Military Review

Armored Hungary World War II. Self-propelled installation "Nimrod"

6
In 1938, the Swedish company Landsverk developed a light anti-tank SPG L62 Anti based on a Hungarian order. tank L60B. A year later, the self-propelled gun arrived in Hungary, where it was planned to deploy its mass production. L62 military tests took place in August - September 1939. The chassis of the self-propelled gun was similar to the chassis of a light tank L60B, but longer by one track roller. Armament - 40-mm automatic anti-aircraft gun Bofors with a barrel length of 60 calibers, which was installed in an open top welded turret of large size, rotating 360 °. 8 hp Bussing-NAG L36V / 155TR engine dispersed a self-propelled gun weighing 10 tons to a maximum speed of 50 km / h. The commission that conducted the tests proposed increasing the turret’s volume in order to accommodate another crew member, installing a telescopic sight for firing at tanks, and also making a number of other minor changes. On March 10, 1940, the Institute of Military Equipment recommended for serial production of self-propelled guns, which received the designation 40M "Nimrod" - named after the legendary ancestor of the Magyars and Huns.


Self-propelled installation "Nimrod"


Self-propelled installation "Nimrod" on the firing position of Nimrod


In the Hungarian version of the ACS, it was based on the elongated chassis of the light tank “Toldi”, on which a rotating turret with arms was mounted on top. The tower housed five crew members: the commander, the installer of the sight, two gunner and loader. 40-mm automatic gun Bofors, manufactured at the factory MAVAG licensed under the brand 36M, was mounted on a pedestal in the central part of the body. The elevation angle of the gun barrel was + 85 °, the declination - 4 °. The ammunition, fully located in the tower, consisted of 160 artillery shots with armor-piercing, high-explosive, and lighting projectiles. The shots were combined into clips, four rounds each.



The layout of the ACS "Nimrod":
1 - 40-mm automatic gun 36М; 2 - machine gun; 3 - clip 40-mm shots; 4 - radio station; 5 - tower; 6 - radiator; 7 - engine; 8 - exhaust pipe; 9 - silencers; 10 - driveshaft; 11 - driver's seat; 12 - gearbox; 13 - headlight; 14 - steering wheel


For the rest, with the exception of a longer chassis, the Nimrod was no different from the Toldy tank. The thickness of the armor plates ranged from 6 to 13 mm. The chassis, as applied to one side, consisted of six road wheels, and the steering wheel was raised from the ground. On the machines of the first series were installed German engines Bussing-NAG, and on the second - licensed Ganz VIII Hungarian production. The combat weight of the Nimrod was 10,5 T. Maximum speed - 50 km / h, power reserve - 250 km. Radio R / 5a equipped with only cars commanders of the batteries, although the place for their placement was available on all self-propelled guns.

In 1941 - 1944, MAVAG manufactured 135 units (46 machines of the first series and 89 - the second).

The Nimroda troops began arriving in February 1942. Since these SAUs were considered anti-tank, they formed the basis of the 51 battalion of tank destroyers of the 1 tank division, which was part of the Hungarian 2, which arrived on the Eastern Front in the summer of 1942. From 19 "Nimrodov" (3 company on 6 SAU plus machine commander of the battalion) after the defeat of the Hungarian army in January 1943, only three cars survived.

Light tank "Toldy ON" and SAU "Nimrod" in front of one of the pavilions of the Military History Museum of armored weapons and equipment in Kubinka. 1986 year


Unlike the Toldi tank, on the Nimrod vehicle, the driver’s cap was removed entirely


The self-propelled gun "Nimrod" in the Military History Museum of Armored Weapons and Equipment in Kubinka. Both mufflers are clearly visible on the hull rear stern.


They didn’t have much success as an anti-tank Nimroda - they couldn’t fight the Soviet T-34 and KB. Therefore, they were used as a means of air defense of the ground forces, and very effectively. When firing two self-propelled guns were located at a distance of 60 m from each other, between them - a control post with a rangefinder and a computing device.

The 2 Tank Division during the battles with the Red Army in Galicia in April 1944 had 37 ZSU of this type, of which 17 vehicles were in the 52 battalion of tank destroyers. In addition, five companies of four cars each made up an air defense division. In September, when the battles were already on the territory of Hungary, the 1 and 2 tank and 1 cavalry divisions included the 82 "Nimrod" - according to 39 in both the tank and four cavalry. On 7 December 1944, the 2-I tank division was still in service 26 ZSU of this type. In a German counterstrike at Lake Balaton 18 - 19 in March 1945, 10 "Nimrodov" took part. By 22 March they were all lost. Several such self-propelled guns fought in surrounded Budapest.

Lehel


On the basis of "Nimrod" in 1943, a prototype of the Lehel armored personnel carrier, intended for the transport of 10 infantry, was created. According to other sources, an prototype of the L62 Anti self-propelled unit was remade into an armored personnel carrier. In the same year, on the basis of Nimrod, two sappers were made of non-armored steel. In addition, it was also planned to convert the 10 ACS into transporters for transporting the wounded.

Currently, two copies of the Nimrod ZSU have been preserved: one in the military museum in Budapest, the other (No. Н094) in the Military History Museum of armored weapons and equipment in Kubinka.

The first serial "Nimrod" during testing in 1941 year. On the sides of the tower and the roof of the MTO are inscribed marks used in the Hungarian army of that period


Battery "Nimrodov" in firing position. 1 Cavalry Division, Galicia, summer 1944 of the year. After 1942, the Hungarian combat vehicles received four-digit tactical numbers, which were usually applied to the rear wall of the tower.



Author:
Articles from this series:
Armored Hungary World War II. Light tank "Toldi"
Armored Hungary World War II. Medium tank "Turan"
Armored Hungary World War II. Heavy tank "Tosh"
Armored Hungary World War II. Self-propelled installation "Nimrod"
Armored Hungary World War II. Armored car "Chabo"
6 comments
Information
Dear reader, to leave comments on the publication, you must to register.

I have an account? Sign in

  1. datur
    datur April 12 2013 11: 04 New
    0
    they write Hungarian, or rather it would be Swedish! yes oh me these, laughing neutrals ,,! neutralized in full - and yours and ours !!!! negative
    1. Alex
      Alex 28 September 2013 15: 30 New
      +2
      Quote: datur (3)
      oh, these neutrals! neutralized in full - and yours and ours !!!!

      Well, rather, yours, or rather - theirs. Ours did not get much from them, not to say anything.
  2. Parabelum
    Parabelum April 12 2013 11: 52 New
    0
    But they have a gun through the gate shoots good
    1. Alex
      Alex 28 September 2013 15: 32 New
      +2
      Quote: Parabelum
      But they have a gun through the gate shoots

      And what's the point? Kurey to drive?
      Is that the effect on the aircraft was.
  3. Snoop
    Snoop April 12 2013 15: 43 New
    0
    The neutrals are in quotation marks, a lot of what the Swedes did well and delivered to the axis countries. In principle, it could be used as an anti-tank weapon against Soviet light tanks, but not 100% of us had Kv-1 and T-34-76.
  4. Alex
    Alex 28 September 2013 15: 35 New
    +2
    As for 1938, it’s not so bad, even the tower rotates. And as it came to serious, the machine ended. Which, however, is confirmed by the number of issued copies.

    By the way, is this the only self-propelled gun from WWII with a rotating tower? Our KV-2 does not count, were there other developments?

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»

В 1938 году шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала легкую противотанковую САУ L62 Anti на базе танка L60B. Годом позже самоходка прибыла в Венгрию, где планировалось развернуть ее серийное производство. Войсковые испытания L62 проходили в августе — сентябре 1939 года. Шасси САУ было аналогичным шасси легкого танка L60B, но длиннее на один опорный каток. Вооружение — 40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая устанавливалась в открытой сверху сварной башне большого размера, вращавшейся на 360°. Двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с. разгонял самоходку массой 10 т до максимальной скорости 50 км/ч. Комиссия, проводившая испытания, предложила увеличить объем башни с тем, чтобы разместить в ней еще одного члена экипажа, установить телескопический прицел для стрельбы по танкам, а также внести ряд других мелких изменений. 10 марта 1940 года Институт военной техники рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» — по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Самоходная установка «Нимрод»


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Самоходная установка «Нимрод» на огневой позиции Nimrod



В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка «Толди», на котором монтировалась открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два наводчика и заряжающий. 40-мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в центральной части корпуса. Угол возвышения ствола орудия составлял +85°, склонения --4°. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160 артвыстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами. Выстрелы объединялись в обоймы, по четыре патрона в каждой.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Компоновка САУ «Нимрод»:
1 — 40-мм автоматическая пушка 36М; 2 — станок пушки; 3 — обойма 40-мм выстрелов; 4 — радиостанция; 5 — башня; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — выхлопная труба; 9 — глушители; 10 — карданный вал; 11 — сиденье механика-водителя; 12 — коробка передач; 13 — фара; 14 — рулевое колесо


В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от танка «Толди». Толщина броневых листов колебалась в пределах 6 — 13 мм. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, а направляющее колесо было поднято с грунта. На машинах первой серии устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй — лицензионные Ganz VIII венгерского производства. Боевая масса «Нимрода» составляла 10,5 т. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 250 км. Радиостанциями R/5a оснащались лишь машины командиров батарей, хотя место под их размещение имелось на всех самоходках.

В 1941 — 1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой серии и 89 — второй).

В войска «Нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «Нимродов» (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только три машины.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Легкий танк «Толди НА» и САУ «Нимрод» перед одним из павильонов Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. 1986 год


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
В отличие от танка «Толди», на САУ «Нимрод» колпак механика-водителя отодвигался целиком


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
САУ «Нимрод» в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. На кормовом листе корпуса хорошо видны оба глушителя


В качестве противотанкового средства «Нимроды» большого успеха не имели — бороться с советскими Т-34 и KB они не могли. Поэтому их и использовали в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними — пост управления с дальномером и вычислительным прибором.

В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин — в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по четыре машины составили ПВО дивизии. В сентябре, когда бои шли уже на территории Венгрии, в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий находилось 82 «Нимрода» — по 39 в обеих танковых и четыре в кавалерийской. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия имела в строю еще 26 ЗСУ этого типа. В немецком контрударе у озера Балатон 18 — 19 марта 1945 года принимали участие 10 «Нимродов». К 22 марта все они были потеряны. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Lehel


На базе «Нимрода» в 1943 году был создан опытный образец бронетранспортера «Лехел» (Lehel), предназначений для перевозки 10 пехотинцев. По другим данным, в бронетранспортер переделали опытный экземпляр самоходной установки L62 Anti. В том же году на базе «Нимрода» из неброневой стали изготовили две саперных машины. Кроме того, планировалось также переделать 10 САУ в транспортеры для перевозки раненых.

В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один — в военном музее в Будапеште, другой (№ Н094) — в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Первый серийный «Нимрод» во время испытаний в 1941 году. На борта башни и крышу МТО нанесены опознавательные знаки, использовавшиеся в венгерской армии того периода


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Батарея «Нимродов» на огневой позиции. 1-я кавалерийская дивизия, Галиция, лето 1944 года. После 1942 года венгерские боевые машины получили четырехзначные тактические номера, которые обычно наносились на кормовую стенку башни


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. datur 12 апреля 2013 11:04
    пишут венгерские , а точнее было бы -шведские! yes ох уж мне эти ,, laughing нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!! negative
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:30
      Цитата: datur (3)
      ох уж мне эти ,, нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!!

      Ну, уж скорее, вашим, а точнее - ихним. Нашим от них не многое дсталось, чтоб не сказать ничего.
  2. Parabelum 12 апреля 2013 11:52
    Зато у них пушка через ворота стреляет good
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:32
      Цитата: Parabelum
      Зато у них пушка через ворота стреляет

      И толку? Курей гонять?
      Разве что по самолетам эффект был.
  3. Snoop 12 апреля 2013 15:43
    Нейтралы в кавычках, много чего шведы хорошего сделали и поставляли для стран оси. В принципе как противотанковое средство можно было использовать против советских легких танков, у нас же не 100% были Кв-1 и Т-34-76.
  4. Алекс 28 сентября 2013 15:35
    Как для 1938-го так очень даже не плохо, даже башня вращается. А как до серьезного дошло, так и закончилась машинка. Что, впрочем, и количеством выпущенных экземпляров подтверждается.

    Кстати, это единственная САУ времен ВМВ с вращающейся башней? Наш КВ-2 не в счет, другие разработки были?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня