«Ура, мы ломим!». Подпись: шведы…

17 037 26
«Ура, мы ломим!». Подпись: шведы…

Хочется вместо всего этого просто задать вопрос: дорогие шведы, вы вообще куда? Хорошо, США. Хорошо, Россия. Не семимильными шагами, надо отметить, но так, без особого огонька ковыряются в проектах, потому что еще не разобрались элементарно в пятом поколении. Китай. Тоже так спокойно что-то там гоняет по небу. Европа…

В Европе всё сложно. Триумвират Франция-Германия-Испания был многообещающим, а когда к нему подключилась Бельгия со своими деньгами, то вообще было дело-огонь. Но из-за откровенного мракобесия французов коалиция практически развалилась, Франция гордо заявила «Сами сможем», Бельгия в ужасе сбежала к США за F-35, а Германия и Испания чешут затылки, пытаясь сообразить хоть что-то.



Второй триумвират, Великобритания-Италия-Япония, скажем прямо, не особо-то и смотрелся изначально. Лучшее достижение японского авиапрома – истребитель F-2, который просто «ксерокс» с американского F-16 с японской авионикой и БРЛС с АФАР, сегодня не котирующийся даже в Японии, Италия… Что говорить, если их лучший самолет – это российский Як-130, которым они под своим названием теперь барыжат даже в США, ну и совместно с британцами хотя бы «Еврофайтер» осилили.

В общем, из Европы чудес шестого поколения ждать могут только самые закоренелые оптимисты.

И тут представляете, такое вот:

Шведская программа создания боевых самолётов нового поколения, как с экипажем, так и без него, или с обоими экипажами, получила важный импульс к развитию.


Есть вообще-то, о чем задуматься на самом деле. Эти ребятки там, на севере, ковыряются потихоньку так, но:
- истребители свои;
- самолеты ДРЛОиУ и РТР – свои;
- корветы свои;
- подводные лодки свои;
- танки свои (да, лицензионный «Леопард», но очень кардинально перекоряченный);
- САУ свои.
Даже ЗРК и ракеты сами производят. В общем, дом – полная чаша. В хорошем смысле о ВПК.

Несмотря на то, что населения в Швеции чуть больше 10 миллионов, страна откровенно богатая. Индекс человеческого развития – 5 место в мире, ВВП по покупательской способности на душу населения – 17-й, ВВП номинал – 15-й.

То есть, подчеркиваю, не очень большая страна (58-я площадь в мире) с откровенно небольшим населением (90-е место) и хорошими деньгами. Отсюда что? Правильно, отсюда желание и, главное, возможность сотворить нечто этакое за свой счет.

Так вот, управление материально-технического обеспечения обороны Швеции (FMV) недавно заключило с компанией Saab контракт на сумму около 276 миллионов долларов, который будет действовать с 2025 по 2027 год. Помимо FMV, Saab будет сотрудничать с Вооружёнными силами Швеции, Шведским агентством оборонных исследований, GKN Aerospace и другими отраслевыми партнёрами.

Компания Saab получила заказ на продолжение концептуальных исследований будущих истребительных систем. Однако на данном этапе остаётся неясным, будет ли у шведских ВВС преемник Gripen с экипажем на борту или же текущие исследования приведут к созданию боевой воздушной «экосистемы», состоящей из различных типов беспилотников. Также возможно сочетание пилотируемых и беспилотных платформ.


Не обязательно так, но принцип примерно такой

В общем, всё непонятно, но деньги выделены, а значит, будет какой-то результат. Тем более, что разработка, пусть и пока в теории, но шла.


Более ранняя схема модели для программы создания боевых самолётов нового поколения с указанием сил и моментов, измеренных в аэродинамической трубе.

Новый заказ включает в себя концептуальные исследования как пилотируемых, так и беспилотных решений в рамках подхода «система систем», а также разработку технологий и демонстрационных образцов, название которых не разглашается.

Этот заказ — следующий шаг на нашем совместном пути к созданию инновационных решений для удовлетворения будущих оперативных потребностей Вооружённых сил Швеции и других заказчиков,
— сказал Ларс Тоссман, руководитель бизнес-направления Aeronautics компании Saab.

Это заявление подтверждает, что Saab также намерена экспортировать платформы, которые в конечном итоге появятся в результате этой разработки. Экспортные заказы помогут сохранить финансовую жизнеспособность программы, о чём мы говорили ранее. С другой стороны, Швеция находится в несколько уникальном положении с точки зрения экспортных возможностей, поскольку совместные боевые самолёты (СБС) и беспилотные летательные аппараты (БПЛА) становятся востребованными во многих видах вооружённых сил.

И вообще, эти хваткие ребята по чуть-чуть, но на мировой рынок вооружений потихоньку просачиваются. И «виной» тому и приемлемая (особенно в сравнении с некоторыми европейцами типа Франции) цена, и очень серьезное качество исполнения вкупе с технической продуманностью.

В компании Saab программа создания боевого самолёта нового поколения известна как Future Combat Air System (FCAS). Забавно, но такая же номенклатура используется в конкурирующих британских и общеевропейских инициативах по созданию боевых самолётов будущего. Несмотря на то, что все они отличаются друг от друга, стоит отметить, что компания Saab ранее участвовала в британской программе FCAS, но затем вышла из неё. Видимо, шведы почувствовали – добра не будет, и сбежали.

Между тем в основе всех этих разработок FCAS лежит пилотируемый истребитель, а также ряд вспомогательных дронов и других передовых технологий, составляющих систему систем. Однако абсолютно нельзя сказать, что британские и европейские разработки продвигаются быстрее, чем шведские. Особенно после развала германо-франко-испанского триумвирата.

В Европе сегодня политические дрязги и прочие нечистоплотные вещи. Вместе с энергетическим кризисом, эмигрантским кризисом, зеленой повесткой и так далее до бесконечности. Так что втихую, вдали от европейского бардака, шведы вполне смогут создать что-то интересное. Раньше-то создавали…


Примеры расчётов аэродинамики для более ранней конфигурации Saab Loyal Wingman. Судя по всему, у этой модели более незаметный выхлоп двигателя

В конце прошлого года компания Saab представила различные концепции, связанные с её инициативой FCAS, в том числе потенциальный пилотируемый истребитель нового поколения и серию дронов, предназначенных для совместной работы.


Более необычным аспектом этих взаимосвязанных концепций является использование компанией Saab общих компонентов для нескольких пилотируемых и беспилотных платформ. Это включает в себя концепцию общности между обычным истребителем Gripen E и стелс-беспилотной сверхзвуковой платформой F.

Тут еще надо не перепутать Gripen F, двухместный вариант истребителя, и проект F, который, собственно, и есть тот самый летательный аппарат будущего.


Два снимка сверхзвуковой беспилотной платформы серии F, показанные в документальном фильме от Saab в прошлом году

Использование существующих технологий должно помочь сократить расходы на программу, ускорить процесс разработки и снизить нагрузку на обслуживание и логистику после ввода таких систем в эксплуатацию. Однако это лишь один из возможных подходов, и на данном этапе Швеция, похоже, не ограничивает себя в выборе, благо он есть, этот выбор.

Это соответствовало бы общей политике «подождём и посмотрим», которой, судя по всему, придерживается Швеция, разрабатывая требования к боевым самолётам нового поколения.


Ещё один взгляд на сверхзвуковую беспилотную платформу серии F

Однако в более широком смысле то, что мы уже увидели в Saab, говорит о том, что в рамках шведской программы FCAS беспилотные платформы занимают более важное место, чем в других европейских инициативах FCAS, где дроны рассматриваются скорее как дополнение к пилотируемым истребителям. Учитывая потенциальные риски, связанные с разработкой пилотируемых истребителей шестого поколения с нуля, шведский подход может оказаться более безопасным в долгосрочной перспективе.

Компания Saab накопила значительный опыт в разработке современных беспилотных летательных аппаратов. Наиболее яркими примерами являются малозаметный шведский экспериментальный аппарат Highly Advanced Research Configuration (SHARC) и другие. Целью этого проекта была разработка конфигурации беспилотного летательного аппарата, подходящей для выполнения боевых задач, при этом он должен был быть недорогим и малозаметным. Получилось.


Saab SHARC (слева) и FILUR (справа) на фоне истребителя Gripen

Который справа, как срисованный с В-2, летательный аппарат Flying Innovative Low-Observable Unmanned Research (FILUR) — демонстратор малозаметности, впервые поднявшийся в воздух в 2005 году. По словам представителей Saab, основной целью FILUR было «показать тактическую важность технологии малозаметности, применяемой в летательных аппаратах, накопить опыт и заложить основу для требований к малозаметности будущих летательных аппаратов и систем воздушного наблюдения».

За этими исследованиями последовало участие во французском демонстрационном проекте беспилотного летательного аппарата Dassault nEUROn UCAV.


С тех пор компания Saab представила модель сверхзвукового малозаметного дрона «Верный ведомый», разработанную и отработанную в аэродинамической трубе.


Концепт Saab Loyal Wingman в аэродинамической трубе L-2000 в Королевской технической высшей школе в Стокгольме


Ещё один вид той же модели в аэродинамической трубе с одним открытым отсеком для вооружения

С другой стороны, Питер Нильссон из Saab, руководитель отдела перспективных программ компании, рассказал о планах по созданию дронов, которые «будут служить только в качестве ложных целей и будут сбиваться, но при этом могут помочь вам выполнить вашу миссию».

Это указывает на концепцию дронов с ограниченным сроком службы — достаточно недорогих, чтобы их можно было использовать в рискованных миссиях, и в то же время достаточно функциональных, чтобы подходить для таких миссий.

В прошлом году компания Saab представила исследования в рамках программы FCAS серии F, которые включают в себя перспективный истребитель с экипажем, дозвуковую беспилотную платформу массой не более пяти тонн, сверхзвуковую беспилотную платформу массой более пяти тонн и недорогую дозвуковую беспилотную платформу массой менее одной тонны. В серию F также входит многоцелевой истребитель Gripen E с экипажем, который сейчас производится для Швеции и Бразилии. Gripen E также был заказан Таиландом и победил в конкурсе ВВС Колумбии.


Экран ноутбука с изображением концептуального самолёта Saab серии F

Вполне возможно, что Швеция откажется от истребителей с экипажем и создаст в будущем «экосистему» боевых самолётов, состоящую только из различных категорий беспилотников. Теоретически да, это разумно. Страна с населением пары-тройки областей России и человеческие потери в результате вооружённого конфликта – понятия несовместимые.

В то же время примечательно, что Saab прямо заявляет, что пилотируемые решения являются частью текущих концептуальных исследований.

В целом серия F представляет собой лишь один из вариантов или потенциальных направлений развития, которые изучает компания Saab в поисках преемника Gripen. Вообще для Швеции было бы целесообразно сохранить Gripen E и использовать его в паре со стелс-беспилотниками. Мы уже обсуждали в прошлых материалах, что стелс-беспилотники, возможно, даже более актуальны для так называемых истребителей «поколения 4++», чем для истребителей пятого поколения именно в плане концепций тактического применения.

Сочетание Gripen E с малозаметными ударными беспилотниками значительно повысит живучесть и тактическую гибкость пилотируемых истребителей, а дроны станут мощным усилителем возможностей и летающими складами. Точнее, могут стать.

Швеция также могла бы создать беспилотные летательные аппараты, способные выполнять множество задач по глубокому проникновению, отдельно от ударных беспилотников. Такая концепция, сочетающая ударные беспилотники и проникающие БПЛА, позволит охватить больше областей без разработки нового истребителя.

Конечно, БПЛА, способный проникнуть малозаметно в глубину обороны противника и там нанести несколько ударов бомбами или ракетами, в отличие от беспилотника-камикадзе, способного поразить одну цель, – это интересно. Но крылатые ракеты справляются с этим ничуть не хуже. Вопрос, конечно, в первую очередь, эффективности, а во вторую – цены.


Saab Gripen E

Вот такое и без человека — это интересно, и, главное, уже разрабатывается в Швеции.

Вообще, конечно, шведы молодцы. Они прекрасно отдают себе отчет в том, что все эти потуги совместной разработки самолетов с кем бы то ни было или того хуже — закупка готовых самолетов у зарубежных производителей наверняка положит конец долгой истории разработки боевых самолётов в Швеции. То есть авиационная отрасль будет угроблена примерно так же, как это происходит сегодня в странах, которые когда-то были признанными авторитетами в этом деле.

Германия, Италия, Великобритания, Япония — да, когда-то там умели строить хорошие боевые машины. Сегодня из того списка в живых осталась только Франция, которая действительно что-то еще может. США, Россия, Китай, Франция — вот четыре, а если уж совсем честно — три с половиной страны, которые могут самостоятельно строить первоклассные самолеты. Которые пользуются спросом на мировом рынке. И Швеция — такая же страна, способная обеспечить и себя, и некоторое количество желающих. Таких, как начинающие типа Индии, Южной Кореи, Бразилии…

Угробить свой авиастроительный комплекс и отправиться на поклон в США или Францию за «Соколами» или «Рафалями» — это проще всего. Викинги легких путей не ищут, что достойно уважения даже через обуявшую их паранойю в плане российской агрессии, во имя борьбы с которой все и затеяно.

Тем не менее, учитывая заявленную цель — создать систему, которая придёт на смену Gripen, примерно к 2050 году, последний контракт гарантирует, что концептуальная работа в этом направлении будет продолжена, и будет интересно, если шведский бюджет не надорвется и появятся более подробные сведения о программе создания боевых самолётов нового поколения в Швеции. Мы с удовольствием изучим.

А в ближайшее время предстоит поговорить о той самой угрозе российской агрессии. Это будет полный сюрстремминг с клубникой...
26 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. -1
    28 октября 2025 04:03
    Теперь шведы в НАТО. Так что хочешь не хочешь, а придется шведам перейти на американское оружие.
    1. -1
      28 октября 2025 08:52
      Цитата: СВД68
      Так что хочешь не хочешь, а придется шведам перейти на американское оружие.

      А вот это они не учли. НАТО - оно такое... И все их разработки могут накрыться медным тазом. Или отложат до "лучших времен"
    2. -2
      28 октября 2025 09:15
      сааб и так делает самолеты процентов на 70 из деталей американских поставщиков.
      так что ничего не изменилось. Видимо, они получили разрешение на использование двигателей с ф-35.
      1. 0
        28 октября 2025 17:20
        Для сверхзвукового БЛА той размерности, что на экране ноутбука с будущей воздушной "экосистемой", ТРДДФ F135 не нужен. К тому же, в отличие от используемого на JAS-39E/F ТРДДФ F414 двигатель F135 так себе - не экономичный. Высокий удельный крейсерский расход.
        1. 0
          29 октября 2025 09:05
          Цитата: АлександрА
          в отличие от используемого на JAS-39E/F ТРДДФ F414 двигатель F135 так себе

          очень многое зависит от падения мощности с высотой. Насколько я знаю, у ф-35 на высоте движок имеет достойные характеристики тяги, а про JAS-39E/F ТРДДФ F414 я ничего не знаю.
          Не уверен, что он достаточно хорош. Что любопытно, многие популярные старые движки на высотах выше 9 км вполне сопоставимы по характеристикам с современными ТРД, т.е. прогресс по сути весьма умеренный. Например, Пакистан планирует заказать у нас партию глубоко модернизированных движков от миг-21. Китай их копии (но не такие хорошие) прямо сейчас выпускает сотнями. Французы внезапно начали находить сбыт на свои старые двигатели от миражей.
          1. 0
            29 октября 2025 13:15
            Цитата: multicaat
            очень многое зависит от падения мощности с высотой. Насколько я знаю, у ф-35 на высоте движок имеет достойные характеристики тяги, а про JAS-39E/F ТРДДФ F414 я ничего не знаю. Не уверен, что он достаточно хорош.

            С учётом того что для JAS-39E c ТРДДФ F414-GE-39E заявлена крейсерская сверхзвуковая скорость М=1,25 на большой высоте, а F414-GE-100, модификация F414-GE-39E отличаются программным обеспечением, топливной магистралью и отсутствием монтажных направляющих, стала двигателем для экспериментального сверхзвукового самолёта Lockheed Martin X-59 Quesst ("Quiet SuperSonic Technology") вчера совершившего первый полёт:

            https://en.wikipedia.org/wiki/Lockheed_Martin_X-59_Quesst
            https://rg.ru/2025/10/29/pervyj-polet-sverhzvukovogo-samoleta-x-59-v-ssha-sniali-na-video.html

            У меня нет сомнений в высокой тяге ТРДДФ F414 на больших высотах и транс- и сверхзвуковых скоростях.

            Ожидается что имеющий максимальную взлётную массу 14 700 кг экспериментальный самолёт X-59 с двигателем F414-GE-100 продемонстрирует бесфорсажную крейсерскую сверхзвуковую скорость М=1,42 (1510 км/ч) на высоте 55 000 футов (16 800 м).

            Ни одна из версий F-35 с той или иной модификацией ТРДДФ F135 полёт на больших высотах и бесфорсажной крейсерской сверхзвуковой скорости не демонстрирует.
            1. 0
              29 октября 2025 13:21
              Цитата: АлександрА
              Ни одна из версий F-35 с той или иной модификацией ТРДДФ F135 полёт на больших высотах и бесфорсажной крейсерской сверхзвуковой скорости не демонстрирует.

              вроде бы отчитывались, что ф-35 м 1.1 могёт?
              но речь не об итоговой тяге и ттх самого самолета, аэродинамика и т.д.
              речь о качестве самого движка, доле падения мощности, влияние на расход топлива.
              для ТРД пд-14 падение мощности на высоте более значительно, чем ПС90. Этот старый движок внизу уступает почти на треть, а вверху лучше процентов на 10. И внезапно в крейсерском режиме топливная эффективность , скорость и ЛТХ довольно старых уже ту-204 и 214 вполне себе конкурирует с новейшими боингами и МС-21
              В общем, надо посмотреть на реальные показатели.
              1. 0
                29 октября 2025 14:06
                Цитата: multicaat
                вроде бы отчитывались, что ф-35 м 1.1 могёт?

                F-35A могёт в полёт с полным форсажем на скорости М=1,06 ( 700 узлов, 806 миль в час, 1296 км/ч) на уровне моря. Нормальные то истребители, к примеру F-15EX, с полным форсажем на уровне моря демонстрируют М=1,2 (800 узлов , 921 милю в час; 1482 км/ч). Цифры я привёл с en.wikipedia.org
                речь о качестве самого движка, доле падения мощности, влияние на расход топлива.

                Я уже отметил что F135 характеризуется высоким крейсерским расходом топлива (поменьше конечно чем у F119, но всё же). Если это по Вашему никак не характеризует качество данного двигателя, то я даже не знаю что должно характеризовать.

                F135 на сегодня самый мощный двигатель в истребительной авиации, к тому же имеющий модификацию для СКВВП. Собственно всё. Других выдающихся характеристик у него нет.

                F135 тяжелый, не экономичный, в трех модификациях применяется только на одном типе боевого самолёта - F-35, на трёх его модификациях. Аэродинамика всех трёх модификаций F-35 такова что этот самый мощный в истребительной авиации двигатель не смог "раскрыться" и обеспечить ни одной из этих модификаций приемлемые разгонные характеристики, крейсерскую сверхзвуковую скорость и максимальную скорость полёта выше М=1,6.

                Так как аэродинамику F-35 кардинально исправить уже невозможно, то вообщем-то на значимое повышение ЛТХ F-35 уже махнули рукой. Ведутся работы по модернизации F135 для перспективных вариантов F-35 Block 4. От разработки для F-35 принципиально нового двигателя адаптивного цикла повышенной тяги на основе демонстратора General Electric XA100 Пентагон отказался ещё в 2023 году. Денег не хватило:

                https://en.wikipedia.org/wiki/General_Electric_XA100

                для ТРД пд-14 падение мощности на высоте более значительно, чем ПС90.

                Потребная для крейсерского полёта авиалайнера тяга составляет 18-25 % от тяги на взлётном режиме. Например тяга ПС-90А на взлётном режиме 16000 кгс, а потребная тяга на крейсерском режиме (H = 11 км, M = 0,8), всего 3500 кгс. Этого достаточно. Я без понятия кто и по каким причинам решил покритиковать ПД-14 за "падение мощности". Крейсерской тяги ПД-14 достаточно для для обеспечения гипотетическому ремоторизованному Ту-204 той же крейсерской скорости полёта что и с двигателями ПС-90А. Другое дело что максимальная тяга на взлётном режиме у ПД-14 на 14,3 % ниже чем у ПС-90А. Это безусловно отрицательно повлияет на взлётные характеристики гипотетического ремоторизованного на ПД-14 Ту-204. Видимо по этому и разрабатывают ПД-14М с максимальной тягой на взлётном режиме 15600 кгс.
    3. +2
      28 октября 2025 09:50
      Цитата: СВД68
      хочешь не хочешь, а придется шведам перейти на американское оружие

      Это утверждение не всегда справедливо. Та же Турция (один из старейших членов Альянса), к примеру, совершенно не зависима от ВПК США, у них полно своих, собственных поставщиков вооружения, во всех его видах.
    4. -1
      28 октября 2025 18:09
      Цитата: СВД68
      Теперь шведы в НАТО. Так что хочешь не хочешь, а придется шведам перейти на американское оружие.

      Без американских двигателей шведские самолеты уже давно летать не умеют.
  2. +1
    28 октября 2025 05:49
    На Грипене стоит американский двигатель, выпускаемый "Вольво" по лицензии.
    1. -1
      28 октября 2025 10:40
      выпускаемый "Вольво" по лицензии.

      СААБом?
      1. -1
        28 октября 2025 13:01
        Gripen оснащены двигателями шведской компании Volvo Flygmotor, основанными на американской разработке GE F404
        1. -1
          28 октября 2025 13:55
          всегда считал, Вольво - это грузовые и легковые машины и только СААБ - кроме легковых машин занимался еще авиацией...
          Спасибо
          1. 0
            28 октября 2025 19:02
            всегда считал, Вольво - это грузовые и легковые машины

            И двигатели, конечно :
            Saab 35 Draken-Двигатель: 1 × Volvo Flygmotor RM 6C турбореактивный с форсажной камерой
            Saab 37 Viggen. Силовая установка Volvo Flygmotor RM-8A, основанная на двигателе Pratt & Whitney JT8D.
            Saab JAS 39 Gripen. Двухконтурный турбореактивный двигатель Volvo Aero RM-12, разработанный на базе General Electric F404.
  3. -1
    28 октября 2025 05:55
    Предполагается,наверное,может быть,скорее всего, расчитывается и прочее,жизнь покажет, вот интересно в скольких конфликтах принимало участие именно шведское оружие??? И какие имело отзывы,создать образец и не обкатать в реальном бою ну тут 50/50. Так что все эти выкладки и расчеты это всё пока не серьёзно.
    1. D16
      +3
      28 октября 2025 07:33
      скольких конфликтах принимало участие именно шведское оружие???

      Гранатомет "Карл Густав". smile
      1. +2
        28 октября 2025 10:35
        cv 90 оазных модификаций в войне с террором в афганистне и в африке и показала себя достаточно зорошо (хотя на этом ресурсе ее не особо любят) (в данном случе я говорю о голоандских и датских версиях cv9035)
    2. +1
      28 октября 2025 11:17
      Название фирмы Эрликон произошло от названия одного из пригородов Цюриха. Снаряды управлямого подрыва AHEAD - это тоже Эрликон...
  4. -1
    28 октября 2025 11:11
    Второй триумвират, Великобритания-Италия-Япония, скажем прямо, не особо-то и смотрелся изначально.

    Написал автор, а потом вспомнил о японцах и итальянцах, а англичан при анализе как-то просто пропустил. Понятно почему- современная авиастроение, что европейское, что частично американское и советско- российское так или иначе базируется на английских идеях и разработках. Кто двигатель то ли в карты, то ли бильярд выиграл, кто поворотное сопло у Ролс- Ройса прикупил, но англичане везде засветились...
    А сейчас англичане активно работают над 6 поколением, используя как опорную точку пятое поколение, которое они делают для турок.
  5. -3
    28 октября 2025 14:57
    Смотрим сколько в год выпускается и расходимся. Дорогой однодвигательный рыдван. Шведы подтверждают этот тезис голосованием.
  6. -1
    28 октября 2025 16:23
    Швеция вступила в НАТО , теперь там все будет из Америки .Кто будет против постигнет участь Улофа Пальмы . Очередная украинская сказочка ?
  7. 0
    28 октября 2025 20:31
    Стесняюсь спросить, а двигатели на "своих" свои? Второй вопрос: а какова цена у техники выпущенной десятками?
  8. -1
    28 октября 2025 22:28
    Вот фото и можно сравнить кто у кого копировал.
  9. 0
    28 октября 2025 22:35
    Цитата: solar
    Название фирмы Эрликон произошло от названия одного из пригородов Цюриха. Снаряды управлямого подрыва AHEAD - это тоже Эрликон...

    Эээ...Стесняюсь спросить. А Цюрих в Швеции, что ли?
  10. -1
    29 октября 2025 01:16
    Когда прочитал, что "лучший самолет Италии - это Як130", то дальше уже можно не читать. Автор, учите матчасть. И (может) лучше попробуйте писать на тему скрещивания плодовых деревьев. Там - на пару уровней попроще.