Гримасы новой приватизации: куда уплыл целый порт?
Несмотря на то, что шансы улучшения ситуации в определённых секторах российской экономики в случае приватизации высокодоходных предприятий близки к абсолютному нулю, идеи о проведении очередных приватизационных этапов в нашей стране продолжают горячим головам не давать покоя. При этом многие читатели могут сказать: а что же, собственно, плохого в самом факте приватизации, ведь в нашей стране сегодня полным-полно неэффективных компаний и предприятий, которые стоят на государственном балансе и работают без какой-либо отдачи, а то и в откровенный минус. Ведь можно же эти предприятия передать в руки продвинутому частному собственнику, который заставит их приносить ощутимую прибыль. Да, действительно, таких предприятий хватает, и в том, чтобы передать их в руки эффективных частных собственников, ничего плохого нет. Однако речь сегодня, почему-то, идёт не о приватизации дышащих на ладан объектов, а о переводе в частные руки того государственного имущества, которое приносит очевидную прибыль.
За последнее время было объявлено о возможности приватизировать такие компании как «Роснефть», «Русгидро», «Объединенную зерновую компанию» и ряд других. Казалось бы, что сам факт приватизации в этом случае теряет всякий смысл, ведь та же «Роснефть» является одним из самых крупных налогоплательщиков в государственную казну. Так зачем же от добра искать добра? Быть может, кто-то из чиновничьего аппарата надеется, что продажа этих госкомпаний в частные руки приведёт к наполнению государственного бюджета несметными суммами, которые сами по себе станут живительной влагой для российской экономики. Ну, что ж - надеяться, конечно, нужно, но тот ли это случай, где риск (а продажа крупной госкомпании частнику – риск уже по определению) оправдан.
Оправдан или не оправдан – нас с вами уже давно никто не спрашивает… Не спрашивают, а снова поясняют, насколько благостной будет продажа и эффективных, и неэффективных госпредприятий в частные руки. Никаких, понимаешь, подковёрных интриг, никаких сомнительных ваучеров и залоговых аукционов. Всё – для страны, всё – для народа. Казалось бы, почему бы на сей раз не поверить идейным вдохновителям новых приватизационных пертурбаций? Рады бы поверить, но…
Одним из тех «но», которые снова заставляют задуматься о новом витке приватизационного мошенничества, является уже успевшая остаться позади приватизация знаменитого Ванинского морского торгового порта – одной из крупнейших в России стивидорных компаний (компания, осуществляющая комплекс мероприятий по погрузке, выгрузке судов, а также имеющая полномочия наниматься судовладельцем и фрахтователем).
Не так давно приватизация «нового образца» именно на примере Ванинского порта (ВМТП) показала себя во всей красе. Сначала поступила информация о том, что 73,3% акций компании государство решило продать одной из дочерних фирм «Мечела», руководимого таким человеком как Игорь Зюзин. Тот самый Игорь Зюзин, который стал одной из ключевых фигур грандиозного скандала с «Мечелом» образца 2008 года, когда выяснилось, что руководство компании продавало свою продукцию зарубежным покупателям со странным дисконтом. Для чего продавало именно «со скидкой»? Ну, уж точно не для того, чтобы увеличить налоговые поступления в государственный бюджет.
Стоит напомнить, что после выявления факта «дисконтирования» в 2008 году всего за одни сутки акции «Мечела» упали на треть, тем самым несказанно «обрадовав» акционеров…
И вот, спустя 4 с небольшим года, государство решило, что «Мечел» - всё же эффективный собственник, который гораздо лучше распорядится ВМТП, нежели само государство. Но в это с трудом верится. Ведь если компания пыталась уходить от уплаты должных объемов налогов один раз, и её руководству за это ничего не было, то вряд ли она не захочет повторить аналогичную попытку снова.
Однако об этом можно было бы долго и пространно рассуждать, если бы контрольный пакет акций Ванинского порта де-юре оставался бы в руках «Мечел-Транса» - той самой «дочки» «Мечела», о которого говорилось выше. Но дальше ситуация заставила испытать чувство дежа-вю, возвращая нас в лихие 90-е. Дело в том, что «Мечел-Транс» через весьма непродолжительное время после покупки 73,3% акций ВМТП решил 71,04% акций этой компании продать… Зачем? Быть может, «Мечел» вознамерился самостоятельно заклеймить себя, подчеркнув, что эффективного собственника из него и на сей раз не вышло. Но уж как-то чрезвычайно быстро к руководящему составу компании пришла идея о реализации почти всех акций порта. В связи с этим вывод напрашивается несколько другой: а не могла ли сама компания «Мечел-Транс» заранее выступить этаким скороспелым посредником, который за свои труды «во благо Родины» взял «положенные» 2%? Уж больно цифра нашумевшая, не правда ли… Но если - посредником, то кто же в конечном итоге получил львиную долю акций ВМТП?..
Нетрудно догадаться, что этими покупателями стали «эффективные собственники» явно сомнительного статуса. В СМИ активно обсуждается тема оффшоров. Куда же без них при реализации «новых» приватизационных идей. Итак, покупателями 71,04% акций ВМПТ стали: Sedmino Investments, Travina Trading и Op. Trade. Где же зарегистрированы эти компании? Ну, конечно, на Кипре.
И тут возникают новые странности. Казалось бы, Кипр входит в Европейский союз, а значит, на основании обновлённого законодательства не имеет права давать пристанище оффшорным компаниям на своей территории. Однако Кипр сегодня далеко не однороден. На этом острове имеется еще и неопределённая по статусу территория Северного Кипра, в которой ведение бизнеса не поддаётся фактически никакому контролю. Именно Северный Кипр сегодня перехватывает у остальной части Кипра пальму оффшорного первенства. Помимо того евросоюзная часть Кипра с некоторых пор получила статус так называемого оншора, который позволяет (обратите внимание) фирмам избежать двойного налогообложения. Получается, что компании, которым «Мечел-Транс» продал 71,04% акций Ванинского порта в любом случае (будь они хоть оффшорами, хоть оншорами) освобождены от необходимо уплачивать деньги в российскую казну. Кипрское законодательство так прямо и говорит: регистрируетесь у нас – платите налоги нам или вообще ничего никому не платите (в случае с Северным Кипром). Так что вся прибыль от Ванинского порта после такой продажи фактически уплывает мимо федерального российского бюджета. Как говорится, что и требовалось доказать…
Но дальше ситуация приобретает ещё более «весёлые» оттенки. «Мечел-Транс» неожиданно покупает у акционера порта Ванино En+ 21,6% акций и приступает к переговорам с ОАО «РЖД» о софинансировании проекта развития морской гавани. Заинтересованность в сделке с «Мечелом» со стороны «РЖД» проявилась. Но в тот же момент возник вопрос: ведь саму-то госкомпанию «РЖД» пока приватизировать не успели. Тогда получается очевидный нонсенс: государство продаёт свой порт «незнамо кому», чтобы потом его же (государства) компания пошла на сделку по развитию этого самого порта с частным покупателем. Спрашивается: а зачем тогда порт нужно было приватизировать, если в конечном итоге для его развития государство собирается тратить свои (то есть налогоплательщиков) кровные деньги? Уж больно вся эта история с приватизацией ВМТП напоминает классический эпизод приватизации начала девяностых: большой нагрев чиновничьих рук… 2% от продажи как раз входят в небезызвестную канву…
Понимая такую закавыку с участием ОАО «РЖД», правительство в срочном порядке объявило, что сделку железнодорожников с «Мечелом» не поощряет. Ну, если бы ещё и поощрило, то выглядело бы это совсем уж как-то непозволительно для нашего Кабмина.
В плане продаж и перепродаж Ванинского порта пока остаётся только одна загадка: кто же стоит за теми самыми кипрскими «эффективными собственниками» российского имущества? Вряд ли здесь стоит полагать, что это некие пенсионеры киприоты сбросились своими накоплениями и купили у «Мечел-Транса» акции целого порта на сумму почти в 550 миллионов долларов. А если не кипрские пенсионеры, то кто?
Учитывая то, что «Мечел-Транс» активно приторговывает акциями и старается вовлечь в это дело ещё и «РЖД», то стоит предположить, что и все эти «Трэйды» и «Инвестментсы» - некие заспинные конторки упомянутой компании. А если так, то «Мечел-Транс» сделал, что называется, ход конём, в очередной раз найдя лазейку, которая позволяет обходить необходимость полноценных налоговых отчислений в госбюджет. А уж кто на правительственном уровне так ратовал, чтобы именно эта компания стала одним из новых воплотителей приватизационных идей – вопрос, ответ на который будет очевиден уже через несколько лет… Как говорится: даже в российской приватизации всё тайное становится явным…
P.S. Если государство и дальше собирается вести приватизацию своих высокодоходных предприятий по примеру Ванинского порта, то российским гражданам такая приватизация, как говорил герой одного мультфильма, и даром не нать, и за деньги не нать… Если уж так хочется что-то приватизировать, то почему бы не начать нашим чиновникам со своих, к примеру, кабинетов?.. А что – очень даже доходный бизнес может получиться, если продать нижний этаж Дома Правительства, к примеру, сетевому торговому центру, а в зале заседаний Государственной Думы пару десятков всегда пустующих депутатских кресел переоборудовать в кресла стоматологические; на крыше Совета Федерации можно вообще помидоры с кабачками выращивать… Опять-таки прибыль – зато всё в бюджет – никаких оффшоров…
Информация