Транспортные модификации машины МТ-ЛБ

В следующем году исполняется полвека с принятия на вооружение машины МТ-ЛБ («Объект 6»). Разработанный в конструкторском бюро Харьковского тракторного завода «Многоцелевой транспортер/тягач легкий бронированный» выпускался в течение нескольких десятилетий и в итоге стал одной из самых распространенных машин в армии Советского Союза. Первоначально на МТ-ЛБ возлагались сугубо транспортные задачи: перевозка грузов и личного состава, а также буксировка артиллерийских орудий. Однако в дальнейшем, благодаря удачной конструкции, легкий транспортер стал основой для массы новых бронемашин различного назначения. Общее количество модификаций машины МТ-ЛБ превышает два десятка, а количество типов боевой и вспомогательной техники на ее базе приближается к пятидесяти.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБ в своем изначальном качестве — тягач противотанковой пушки МТ-12П «Рапира». На крыше в кормовой части видны ящики с боеприпасами для ПТ орудия, штатный пулемет ПКТ временно снят. Машина оснащена устройством для самоокапывания на корме корпуса. Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБ на занятиях по боевой подготовке. 27 мсд, п. Тоцкое Оренбургской области, июль 2003 г.



Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Десант в МТ-ЛБ в ходе тактических учений. Слева вместо сиденья для десанта имелся стеллаж для имущества. На нем лежат саперы со своей собакой, обнаружившей около 200 мин и фугасов. 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, февраль 2002 г.


Описание всех вариантов модернизации и переделки базового транспортера займет отдельную книгу, поэтому ограничимся лишь модификациями, в которых машина МТ-ЛБ сохранила свои изначальные функции. Иными словами, в этой статье пойдет речь только о вариантах обновления машины, которые по-прежнему предназначены для перевозки людей и грузов.

Первой модернизацией базовой машины стал проект МТ-ЛБВ, появившийся немного позже исходного. Литера «В» в названии расшифровывается как «вездеходный». Дело в том, что при использовании оригинальных гусениц шириной 350 мм тягач имеет хорошую проходимость и небольшую удельную нагрузку на грунт. Тем не менее, на мягких поверхностях наподобие глубокого снега или болота базовый МТ-ЛБ резко теряет ходовые качества. Для исправления этой ситуации была создана новая гусеница шириной 565 мм. Благодаря применению этой гусеницы удельное давление на грунт стало меньше, чем у человека. Получившаяся в результате такой модернизации машина МТ-ЛБВ способна перемещаться там, где оригинальный транспортер пройти не может.

Вездеходный тягач претерпел небольшие изменения, в результате которых получил название МТ-ЛБВМ и стал основой для целого семейства многоцелевых машин. От предыдущих вариантов машины его отличало вооружение. Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на МТ-ЛБВМ установили более крупный открытый боевой модуль с зенитным пулеметом НСВТ калибра 12,7 мм. Несколько лет назад появилось очередное обновление «линейки» вездеходных транспортеров под названием МТ-ЛБ ВМК. В ней вместо пулемета НСВТ используется крупнокалиберный «Корд». Также был выполнен и запущен в производство проект установки нового более мощного двигателя (300-310 л.с.), нового оборудования связи и т.п. Такая модернизация обозначается как МТ-ЛБ ВМ1К.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Вариант модернизации МТ-ЛБ с установкой боевого модуля разработанного Горьковским автомобильным заводом для модернизации БТР-80 (МТ-ЛБ 6МБ) (фото http://btvt.narod.ru)


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Вариант модернизации МТ-ЛБ (6М1Б3) с установкой усовершенствованной башенной установки собственной разработки, на которой установлен автоматический гранатомет АГ-17, 12,7-мм пулемет «Корд» и спаренная 23 мм автоматическая пушка ГШ-23, также предусмотрена установка двух ПЗРК «Игла». (фото http://btvt.narod.ru)


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Вариант с установленной башней БТР-80 (МТ-ЛБ 6МА) (фото http://btvt.narod.ru)


Стоит отметить, после распада Советского Союза Харьковский тракторный завод остался в независимой Украине, что соответствующим образом сказалось на поставках МТ-ЛБ в армию России. Для восполнения потерь производство тягачей было налажено на муромском заводе «Муромтепловоз». Там же было создано большинство современных модификаций машины. В настоящее время в списке выпускаемой заводом продукции имеется несколько модификаций МТ-ЛБ. Кроме того, предприятие предлагает ремонт и модернизацию находящихся в эксплуатации машин с приведением их к определенному виду.

Основой для всех новых машин, выпускаемых «Муромтепловозом», стал транспортер МТ-ЛБМ («Объект 6М»). Эта модификация бронемашины фактически представляет собой базовый вариант тягача с рядом технических и технологических доработок, связанных с производством техники на новом заводе. Тем не менее, и без серьезных изменений МТ-ЛБМ смог стать основой для нескольких машин транспортного назначения.

В локальных конфликтах последних десятилетий тягачи МТ-ЛБ нередко использовались не только как гусеничные грузовики или буксиры, но и в качестве бронетранспортеров для перевозки личного состава. Бронированный корпус и наличие оборонительного вооружения позволяли тягачам частично выполнять функции бронетранспортеров. Конечно, такая замена не была полноценной – броня МТ-ЛБ ощутимо уступала защите БТР-60 или БТР-70. Однако при необходимости солдаты ездили и на тягачах. Уже в девяностых годах окончательно сформировалась концепция, в соответствии с которой планировалось развивать машины МТ-ЛБМ. Прежде всего было предложено улучшать машины за счет установки нового вооружения. Таким образом появилось несколько новых модификаций.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Фото МТ-ЛБ 6МБ. Установка большой номенклатуры сменного вооружения обеспечена конструкцией башни. (фото http://btvt.narod.ru)


Первым был создан «Объект 6МА». Вместо родной башенки с пулеметом ПКТ на него поставили боевой модуль от бронетранспортера БТР-80. Благодаря такой модернизации многоцелевой тягач вдобавок к родному 7,62-мм пулемету получил 14,5-мм пулемет КПВТ. Вскоре на «Муромтепловозе» спроектировали еще несколько вариантов МТ-ЛБМ с различным вооружением, смонтированном в башне, заимствованной у бронетранспортера:
- «Объект 6МА1», комплекс вооружения которого расширился автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя»;
- «Объект 6МА2». Эта версия тягача лишена пулемета КПВТ, вместо которого предлагалось устанавливать 23-мм автоматическую пушку 2А14 (автомат зенитной установки ЗУ-23);
- «Объект 6МА4», являющийся своеобразным гибридом проектов «6МА1» и «6МА2». На нем планировалось устанавливать пулемет ПКТ, пушку 2А14 и гранатомет АГС-17.

Логическим концом линейки «6МА» стал «Объект 6МА3», чье вооружение вплотную приблизилось к оружию боевых машин пехоты. Это были 30-мм гранатомет АГС-30, пулемет ПКТ, а также четыре пусковые установки противотанковых ракет «Корнет». При этом бронемашина по-прежнему могла перевозить людей или грузы.

Почти одновременно и параллельно с линейкой машин на основе «Объекта 6МА» развивалось другое направление. Его основой стал транспортер «Объект 6МБ», оснащенный боевым модулем, заимствованным у бронетранспортера БТР-80А. Эта башня изначально несет 30-мм автоматическую пушку 2А72 и пулемет ПКТ. При помощи такой модернизации планировалось значительно поднять боевой потенциал МТ-ЛБМ и тем самым компенсировать недостаточный уровень бронезащиты, поскольку при помощи автоматической пушки экипаж машины мог бы обстреливать противника, не входя в его зону поражения. «Объект 6МБ» тоже стал основой для нескольких вариантов с различным вооружением:
- «Объект 6МБ2». В дополнение к автоматической пушке и пулемету эта машина могла получить гранатомет АГС-17;
- «Объект 6МБ3» и «Объект 6МБ4». На башню БТР-80А предлагалось монтировать 23-мм пушку ГШ-23, крупнокалиберный пулемет «Корд» и гранатомет АГС-30. Друг от друга проекты отличались компоновкой агрегатов и рядом других моментов.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБ с устройством для самоокапывания на позиции боевого охранения. Чечня, май 2000 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Одна из командно-штабных машин управления 42 мсд в развернутом, «рабочем» виде. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБ санитарной роты 71 мсп 42 мсд. Чечня, июль 2000 г.


Данные о производстве машин на базе «Объекта 6М» отсутствуют. Судя по имеющейся информации, все они так и остались на стадии опытных образцов, которым не удалось заинтересовать заказчика. Причиной этого, скорее всего, стали недостаточный уровень защиты базовой бронемашины, наличие полноценных специально разработанных бронетранспортеров и боевых машин пехоты, а также сложное финансовое состояние вооруженных сил.

Большой интерес представляют модификации «Объект 6М1» и «Объект 6М2», разработанные «Муромтепловозом» и «Курганмашзаводом» соответственно. В ходе этих модернизаций базовая машина МТ-ЛБМ получила новые двигатели мощностью до 300-310 лошадиных сил, новые системы трансмиссии и т.д. Согласно открытым сведениям, в серию пошла только машина от «Муромтепловоза». Она оснащается 310-сильным дизелем ЯМЗ-238БЛ-1 с механической трансмиссией, которые позволяют ей при возросшей массе иметь такие же ходовые характеристики, как и у базовых машин.

На базе «Объекта 6М1» или МТ-ЛБ М1 были созданы две легкие бронемашины, которые сейчас доступны для заказа. Первая из них, МТ-ЛБ М1А7 вооружена крупнокалиберным пулеметом «Корд» с боекомплектом в 1050 патронов, пулеметом ПКТ с 2000 патронами и гранатометом АГС-17 с запасом на 200 выстрелов. Второй многоцелевой тягач под названием МТ-ЛБ М1Б2 оснащается 30-мм пушкой 2А42, пулеметом ПКТ и гранатометом АГС-17. Боекомплект состоит из 300 снарядов, 2000 патронов и 200 гранат. Вооружение установлено на башне со стабилизатором 2Э36, заимствованной у бронетранспортера БТР-80А.

Обе новые машины, как и ранее, способны перевозить личный состав. Одновременно с тремя членами экипажа на МТ-ЛБ М1А7 и МТ-ЛБ М1Б2 могут ездить восемь и шесть человек соответственно. При этом сохраняется возможность буксировки груза, например, артиллерийского орудия. При необходимости экипаж машин может применить дымовые гранатометы 902В «Туча».

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Установка разминирования УР-77 инженерно-саперного батальона 42 мсд. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Машина управления артиллерии 1В14М. Вооружена пулеметом ПКМБ. На бортах закреплены круглые дымовые шашки, очень похожие на мины. Чечня, Ханкала, июнь 2000 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБМ 6МБ с 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом ПКТ в парке воинской части 42 мcд. Чечня, Ханкала, май 2000 г.


Ставшая независимой Украина смогла сохранить производство бронемашин МТ-ЛБ и даже провести несколько модернизаций. Примечательно, что основной задачей конструкторов Харьковского конструкторского бюро по машиностроению тоже было повышение боевых качеств транспортера. Украинцы пошли по пути развития транспортных возможностей и фактически сделали несколько новых боевых машин пехоты на базе многоцелевого тягача. При этом, в отличие от российских инженеров, украинские пришли к выводу о необходимости повышения не только огневой мощи, но и уровня защиты. Модернизированный таким образом транспортер уже мог стать полноценной боевой машиной наподобие бронетранспортеров или БМП.

Первым вариантом такого обновления стал проект МТ-ЛБР6. С машины сняли родную башенку и поставили на ее место полноценный пушечно-пулеметный боевой модуль. В башне с одним рабочим местом наводчика установили 30-мм автоматическую пушку ЗТМ-1 (украинский вариант советской 2А72) и спаренный пулемет КТ-7,62 (ПКТ украинского производства). Для экономии места внутри бронекорпуса боекомплект пушки разместили в двух коробах, расположенных по бокам от самого орудия. В лобовой проекции ящики боекомплекта прикрыты дополнительными бронелистами. Непосредственно перед ними предусмотрены шесть дымовых гранатометов «Туча».

Уровень защиты машины МТ-ЛБР6 был повышен при помощи разнесенного бронирования, устанавливаемого поверх собственного корпуса машины, и кевларового подбоя. Кроме того, ходовая часть закрыта противокумулятивными экранами. Обновление многоцелевого транспортера привело к заметному увеличению веса, что было компенсировано новым более двигателем мощностью около 310 лошадиных сил. По имеющимся данным, на Харьковском тракторном заводе было собрано и переоборудовано из имеющихся некоторое количество таких машин.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
Машина радиационной и химической разведки РХМ «Кашалот» в окопе. Тактические учения 27 мсд, Тоцкий окружной полигон, июль 2003 г.


Транспортные модификации машины МТ-ЛБ
МТ-ЛБ с модулем вооружения "Штурм" (МТ-ЛБМШ)


Похожим образом была создана модификация МТ-ЛБР7, однако от предыдущей машины она отличается составом вооружения. Вместо оригинальной орудийной башни на ней предложили монтировать боевой модуль «Штурм». Специально разработанный для унификации бронетехники модуль вооружен пушкой ЗТМ-1, пулеметом КТ-7,62, автоматическим гранатометом АГС-17, дымовыми гранатометами и пусковыми установками противотанковых ракет «Конкурс-М». Все вооружение стабилизировано. Уровень защиты соответствует предыдущей модификации, поскольку МТ-ЛБР7 также может оснащаться дополнительным бронированием.

Последней на данный момент украинской модификацией машины МТ-ЛБ является бронетранспортер МТ-ЛБМШ. В соответствии с этим проектом базовая машина получила новый 360-сильный двигатель и боевой модуль «Шквал». Вооружение этого модуля похоже на «Штурм» – автоматические пушка и гранатомет, а также пулемет и дымовые гранатометы. Однако вместо противотанковых ракет «Конкурс-М» на машине МТ-ЛБМШ используется комплекс «Барьер». Как и все предыдущие модификации украинской разработки, МТ-ЛБМШ способна перевозить до семи человек и буксировать некоторый груз, например, пушку.

Как видим, в последние годы улучшение многоцелевого транспортера МТ-ЛБ в основном шло при помощи усиления вооружений. В локальных конфликтах последних десятилетий эти машины нередко использовались в качестве транспорта для личного состава, в связи с чем возникла надобность в защите от нападения из засад. Одновременно с этим предпринимались попытки поднять потенциал тягача за счет использования более мощных двигателей и установки дополнительного бронирования. Тем не менее, оба таких метода модернизации не получили широкого распространения.

Вообще стоит отметить, что большинство стран-эксплуатантов МТ-ЛБ, предпринимая попытки улучшить имеющиеся у себя машины, ограничивалось установкой более мощного вооружения. К примеру, польские лицензионные копии тягача MT-LB сходили с конвейера оснащенными крупнокалиберными пулеметами ДШКМ. Вероятно, причиной популярности именно такого пути развития многоцелевой бронемашины стали особенности ее тактической ниши. В отличие от бронетранспортеров и боевых машин пехоты, МТ-ЛБ предназначались для перевозки личного состава и грузов вдали от переднего края и имели достаточные для этого характеристики. Поэтому силовая установка машин долгое время оставалась прежней, а бронирование не менялось ввиду отсутствия соответствующей необходимости. Когда МТ-ЛБ начали осваивать «профессию» бронетранспортера, стали появляться соответствующие модификации с другими двигателями, оружием и защитой.

Однако задолго до начала локальных конфликтов последних лет многоцелевые машины МТ-ЛБ успели стать основой для массы систем. На шасси МТ-ЛБ монтировалось оборудование зенитных ракетных комплексов («Стрела-10»), самоходных минометов («Тунджа», «Тунджа-Сани» и т.п.), машин радиационной и химической разведки (РХМ и РПМ), противотанковых ракетных комплексов («Штурм-С») и т.п. Однако после таких обновлений многоцелевые бронемашины теряли свое изначальное предназначение и уже не могли перевозить грузы или личный состав помимо экипажа или расчета систем вооружения. Тем не менее, Многоцелевой транспортер легкий бронированный оказался популярной базовой машиной. Как уже говорилось, на его основе было создано почти полсотни различных машин.

Транспортные модификации машины МТ-ЛБ


По материалам сайтов:
http://btvt.narod.ru/
http://armor.kiev.ua/
http://army-guide.com/
http://muromteplovoz.ru/
http://morozov.com.ua/
Автор: Рябов Кирилл


Мнение редакции "Военного обозрения" может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций

CtrlEnter
Если вы заметили ошибку в тексте, выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter
Читайте также
Загрузка...
Комментарии 39
  1. avt 19 апреля 2013 09:13
    Вполне удачная ,проверенная временем транспортная платформа .Прослужит еще очень долго , good но вот городить из нее БТР или БМП ну полный бред ! fool Или преступление negative .Ну давайте еще из карьерных БЕЛАЗов МРАП будем делать . request
    avt
    1. Canep 19 апреля 2013 10:56
      А почему не иметь на ее базе БМП и БТР, машина очень простая, и я считаю удачная. Запчасти на двигатель и КПП доступные. Плавать умеет. Броня правда похуже, но стоит намного дешевле, а в случае большой войны ее смогут клепать на многих заводах.
      1. avt 19 апреля 2013 11:34
        Цитата: Canep
        А почему не иметь на ее базе БМП и БТР, машина очень простая, и я считаю удачная.

        ЗАЧЕМ ??? request Хотите вместо хорошего тягача получить полное недоразумение и долго плевать что незащищенную хрень сделали ?? Ну не понимаю я этого мазохизма . Ну сколько раз уже повторяли что лучше - враг хорошего . Применяйте по назначению ,не занимайтесь самолечением и будет вам счастье .----,,впрочем если новейшие боевые модули не сильно влияют на проходимость и вместимость то - нехай будет"------соглашусь что запас карман не тянет ,особенно если характеристики не ухудшаются , но вот боюсь сразу найдутся ,,умники"и в первую линию поставят и опять начнется старая песня о главном ,незащищенном от гранатометов и сотни килограммов взрывчатки . request
        avt
        1. Canep 19 апреля 2013 13:11
          В таком случае найдутся умники которые и БМП поставят в атакующем порядке в одном строю с танками (если таковые вообще будут). У БМП защита не намного лучше МТ-ЛБ. Не забывайте что броня БМП из алюминия в основе своей. Изготовить ее (БМП) в условиях неспециализированного завода проблематично. А МТ-ЛБ из листового металла крои и сваривай хоть в колхозной мастерской, да и ремонтировать проще.
          1. redwolf_13 19 апреля 2013 15:02
            Низкий поклон "Машке" сколько она жизней спасла. Не машина а чудо. по ней стреляют а она летит приходит на точку вся как "дуршлаг" главное парни целые экипаж крестица а она урчит дальше хочет воевать.
            redwolf_13
        2. bask 19 апреля 2013 21:19
          Цитата: avt
          Хотите вместо хорошего тягача получить полное недоразумение и долго плевать что незащищенну

          Морпехи Касп.флотилии на МТ-ЛБ.
          bask
      2. Nick 4 марта 2016 03:32
        Цитата: Canep
        Броня правда похуже, но стоит намного дешевле, а в случае большой войны ее смогут клепать на многих заводах.

        Да и защиту ЛС можно усилить за счет использования современных баллистических тканей, легких и прочных
    2. bask 19 апреля 2013 22:34
      Цитата: avt
      полне удачная ,проверенная временем транспортная платформа

      Платформа ,очень удачная.Но ,в в современной ассимитричной войне,где нет линии фронта нужен бронетранспортер с противоминной и усиленной баллистической защитой.
      МТ-ЛБ создавался ,под другую военную доктрину,для войны с применением ЯО.
      В России создан в 1992 году и принят на вооружение МТ-СМ,массой 25 тонн.Но выпуск не начался.
      А вот у буржуев...Германия,гусеничный бронетранспортер G-5 разрабатывался как бронетранспортер. С использованием технологий , которые повышают защиту от фугасов и мин. Данные технологии уже применяются на колесных MRAP. Основной особенностью корпуса бронетранспортера G-5, является днище V-образной формы , наклоненное под небольшим углом и усиленное броневыми пластинами. Использование такой конструкции позволяет ((при подрыве)),, рассечь,, ударную волну по обе стороны корпуса.
      bask
    3. vladkavkaz 19 января 2015 17:58
      avt (1
      Твое мнение было бы ценным,если бы не опыт использования машин в ЧР.
      В вариантах с КПВТ и 30 мм пушкой,очень даже не плохо.
      Там где проходит МТЛБ,ни БМП,ни БТР не идет.
      Так что громко кричать,про бред,может только тот,кто на диване сидя ,стреляя в Мире Танков,по виртуальным танчикам,такое нагородит..
      Ты бы еще что нибудь про АТС -59 рассказал,мол плохая машина..
  2. rennim 19 апреля 2013 09:15
    Я служил на 1В13М, 1В14М и 1В15М. Это отличная и достаточно комфортабельная КШМ. Простая и надежная.Но ударную машину с наступательным вооружением (пускать в атаку)из нее лучше не делать.Броня очень тонкая.
  3. Забво 19 апреля 2013 09:19
    Рад видеть МТЛБ , приходилось водить эту машину.
  4. Страшный прапёрщик 19 апреля 2013 09:37
    Легендарная "маталыга"!.. Машина проверена временем, боевыми действиями и не одним поколением парней служивших на ней. У всех знакомых отзывы только положительные по поводу надежности "мтлб"-шки. Конечно, не танк, не БТР и не БМП... Но даже такая броня способна иногда очень выручить.
  5. Evgeny_Lev 19 апреля 2013 09:41
    Не полный рассказ, а где "самопальные" модификации с приверенной на верху ЗУшкой?))
    Знатный тягач, довелось месяцев 8 на срочке, его поэксплуатировать, в песках дагестана показал себя превосходно, да и на Спутнике, по снегу впереди Нон шпарил )) ++
  6. dmitry46 19 апреля 2013 10:02
    Рабочая лошадка нашей армии!
    dmitry46
  7. Rider 19 апреля 2013 11:08
    скажу так
    к небронированной и невооружённой техники армейского назначения, отношусь резкоотрицательно.
    маталыга должна обеспечить противопульную и противоосколочную защиту экипажа, и при крайнем случае огрызнутся огнём.
    но вот делать из неё эрзац БМП на мой взгляд глупо
    тут я полностью согласен с первым коментатором.
    впрочем если новейшие боевые модули не сильно влияют на проходимость и вместимость то - нехай буде (особо мне АГС нравится) wink
    однако надеюсь никто не собирается посылать тягач в первую линию атаки, тогда и более мощное вооружение ему ни к чему.

    думаю Тяж БМП на танковой базе, это будущее мотострелковых воск.
  8. Быков. 19 апреля 2013 11:24
    Да, не хилое, новое прочтение старой темы!!!
  9. Александр Киров 19 апреля 2013 11:39
    Машина первоклассная для Севера,для гор,тайга и пр 90% терретории России.Никто её на первую линию посылать не собирается,а вот вьючить на неё что понравилось можно и нужно.Василёк,АГС-17,ЗУшки,миномёты,огнемёты,ПЗРК,санитарный транспорт.Какимто чудесным образом вся документация на производство оказалась в г.Муром на Муромтепловозе,спасибо коллегам ПУТИНА И ТЕПЕРЬ ЗАГЛЯНИТЕ НА САЙТ МУРОМТЕПЛОВОЗА,это песня,а не машина.Поставили гидробъёмную передачу,унификация с БМП-3 и разные варианты боевых отделений хоть для собак .Эта машина 40 лет на вооружении и ещё 40 простоит.При современных технологиях это вещь.
    Александр Киров
    1. Rider 19 апреля 2013 12:33
      Цитата: Александр Киров
      а вот вьючить на неё что понравилось можно и нужно.Василёк,АГС-17,ЗУшки,миномёты,огнемёты,ПЗР


      а не проще Терминатор в серию пустить ?
      тока что десанта нет.

      зачем транспортному тягочу зушки и АГСы со шмелями и миномётами, вы же сами сказали что воевать он не собирается.
      его задачи привёз - выгрузил/забрал - отвалил.
      а для экстренных случаев, и ПКТ хватит.
      незачем взваливать на тягач функции БМП.

      думаю каждой машине - свой фронт работ.
      помесь ежа и ужа, не всегда есть гуд.
  10. Тартарий 19 апреля 2013 11:45
    Цитата: Забво
    Рад видеть МТЛБ , приходилось водить эту машину.

    Отличная машинка! По прямой шпарит до 90 км/час. - спидометра нет, но ощущение - good
    Ход мягкий... Спинку сидушки механика под задницу - голова поверх люка и алга! Управлять правда в таком положении с непривычки хлопотно, но когда приспособишься - одно удовольствие.
    Я правда нештатным водителем был, но всё успевал когда выход в поля и с тягачем управится, и свою работу выполнить, сослуживцу-телефонисту помочь... Млин... - вспомню, аж прёт...
    Насчет расширенных гусениц (МТ-ЛБВ), то на фотографиях того трака, который был у нас на Камчатке не увидел. Вообще трак был широкий и по камчатскому снегу грёб как будто сто мамонтов, а не 210 кобыл камазовских тащили... Так ещё и гаубица М-30 на шкворне, правда колеса широкие были, как на фото...

    Встаешь сзади тягача на утрамбованный снег между гусками - как на бетонную плиту встал. Каблук наст не давит.
    Пулемет у нас стоял ПКВТ с электроспуском...
    В учебке в Ляличах, нас курсантов арт.учебки повезли как-то лютой зимой 84-85 гг. в гражданскую баню в п. Ляличи, так весь взвод влез в десантный отсек и проход вдоль движка - щтабелями уложили "заботливые" сержанты... Еле живыми добрались - не вздохнуть было, не п...нуть... Обратно полегче - всё-таки отмытые уже тела ехали. lol
  11. Александр Киров 19 апреля 2013 11:55
    Технические ограничения.Машину нельзя переутяжелять.Боевое отделение надо в вынесенный на крыше КОРД,ПКТ,АГС,Туча.Обязательно КАЗ ЗАСЛОН и экраны решетки от обезьяны с РПГ.В тундре,а именно в Печенге пробовали БМП,а как же последнее слово техники-результат днищем на камень ,смещение двигателя,привет г.Борисов.Лыжи удобно крепить.Можно одеть прямо на броне и прыгаешь с брони в снег и пошел.В снегу по пояс лыжи не одеть,а машина стоит над тобой и не думает проваливаться в 2-х метровый снег.Я за такую машину,она и спасёт накормит и выручит в бою.
    Александр Киров
  12. Прапор Афоня 19 апреля 2013 11:56
    Цитата: avt
    Вполне удачная ,проверенная временем транспортная платформа .Прослужит еще очень долго , good но вот городить из нее БТР или БМП ну полный бред ! fool Или преступление negative .Ну давайте еще из карьерных БЕЛАЗов МРАП будем делать . request

    А по моему не одной военной машине вооружение не помешает, даже не имея брони, он из безобидной превращается в машину, которая может за себя постоять! Я не в коей мере не говорю, что на ней надо ходить в бой, но на марше, при нападении на колонну, она будет даже очень полезна.
  13. _КМ_ 19 апреля 2013 12:24
    А на замену МТ-ЛЮ что-то разрабатывалось или нет?
    1. dmitry46 19 апреля 2013 14:52
      а зачем? машина то хорошая и с большим потенциалом. Как говориться "зачем изобретать велосипед заново?"
      dmitry46
      1. _КМ_ 23 апреля 2013 17:37
        Силовой агрегат старый и крупногабаритный.
  14. Суворов000 19 апреля 2013 13:19
    Оххх и гарная весщщщщщщщщщщ!!!! как мы на ней носились, досих пор не пойму как не поубивались, по весне три раза топили и ничего вытяним просушим переберем и по новой)))надежная и безотказная
    Суворов000
  15. косопуз 19 апреля 2013 13:39
    Хороший материал, но сам масштаб статьи зачастую не позволяет автору дойти до множества деталей.
    Первое, на что следовало обратить внимание читателей, это то, что МТ-ЛБ изначально не создавался для применения на поле боя, поэтому и не обладает защитой, сравнимой с броней БТР и БМП.
    Но при этом в советское время МТ-ЛБВ использовался в ряде мотострелковых частей на севере Ленинградского военного в качестве БТР благодаря именно высокой проходимости из-за его широких гусениц. БМП на своих узких гусеницах в тундре совсем не котировалась.
    Далее: здесь есть фото машин управления. Надо обязательно заметить, что под них была создана отдельная модификация - МТ-ЛБУ - управления.
    Эта модификация имела удлинённую базу. Базовый МТ-ЛБ имел 6 пар опорных катков, а МТ-ЛБУ – на одну пару больше – семь. Это можно видеть и на фотографиях.
    Мало того, что МТ-ЛБУ имел бОльший полезный объём, благодаря удлинённой базе очень заметно увеличивалась плавность хода. При движении на МТ-ЛБУ по любым рельефам полигона ощущение было такое, что едешь на легковом автомобиле. Поэтому санитарные машины я бы советовал разрабатывать именно на базе МТ-ЛБУ.
    А вот попытки сделать из этого транспортёра боевую машину, по-моему, надо прекратить. Так как изначально при создании он для этого не предназначался, о чём я и написал в самом начале комментария. Модификации боевых машин надо делать для передовой линии на базе танка, а для второй – на базе БТР и БМП. На МТ-ЛБ же в серьёзной войне целесообразна дополнительная установка ПЗРК а при передвижениях в горах в колонне - ДШК.
    А так – машина очень удачная, простая в эксплуатации и ремонте, да и в вождении тоже.
    1. Александр Киров 19 апреля 2013 20:06
      Ну ДШК вшерашний день,КОРД могу попасть в очко верблюду,и ПКТ с АГС хватит для самообороны за глаза.А помните разворот на месте МТЛБ,одна гусеница вперёд ,другая назад.Однозначно оставляем на вооружении! Проверено-ЛенПЕХ!
      Александр Киров
      1. косопуз 20 апреля 2013 12:38
        Цитата: Александр Киров
        А помните разворот на месте МТЛБ,одна гусеница вперёд ,другая назад.

        Этот разворот возможен благодаря особой конструкции планетарных механизмов поворота - на них осуществляется двойной подвод мощности.
        Но такая конструкция имеет также и свой недостаток: при работающем двигателе на нейтральной передаче возможен самопроизвольный разворот тягача вокруг своей оси из-за разности коэффициентов трения под гусеницами.
        В своё время даже существовала шутка, что изобретатель этого механизма поворота погиб под гусеницами тягача именно во время такой ситуации.
  16. Fitter65 19 апреля 2013 13:41
    А какие РОМ(рыбацко-охотничья машина)получаються из демобилизованных МЛ-ТБ!Лучше этого транспорта по проходимости только Ми-8.
    1. dmitry46 19 апреля 2013 14:38
      если бы еще подсказали где можно купить такого дембеля, был бы очень благодарен!
      dmitry46
    2. Суворов000 19 апреля 2013 15:35
      есть неплохой конкурент ГТСМ
      Суворов000
      1. Тартарий 19 апреля 2013 17:49
        Цитата: Суворов000
        есть неплохой конкурент ГТСМ

        Что там этот клоп ГТСМ????????
        Скорее конкурент ГТТ...
  17. derik1970 19 апреля 2013 14:03
    Замечательный танчик. У нас в части такие были. Ему бы броню усилить и вооружение, замечательно бы получилось.
  18. Argon 19 апреля 2013 15:02
    Сталкивался-остался не доволен не едет аппарат,как он пушки тягает непонятно,осталось впечатление недоделанности-недоведенности.Еще был "крокодил" такой как на фото машина упр артеллерии только пустой;очевидно какая то штабная версия,ЯМЗик у него был с наддувом ехал получше,но в горах его тоже не хватает и неповоротливый он какой то.В сравнерии с БТР Д оба здорово проигрывали,ну кроме комфорта конечно.Считаю в певрую очередь следует отказаться от ярославских дизелей в пользу специализированного двигателя.А вооружение;"Корда" такой машине за глаза хватит.
    1. Тартарий 23 апреля 2013 11:19
      Цитата: Argon
      Сталкивался-остался не доволен не едет аппарат,как он пушки тягает непонятно,осталось впечатление недоделанности-недоведенности.

      Да какая ерунда! Видать просто аппарат был "уставший"... Я на гибкой сцепке тянул второй МТ-ЛБВ, да плюс с гаубицей М-30 на шкворне... Да в горку! Да еще и в парк загонял этот "поезд", маневрируя в узких поворотах 90 градусов...
  19. abc_alex 19 апреля 2013 16:42
    Каким бы замечательным этот тягач не был, но перспектив у него нет. Разработан и производился в Харькове. Украина же не то государство, на которое можно возложить сколько-нибудь значительную часть обороны РФ. Поэтому вкладывать деньги в его модернизацию мне кажется бессмысленным. Нужно разработать его отечественный аналог, унифицированнный на уровне агрегатов с современной отечественной бронетехникой.
  20. gregor6549 19 апреля 2013 17:27
    Мы в НПО Агат (Минск) умудрялись втискивать в эти "самоходы" нехилое количество аппаратуры командно штабных машин и ПУ АСУВ "Маневр". Правда для человека работать в таких КШМ и ПУ было совсем не сахар. А некоторые полковники и генералы начинали страдать клаустрофобией и просились выпустить их оттуда. Конечно для КШМ и ПУ это было не самое удачное шасси. Но выбора особого не было. Уралы и БАЗы не везде годились. Вот и использовали МТ ЛБУ да БМП
  21. gregor6549 19 апреля 2013 19:12
    И еще, Использовать машинки с такой хилой броней как у МТ ЛБУ и такой заметностью в ИК диапазоне на переднем крае вряд ли целесообразно, даже если на них навесить грозные пушечно ракетные модули. Обнаружат и сожгут без особого напряга.
  22. loki565 19 апреля 2013 23:14
    наши умельцы угробят любую технику

    1. честный еврей 19 апреля 2013 23:52
      почему в новостях не написали?

      блин мне завтра в военкомат идти
      честный еврей
    2. Argon 20 апреля 2013 02:28
      Надеюсь данный материал стал основанием для возбуждения УД военной прокуратурой.
      1. Saburov 22 апреля 2013 00:25
        Насчет дальнейшей судьбы старшего лейтенанта не знаю, а вот механику сильно раздробило ноги, но врачи постарались и он теперь хоть и хромает но ходит, МТЛБ выведена из строя, у нее полностью разорвано дно под местом механика-водителя, под нее заложили 7-10 положенных одна на другую учебных мин. А происходило это на боевых стрельбах отделений весной 2011 года на полигоне Отдельной мотострелковой бригады н. п. Шали.
  23. честный еврей 19 апреля 2013 23:54
    хотели как лучше получилось как всегда.....и да ведут себя как олени, пиздахаханьки у них, придумал он...гений...надеюсь всем там досталось с полна за такие безответственные действия, а экипаж надеюсь живет и радуется .
    честный еврей
  24. megaandrey 20 апреля 2013 00:01
    Служил на МЕТАЛЛЕ ком.взвода! Машинка песня! На крайнем севере либо метал либо ДТ-10,ДТ-30 (ВИТЯЗЬ)!Больше тут ничего просто не пойдет! Месяц назад у нас был Чирков (главком), тестируем технику МЧС, не забывать надо об уровне подготовке нынешних механов!в общем металлу быть! Два бата уже на металлах с кордами! Огневую мощь махры повысили, но ... Есть не зачеты в системе заряжания, тросик рвется...
    megaandrey
  25. Zomanus 20 апреля 2013 03:56
    Отличная машина. Если скоро начнется война, то таких наклепать будет проще, чем БТР и прочее. По тому как, если убрать триаду, воевать у нас практически нечем.
  26. вася 20 апреля 2013 13:54
    Действительно универсальное шасси для машин тылового обеспечения, или для борьбы с дикими племенами, при наличии навесов
  27. Juleandr 16 июля 2015 11:21
    Цитата: rennim
    .Но ударную машину с наступательным вооружением (пускать в атаку)из нее лучше не делать.Броня очень тонкая.

    У болгар МТЛБ ещё в советское время использовалась как БМП. Они усилили броню (разнесённое бронирование)+ серьёзное увеличение брони в лобовой проекции и установили башню с крупнокалиберным пулемётом. Так что.... при небольшой доработке, из него получается неплохой БМП.

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Картина дня