойгу, вернули старое, проверенное десятилетиями.
    К сожалению только военное образование, т.к С.Шойгу не министр образования и науки РФ, а военный министр. Похоже что сфера образования в РФ обречена на испытания революционной стойкости, когда наконец в результате этих псевдореформ "умные" люди в министреских и парламентских креслах не поймут, что они сделали, какой вред причинили, и наконец начнут думать тем местом, которое для этого предназначена.
    Очень жаль настоящих педагогов, которые видимо скоро пополнят ряды бесчисленных продавцов всевозможного "мусора". Это же самое происходило не так давно с военной сферой, где шла "оптимизация", а по сути избавление от "балласта", который для разворованного бюджета стал непомерной нагрузкой, теперь вот и очередь образования пришла. "Ура" товарищи, "верным" путем идем.... Ну не надо россиянину высшее образование, да и среднее образование надо урезать, чтобы сформировать новую личность - потребителя (Homo-пожиратель) всевозможных услуг и товаров, а для этого много извилин иметь вредно. Да и не к чему иметь столько людей с высшим, заводы все равно не работают, новые сборочные цехи зарубежных компаний много народа не требуют. Это уже вопрос к структуре российской экономики, которая с значительным перевесом ресурсодобывающей промышленности, больших трудовых затрат, тем более высоко интеллектуальных не требует. Короче все к одному - "резать, резать и еще раз урезать" учебные заведения, сначало на 20% (откуда такая цифра взялась не понятно) затем еще на 20% или на 50% в зависимости от того как пойдет процесс.... Детишек жалко, которые сейчас только родились, это не у педагогов отнимают работу, а у этих детишек отбирают будущее, как не так давно в 90-х позакрывали детские садики, а сегодня многотысячные очереди, новые садики строят поштучно, а старые ничем не оснащены - ни техсредствами, ни достойными кадрами с подобающей зарплатой (сегодня воспитатель садики получает, я не шучу - 4-6 тыс. руб. в зависимости от категории), это они будут учить и воспитывать новое прогрессивное поколение страны????
  21. +4
    24 декабря 2012 11:52
    Тоже печатаю на "клаве" "слепым" методом. В Русской и английской раскладке, но стараюсь писать без ошибок и со знаками припинания, так как помню пословицу: "Встречают по одёжке провоают по уму". А в данном случае, как принято сейчас выражаться знание русского языка и правильное письмо это два в одном.
  22. +4
    24 декабря 2012 12:41
    Роль учителя? Что, простите? Да в сфере нашего образования сегодня даже такое понятие употреблять неполиткорректно. Ведь дело в том, что с некоторых пор во главе всей системы стоит УЧЕНИК. Глыба! И эта глыба обязательно должна быть защищена в правах, избавлена от учительских претензий и непременно аттестована по всем учебным дисциплинам, даже если в последний раз преподаватель глыбу видел тогда, когда она попросилась добавить ее в друзья в социальных сетях, «чтоб проще узнавать, что нового в школе (вузе)». Учитель, оказывается не должен ни учить, ни воспитывать обучающегося... По новой концепции, он должен обеспечить, чтобы тот сам воспитывался, развивался и обучался: искал, так сказать, пути для самообразования. А ведь далеко не каждый, простите, недоросль готов получать не «рыбу», а «удочку», чтобы ее вылавливать своим умом и своими руками. Таких "рыбаков" - единицы.

    ...а то, к чему такая реформа приведет даже в среднесрочной перспективе, законодатели стараются не думать. А думать надо…


    Да, собственно, думать уже не надо. Как ни печально, но всё уже случилось. У нас в городе в 100 км от Москвы был педвуз. И такого, чтобы на 1 сентября в школах не был укомплектован штат учителей -- не было никогда. Это было ЧП. Которое, впрочем, легко устранялось. А вот в этом году штат учителей так и остался не укомплектованным. Даже при том, что на учительские должности принимают отставных военных и лаборантов СЭС, а на директорские сажают владельцев магазинов парфюмерии.

    Господа, в России КОНЧИЛИСЬ учителя.
    1. 0
      24 декабря 2012 19:53
      Цитата: abc_alex
      Господа, в России КОНЧИЛИСЬ учителя.

      Простите, не согласна. Пример - Балашиха, Земская гимназия, в Красноярске есть очень хорошие школы, УЧИТЕЛЯ работают прямо таки подпольно, но все равно продолжают нести свет детям, вопреки министерству обрахования..
  23. +3
    24 декабря 2012 14:33
    А социологи продолжают удивляться, почему это все больше российских граждан с душевной теплотой отзываются о Сталине. Почему многие отвернулись от лика демократии. Да потому, что мы пытаемся посмотреть нашей власти в глаза и ничего не получается. Ведь у задницы, которой она к нам повернулась, глаз нет. Они там не слепые и не глухие. Просто им совершенно нет дела до нашей детей и их будущего. Они в России только "кормятся", живут у учатся они в других местах.
  24. +3
    24 декабря 2012 14:37
    Кухарки и кухари правят государством.Умные "друзья" руководят всем этим из-за угла.Военное образование уничтожили правда проворовались, но ничего отмажут друзья.Тогда тоже все говорили и писали,что "реформа" Сердюкова уничтожит военное образование,но было на это наплевать.И по советам заграничных "друзей" военное образование "оптимизировали теперь там руины.Теперь очередь за гражданским.Болонская система,ЕГЭ,приоритет коммерческой деятельности над образовательной это достаточно чтобы окончательно уничтожить образование в РФ.
  25. +1
    24 декабря 2012 17:12
    В Саратове полицаи разгоняли КПРФ выступившую против реформ в образованиив . Там были в основном пожилые люди Так бывшую учительницу шмыганули на асфальт....Это видео было в ютубе.
  26. 0
    24 декабря 2012 17:26
    В министерстве учли лишь некоторые не самые значительные предложения, а сам «скелет» закона так и остался в виде «скелета ящера»


    Причин подобной вакханалии (назвал бы сильнее, да проклятая интеллигентность не позволяет!) может быть несколько. Во-первых абсолютный непрофессионализм министерских чинуш. Во-вторых, а если исправят так, как требуют широченные массы, то на кой хрен вообще министерство? А это значит что клерки потеряют кормушку. Ну и в-третьих, я бы не исключил того, что минобразования выполняет западный приказ по оболваниванию России.
  27. ТехнарьМАФ
    0
    24 декабря 2012 17:32
    Я, подлец, не до конца прочел статью, Алексей, прости подлеца, "не виноватая Я""! По поводу современного образования- сверх негативное отношение. Мне соседка приносила задание для 6-стиклассников- бред сивой кобылы! В школе играют "кто хочет стать миллионером"? У меня странные ассоциации?
    1. 0
      24 декабря 2012 18:27
      Николай, честно говоря, не понял, о чем вы по поводу "прости подлеца"? Ну, да ладно.
  28. Nechai
    +3
    24 декабря 2012 17:42
    Цитата: baltika-18
    научили 1С бухгалтерией пользоваться всё.

    Вчера, на ОРТ кажется, фильм был на эту тему. "Бугалтера", выпускницу Бабуринского МГТУ, спрашивают - корень из 100? - НЕ ИЗВЛЕКАЕТСЯ... Какой подоходный налог в РФ? - НЕ ПОМНЮ... Чем отличается плоская шкала налогообложения от прогрессивной? - ЗАБЫЛА... Кто написал "Капитал" Карла Маркса? - НЕ ПОМНЮ...
    Цитата: IRBIS
    А социологи продолжают удивляться, почему это все больше российских граждан с душевной теплотой отзываются о Сталине

    Тогда и ЛОГИКУ преподовали В СТАРШИХ КЛАССАХ, основы риторики... И обучение было раздельное. Что позволяло воспитывать ТРЕПОТНОЕ отношение к ЖЕНЩИНЕ у мальчишек. С жизненой целью -стать в будущем ГЛАВОЙ СЕМЬИ и её ОПОРОЙ и ЗАЩИТНИКОМ! И девушкам не становиться оторвами...
    Возжелает ли нынешняя элита обучать свой пипл логике? Риторике? Да ни в коем случае! Секвестирование образования, провозглашённое дамом, лежит в той же канве ДЕСОВЕТИЗАЦИИ...
    1. 0
      24 декабря 2012 20:20
      Цитата: Nechai
      Nechai

      good +++++
  29. +3
    24 декабря 2012 19:40
    Российскую систему образования реформируют слепые и глухие?

    - ТУПЫЕ!!!
    1. 0
      25 декабря 2012 00:06
      да нет не тупые а агенты влияния или просто предатели
  30. Terminator
    +2
    24 декабря 2012 20:25
    Всяких непонятных вузов в России как тараканов. Непонятно чему учат, непонятно какие дипломы выдают. В общем, нужно сокращать. Оставить только старые зарекомендовавшие себя вузы.
  31. AlexMH
    +3
    24 декабря 2012 20:54
    Я преподаватель, и последнее время мне не хочется идти на работу. Бюрократия в системе образования совсем сошла с ума, система пожирает себя сама. Если раньше дурные указания руководства на совещаниях в деканате мы встречали неодобрительным молчанием, то теперь уже дружно смеемся, и декан это терпит, потому что сам видит, что идиотизм, но обязан до нас довести. Пример - сегодня дали указание УГОВАРИВАТЬ студентов, которые пока еще выпускаются как специалисты, идти уже ПОСЛЕ защиты диплома еще и в магистры на 2 года. Это притом, что отсрочка от армии теряется и общежития им не дают. А почему? Потому что Министерство собирается в дальнейшем планировать процент магистров от бакалавров "от достигнутого", и мы сейчас должны переучивать инженеров в магистры, чтобы потом нам позволили учить бакалавров и в качестве магистров. Ну не бред? Или идея с индексом цитируемости. Пишем статьи какие не попадя, любой бред публикуют в нашем электронном журнале МГТУ, лишь бы не хуже заданного показатели по количеству статей на 1 преподавателя. "Написать плохую книгу - все равно что плюнуть в вечность". Нам же стыдно ерунду писать, статья должна вылежаться, но приказали "Писать, " - мы и пишем. Обещали повысить зарплату во исполнение приказа Путина. Повысили на 3..8 тысяч. Потом у ассистентов и старших преподавателей из 8 тысяч 6 отобрали обратно согласно приказу ректора, что надбавку к зарплате должны получать только молодые специалисты. Молодые эти гроши видели в гробу, в Москве-то, а всех остальных оскорбили дважды - "повышением" и тем, что и его недостойны. И так во всем. Сказали "вы должны сами зарабатывать деньги на НИРе, нечего надеяться на государство!" Забыли добавить, откуда взять столько НИРа при лежащей на боку промышленности. Я доцент, я им не менеджер по продажам на проценте. Я в другом месте в 3 раза больше заработаю. Преподаватель студентов должен учить, это его основная работа, а не как в анекдоте про мента "дали пистолетик и крутись как хочешь". Про студентов - отдельный разговор, не буду писать, помня, что первые зафиксированные сетования на молодежь относятся к временам Древнего Египта. Но качество школьного образования упало ниже всякой критики. Извините, что много написал - наболело.
  32. Harleone
    0
    24 декабря 2012 20:56
    Государству не нужны образованные люди. Образованными сложнее управлять. Все логично
  33. +1
    24 декабря 2012 22:14
    Цитата: Bob
    В системе военного образования уже сделали, и поняли к чему это (балонская система образования) ведет, во время отказались благодаря С.Шойгу, вернули старое, проверенное десятилетиями.

    Если можно, поподробнее, пожалуйста, что сделал конкретно Шойгу в военном образовании, я не в курсе. Что именно из старого вернули?
    Вот интересно: http://www.philol.msu.ru/faculty/v-zaschitu-gumanitarnogo-obrazovanija-v-rossii/
    o-reforme-obrazovaniya-philolmsu2012/ Почему наши военные "образователи" молчали и молчат?
  34. pag-uralmir
    +3
    24 декабря 2012 23:15
    Не слепые, не глухие, не тупые, а ЗАСЛАННЫЕ для уничтожения образования и всего русского.
    Враги народа!
    Пидо...асы!
  35. +1
    25 декабря 2012 00:13
    Куда смотрит контрразведка и политическая разведка?или они не существуют?многих из правительства после проверки полиграфом можно ставить сразу к стенке.
  36. 0
    25 декабря 2012 15:40
    Алексей, мнится мне, что лишённые слуха и зрения люди, дай им такую возможность, принесли бы Родине намного больше пользы на постах Минобрнауки.
    У них есть главное - совесть и любовь к родной земле. Чего начисто лишено зажравшееся стадо чиновников.
    Посему предлагаю изменить название статьи.
    Глухие и слепые люди этого не заслужили.
  37. dendi
    0
    25 декабря 2012 23:10
    Если подросток действительно тянется к знаниям, министерство образования бессильно!
    1. 0
      26 декабря 2012 21:34
      Речь не о Ломоносовых, а об образовательном уровне всего населения!

«Правый сектор» (запрещена в России), «Украинская повстанческая армия» (УПА) (запрещена в России), ИГИЛ (запрещена в России), «Джабхат Фатх аш-Шам» бывшая «Джабхат ан-Нусра» (запрещена в России), «Талибан» (запрещена в России), «Аль-Каида» (запрещена в России), «Фонд борьбы с коррупцией» (запрещена в России), «Штабы Навального» (запрещена в России), Facebook (запрещена в России), Instagram (запрещена в России), Meta (запрещена в России), «Misanthropic Division» (запрещена в России), «Азов» (запрещена в России), «Братья-мусульмане» (запрещена в России), «Аум Синрике» (запрещена в России), АУЕ (запрещена в России), УНА-УНСО (запрещена в России), Меджлис крымскотатарского народа (запрещена в России), легион «Свобода России» (вооруженное формирование, признано в РФ террористическим и запрещено)

«Некоммерческие организации, незарегистрированные общественные объединения или физические лица, выполняющие функции иностранного агента», а так же СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Медуза»; «Голос Америки»; «Реалии»; «Настоящее время»; «Радио свободы»; Пономарев; Савицкая; Маркелов; Камалягин; Апахончич; Макаревич; Дудь; Гордон; Жданов; Медведев; Федоров; «Сова»; «Альянс врачей»; «РКК» «Центр Левады»; «Мемориал»; «Голос»; «Человек и Закон»; «Дождь»; «Медиазона»; «Deutsche Welle»; СМК «Кавказский узел»; «Insider»; «Новая газета»