Час пик. Морская мощь Китая

Час пик. Морская мощь Китая


Американский авианосец класса «Нимиц» был поражен двумя попаданиями баллистических ракет «Дунфэн-21». Боевые блоки ракет на скорости, в пять раз превышающей скорость звука, пронзили полетную бронепалубу и шесть нижних палуб авианосца, разрушив на своем пути все посты, кубрики и хранилища. Страшным ударом вырвало со своих мест главные трубозубчатые агрегаты – когда-то грозный боевой корабль сейчас бессильно замер посреди океана, заглатываясь радиоактивным паром из развороченных контуров ядерной паропроизводящей установки. Сквозь лопнувшие топливные магистрали хлещут упругие струи керосина, мгновенно воспламеняясь от искр поврежденной электропроводки. Рев пламени горящего авиатоплива гулко отдается в стальном чреве обреченного корабля, а по нижним палубам авианосца, весело бурля и клокоча, уже перекатывается холодная вода – достигнув днища, боеголовки китайских ракет разворотили бронированный настил непотопляемости.


«Потопление» американского авианосца состоялось в прошлом году в пустыне Гоби, на границе с Монголией. Китайские ракетчики стреляли по бетонной платформе, имитирующей очертания американского супер-корабля.

Согласно китайским источникам, баллистическая ракета «Дунфэн-21 мод. D» является составной частью противокорабельной ракетно-космической системы, из орбитальных спутников разведки и непосредственно самого ракетного комплекса наземного базирования, способного уничтожать морские цели на удалении до 2700 километров от берегов Китайской Народной Республики. В состав космической группировки входят спутники трех типов:

- спутник оптико-электронной разведки Яогань VII,

- спутник с активным радиолокатором Яогань VIII,

- шесть спутников радиотехнической разведки Яогань IX и Яогань XVI.

Бортовая аппаратура спутников РТР ведет радиоперехват переговоров американских моряков и, с учетом задержки времени, определяет примерное местоположение эскадры ВМС США. Для уточнения координат авианосца используются данные оптических или радиолокационных средств сбора информации. По словам китайцев, сейчас их орбитальная группировка находится в зачаточном состоянии и будет непрерывно развиваться с течением времени.

Прямое попадание!

Больше всего вопросов вызывает поведение боевых блоков ракет на конечном участке траектории – для поражения движущегося авианосца требуется феноменальная точность и непрерывная коррекция с использованием внешних средств. Боеголовка «Дунфен» входит в плотные слои атмосферы на скорости, в десять раз превышающей скорость звука! Каким образом китайцам удалось решить проблему связи с аппаратом, летящим в сплошном облаке раскаленной плазмы – до сих пор остается загадкой.

«Китайский сервиз» был по достоинству оценен за рубежом. Бывший министр обороны США Роберт Гейтс открыто заявил, что «среди всех китайских разработок наибольшее опасения вызывает проект самолета пятого поколения и противокорабельный комплекс «Дунфэн-21». Газета The Washington Times, в свою очередь, привела мнение аналитиков о том, что китайская баллистическая ракета – «первая угроза глобальному господству ВМС США со времен окончания Холодной войны».

Китайские авианосцы

Прежде чем построить собственный авианосец, китайцы приобрели для изучения четыре экземпляра зарубежных авианесущих кораблей:

- бывший австралийский авианосец «Мельбурн». Старый британский корабль, спущенный на воду в 1945 году и прослуживший удивительно долгий срок в составе ВМС двух стран. Был продан на разделку в Китай в 1985 году. Китайцы разобрали «Мельбурн» до винтика и детально ознакомились с конструкцией авианосца.

- бывшие советские авианесущие крейсеры проектов 1143 и 1143.2 – «Киев» и «Минск». Странные гибриды с ракетным вооружением и короткой полетной палубой, предназначенной для базирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой. Китайские специалисты тщательно изучили конструкцию советских авианесущих крейсеров и сделали соответствующие выводы. От постройки китайских аналогов «Киева» и «Минска» отказались.


Развлекательный комплекс Minsk World в гавани г. Шэньчжень, Китай


- недостроенный советский авианесущий крейсер «Варяг» со сплошной полетной палубой и носовым трамплином. Корпус корабля при готовности 67% был продан китайской развлекательной корпорации Chong Lot Travel Agency Ltd всего за $20 млн. долларов (1/700 от цены современного американского авианосца типа «Форд»!) с обещанием превратить корабль в плавучее казино.

Первыми тревогу забили американцы – полтора года Турция под давлением США ломала комедию, отказываясь пропускать остов «Варяга» через Босфор. Однако, китайцы проявили исключительную настойчивость - в марте 2002 года «Варяг» все-таки прибыл в Далянь (бывш. название – Дальний, легендарное место русско-японской войны, в 40 км от Порт-Артура). Спустя десять лет, 25 сентября 2012 года, бывший советский авианосец был принят в состав ВМФ Народно-освободительной армии Китая под именем «Ляонин», став самым крупным боевым кораблем ВМС НОАК.

Но, несмотря на несомненный успех, китайским морякам и морским летчикам предстоит еще многому научиться – теперь у них есть все: авианосец, палубный самолет J-15 (нелицензионная копия многоцелевого истребителя Су-33), отряд летчиков палубной авиации, средства на постройку второго корабля и все необходимые технологии. Они даже научились приземляться на корабль! Но у китайцев нет главного – опыта применения этой системы в боевых условиях. Да и вообще опыт эксплуатации авианосца и палубных самолетов оставляет желать лучшего. Впрочем, китайцы уже не раз показали себя способными учениками, а многие зарубежные эксперты сходятся во мнении, что «Ляонин» не столько боевая единица, сколько полигон для отработки необходимых навыков и технологий.

Второй вопрос, связанный с китайским авианосцем, до сих пор остается открытым – куда собрались на нем идти бравые китайские моряки и с кем собираются воевать? Главный геополитический противник – Япония, находится в зоне действия самолетов сухопутного базирования. Неужели противник - Россия? Но у Китай граничит с Россией, а, следовательно, имеет общую 3000-километровую границу; здесь явно требуется совсем другая техника, нежели авианосцы. Выставлять один «Ляонин» против 10 авианосцев ВМС США – безумие. Использование авианосца против Вьетнама, с которым у Китая имеется ряд мелких неразрешимых проблем? В этом случае мощность авианосца выглядит явно избыточной. Выходит, «Ляонин», не более чем символ возрастающей мощи китайского флота, статусный корабль для гордой демонстрации флага сверхдержавы.

Эсминцы и фрегаты

В составе ВМС НОАК двадцать шесть эсминцев, разделенных по назначению на три большие группы: многоцелевые эсминцы, противолодочные эсминцы и эсминцы ПВО. Очевидно, китайским корабелам до сих пор не удалось построить универсальный эскадренный миноносец, полностью удовлетворяющий основным требованиям концепции применения ВМС НОАК. Значительная часть кораблей – девять единиц – устаревшие эсминцы (фрегаты) Тип 051, с малым водоизмещением (3600 тонн) и таким же устаревшим вооружением.

Еще четыре корабля, т.н. «противокорабельные эсминцы» - эсминцы проекта 956 из состава ВМФ России, оснащенные смертельным комплексом «Москит».Серьезные корабли для серьезных задач.

Очень интересен современный проект китайского эсминца Тип 51С (построено 2 корабля) – небольшой 7000-тонный эскадренный миноносец с преимущественно советским/российским вооружением: китайцам удалось разместить на борту Тип 51С 48 зенитных ракет комплекса С-300ФМ, а также 8 противокорабельных ракет и целую линейку дополнительного вооружения – от вертолетного ангара до артиллерийской системы калибра 100 мм. Получился дешевый, без каких-либо изысков, но вполне современный и эффективный корабль, способный обеспечить качественное ПВО эскадры в открытом море.


Эсминец Тип 051С "Лючжоу". Отчетливо видны крышки пусковых установок комплекса С-300.


В последнее время китайцы практически ежегодно строят по несколько новых эсминцев. И все по разным проектам! С одной стороны, это очень сомнительное решение, усложняющее эксплуатацию столь «разношерстого» флота. Однако, качество китайских кораблей раз за разом стремительно возрастает, что не может не вызывать некоторых опасений.

Еще у китайцев есть целая армада классных фрегатов – 48 единиц. От маленьких и старых Тип 53 (строились в 70-е годы) до самых современных стелс-фрегатов Тип 54А: широкий спектр противокорабельного и противолодочного вооружения, подкрепленный блоком вертикальных пусковых установок на 32 зенитные ракеты HQ-16 (аналог отечественного ЗРК «Бук» среднего радиуса действия). Самое удивительно – за шесть предыдущих лет китайцы «наклепали» 16 таких кораблей водоизмещением по 4000 тонн каждый, еще шесть находятся в различной степени готовности. При этом сроки постройки кораблей не превышают двух-трех лет!


Кормовая часть фрегата "Ю Янг", Тип 054А


Есть у китайцев и свои «Мистрали» - три универсальных десантный вертолетоносца-дока, напоминающие по очертаниям голландские УДК типа «Роттердам». Они не имеют сплошной полетной палубы, вместо нее в средней части корпуса имеется развитая надстройка и ангар на 4 вертолета. В кормовой части, под полетной палубой, устроена крупная док-камера для десантный катеров на воздушной подушке. А для огневой поддержки десанта на борту УДК размещено четыре 50-ствольных пакета реактивных систем залпового огня.

Напоследок, «самое вкусное» - подводная компонента ВМС НОАК.

Китай располагает крупным флотом из 60 субмарин, различных по типам, возрасту, назначению и типу силовой установки. Среди китайских подлодок встречаются даже такие «монстры», как советские дизельные подлодки проекта 633 (привет из пятидесятых годов!), построенные, в свою очередь, на основе немецкой трофейной подлодки типа XXI. Семнадцать ДЭПЛ этого типа до сих пор используются в учебных целях в составе ВМС НОАК.

Если воспоминание о проекте 633 (или по-китайски «Минг») может вызвать лишь улыбку, то следующий абзац наверняка неприятно удивит читателя: теплые воды Южно-китайского моря бороздят четыре стратегические атомные подводные лодки. Каждая - с двенадцатью баллистическими ракетами «Цзюйлан-2». Другими словами, Китайская Народная Республика может самостоятельно устроить мировую ядерную войну – у нее вполне достаточно лодок, ракет и зарядов.

Также в составе флота имеется еще одна старая дизельная подлодка, оснащенная тремя баллистическими ракетами (построена по чертежам, полученным в 1959 году из СССР) – в настоящее время она используется в качестве тестовой платформы для испытаний БРПЛ.

И это еще не все! Начиная с 1970 года, китайцам удалось построить 7 многоцелевых атомных подлодок, еще две сейчас находятся в высокой степени готовности. И если старые лодки Тип 091 «Хань» все-таки, объективно, были жалким подобием советских и американских атомных подлодок (две из них уже выведены из состава флота), то заявленные характеристики современных субмарин Тип 093 «Шэнг» уже находятся на уровне лучших мировых аналогов.

Многоцелевая АПЛ типа 091

Трудно судить о том, что скрыто в глубинах океана, и делать какие-либо выводы на основе заявлений китайской стороны, однако, с учетом быстрого качественного прогресса «видимой» надводной компоненты ВМС НОАК, китайцы обладают достаточно сильным атомным подводным флотом.

Китай непрерывно улучшает количественный и качественный компоненты своего военного флота. И самое тревожное - увеличение количества кораблей ВМС НОАК определяется во времени отнюдь не прямой зависимостью, в последние годы этот процесс принял явный лавинообразный характер.


Китайская ДЭПЛ "Варшавянка". Всего Китай приобрел у России 10 подлодок этого типа
Автор:
Олег Капцов
Ctrl Enter

Заметив ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter

87 комментариев
Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти