Лёгкая бронетехника — тяжёлые решения

Лёгкая бронетехника — тяжёлые решенияНа территории ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» (АМЗ) под председательством вице-премьера Дмитрия Рогозина прошло выездное совещание на тему «Лёгкая бронированная техника на колёсных шасси». Участники обсудили вопросы, связанные с выполнением гособоронзаказа, опытно-конструкторскими работами по созданию унифицированной межвидовой колёсной платформы и т.д.

Без тепличных условий

Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Рогозин обратил внимание участников мероприятия на ряд проблем отечественной «оборонки».
В реестре ОПК России более 1.350 предприятий. Всем им необходимо создать нормальные условия работы и ставить чёткие задачи. В ближайшее время в Доме Правительства под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева с участием руководителей министерств и ведомств пройдёт военно-промышленная конференция. На мероприятие приглашаются как представители заказчиков вооружения, военной и специальной техники, так и её производители.


Руководство России крайне заинтересовано в честном, откровенном диалоге между отечественными производителями и потребителями военной техники, в частности лёгкой бронированной техники на колёсном шасси.

Лёгкая бронетехника — тяжёлые решенияПо мнению заместителя председателя правительства, самыми главными участниками запланированного мероприятия станут генеральные конструкторы. Они должны сидеть не на галёрке, а в первых рядах, быть среди тех, кто вырабатывает идеологию техники на ближайшую и отдалённые перспективы. «Конструкторы, технологи, инженеры с большой буквы должны быть элитой общества вне зависимости от того, в какой форме собственности они работают», - заявил Дмитрий Рогозин.

Упоминание о форме собственности предприятий ОПК не случайно. В настоящее время это один из важных аспектов, связанных с перспективами развития «оборонки». Государство расширяет партнёрство с частным бизнесом в ОПК, но реализация программы вооружения должна привести не просто к увеличению закупаемой продукции, а к новому качеству безопасности страны с одновременным стимулированием промышленности в целом и переходом на новый уровень индустриальной основы. Поэтому необходимо думать и о создании техники для гражданской экономики, машиностроения и других отраслей хозяйства. «Это должна быть не тема конверсии, а тема использования новейших технологических разработок военного сектора во благо развития страны в гражданском секторе», - отметил Рогозин.

Вместе с тем новые требования к качеству продукции, планируемое увеличение объёмов её выпуска требуют провести техническое перевооружение, дополнительную модернизацию предприятий, в том числе и на Арзамасском машиностроительном заводе. Только на современных станках и современном оборудовании можно выпускать продукцию, отвечающую всем мировым требованиям. Тогда и для молодых специалистов работа будет привлекательной, интересной, с чувством самореализации.

Однако при рассмотрении вопроса о том, как укрепить государственно-частное партнёрство по вопросам национальной безопасности и обороноспособности страны, не будет рассматриваться вариант создания тепличных условий для бизнес-структур. Дмитрий Рогозин отметил, что в настоящее время государство стремится создать конкурентную среду в секторе отечественной «оборонки». Это нужно для обеспечения конкуренции интеллектов в разработке, производстве самой современной техники, необходимой для Вооружённых Сил России и других силовых структур страны.

Не менее злободневной темой считается создание законодательно-правовых норм, которые обеспечат приток частного капитала в производственный сектор по выполнению ГОЗ. Всё это очень важно для дальнейшего развития российского оборонно-промышленного комплекса и требует серьёзного обсуждения на самом высоком уровне.

На совещании в ОАО «АМЗ» заместитель председателя правительства выразил готовность обсудить вопросы и предложения, связанные с реализацией Федерального закона «О государственном оборонном заказе», который вступил в юридическую силу. В настоящее время Правительство России прорабатывает связанную с ним нормативно-правовую базу. Более 30 документов требуют внесения изменений, чтобы закон стал более работоспособным. Он позволит реализовать перспективное планирование при создании вооружения и военной техники на длительный период.

Не менее важен по значимости и заключительный вопрос, стоящий на повестке дня. В настоящее время основные работы, выполняемые российским ОПК, связаны с модернизацией вооружения и военной техники, созданной в советские времена. Необходимо более активно создавать новый научно-технический задел, увеличивать долю фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе с использованием новых материалов.

Итогом должно стать создание новейших образцов техники, в том числе и военного назначения, которые позволят не только конкурировать на рынке с ведущими мировыми державами, но и добиваться превосходства над противником на поле боя. При создании новых образцов должны быть учтены все тенденции и требования современной вооружённой борьбы. В частности, Дмитрий Рогозин отметил, что если главную угрозу для здоровья российских военнослужащих создаёт минно-взрывная война, то необходимо создать технику, позволяющую получить многократное преимущество в вопросах безопасности и сбережения их жизней.

АМЗ – увеличить объёмы

Лёгкая бронетехника — тяжёлые решенияВ машиностроении сложно создать предприятие абсолютно гражданское или военное. Подтверждением этому служат производственные площадки ОАО «Арзамасский машиностроительный завод» и ОАО «ГАЗ», которые структурно входят в ОАО «Русские машины». Первый завод занимается военным производством, второй выпускает гражданскую продукцию, но в случае необходимости они могут перепрофилироваться или приступить к выпуску того, что необходимо в текущий момент.

Однако такой переход в нынешних условиях нежелателен и будет самоубийственным. Всё дело в оснащении производства. Конвейер на Горьковском автозаводе – это высокотехнологичная производственная линия, оснащённая современным оборудованием. Конвейер на Арзамаском заводе – в большей степени условный термин из прошлого века с его стандартами и требованиями к производству. Поэтому руководство компании уже предприняло ряд мер, направленных на кардинальное изменение ситуации на АМЗ.

Первый заместитель генерального директора ООО «ВПК», управляющий директор ОАО «АМЗ» Александр Золотарёв рассказал о состоянии дел на предприятии. Прежде всего он отметил, что АМЗ работоспособен и может выпускать военную технику мирового уровня. На сегодняшний день основная продукция завода – это различные модификации бронетранспортёров и автомобилей «Тигр».

В результате глубокой модернизации создан БТР-82А, оснащённый 30-миллиметровой пушкой 2A72. Главное улучшение – повышение точности стрельбы за счёт нового прицела, стабилизатора пушки. Бронетранспортёр оснащён антиосколочной защитой. На нём устанавливаются новые мосты и дизель-генератор, который обеспечивает запуск двигателя при температуре наружного воздуха минус 50оС.

Как заявил Александр Золотарёв, несмотря на все трудности, в прошлом году завод смог выйти на необходимый уровень серийного производства и за полгода увеличил выработку на 51 процент. В этом году планируется поставить заказчикам 916 машин, в том числе 770 БТР, из них для Минобороны – 290, Рособоронэкспорта – 400, и после капитального ремонта – 80 единиц. Общее количество «Тигров» – 146, из них 65 автомобилей на внутренний и 81 – на внешний рынок.

Здесь надо сделать отступление и напомнить, что АМЗ участвует в опытно-конструкторской работе «Бумеранг», которая должна завершиться созданием унифицированной межвидовой колёсной платформы. В январе этого года в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (КБП) состоялось совещание на тему «Текущее состояние и дальнейшее выполнение опытно-конструкторских работ по темам «Бумеранг», «Курганец» и «Армата». На нём стало известно, что КБП завершило этап разработки рабочей конструкторской документации по созданию перспективных комплексов вооружения и приступило к созданию образцов для предварительных испытаний.

Указанным ОКР, как и ряду других проектов, на государственном уровне уделяется особое внимание. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу поручил заместителю министра обороны Юрию Борисову подготовить предложения по решению проблемы отставания в выполнении предприятиями ОПК основополагающих опытно-конструкторских работ, в том числе по созданию унифицированных базовых платформ «Армата», «Курганец-25», а также бронеавтомобилей семейства «Волк».

Ожидается, что ряд образцов перспективного вооружения и военной техники впервые будет продемонстрирован на IX Международной выставке вооружения, военной техники и боеприпасов «Российская выставка вооружения» RAE-2013, которая пройдёт с 25 по 28 сентября в Нижнем Тагиле.

О проблемах – без прикрас

Лёгкая бронетехника — тяжёлые решенияВесьма неожиданной особенностью выступления Александра Золотарёва при общении с представителями СМИ стало подробное изложение статистики рекламаций на продукцию завода. Управляющий директор поведал о проделанной работе по исследованию причин возникновения различных дефектов, отказов, неисправностей и принимаемых мерах по их устранению.

Рассказ директора завода сопровождался показом графиков и таблиц, в которых помимо упоминаемых им цифр отражались и другие данные. Было видно, что выполнен всесторонний анализ состояния проблем, связанных с выпускаемой продукцией. Этому способствовало то, что при учёте рекламации фиксируется не только она сама, но и причина её появления или производственного дефекта, а также воинская часть, уровень подготовки военнослужащего, условия эксплуатации машины и другая сопутствующая информация. Всё это позволяет делать обоснованные выводы, а не перекладывать вину на чужие плечи.

Например, в 2012 году АМЗ имел на гарантийном обслуживании 3.425 машин, из которых 3.180 БТР и 245 автомобилей «Тигр». При этом на БТР в 2012 году общее количество выявленных дефектов – 951, на автомобилях «Тигр» – 416.

В настоящее время дефекты по эксплуатации БТР и изделий «Тигр» составляют соответственно 40,6 и 36,6 процента. Александр Золотарёв считает, что причина кроется в слабой подготовке солдат-водителей, которых не успевают обучить должным образом за период срочной службы. У этой проблемы решение одно – повышать уровень подготовки механиков-водителей. На АМЗ в данном направлении сделаны первые шаги – создан полноценный учебный центр, в котором можно проводить теоретическую и практическую подготовку. Минимальная программа обучения с нулевого уровня рассчитана на месяц.

Здесь надо сделать очередное отступление и дать короткую ремарку на предложение автомобилестроителей со стороны военных. Они согласны с необходимостью повышения уровня обучения. Однако считают, что одного учебного центра при заводе явно недостаточно. Руководству предприятия стоит просчитать финансовую пользу от создания заводских центров как минимум в военных округах. Учитывая отдалённость расквартирования ряда воинских частей, имеет смысл подумать о создании региональных центров подготовки и переучивания. Всё это в конечном счёте будет взаимовыгодно как производителю, так и потребителю. У одного появится возможность экономить финансы на ремонте, а другой повысит процент исправных, то есть боеготовых машин и получит качественное улучшение подготовки механиков-водителей.

Теперь вернёмся к выступлению Александра Золотарёва и, памятуя о периодически возникающих в СМИ пиар-акциях – о якобы «непатриотичности» российских военных по отношению к отечественной продукции, обратим внимание на другие дефекты поставляемой Министерству обороны техники и характер их возникновения.

Лёгкая бронетехника — тяжёлые решенияДля БТР дефекты по производству и покупным комплектующим изделиям в 2010 году составили соответственно 54,78 и 42,68 процента, а в 2012 году – 23,7 и 35,3. По изделию «Тигр» в 2010 году – 70,91 и 20, а в 2012 году – 28,5 и 32,9 процента.

В чём причина этих дефектов? Прежде всего в том, что в выпуске военной продукции совместно с АМЗ участвуют 386 поставщиков комплектующих, из них 93 монополиста. В результате проведённого анализа выявлены предприятия, которые поставляют бракованной продукции больше других. В тройке «лидеров» – ОАО «Рязанский радиозавод», ОАО «Ковровский электромеханический завод», ОАО «КАМАЗ».

Поэтому сейчас проводится определённая работа, направленная на повышение качества продукции, поставляемой смежниками. Подвергнуты аудиту 8 предприятий-бракоделов. В результате этого на четырёх из них объём бракованной продукции снизился более чем на 15 процентов. Но успокаиваться ещё рано. Как заявил Александр Золотарёв, 52 машины не готовы к выпуску по причине неисправности двигателей. При этом он придерживается точки зрения, что у нас в стране некоторые комплектующие выпускаются такого отвратительного качества, что на них давно пора поставить крест и разрешить переход на иностранные узлы и системы.

По его мнению, на АМЗ имеются четыре основные причины проблем в военном автомобилестроении.

Во-первых, на заводе не завершена подготовка производства. Это происходит из-за невыдерживания сроков проектирования, финансирования и изготовления оснастки для рабочих мест.

Во-вторых, большое число вносимых изменений в конструкторскую документацию (КД). Например, по БТР принято 491 изменение в КД, а по изделию «Тигр» – 321. У данной проблемы есть и оборотная сторона – длительная процедура согласования КД из-за большого количества различных инстанций. При внесении изменений по улучшению ТТХ изделия или применения деталей импортного производства необходимо провести соответствующую документацию примерно через восемь инстанций, при внесении изменений, улучшающих технологичность конструкции, – через пять.

Следующая, не менее актуальная проблема – нехватка квалифицированного персонала.

Четвёртая проблема – на предприятии не стандартизированы рабочие места.

* * *

Отвечая на вопросы журналистов по итогам совещания, Дмитрий Рогозин ещё раз отметил несколько принципиальных моментов. По его словам, продемонстрированная продуктовая линейка представляет собой часть гособоронзаказа. Необходимое финансирование работ со стороны государства обеспечено. Но, как все могли убедиться, имеющееся производство требует дальнейшего совершенствования.

Следующий момент заключается в том, что увеличение объёмов, улучшение качества, реализация новых конструкторских идей возможны только при наличии современных технологий и молодого поколения конструкторов, создающих новые образцы техники выше уровня мировых аналогов. Правительство России готово оказать помощь в вопросах технического перевооружения и содействовать развитию здоровой конкуренции в этой сфере.

«В конечном счёте мы должны не просто выпускать больше боевых машин, а создавать такие образцы военной техники, которые позволили бы нам добиваться превосходства на поле боя», - заявил Рогозин.
Автор: Юрий Авдеев
Первоисточник: http://www.redstar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 15
  1. Фантом-революции 15 марта 2013 10:26
    Мда спохватились, "клиент жив или мёртв?".
  2. Йошкин Кот 15 марта 2013 12:21
    ну точно, бандупутинаподсуд!!!! не делает ни чего, хреново, начинает делать, ещё хреновее, не тоак ли? belay
    Йошкин Кот
  3. bddrus 15 марта 2013 13:39
    у меня интерес один пока - когда Тайфуны пойдут в войска - хоть от Камаза, хоть от Урала ( лучше от урала)
    1. pooop 15 марта 2013 14:14
      сомневаюсь что они пойдут (хоть и надеюсь)
      _
      до сих пор еще не определились в чем перевозить лич.состав...
      когда определятся (а один из показателей "определения" будет размер бюджета) тогда и узнаем.
    2. bask 15 марта 2013 14:53
      Цитата: bddrus
      дин пока - когда Тайфуны пойдут в войска - хоть от Камаза, хоть от Урала

      Вы думаете ,что ,,Тайфуны ,,стоимость 1мл ,евро за единицу буде массовым.
      Цитата: pooop
      сомневаюсь что они пойдут (хоть и надеюсь)

      Вот и я сильно сомневаюсь.((и не надеюсь)))Цена МРАП должна быть не более 500-600-тыс $$$$.Больше просто не рентабельно.В России созданы ,относительно дешёвые бронеавтомобили на базе Урала и КамАЗ .на базе серийных грузовых авто.
      На шасси серийного КамАЗ-740.31-240.Создан ,,Горец К,,Полноценный МРАП на подрыв-2 кг в т/э и на базе 3-х осного Урала ,создается ,,Горец К2,,
      6,5 рублей ЗА ЕДИНИЦУ.

      И ,,Федерал М,,,на базе 6/6 Урала.По цене 8-11 мл руб,в зависимости от комплектации ,.испытания на подрыв ешё не проведены.планируется 8-кг под корпусом и 12 кг в т/'э STANAG 3

      НО ЭТО ЗАКАЗЫ МВД ,А ,ЧТО ПОЙДЕТ В АРМИЮ.
      bask
      1. bddrus 15 марта 2013 18:57
        вы из меня дурака делаете или прикидываетесь? конечно я не думаю что Тайфун будет "Массовым", но пока даже испытаний нет. А цена пока не сформирована думаю - единичные экземпляры дороже. в Армии он вообще под вопросом
  4. pooop 15 марта 2013 13:41
    ну хоть кто-то 1/1000 правды озвучил, что творится в оборонзаказе...
    а еще удивляются почему все не в срок поставляют))
    _
    меня больше всего удивляет, что это все ГОС.компании!!!
    я поражаюсь когда слышу от военных чинов, что мол, ДОРОГО и СОВСЕМ НЕ ТО!
    _
  5. rubber_duck 15 марта 2013 22:19
    В реестре ОПК России более 1.350 предприятий. Всем им необходимо создать нормальные условия работы и ставить чёткие задачи. В ближайшее время в Доме Правительства под председательством премьер-министра России Дмитрия Медведева с участием руководителей министерств и ведомств пройдёт военно-промышленная конференция.

    Это что, МЕДВЕДЕВ будет ставить "четкие задачи"?!! am fool Поясок там часовой передвинуть, с "мобильным рабством" побороться, и все это "в режиме онлайн" - это к нему. А четкие задачи для ОПК - это вообще не к нынешней власти, к сожалению. Нынешняя власть демонстрирует пока только высокий уровень владения "административным кунг-фу". Это когда перезревшие проблемы решаются элегантными, неочевидными для непосвященных, ходами. Например, падает уровень производства - ки-я-я-я! - отменяем переход на зимнее время. Подыхают промышленность и сельское хозяйство - ки-я-я-я! - вступаем в ВТО. Проблемы с комплектованием армии - ки-я-я-я! - отменяем портянки. Система образования рухнула и погребла под собою молодежь - ки-я-я-я! - возрождаем нормы ГТО. Бандиты-беспредельщики завышают тарифы ЖКХ - ки-я-я-я! - поднимем зарплату депутатов до уровня министров. Ну какие нафиг четкие задачи? Наша(?) власть давно на другом эфирном плане функционирует.

    P.S. Извините, психанул. feel
    rubber_duck
  6. Теркин 16 марта 2013 01:39
    Да уж, низкий поклон инженерам и конструкторам которые продолжают свою работу. Надо от бюрократии избавляться, даже под чутким руководством это серьезное препятствие. Главное успеть, а то тяжко будет.
    Теркин
  7. барбитурат 16 марта 2013 03:49
    России нужна техника, применимая к ее нынешним задачам и + лет 10 хотябы, а именно: наша пехота воюет не с глобальным противником, но с боевиками. Вывод любого адекватного военноначальника - обеспечить защиту от оружия, стоящего на вооружении противника. На вооружении противника массово состоят крупнокалиберные пулеметы, рпг-7 (и подобные не слишком современные образцы) и мины фугасы всех мостей. Сумеем защитить от них наших солдат - резко сократим потери и повысим дух своих бойцов, уроним веру в оружие врага, не сумеем это сделать, будем слышать восторженные крики врага и отгружать трупы на Родину
  8. Рустам 16 марта 2013 03:53
    ыфото ноой рыст
  9. Эрик 16 марта 2013 04:16
    Поэтому необходимо думать и о создании техники для гражданской экономики, машиностроения и других отраслей хозяйства. «Это должна быть не тема конверсии, а тема использования новейших технологических разработок военного сектора во благо развития страны в гражданском секторе», - отметил Рогозин.
    Для меня это ключевые слова, я думаю об этом еще со своего шестнадцатилетия. Тут озвучили, а толку будет ноль...
    Симбиоз гражданки и ОПК, не только выгодное предприятие для обоих сторон, но так же возможность подбора кадров для ОПК. Когда наши научатся делать деньги на гражданке, только тогда оборонка сможет жить в условиях скудного финансирования. Не тормозится на 20 лет, как это было.

    Кадры решают все! Актуально навсегда. Новые рынки для сбыта гражданки за границей, продукция в свою очередь пришедшая из ВПК, есть благо.
    Эрик
  10. ЮГ, 18 марта 2013 03:15
    Радует то факт, что предприятия ВПК уже работают.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня