Странности работы программы по переселению в РФ соотечественников (журналистский спецрепортаж)

На «Военном обозрении» нередко поднимается тематика демографической ситуации в России. Тема эта острая, причём острой она стала ни вчера и не позавчера. Распад Советского Союза, и последовавшие вслед за ним гуманитарная катастрофа, экономическая тектоника, политическая неопределённость в бывших советских республиках сделали своё дело – заварилась густая каша, расхлебать которую не всегда и не везде удаётся и по сей день. Для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации принимаются самые различные меры на разных уровнях, одни из которых приводят к позитивному результату, другие (при использовании со стороны заинтересованных лиц пробелов в законодательстве) нередко заводят ситуацию в тупик.

14 сентября 2012 года в России президент подписал Указ№1289, носящий название «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом». Под соотечественниками, если верить официально представленным данным, здесь понимаются граждане РФ, проживающие за пределами России, выходцы из Российского государства (в разные исторические периоды его существования) и их потомки, лица, имевшие гражданство Советского Союза, проживающие в бывших советских республиках, получившие или не получившие гражданство этих республик.


На основании президентского Указа, программы возвращения соотечественников в Россию и мониторинга численности соотечественников за рубежом, было решено подключить к реализации плана 38 субъектов федерации, многие из которых в открытом доступе опубликовали так называемые «Памятки соотечественнику». В памятках указывается территория и численность населения субъекта федерации, крупные населённые пункты региона, наличие производственных и иных предприятий и компаний, описание проектов переселения и даже среднегодовая температура по субъекту федерации. Кроме того, в памятке точно указываются районы области (края, республики), в которых работает программа.

Некоторое время назад в издание «Военное обозрение» поступили сведения о том, что далеко не во всех подключённых к реализации описанной программы российских регионах вопрос с оказанием содействия переселяющимся в Россию соотечественникам решается должным образом. В частности, были представлены данные, согласно которым на территорию субъектов Центрального Черноземья готовится (а в некоторых областях уже начался) массовый приезд лиц, большинство из которых под узаконенное понятие соотечественников вроде бы подходит, но с самим фактом «возвращения соотечественников на Родину» имеет мало общего. Речь в данном случае идёт о весьма странном увеличении числа представителей курдского этноса в центральных областях России – в первую очередь информация касается Тамбовской области, которая, вроде бы, ни исторически, ни географически с основными территориями расселения курдов на карте мира не стыкуется…

Журналисты «Военного обозрения» решили проверить информацию о «надвигающихся соотечественниках» и подготовить репортаж, который подтвердит или опровергнет данные о том, что преференции при переселении удостаиваются вовсе даже не этнические русские, которым сам бог велел возвращаться из зарубежья на историческую родину, а «соотечественники» другого характера.

Выдвигаясь для подготовки репортажа, предполагали, что, возможно, населённые пункты с переселенцами, скажем так, нерусской национальности придётся искать долго, однако мы ошибались. Расселение, как выяснилось, происходит весьма занимательным способом: в основном, вдоль федеральной трассы «Каспий»: Москва-Астрахань, причём именно на территории Тамбовской области. Заглянули в один из совсем крохотных посёлков Тамбовщины – Демьян Бедный (свх. «Заря») Жердевского района, который по той информации, которая была в распоряжении, и являлся одним из населённых пунктов, который принимает на своей территории курдских переселенцев.

Странности работы программы по переселению в РФ соотечественников (журналистский спецрепортаж)


Оказалось, что в этом тамбовском посёлке программа реализуется таким впечатляющим ходом, что просто диву даёшься: почему же в одних случаях бюрократические барьеры ломаются так быстро, а в других – они не только не ломаются, но высятся и ширятся год от года… В посёлке проживают не более 250 человек, из которых около трети – курдское население. Причём это самое курдское население долго искать не пришлось – после поворота в посёлок с федеральной трассы первым человеком, который встретился на пути, была девушка явно не коренной тамбовской внешности с повязанным на голове платком. Она представилась Гулей и на вопрос о том, проживают ли в Демьяне Бедном переселенцы курдской национальности, на хромающем русском ответила, что таких здесь много, и если мы хотим поговорить о «житье-бытье» курдов, то нужно двигаться по направлению к двухэтажным домам, находящихся в центральной части посёлка. Дома (как потом оказалось, многоквартирные), действительно, возвышались вдалеке над одноэтажными постройками посёлка.



В одном из дворов наблюдалось явное оживление: несколько молодых женщин что-то разжигали в опасной близости от покосившихся деревянных построек, дети играли неподалёку, перекатывая из стороны в сторону автомобильные покрышки. При виде незнакомых людей все незамедлительно прекратили заниматься своими делами и устремили свои взоры на нас.



Первая попытка завязать разговор не увенчалась успехом (потом выяснилось, что далеко не все люди, которых мы увидели во дворе дома, понимали русский язык). В конце концов, удалось договориться о встрече с женщиной (мужчин курдской национальности в посёлке найти не удалось), которая не только понимала русский язык, но ещё и согласилась рассказать о том, почему курды оседают в большинстве своём именно на территории Тамбовской области, и как их здесь встречают. Женщина эта представилась как Хадижа Газиева.



Хадижа вместе со всей своей семьёй (муж, дети) приехала в Тамбовскую область в конце 2010 года из Киргизии. По её словам, пригласил её сюда брат, который до того уже несколько лет проживал в Жердевском районе. Брата в свою очередь пригласил некий друг, с которым они в конце 90-х «пересекались» в Средней Азии и Турции, и который тоже выбрал для ПМЖ именно тамбовские земли. Почему и брат, и его знакомый, и сотни других «друзей» и «родственников» решили вдруг отправиться на Тамбовщину, Хадижа объяснить не смогла. Зато она заявила, что уже после первых нескольких месяцев на территории Тамбовской области она и каждый член её семьи получили гражданство России. Сама Хадижа не работает, получает пособие на детей. Дети обучаются в местной школе, а старший – в районном техникуме. Работой занимаются её муж (в Тамбове на дорожном строительстве) и брат, который уже успел перебраться в Москву. Главный источник семейного дохода, по словам Хадижи, сезонный сбор фруктов и те деньги, которые привозит с заработков супруг.


На вопрос о том, как удалось так быстро получить и жильё, российское гражданство Хадижа ответила, что помогли местные власти. Судя по всему, у местных властей нет предела альтруизму. При этом Жердевский район области даже не входит в программу переселения соотечественников… Но в то же время есть сведения о русских переселенцах из республик Средней Азии, которые годами получить российский паспорт не могут и вынуждены проживать на территории РФ в лучшем случае на основании такого полудокумента как вид на жительство, а в худшем – с паспортом, например, Туркмении. Выходит, многие русские соотечественники в регионе под упрощённую программу получения гражданства, странным образом, не попадают, а в отношении других «соотечественников» программа работает «на ура».



После беседы с Хадижей и посещения её весьма бесхитростного жилья, в планах была беседа с главой местной администрации, но дверь сельсовета оказалась запертой, а попытки разыскать главу сельского поселения дома успехом не увенчались.



Зато вместо главы администрации посёлка удалось побеседовать с другими местными жителями, скажем так, коренной (русской) национальности. Первое, что бросилось в глаза – люди готовы с воодушевлением рассказывать о своём видении возрождения посёлка, но как только речь заходит о курдских переселенцах, просят не спрашивать их об этом. Самая частая фраза, услышанная во время интервьюирования: «У них всё нормально. Давайте не будем об этом говорить».
Но поговорить всё же удалось. Чтобы сказать несколько слов о курдской диаспоре в Тамбовской области, в дом нас пригласила одна из местных педагогов, которая попросила не упоминать её имени в репортаже. Назовём её Татьяна.

Татьяна сообщила, что курдский поток идёт в область на протяжении нескольких лет, причём стартовал он ещё до того, как начала работать сама программа возвращения соотечественников. По её словам, принцип переселения прост: сначала приехал один, потом приехала его семья (а семьи у курдов могут состоять из нескольких десятков человек), потом начали прибывать друзья, знакомые, друзья друзей и прочие, прочие, прочие. Случается так, - говорит Татьяна, - что на похороны курда в посёлок приезжают несколько автобусов со всех окрестных посёлков и из областного центра.

На вопрос о том, как представители курдской национальности получали на тамбовщине жильё и работу, Татьяна ответила, что слово «получали» здесь использовать некорректно. Приезжали, находили пустые дома и селились.

Было ли всё это согласовано с местной администрацией, - решили мы уточнить у Татьяны. Она неожиданно отвела взгляд, и тихо ответила: а кто местную администрацию спрашивал… В области есть и другие силы, которые все эти дела решают быстро и без учёта мнения местной администрации. Кто конкретно относится к этим силам - Татьяна отвечать на этот вопрос не решилась, заявив лишь только то, что в Тамбове этих людей знают все, да уже и не только в Тамбове…

Очевидно, речь идёт о вхожих в высокие кабинеты местных властей, главах курдской диаспоры, среди которых есть и такая небезызвестная фамилия в регионе как Шамоян. Именно Джамал Шамоян в своё время развернул в области большой дорожно-строительный бизнес, к которому подключил в качестве рабочих исключительно представителей курдской национальности (вспомним, о словах Хадижи Газиевой, которая заявила, что её муж работает на дорожном строительстве в Тамбове). По странному стечению обстоятельства, фирма Шамояна выигрывала все тендеры на ремонт и строительство дорог на Тамбовщине, получая прямое финансирование из местного бюджета. Деньги выделялись, дороги латались, затем весной латаный асфальт сходил вместе со снегом, деньги снова выделялись, асфальт снова латался. А потом дело дошло до крупных объектов городской и областной недвижимости, которые также обслуживались исключительно курдскими фирмами. И так - до того, пока оперативники не заинтересовались деятельностью конторы господина Шамояна.


Джамал Шамоян


Однако, несмотря на то, что деятельность компании господина Шамояна (одного из ставленников другого российского курда – ныне покойного Аслана Усояна) вызвала вопросу у сотрудников проверяющих органов, сам господин Шамоян пообещал превратить Тамбовскую область в райские кущи с помощью новых курдских переселенцев. Вот цитата из информационного листа Шамояна:

«В ближайшее время на Тамбовщину я привезу около 10 тысяч курдов, которые будут поднимать экономику и рождаемость в области». Примечание: «10 тысяч молодых, здоровых непьющих курдов».


Ну, честно говоря, не уверены в поднятии тамбовской экономики именно таким способом. Другое дело - экономика верхушки диаспоры, как другое дело - и поднятие рождаемости. Здесь уверенность имеется… Пропорции населения того же посёлка Демьян Бедный, где уже каждый третий – курд (а сколько ещё на Тамбовщине таких посёлков), говорят о поэтапном воплощении планов Шамояна в реальность.

При этом местные жители (как и власти) стараются не поднимать «курдского вопроса», так как прослеживается явная боязнь. Дело в том, что люди, близкие к верхушке курдской диаспоры в Тамбовской области, судя по заявлениям, местных жителей, чувствует себя куда более, скажем так, раскрепощено, нежели рядовые представители местного (коренного) населения. Многие преступления и правонарушения последнего времени сошли с рук. Указанные выше фамилии проливают свет на то, почему такая раскрепощённость имеет место быть...

Кроме того, местные жители утверждают, что сила верхушки диаспоры тем больше, чем больше численность самих диаспор. И чтобы эта численность увеличивалась, привлекаются все госпрограммы, законные и «почти законные» методы. Складывается полное ощущение, что пройдёт ещё несколько лет, и в самом центре России повторится ситуация, которая сегодня проявляется, к примеру, на Ставрополье, где переселенцы уже активно продвигают своё видение «правильности» жизни в регионе. Только если в случае со Ставропольем речь идёт о бесконтрольной внутренней миграции, то в случае с Тамбовом – миграция внешняя и не менее бесконтрольная… Точнее сказать, она очень даже контролируется, но только совсем не с той стороны…

Из беседы с Татьяной (пос. Д.Бедный, Тамбовская область):

- Татьяна, скажите, а проявляется ли в посёлке межрелигиозная напряжённость? Не повторяется ли в школе «ставропольская» история с хиджабами у учащихся девочек?

- Нет, ничего подобного пока нет. Пока нет… Пока русских всё-таки больше…

P.S. Испокон веков на территории России жили представители различных этносов, религий и культур. Выступать против этого – культивировать национализм, который может привести к большому расколу. Но вопрос здесь в другом: люди, которые решают, в первую очередь, свои финансовые вопросы готовы прикрывать очевидность бесконтрольной миграции любыми способами – в том числе красивыми словами об улучшении демографической ситуации в регионе. И если для кого-то это решение демографического вопроса в России, то не идём ли мы по скользкому пути Западной Европы?.. Так давайте не будем путать братство народов с искусственным созданием подушки безопасности для решения чьих-то околокриминальных задач.
Автор:
Володин Алексей, фото Дмитрий Л.
Ctrl Enter

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

113 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо зарегистрироваться.
Уже зарегистрированы? Войти