Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»

В 1938 году шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала легкую противотанковую САУ L62 Anti на базе танка L60B. Годом позже самоходка прибыла в Венгрию, где планировалось развернуть ее серийное производство. Войсковые испытания L62 проходили в августе — сентябре 1939 года. Шасси САУ было аналогичным шасси легкого танка L60B, но длиннее на один опорный каток. Вооружение — 40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая устанавливалась в открытой сверху сварной башне большого размера, вращавшейся на 360°. Двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с. разгонял самоходку массой 10 т до максимальной скорости 50 км/ч. Комиссия, проводившая испытания, предложила увеличить объем башни с тем, чтобы разместить в ней еще одного члена экипажа, установить телескопический прицел для стрельбы по танкам, а также внести ряд других мелких изменений. 10 марта 1940 года Институт военной техники рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» — по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов.

Самоходная установка «Нимрод»


Самоходная установка «Нимрод» на огневой позиции Nimrod



В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка «Толди», на котором монтировалась открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два наводчика и заряжающий. 40-мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в центральной части корпуса. Угол возвышения ствола орудия составлял +85°, склонения --4°. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160 артвыстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами. Выстрелы объединялись в обоймы, по четыре патрона в каждой.



Компоновка САУ «Нимрод»:
1 — 40-мм автоматическая пушка 36М; 2 — станок пушки; 3 — обойма 40-мм выстрелов; 4 — радиостанция; 5 — башня; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — выхлопная труба; 9 — глушители; 10 — карданный вал; 11 — сиденье механика-водителя; 12 — коробка передач; 13 — фара; 14 — рулевое колесо


В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от танка «Толди». Толщина броневых листов колебалась в пределах 6 — 13 мм. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, а направляющее колесо было поднято с грунта. На машинах первой серии устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй — лицензионные Ganz VIII венгерского производства. Боевая масса «Нимрода» составляла 10,5 т. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 250 км. Радиостанциями R/5a оснащались лишь машины командиров батарей, хотя место под их размещение имелось на всех самоходках.

В 1941 — 1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой серии и 89 — второй).

В войска «Нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «Нимродов» (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только три машины.

Легкий танк «Толди НА» и САУ «Нимрод» перед одним из павильонов Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. 1986 год


В отличие от танка «Толди», на САУ «Нимрод» колпак механика-водителя отодвигался целиком


САУ «Нимрод» в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. На кормовом листе корпуса хорошо видны оба глушителя


В качестве противотанкового средства «Нимроды» большого успеха не имели — бороться с советскими Т-34 и KB они не могли. Поэтому их и использовали в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними — пост управления с дальномером и вычислительным прибором.

В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин — в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по четыре машины составили ПВО дивизии. В сентябре, когда бои шли уже на территории Венгрии, в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий находилось 82 «Нимрода» — по 39 в обеих танковых и четыре в кавалерийской. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия имела в строю еще 26 ЗСУ этого типа. В немецком контрударе у озера Балатон 18 — 19 марта 1945 года принимали участие 10 «Нимродов». К 22 марта все они были потеряны. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.

Lehel


На базе «Нимрода» в 1943 году был создан опытный образец бронетранспортера «Лехел» (Lehel), предназначений для перевозки 10 пехотинцев. По другим данным, в бронетранспортер переделали опытный экземпляр самоходной установки L62 Anti. В том же году на базе «Нимрода» из неброневой стали изготовили две саперных машины. Кроме того, планировалось также переделать 10 САУ в транспортеры для перевозки раненых.

В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один — в военном музее в Будапеште, другой (№ Н094) — в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Первый серийный «Нимрод» во время испытаний в 1941 году. На борта башни и крышу МТО нанесены опознавательные знаки, использовавшиеся в венгерской армии того периода


Батарея «Нимродов» на огневой позиции. 1-я кавалерийская дивизия, Галиция, лето 1944 года. После 1942 года венгерские боевые машины получили четырехзначные тактические номера, которые обычно наносились на кормовую стенку башни



Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6

Информация

Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти
  1. datur 12 апреля 2013 11:04
    пишут венгерские , а точнее было бы -шведские! yes ох уж мне эти ,, laughing нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!! negative
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:30
      Цитата: datur (3)
      ох уж мне эти ,, нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!!

      Ну, уж скорее, вашим, а точнее - ихним. Нашим от них не многое дсталось, чтоб не сказать ничего.
  2. Parabelum 12 апреля 2013 11:52
    Зато у них пушка через ворота стреляет good
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:32
      Цитата: Parabelum
      Зато у них пушка через ворота стреляет

      И толку? Курей гонять?
      Разве что по самолетам эффект был.
  3. Snoop 12 апреля 2013 15:43
    Нейтралы в кавычках, много чего шведы хорошего сделали и поставляли для стран оси. В принципе как противотанковое средство можно было использовать против советских легких танков, у нас же не 100% были Кв-1 и Т-34-76.
  4. Алекс 28 сентября 2013 15:35
    Как для 1938-го так очень даже не плохо, даже башня вращается. А как до серьезного дошло, так и закончилась машинка. Что, впрочем, и количеством выпущенных экземпляров подтверждается.

    Кстати, это единственная САУ времен ВМВ с вращающейся башней? Наш КВ-2 не в счет, другие разработки были?
Картина дня