Кладбище заброшенной военной авиатехники
Самое дорогое, а возможно и самое большое в мире армейское кладбище для старой техники — американская база ВВС Davis-Monthan Air Force Base, или The Boneyard, как называют эту базу местные жители. "Кладбище", а точнее 309-ый центр аэрокосмического обслуживания и переработки (AMARG) – американская авиационная база, известная как самое крупное в мире захоронение военных самолетов. Расположенное на десяти с половиной квадратных километров, что равно площади 1 430 футбольных полей, Кладбище представляет собой коллекцию из более чем 4 000 списанных летательных аппаратов, включая практически все самолеты, которыми пользовались американские вооруженные силы со времен Второй мировой войны.
В Google Earth впервые появились снимки данной территории в высоком разрешении, и они с потрясающей точностью демонстрируют полный спектр представленных летательных аппаратов.
Среди них B-52 – бомбардировщики времен Холодной войны, списанные в 1990-е в рамках мер по разоружению по условиям переговоров об ограничении стратегических вооружений между США и СССР. Кроме того, на снимках запечатлены десятки истребителей F-14, списанных военно-морскими силами США в 2006 г. и задействованных в фильме "Топ Ган". Центр расположен на военно-воздушной базе Девис-Монтен в городе Тусон, штат Аризона и был основан вскоре после Второй мировой войны. Место было выбрано благодаря большой высоте над уровнем моря и сухому климату, что позволило оставлять самолеты на открытом воздухе без разрушительных последствий.
Ежегодно, на хранение поступает около 400 единиц, и столько же выбывает (продаётся дружественным странам или уничтожается). В это число не входят авиапарки, уничтожаемые по отдельным межгосударственным соглашениям.
В AMARG числится более 4 200 летательных и 40 аэрокосмических аппаратов. Будучи крупнейшим авиапарком, AMARG также занимается обновлением самолетов, возвращая им возможность подняться в воздух или передвигаться по земле. Общая стоимость всего авиапарка — около 35 млрд. долларов.
При постановке на хранение со всех машин демонтируется вооружение и секретное оборудование. Топливные системы осушаются и прокачиваются маслом, образующим защитную плёнку.
Руководство базы сообщает, что каждый потраченный на восстановление доллар оборачивается 11 долларами дохода.
***
Не одно кладбище военной авиатехники есть и в России. Вот наглядный пример одного из них - бывший центральный аэродром имени Фрунзе, который также превратился в пристанище для заброшенных самолетов.
в начале двухтысячных планировалось, что на месте бывшего аэродрома появится Национальный музей космонавтики и авиации, несколько гостинично-офисных комплексов с апартаментами, жилой комплекс, школа, клуб ветеранов внешней разведки и объекты парка "Исторические ландшафты Москвы".
Однако до сих пор на огромном поле построено только несколько жилых домов. При этом на Ходынке под открытым небом стоят разрушающиеся от времени и непогоды самолеты. Истребители МиГ-29 и Су-15, вертолеты Ми-24 и огромный Ми-6, а также другая летная техника защищена от любопытных только сеткой-рабицей.
На строительство музея необходимо около 22 млн. рублей, из которых Москва готова выделить 8 миллионов - но этого не достаточно и выделять оставшиеся деньги государство не хочет, т.к. проект будет не коммерческим и никакой прибыли приносить не будет.
Когда-то в 1922 году отсюда впервые в истории России начались международные авиаперелёты по маршруту Москва — Кёнигсберг — Берлин, а потом в 23 году и внутренние пасажирские рейсы Москва — Нижний Новгород. Вокруг расположены наши знаменитые авиационные ОКБ Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Отсюда взлетали Нестеров, Уточкин, Чкалов. В 1938 году Чкалов над этим аэродромом и погиб.
В 1910 году Общество воздухоплавания создало здесь аэродром, который строили в основном на пожертвования любителей авиации.
Теперь это место — загаженный пустырь с умершими самолётами и «элитными домами» вокруг. Здесь собирались создать Великий Музей Авиации и Космической Мощи России. Что создали — видно на фотографиях.
Практически у всех самолётов разбиты блистеры, мусор внутри, по ним лазают толпы детишек.
На поле есть домик с охраной. Охрана там тоже есть, но она не мешает ломать самолёты, хотя запрещает фотографировать.
На одном из сайтов есть очень интересное объявление о продаже этих самых заброшенных самолетов:
Продажа военных самолетов и вертолетов, аренда ангара.
«АВКФ» Ходынское поле, предлагает списанные военные самолеты и вертолеты. Для создания: памятников, стел, рекламных акций, для съемок кинофильмов и любых других целей. Вся документация имеется.
Миг- 21. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России 40-70т.дол.
Миг- 23. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России 40-70т.дол.
Миг- 25. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России 40-70т.дол.
Миг- 27. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России 40-70т.дол.
Миг- 29. Для продажи в России 15-25т.дол. За пределами России 50-70т.дол.
Су- 7. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России
40-70т.дол.
Су- 15. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России
40-70т.дол. (перехватчик)
Су- 17. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России
40-70т.дол. (истребитель-бомбардировщик)
Су- 25. Для продажи в России 10-20т.дол. За пределами России
40-70т.дол. (штурмовик)
Су- 27. Для продажи в России 20-30т.дол. За пределами России
60-80т.дол. (самый совершенный самолет мира)
Беспилотный самолет разведчик Для продажи в России 20-30т.
дол. За пределами России 40-60т.дол.
Ил- 14. Для продажи в России 100-150т.дол. За пределами России
150-220т.дол.
Вертолеты.
Ми- 2, Ми- 8, Ми- 24. Для продажи в России 10-30т.дол. За пределами России 30-70т.дол.
Информация