Тиккакоски – история авиации Финляндии

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Бытует мнение, особенно среди петербуржцев, что «в Финляндии смотреть нечего». Ну разве что в коттедже пожить, половить рыбу на лесном озере или покататься на лыжах. К счастью, это не так. Кроме аквапарков, лыжных спусков и магазинов с Fairy и красной икрой в стране Суоми имеются и другие достопримечательности. Одна из них — авиационный музей в Тиккакоски, в 20 километрах от города Ювяскюля.

Тиккакоски – история авиации Финляндии



Когда-то авиационный музей в Тиккакоски носил статус «Официального музея ВВС Финляндии». В 1970-е годы это тихое местечко, наверное, было мечтой советских разведчиков. Почему? Все просто — здесь расположено Управление ВВС Финляндии, Центр обучения пилотв ВВС, Информационная служба и Летная школа с базой учебных самолетов. Помимо Академии финских Военно-воздушных сил в Тиккакоски находится также крупнейшее в стране научно-исследовательское подразделение, специализирующееся на разработке авиационных систем… В общем, место для музея выбрано не случайно. К слову сказать, еще один финский авиационный музей находится неподалеку от Хельсинки в пригороде Вантаа, но пока посещать его не доводилось.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Но вернемся в Тиккакоски. Первое, что поражает в экспозиции — обилие свастики. Сама по себе свастика ничего негативного не представляет. Это один из самых древних графических символов обозначающий движение Солнца вокруг Земли, с востока на запад. В европейской культуре XIX века этот символ пользовался огромной популярностью на волне моды арийской теории.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


На крылья самолетов финская свастика «хакаристи» попала в время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. После этого в общем-то выбора у финнов не оставалось — приказом Маннергейма эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Получается, что свастика в финской авиации появилась задолго до того, как она стала государственным символом фашистской Германии. Впрочем, исторически финская свастика «хакаристи» никакого отношения к «немецко-фашистскому» символу не имела.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


В годы Второй Мировой войны финские ВВС использовали «хакаристи» в качестве опознавательного знака самолетов страны Суоми — голубая свастика в белом круге, наносилась на крылья и фюзеляж самолета.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться, уж слишком одиозным стал этот символ, прочно ассоциирующийся с германским фашизмом.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Сегодня на эмблеме Воздушных сил Финляндии вместо «хакаристи» изображен нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага Финляндии.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Если говорить про музейное здание, то это один немалых размеров железобетонный ангар, скорее похожий на большой заводской цех. Наверно, в силу недостатка места, самолеты располагаются очень плотно к друг дургу и иногда кажется, что это не музей, а большой склад старых летательных аппаратов.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Удивительно, но «капиталистическая» Финляндия в 1960-80х годах активно и с удовольствием использовала военные самолеты советского производства. К примеру, на снимке — бомбардировщик Ил-28Р. С 1961 по 1981 три таких самолета использовалиьс в качестве буксировщиков мишений, а кроме того имелся и один «настоящий» бомбардировщик Ил-28Р. Предполагаю, что именно эта машина и стоит в музее.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


В истребительной авиции служили «наши» МиГ-21. Вообще первые самолеты МиГ в количестве 4 штук поступили на вооружение финских ВВС в 1962 году. Это были учебно-тренировочные МиГ-15УТИ. Один из них в ярко-зеленой, «кислотной», окраске стоит перед входом в музей, а его фото размещено в начале сегодняшнего поста. Позже были получены еще несколько десятков МиГ-21. Один из самолетов, как раз и изображен на снимке.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Самолеты МиГ состояли на вооружении Финских военно-воздушных сил до 1990-х годов (в истребительной авиации — до конца 1980-х). Сегодня кабина одного из самолетов находится в музее и любой желающий, усевшись в нее, может почувствовать себя военным летчиком. Интересно, что основная часть надписей на приборной панели вполнена по-фински, но если присмотреться, то находятся и знакомые кириллические символы.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


Рядом с кабиной самолета МиГ располагается часть фюзелжа шведского самолета SAAB 35 Draken. Как минимум, по количеству приборов, скандинавский самолет проигрывает «нашим» МиГам… Интересная подробность — бортовые системы «советских» самолетов МиГ были доработаны компанией Nokia (да, да, то самой…), что обеспечивало единый формат данных, поступавший с борта самолетов SAAB и МиГ-21.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


А это американский Douglas.

Тиккакоски – история авиации Финляндии


К сожалению, из-за обилия экспонатов запомнить их все нет никакой возможности. Однако общее впечатление о музее осталось положительное — разнообразно, интересно, необычно. Для детей особенно важно, что в некоторые самолеты можно садиться и даже «рулить», ощутив себя настоящим пилотом.
Ну, а на память с собой можно прикупить подлинную техническую документацию на самолеты 50-70-х годов. Ставшие уже ненужными инструкции, чертежи, схемы, в том числе и на отечественные машины (и даже на русском языке!) продаются по умеренной цене в сувенирном киоске на выходе из музея.
Первоисточник: http://tripinformer.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 13
  1. askold 2 марта 2013 12:44
    С первых снимков, думал что попал в логово фашисткого зверя, даже как то не по себе стало.Хорошо автор все расставил по своим местам,хотя от такого обилия свастики,пусть и не немецкой, все равно коробит.
    1. Krilion 3 марта 2013 03:00
      Цитата: askold
      С первых снимков, думал что попал в логово фашисткого зверя, даже как то не по себе стало.Хорошо автор все расставил по своим местам,хотя от такого обилия свастики,пусть и не немецкой, все равно коробит.


      будет коробить ещё больше...вот СОВРЕМЕННЫЙ флаг ВВС Финляндии...







      и как видите, современные бойцы всё также бодро маршируют под свастикой...
      1. predator.3 4 марта 2013 15:22
        Цитата: Krilion
        ..вот СОВРЕМЕННЫЙ флаг ВВС Финляндии...


        Да хрен с ней со свастикой, лишь бы горячие финские парни херней всякой не страдали, как прибалты ! ( а свастика кажется это знак солнца или вселенной)
        predator.3
      2. SergeyPanzer 7 марта 2013 22:07
        Где то я читал, что свастика на их флагах ВВС пошла с начала 20 годов, после обретения независимости. Так что никаким фашизмом тут и не пахнет.
        SergeyPanzer
  2. АлНиколаич 2 марта 2013 16:32
    Статье +. Интересный познавательный обзор.
  3. homosum20 2 марта 2013 17:55
    А они и есть фашисты. По краиней мере, недалеко ушли. Вы посмотрите, что в переводе с финнского означает названиие их зимней резины Гаккапеклита. Они этим гордятся.
    1. ЛЕВА 2 марта 2013 21:36
      Старый солдат в переводе на русский
  4. Zmey_2Garin 2 марта 2013 19:46
    Совершенно не правы те, кто говорит, что посмотреть в Финляндии нечего! Кроме музея истории авиации можно также заглянуть в музей истории финского судоходства в г. Турку. Он построен по такому же принципу, как и авиамузей, т.е. многие экспонаты можно потрогать и покрутить. На выходе также можно приобрести сувениры, а в нескольких минутах ходьбы от музея стоит замок Турку. Одним словом, иди и смотри.
    Zmey_2Garin
    1. Region-25.rus 4 марта 2013 04:38
      Цитата: Zmey_2Garin
      музей истории финского судоходства в г. Турку


      Фашисты или нет но строить пароходы финны умеют! Сам проработал несколько лет на "река-море" построенном именно в Турку!))) Спущен на воду в 1980-м году! Проработал до 2005-го и скажу я вам по сравнению с нашими такого же класса просто небо и земля! Как по уровню автоматизации (с мостика можно было управлять практически всеми устройствами), так по эргономике и бытовым условиям для экипажа! Многое конечно не функционировало уже (ну это по нашей же вине или неразумной экономии) но и то что было хватало!) Но самое главное они мало ржавели! Внутри ржавчины не было ни где! А на наших вскроешь подволок и сыплется на тебя ржавчина, дохлые тараканы а то и крысы! wassat .Сан.техника в каюте стояла родная с постройки и все работало))

      Фотка не в темку конечно но...)) Не удержался) Просто работая был доволен как слон!
  5. Aiviar 3 марта 2013 17:00
    Со свастикой вобще странная какая-то история вышла. Символу - тысячи лет и никакого зловещего смысла он никогда не нёс. Его присвоили себе уроды рода человеческого, таскали на себе лет 15 , и теперь от свастики у зрителя возникакет шок, ассоциации исключительно с фашизмом, а её нанесение на что бы то ни было является преступлением. ...Вобще то бред. И финны молодцы в этом смысле - была у них свастика, и осталась, ни какому фашизму отношения не имея. То, что это у немцев случилось - проблема немцев и никого больше. Всему прочему человечеству тоже следовало бы уже давно как-то позаботиться о том, чтобы "мухи и котлеты" присутствовали в его истории и сознании порознь. Представить страшно - а что если бы фашисты взяли да и нацепили на себя каой-нибудь знак интеграла, или буквочку "пи", например? Мы бы всю математику переписали заново???
    Aiviar
  6. RJN 3 марта 2013 20:10
    А где на фото МиГ - 15УТИ?
    RJN
    1. lars 3 марта 2013 21:43
      Самое первое фото. Весёленький такой, зелёный с розовым love
      lars
      1. barmaley 3 марта 2013 22:41
        Миг-15 ути - двухместный, а на снимке - одноместный.
        1. RJN 4 марта 2013 18:05
          Вот и я о том-же
          RJN

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня