Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»

В 1938 году шведская фирма Landsverk по венгерскому заказу разработала легкую противотанковую САУ L62 Anti на базе танка L60B. Годом позже самоходка прибыла в Венгрию, где планировалось развернуть ее серийное производство. Войсковые испытания L62 проходили в августе — сентябре 1939 года. Шасси САУ было аналогичным шасси легкого танка L60B, но длиннее на один опорный каток. Вооружение — 40-мм автоматическая зенитная пушка Bofors с длиной ствола 60 калибров, которая устанавливалась в открытой сверху сварной башне большого размера, вращавшейся на 360°. Двигатель Bussing-NAG L8V/36TR мощностью 155 л.с. разгонял самоходку массой 10 т до максимальной скорости 50 км/ч. Комиссия, проводившая испытания, предложила увеличить объем башни с тем, чтобы разместить в ней еще одного члена экипажа, установить телескопический прицел для стрельбы по танкам, а также внести ряд других мелких изменений. 10 марта 1940 года Институт военной техники рекомендовал к серийному производству САУ, получившую обозначение 40М «Нимрод» — по имени легендарного прародителя мадьяр и гуннов.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Самоходная установка «Нимрод»


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Самоходная установка «Нимрод» на огневой позиции Nimrod



В венгерском варианте САУ базировалась на удлиненном шасси легкого танка «Толди», на котором монтировалась открытая сверху вращающаяся башня с вооружением. В башне размещались пять членов экипажа: командир, установщик прицела, два наводчика и заряжающий. 40-мм автоматическая пушка Bofors, выпускавшаяся на заводе MAVAG по лицензии под маркой 36М, была смонтирована на тумбе в центральной части корпуса. Угол возвышения ствола орудия составлял +85°, склонения --4°. В боекомплект, полностью размещенный в башне, входило 160 артвыстрелов с бронебойными, осколочно-фугасными и осветительными снарядами. Выстрелы объединялись в обоймы, по четыре патрона в каждой.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Компоновка САУ «Нимрод»:
1 — 40-мм автоматическая пушка 36М; 2 — станок пушки; 3 — обойма 40-мм выстрелов; 4 — радиостанция; 5 — башня; 6 — радиатор; 7 — двигатель; 8 — выхлопная труба; 9 — глушители; 10 — карданный вал; 11 — сиденье механика-водителя; 12 — коробка передач; 13 — фара; 14 — рулевое колесо


В остальном, за исключением более длинного шасси, «Нимрод» не отличалась от танка «Толди». Толщина броневых листов колебалась в пределах 6 — 13 мм. Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, а направляющее колесо было поднято с грунта. На машинах первой серии устанавливались немецкие двигатели Bussing-NAG, а на второй — лицензионные Ganz VIII венгерского производства. Боевая масса «Нимрода» составляла 10,5 т. Максимальная скорость — 50 км/ч, запас хода — 250 км. Радиостанциями R/5a оснащались лишь машины командиров батарей, хотя место под их размещение имелось на всех самоходках.

В 1941 — 1944 годах фирмой MAVAG было изготовлено 135 единиц (46 машин первой серии и 89 — второй).

В войска «Нимроды» начали поступать в феврале 1942 года. Поскольку эти САУ считались противотанковыми, они составили основу 51-го батальона истребителей танков 1-й танковой дивизии, которая входила в состав 2-й венгерской армии, прибывшей на Восточный фронт летом 1942 года. Из 19 «Нимродов» (3 роты по 6 САУ плюс машина командира батальона) после разгрома венгерской армии в январе 1943 года уцелело только три машины.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Легкий танк «Толди НА» и САУ «Нимрод» перед одним из павильонов Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. 1986 год


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
В отличие от танка «Толди», на САУ «Нимрод» колпак механика-водителя отодвигался целиком


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
САУ «Нимрод» в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. На кормовом листе корпуса хорошо видны оба глушителя


В качестве противотанкового средства «Нимроды» большого успеха не имели — бороться с советскими Т-34 и KB они не могли. Поэтому их и использовали в качестве средства ПВО сухопутных войск, причем весьма эффективно. При стрельбе две самоходки располагались на дистанции 60 м друг от друга, между ними — пост управления с дальномером и вычислительным прибором.

В составе 2-й танковой дивизии во время боев с Красной Армией в Галиции в апреле 1944 года насчитывалось 37 ЗСУ этого типа, из них 17 машин — в 52-м батальоне истребителей танков. Кроме того, пять рот по четыре машины составили ПВО дивизии. В сентябре, когда бои шли уже на территории Венгрии, в составе 1-й и 2-й танковых и 1-й кавалерийской дивизий находилось 82 «Нимрода» — по 39 в обеих танковых и четыре в кавалерийской. На 7 декабря 1944 года 2-я танковая дивизия имела в строю еще 26 ЗСУ этого типа. В немецком контрударе у озера Балатон 18 — 19 марта 1945 года принимали участие 10 «Нимродов». К 22 марта все они были потеряны. Несколько таких самоходок сражались в окруженном Будапеште.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Lehel


На базе «Нимрода» в 1943 году был создан опытный образец бронетранспортера «Лехел» (Lehel), предназначений для перевозки 10 пехотинцев. По другим данным, в бронетранспортер переделали опытный экземпляр самоходной установки L62 Anti. В том же году на базе «Нимрода» из неброневой стали изготовили две саперных машины. Кроме того, планировалось также переделать 10 САУ в транспортеры для перевозки раненых.

В настоящее время сохранилось два экземпляра ЗСУ «Нимрод»: один — в военном музее в Будапеште, другой (№ Н094) — в Военно-историческом музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.

Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Первый серийный «Нимрод» во время испытаний в 1941 году. На борта башни и крышу МТО нанесены опознавательные знаки, использовавшиеся в венгерской армии того периода


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Батарея «Нимродов» на огневой позиции. 1-я кавалерийская дивизия, Галиция, лето 1944 года. После 1942 года венгерские боевые машины получили четырехзначные тактические номера, которые обычно наносились на кормовую стенку башни


Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»
Бронетехника Венгрии Второй мировой войны. Самоходная установка «Нимрод»

Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Комментарии 6
  1. datur 12 апреля 2013 11:04
    пишут венгерские , а точнее было бы -шведские! yes ох уж мне эти ,, laughing нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!! negative
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:30
      Цитата: datur (3)
      ох уж мне эти ,, нейтралы,,! нейралили по полной -и вашим и нашим!!!!

      Ну, уж скорее, вашим, а точнее - ихним. Нашим от них не многое дсталось, чтоб не сказать ничего.
  2. Parabelum 12 апреля 2013 11:52
    Зато у них пушка через ворота стреляет good
    1. Алекс 28 сентября 2013 15:32
      Цитата: Parabelum
      Зато у них пушка через ворота стреляет

      И толку? Курей гонять?
      Разве что по самолетам эффект был.
  3. Snoop 12 апреля 2013 15:43
    Нейтралы в кавычках, много чего шведы хорошего сделали и поставляли для стран оси. В принципе как противотанковое средство можно было использовать против советских легких танков, у нас же не 100% были Кв-1 и Т-34-76.
  4. Алекс 28 сентября 2013 15:35
    Как для 1938-го так очень даже не плохо, даже башня вращается. А как до серьезного дошло, так и закончилась машинка. Что, впрочем, и количеством выпущенных экземпляров подтверждается.

    Кстати, это единственная САУ времен ВМВ с вращающейся башней? Наш КВ-2 не в счет, другие разработки были?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня