Американская противокорабельная ракета-торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel (1955 год)

Fairchild AUM-N-2 Petrel является первой (и единственной принятой на вооружение в серии Kingfisher) противокорабельной ракета-торпедой военно-морских сил США. Разработка велась в 1944-1955 годах, с 1955 года - основная противокорабельная ракета США. На вооружении стояла недолго, в 1959 году была списана.

Работы над ракета-торпедами начали еще в 1944 году в рамках программы SWOD, под эгидой Бюро Боеприпасов американских военно-морских сил. Начатые сразу по нескольким управляемым снарядам работы позднее объединили в отдельную программу Kingfisher. Будущая ракета «Буревестник» («Petrel») в ней был обозначен Kingfisher-C. В рамках данной программы разрабатывались все американские ранние ракета-торпеды.

Американская противокорабельная ракета-торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel (1955 год)



Конструкция «Petrel» была довольно простой. Основным элементом ракеты стала акустическая самонаводящаяся торпеда Mk-21 — акустическая быстроходная торпеда, разработанная американскими ВМС. Максимальная скорость торпеды составляла около 33 узлов, дальность до 5,8 километров, она могла поражать почти все существовавшие в то время виды надводных кораблей.

К корпусу торпеды прикреплялся сравнительно простой деревянный планер с управляющими поверхностями и турбореактивным двигателем Fairchild J44. Планер мог легко отстреливаться с помощью пиропатронов и торпеда падая в воду, начинала автоматически поиск цели.

После запуска «Petrel» с борта самолёта-носителя включался двигатель, и происходило ее плавное снижение до высоты около 60 метров над уровнем моря. Ракета имела полуактивное наведение — аппаратура, установленная на планере, принимала сигнал радиолокационной станции самолета-носителя, отраженный от цели, и автопилот удерживал ракету на курсе. В качестве самолета-носителя предполагалось использовать Lockheed P-2 Neptune. Снаряд имел максимальную скорость порядка 600 км/ч, предельная эффективная дальность составляла 32 километра.

Американская противокорабельная ракета-торпеда Fairchild AUM-N-2 Petrel (1955 год)


Ракето-торпеда приблизившись к цели на удаление около 1,4 км, отключала двигатель, отстреливала рулевые плоскости и крылья, и падала в воду. Пассивная акустическая головка самонаведения торпеды улавливала шум винтов судна противника, и осуществлялось наведение торпеды на цель.

После затянувшегося цикла разработки, ракету AUM-N-2 в итоге все-таки приняли на вооружение. С 1956 года «Petrel» развертывались на патрульных самолетах Lockheed P-2 Neptune.

Несмотря на изначальное обозначение Air-to-Underwater Missile (AUM), практика эксплуатации Mk-21 показала, что ее нельзя эффективно использовать против субмарин. В связи с этим функции «Petrel» ограничивались поражением субмарин в надводном положении и надводных целей.

Американский флот, со своей стороны, не придавал «Petrel» особого значения. Ее рассматривали исключительно в качестве вспомогательного оружия. Недостаточный радиус действия AUM-N-2, а также необходимость в подсветке радаром самолёта-носителя цели сильно ограничивали эффективность применения ракето-торпеды. Главным же недостатком являлась полная невозможность использования снаряда против подводных лодок. В 1950-х гг., надводный флот Советского Союза не рассматривался американским военно-морским флотом в качестве серьезной угрозы, требующей активной разработки специфического противокорабельного оружия. При этом, быстрое увеличение подводного флота СССР с вступлением новых дизель-электрических подводных лодок проекта 613, заставляло американцев сконцентрировать все усилия на разработке и развитии средств противолодочной обороны.

Поэтому, «Petrel» американским флотом разворачивались лишь в резервных эскадрильях. Ракето-торпеда «Petrel» в 1959 году была снята с вооружения. Все оставшиеся снаряды переоборудовали в AQM-41A (летающие мишени), и до середины 1960-х годов использовались во время ученийфлота.

Технические характеристики Fairchild AUM-N-2 Petrel (AQM-41A):
длина – 7,31 м;
диаметр фюзеляжа – 0,61 м;
размах крыла – 4,06 м;
масса – 1700 кг;
дальность – 32 км;
максимальная скорость – 600 км/ч.

Подготовлено по материалам: http://raigap.livejournal.com


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 1
  1. Фрегат 1 февраля 2013 08:27
    Впечатляющая бомбина. Серьезные у нее габариты. Хотелось бы (точнее не хотелось) увидеть ее в действии
    Фрегат
  2. LAO 9 июля 2013 19:22
    Интересная концепция!
    LAO

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня