Google на страже демократизации России
Начнем с того, что за пределами РФ, даже на той же Украине, основной поисковой системой является Google, а на Западе он вообще монополист с более чем 95% аудитории. Помимо этого, люди которые уехали из России новости РФ будут искать с российского Google, а не с Яндекса. Там привыкли им пользоваться как домашними тапочками, такими привычными, растоптанными и жжжутко удобными.
К чему я? Если вдруг завтра Google-выдача начнет пестреть роликами про переворот в России (... снятыми где-то в Канаде. Почему в Канаде? Да хотя бы поэтому: тыц) за пределами России с высокой долей вероятности это будет воспринято как правда в последней инстанции.
Отметим также, что доля Google и в России достаточно велика (34% против 53% Яндекс). Помимо этого, так сложилась практика, что Яндекс забрал под себя коммерческую выдачу, а Google информационную.
Но это все преамбула. А речь вот о чем. В марте 2013 началась массовая тряска результатов выдачи Гугла, которая озадачила буквально всех web-мастеров России (один из примеров или вот /плач и вой стоит по всему Рунету, просто не афишируется/). Мало этого, многим web-мастерам пришли письма с "угрозами" от Google - не прекратите покупать ссылки для продвижения своих сайтов, поизгоняем из выдачи за первую-вторую сотню результатов. И действительно. Начали активно изгонять.
Фаза активного плача прошла, и сейчас слышаться большей частью лишь всхлипы и обиды: "сайты-то у нас нормальные, за что? Ведь мусор выводите, сами сук на котором сидите пилите."
А причина того, что web-мастера не идут на выполнение требований Google в том, что любой сайт для нормальных позиций в Яндексе (в конкурентных тематиках) должен закупать ссылки просто в промышленных масштабах. И так как для нас, в Рунете, Яндекс важнее, на Google вынужденно "забили". Сейчас лишь ведется скорее активное обсуждение: что происходит, и как скоро Google начнет терять Ru-аудиторию в таких масштабах, что сдастся и пойдет на попятный.
Основных версий описания причин происходящего немного:
1. В связи с активацией русских продвиженцев в Буржунэте слабые фильтры Google резко сдали, и теперь Google из последних сил борется продажными ссылками русских web-мастеров. Версия берет свои истоки отсель (Мэтт Каттс - глава отдела Google по борьбе со спамом). Версия очень патриотичная, но слабая по реальности, т.к. в свое время подобные биржи были и в Google. Ключевое слово - были.
2. Смешав всю выдачу для малого бизнеса в чёрти-что, Google запустил активный обзвон компаний с предложением размещения платной рекламы Google.Adwords. Так как при плохой органической выдаче, отдача от коммерческой поначалу сильно возрастет. Но, опять-таки, ключевое слово "поначалу". Исход Ru-аудитории перекроет все выигрыши.
3. Google настолько привык быть монополистом на Западе, что просто не может представить себе ситуацию, что на его гневный окрик и "топ" ногой народ почешется и просто плюнет. Похоже на правду, вот только под Китай Google пляшет как базарный паяц. Так что, тоже ... не факт.
и наконец:
4. Для обоснования данного варианта, мы возьмем небольшой кусочек из интервью представителей Google по работе алгоритма (отсюда) Конспирологии и тайн тут никаких нет, это просто описание работы:
Андрей Липатцев (Google): Есть целая большая команда дядей и тетей, но давай сейчас объясним в двух словах, что происходит. Начнем с более узкого, перейдем потом к общему. Есть ситуации, когда поисковый алгоритм Google окажется не способен обнаружить те или иные махинации, те или иные злоупотребления. Скажем, есть ситуации, к сожалению, когда при взломе сайтов – и это не обнаруживается сразу, что страницы не принадлежат изначально сайту, а были туда злоумышленником добавлены, и на них было размещено какое-то вредоносное ПО, например, ещё что-то такое неприятное – то в таких ситуациях может команда обученных профессионалов принять меры вручную и сказать: нет, вот эти страницы мы показывать не будем, исключаем их из индекса, поскольку они вредоносны, поскольку они были созданы третьей стороной специально, чтобы нанести вред, а наш алгоритм просто не успел ещё обнаружить это.
Если человек это видит быстрее, то в таких, например, случаях может быть какая-то часть сайта исключена из индекса. Об этом веб-мастеру приходит уведомление. Опять же, веб-мастер после этого… и уведомление появляется в результатах поиска, скажем, сайт был компрометирован, сайт может нанести вред вашему компьютеру, что-то в этом духе, в зависимости от того, что конкретно происходит. И веб-мастер может тогда написать запрос на повторную проверку, который попадает в команду людей, которые этим занимаются, всегда рассматривают люди этот запрос, которые оценивают, исчерпана ли ситуация или нет. Скажем, в случае со взломом сайта, если сайт был взломан, но взломанные страницы были удалены, уязвимость была устранена, угрозы сайт больше не представляет – то человек смотрит и говорит: да, все в порядке, принятые ранее меры более не имеют смысла, мы их отменяем. Вот в этом плане – да, и в ряде ещё, может, некоторых случаев, это возможно. Если какие-то были приняты меры вручную, чтобы защитить пользователей поиска. А потом веб-мастер, в свою очередь, исправил ситуацию: либо восстановил безопасность сайта, либо удалил какие-либо нарушения, то потом идет пересмотр вручную, и эти меры снимаются.
Если же речь идет о том, что без какого-либо вмешательства человека происходит изменение в выдаче на основании того, что идет доработка алгоритма – а алгоритм постоянно меняется, там просто целая туча экспериментов, и когда убедительно доказано, что эти эксперименты ведут к улучшению общего качества поиска, происходят какие-то изменения, позиции сайтов меняют место, поскольку становится более понятно, какие сайты по этим запросам более интересны, какие менее, и все – и выдача происходит в день изменения, появляются новые сайты и так далее. На это никто вручную – и это ответ на твой вопрос – вручную на это реагировать просто нельзя. Даже если бы был такой дядя, у него бы не было такой кнопки, при всем желании. Потому что это была бы кнопка не относительно конкретного сайта...
Если хочешь, есть такой "дядя" – целая команда инженеров, занимающаяся качеством поиска, они постоянно жмут на кнопки, пытаясь весь поиск сделать лучше. И если получается, что те или иные изменения, ещё не внедренные вживую, не приводят в нужному улучшению, они говорят: Ок, мы не будем вносить эти изменения… "
Всё. Наконец-то все предпосылки описаны, переходим к наблюдениям и резюме.
Последнее время в выдаче:
1. активно присутствует элемент социальных сетей;
2. все сайты РФ на сегодняшний день имеют предпосылки к наложению на них фильтра на исключение из выдачи, даже российской. В силу специфики развития в Рунете;
3. Составить фильтр "активное и популярное СМИ" по базовым признакам очень просто. На всех полученных в выборку автоматом наложить базовые фильтры (то есть, даже нет необходимости составлять отдельный список, все новые автоматом будут влетать под фильтр по умолчанию и отсутствовать в выдаче по тем или иным критериям);
4. Для сайтов и порталов приведенных по ссылкам в начале статьи дать лекарство по обходу фильтра, либо вручную исключить из его базы. Так, например, на сегодняшний день активная реклама в некоторых социалках может дать просто взрывной эффект под Google (преценденты есть);
5. В час X включить фильтр и ... весь мир увидит фильм ужасов из ВКонтакте, Facebook, украинских СМИ, с порталов российских городов и содрогнется в ужасе. 30% российской аудитории и большая часть россиян за рубежом также в первые минуты попадают под массовый поток дезинформации. При этом, что самое интересное, никаких нарушений компанией Google произведено не будет. Это будет процесс ествественной, органической выдачи. Имя корпорации никоим образом запятнано не будет. "Так встали звезды".
6. Все это нужно сделать достаточно быстро, пока Ru-сегмент пользователей не стал массово мигрировать в Яндекс.
7. Кстати, а что Яндекс? А Яндекс в свою новостную ленту тоже подхватит на автомате новости с купленных порталов городов, чем тоже создаст первичную панику.
Информация