Из плеяды первопроходцев

Из плеяды первопроходцевСоздание первой атомной подводной лодки «Ленинский комсомол», вступившей в строй в 1959 году, открыло новую эру в отечественном кораблестроении – эру атомоходов. Её первопроходцем был и мой родной прадедушка Владимир Николаевич Перегудов, о котором этот рассказ.

Он родился 28 июня 1902 года в деревне Балаково Саратовской губернии. 5 ноября 1926 года окончил училище и получил звание корабельного инженера. Военно-морскую академию Владимир Николаевич успешно окончил в 1930 году. Затем была служба в Управлении аварийных доков Кронштадтского главного военного порта в качестве старшего инженера. Здесь он зарекомендовал себя серьёзным, вдумчивым руководителем вверенного ему коллектива. Наряду с выполнением обычных практических заданий проявил интерес к проектной и исследовательской работе.

Владимир Николаевич принял активное участие в создании новой подводной лодки среднего водоизмещения IX серии, при проектировании которой был использован передовой зарубежный опыт, в частности проектные материалы, разработанные совместно с немецкой фирмой «Дешимаг» по нашему тактико-техническому заданию (ТТЗ).


В 1934 году по проекту заложили первую лодку новой IX серии, получившей индекс «С». «Эски» со сварным корпусом, высокой подводной скоростью, хорошей мореходностью и значительной дальностью плавания оказались наиболее удачными средними подводными лодками советского флота и успешно действовали в годы Великой Отечественной войны.

Из плеяды первопроходцевБлестящий инженер и математик, Перегудов с 1935 года был руководителем корпусного сектора при постройке ПЛ типа «С» под руководством С.Г. Туркова. В 1936 году Перегудов возглавил один из отделов СКБ по подводным лодкам Главморпрома. В конце 1938 года Владимир Николаевич, оставаясь в рядах Военно-морского флота, был откомандирован в организации судостроительной промышленности. С 15 января 1941 года он работает в Центральном конструкторском бюро № 18 (ЦКБ-18), ныне ЦКБ морской техники «Рубин». Возглавляемый им корпусный отдел бюро обеспечил разработку новых проектов подводных лодок, их постройку, а также оказание технической помощи флотам в боевой эксплуатации лодок.

В 1942 году его назначили главным конструктором проекта 608. Эта подлодка должна была иметь более высокие тактико-технические характеристики, чем ранее построенные лодки. К 1944 году были разработаны два варианта эскизного проекта, учитывающие технические нововведения и усовершенствования, вытекавшие из опыта Великой Отечественной войны. Предусматривалось, в частности, оснащение лодки новым вооружением, новейшими средствами связи и наблюдения, включая радиолокационную станцию, увеличение глубины погружения лодки и глубины стрельбы торпедами и т.д. Во втором варианте были также дополнительно проработаны вопросы повышения прочности поперечных переборок прочного корпуса, уменьшение объёма цистерн быстрого погружения. Однако эти варианты не были приняты Управлением кораблестроения из-за превышения стандартного водоизмещения на 20 и 47 м3 по сравнению с заданным значением ТТЗ – 640 м3.

Пришлось продолжить поиски новых решений. В этом направлении могли быть использованы материалы по немецкой подводной лодке U-250, потопленной ВМС Краснознамённого Балтийского флота в июле 1944 года и в том же году поднятой ЭПРОНом. Для поиска и изучения дополнительной документации по немецким подлодкам Перегудов во главе большой группы конструкторов ЦКБ-18 работал в г. Данциге (Гданьск) в мае-августе 1945 года. Группа конструкторов оказала также техническую помощь в спуске на воду восьми трофейных подводных лодок ХХI серии, осмотре и ремонте плавучих доков, погрузке находящихся на них крупных блоков полностью законченных секций подводных лодок ХХI серии.

После ознакомления с материалами по трофейным подводным лодкам Владимир Николаевич возобновил приостановленные работы по проекту 608, но под новым присвоенным номером – проект 613. Перегудов как главный конструктор этой лодки на начальных стадиях проектирования внёс большой вклад в создание первой послевоенной подводной лодки среднего водоизмещения. По новому ТТЗ был сформирован и новый облик корабля. В проекте 613 был реализован ряд важных технических решений, многие из которых нашли широкое применение в последующих послевоенных проектах субмарин. Среди них – увеличение вдвое глубины погружения, использование новых более прочных марок корпусной стали, применение мощных двигателей для надводного хода с уменьшением весогабаритных показателей, оснащение корабля устройством, обеспечивающим работу дизелей на перископной глубине, и многие другие прогрессивные решения по корпусу, энергетической установке, системам и устройствам корабля.

Довести до конца работы по проекту 613 Владимиру Николаевичу не представилось возможным, так как он был переведён в ЦНИИ-45 (ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова). С 1947 года Перегудов работает в ЦНИИ-45, где в то время развернулись широкомасштабные научно-исследовательские поиски путей существенного повышения боевой эффективности подводных лодок и надводных кораблей. Объём и глубина исследований импонировали увлекающейся натуре Владимира Николаевича, и он с 1952 года возглавляет научно-техническую деятельность института, занимая должность заместителя директора ЦНИИ-45 по научной части.

Перегудовым был выполнен ряд научных работ по движению подводной лодки в вертикальной плоскости, по устойчивости формы цилиндрических оболочек, подкреплённых рёбрами жёсткости, проанализированы причины аварий иностранных подводных лодок и разработан раздел справочника инженера-подводника по конструкции подводной лодки.

Из плеяды первопроходцевНа протяжении нескольких лет Владимир Николаевич вёл научно-педагогическую деятельность. Он читал лекции по проектированию подводных лодок в Военно-морской академии и в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского, руководил дипломным проектированием выпускников этого училища и Ленинградского кораблестроительного института, известного ныне как Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

В сентябре 1952 года было принято постановление Совета Министров СССР о развёртывании работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки. По установившейся практике проектные проработки кораблей с новой техникой обычно поручались соответствующему центральному КБ. В данном случае, учитывая сугубо закрытый и специфический характер задания, была собрана группа проектантов-подводников из нескольких проектных организаций. Руководителем комплексной группы был назначен инженер-капитан 1 ранга Перегудов.

Большой опыт конструктора подводных лодок, обширные знания и широкая эрудиция привели к положительному решению поставленной правительством задачи. Завершением в начале 1953 года разработки предэскизного проекта была подтверждена реальная возможность создания в ближайшее время атомной подводной лодки.

В феврале 1953 года Перегудова назначили начальником Специального конструкторского бюро № 143 (СКБ-143), реорганизованного для проектирования первой отечественной атомной подводной лодки. В небывало короткие сроки были разработаны эскизный и технический проекты, и бюро приступило к выпуску рабочих чертежей. Конструкторскому коллективу пришлось решать новые задачи. Так, неизвестно было, как реактор поведёт себя на качке. Впервые на подводную лодку установили и паротурбинную установку. Следовало добиться безотказной работы всех узлов, которые невозможно отремонтировать в дальнем автономном плавании, спроектировать лодку не как «ныряющую», а истинно подводную, долгое время способную без всплытия идти под водой. Обеспечивая наилучшие манёвренные и скоростные качества, именно Владимир Николаевич спроектировал принципиально новый вид подводной лодки: нарисовал каплеобразный нос и китообразную форму, позднее ставшую традиционной.

Выпуск рабочих чертежей был завершён в первой половине 1955 года. Закладка опытной атомной подводной лодки проекта 627 (заводской № 254) состоялась 24 сентября 1955 года в цехе № 42 на судостроительном заводе № 402 в г. Молотовске, ныне Северодвинске. Спуск корабля на воду был произведён 9 августа 1957 года. В сентябре начались комплексные швартовные испытания, а 14 сентября был произведён пуск корабельных реакторов.
В апреле 1958 года по состоянию здоровья Владимир Николаевич оставил должность начальника СКБ, оставаясь его главным конструктором. В июле 1958 года К-3 была предъявлена правительственной комиссии для ходовых испытаний. И 4 июля 1958 года в 10 часов 03 минуты впервые в истории отечественного флота подводная лодка развила ход под атомной энергетической установкой.

В 1960 году тяжелобольного главного конструктора инженер-капитана 1 ранга Перегудова уволили из кадров ВМФ. До 1965 года он работал в СКБ ведущим конструктором. Скончался уважаемый кораблестроитель 18 сентября 1967 года в Военно-морском госпитале в результате тяжёлой и продолжительной болезни. Похоронен он на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга…

Опыт создания первой атомной подводной лодки лёг в основу проектирования и строительства на отечественных верфях серий первого поколения подводных атомных ракетоносцев. Воспитанный Перегудовым коллектив конструкторов СКБ-143, переименованного впоследствии в СПМБМ «Малахит», уже многие годы эффективно продолжает свою новаторскую деятельность по созданию последующих поколений подводных атомоходов, составивших основное ядро многоцелевых подводных сил ВМФ России.

За плодотворную деятельность Владимиру Николаевичу Перегудову Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 июля 1959 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда, а бюро было награждёно орденом Ленина. В Центральном военно-морском музее хранятся награды Владимира Николаевича: два ордена Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени, два ордена Отечественной войны II степени, орден Красной Звезды, золотая медаль «Серп и Молот».

Из плеяды первопроходцевВ целях увековечения памяти выдающегося кораблестроителя Перегудова на здании СПМБМ «Малахит» установлена мемориальная доска, а в бюро – памятный стенд. В 1983 году на «Севмашпредприятии» открыли памятник первостроителям родоначальницы советского атомного подводного флота – атомной подводной лодки «Ленинский комсомол». В честь основоположника отечественного атомного подводного флота в 1998 году приказом главкома ВМФ судну контроля физических полей (Северный флот) было присвоено имя «Владимир Перегудов».

В настоящее время общественностью рассматривается возможность установки в Санкт-Петербурге первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 (К-3) «Ленинский комсомол» на мемориальный пьедестал почёта. Это стало бы достойным увековечением памяти всех первопроходцев атомной эры отечественного кораблестроения.

А в заключение хочется привести высказывание великого учёного, соратника Владимира Николаевича Перегудова по проектированию первого подводного атомохода трижды Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, академика Анатолия Петровича Александрова: «Перегудову можно было доверить всё, и если он брался за что-то, беспокоиться не приходилось: сделает. И ещё: человек абсолютной порядочности – таким был Перегудов. Понимали мы друг друга с полуслова… Очень важным для характеристики Перегудова мне представляется его нестандартное мышление. Он не привязывался к готовым конструкциям, искал возможности, которые казались фантастическими, а потом выяснялось, что они вполне реальны и даже целесообразны».
Автор: Иван Культиасов
Первоисточник: http://www.redstar.ru


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 5
  1. avt 23 марта 2013 10:26
    Как то жаль что первую атомную в музей не оставили . Хорошая была бы память о Первопроходцах.
    avt
    1. AK-47 23 марта 2013 13:58
      Цитата: avt
      жаль что первую атомную в музей не оставили

      Не всё потеряно.

      В настоящее время общественностью рассматривается возможность установки в Санкт-Петербурге первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 (К-3) «Ленинский комсомол» на мемориальный пьедестал почёта.
      AK-47
      1. Андрей77 23 марта 2013 15:41
        Не на пьедестал. А в Неву. Рядом с С-189.
    2. Андрей77 23 марта 2013 15:36
      Может у пирса к С-189 рядом поставят атомную лодку. Надеюсь!
  2. stalkerwalker 24 марта 2013 12:23
    Статья дельная, но короткая.
    История создания первого советского атомохода в какой-то степени даже трагична, т.к. на кону стояла безопасность страны.
    Дело было абсолютно новое. Атомные реакторы первых поколений сами по себе опасны. А здесь сроки поджимали - американский Наутилус уже встал на боевое дежурство, два систершипа сдавались американским ВМФ.
    ПОДВИГ первых советских подводников "Ленинского комсомола" ВДВОЙНЕ велик - эти люди не знали, чем рискуют, но отдавали себе отчёт, что может именно на их плечах лежит безопасность страны в тот момент, и делали всё что могли и даже больше.
    Будь у меня возможность - ВСЕМУ первому экипажу и спецам, сдававшим лодку, дал бы Героя без раздумий.
  3. Прапор Афоня 24 марта 2013 15:27
    Богата Россия-мать на великих изобретателей и конструкторов, да пусть их будет еще больше, и "сильные мира сего" не втыкали им палки в колеса, а наоборот способствовали, в том числе и материально!
  4. valokordin 24 марта 2013 20:36
    Я горд за своего земляка, жаль он мало пожил, наверное напряжение с которым он работал было сверхкритическим. Он старался для своей страны и работал тяжелее и плодотворнее чем раб на гребном судне. Так раньше работали бескорыстно советские люди, это не нынешние Чубайсы, Сердюковы,Медведевы, и еже с ними. Вечная ему память и благодарность потомков.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня