Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка?



Мы настолько любим халяву, что готовы отдать за нее любые деньги.
- Михаил Задорнов


80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов
- статистика

Замаскированная землянка была обнаружена в лесном массиве Веденского района в среду, 24 октября, при проведении оперативно-розыскных мероприятий на территории Чеченской Республики. В тайнике обнаружен ПЗРК, тип комплекса не уточняется.
- сообщение РИА Новости, от 25.10.2012 г.


Для каждого пилота шаг в небо начинается с полета на учебно-тренировочном самолете (УТС) – максимально упрощенной машине с низкой стоимостью и эксплуатационными затратами. При этом УТС должен быть прост в управлении и способствовать развитию пилотажных навыков у новоиспеченных «икаров».
Конструкций УТС великое множество, наиболее известные - чешский L-39 «Альбатрос» (основной УТС Варшавского блока), американская легенда Т-38 Talon, британский «Хоук», современные «братья-близнецы» - российский Як-130 и итальянский М-346 Master. За 100 лет существования авиации, учебная авиатехника проделала путь от фанерных бипланов «Фарман» и У-2 до сверхзвуковых реактивных машин, мало уступающих по летным характеристикам и приборному оснащению настоящим боевым самолетам. И каждый раз конструкторы авиатехники, как и сами авиаторы, задумывались над возможностью применения учебно-тренировочных машин в качестве боевой техники: действительно, если УТС – суть тот же самолет, то почему бы не использовать его во время военных действий, пусть даже на «второй линии» для решения вспомогательных задач.

46-й (Таманский) гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк, 23672 боевых вылета, 2 902 980 кг сброшенных бомб – уникальный женский авиационный полк в годы Великой Отечественной войны, воевавший на самолетах У-2.
Наш учебный самолёт создавался не для военных действий. Деревянный биплан с двумя открытыми кабинами, расположенными одна за другой, и двойным управлением — для лётчика и штурмана. Без радиосвязи и бронеспинок, способных защитить экипаж от пуль, с маломощным мотором, который мог развивать максимальную скорость 120 км/час. На самолёте не было бомбового отсека, бомбы привешивались в бомбодержатели прямо под плоскости самолёта. Не было прицелов, мы создали их сами и назвали ППР (проще пареной репы).
Ракобольская И. В., Кравцова Н. Ф. — «Нас называли ночными ведьмами»

Полк «ночных ведьм» создавался не от хороших условий – вынужденная мера в тяжелейшие времена. Несмотря на действия исключительно в темное время суток, мастерство летчиц и отсутствие у немцев РЛС, боевые потери за линией фронта составили 32 человека, очень много для одного авиаполка.

Во время штурма Окинавы японцы использовали все, что могло летать для проведения самоубийственных атак камикадзе, – от новейших истребителей до поплавковых гидросамолетов и старых учебных бипланов Ki-79. Обтянутые полотном Ki-79 едва держались в воздухе, однако были почти невидимы для американских радаров, что давало некоторый шанс на успешное выполнение задания.
Камикадзе – оружие отчаянных и отчаявшихся, в хорошие времена японцы бы ни за что не отправили учебные машины в бой.

В Эру реактивной авиации идея применения учебных самолетов в качестве боевых машин получила второе рождение – скачкообразный рост скорости и грузоподъемности авиатехники давал самые оптимистичные прогнозы на высокую эффективность применения реактивных УТС в горячих конфликтах, особенно, против наземных целей. В техническом плане идея выглядела проще простого: установить на учебный самолет пару пилонов для подвески неуправляемых боеприпасов и оснастить рабочее место пилота примитивным прицелом. Появился даже специальный термин – учебно-боевой самолет. Дешево и сердито!

Однако, при внимательном анализе этой теории, возникает ряд противоречивых моментов. И поставим вопрос прямо: возможно ли вообще создание эффективного учебно-боевого самолета?
Для начала стоит выделить основные задачи, стоящие перед учебно-боевой машиной:

1. Обучение и тренировка летного состава: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых порядках днём и в условиях визуальной видимости, отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям.Следовательно, к УТС предъявляются очевидные требования: простота пилотирования, надежность, низкая стоимость машины и ее эксплуатационных расходов. Общие компоновочные идеи: двухместная кабина (обучающийся + инструктор), дублирующий комплект органов управления и пилотажно-навигационных приборов.

2. Применение в горячих конфликтах. Следовательно, обязательно наличие: высоких летных характеристик, полноценного комплекса приборно-навигационного оборудования и бортовой электроники, радиолокационной станции, точек подвески вооружения и качественного прицельного комплекса. Боевой самолет должен обладать повышенной живучестью и, в идеале, протектированными топливными баками, а также иметь бронирование кабины пилотов и важнейших агрегатов. Не стоит сбрасывать со счетов возможность применения подвесных топливных баков для увеличения радиуса боевого действия самолета, как вариант – систему дозаправки в воздухе. Для полетов в зоне вражеской ПВО становится исключительно важным наличие на борту: системы предупреждения об облучении радаром, автомата отстрела тепловых ловушек, опционально – станции постановки активных помех.


Оправдания, что учебно-боевому самолету можно сделать послабления, не выдерживают критики. Вы же хотите получить реальную боевую машину, а не бесполезный «летающий гроб». Учебно-боевой самолет должен уметь выполнять хоть какие-то боевые задачи, а для этого без всего вышеперечисленного не обойтись. По факту, мы получаем первое противоречие – требования к боевой машине крепко не сходятся с требованиями к упрощенному тренировочному самолету.

Возможно, я чересчур строг к учебно-боевым самолетам. Каждое средство создается под определенные задачи, давайте посмотрим, какие задачи могут выполнять учебно-тренировочный самолет:

Воздушный бой, перехват воздушных целей. Мда… даже самому воспаленному воображению не поддается «карусель» из «Альбатросов» и F-16, или пара Як-130, идущих на перехват Су-27. Это нонсенс. Сверхзвуковым сверхманевренным истребителям, оснащенным подчас самым современным вооружением и БРЭО, не всегда удается выйти победителем из воздушной схватки. Выставлять же против них медлительные учебно-боевые машины – это нонсенс. Учебные машины лишены РЛС, а без радара и управляемых ракет «воздух-воздух» идти в современный воздушный бой – бессмысленное самоубийство.

Хотя … в истории есть реальный боевой эпизод, когда 25 октября 1994 года восемь дудаевских L-39 неожиданно атаковали залпом неуправляемых ракет группу вертолетов Ми-24 федеральных сил. В скоротечном воздушном бою два «Крокодила» были сбиты, однако остальные, обнаружив противника, тут же взяли реванш, расстреляв пару учебно-боевых «Альбатросов».
Исключение лишь подтверждает общее правило. При этом бой «самолет против вертолета» как бы изначально подразумевает преимущество самолета – чего в тот раз совсем не наблюдалось.


Белорусские L-39


Нанесение ударов по наземным целям. Обычно это и имеют в виду сторонники «учебно-боевых машин». Ясно, что использовать учебно-боевой самолет в условиях вражеского превосходства в воздухе совершенно нереально. Как нереально и его применение против целей с мощной противовоздушной обороной – учебно-боевой самолет не в силах укрыться на предельно малых высотах – для него такой режим полета связан со смертельным риском, ввиду отсутствия совершенного пилотажно-навигационного комплекса и бортовой РЛС.

Остается последний шанс – применение учебно-боевых машин в конфликтах низкой интенсивности. А что, идея неплоха! На первый взгляд, поднимать мощный истребитель-бомбардировщик или противотанковый штурмовик для уничтожения разрозненных групп террористов, к примеру, в горных районах Северного Кавказа или Афганистана – слишком глупо и расточительно. С такими задачами вполне справится маленький дешевый учебно-боевой самолет с блоком НУРС или контейнером кассетных бомб. В итоге мы получаем солидную экономию на ведении противопартизанских боевых действий.

Однако … 80% боевых потерь советских ВВС в Афганистане пришлись на долю пулеметов ДШК и зенитной артиллерии моджахедов. Этот тревожный факт уже однозначно показывает, что применение бронированного штурмовика Су-25 вполне оправдано при проведении антитеррористических операций. Как оправдано и применение истребителей-бомбардировщиков F-16, выслеживающих моджахедов в афганских горах.
Учебно-боевой самолет - выгодное решение или трагическая ошибка?

Кабина F-16, на ИЛС проектируется картинка, полученная с помощью средств LANTIRN


Дело в том, что многие сторонники «учебно-боевых самолетов» забывают об одной важной детали – даже специализированным ударным машинам подчас тяжело обнаружить точечную цель (группу боевиков, одиночный джип, следы погасшего костра), особенно в сложных условиях горной местности. Для решения подобных задач используются сложнейшие системы, например, подвесные контейнеры прицельно-навигационного комплекса LANTIRN. Комплекс усиливает свет звезд в 25 тысяч раз и, по впечатлениям НАТОвских летчиков, позволяет видеть и делать совершенно фантастические вещи; обратная сторона – два подвесных контейнера, навигационный (содержит тепловизор и радар для слежения за рельефом) и прицельный (тепловизор с большим разрешением, лазерный дальномер и оптические датчики слежения за целью), - весь этот комплект тянет на $5 миллионов, треть стоимости учебно-боевого Як-130!

Российский аналог LANIRN'a – более дешевый, но не менее сложный встроенный цифровой комплекс СВП-24 (тема «Гефест») - прицельно-навигационная система на лазерных гироскопах, с поддержкой спутниковой навигации и трехмерной индикацией на ИЛС. Комплект СВП-24 устанавливается на модернизированных фронтовых бомбардировщиках Су-24.

Для комплексной разведки территории еще со времен афганской войны применяются тепловые и радиотехнические системы для пеленгации портативных радиостанций противника. А подвесные контейнеры комплекса «Зима» были способны обнаружить в ночное время даже следы проехавшего недавно автомобиля!

Что и говорить, после таких удивительных фактов, возможности учебно-боевых машин, чьи пилоты ограничены при поиске точечных наземных целей лишь визуальными средствами, не идут ни в какое сравнение с настоящими боевыми машинами.
Наконец, не стоит забывать, что уж у кого, а у басмачей никогда не было дефицита переносных зенитно-ракетных комплексах, а также более примитивных, но не менее грозных зенитных средств: ДШК, автоматических пушек, ручного стрелкового оружия.
С учетом всех вышеназванных фактов, становится очевидно, что «учебно-боевые самолеты» годятся лишь для расстрела безоружных в светлое время суток на открытой местности.

Показательный пример – один из лучших учебно-тренировочных самолетов Т-38 «Тэлон» за 50 лет своей эксплуатации никогда не
применялся в зоне военных действий. Хотя, казалось бы, «Тэлон» имел все шансы на развитие военной карьеры. Отличная родословная – «Тэлон» создан на базе легкого F-5 «Тайгер», основного истребителя капиталистического мира в годы Холодной войны. Как результат – сверхзвуковая скорость полета (1,3М), отличная маневренность и летные характеристики, огромная скороподъемность – 170 м/с. Самолет оборудован подфюзеляжными держателями для подвесных баков и специального оборудования. Новые модификации получили «стеклянную кабину» с многофункциональными ЖК-дисплеями и современным навигационным оборудованием. Всего было построено 1146 экземпляров учебного самолета, имеется гражданская версия Т-38 и версия для подготовки астронавтов НАСА.



Сами обстоятельства будто бы способствовали военной карьере «Тэлона» - США часто и плодотворно вело локальные войны во всех уголках Земли. Гренада, Панама, колумбийские наркокартели, Афганистан, Ирак и Югославия… И тем не менее, Т-38 «Тэлон» никогда, ни при каких обстоятельствах не находил военного применения.

"Стеклянная кабина" современной модификации T-38 Talon


Ограниченное боевое применение L-39 «Albatros» в локальных конфликтах на территории бывшего СССР также показали бесперспективность данной тактики: Абхазия, Чечня, Киргизия – учебно-боевые самолеты изредка бомбили крупные цели (жилые кварталы, где проживала враждебная этническая группа), однако, пользы от этих «смертоносных» авиаударов не наблюдалось. Авиация чеченских боевиков, до своего полного уничтожения в декабре 1994 г., совершила несколько безрезультатных рейдов на позиции федеральных сил. Точность бомбометания, вкупе с малой мощностью боеприпасов (50-кг и 100-кг бомбы) делала бесполезными все усилия летчиков.

Зато по пилотажным характеристикам L-39 среди учебно-тренировочных самолетов не было равных, уникальные ЛТХ «Альбатросов» позволили сформировать из них пилотажную группу «Русь». А летчики бывшего СССР и стран Варшавского блока наверняка хорошо помнят этот простой и легкий учебный самолет, на котором они впервые поднялись в воздух.

В настоящее время в Липецкий авиацентр боевого применения и переучивания летного состава продолжают прибывать новые самолеты Як-130, которые позиционируются, как учебно-боевые машины. Необычайно элегантный самолет для начальной и основной летной подготовки летчиков. Иногда от летчиков можно слышать недовольство этим самолетом – слишком дорог и сложен Як-130 для учебного самолета. Хотя нужно помнить, что на дворе 13-й год ХХI века, и авиатехника уже не может быть простой, как биплан У-2. А за качество и высокие ЛТХ нужно платить. Главное - не переусердствовать. «Як» отличный учебно-тренировочный самолет, но по поводу его боевых характеристик существуют некоторые сомнения.
Я категорический противник любых «ассиметричных» ответов и прочих решений в духе «дешево и сердито». Если не хватает денег на настоящее оружие – то лучше не воевать вообще. Как показывает практика, большинство эрзац-проектов и применение неподготовленной техники в боевых условиях приводит лишь к катастрофическому увеличению потерь.




Aermacchi M-346 Master изначально разрабатывался совместно со специалистами ОКБ им. Яковлева. Впоследствии из-за разногласий, проект разделился на российскую (Як-130) и итальянскую (М-346) части. "Аермакки" отличается от "Яка" новым двигателем, широким применением композитов и титана, в остальном они очень близки.


"Стеклянная кабина" Як-130
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

81 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти