Военное обозрение

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Тяжелый танк «Тош»

21



После освоения производства легких и средних танков в Венгрии предприняли попытку создать тяжелую боевую машину. Генеральный штаб поручил проектирование Институту военной техники, причем было решено сконструировать сразу и тяжелый танк, и истребитель танков на его базе. Проект был готов в июле 1943 года, и в августе за его осуществление взялась фирма Manfred Weiss. Танк получил название Tas («Тош») — по имени вождя одного из семи мадьярских племен, пришедших в IX веке из Азии в Паннонию (территория современной Венгрии). Первый опытный образец без башни и из неброневой стали испытывался летом 1944 года, но 27 июля был уничтожен во время бомбардировки завода американской авиацией. Изготовление второго образца передали заводу Ganz, однако до декабря 1944 года предприятие прекратило свою работу, танк завершен не был.

Tas


Корпус танка собирался с помощью сварки из катаных броневых листов. Лобовые детали корпуса имели большие углы наклона. Толщина лобовых листов корпуса достигала 100 — 120 мм, бортовых — 50. Лобовая броня башни составляла 30 мм. В башне сначала планировалось установить длинноствольную 75-мм пушку 43М венгерского производства, однако позднее предпочтение отдали немецкой 75-мм танковой пушке KwK 42 с длиной ствола 70 калибров — такой же, как на танке «Пантера». Первоначально эти орудия предполагалось закупать в Германии, затем по лицензии выпускать у себя. С пушкой был спарен 8-мм пулемет 34/40А. Башня имела электромеханический и ручной механизмы поворота. Второй 8-мм пулемет собирались разместить в лобовой части корпуса, по-видимому, в такой же установке, как и на «Пантере» модификации D, однако на сохранившихся чертежах «Тоша» пулеметная установка в корпусе отсутствует.



Новый мощный двигатель для «Тоша» создать не успели. Поэтому пришлось ставить два старых мотора Manfred Weiss-Z мощностью по 260 л.с. каждый. Силовая установка общей мощностью 520 л.с. могла обеспечить танку массой 38 т максимальную скорость 45 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Двигатели могли работать одновременно на общую планетарную трансмиссию нового типа или по раздельности, то есть танк мог двигаться и на одном моторе. Коробка передач с мультипликатором обеспечивала восемь передач вперед и одну назад. В ходовую часть входило шесть опорных катков на борт, сблокированных попарно. Упругим элементом подвески служили листовые рессоры. Гусеницы — широкие, 600 мм. На всех машинах предусматривалась установка радиостанции R/5a.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Тяжелый танк «Тош»


Самоходную установку 44М «Тош» предполагалось создать на несколько уширенной базе одноименного танка, но с той же моторно-трансмиссионной группой и ходовой частью. Ее планировалось вооружить 88-мм немецкой танковой пушкой KwK 36 и даже пушкой KwK 43 с длиной ствола в 71 калибр. Компоновка этой САУ была подобна «Ягдпантере». Лобовой лист корпуса толщиной 120 мм устанавливался под углом 60° к вертикали. Бортовые листы имели толщину 50 мм. Боевая масса составляла 36 т, экипаж включал 4 — 5 человек. Самоходная установка так и не вышла из проектной стадии.

Автор:
Статьи из этой серии:
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Легкий танк «Толди»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Средний танк «Туран»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Тяжелый танк «Тош»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Бронеавтомобиль «Чабо»
21 комментарий
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.

Уже зарегистрированы? Войти

  1. Орик
    Орик 9 апреля 2013 08:45 Новый
    +9
    На "Пантеру" очень смахивает.
    1. Сахалинец
      Сахалинец 9 апреля 2013 16:59 Новый
      +4
      Мадьярский стон по Пантере или Будапештская вундерваля.
      1. Genady1976
        Genady1976 9 апреля 2013 19:11 Новый
        -1
        Какой тока фигни у них не было и ещё Будапештская вундервафля.
    2. Firstvanguard
      Firstvanguard 9 апреля 2013 20:19 Новый
      0
      Форма корпуса очень смахивает на советский легкий танк Т-50. Возможно так же как и т-50 был бы очень хорошим танком, если бы начал производиться серийно.
  2. Vadivak
    Vadivak 9 апреля 2013 08:49 Новый
    +2
    Два двигателя - Эхо первой мировой и два люка под маской пушки, а ну как заклинит
    1. cth;fyn
      cth;fyn 9 апреля 2013 09:29 Новый
      +2
      Какой первой мировой?
      Новый мощный двигатель для «Тоша» создать не успели. Поэтому пришлось ставить два старых мотора
      1. Vadivak
        Vadivak 9 апреля 2013 12:07 Новый
        +1
        Цитата: Vadivak
        Какой первой мировой?


        1914-1918. Тогда практиковали установку двух двигателей в один танк, позже нет.

        Цитата: cth;fyn
        Новый мощный двигатель для «Тоша» создать не успели


        И что? Раз не создали значит его не было, поэтому два.
        1. cth;fyn
          cth;fyn 9 апреля 2013 18:51 Новый
          +2
          Знаете почему вояки не любят огурцы? голова в банку не пролазит.
          позже нет.

          Советские Т-70 имели по 2 двигателя, БТР-60 имел 2 двигателя
          Поставили потому что выхода небыло, а не потому что была наработанная технология, да и что то не припоминаю я венгерских танков первой мировой.
          1. почтальон
            почтальон 9 апреля 2013 18:59 Новый
            +1
            Цитата: cth;fyn
            Поставили потому что выхода небыло, а

            И. Ф. ГНЕДАШ, А. И. МАЗУРЕНКО, Е. А. МОРОЗОВ
            ТАНКОВАЯ СИЛОВАЯ УСТАНОВКА С ДВУМЯ ДВИГАТЕЛЯМИ
            (Вестник бронетанковой техники, № 10. 1990)
            Для отечественного танка может быть примене­на силовая установка с двумя одинаковы­ми двигателями , размещенными в средней части танка, бортовыми гидрообъемно-механическими трансмиссиями и гидрообъемным приводом меха­низма поворота . Механизм реверса обеспечива­ет возможность движения передним и задним хо­дом с одинаковыми скоростями.
            Каждый из двигателей развивает мощность 590…660 кВт с кратковременным форсированием до 740 кВт. Таким образом, общая мощность сило­вой установки достигает 1180…1320 кВт, а удель­ная мощность макета 33…37 кВт/т. Это позволит обеспечить удельную мощность танку равную 29 кВт/т. Отпадет необходимость длительной раз­работки нового танкового двигателя большой мощ­ности. Предлагаемая схема повышает долговечность и топливную экономичность силовой уста­новки за счет рационального использования мощ­ности одного или обоих двигателей.
            1. Vadivak
              Vadivak 10 апреля 2013 08:49 Новый
              +1
              Признаю свои ошибки Спасибо Василию и остальным за аргументированную критику










          2. BigRiver
            BigRiver 10 апреля 2013 06:04 Новый
            0
            Цитата: cth;fyn

            Советские Т-70 имели по 2 двигателя...

            Дизельные спарки имела Матильда-2 и одна из модификаций Шерман M4A2.
            Причем, такие Шерманы массово юзались в 6 гв. ТА Кравченко вплоть до Пражской операции 45-го.
    2. почтальон
      почтальон 9 апреля 2013 18:56 Новый
      +2
      Цитата: Vadivak
      Два двигателя - Эхо первой мировой

      Точно?
      В истории советского и зарубежного танкостро­ения известны примеры силовых установок с двумя двигателями. Во время второй мировой войны та­кие установки применялись на советских легких танках Т-70 и самоходных орудиях СУ-76М, а так­же на американских танках M-4A1 и М-24. В пос­левоенные годы силовая установка с двумя двига­телями нашла применение па шведском танке Strv-10З и отечественных бронетранспортерах БТР-60 и БТР-70.
      Схема шасси танка с силовой установкой, имеющей два двигателя
      1. cth;fyn
        cth;fyn 9 апреля 2013 21:55 Новый
        0
        Почтальон - красавчик! good Аргументированно высказал
        1. почтальон
          почтальон 10 апреля 2013 15:55 Новый
          0
          Спасибо.
          Замечу,судя по "-" который Вам влепили, кое кто с сим не согласен.
          причём просто(тупо) "-", но без мотивирования.
          Что поделать . Люд у нас такой...
  3. Илюха
    Илюха 9 апреля 2013 10:42 Новый
    +1
    По силовой установке-чистая эрзац-техника. Нельзя надежно синхронизировать работу двух двигателей на один вал,да и механизм получается громоздким и ненадежным. Оно,конечно,поедет,но недалеко))
    1. Santa Fe
      Santa Fe 9 апреля 2013 13:59 Новый
      0
      Цитата: Илюха
      Нельзя надежно синхронизировать работу двух двигателей на один вал,да и механизм получается громоздким и ненадежным.


      Но как же БТР-60 и БТР-70??
      1. Vadivak
        Vadivak 9 апреля 2013 14:13 Новый
        +1
        Цитата: SWEET_SIXTEEN
        Но как же БТР-60 и БТР-70?


        Олег тут исходили из повышения живучести ввиду слабого бронирования
    2. BigRiver
      BigRiver 10 апреля 2013 06:13 Новый
      0
      Цитата: Илюха
      ... механизм получается громоздким и ненадежным. Оно,конечно,поедет,но недалеко))

      По факту, на 44-45 г.г., Шерман с дизельной спаркой и Т-34 с В-2 почти не отличались по моторесурсу. Их одинаково хватало на одну две операции в 800-1000 км пробега.
      Единственно, дополнительный геморрой по синхронизации при ТО.
  4. Conepatus
    Conepatus 9 апреля 2013 12:36 Новый
    +1
    На полноценную ветку,танков не хватит.Сербу привет! smile
    1. Setrac
      Setrac 9 апреля 2013 13:29 Новый
      0
      Сведут в одно дерево развития танки союзников вермахта.
  5. Доктор Зло
    Доктор Зло 9 апреля 2013 15:07 Новый
    +1
    Не знал,что мадьяры пытались создать тяжёлый танк.Статье плюс.Жду продолжения.
  6. Avenger711
    Avenger711 9 апреля 2013 15:36 Новый
    +1
    Для 7 ур, наверное, слабовато будет.
    1. Snoop
      Snoop 9 апреля 2013 16:46 Новый
      0
      Запилят как прем-танк wink
  7. НАПОЛЕОН
    НАПОЛЕОН 9 апреля 2013 16:11 Новый
    0
    создавать свою технику это было зря. надо было с немцами кооперироваться или отвёрточное производство организовывать.трата времени
  8. Иван Тарасов
    Иван Тарасов 9 апреля 2013 17:32 Новый
    +1
    Лобовая броня башни 30 мм?
    Это просто смешно, при такой массе танка...
  9. Илюха
    Илюха 9 апреля 2013 20:09 Новый
    0
    Повезло мадьярам,что танк не сделали.Больше их в живых осталось))
  10. Bosk
    Bosk 9 апреля 2013 20:43 Новый
    +1
    А чего тут разрез Ягдпантеры делает?
  11. MOHOMAX
    MOHOMAX 18 апреля 2013 13:22 Новый
    0
    новый прем ... однозначно
  12. Алекс
    Алекс 29 сентября 2013 22:33 Новый
    +3
    Какая-то недо-Пантера. Воевать на такой в конце ВМВ - явное самоубийство. Да и пушек на них не напасёшься - у немцев свои запросы были, а в производстве не такие они и простые.

    Михаилу Барятинскому - респект и огромное СПАСИБО! "+" (жаль, что больше нельзя smile )
  13. VIAD5IK
    VIAD5IK 29 октября 2015 09:52 Новый
    0
    Я тут подумал и решил сделать ветку Чехии(Чехословакии)